Полезные статьи

Закон по европротоколу

Оглавление:

Европротокол с 1 июня: увеличение лимита выплат и оформление при наличии разногласий

1 июня 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) и Правила ОСАГО, касающиеся упрощенного порядка оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции (европротокол) (Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 448-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Предельный размер страхового возмещения по европротоколу увеличился до 100 тыс. руб. (ранее он составлял 50 тыс. руб.). При этом для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей лимит остался на прежнем уровне – 400 тыс. руб.

Оформление ДТП по европротоколу в пределах 100 тыс. руб. теперь возможно даже в тех случаях, когда между участниками ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств причинения вреда (ранее – только при отсутствии разногласий). Для этого водителям необходимо зафиксировать обстоятельства аварии и передать их в автоматизированную информационную систему ОСАГО (посредством предусмотренных Законом об ОСАГО технических средств контроля или программного обеспечения).

Аналогичным образом нужно будет зафиксировать обстоятельства ДТП, имевшего место на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, в целях получения страхового возмещения в пределах 400 тыс. руб. При этом данный повышенный лимит европротокола применяется только при отсутствии у участников ДТП разногласий (Указание Банка России от 16 апреля 2018 г. № 4775-У).

В бланке извещения о ДТП необходимо теперь, помимо прочего, указывать сведения об отсутствии разногласий относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо – при оформлении европротокола в пределах 100 тыс. руб. – о наличии и сути таких разногласий.

Перечисленные правила оформления документов применяются к ДТП, произошедшим после 1 июня 2018 года.

В период действия договора ОСАГО, заключенного до 1 июня 2018 г., заполнение водителями извещения о ДТП может осуществляться на бланке извещения по форме, действовавшей до указанной даты. В этом случае разногласия (если они есть) относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, их наличие и суть нужно будет указать в пункте 7 «Примечание» оборотной стороны извещения о ДТП.

www.garant.ru

Как оформить ДТП по европротоколу: вступили в силу изменения в закон об ОСАГО

Первый день лета принес россиянам перемены. В частности, с 1 июня начали действовать поправки в закон об ОСАГО: лимит выплат по европротоколу увеличен с 50 до 100 тыс. рублей. Для двух столиц и их областей сохранилась возможность выплат до 400 тыс. рублей. Также повышены требования к техническому оформлению дорожно-транспортного происшествия при составлении европротокола, стали допустимыми расхождения мнений о причине ДТП. Кроме этого, ожидается, что летом вступят в силу поправки и в правила дорожного движения.

Подробно о нововведениях для автомобилистов в интервью «МИР 24» рассказала руководитель аналитического отдела экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко.

— Сегодня больше всего говорят о вступивших в силу поправках в закон об ОСАГО, которые увеличивают выплаты по европротоколу с 50 до 100 тысяч рублей, хотя в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области выплаты составляли 400 тысяч. Там так и остается пока? Это не увеличивается?

Нет, это остается, только с условием, что это будет фиксироваться с помощью ЭРА-ГЛОНАСС или специального приложения от Российского союза автостраховщиков, которое пока еще находится в разработке.

— К европротоколу очень многие автолюбители и автопрофессионалы относятся, мягко говоря, настороженно. Раньше делали фотографии с места ДТП, но для этого нужно было уметь правильно все сфотографировать, чтобы было видно – где, что, кто как стоит, и чтобы была еще GPS-метка. Теперь – ЭРА-ГЛОНАСС, о которой мы говорим, и приложение «ДТП. Европротокол». Напомните, с какого года пошли машины с системой ЭРА-ГЛОНАСС?

Это 2015-2016 года.

— А что делать тем, у кого нет системы ЭРА-ГЛОНАСС? И приложение находится в разработке, что делать?

До 100 тысяч рублей лимит в любом случае сохраняется, но только если отсутствуют разногласия. Будет обновлен бланк европротокола: туда добавили два чекбокса, в которые нужно ставить галочки, если есть разногласия или нет разногласий.

— А если есть разногласия, то вызывайте инспектора ГИБДД?

Да. То есть, если у вас есть ЭРА-ГЛОНАСС, то можно с разногласиями заполнять этот бланк без вызова. Если системы ЭРА-ГЛОНАСС нет, приложения нет, то вызываем инспекторов ГИБДД.

— И лучше еще сделать фотографии самому.

Да, это лишним не будет. С нужных ракурсов, чтобы были видны знаки и дорожная разметка.

— Я вернусь назад к старым условиям оформления европротокола. Чтобы его заполнить без вызова ГИБДД, должны быть только два автомобиля, не более. Оба водителя должны быть застрахованы по ОСАГО, нет пострадавших, не причинен ущерб имуществу третьих лиц, нет разногласий. Сейчас что-то в этих условиях изменилось?

Нет, условия остались прежними, кроме нового пункта про разногласия, но при наличии либо приложения, либо системы ЭРА-ГЛОНАСС. Если есть разногласия, то позже, когда все-таки в РСА доделают приложение, там можно будет поставить галочку, а на оборотной стороне бланка написать, в чем заключается разногласие, поставить подпись. Этого будет достаточно.

— Новые бланки европротокола где брать?

Если вы оформлялись по ОСАГО уже с 1 июня, нужно обращаться в свою страховую, бланки должны быть. Я уже видела, что они уже в сети гуляют. Там они с изменениями, и видно, чем старые бланки отличаются от новых.

— Заявленные разногласия в новом бланке европротокола не станут для страховой поводом для отказа в выплатах? Может, по старинке надежнее: инспектор оформил все официально, со всеми протоколами, со схемой, замерами и все.

