Полезные статьи

Закон о сми статья 24

Закон о сми статья 24

Закон РФ «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ)

Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Редакция от 25.11.2017г., (с изменениями вступившими в силу с 01.01.2018).

Данный закон содержит положения об организации деятельности средств массовой информации, распространении массовой информации, о правах и обязанностях журналиста, о межгосударственном сотрудничестве в области массовой информации, а также об ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ), с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2018г.

27 декабря 1991 года № № 2124-1

Закон РФ «О средствах массовой информации»

(в ред. Федеральных законов
от 13.01.1995 № 6-ФЗ, от 06.06.1995 № 87-ФЗ,
от 19.07.1995 № 114-ФЗ, от 27.12.1995 № 211-ФЗ,
от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.06.2000 № 90-ФЗ,
от 05.08.2000 № 110-ФЗ, от 04.08.2001 № 107-ФЗ,
от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ,
от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 04.07.2003 № 94-ФЗ,
от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ,
от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ,
от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ,
от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ,
от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 09.02.2009 № 10-ФЗ,
от 14.06.2011 № 142-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ,
от 21.07.2011 № 252-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ,
от 05.04.2013 № 34-ФЗ, от 05.04.2013 № 50-ФЗ,
от 02.07.2013 № 158-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ,
от 14.10.2014 № 305-ФЗ, от 24.11.2014 № 370-ФЗ,
от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 13.07.2015 № 257-ФЗ,
от 30.12.2015 № 464-ФЗ, от 05.04.2016 № 94-ФЗ,
от 03.07.2016 № 280-ФЗ, от 03.07.2016 № 281-ФЗ,
от 07.06.2017 № 110-ФЗ, от 29.07.2017 № 239-ФЗ,
от 29.07.2017 № 278-ФЗ, от 25.11.2017 № 327-ФЗ)

dokumenty24.ru

Статья 24 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 24 Конституции РФ гласит:

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Комментарий к Ст. 24 КРФ

1. Конституционное положение о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица является одной из гарантий закрепленного в ст. 23 Конституции права на неприкосновенность частной жизни. Оно призвано защитить частную жизнь, личную и семейную тайну от какого бы то ни было проникновения в нее со стороны как государственных органов, органов местного самоуправления, так и негосударственных предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных граждан.

Особое значение запрет собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица приобретает в связи с созданием информационных систем на основе использования средств вычислительной техники и связи, позволяющих накапливать и определенным образом обрабатывать значительные массивы информации.

Основные положения работы с информацией о частной жизни получили закрепление в ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (СЗ РФ. 2006. N 31. ч. 1. ст. 3448). Согласно этому Закону, одним из принципов, на которых основывается правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, является неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (п. 7 ст. 3). Запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 8 ст. 9). Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Сбор персональных данных может осуществляться как путем истребования их у лица, которого они касаются, так и путем получения их из иных источников или посредством проведения соответствующими органами и должностными лицами собственных поисковых мероприятий.

Так, законодатель обязывает граждан в определенных случаях (при поступлении на работу, оформлении водительских прав, уплате налогов и т.д.) представлять компетентным органам информацию о своих анкетных данных, состоянии здоровья, полученных доходах, а также иные сведения, могущие иметь значение для обеспечения безопасности государства и населения, защиты финансовых интересов государства, охраны прав граждан.

Собирание конфиденциальной информации самими органами предусматривается, в частности, УПК, Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (Ведомости РФ. 1991. N 16. ст. 503; с изм. и доп.), ФЗ от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности» (СЗ РФ. 1995. N 15. ст. 1269; с изм. и доп.), ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (СЗ РФ. 1995. N 33. ст. 3349; с изм. и доп.). К примеру, УПК устанавливает, что при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательстве уголовных дел в суде подлежат доказыванию обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, указанные в ст. 61 и 63 УК, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого (п. 3 и 5 ч. 1 ст. 73). При производстве по делам несовершеннолетних особое внимание должно обращаться на выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (п. 2 ч. 1 ст. 421). В соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» собирание сведений о личности может осуществляться путем опроса граждан, наведения справок, исследования предметов и документов, наблюдения и т.д. Проведение всех этих мероприятий возможно лишь при наличии предусмотренных Законом оснований (ст. 7) и условий (ст. 8) и не должно выходить за пределы конкретных потребностей производства по уголовному делу.

