Полезные статьи

Закон рф о гражданстве анализ

Закон рф о гражданстве анализ

Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
63 выпуск (специальный)
28 ноября 2003 года

«Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ»

17 октября принят в первом чтении и в целом Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (проект № 369592-3), внесенный Президентом РФ.

Закон, вступивший в силу 1 июля 2002 года, за прошедшие после его принятия полтора года был не раз прокомментирован — прежде всего, самой жизнью, и отнюдь не в похвальных тонах. Лишив людей права на гражданство (отказ от признания этого права — основное отличие закона 2002 года от закона 1992 года), власть обрекла на унижения, страдания, лишения миллионы людей, считавших себя россиянами и в одночасье отлученных от родной страны. Фактически были перечеркнуты, хотя формально и не были отменены, гарантии Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» о признании гражданами РФ всех лиц, состоявших в гражданстве СССР и их потомков по прямой нисходящей линии, не заявивших путем свободного добровольного волеизъявления о своем желании состоять в гражданстве других государств. В сочетании с драконовскими условиями легализации иностранных граждан и лиц без гражданства на российской территории (что было сделано Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») новый закон о гражданстве фактически остановил процесс внешнего воспроизводства граждан: поскольку смертность граждан России давно перекрывает рождаемость, годовая убыль россиян оказалась значительно выше предыдущих лет, когда гражданство получали сотни тысяч человек «извне».

Реагируя на вызванное принятием закона общественное возбуждение, Президент еще осенью прошлого года признал, что новые правила приема в гражданство «получились» излишне жесткими (будто не он их вносил и одобрял!) и должны быть частично пересмотрены. Тогда же через все СМИ было объявлено, что именно Президент предложит в закон смягчающие изменения.

Ожидание этой милости растянулось на год. За это время депутатами не раз предпринимались попытки начать процесс либерализации закона, не дожидаясь президентских поправок. Сергей Юшенков и Борис Надеждин представили такие проекты в апреле 2003 года — для их прохождения не хватило примерно 20 голосов. В мае Дума даже приняла в первом чтении (с небольшим перевесом голосов) законопроект, внесенный депутатами Евгением Ищенко (вне фракций), Николаем Арефьевым, Николаем Коломейцевым (КПРФ), Сергеем Загидуллиным, Александром Орголайненом («Народный депутат»). Проект предусматривал упрощение приема в гражданство лиц, родившихся на территории РСФСР, имевших гражданство СССР, проживавших в государствах, входивших в состав СССР, и проживающих на территории РФ на дату вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (т.е. на 1 июля 2002 года). Для данной категории не требовалось, согласно проекту, соблюдения установленного законом срока постоянного проживания на территории РФ. Однако, у этого не санкционированного Кремлем проекта не было особых перспектив. Заявлялось, что «более правильные» поправки к закону о гражданстве готовятся по поручению Президента и якобы будут внесены в середине июня.

«Середина июня» дотянулась до конца сентября. Президент не спешил, а действующий закон тем временем множил несчастья людей и милицейскую коррупцию.

Изменения в закон были приняты скоропалительно, без детального обсуждения и сразу в трех чтениях. Последнее обстоятельство — яркий мазок к портрету нынешний Думы, декорационная функция которой становится все более очевидной. Субъекты права законодательной инициативы, в том числе депутаты, оказались лишены неотъемлемого права представить свои поправки к законопроекту. Между тем, право законодательной инициативы включает в себя как право вносить законопроекты, так и право представлять обязательные для рассмотрения поправки к проектам, внесенным другими субъектами.
Процедура, избранная Думой при рассмотрении президентского проекта о гражданстве, не только не соответствует статье 104 Конституции. Она унизительна для парламента и каждого из его членов. Меньшинство, желающее реализовать свои конституционные полномочия и внести поправки, лишилось такой возможности. Равно и члены Совета Федерации были отстранены от законодательного процесса, хотя Конституция наделяет их не только правом голосовать за принятые Думой законы, но и участвовать в их принятии.