В любом случае ГИБДД сейчас придерживается такой позиции, что если у вас нет пострадавших, то, скорее всего, вам скажут сфотографировать все и приехать на пост, либо в ближайшее отделение. То есть выезжать они не будет, если нет каких-то серьезных повреждений, пострадавших. Поэтому многое зависит от вашей уверенности в себе.

— И от ваших отношений со страховой компанией.

Да. Если вы уверены в своей страховой компании, у вас уже, например, были прецеденты по выплатам, то, в принципе, европротокола бояться не стоит.

— Хорошо, тогда о поправках в правила дорожного движения. Инвалидам третьей группы разрешили на машину ставить знак, что автомобилем управляет инвалид. С чем это связано и что разрешено владельцам тех машин, на которых этот знак установлен законно?

Пока еще это не разрешено. Это постановление находится на стадии обсуждения, оно еще не подписано, но я думаю, что в течение лета правительство его подпишет. В предыдущих правилах дорожного движения фигурировали только инвалиды первой и второй групп, а сейчас просто сделали строчку про инвалидов без уточнения группы. Инвалидам всех групп будет разрешено парковаться на специальных местах, там, где на асфальте нарисован знак «парковка для инвалидов». Им будет разрешено парковаться под знаками «Стоянка запрещена», а также по четным и нечетным числам.

— Знак о том, что на автомобиле установлена шипованная резина. Теперь, насколько я понимаю, он переходит в разряд рекомендованных, а раньше шел как обязательный для установки. Что случилось?

Видимо, прислушались к мнению общественности, которая долго обсуждала эту тему. Мы как центр, который занимается безопасностью, тоже не видели особого смысла в этом знаке. Он был актуален в 90-е, когда была разница в тормозных путях, в качестве шин. Сейчас этот знак никакой информационной нагрузки в плане безопасности не несет.

— В принципе, если зимой человек едет на зимней резине без шипов или зимней резине с шипами, то размер тормозного пути не критический.

Сейчас такие фрикционные шины выпускают, что они близки по показателям к шипованным. Поэтому, я так понимаю, в ГИБДД прислушались ко всем крикам и решили отменить знак. Пока только они в процессе подписания, но все рекомендации, что штраф за этот знак не нужно брать, уже разосланы во все подразделения.

— Насколько я знаю, уже и перестали.

Да, должны были перестать.

— Так называемая «вафельная разметка» на перекрестках. Для чего она, что это, какие нарушения на ней возможны?

В основном она предупреждает заторы. Есть большие перекрестки, на которые выезжают все на мигающий желтый. Все знают эту ситуацию, когда стоит хвост, и потоки не могут проехать. Соответственно, чтобы избежать этих ситуаций, вводят «вафельницу». В Европе она везде практически используется. За выезд на вафельницу будет штраф тысячу рублей.

— На время чемпионата мира по футболу вводится некий новый дорожный знак и новая разметка.

Да, это будет оранжевая разметка, она пройдет по полосам движения для автобусов с болельщиками и по парковке для них. А дорожный знак – это «Движение автобусов запрещено». Он не касается регулярных рейсов – только заказных, туристических. В какие-то места им нельзя будет заезжать.

— Это, видимо, где-то возле стадионов.

mir24.tv

Упрощенное оформление ДТП (Европейский протокол)

Вопросы и ответы об оформлении ДТП по «Европротоколу»

1. Что такое «Европротокол»?
«Европротокол» (Европейский протокол) – это оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции. Иными словами, это возможность самостоятельно задокументировать факт дорожно-транспортного происшествия с тем, чтобы в дальнейшем обратиться в страховую компанию за получением возмещения, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге.

2. В каких регионах РФ можно оформить «Европротокол»?
Во всех регионах страны.

3. Каков лимит возмещения ущерба по «Европротоколу»?
Максимальная сумма страхового возмещения с 1 июня 2018 года составляет 100 тысяч рублей.

4. Какие первоочередные действия должен предпринять водитель, попавший в ДТП?
Нужно полностью соблюдать ПДД РФ, а именно: немедленно остановиться и выставить знак аварийной остановки. Если есть пострадавшие – вызвать скорую помощь, оказать им посильную помощь.
Для того чтобы в дальнейшем картина ДТП могла быть установлена максимально полно, нужно сохранить можно больше следов происшествия. В соответствии с Правилами дорожного движения, е сли в результате ДТП вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

В отношении с другими участниками ДТП сохраняйте вежливость и хладнокровие. Если другие водители и/или пассажиры ведут себя чересчур эмоционально, агрессивно, пытаются оказать на вас давление или запугать – сообщайте в ГИБДД (тел. 102, 112, 911) и следуйте указаниям сотрудника полиции, полученным по телефону.

5. Кто может воспользоваться «Европротоколом»?

Оформить ДТП без полиции можно при одновременном наличии следующих условия:

1. Не был нанесен вред жизни и здоровью кого-то из водителей, пассажиров или пешеходов

3. Ответственность каждого из водителей была застрахована по договору ОСАГО либо иностранному договору страхования «Зеленая карта», заключенному в отношении именно того автомобиля, которое участвовало в ДТП. В случае, если один из водителей является держателем иностранного договора страхования «Зеленая карта», за информацией о порядке и процедуре урегулирования претензии необходимо обращаться в Информационный центр «Зеленая карта» РСА по телефону + 7(495) 641 27 87.

