Полезные статьи

Закон про адвокатов

Путин подписал закон о борьбе с «карманными адвокатами следствия»

Президент Владимир Путин подписал поправки в закон об адвокатской деятельности и адвокатуре, которые наделяют Федеральную палату адвокатов (ФПА) правом устанавливать единый порядок назначения защитников, принимающих участие в уголовном деле по инициативе суда или следствия.

Разработкой закона занимался глава думского комитета по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников. Его первое чтение состоялось только в конце июня, хотя документ был внесен в Думу еще в марте. Спустя месяц он был окончательно одобрен депутатами, после чего этого сделали и сенаторы (см. «Депутаты приняли закон о борьбе с «карманными адвокатами следствия» во втором чтении»).

Объясняя необходимость инициативы, Крашенинников рассказывал, что у каждой региональной палаты свой порядок назначения адвокатов, из-за чего в практике отсутствует единообразие. Чтобы его установить и повысить «эффективность реализации конституционного права каждого человека на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленного ст. 48 Конституции», были внесены необходимые поправки в подп. 5 п. 3 ст. 31 и п. 3 ст. 37 Закона.

Еще на стадии их рассмотрения председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев отмечал, что они помогут решить проблему так называемых «карманных адвокатов» – тех, которые работают в одной «связке» со следователями. Рустам Курмаев, партнер практики по разрешению споров юрфирмы Goltsblat BLP, пояснял, что деятельность таких «защитников» зачастую грубо нарушает права и законные интересы лиц, вовлеченных в уголовно-процессуальную среду, поскольку они нивелируют конституционную гарантию права на квалифицированную юрпомощь, а их «работа» создает условия для возможности злоупотребления сотрудниками правоохранительных органов своими полномочиями, фальсификации доказательств и оказания неправомерного воздействия на фигурантов уголовных дел и свидетелей. В самой ФПА соглашались, что предлагаемый подход решит возникшие проблемы.

С текстом федерального закона от 29 июля 2017 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в статьи 31 и 37 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (законопроект № 127234–7″) можно ознакомиться здесь.

В адвокаты в три этапа: Минюст показал новую концепцию регулирования юррынка

Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.

Первый этап: новые законы

Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:

1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

Второй этап: упрощенный экзамен не для всех

В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.

Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА. Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.

В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.

Финальный аккорд: сроки могут продлить

Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года – с 2020 по 2022 год. За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.

Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.

Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:

  • Установить число лиц, которые получили статус адвоката в упрощенном порядке, уточнить динамику увеличения численности адвокатского сообщества;
  • Оценить доступность адвокатских услуг для всех категорий граждан в денежном эквиваленте;
  • Подсчитать число вновь зарегистрированных адвокатских образований
    и их организационно-правовые формы;
  • Узнать число адвокатов, которые заключили трудовые договоры с адвокатскими образованиями;
  • Выявить проблемы правоприменения, которые возникли при реализации Концепции.

Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.

Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. «Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование»). Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

О законопроекте

Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.

Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.

Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».

С текстом законопроекта № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» можно ознакомиться здесь.

pravo.ru

Министерство юстиции разработало закон об адвокатах и юристах. Что предлагается изменить?

С чем согласны и не согласны адвокаты и юристы Казахстана в предлагаемом законопроекте Министерства юстиции, разбирался Informburo.kz.

Как устроены коллегии адвокатов?

В Казахстане действует Республиканская коллегия адвокатов. Чтобы стать адвокатом, сегодня нужно внести взнос – примерно 800 тысяч тенге. Таким образом, если в год желанием стать адвокатом изъявляют 50 адвокатов, то территориальная коллегия получает 40 млн тенге. Председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел рассказал, как и кем эти деньги расходуются.

«Оплачивая эти взносы, адвокаты финансируют свою будущую деятельность: приобретение помещений для юридических консультаций, оснащение их всем необходимым для работы. За счёт каких средств решать потребности коллегий в будущем, если эти взносы будут снижены? Мы ведь не получаем на эти цели от государства ни одного тенге. При отмене взносов приобретение новых помещений юридических консультаций и их техническое оснащение станут затруднительными. Кроме того, согласно закону, адвокат должен постоянно повышать свою квалификацию. Организовать учебный процесс для адвокатов и стажёров без соответствующих средств будет проблематично», – прокомментировал Ануар Тугел.

По словам председателя Республиканской коллегии адвокатов, вступительный взнос может быть оплачен не сразу, а в течение нескольких месяцев. Адвокаты, желающие работать в сельской местности, освобождаются от взноса, а членские взносы выплачивают в размере пятидесяти процентов от установленной ставки.

Министерство юстиции предлагает отказаться от вступительных взносов. По мнению Ануара Тугела, в результате уменьшения сбора средств от первоначальных взносов у коллегий не будет возможности финансировать приобретение новых помещений и создание новых рабочих мест для адвокатов за счёт коллегий.

«Это приведет к необходимости для начинающих адвокатов обеспечивать себя всем необходимым самостоятельно (арендовать или приобретать офис, оргтехнику, канцелярские принадлежности). Сейчас эти проблемы начинающих адвокатов чаще всего решают юридические консультации, содержащиеся за счёт взносов. Именно для этого в каждой коллегии существует материальная база, складывающаяся из вступительных и членских взносов. Поэтому до рассмотрения вопроса об отмене вступительных взносов необходимо решить вопросы альтернативных источников для материально-технического оснащения адвокатуры», – высказался Ануар Тугел.

В состав республиканской коллегии входят 16 территориальных коллегий, а это около 4,5 тысяч адвокатов. Цели Республиканской коллегии адвокатов:

  • обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи; содействие обеспечению высоких стандартов профессиональной этики;
  • представление интересов адвокатуры в законотворчестве;
  • диалог с обществом – освещение вопросов и проблем адвокатской деятельности, национального и международного права.
  • Что Министерство юстиции предлагает изменить?

    В предлагаемом законопроекте Министерство юстиции предлагает: вопрос, виновен или не виновен адвокат, при поступлении жалоб от граждан должны решать прокуроры, депутаты и представители уполномоченного органа. По мнению ведомства, адвокаты, которые сидят в комиссиях, из корпоративной солидарности зачастую оставляют своих коллег без наказания.

    «По результатам рассмотрения 553 жалоб на действия адвокатов к дисциплинарной ответственности привлечено 109 человек. В 305 случаях президиумами вынесены заключения об отсутствии в их действиях нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности. Мы полагаем, что так статистика выглядит из-за корпоративной солидарности», – сказал заместитель министра юстиции Жаннат Ешмагамбетов.

    В Министерстве юстиции заявили о том, что адвокатам не нужно так резко реагировать на предлагаемую норму закона, так как последнее слово при принятии окончательного решения всё равно будет за адвокатами.

    «Зачастую никто не знает, по каким основаниям и почему адвокат привлекается или не привлекается к ответственности. Мы не настаиваем на том, чтобы в состав комиссий входили прокуроры. Туда могут включить представителя Министерства юстиции, судей в отставке. Депутатов предложили коллегии адвокатов: мол, зачем госслужащих – давайте представителей общественности. Будут ли эти депутаты с юридическим образованием – вопрос открытый. Мы его рассмотрим. Хочу также отметить, в норме законопроекта говорится о том, что по количеству участников дисциплинарной комиссии абсолютное большинство будет у коллегии адвокатов», – говорит Жаннат Ешмагамбетов.