Хранение информации о частной жизни должно осуществляться таким образом, чтобы при этом исключалась возможность ее утраты или несанкционированного использования. Особый характер этой информации требует, чтобы после решения задач, в связи с которыми она собиралась, эта информация была уничтожена и не могла быть использована в других целях вопреки интересам соответствующего лица. Частью 7 ст. 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в частности, предусматривается, что полученные в результате оперативно-разыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы же и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем должен быть составлен специальный протокол.

Использование персональных данных органами и лицами, получившими их на законных основаниях, должно осуществляться в соответствии с теми задачами, ради решения которых они собирались, хотя в принципе нельзя исключить того, что в каких-то случаях информация может быть использована и в целях, которые первоначально не определялись. Это может иметь место, в частности, если в процессе сбора персональных данных, необходимых для принятия решения о допуске лица к государственной тайне (п. 1 ч. 2, ч. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), будут получены сведения о совершенном преступлении.

Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, а также затруднения реализации прав и свобод граждан. Ограничение прав граждан на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством. Использование информации о частной жизни лица в корыстных или иных незаконных целях должно влечь для виновного дисциплинарную, материальную или даже (при причинении существенного вреда правам и законным интересам граждан) уголовную ответственность.

Распространение информации о частной жизни лица, т.е. ее передача помимо воли этого лица другим субъектам, допускается лишь в строго определенных законом случаях. Причем нужно отметить, что именно в части регулирования порядка распространения информации действующее законодательство носит наиболее детализированный характер. Оно во многих случаях определяет и те органы, которым может передаваться конфиденциальная информация, и порядок передачи этой информации.

Наиболее детально действующее законодательство регламентирует порядок использования и распространения информации, собираемой в связи с выявлением, раскрытием и расследованием преступлений, что вполне объяснимо, если учесть ее характер и предназначение. Так, в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, запрещается «разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами» (ч. 8 ст. 5).

Согласно ч. 6 ст. 5 Закона «О милиции» милиция не вправе разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие не требуют иного. Хотя эта норма в какой-то мере и сдерживает противозаконное распространение информации о частной жизни, однако вряд ли ее можно признать достаточной с точки зрения защиты интересов личности. Учитывая многообразие функций милиции, понятие «исполнение обязанностей» может толковаться весьма произвольно и не способно выполнять роль реальной гарантии интересов личности.

Положения, обеспечивающие конфиденциальность информации, закрепляются также в ряде других федеральных законов. Так, согласно ст. 41 Закона от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», «редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях сведения, предоставляемые гражданином с условием сохранения их в тайне». А согласно ч. 5 ст. 6 ФЗ «О федеральной службе безопасности» сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В соответствии же с п. 6 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. N 33. ст. 1318) пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при его обследовании и лечении, а органы и лица, которым эти сведения стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, обязаны не допускать их разглашения. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную или иную профессиональную тайну, наравне с самими работниками соответствующей профессии с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ, а также субъектов Федерации.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 28. ст. 3466). указанные лица могут отказаться от дачи показаний по уголовному или гражданскому делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением своих полномочий. Оценивая предыдущую редакцию статьи, закреплявшей свидетельский иммунитет членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (в ред. Закона от 8 мая 1994 г. она была под номером 19), Конституционный Суд признал ее конституционной, поскольку она обеспечивала конфиденциальность информации о частной жизни гражданина, полученной названными лицами в связи с исполнением ими своих обязанностей (Постановление Конституционного Суда от 20 февраля 1996 г. N 5-П // СЗ РФ. 1996. N 9. ст. 828).