Важно: если ДТП произошло 2 июня 2018 года и позднее и соблюдены условия, указанные выше в пунктах 1-3, но при этом у участников ДТП имеются разногласия в отношении произошедшего ДТП, они также имеют право оформить ДТП в рамках процедуры «Европротокола». Но для этого необходимо в обязательном порядке обеспечить фиксирование данных о ДТП с помощью специального программного обеспечения либо технических средств контроля, обеспечивающих формирование информации о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в АИС ОСАГО.

При выполнении данного условия водители могут воспользоваться процедурой «Европротокола» для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей (максимальный лимит страхового возмещения, установленный с 1 июня 2018 года). Если это требование закона не выполняется, то оформление «Европроткола» невозможно и необходимо сообщить в ГИБДД (тел. 102, 112, 911) и для оформления документов о ДТП следовать указаниям сотрудника полиции, полученным по телефону.

6 . Кто может воспользоваться безлимитным «Европротоколом» (лимит 400 тыс. руб.)?
Безлимитный «Европротокол» может быть применен только к ДТП, которые произошли в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской области. При этом полис ОСАГО может быть оформлен в любом регионе России.

В остальном для его применения обязательно соблюдение следующих условий:

1. Не был нанесен вред жизни и здоровью кого-то из водителей, пассажиров или пешеходов.

2. Если в ДТП только два транспортных средства, которые в процессе движения столкнулись между собой, либо происшествие возникло вследствие столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством. Также важным условием является отсутствие причинения вреда какому-либо другому имуществу, кроме двух транспортных средств.

3. Ответственность каждого из водителей застрахована по договору ОСАГО либо иностранному договору страхования «Зеленая карта», заключенному в отношении именно того автомобиля, которое участвовало в ДТП. В случае если один из водителей является держателем иностранного договора страхования «Зеленая карта», за информацией о порядке и процедуре урегулирования претензии необходимо обращаться в Информационный центр «Зеленая карта» РСА по телефону + 7(495) 641 27 87.

4. Обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений автомобилей не должны вызывать разногласий участников происшествия.

5. Данные о ДТП зафиксированы с помощью специального программного обеспечения либо технических средств контроля, обеспечивающих формирование информации о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в АИС ОСАГО.

Обратите внимание на то, что если разногласия отсутствуют, но обстоятельства ДТП не подтверждены данными, зафиксированными с помощью специального программного обеспечения либо технических средств контроля, лимит страховой выплаты составит 100 тыс. руб.

7. Что делать, если другой водитель не признает свою вину, агрессивен либо находится в состоянии алкогольного опьянения и т.п.?
Вызывайте сотрудников полиции, поскольку в ситуации, когда участниками ДТП принимается решение о возможности оформить ДТП без полиции, даже при наличии у них указанных выше разногласий, они должны совместно заполнить один бланк Извещения о ДТП, что в ситуации проявления агрессии со стороны кого-то из участников невозможно. Необходимость обращения в полицию обусловлена и другими описанными выше обстоятельствами.

8. Можно ли оформить «Европротокол», если одна из машин, попавших в ДТП, зарегистрирована не в РФ? Можно. Но только если ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой страхования ответственности («Зеленая карта»), а также при соблюдении остальных, указанных выше, требований для оформления документов о ДТП без участия полиции. Если участники пришли к согласию оформить ДТП без участия полиции, и потерпевшей стороной является гражданин России – извещение о ДТП должно быть оформлено на бланке, выданном российским страховщиком (бланк, напечатанный на русском языке).

В этом случае за информацией о порядке и процедуре урегулирования претензии необходимо обращаться в Информационный центр «Зеленая карта» РСА по телефону + 7(495) 641 27 87.

9. Что делать, если в ДТП попало больше двух автомобилей или, кроме автомобилей, повреждено иное имущество?
В этом случае воспользоваться «Европротоколом» нельзя. Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД.

10. Как поступить, если участники ДТП получили травмы?
Первым делом вызовите скорую помощь и окажите первую помощь пострадавшим. Если в ДТП кем бы то ни было были получены травмы, был нанесен вред жизни и здоровью, оно уже не может быть оформлено по «Европротоколу», и вам нужно обратиться в полицию.

11. Где получить бланк извещения о ДТП?
Бланк извещения о ДТП должна выдать вам страховая компания, в которой вы оформляли ОСАГО. Если Вам пришлось израсходовать выданные при заключении договора бланки извещений о ДТП, то Вы вправе обратиться к страховщику, с которым у Вас заключен договор ОСАГО, с просьбой выдать новый комплект бланков извещения о ДТП.