    Кроме этого ведомство предлагает адвокатам отказаться от вступительных взносов. Чиновники считают, что если вступительный взнос отменят, то в стране появится больше практикующих адвокатов, и качество оказания юридических услуг повысится.

    «На одного адвоката в Казахстане приходится 3 890 казахстанцев. Чтобы избавиться от дефицита, предлагается отменить вступительные взносы. На сегодня размер вступительного взноса варьируется от 700 до 800 тысяч тенге. Рост численности адвокатов усилит конкуренцию, будет мотивировать адвокатов повышать свой профессиональный уровень», – заявил заместитель министра юстиции Жаннат Ешмагамбетов.

    В законопроекте говорится об одежде адвокатов. По словам заместителя министра юстиции, возможно, адвокаты будут носить мантии.

    «Кратко выскажусь о мантиях. В одной из норм в законопроекте предлагается выделить форму для адвокатов. Однако на предварительных заседаниях рабочих групп часть адвокатов высказалась против. По мнению большинства, адвокаты не судьи, им просто-напросто негде будет переодеваться», – прокомментировал Жаннат Ешмагамбетов.

    Государство также предлагает внедрить специальную электронную базу. В законопроекте предусмотрено создание информационной системы e-advocat. Таким образом у адвокатов появится возможность получить доступ к базам госорганов.

    Ещё в Казахстане планируется внедрить практику Probono, то есть казахстанские адвокаты должны будут работать бесплатно во благо социально уязвимых слоёв населения.

    «Предлагается наделить адвокатов правом оказания бесплатной юридической помощи определённое количество часов в год. При этом минимальный объём и порядок оказания таких услуг должен регулироваться самими адвокатами, юристами, в лице саморегулируемых организаций, профессиональных объединений», – сообщил Жаннат Ешмагамбетов.

    Кроме того, в законопроекте предлагается юристам объединяться в палаты, без участия в которых юристы лишатся права представлять интересы доверителей в судах.

    Реакция адвокатуры на предлагаемый законопроект

    Основной шквал критики со стороны тех, кому не безразличен законопроект «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», в адрес разработчиков обрушился из-за предложения изменить состав дисциплинарных комиссий.

    Именно эту предлагаемую реформу, считает известный в Казахстане адвокат Джохар Утебеков, можно расценить как вмешательство государства в адвокатскую деятельность.

    «Вопросы дисциплинарной ответственности адвокатов должен решаться ими самими. Я вас уверяю, что адвокатов чаще наказывают, чем прокуроров или судей. Я бы тоже хотел как представитель адвокатуры участвовать в дисциплинарных комиссиях в отношении судей, но никто из нас там не участвует. Почему-то судьям можно самим принимать решения. Что касается депутатов, то мне вообще непонятно, каким боком они относятся к юридической деятельности?!» – высказался Джохар Утебеков.

    И Джохар Утебеков, и другой адвокат Таир Назаханов сошлись во мнении о том, что работа дисциплинарных комиссий действительно должна быть прозрачной, однако включение в состав представителей госорганов не решит этот вопрос.

    «Дисциплинарные комиссии должны быть абсолютно независимыми ни от органа прокуратуры, ни от другой, третьей стороны. С другой стороны, я понимаю законодателя, который по примеру Великобритании хочет сделать что-то наподобие омбудсменов. Но в зарубежных странах группа омбудсменов является отдельной структурой», – пояснил Таир Назаханов.

    Отмена вступительных взносов. Эту норму в законопроекте поддержал адвокат Джохар Утебеков. Он вспомнил, как ему, ещё начинающему адвокату, было тяжело накопить деньги для вступительного взноса.

    «Требуемая на сегодня сумма – крупная даже для жителей Алматы, я уже молчу о жителях регионов. Лично мне очень тяжело было собрать эту сумму, когда я был начинающим юристом, не имеющим клиентуры. Для развитых стран это абсолютный нонсенс – наличие такого рода барьера. Несколько лет назад вступительные взносы отменили в нотариате. Это привело к позитивным его преобразованиям. Отменив взносы, мы получим приток новых адвокатов. Самое главное, чтобы эта норма законопроекта никак не повлияла на систему государственной гарантированной юридической помощи», – сказал Джохар Утебеков.

    Разработчики законопроекта предложили изменить тарифную сетку в оказании юридических услуг. С этой нормой категорически оказался не согласен Таир Назаханов.

    «Этой тарифной сетки вообще быть не должно. Могу привести пример: я могу на одну часовую консультацию затратить целый день подготовки к ней. На другой вопрос я потрачу всего пять-шесть минут. Но за первый и второй вариант я получу одни и те же деньги. Почему? Потому что адвокатура не является частной предпринимательской деятельностью. У многих моих коллег возникает вопрос: а чем она является? Я что, благотворительностью занимаюсь? Я годами оттачиваю своё мастерство, участвую в судебных процессах, улучшаю свои профессиональные характеристики. Всё это делается для того, чтобы получать больше доходов. И это нормально, а нас лишают этого. Таким образом, адвокаты не становятся конкурентоспособными», – заявил Таир Назаханов.

    О зарплатах адвокатов и юристов говорил казахстанский экономист Айдар Алибаев. Эксперт заявил: половина адвокатов и нотариусов держат свои доходы в тени. Экономист порекомендовал властям контролировать доходы адвокатов и нотариусов, чтобы они честно платили налоги. Помимо этого, Алибаев считает, что стоимость услуг адвокатов и нотариусов зачастую не по карману казахстанцам.

    А вот что касается мантии, то Таир Назаханов очень одобрил предложение надевать мантию на судебных слушаниях.

    «Мантия будет стимулировать других участников процесса к пониманию, что адвокат – это тоже равноправная сторона судебного процесса и вправе отстаивать интересы и права своих клиентов. На сегодня судебное заседание выглядит так: судья в мантии, прокурор в форме, а адвокат вообще никак не представлен. Есть факты, когда адвокатов не пускают в залы судебных заседаний, они не могут зайти к своим подзащитным в ДВД, когда тех задерживают», – заявил адвокат.

    Джохар Утебеков, напротив, считает, что предлагаемый законопроект, в том числе и мантия, никак не решает насущных проблем адвокатов.

    «У адвокатуры накопилось огромное количество организационных и процессуальных проблем. Этот законопроект наши проблемы в уголовных, административных, гражданских делах не решает вообще никак. Это огромный его недостаток и недочёт. Элементарно, мы не можем заходить в здание суда, прокуратуры или ДВД с ноутбуками или мобильными телефонами. Нас досматривают, проверяют делопроизводство, на запросы мы получаем отписки. У нотариуса больше доступа к информации, чем у адвокатов. Вроде есть реформы положительные, но вот основные проблемы так и остаются нерешёнными», – заявил Утебеков.

    Член управляющего совета республиканского общественного объединения «Коллегия коммерческих юристов Kazakhstan Bar Association» Арман Бердалин высказался касательно законопроекта.

    По словам Бердалина, отсутствие саморегулирования не есть первопричина случаев ненадлежащего качества оказания юридических услуг.

    «Вместе с тем мы полагаем, что основная причина тех случаев некачественного оказания услуг, на которые ссылается разработчик законопроекта, не связанна с фактом отсутствия саморегулирования. Скорее, она связана с неудовлетворительным уровнем образования. Таким образом, законопроект борется с последствиями, но при этом никак не затрагивает причин», – высказался юрист.

    Принимали ли участие в разработке законопроекта сами адвокаты?