В целях недопущения избыточного распространения сведений, полученных о частной жизни граждан в ходе предварительного расследования или судебного рассмотрения уголовных и гражданских дел, процессуальное законодательство предусматривает недопустимость разглашения данных предварительного следствия (ст. 161 УПК), а также допускает возможность рассмотрения по решению суда уголовных и гражданских дел в закрытых судебных заседаниях (ч. 2 ст. 241 УПК; ч. 2 ст. 10 ГПК).

2. На основе положений ч. 2 ст. 24 Конституции Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» (САПП. 1994. N 2. ст. 74; в ред. указов от 17 января 1997 г. и от 1 сентября 2000 г.) было установлено что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципе доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы.

Впоследствии право граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, было закреплено и в ряде федеральных законов. Так, согласно Закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации», гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Аналогичное право имеют и организации (ч. 2 и 3 ст. 8).

В качестве гарантии интересов лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которые располагают фактами проведения в отношении их оперативно-разыскных мероприятий, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено право таких лиц истребовать от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, сведения о полученной о них информации. Это право может быть ограничено только в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны (так, при ознакомлении с оперативными данными не подлежат оглашению сведения о конфиденциальных источниках информации).

Особый порядок ознакомления с материалами, затрагивающими права и законные интересы граждан, закреплен в уголовно-процессуальном законодательстве. В соответствии со ст. 46, 47 и 53 УПК подозреваемый, обвиняемый и их защитник в ходе предварительного расследования могут знакомиться с протоколами следственных действий, проводимых с участием подозреваемого, обвиняемого, а также с материалами, направляемыми в суд в подтверждение законности и обоснованности применения ареста или продления срока содержания под стражей. По окончании предварительного следствия в соответствии со ст. 215-217 УПК правом ознакомления со всеми материалами дела обладают потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также обвиняемый и его защитник. Кроме того, все указанные участники уголовного судопроизводства имеют право на то, чтобы быть ознакомленными с основными процессуальными решениями, затрагивающими их права и законные интересы, такими, в частности, как постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление о признании потерпевшим и т.д. Определением Конституционного Суда от 15 декабря 2000 г. N 239-О (ВКС РФ. 2001. N 2). было признано, что это право должно обеспечиваться указанным лицам при окончании как предварительного следствия, так и дознания.

Содержащаяся в ч. 2 анализируемой статьи оговорка о том, что возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими права и свободы личности, должна обеспечиваться каждому, если иное не предусмотрено законом, не означает, что законодатель волен устанавливать любые исключения из гарантируемого статьей 24 Конституции права. Рассмотрев 18 февраля 2000 г. дело о проверке конституционности п. 2 ст. 5 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, Конституционный Суд указал, что основания для каких бы то ни было ограничений в ст. 24, как и в ст. 23 и 29, Конституции могут устанавливаться законом только в качестве исключения из общего дозволения (ч. 2 ст. 24 Конституции) и должны быть связаны именно с содержанием информации, поскольку иначе они не были бы адекватны конституционно признаваемым целям. Поэтому, по мнению Конституционного Суда, установление ограничений права гражданина на получение собираемой органами прокуратуры информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, может предопределяться действием других федеральных законов, в том числе ГК, УПК, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», обеспечивающих охрану государственной тайны, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью. Вся иная информация, в том числе полученная при осуществлении органами прокуратуры надзора за исполнением законов, которая, исходя из Конституции и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия ч. 2 ст. 24 Конституции должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты. Исходя из этого, Конституционным Судом пункт 2 ст. 5 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» был признан не соответствующим Конституции, ее ч. 2 ст. 24, постольку поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа (СЗ РФ. 2000. N 9. ст. 1066).