12. Как заполнять извещение о ДТП?
Приступая к заполнению, обратите внимание, что извещение о ДТП состоит из лицевой (самокопирующейся) части и оборотной стороны. При этом вся внесенная вами информация на верхней (лицевой) части должна четко отпечатываться на нижнем листке. Рекомендуем использовать шариковую ручку, поскольку записи, сделанные гелиевой ручкой или чернилами, размажутся при попадании влаги, а нанесенные карандашом пометки легко стереть или подделать.
Законодательством РФ предусмотрено, что при оформлении «Европротокола» водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк извещения о ДТП, при этом заполнены должны быть и лицевая, и оборотная стороны. При этом не имеет значения, чей из участников ДТП комплект бланков извещения о ДТП заполняется. Каждый из водителей выбирает любую из колонок («А» или «В») и вносит в нее информацию по своему транспортному средству.
Лицевая часть извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках ДТП, свидетелях, страховщиках, характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и другая необходимая информация.
Будьте особо внимательны при заполнении пункта 14 бланка извещения о ДТП. В данном разделе указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства, полученных в результате ДТП. Постарайтесь описать их максимально точно и кратко. При этом проследите, чтобы другие водители не добавили в указанный пункт иных, не относящихся к данному происшествию, повреждений деталей и элементов. При указании характера повреждений автомобиля допустимо употреблять такие термины, как царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре вашего транспортного средства экспертами.
В пункте 16 водителями на соответствующей стороне извещения о ДТП отмечаются обстоятельства ДТП, а в клетках укрупненного формата, расположенных внизу, вписывается итоговое количество отмеченных подпунктов. Кроме того, необходимо правильно отразить маневры вашего транспортного средства, учитывая, что:
• стоянка – это не остановка. Если ваш автомобиль остановился, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». В данном случае необходимо отметить позицию 22 «Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора»;
• если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно отметить позицию 12 «Менял полосу» и позицию 13 «Обгонял».
В пункте 17 составляется схема ДТП. На ней обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.
В пункте 15 «Замечания» при необходимости вы можете привести дополнительные сведения о том, что не указано в пункте 16 «Обстоятельства ДТП».
В подтверждение достоверности изложенной на лицевой стороне извещения о ДТП информации и соответствии схемы ДТП реальной ситуации водителями транспортных средств «А» и «В» проставляются подписи в пункте 18.

Важно обратить внимание на то, что с 1 июня 2018 года в форму извещения о ДТП, в пункт 18, внесены изменения. В случае если заполнение Извещения о ДТП осуществляется на бланке нового образца, то в этом пункте будет необходимо отметить любым образом один из блоков: «наличие» / «отсутствие» разногласий и удостоверить заполнение данного пункта подписями обоих участников, что будет являться либо подтверждением отсутствия разногласий в отношении происшествия, либо наоборот – свидетельствовать об их наличии, в зависимости от того, как происходит оформление происшествия. Если в данном пункте указано на наличие разногласий, их суть должна быть отражена на оборотной стороне Извещения о ДТП, которую участники заполняют после завершения заполнения лицевой стороны участники ДТП и разделения Извещения о ДТП на два экземпляра. Обратите внимание на то, что, если оформление документа осуществляется на бланке Извещения о ДТП старого образца, в котором отсутствуют «чек-поинты» в пункте 18, в которых делаются отметки о наличии разногласий, эти сведения Вам необходимо указать в пункте 7 «Примечание» оборотной стороны Извещения о ДТП.

Также важно проследить, чтобы каждый водитель подписал оба листа извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него.
Каждый водитель заполняет оборотную сторону своего экземпляра Извещения о ДТП самостоятельно. Здесь содержатся поля и графы, в которых указываются дополнительные сведения о происшествии и транспортных средствах.
В случае если на оборотной стороне Извещения о ДТП вам не хватает места, чтобы изложить всю информацию, сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на последнем следует сделать отметку «С приложением» и указать, к чему это приложение и кем оно составлено, а также заверить приложение теми же подписями, которые проставлены на лицевой стороне извещения о ДТП.
Имейте в виду, что если в Извещении о ДТП вы не указали какие-либо сведения или записи внесены неразборчиво, страховщик будет вынужден сам собирать недостающие данные. А это, в свою очередь, может повлиять как на срок осуществления выплаты, так и на возможность признания заявленного вами случая страховым событием. Поэтому Извещение о ДТП следует заполнять четким почерком, желательно печатными буквами и без ошибок. Нужные ячейки лучше отмечать крестиком или галочкой.
Если бланк Извещения о ДТП порван, испорчен или трудно читаем, нужно оформить документ на другом бланке.
Обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения – они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП.

13. Что нужно отобразить на схеме ДТП?
На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

14. Есть ли необходимость фотографировать место ДТП и как это сделать правильно?
Мы рекомендуем по возможности сделать фотоснимки места ДТП. В дальнейшем это может упростить прояснение картины происшествия при взаимодействии со страховой компанией. Постарайтесь фотографировать так, чтобы было видно:
• общий план места происшествия (так, чтобы можно было идентифицировать тип места нахождения ТС);
• следы торможения, обломки деталей, место осыпи разбитых элементов ТС (стекол, накладок бамперов и т.д.);
• оба ТС крупным планом со всех сторон, с номерами машин;
• поврежденные детали ТС.
При этом необходимо учесть, что претендовать на выплату в размере до 400 000 рублей или в пределах 100 тысяч рублей, когда есть разногласия, Вы сможете только в том случае, если снимки сделаны с помощью специального программного обеспечения.

15. Что еще можно предпринять, чтобы в дальнейшем было проще представлять свою точку зрения?
Помимо фотоснимков, соберите контактные данные свидетелей ДТП, если это возможно, а также, обязательно сохраните запись системы видеорегистрации, если ваше ТС оборудовано данным техническим средством.

16. Для чего нужны контакты свидетелей?
Свидетельские показания могут пригодиться при отстаивании вашей точки зрения произошедшего. Если же не получилось их собрать – это не так критично.