    Председатель республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел заявил о том, что его, как и всех остальных адвокатов, поставили перед фактом, представив концепцию закона. По его словам, Министерство юстиции никак не учитывало мнения адвокатов.

    «Министерство юстиции просто поставило нас перед фактом, представив законопроект. Мы с этим вариантом не согласны и высказали свою позицию. В случае, если ведомство не согласится с нашими доводами, мы будем обращаться в Мажилис Парламента, к Президенту страны, а также к гражданскому обществу», – заключил Ануар Тугел.

    Критику в адрес разработчиков законопроекта высказал и казахстанский адвокат Александр Каплан в Facebook.

    «Орган-разработчик в лице МЮ дал нам несколько дней (!) на предоставление замечаний и предложений на законопроект, состоящий, между прочим, из 105 статей! Со стороны государственного органа и непосредственного разработчика в лице Института законодательства это выглядело как настоящая издёвка: вам, мол, адвокатам, мы направляем для галочки, вы там быстро согласитесь с законопроектом и верните нам без замечаний. Очевидно, что именно так и было задумано», – написал адвокат.

    Он заметил, что юристы и адвокаты имеют дело лишь с «круглыми столами» и «видеоконференциями», которые, по его словам, проводят лишь для галочки. Ещё одно замечание в адрес министерства адвокат сделал по поводу того, что ведомство не даёт достаточного количества времени для внесения своих предложений.

    «Сроки. Они ужасны! Адвокатов или не извещают вовсе, или извещают за сутки, за полдня до предстоящего круглого стола! Нам дают всего несколько дней (!) на выработку своих предложений, видимо, напрочь забывая о том, что адвокаты работают не за зарплату и не с 9 до 18 – у них ненормированный график, часто расписанный на неделю-две вперёд, и для полноценного рассмотрения законопроектов из 105 статей и выработки предложений всем адвокатским сообществом несколько дней недостаточно!» – заявил Александр Каплан.

    В свою очередь в Министерстве юстиции уверяют: адвокаты принимали участие в законотворческом процессе. По словам заместителя министра, ведомство еженедельно проводит обсуждения, чтобы услышать дополнительные предложения от адвокатов и юристов.

    «На межведомственной комиссии по законопроектной деятельности концепция была представлена. На ней были члены республиканской коллегии и частнопрактикующие юристы. Был презентован предварительный текст законопроекта. Сейчас рабочей группой ведётся работа над нормами законопроекта. Еженедельно по несколько раз мы проводим совещания и обсуждения обязательно с участием коллегий адвокатов и частнопрактикующих юристов», – сказал Жаннат Ешмагамбетов.

    Пока между адвокатами и представителями Министерства юстиции идёт нешуточная борьба. Защитники отстаивают свою независимость от государства и намерены в случае игнорирования уполномоченного органа обращаться к Президенту. Здесь необходимо напомнить: в августе 2017 года глава государства высказал серьёзную критику в адрес госслужащих и адвокатов.

    «Не снижается поток обращений со стороны населения о нарушениях законности и правопорядка в Администрацию Президента. Нет реальной состязательности на досудебной стадии. Адвокаты и работники правоохранительных органов имеют недостаточную квалификацию», – заявил Нурсултан Назарбаев.

    Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

    informburo.kz

    профессиональной этики адвоката

    Принят Первым Всероссийским съездом адвокатов
    31 января 2003 года

    (с изменениями и дополнениями, утвержденными
    II Всероссийским съездом адвокатов 08.04.2005;
    III Всероссийским съездом адвокатов 05.04.2007;
    VI Всероссийским съездом адвокатов 22.04.2013;
    VII Всероссийским съездом адвокатов 22.04.2015;
    VIII Всероссийским съездом адвокатов 20.04.2017)

    Адвокаты Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в целях поддержания профессиональной чести, развития традиций российской (присяжной) адвокатуры и сознавая нравственную ответственность перед обществом, принимают настоящий Кодекс профессиональной этики адвоката.

    Существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры.

    ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ АДВОКАТА

    Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, на международных стандартах и правилах адвокатской профессии, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

    Адвокаты вправе в своей деятельности руководствоваться нормами и правилами Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского Сообщества постольку, поскольку эти правила не противоречат законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре и положениям настоящего Кодекса.

    1. Настоящий Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

    2. Никакое положение настоящего Кодекса не должно толковаться как предписывающее или допускающее совершение деяний, противоречащих требованиям законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.

    1. Действие настоящего Кодекса распространяется на адвокатов.

    2. Адвокаты (руководители адвокатских образований (подразделений) обязаны ознакомить помощников адвокатов, стажеров адвокатов и иных сотрудников с настоящим Кодексом, обеспечить соблюдение ими его норм в части, соответствующей их функциональным обязанностям.

    1. Адвокат при всех обстоятельствах должен сохранять честь и достоинство, присущие его профессии.

    2. Необходимость соблюдения правил адвокатской профессии вытекает из факта присвоения статуса адвоката.

    Присяга адвоката приносится претендентом, успешно сдавшим квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката, в торжественной обстановке не позднее трех месяцев со дня принятия квалификационной комиссией решения о присвоении претенденту статуса адвоката. Документ, содержащий текст присяги и подпись адвоката под ним, хранится в делах Совета соответствующей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее – Совет).

    После принесения присяги производится вручение адвокату нагрудного Знака российских адвокатов, который является отличительным атрибутом и официальным элементом корпоративной культуры российских адвокатов.

    2.1. Принося присягу адвоката, претендент, сдавший квалификационный экзамен, принимает на себя ответственность за выполнение обязанностей адвоката и соблюдение правил поведения, установленных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящим Кодексом.

    3. В тех случаях, когда вопросы профессиональной этики адвоката не урегулированы законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре или настоящим Кодексом, адвокат обязан соблюдать сложившиеся в адвокатуре обычаи и традиции, соответствующие общим принципам нравственности в обществе.

    4. В сложной этической ситуации адвокат имеет право обратиться в Совет за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.

    1. Профессиональная независимость адвоката, а также убежденность доверителя в порядочности, честности и добросовестности адвоката являются необходимыми условиями доверия к нему.

    2. Адвокат должен избегать действий (бездействия), направленных к подрыву доверия к нему или к адвокатуре.

    3. Злоупотребление доверием несовместимо со званием адвоката.

    1. Доверия к адвокату не может быть без уверенности в сохранении профессиональной тайны. Профессиональная тайна адвоката (адвокатская тайна) обеспечивает иммунитет доверителя, предоставленный последнему Конституцией Российской Федерации.

    2. Соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката. Срок хранения тайны не ограничен во времени.

    3. Адвокат не может быть освобожден от обязанности хранить профессиональную тайну никем, кроме доверителя. Согласие доверителя на прекращение действия адвокатской тайны должно быть выражено в письменной форме в присутствии адвоката в условиях, исключающих воздействие на доверителя со стороны адвоката и третьих лиц.

    4. Без согласия доверителя адвокат вправе использовать сообщенные ему доверителем сведения в объеме, который адвокат считает разумно необходимым для обоснования своей позиции при рассмотрении гражданского спора между ним и доверителем или для своей защиты по возбужденному против него дисциплинарному производству или уголовному делу.

    5. Правила сохранения профессиональной тайны распространяются на:

    – факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей;

    – все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу;

    – сведения, полученные адвокатом от доверителей;

    – информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи;

    – содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных;

    – все адвокатское производство по делу;

    – условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем;

    – любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

    6. Адвокат не вправе давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей.