Более того, Конституционный Суд в ряде своих решений признал право участников уголовного судопроизводства не только знакомиться с теми или иными материалами уголовного дела, но и получать их копии как в обязательном порядке (в случае, когда закон возлагает на дознавателя, следователя и прокурора обязанность вручать сторонам копии основных процессуальных документов), так и путем снятия по просьбе этих участников за их счет копий с материалов, с которыми участники судопроизводства управомочены знакомиться в ходе предварительного расследования (определения от 6 июля 2000 г. N 191-О, от 14 января 2003 г. N 43-О, от 4 ноября 2004 г. N 430-О, от 18 января 2005 г. N 39-О, от 20 июня 2006 г. N 231-О; от 11 июля 2006 г. N 300-О).

constitutionrf.ru

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 169; N 24, ст. 2256; N 30, ст. 2870; 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143; 2000, N 26, ст. 2737; N 32, ст. 3333; 2001, N 32, ст. 3315; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029, 3033; 2003, N 27, ст. 2708; N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3104; 2006, N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; 2007, N 31, ст. 4008; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 7, ст. 778; 2011, N 25, ст. 3535; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1642, 1658; N 27, ст. 3450, 3477; 2014, N 42, ст. 5613; N 48, ст. 6651; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4383; 2016, N 1, ст. 84; N 15, ст. 2056) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«под исследованием объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к зрительским предпочтениям при просмотре телеканалов (телепрограмм, телепередач), а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований.»;

2) дополнить главой II 1 следующего содержания:

«Глава II 1 . Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)

Статья 24 1 . Основные принципы проведения исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)

В целях обеспечения открытости, прозрачности и достоверности данных, полученных в результате исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) при их последующем применении при размещении на телеканалах (в телепрограммах, телепередачах) рекламы, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, уполномочивает организацию, проводящую такие исследования (далее — уполномоченная организация), в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.

Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) проводятся уполномоченной организацией на основе следующих принципов:

1) глобальность и непрерывность проводимых исследований;

2) единство используемых методов сбора, обработки, хранения и распространения полученных в результате исследований информации и данных;

3) обеспечение полноты, актуальности и достоверности полученных в результате исследований информации и данных;

4) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований к обработке персональных данных и иной информации ограниченного доступа.

Контроль за деятельностью уполномоченной организации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Уполномоченная организация обязана ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, отчет о проведенных исследованиях, а также размещать его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Форма отчета уполномоченной организации и срок его представления устанавливаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 24 2 . Уполномоченная организация по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)

Количество уполномоченных организаций определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

По отношению к деятельности уполномоченной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции.

Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящиеся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, не вправе выступать уполномоченной организацией.

Не допускается установление лицами, указанными в части третьей настоящей статьи, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство другого государства, любых форм контроля над уполномоченной организацией, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять уполномоченной организацией, контролировать ее, а также фактически определять принимаемые ею решения.

Для отбора уполномоченной организации по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, создается комиссия. Порядок создания и деятельности данной комиссии, ее состав, а также условия отбора уполномоченной организации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Срок полномочий уполномоченной организации составляет три года.

Полномочия уполномоченной организации могут быть прекращены досрочно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в следующих случаях:

1) неустранение уполномоченной организацией в установленный срок нарушений, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, выдавались предписания об их устранении;

2) непредставление в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ежегодного отчета о проведенных исследованиях;

3) возникшее несоответствие уполномоченной организации требованиям, предъявляемым к ней в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) представление уполномоченной организацией заявления о добровольном отказе от исполнения полномочий;

5) выявление недостоверных сведений в документах, послуживших основанием для принятия решения о предоставлении полномочий;

6) представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ежегодного отчета о деятельности уполномоченной организации, содержащего заведомо ложные сведения.».