17. Итак, мы заполнили извещение о ДТП, сделали фото, собрали контакты свидетелей. Что дальше? Можно ли после этого покидать место ДТП?
Если вы сделали все вышеперечисленное, то можете покидать место ДТП и обращаться в свою страховую компанию. Если вы намерены обратиться с заявлением о страховой выплате, то приложите к заявлению ваш экземпляр Извещения о ДТП, у которого заполнены лицевая и оборотная стороны. Если вы считаете, что оснований для возмещения нанесенного вам вреда не имеется, то в течение 5 рабочих дней с момента ДТП обязательно отправьте заполненное Извещение о ДТП своему страховщику ОСАГО. Обратите внимание на то, что нельзя приступать к ремонту ТС в течение 15 дней с момента ДТП. Если вам необходимо отремонтировать ТС ранее этого срока – предъявите его на осмотр страховой компании, после чего обязательно получите письменное согласие страховой компании на осуществление ремонта ТС. Обратите внимание на то, что ремонт ТС до истечения 15 дней после ДТП без письменного согласия на то страховой компании может являться основанием для предъявления вам регрессного требования после осуществления страховой компанией выплаты потерпевшему.

18. Что предъявлять сотруднику ГИБДД, который остановит автомобиль?
Действительно, сотрудник ГИБДД, видя, что автомобиль имеет повреждения, вправе остановить вас в целях проверки факта оформления ДТП, в котором могли быть получены эти повреждения. Поэтому после передачи оригинала страховой компании обязательно следует иметь в автомобиле копию заполненного извещения о ДТП, заверенную страховщиком, для предъявления сотруднику полиции.

www.autoins.ru

Европротокол

Что такое «Европротокол»

Термин пришел к нам из Европы, где подобный способ оформления ДТП без участия полиции используется уже давно.

Собственно говоря, у «Европротокола» два значения:

  • Европротокол — специальная форма Извещения о ДТП, которую самостоятельно заполняют участники ДТП, и которая подтверждает право одного из участников (Потерпевшего) на получение страховой выплаты по ОСАГО.
  • Европротокол — система, позволяющая оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции с целью последующего получения страховой выплаты по ОСАГО.
  • Понятно, что второе определение «Европротокола» является более широким и включает в себя первое. Однако стоит сразу оговориться, что сегодняшнее состояние с ОСАГО в России позволяет говорить, что мы смогли реализовать лишь первое определение.

    Фактически документ (Извещение о ДТП — Европротокол) у нас есть (утвержден), а реальной системы, позволяющей эффективно этим документом пользоваться — нет!

    Со 2 августа 2014 года увеличились лимиты выплат при оформлении ДТП по Европротоколу с 25000 руб. до 50000 руб.

    Данное повышение касается только тех ДТП, оба участника которых приобрели полис ОСАГО уже после 2 августа 2014 года!

    Если хотя бы один из участников ДТП имеет полис ОСАГО, заключенный до 02.08.2014 — лимит выплат по Европротоколу остается 25000 руб.

    С 11 октября 2014 вступили в силу «Правила представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» — Постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002.
    Это правила необходимо применять при оформлении Европротокола в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, чтобы воспользоваться возможностью получения возмещения превышающего лимиты Европротокола (выше 50000 руб.)

    Вопросы по оформлению Европротокола в России

    • Критерии применимости Европротокола.
    • Что обязательно должен сделать виновник ДТП при оформлении Европротокола.
    • Порядок заполнения формы Европротокола.
    • Оформление схемы ДТП при Европротоколе.
    • Изменения в Закон об ОСАГО в части «Европротокола».
    • Порядок оформления Извещения о ДТП (Европротокола).
    • Ограничения по сумме выплаты при оформлении Европротокола
    • В какую страховую компанию и кто из участников должен направлять заполненное Извещение о ДТП (Европротокол).
    • За что отвечает виновник ДТП при оформлении Европротокола, какие санкции предусмотрены при неисполнении им своих обязанностей.
    • За что отвечает потерпевший в ДТП при оформлении Европротокола, какие санкции предусмотрены при неисполнении им своих обязанностей.
    • Какие сроки предусмотрены для оформления Европротокола и извещения страховых компаний.
    • Может ли «виновник» позже оспорить подписанное им Извещение о ДТП.
    • Как определяется виновник ДТП в случае выявленных разногласий в двух экземплярах Извещения о ДТП.
    • Какие данные имеют приоритет в случае противоречий в Извещении о ДТП (например, на схеме ДТП нарисована одна ситуация, а по описанию ситуации получается иная)
    • Может ли потерпевший потребовать возмещения убытков напрямую с виновника, если ДТП оформлено по Европротоколу.
    • Будут ли водителей обучать оформлению Европротокола
    • Нужен ли при оформлении Европротокола аварийный комиссар.
    • Как оформить Европротокол, чтобы получить выплату по каско.
    • Бесконтактное ДТП и Европротокол.
    • Если при конфликте со страховой компанией или участником ДТП вам требуется помощь юриста, то специально для посетителей сайта «Знай страхование!» наши партнёры с сайта «Правовед.ру» готовы дать вам бесплатную юридическую консультацию.

      Получить бесплатный ответ юриста на свой вопрос:

      Действия на месте ДТП

    • Нужно полностью соблюдать Правила дорожного движения РФ, а именно: немедленно остановиться и выставить знак аварийной остановки. Если есть пострадавшие — вызвать скорую помощь, оказать им посильную помощь.
    • Для того чтобы в дальнейшем картина ДТП могла быть установлена максимально полно, нужно сохранить можно больше следов происшествия.
    • В отношении с другими участниками ДТП сохраняйте вежливость и хладнокровие. Если другие водители и/или пассажиры ведут себя чересчур эмоционально, агрессивно, пытаются оказать на вас давление или запугать — вызывайте ГИБДД (тел. 102, 112, 911).
    • Для офомления Европроткола в первую очередь поверьте, применим ли Европротокол в данном конкретном ДТП — см. ниже «Критерии применимости Европротокола».