    7. Адвокат не может уступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя.

    8. Адвокаты, осуществляющие профессиональную деятельность совместно на основании партнерского договора, при оказании юридической помощи должны руководствоваться правилом о распространении тайны на всех партнеров.

    9. В целях сохранения профессиональной тайны адвокат должен вести делопроизводство отдельно от материалов и документов, принадлежащих доверителю. Материалы, входящие в состав адвокатского производства по делу, а также переписка адвоката с доверителем должны быть ясным и недвусмысленным образом обозначены как принадлежащие адвокату или исходящие от него.

    10. Правила сохранения профессиональной тайны распространяются на помощников и стажеров адвоката, а также иных сотрудников адвокатских образований.

    Помощники и стажеры адвоката, а также иные сотрудники адвокатских образований письменно предупреждаются о необходимости сохранения адвокатской тайны и дают подписку о ее неразглашении.

    1. В целях настоящего Кодекса под доверителем понимается:

    – лицо, заключившее с адвокатом соглашение об оказании юридической помощи;

    – лицо, которому адвокатом оказывается юридическая помощь на основании соглашения об оказании юридической помощи, заключенного иным лицом;

    – лицо, которому адвокатом оказывается юридическая помощь бесплатно либо по назначению органа дознания, органа предварительного следствия или суда.

    2. При решении вопроса, связанного с сохранением адвокатской тайны, под доверителем понимается любое лицо, доверившее адвокату сведения личного характера в целях оказания юридической помощи.

    1. Адвокат принимает поручение на ведение дела и в том случае, когда у него имеются сомнения юридического характера, не исключающие возможности разумно и добросовестно его поддерживать и отстаивать.

    2. Предупреждение судебных споров является составной частью оказываемой адвокатом юридической помощи, поэтому адвокат заботится об устранении всего, что препятствует мировому соглашению.

    При осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан:

    1) честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и настоящим Кодексом;

    2) уважать права, честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи, доверителей, коллег и других лиц, придерживаться манеры поведения и стиля одежды, соответствующих деловому общению;

    3) постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном органами адвокатского самоуправления;

    4) вести адвокатское производство;

    5) обеспечивать адвокатскую палату субъекта Российской Федерации актуальной информацией об адресе адвоката, в том числе электронном, для уведомлений и извещений.

    1. Адвокат не вправе:

    1) действовать вопреки законным интересам доверителя, оказывать ему юридическую помощь, руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами или находясь под воздействием давления извне;

    2) занимать по делу позицию, противоположную позиции доверителя, и действовать вопреки его воле, за исключением случаев, когда адвокат-защитник убежден в наличии самооговора своего подзащитного;

    3) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если он ее отрицает;

    4) разглашать без согласия доверителя сведения, сообщенные им адвокату в связи с оказанием ему юридической помощи, и использовать их в своих интересах или в интересах третьих лиц;

    5) принимать поручения на оказание юридической помощи в количестве, заведомо большем, чем адвокат в состоянии выполнить;

    6) навязывать свою помощь лицам и привлекать их в качестве доверителей путем использования личных связей с работниками судебных и правоохранительных органов, обещанием благополучного разрешения дела и другими недостойными способами;

    7) допускать в процессе разбирательства дела высказывания, умаляющие честь и достоинство других участников разбирательства, даже в случае их нетактичного поведения;

    8) приобретать каким бы то ни было способом в личных интересах имущество и имущественные права, являющиеся предметом спора, в котором адвокат принимает участие как лицо, оказывающее юридическую помощь;

    9) оказывать юридическую помощь по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в нарушение порядка ее оказания, установленного решением Совета;

    10) оказывать юридическую помощь в условиях конфликта интересов доверителей, предусмотренного статьей 11 настоящего Кодекса.

    2. Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в том адвокатском образовании, в котором он осуществляет свою адвокатскую деятельность, а также с работой на выборных и других должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов, общественных объединениях адвокатов.

    Исполнение адвокатом возложенных на него полномочий в связи с избранием (назначением) на должность в адвокатской палате субъекта Российской Федерации или Федеральной палате адвокатов, а также исполнение адвокатом полномочий руководителя или иного избранного (назначенного) на должность лица адвокатского образования (подразделения) является его профессиональной обязанностью и не относится к трудовым правоотношениям.

    Вознаграждение, выплачиваемое адвокату за работу в адвокатском образовании, адвокатской палате субъекта Российской Федерации и Федеральной палате адвокатов в связи с исполнением указанных полномочий, носит характер компенсационной выплаты.

    3. Адвокат не вправе вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги (правовую помощь), за исключением деятельности по урегулированию споров, в том числе в качестве медиатора, третейского судьи, участия в благотворительных проектах других институтов гражданского общества, предусматривающих оказание юридической помощи на безвозмездной основе, а также иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.

    Адвокат вправе заниматься научной, преподавательской, экспертной (в том числе в органах и учреждениях Федеральной палаты адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации, а также в адвокатских образованиях) и иной творческой деятельностью.

    Адвокат вправе инвестировать средства и распоряжаться своим имуществом, включая недвижимость, а также извлекать доход из других источников, например, от сдачи недвижимости в аренду (наем), если эта деятельность не предполагает использование статуса адвоката.

    3.1. Сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в ходе осуществления адвокатской деятельности несовместимо со статусом адвоката.

    4. Выполнение профессиональных обязанностей по принятым поручениям должно иметь для адвоката приоритетное значение над иной деятельностью.

    Осуществление адвокатом иной деятельности не должно порочить честь и достоинство адвоката или наносить ущерб авторитету адвокатуры.

    5. В любой ситуации, в том числе вне профессиональной деятельности, адвокат обязан сохранять честь и достоинство, избегать всего, что могло бы нанести ущерб авторитету адвокатуры или подорвать доверие к ней, при условии, что принадлежность адвоката к адвокатскому сообществу очевидна или это следует из его поведения.

    1. Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или требования доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом.

    2. Адвокат не вправе давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, или доверителю обещания положительного результата выполнения поручения.

    3. Адвокат не должен принимать поручение, если его исполнение будет препятствовать исполнению другого, ранее принятого поручения.

    4. Адвокат не должен ставить себя в долговую зависимость от доверителя.

    5. Адвокат не должен допускать фамильярных отношений с доверителем.

    6. При отмене поручения адвокат должен незамедлительно возвратить доверителю все полученные от последнего подлинные документы по делу и доверенность, а также при отмене или по исполнении поручения – предоставить доверителю по его просьбе отчет о проделанной работе.

    7. При исполнении поручения адвокат исходит из презумпции достоверности документов и информации, представленных доверителем, и не проводит их дополнительной проверки.

    8. Обязанности адвоката, установленные действующим законодательством, при оказании им юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, или по назначению органа дознания, органа предварительного следствия или суда не отличаются от обязанностей при оказании юридической помощи за гонорар.

    9. Если после принятия поручения, кроме поручения на защиту по уголовному делу на предварительном следствии и в суде первой инстанции, выявятся обстоятельства, при которых адвокат был не вправе принимать поручение, он должен расторгнуть соглашение. Принимая решение о невозможности выполнения поручения и расторжении соглашения, адвокат должен по возможности заблаговременно поставить об этом в известность доверителя с тем, чтобы последний мог обратиться к другому адвокату.