Сколь бы хорош ни был законопроект, его достоинства сильно снижаются псевдопарламентским, по сути, порядком его принятия. Если задаться вопросом, что предпочтительнее: ухудшение проекта в процессе его принятия при соблюдении процедуры либо прохождение более совершенного и соответствующего потребностям людей закона с грубым нарушением установленного порядка, ответ не очевиден. Что лучше: жить с худшим законом в правовом государстве или получать, как милость, «лучшие» законы, обретаясь в царстве самовластья и произвола?

Нахрапистость большинства — не в удивление при нынешнем режиме. Печально то, что так называемая оппозиция, находящаяся в меньшинстве, не смогла выдавить из себя ни одного слова в защиту парламентаризма: против рассмотрения проекта в целом, минуя процедуру второго чтения, не возразил никто из депутатов.

Изменения, в постатейном порядке, выглядят так:
1. По первоначальной редакции от 31 мая 2002 года приобретение гражданства по рождению наступает в случае, если оба родителя ребенка, родившегося в РФ, проживают в РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, а государства, гражданами которых являются родители, не предоставляют ребенку гражданство.

В новой редакции текст дополнен приобретением ребенком гражданства и в ситуации наличия у него лишь одного родителя. Это исправление совершенно справедливо.
2. Отсчет 5-летнего срока непрерывного проживания на территории РФ, необходимого для приобретения гражданства в общем порядке, в случае отсутствия у претендента на его получение вида на жительство исчисляется для лиц, прибывших в Россию до 1 июля 2002 года, со дня регистрации по месту жительства. Такова новая редакция.

Хотя эта поправка на практике способна облегчить участь многих, она имеет абсолютно неправовой характер.
Прежде всего, она не соответствует статье 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Эта норма Закона РФ относима к иностранным гражданам и лицам без гражданства: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации» (статья 1 Закона РФ).

Регистрация объявляется основанием получения гражданства. Таким образом, эта формальность (а регистрация является именно формальностью, а не правоустанавливающим фактом) влечет несоразмерные правовые последствия. Люди, годами на законных основаниях проживавшие в Российской Федерации, не имея постоянного места жительства (например, снимая жилье и регистрируясь по месту временного пребывания), не были предупреждены о том, что от их регистрации по месту жительства будет зависеть реализация их права на гражданство. Таким образом, государство решило поменять правила игры задним числом, обманув сотни тысяч людей, не связывавших проблему получения гражданства с регистрацией по месту жительства. Государство, кроме того, ухудшило их правовой статус, поставив в неравное положение с теми, кто до июля 2002 года имел постоянную регистрацию. По сути, нарушен принцип статьи 54 Конституции, согласно которому никто не должен нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Конечно, новая редакция закона не объявляет людей, живших в России без регистрации, правонарушителями. Но она фактически наказывает их за отсутствие регистрации, существенно ограничивая их в правах, порождаемых гражданством. Между тем, и действовавшее ранее, и современное административное законодательство определяет за нарушение регистрационных правил только штраф, но не поражение в одном из основных прав — праве на гражданство.
Кроме того, решая проблемы одной группы, новый пункт ставит в невыгодное положение другую: после вступления в силу Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и подзаконных актов к нему многие поспешили обзавестись видом на жительство как стартовой ступенькой к дальнейшему получению гражданства. Эти люди могли иметь регистрацию до 1 июля 2002 года и, следовательно, даже возможность подтвердить 5-летний срок. Однако, получив вид на жительство, они отрезали тем самым себя от неожиданно дарованных таким как они льготных возможностей.
3. Устанавливается (новый пункт 4 статьи 13), что граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в российских Вооруженных Силах, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство без соблюдения общих требований и без представления вида на жительство.