    Критерии применимости Европротокола

    Проверить, можно ли оформить конкретное ДТП без участия сотрудников полиции (оформить Европротокол) или нет можно с помощью предлагаемой схемы.

    Что обязательно должен сделать виновник ДТП при оформлении Европротокола

    Виновник ДТП при оформление Европротокола по новым правилам (со 2 августа 2014 года) обязан:

    1. Совместно со вторым участником ДТП заполнить лицевую сторону Извещения о ДТП (Европротокол).
      Далее Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопир считается полностью идентичным первому листу).
    2. На своем листе Извещение о ДТП заполнить обратную сторону.
    3. Свой экземпляр Извещения о ДТП обязательно отправить в свою страховую компанию по адресу, указанному на полисе ОСАГО — не позднее 5-ти дней с момента ДТП. Чем раньше — тем лучше!
    4. Не ремонтировать и не утилизировать свой автомобиль до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП. Это делается, что страховая компания при необходимости могла осмотреть повреждения автомобиля.
    5. Предоставить машину на осмотр в свою страховую компании, если она этого потребует, не позднее 5-ти дней со дня получения такого требования.

    Важно! Нарушение указанных требований может привести к применению к виновнику ДТП серьезных санкций — страховая компания может по Закону взыскать с нарушителя всю сумму, которую она заплатит потерпевшему в ДТП.

    Порядок заполнения формы Европротокола

    Приступая к заполнению, обратите внимание, что извещение о ДТП состоит из лицевой (самокопирующейся) части и оборотной стороны. При этом вся внесенная вами информация на верхней (лицевой) части должна четко отпечатываться на нижнем листке. Рекомендуем использовать шариковую ручку, поскольку записи, сделанные гелиевой ручкой или чернилами, размажутся при попадании влаги, а нанесенные карандашом пометки легко стереть или подделать.

    Законодательством РФ предусмотрено, что при оформлении «Европротокола» водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк извещения о ДТП, при этом заполнены должны быть и лицевая, и оборотная стороны. При этом не имеет значения, чей из участников ДТП комплект бланков извещения о ДТП заполняется. Каждый из водителей выбирает любую из колонок («А» или «В») и вносит в нее информацию по своему транспортному средству.

    Лицевая часть извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках ДТП, свидетелях, страховщиках, характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и другая необходимая информация.

    Будьте особо внимательны при заполнении пункта 14 бланка извещения о ДТП. В данном разделе указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства, полученных в результате ДТП. Постарайтесь описать их максимально точно и кратко. При этом проследите, чтобы другие водители не добавили в указанный пункт иных, не относящихся к данному происшествию, повреждений деталей и элементов. При указании характера повреждений автомобиля допустимо употреблять такие термины, как царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре вашего транспортного средства экспертами.

    В пункте 16 водителями на соответствующей стороне извещения о ДТП отмечаются обстоятельства ДТП, а в клетках укрупненного формата, расположенных внизу, вписывается итоговое количество отмеченных подпунктов. Кроме того, необходимо правильно отразить маневры вашего транспортного средства, учитывая, что:

    1. стоянка — это не остановка. Если ваш автомобиль остановился, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». В данном случае необходимо отметить позицию 22 «Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора»;
    2. если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно отметить позицию 12 «Менял полосу» и позицию 13 «Обгонял».
    3. В пункте 17 составляется схема ДТП. На ней обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

      В пункте 15 «Замечания» при необходимости вы можете привести дополнительные сведения о том, что не указано в пункте 16 «Обстоятельства ДТП».

      В подтверждение достоверности изложенной на лицевой стороне извещения о ДТП информации и соответствии схемы ДТП реальной ситуации водителями транспортных средств «А» и «В» проставляются подписи в пункте 18.

      После заполнения лицевой стороны участники ДТП отделяют и подписывают листки. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал оба листа извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него.

      Затем участники ДТП приступают к заполнению оборотной стороны документа — каждый водитель делает это самостоятельно. Здесь содержатся поля и графы, в которых указываются дополнительные сведения о происшествии и транспортных средствах.

      В случае если на оборотной стороне извещения о ДТП вам не хватает места, чтобы изложить всю информацию, сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на последнем следует сделать отметку «С приложением» и указать, к чему это приложение и кем оно составлено, а также заверить приложение теми же подписями, которые проставлены на лицевой стороне извещения о ДТП.

      Имейте в виду, что если в извещении о ДТП вы не указали какие-либо сведения или записи внесены неразборчиво, страховщик будет вынужден сам собирать недостающие данные. А это, в свою очередь, может повлиять как на срок осуществления выплаты, так и на возможность признания заявленного вами случая страховым событием. Поэтому извещение о ДТП следует заполнять четким почерком, желательно печатными буквами и без ошибок. Нужные ячейки лучше отмечать крестиком или галочкой. В графах, в которых отсутствуют какие-либо сведения, целесообразно нарисовать длинный прочерк либо написать большую букву Z или «Нет…(свидетелей, замечаний, примечаний и т.д.)».

      Если бланк извещения о ДТП порван, испорчен или трудно читаем, нужно оформить документ на другом бланке.

      Обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения — она должны быть заверены подписями обоих участников ДТП.

      Если второй водитель отказывается подписывать извещение о ДТП или совместно его заполнять, это означает, что требуемого законом об ОСАГО согласия обоих участников ДТП в оценке обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств достигнуть невозможно, следовательно, документы по данному ДТП не могут быть оформлены в упрощенном порядке. В этом случае необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

      Оформление схемы ДТП

      Что нужно отобразить на схеме ДТП?