    1. Адвокат не вправе быть советником, защитником или представителем нескольких сторон в одном деле, чьи интересы противоречат друг другу, а может лишь способствовать примирению сторон.

    2. Если в результате конкретных обстоятельств возникнет необходимость оказания юридической помощи лицам с различными интересами, а равно при потенциальной возможности конфликта интересов, адвокаты, оказывающие юридическую помощь совместно на основании партнерского договора, обязаны получить согласие всех сторон конфликтного отношения на продолжение исполнения поручения и обеспечить равные возможности для правовой защиты этих интересов.

    Участвуя в судопроизводстве, а также представляя интересы доверителя в органах государственной власти и органах местного самоуправления, адвокат должен соблюдать нормы соответствующего процессуального законодательства, проявлять уважение к суду и лицам, участвующим в деле, следить за соблюдением закона в отношении доверителя и в случае нарушений прав последнего ходатайствовать об их устранении.

    Возражая против действий (бездействия) судей и лиц, участвующих в деле, адвокат должен делать это в корректной форме и в соответствии с законом.

    1. Помимо случаев, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, адвокат не вправе принимать поручение на осуществление защиты по одному уголовному делу от двух и более лиц, если:

    1) интересы одного из них противоречат интересам другого;

    2) интересы одного, хотя и не противоречат интересам другого, но эти лица придерживаются различных позиций по одним и тем же эпизодам дела;

    3) необходимо осуществлять защиту лиц, достигших и не достигших совершеннолетия.

    2. Адвокат, принявший в порядке назначения или по соглашению поручение на осуществление защиты по уголовному делу, не вправе отказаться от защиты, кроме случаев, указанных в законе, и должен выполнять обязанности защитника, включая, при необходимости, подготовку и подачу апелляционной жалобы на приговор суда.

    Адвокат, принявший поручение на защиту в стадии предварительного следствия в порядке назначения или по соглашению, не вправе отказаться без уважительных причин от защиты в суде первой инстанции.

    3. Адвокат-защитник не должен без необходимости ухудшать положение других подсудимых. Всякие действия адвоката, направленные против других подсудимых, чьи интересы противоречат интересам подзащитного, оправданы лишь тогда, когда без этого не может быть осуществлена в полной мере защита его доверителя.

    4. Адвокат-защитник обязан обжаловать приговор:

    1) по просьбе подзащитного;

    2) если суд не разделил позицию адвоката-защитника и (или) подзащитного и назначил более тяжкое наказание или наказание за более тяжкое преступление, чем просили адвокат и (или) подзащитный;

    3) при наличии оснований к отмене или изменению приговора по благоприятным для подзащитного мотивам.

    Отказ подзащитного от обжалования приговора фиксируется его письменным заявлением адвокату.

    1. При невозможности по уважительным причинам прибыть в назначенное время для участия в судебном заседании или следственном действии, а также при намерении ходатайствовать о назначении другого времени для их проведения, адвокат должен при возможности заблаговременно уведомить об этом суд или следователя, а также сообщить об этом другим адвокатам, участвующим в процессе, и согласовать с ними время совершения процессуальных действий.

    2. Адвокат вправе беседовать с процессуальным противником своего доверителя, которого представляет другой адвокат, только с согласия или в присутствии последнего.

    3. При использовании права на отпуск (отдых) адвокат должен принять меры к обеспечению законных прав и интересов доверителя.

    1. Адвокат строит свои отношения с другими адвокатами на основе взаимного уважения и соблюдения их профессиональных прав.

    2. Адвокат не должен:

    1) употреблять выражения, умаляющие честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката либо авторитет адвокатуры;

    2) использовать в беседах с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и с доверителями выражения, порочащие другого адвоката, а также критику правильности действий и консультаций адвоката, ранее оказывавшего юридическую помощь этим лицам;

    3) обсуждать с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и с доверителями обоснованность гонорара, взимаемого другими адвокатами.

    3. Адвокат не вправе склонять лицо, пришедшее в адвокатское образование к другому адвокату, к заключению соглашения об оказании юридической помощи между собой и этим лицом.

    4. Адвокат обязан уведомить Совет о принятии поручения на ведение дела против другого адвоката.

    Если адвокат принимает поручение на представление доверителя в споре с другим адвокатом, он должен сообщить об этом коллеге и при соблюдении интересов доверителя предложить окончить спор миром.

    5. Отношения между адвокатами не должны влиять на защиту интересов участвующих в деле сторон. Адвокат не вправе поступаться интересами доверителя ни во имя товарищеских, ни во имя каких-либо иных отношений.

    6. Адвокат обязан выполнять решения органов адвокатской палаты и органов Федеральной палаты адвокатов, принятые в пределах их компетенции.

    7. Адвокат обязан участвовать лично или материально в оказании юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, или по назначению органа дознания, органа предварительного следствия или суда в порядке, определяемом адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.

    8. Адвокаты-руководители адвокатских образований (подразделений) и руководители адвокатских палат субъектов Российской Федерации обязаны принимать меры для надлежащего исполнения адвокатами профессиональных обязанностей по участию в оказании юридической помощи бесплатно и помощи по назначению, а также по осуществлению отчислений на общие нужды адвокатской палаты и выполнению иных решений органов адвокатской палаты и Федеральной палаты адвокатов, принятых в пределах их компетенции.

    1. Адвокат имеет право на получение вознаграждения (гонорара), причитающегося ему за исполняемую работу, а также на возмещение понесенных им издержек и расходов.

    2. Гонорар определяется соглашением сторон и может учитывать объем и сложность работы, продолжительность времени, необходимого для ее выполнения, опыт и квалификацию адвоката, сроки, степень срочности выполнения работы и иные обстоятельства. Соглашение об оказании юридической помощи может содержать условие о внесении доверителем в кассу либо о перечислении на расчетный счет адвокатского образования (подразделения) денежных сумм в качестве авансовых платежей.

    3. Адвокат вправе включать в соглашение об оказании юридической помощи условия, в соответствии с которыми выплата вознаграждения ставится в зависимость от благоприятного для доверителя результата рассмотрения спора имущественного характера.

    3.1. Адвокат вправе принимать денежные средства в оплату юридической помощи по соглашению за доверителя от третьих лиц (с ведома доверителя). При этом адвокат не обязан проверять взаимоотношения между доверителем и плательщиком-третьим лицом.

    4. Адвокат вправе с согласия доверителя делить гонорар с лицами, привлекаемыми для оказания юридической помощи.

    5. Адвокату запрещается принимать от доверителя какое-либо имущество в обеспечение соглашения о гонораре.

    6. В случае если в процессе оказания юридической помощи адвокаты принимают поручение доверителя по распоряжению принадлежащими доверителю денежными средствами (далее – «средства доверителя»), для адвокатов является обязательным соблюдение следующих правил:

    – средства доверителя всегда должны находиться на счете в банке или в какой-либо другой организации (в том числе у профессиональных участников рынка ценных бумаг), позволяющей осуществлять контроль со стороны органов власти за проводимыми операциями, за исключением случаев наличия прямого или опосредованного распоряжения доверителя относительно использования средств каким-либо другим образом;

    – в сопровождающих каждую операцию со средствами доверителя документах должно содержаться указание на совершение данной операции адвокатом по поручению доверителя;

    – выплаты какому-либо лицу из средств доверителя, осуществляемые от его имени или в его интересах, могут производиться только при наличии соответствующего непосредственного или опосредованного поручения доверителя, выраженного в письменной форме;

    – адвокат в порядке адвокатского делопроизводства обязан вести учет финансовых документов относительно выполнения поручений по проведению операций со средствами доверителя, которые должны предоставляться доверителю по его требованию.