Внести в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1232; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 839; N 16, ст. 1828; 2011, N 23, ст. 3255; N 30, ст. 4566, 4600; 2013, N 19, ст. 2325; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4033; N 43, ст. 5444; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6695; N 52, ст. 6981) следующие изменения:

1) статью 5 дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. В случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями (организацией), уполномоченными (уполномоченной) на проведение указанных исследований федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.»;

а) в части 6 слова «частями 2 — 8 статьи 5» заменить словами «частями 2 — 8, 12 статьи 5»;

б) в части 7 слова «частями 9, 10, 10 1 и 10 2 статьи 5» заменить словами «частями 9 — 10 2 , 12 статьи 5».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2017 года.

3. Отбор организаций (организации), указанных (указанной) в статье 24 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» (в редакции настоящего Федерального закона), должен быть завершен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, до 1 января 2017 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

rg.ru

Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества

1. При замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) перерасчет цены товара не производится.

2. При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.

3. В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены.

4. При возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

5. В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.

6. В случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).

www.jurinspection.ru

Анализ законодательства об ограничении распространения информации о наркотиках и ответственности за его нарушение

Законодательство о запрете пропаганды наркотических средств с каждым годом ужесточается, усиливается и ответственность за его нарушение. В средствах массовой информации публикацию на такую тему встретить практически невозможно. Проблему представляет широкое распространение информации в Интернете на различных ресурсах, далеко не все из которых являются зарегистрированными сетевыми изданиями и соответственно законодательству о СМИ не подчиняются. Поэтому рассмотрим нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу правоотношений и устанавливающие ответственность как для СМИ, так и для Интернет-ресурсов, не являющихся зарегистрированными сетевыми изданиями.

Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»: административная ответственность

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещается пропаганда наркотиков, осуществляемая физическими или юридическими лицами, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, распространения и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации , распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях. Запрещается пропаганда каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, наркосодержащих растений, в том числе пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье.

Ответственность за нарушение данной нормы:

Статья 6.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) предусматривает ответственность за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры в виде штрафа

на должностных лиц 40 — 50 тыс. рублей ;

800 тыс. — 1 млн. рублей + конфискация рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления

административное приостановление деятельности на срок до 90 суток + конфискация рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления

Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Административные дела данной категории рассматриваются судьями. Выявить факт совершения административного правонарушения и составить протокол об административном правонарушении с последующей его передачей в суд для вынесения постановления по делу и назначения наказания вправе должностные лица органов внутренних дел (полиции), Роскомнадзора, а также органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. п. 1, 58 и 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Согласно п. 5 ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в случаях установления фактов повторного нарушения юридическим лицом запрета ст. 46, деятельность указанного юридического лица может быть приостановлена или прекращена по решению суда. Требование о прекращении деятельности юридического лица может быть предъявлено в суд Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, ОВД, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой внешней разведки, органами здравоохранения или соответствующими органами местного самоуправления.

Закон РФ «О СМИ»

Аналогичные нормы содержатся и в ч. 3 ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» запрещаются распространение в СМИ и Интернете сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров; распространение иной информации , распространение которой запрещено федеральными законами.

Ответственность за злоупотребление свободой слова предусмотрена в ч. 3 ст. 16 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». В случае обнаружение запрещенной ст. 4 информации в СМИ Роскомнадзором выносится письменное предупреждение учредителю и (или) редакции (главному редактору) о недопустимости нарушения действующего законодательства РФ. В случае вынесения повторного предупреждения в течение 12 месяц у Роскомнадзора появляется право направить в суд исковое заявление о прекращении деятельности СМИ. Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.