Данная норма содержательно объединена со специальным законом с незаметным названием «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (проект № 369594-3), принятым одновременно с рассматриваемой новой версией закона о гражданстве.
Это дополнение, для многих полезное, и электорально выгодное Кремлю, ставит, однако, вопрос о виновности в побуждении к совершению уголовно наказуемого деяния, предусмотренного частью второй статьи 359 (вербовка наемника, совершенное лицом с использованием своего служебного положения).
Получилось так, что благими намерениями легализации очутившихся в состоянии безгражданства военнослужащих оказалась вымощена дорога к наемничеству.

В Комментарии к Уголовному кодексу РФ под редакцией Ю.И.Скуратова и В.М.Лебедева говорится: «Общественная опасность наемничества заключается в том, что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что в человеческом сообществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства.»

Военнослужащий — гражданин России дает присягу защищать свободу, независимость и конституционный строй России, но главное — ее народ и Отечество. Для иностранного гражданина здесь нет Отечества. Поправкой в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» иностранному гражданину предложено, вместо присяги, давать обязательство, в котором нет ни слова о защите конституционного строя и народа, а говорится лишь о строгом выполнении приказов командиров и начальников. Следовательно, нельзя исключать, что эти люди понадобятся когда-нибудь для того, чтобы стрелять в народ. Тем более что, приспосабливая Федеральный закон «О статусе военнослужащих» под иностранных граждан, из него вовсе исключили — не только для иностранных, но и для российских военных — обязанность быть защитниками своего народа (поправка в статью 26).

4. Статья 14 закона дополняется нормой о праве обращения о приеме в гражданство без соблюдения условия 5-летнего проживания граждан государств, входивших в состав СССР, получивших среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в российских образовательных учреждениях после 1 июля 2002 года.

Это дополнение расширяет круг лиц, которыми гражданство может быть получено в упрощенном порядке. При этом правом получения гражданства лица из бывших союзных республик, получившие образование в России, могут воспользоваться независимо от проживания в РФ на момент обращения с заявлением и, следовательно, независимо от наличия у них вида на жительство.

5. Первоначальная редакция закона определяла для лиц, родившихся на территории РСФСР и имевших союзное гражданство, состоящих в браке с гражданином РФ не менее трех лет, а также нетрудоспособных, имеющих дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ, сокращение срока обязательного проживания до одного года. Новой редакцией требование годового срока непрерывного проживания снимается. Однако требование предоставления вида на жительство (а значит, прохождение всех связанных с этим мытарств, включая годовой срок постоянного проживания с соответствующим разрешением для получения вида на жительство) для перечисленных категорий сохраняется.

6. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в РФ на 1 июля 2002 года могут быть приняты в гражданство вне зависимости от срока проживания и без получения вида на жительство. Не забыты и ветераны Великой Отечественной войны, от которых для получения гражданства не требуется вида на жительство, подтверждения срока проживания, наличия законных источников средств существования, знания русского языка. Ветераны войны не обязаны даже обращаться в иностранное консульство с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства.

7. Все иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года либо после того получившие разрешение на временное проживание принимаются в гражданство без предварительного представления вида на жительство, без необходимого срока постоянного проживания, без подтверждения наличия законного источника средств существования и владения русским языком, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести российское гражданство.
8. Наконец, значимо исключение пункта «з» статьи 16 закона. Хотя подтверждение наличия законного источника средств существования для подающих заявления о приеме в гражданство на общих основаниях, а также, в ряде случаев, в упрощенном порядке сохраняется, непредоставление подтверждений законности доходов за необходимый срок непрерывного проживания не может служить, согласно новой редакции, основанием для отклонения заявления.

Таким образом, наибольшие послабления получили граждане бывшего СССР. Власть рассчитывает, по-видимому, что из чувства признательности миллионы восстановленных в правах новых подданных будут правильно голосовать на приближающихся президентских выборах.