    1. Информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит:

    1) оценочных характеристик адвоката;

    2) отзывов других лиц о работе адвоката;

    3) сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов;

    4) заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.

    2. Если адвокату (адвокатскому образованию) стало известно о распространении без его ведома информации о его деятельности, которая не отвечает настоящим требованиям, он обязан сообщить об этом Совету.

    1. Нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящим Кодексом.

    2. Не может повлечь применение мер дисциплинарной ответственности действие (бездействие) адвоката, формально содержащее признаки нарушения требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи (далее – нарушение), однако в силу малозначительности не порочащее честь и достоинство адвоката, не умаляющее авторитет адвокатуры и не причинившее существенного вреда доверителю или адвокатской палате.

    3. Адвокат, действовавший в соответствии с разъяснениями Совета относительно применения положений настоящего Кодекса, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

    4. Меры дисциплинарной ответственности применяются только в рамках дисциплинарного производства в соответствии с процедурами, предусмотренными Разделом 2 настоящего Кодекса. Применение к адвокату мер дисциплинарной ответственности, включая прекращение статуса адвоката, является предметом исключительной компетенции Совета.

    При определении меры дисциплинарной ответственности должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства его совершения, форма вины, иные обстоятельства, признанные Советом существенными и принятые во внимание при вынесении решения.

    5. Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату не позднее шести месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни адвоката, нахождения его в отпуске.

    Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату, если с момента совершения им нарушения прошло не более двух лет, а при длящемся нарушении – с момента его прекращения (пресечения).

    6. Мерами дисциплинарной ответственности являются:

    3) прекращение статуса адвоката.

    7. В решении Совета о прекращении статуса адвоката за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса устанавливается срок, по истечении которого указанное лицо допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката. Указанный срок может составлять от одного года до пяти лет.

    Добросовестное исполнение адвокатом профессиональных обязанностей при безусловном соблюдении норм настоящего Кодекса является основанием для его поощрения.

    Порядок (процедура) представления к поощрению, виды, формы и способы поощрения определяются соответствующими положениями (уставами) адвокатского образования, адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов.

    При поощрении адвоката соблюдаются принципы законности, открытости и гласности.

    1. Комиссия по этике и стандартам является коллегиальным органом Федеральной палаты адвокатов, осуществляющим разработку стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской деятельности и профессии (далее – Стандарты), дающим разъяснения по вопросам применения настоящего Кодекса, а также осуществляющим иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и Регламентом Комиссии по этике и стандартам.

    Регламент Комиссии по этике и стандартам утверждается советом Федеральной палаты адвокатов.

    2. Комиссия по этике и стандартам формируется сроком на четыре года в количестве 16 членов по следующим нормам представительства:

    – от адвокатов – президент Федеральной палаты адвокатов, а также девять адвокатов, избираемых Всероссийским съездом адвокатов по представлению совета Федеральной палаты адвокатов;

    – от федерального органа юстиции – два представителя;

    – от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – два представителя;

    – от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – два представителя.

    Президент Федеральной палаты адвокатов является председателем Комиссии по этике и стандартам по должности.

    3. Комиссия по этике и стандартам по представлению председателя Комиссии по этике и стандартам избирает из своего состава двух или более заместителей председателя сроком на два года.

    4. Заседание Комиссии по этике и стандартам считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее половины ее членов.

    5. Комиссия по этике и стандартам:

    1) разрабатывает для утверждения Всероссийским съездом адвокатов обязательные для всех адвокатов Стандарты, а также обобщает практику их применения. Стандарты должны соответствовать законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре и не должны противоречить настоящему Кодексу;

    2) по запросу президента Федеральной палаты адвокатов, совета Федеральной палаты адвокатов, совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации дает с последующим утверждением советом Федеральной палаты адвокатов обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения настоящего Кодекса и Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов;

    3) обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации, и в связи с этим разрабатывает для утверждения советом Федеральной палаты адвокатов необходимые рекомендации;

    4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные регламентом Комиссии по этике и стандартам.

    6. Решения Комиссии по этике и стандартам принимаются простым большинством голосов членов Комиссии по этике и стандартам, участвующих в ее заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии по этике и стандартам.

    ПРОЦЕДУРНЫЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

    1. Порядок рассмотрения и разрешения жалоб, представлений, обращений в отношении адвокатов (в том числе руководителей адвокатских образований, подразделений) устанавливается данным разделом Кодекса.

    2. Поступок адвоката, который порочит его честь и достоинство, умаляет авторитет адвокатуры, неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты должны стать предметом рассмотрения соответствующих квалификационной комиссии и Совета, заседания которых проводятся в соответствии с процедурами дисциплинарного производства, предусмотренными настоящим Кодексом.

    При наличии дисциплинарного производства в отношении адвоката его заявление о прекращении статуса или об изменении им членства в адвокатской палате может рассматриваться по окончании дисциплинарного разбирательства.

    3. Дисциплинарное производство должно обеспечить своевременное, объективное и справедливое рассмотрение жалоб, представлений, обращений в отношении адвоката, их разрешение в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящим Кодексом, а также исполнение принятого решения.

    4. При осуществлении дисциплинарного производства принимаются меры для охраны сведений, составляющих тайну личной жизни лиц, обратившихся с жалобой, коммерческую и адвокатскую тайны, а также меры для достижения примирения между адвокатом и заявителем.

    Квалификационная комиссия и Совет по просьбе лица, обратившегося с жалобой, представлением, обращением, и с согласия иных участников дисциплинарного производства вправе принять решение о полностью или частично открытом разбирательстве в соответствующем органе.

    Лица, присутствующие на открытом разбирательстве, имеют право делать заметки, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция разбирательства по радио и телевидению допускаются с разрешения председательствующего члена квалификационной комиссии или Совета.

    5. Дисциплинарное производство осуществляется только квалификационной комиссией и Советом адвокатской палаты, членом которой состоит адвокат на момент возбуждения такого производства.

    6. После возбуждения дисциплинарного производства лица, органы и организации, обратившиеся с жалобой, представлением, обращением, адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, а также представители перечисленных лиц, органов и организаций являются участниками дисциплинарного производства.

    7. Отзыв жалобы, представления, обращения либо примирение адвоката с заявителем, выраженные в письменной форме, возможны до принятия решения Советом и могут повлечь прекращение дисциплинарного производства на основании решения Совета по заключению квалификационной комиссии. Повторное возбуждение дисциплинарного производства по данному предмету и основанию не допускается.

    1. Поводами для возбуждения дисциплинарного производства являются:

    1) жалоба, поданная в адвокатскую палату другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно – при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований – жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи в порядке статьи 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

    2) представление, внесенное в адвокатскую палату вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим;

    3) представление, внесенное в адвокатскую палату органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры;

    4) обращение суда (судьи), рассматривающего дело, представителем (защитником) по которому выступает адвокат, в адрес адвокатской палаты.