      На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

      Нормы Закона об ОСАГО в части «Европротокола» (2014)

      Для решения части вопросов по «Европротоколу» приняты поправки в Закон об ОСАГО, которые вступили в силу со 2-го августа 2014 года:

      Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

      1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

      а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;

      б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

      в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

      (пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

      2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

      3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

      Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

      (пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

      4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей.

      (пункт вступает в силу через 10 дней после официального опубликования Закона и действует до 30 сентября 2019 года)

      (положения данного пункта применяется к отношениям, возникшим в связи с дорожно-транспортным происшествием, гражданская ответственность обоих участников которого застрахована по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным начиная со 2 августа 2014 года)

      5. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страховой выплаты, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и страховая выплата осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

      (пункт вступает в силу с 1 октября 2014 года и действует до 30 сентября 2019 года)

      (положения данного пункта применяется к отношениям, возникшим в связи с дорожно-транспортным происшествием, гражданская ответственность обоих участников которого застрахована по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, после 1 октября 2014 года)

      (до 1 января 2017 года кроме системы ГЛОНАСС разрешается использовать данные иных глобальных спутниковых навигационных систем)

      6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

      (пункт вступает в силу с 1 октября 2019 года)

      7. Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      (пункт вступает в силу с 1 октября 2014 года)

      8. Потерпевший, получивший страховую выплату на основании настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей.

      Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.

      (пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

      Статья 14. Право требования страховщика к причинителю вреда

      1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:

      ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

      з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

      Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков

      1. Профессиональное объединение страховщиков:

      в.2) информирует владельцев транспортных средств о порядке оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона;

      Порядок заполнения Извещения о ДТП

      Извещение о ДТП является официальным безотзывным документом. Каждый экземпляр Извещения о ДТП состоит из двух скрепленных листов: первого и самокопира (второго листа).

      Лицевая сторона первого листа совместно заполняется и подписывается обоими участниками ДТП.

      После заполнения лицевой стороны Извещение разъединяется — каждому из участников ДТП по одному экземпляру.

      Примечание:
      Ответственность каждого из участников ДТП определяется только в соответствии с данными, вносимыми обоими участниками ДТП на лицевой стороне Извещения.

      Рекомендуется первый лист Извещения о ДТП оставлять предполагаемому потерпевшему, второй лист (самокопир) — предполагаемому виновнику ДТП. В принципе, не имеет значения, кому достанется первый лист, а кому второй (рекомендации связаны с тем, что оригинал Извещения легче отсканировать и переслать Страховщику виновника при прямом возмещении убытков).

      После разъединения экземпляров Извещения внесение изменений на лицевой стороне Извещений не допускается.

      Оба участника ДТП обязаны самостоятельно заполнить обратные стороны Извещения. Обратную сторону рекомендуется заполнить уже дома (во Франции даже рекомендуют ее заполнять вместе с юристом).

      Примечание:
      На обратной стороне Извещения о ДТП имеется бланк декларации, он заполняется каждым водителем отдельно. Эти данные позволяют получить дополнительную информацию, необходимую для разбирательства страхового случая.

      Извещение считается заполненным только в случае если:

    4. экземпляры разъединены;
    5. заполнены обе стороны каждого экземпляра Извещения.
    6. В некоторых случаях, информация с обратной стороны Извещения о ДТП от виновника ДТП может и не понадобиться для подтверждения страхового случая. Но лучше не рисковать: есть обязанность заполнить обе стороны Извещения каждым участником — значит нужно заполнить, чтобы не давать лишнего повода страховым компаниям отказать в страховой выплате.

      Ограничения по сумме выплаты при оформлении Европротокола

      Главное ограничение применения Европроткола в России — это ограничение максимального размера выплаты при таком (упрощенном) оформлении ДТП:

      «В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 25 тысяч рублей» (Закон об ОСАГО, ст.11, п.10).

      Еще год назад Минфин подготовил проект поправок в Закон об ОСАГО, в которых предложил увеличить лимит выплаты по Европротоколу до 50000 руб.

      В этом году перед выборами Президента РФ ряд политиков заявили, что лимит выплат по Европротоколу нужно повысить до 75000 руб. Сейчас выборы прошли, пора предвыборных обещаний закончилась, и мы ждем, какую же цифру в конечном итоге утвердят народные избранники.

      Но ключевой вопрос данной проблемы не в том, КАКИМ должен быть лимит, а ЗАЧЕМ он вообще нужен.

      Есть четкий набор критериев возможности применения Европротокола, которые каждый участник ДТП способ определить на место ДТП:

      • только два участника (два транспортных средства);
      • оба застрахованы по ОСАГО;
      • нет пострадавших — не причинен вред жизни или здоровью;
      • у участников нет разногласий в части описания обстоятельств ДТП и причиненных повреждении.
      • Размер ущерба на месте ДТП даже специалист может определить только приблизительно. Не специалист может лишь предполагать, каков будет этот размер, следовательно, принять адекватное решение об оформлении Европротокола участники ДТП не могут.

        Такое ограничение существует лишь в России, в других европейских странах применение Европротокола ограничивается лишь в случае причинении вреда жизни или здоровью. При этом любое ограничение размера ущерба всегда ущемляет интересы самих участников ДТП.

        Единственный смысл введения таких ограничений это борьба с мошенничеством в страховании. Не секрет, что пока Европротокол часто используют те, кто пытается инсценировать ДТП с целью получения страховой выплаты по ОСАГО. Однако борьба с мошенничеством должна строиться не на ограничении размера страховой выплаты, а на четкой процедуре контроля со стороны страховой компании за действиями участников ДТП. Основной механизм — возможность осмотра автомобиля виновника ДТП и применение регресса к виновнику в случае непредоставления автомобиля на осмотр.