29 октября проект одобрен Советом Федерации, 11 ноября подписан Президентом, 12 ноября опубликован.

old.memo.ru

Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (постатейный). Действующая редакция. С последними изменениями и дополнениями от 2015 г. Читать онлайн.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава IV. ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящее издание представляет постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (далее – Закон). В комментарии на основе существующих в правовой науке представлений о гражданстве и действующем законодательстве раскрываются содержание и смысл положений данного Закона. Особое внимание в комментарии уделяется вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, гражданства детей и недееспособных лиц, раскрываются вопросы деятельности органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации и производства по делам о гражданстве Российской Федерации.

Комментарий рассчитан на широкий круг читателей. В первую очередь он адресован участникам отношений в сфере гражданства – должностным лицам органов, ведающих делами о гражданстве, правоохранительных и иных органов государственной власти, судьям, адвокатам, юристам и др. Комментарий также будет полезен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и юридических факультетов. Настоящее издание может быть использовано в качестве методического обеспечения учебных дисциплин, связанных с вопросами гражданства, и рекомендовано всем, кто интересуется вопросами российского гражданства и миграции.

При подготовке настоящего издания использованы нормативные правовые акты по состоянию на 15 июля 2014 года.

Принятие комментируемого Закона является новой страницей в развитии отечественного института гражданства. Федеральный закон был принят в условиях острых дискуссий и стал компромиссом различных взглядов и убеждений по вопросам прав и свобод человека и гражданина, гражданства и российской государственности. Новый Закон учел изменения, произошедшие за последнее десятилетие на постсоветском пространстве, и был направлен на реализацию положений Конституции РФ, международных стандартов и принципов в области прав и свобод человека и гражданина.

Важным концептуальным качеством Федерального закона о гражданстве стало сохранение преемственности правового регулирования, несмотря на его значительное обновление. Многие правовые традиции в сфере гражданства, часть из которых берет начало с российского подданства, были сохранены в комментируемом Законе, например, приоритет “права крови”, разнообразие форм приема, равенство граждан и мн. др.

Реализация комментируемого Закона столкнулась с рядом трудностей, которые привели к его изменениям и дополнениям. Многие причины первых поправок были связаны с несвоевременным подзаконным правотворчеством, завершением перехода на новые паспорта, недостаточным информированием населения. В дальнейшем значительная часть изменений и дополнений Федерального закона была объективно необходима для совершенствования регулирования отношений гражданства Российской Федерации. Это было связано с изменением представлений законодателя о регулировании приобретения российского гражданства на фоне миграционных процессов, протекающих на постсоветском пространстве и непосредственно в Российской Федерации. Однако произошедшие изменения комментируемого Закона не только существенно обогатили отечественный институт гражданства, но и доказали востребованность Федерального закона, его реальность и жизнеспособность. Принятие только за несколько лет действия настоящего Федерального закона более нескольких миллионов граждан в российское гражданство стало настоящим испытанием для Федерального закона и его правоприменителей.

Комментируемый Закон действует более 10 лет. За это время накоплен большой опыт в правовом регулировании отношений гражданства, применении норм Федерального закона, получили разъяснения его отдельные положения, формируется судебная практика. Однако сложности с его применением остаются, что в большинстве своем связано с пониманием норм комментируемого Закона, чему посвящено настоящее издание.

Ванюшин Ян Леонидович, кандидат юридических наук, доцент, работал в составе секции по совершенствованию законодательства о гражданстве и миграции Экспертно-консультативного совета Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками, участвовал в подготовке проекта Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о гражданстве”, подготавливал правовые заключения для территориальных органов ФМС России. Автор 40 работ по вопросам российского гражданства, миграции, деятельности органов внутренних дел и органов ФМС России.

Сенникова Светлана Михайловна, заместитель начальника УФМС России по Челябинской области, полковник внутренней службы, опыт работы в сфере гражданства более 15 лет.

zakoniros.ru

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) утратил силу. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 157-ФЗ.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

б) имеют законный источник средств к существованию;

в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»), — по заявлению опекуна или попечителя;

г) ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещен ребенок;

д) недееспособное лицо, помещенное под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещено недееспособное лицо.

7. В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

www.zakonrf.info