    2. Жалоба, представление, обращение признаются допустимыми поводами к возбуждению дисциплинарного производства, если они поданы в письменной форме и в них указаны:

    1) наименование адвокатской палаты, в которую подается жалоба, вносятся представление, обращение;

    2) фамилия, имя, отчество адвоката, подавшего жалобу на другого адвоката, принадлежность к адвокатской палате и адвокатскому образованию;

    3) фамилия, имя, отчество доверителя адвоката, его место жительства или наименование учреждения, организации, если они являются подателями жалобы, их место нахождения, а также фамилия, имя, отчество (наименование) представителя и его адрес, если жалоба подается представителем;

    4) наименование и местонахождение органа государственной власти, а также фамилия, имя, отчество должностного лица, направившего представление либо обращение;

    5) фамилия и имя (инициалы) адвоката, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении дисциплинарного производства;

    6) конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) настоящего Кодекса;

    7) обстоятельства, на которых лицо, обратившееся с жалобой, представлением, обращением, основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

    2.1. При поступлении в отношении одного адвоката нескольких жалоб, представлений, обращений президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации либо лицо, его замещающее, вправе возбудить по ним объединенное дисциплинарное производство, а квалификационная комиссия и Совет вправе объединить в одно несколько дисциплинарных производств, возбужденных в отношении одного адвоката.

    3. Каждый участник дисциплинарного производства вправе предложить в устной или письменной форме способ разрешения дисциплинарного дела. Лицо, требующее привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, должно указать на конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) настоящего Кодекса.

    4. Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства жалобы, обращения, представления лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, а равно жалобы, обращения и представления указанных в настоящей статье лиц, основанные на действиях (бездействии) адвоката (в том числе руководителя адвокатского образования, подразделения), не связанных с исполнением им требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) настоящего Кодекса.

    5. Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства жалобы и обращения других адвокатов или органов адвокатских образований, возникшие из отношений по созданию и функционированию этих образований.

    6. Анонимные жалобы и сообщения на действия (бездействия) адвокатов не рассматриваются.

    1. Президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации либо лицо, его замещающее, по поступлению документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, своим распоряжением возбуждает дисциплинарное производство не позднее десяти дней со дня их получения. В необходимых случаях указанный срок может быть продлен до одного месяца президентом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации либо лицом, его замещающим. Участники дисциплинарного производства заблаговременно извещаются о месте и времени рассмотрения дисциплинарного дела квалификационной комиссией, им предоставляется возможность ознакомления со всеми материалами дисциплинарного производства.

    Извещения и иные документы, направляемые адвокату в соответствии с настоящим Кодексом, направляются по адресу адвоката.

    По поступлению документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, адвокат обязан по запросу квалификационной комиссии представить в соответствующую адвокатскую палату субъекта Российской Федерации адвокатское производство, в том числе соглашение об оказании юридической помощи и документы о денежных расчетах между адвокатом и доверителем.

    1.1. В исключительных случаях в целях обеспечения единообразного применения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, настоящего Кодекса и единства дисциплинарной практики, а также соблюдения решений Федеральной палаты адвокатов и ее органов президент Федеральной палаты адвокатов по собственной инициативе или по представлению вице-президента возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката при получении сведений о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, настоящего Кодекса, неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей и направляет дисциплинарное дело в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат, для рассмотрения квалификационной комиссией и советом в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

    2. В случае получения жалоб, представлений и обращений, которые не могут быть признаны допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства, а равно поступивших от лиц, не имеющих право ставить вопрос о его возбуждении, или при обнаружении обстоятельств, исключающих возможность возбуждения дисциплинарного производства, Президент палаты либо лицо, его замещающее, своим распоряжением отказывает в его возбуждении, возвращает эти документы заявителю, указывая основания принятого решения.

    3. Обстоятельствами, исключающими возможность дисциплинарного производства, являются:

    1) состоявшееся ранее решение Совета по дисциплинарному производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;

    2) состоявшееся ранее решение Совета о прекращении дисциплинарного производства по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 настоящего Кодекса;

    3) истечение сроков применения мер дисциплинарной ответственности.

    4. В распоряжении об отказе в возбуждении дисциплинарного производства либо о возбуждении дисциплинарного производства должны быть указаны основания принятого решения.

    Дисциплинарное производство включает следующие стадии:

    1) возбуждение дисциплинарного производства;

    2) разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации;

    3) разбирательство в Совете адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

    1. Дисциплинарное дело, поступившее в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев, не считая времени отложения дисциплинарного дела по причинам, признанным квалификационной комиссией уважительными.

    Разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации осуществляется устно, на основе принципов состязательности и равенства участников дисциплинарного производства.

    Перед началом разбирательства все члены квалификационной комиссии предупреждаются о недопустимости разглашения и об охране ставших известными в ходе разбирательства сведений, составляющих тайну личной жизни участников дисциплинарного производства, а также коммерческую, адвокатскую и иную тайны.

    2. Квалификационная комиссия должна дать заключение по возбужденному дисциплинарному производству в том заседании, в котором состоялось разбирательство по существу, на основании непосредственного исследования доказательств, представленных участниками производства до начала разбирательства, а также их устных объяснений.

    Письменные доказательства и документы, которые участники намерены представить в комиссию, должны быть переданы ее секретарю не позднее десяти суток до начала заседания. Квалификационная комиссия может принять от участников дисциплинарного производства к рассмотрению дополнительные материалы непосредственно в процессе разбирательства, если они не могли быть представлены заранее. В этом случае комиссия, по ходатайству участников дисциплинарного производства, может отложить разбирательство для ознакомления с вновь представленными материалами.

    3. Неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства не является основанием для отложения разбирательства. В этом случае квалификационная комиссия рассматривает дело по существу по имеющимся материалам и выслушивает тех участников производства, которые явились на заседание комиссии.

    4. Разбирательство в комиссии осуществляется в пределах тех требований и по тем основаниям, которые изложены в жалобе, представлении, обращении. Изменение предмета и (или) основания жалобы, представления, обращения не допускается.

    5. Участники дисциплинарного производства с момента его возбуждения имеют право:

    1) знакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства, делать выписки из них, снимать с них копии, в том числе с помощью технических средств;

    2) участвовать в заседании комиссии лично и (или) через представителя;

    3) давать по существу разбирательства устные и письменные объяснения, представлять доказательства;

    4) знакомиться с протоколом заседания и заключением комиссии;

    5) в случае несогласия с заключением комиссии представить Совету свои объяснения.

    6. По просьбе участников дисциплинарного производства либо по собственной инициативе комиссия вправе запросить дополнительные сведения и документы, необходимые для объективного рассмотрения дисциплинарного дела.

    7. Адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, имеет право принимать меры по примирению с лицом, подавшим жалобу, до решения Совета. Адвокат и его представитель дают объяснения комиссии последними.

    8. Квалификационная комиссия обязана вынести заключение по существу, если к моменту возбуждения дисциплинарного производства не истекли сроки, предусмотренные статьей 18 настоящего Кодекса.

    9. По результатам разбирательства квалификационная комиссия вправе вынести следующие заключения:

    1) о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) настоящего Кодекса, либо о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем, либо о неисполнении решений органов адвокатской палаты;

    2) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие отсутствия в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) настоящего Кодекса либо вследствие надлежащего исполнения адвокатом своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой;

    3) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие состоявшегося ранее заключения квалификационной комиссии и решения Совета этой или иной адвокатской палаты по производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;

    4) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие отзыва жалобы, представления, обращения либо примирения лица, подавшего жалобу, и адвоката;

    5) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности;

    6) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие обнаружившегося в ходе разбирательства отсутствия допустимого повода для возбуждения дисциплинарного производства.