        Логика действующей редакции Закона получается странная: «Если всем платить мало, то и мошенники получат мало».

        Полагаю, что ограничение выплаты при оформлении Европротокола вообще нелогично и должно быть отменено в рамках совершенствования Закона об ОСАГО.

        Может ли «виновник» позже оспорить подписанное им Извещение о ДТП

        К сожалению, доскональным знанием всех нюансов Правил дорожного движения может похвастаться очень малая часть водителей. К чему может привести недостаточное знание ПДД при оформлении Европротокола?

        Возможны ситуации, когда один из водителей-участников ДТП посчитал себя виновным и отметил это в Извещении о ДТП, второй участник, естественно, согласен с виной своего оппонента.

        Но вот наш «виновник» вернулся домой, стал перечитывать Правила дорожного движения и понял, что неправильно оценил ситуацию, а на самом деле виноват в ДТП не он. Примеров таких ошибок можно привести множество.

        Может ли «виновник» отозвать свою подпись под Извещением о ДТП, внести каким-либо образом исправления, чтобы избежать «неправильной» ответственности и самому получить выплату по ОСАГО?

        Сегодня на это вопрос нет однозначного ответа — система Европротокола в России еще находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем, после внесения изменений в Закон об ОСАГО в части совершенствования Европротокола, данный вопрос обязательно найдет свое отражение или в самом Законе, или в Правилах ОСАГО, или в разъяснениях РСА.

        Обучение водителей оформлению Европротокола

        Идея о том, что для внедрения Европротокола в России необходимо провести соответствующее обучение водителей высказывалась еще в 2008 году. Действительно, правила оформления Европроткола не столь просты, чтобы надеяться, что все водители способны их самостоятельно изучить.

        Предполагается, что в обязательную программу подготовки водителей будет внесен раздел о порядке оформления Европротокола. С инициативой таких изменений в феврале 2012 года выступил РСА. Предполагается, что обучать этой «науке» начнут молодых водителей уже с 2013 года.

        Нужен ли при Европротоколе аварийный комиссар

        Первоначально аварийные комиссары (аваркомы) всячески приветствовали введение в России Европротокола, т.к. полагали, что работы у них прибавится. Действительно, раз водители не будут вызывать сотрудников ГАИ для оформления ДТП, то они могут вызывать аварийных комиссаров, которые помогут оформить ДТП более качественно, но… не бесплатно.

        Реальность оказалась менее радужной. Если водитель не хочет ждать ГАИ, то почему он захочет ждать аварийного комиссара!

        На самом деле, Европротокол можно назвать «убийцей аваркомов«. Сама система Европротокола создана именно для того, чтобы участники ДТП никого не ждали для оформления документов, а могли все сделать самостоятельно.

        В настоящее время спрос на услуги аварийных комиссаров постепенно снижается — аваркомов по ОСАГО на практике уже не вызывает ни одна страховая компания (даже если такая услуга указывается при проведении конкурсов по ОСАГО).

        Оформление Европротокола по каско

        Сегодня требования к оформлению ДТП для получения выплаты по каско у многих страховщиков не предусматривают возможность оформления Европротокола (оформления документов без вызова сотрудников полиции) — это остается, пожалуй, самой важной причиной медленного развития Европротокола в России. Многие страхователи отказываются оформлять Европротокол как раз из-за опасения отказа в выплате по каско.

        Бесконтактное ДТП и Европротокол

        Одним из ограничений применения Европротокола должны стать, так называемые, «бесконтактные ДТП». Один водитель нарушил ПДД (например, выехал на перекресток, не соблюдая знаки приоритета), второй водитель, пытаясь избежать столкновения с первым автомобилем, совершил маневр, не справился с управлением и врезался в столб. Непосредственного контакта между автомобилями не было, потому такое ДТП и называют «бесконтактным».

        Сегодня четких критериев определения ответственного за причиненный вред в такой ситуации нет. Правила дорожного движения предписывают водителю при появлении помехи движению применять все возможные меры к остановке машины, а не производить какие-либо маневры. Чтобы суду принять обоснованное решение в такой ситуации требуется проведение трасологической экспертизы.

        Для подобных ситуаций Европротокол применяться не может, т.к. для проведения трасологии требуется, как минимум, подробная схема места ДТП, составляемая сотрудниками ГИБДД.

        Аналогичные проблемы возникают в ситуациях, когда автомобили лишь незначительно соприкоснулись, после чего один из них врезается в какое-нибудь препятствие. В этой ситуации также требуется оформление ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы избежать ненужных проблем с Европротоколом.

        Вопросы и ответы по применению Европротокола

        06.08.2012

        27.07.2012

        21.06.2012

        20.06.2012

        19.03.2012

        30.05.2012

        23.01.2013

        Ответ:

        17.03.2013

        16.10.2013

        28.10.2013

        10.11.2013

        17.11.2013

        28.01.2014

        Вопрос:

        31.01.2014

        Не принимать заявление СК не имеет права!
        Передать документы (по списку из Правил страхования) под роспись в получении и ждать решения. Если уже совсем не берут — заказным письмом с описью вложения.
        Отказать по такому поводу в письменном виде СК, скорее всего, поостережется.
        Будет отказ — можно будет жаловаться в Службу банка России по финансовым рынкам.

        А искать виновника Вы не обязаны, тем более, что это может тянуться бесконечно.

        www.znay.ru