    10. Разбирательство во всех случаях осуществляется в закрытом заседании квалификационной комиссии, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 19 настоящего Кодекса. Порядок разбирательства определяется квалификационной комиссией и доводится до сведения участников дисциплинарного производства. Заседание квалификационной комиссии ведет ее председатель (назначенный им заместитель из числа членов комиссии), который обеспечивает порядок в ходе ее заседания. Нарушители порядка могут быть отстранены от заседания комиссии по ее решению. Участники дисциплинарного производства вправе присутствовать при оглашении заключения комиссии.

    11. Заседание квалификационной комиссии фиксируется протоколом, в котором отражаются все существенные стороны разбирательства, а также формулировка заключения. Протокол подписывается председательствующим членом комиссии и секретарем комиссии. В случаях, признаваемых комиссией необходимыми, может вестись звукозапись, прилагаемая к протоколу.

    12. По существу разбирательства комиссия принимает заключение путем голосования именными бюллетенями, форма которых утверждается Советом. Формулировки по вопросам для голосования предлагаются председательствующим членом комиссии. Именные бюллетени для голосования членов комиссии приобщаются к протоколу и являются его неотъемлемой частью.

    13. По просьбе участников дисциплинарного производства им в десятидневный срок вручается (направляется) заверенная копия заключения комиссии.

    14. Заключение комиссии должно быть мотивированным и обоснованным и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

    Во вводной части заключения указываются время и место вынесения заключения, наименование комиссии, его вынесшей, состав комиссии, участники дисциплинарного производства, повод для возбуждения дисциплинарного производства.

    Описательная часть заключения должна содержать указание на предмет жалобы или представления (обращения), объяснения адвоката.

    В мотивировочной части заключения должны быть указаны фактические обстоятельства, установленные комиссией, доказательства, на которых основаны ее выводы, и доводы, по которым она отвергает те или иные доказательства, а также правила, предусмотренные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, настоящим Кодексом, которыми руководствовалась комиссия при вынесении заключения.

    Резолютивная часть заключения должна содержать одну из формулировок, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

    1. Дисциплинарное дело, поступившее в Совет палаты с заключением квалификационной комиссии, должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев с момента вынесения заключения, не считая времени отложения дисциплинарного дела по причинам, признанным Советом уважительными. Участники дисциплинарного производства извещаются о месте и времени заседания Совета.

    2. Совет рассматривает жалобы, представления и обращения в порядке, установленном его регламентом, с учетом особенностей, определенных данным разделом настоящего Кодекса.

    3. Участники дисциплинарного производства не позднее десяти суток с момента вынесения квалификационной комиссией заключения вправе представить через ее секретаря в Совет письменное заявление, в котором выражены несогласие с заключением или его поддержка.

    4. Совет при разбирательстве не вправе пересматривать выводы комиссии в части установленных ею фактических обстоятельств, считать установленными не установленные ею фактические обстоятельства, а равно выходить за пределы жалобы, представления, обращения и заключения комиссии.

    5. Разбирательство по дисциплинарному производству осуществляется в Совете в закрытом заседании, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 19 настоящего Кодекса. Неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства не препятствует разбирательству и принятию решения. Участникам дисциплинарного производства предоставляются равные права изложить свои доводы в поддержку или против заключения квалификационной комиссии, высказаться по существу предлагаемых в отношении адвоката мер дисциплинарной ответственности.

    6. Решение Совета должно быть мотивированным и содержать конкретную ссылку на правила, предусмотренные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, настоящим Кодексом, в соответствии с которыми квалифицировались действия (бездействие) адвоката.

    7. Совет с учетом конкретных обстоятельств дела должен принять меры к примирению адвоката и лица, подавшего жалобу.

    8. Решение по жалобе, представлению, обращению принимается Советом путем голосования. Резолютивная часть решения оглашается участникам дисциплинарного производства непосредственно по окончании разбирательства в том же заседании. По просьбе участника дисциплинарного производства ему в десятидневный срок выдается (направляется) заверенная копия принятого решения. Заверенная копия принятого решения в десятидневный срок направляется в адвокатское образование, в котором состоит адвокат, по дисциплинарному производству в отношении которого принято решение.

    В случае принятия решения о прекращении статуса адвоката копия решения вручается (направляется) лицу, в отношении которого принято решение о прекращении статуса адвоката, или его представителю независимо от наличия просьбы об этом.

    1. Совет вправе принять по дисциплинарному производству следующее решение:

    1) о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) настоящего Кодекса, о неисполнении или ненадлежащим исполнении им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой и о применении к адвокату мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных статьей 18 настоящего Кодекса;

    2) о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката вследствие отсутствия в его действиях (бездействии) нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) настоящего Кодекса либо вследствие надлежащего исполнения им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой, на основании заключения комиссии или вопреки ему, если фактические обстоятельства комиссией установлены правильно, но ею сделана ошибка в правовой оценке деяния адвоката или толковании закона и настоящего Кодекса;

    3) о прекращении дисциплинарного производства вследствие состоявшегося ранее заключения квалификационной комиссии и решения Совета этой или иной адвокатской палаты по производству с теми же участниками, по тому же предмету и основанию;

    4) о прекращении дисциплинарного производства вследствие отзыва жалобы, представления, обращения либо примирения лица, подавшего жалобу, и адвоката;

    5) о направлении дисциплинарного производства квалификационной комиссии для нового разбирательства;

    6) о прекращении дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности, обнаружившегося в ходе разбирательства Советом или комиссией;

    7) о прекращении дисциплинарного производства вследствие малозначительности совершенного адвокатом проступка с указанием адвокату на допущенное нарушение;

    8) о прекращении дисциплинарного производства вследствие обнаружившегося в ходе разбирательства Советом или комиссией отсутствия допустимого повода для возбуждения дисциплинарного производства.

    Прекращение дисциплинарного производства по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, не допускается, если адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, возражает против этого. В этом случае дисциплинарное производство продолжается в обычном порядке.

    1.1. В решении Совета по дисциплинарному производству о применении к адвокату меры дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката должен быть установлен срок, предусмотренный пунктом 7 статьи 18 настоящего Кодекса.

    2. В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» решение Совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в суд в связи с нарушением процедуры его принятия лицом, привлеченным к дисциплинарной ответственности, в месячный срок со дня, когда ему стало известно или оно должно было узнать о состоявшемся решении.

    3. Совет вправе отменить либо изменить свое решение о применении мер дисциплинарной ответственности к адвокату при наличии новых и (или) вновь открывшихся обстоятельств.

    1. Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания адвокат не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Совет вправе до истечения года снять дисциплинарное взыскание по собственной инициативе, по заявлению самого адвоката, по ходатайству адвокатского образования, в котором состоит адвокат.

    2. Материалы дисциплинарного производства хранятся в делах Совета в течение трех лет с момента вынесения решения. Материалы дисциплинарного производства, по которому было принято решение о прекращении статуса адвоката, хранятся в делах Совета в течение пяти лет с момента вынесения решения.

    3. По истечении указанного срока материалы дисциплинарного производства могут быть уничтожены по решению Совета.

    4. Разглашение материалов дисциплинарного производства не допускается.

    5. Решения Совета по дисциплинарному производству могут быть опубликованы без указания фамилий (наименований) его участников.

    Настоящий Кодекс, а также изменения и дополнения к нему вступают в силу с момента принятия Всероссийским съездом адвокатов.

    fparf.ru