Кроме того, 06.07.2010 г. Роскомнадзором принят Приказ «Об утверждении порядка направления обращений о недопустимости злоупотреблений свободой информации к СМИ, распространение которых осуществляется в информационно-телекоммуникационных системах, в том числе в сети Интернет», который предусматривает меры оперативного реагирования на злоупотребления свободой массовой информации в комментариях читателей в сети Интернет. Роскомнадзор устанавливает факт публикации комментария, содержащего запрещенную информацию, и направляет в адрес Интернет-СМИ обращение с требованием удалить комментарий или отредактировать его в течении 24 часов. Обращение составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в адрес редакции по электронной почте, второй — по факсимильной связи. Факт и время отправки фиксируются. В случае неисполнения данного обращения, Роскомнадзор направляет в адрес редакции предупреждение в порядке ст. 16 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Таким образом, основной риск для СМИ, при опубликовании такой информации, это даже не штраф, а возможность лишиться свидетельства о регистрации СМИ и прекратить свой выпуск в судебном порядке.

Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». «Черный список Интернет-сайтов».

Основания для ограничения свободы распространения информации в определенных сферах также содержатся в п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Эта статья устанавливает запрет распространения информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность . К числу такой информации относятся и сведения «о способах, методах разработки, изготовления, распространения и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Статьей 15.1 указанного закона предусмотрено ведение Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов , содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено (так называемый «черный список Интернет-сайтов», далее — реестр). Включение информационного ресурса в названный реестр приводит к его полной блокировке на территории РФ. Действие данной статьи распространяется, в том числе и на ресурсы, содержащие информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений (пп б) п. 5 ст. 15.1). Создание, формирование и ведение реестра осуществляется Роскомнадзором. Решение о включении ресурса в реестр принимается Роскомнадзором на основании:

1. Решения уполномоченного органа — Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Роскомнадзора, принимаемого в установленном Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101 порядке.

2. Решения суда, вступившего в законную силу.

Решение о включении в реестр может быть обжаловано владельцем сайта, провайдером хостинга, оператором связи в суд в течение трех месяцев со дня принятия.

В течение суток с момента получения от Роскомнадзора уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей запрещенную информацию.

В течение суток с момента получения уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта обязан удалить интернет-страницу, содержащую запрещенную информацию. В случае отказа или бездействия владельца сайта провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» в течение суток.

В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта соответствующих мер, в реестр включается сетевой адрес , позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт, оператор связи , оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

После принятия мер по удалению с ресурса запрещенной информации либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения Роскомнадзора о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта или сетевого адреса Роскомнадзор исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта или сетевой адрес на основании обращения владельца сайта, провайдера хостинга или оператора связи в течение трех дней со дня такого обращения.

Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, можно найти на официальном сайте Роскомнадзора по адресу http://eais.rkn.gov.ru/. По указанному адресу также можно сформировать запрос к реестру и получить данные о нахождении того или иного ресурса в этом реестре.

Закон «Об охране здоровья и развития детей»

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе, информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства , психотропные и (или) одурманивающие вещества. Такая информация не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.

Однако, закон допускает оправданное жанром и сюжетом эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, при условии, что выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных средств и веществ в информационной продукции, предназначенной для детей старше 12 лет (п. 2 ст. 9).

По достижении ребенком 16 лет круг разрешенной информации расширяется. Допускается сообщение информации о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления, опять же, если это требуется по сюжету (п. 3 ст. 10).

Часть 2 ст. 13.21 КоАП РФ предусматривает, что нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, влечет наложение штрафа

— на должностных лиц — 5 — 20 тыс. рублей + конфискация предмета административного правонарушения;

— на юридических лиц — 20 — 200 тыс. рублей + конфискацией предмета административного правонарушения.

Интересно, что именно с принятием закона о возрастной маркировке информационной продукции, были внесены изменения в закон об информации и введен в практику «черный список интернет-сайтов», поэтому не только штрафы, но и включение в реестр также является негативным последствием за распространение информации о наркотиках в Интернете.

Закон «О рекламе»

Ограничения также установлены в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» — не допускается реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» допускается реклама лекарственных средств , содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в Список II и Список III, в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Обращаем внимание, что реклама наркотических средств Списка I запрещена.

Постановлением Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681 утверждены:

— Список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в РФ запрещен (список I);

— Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен (список II);

— Список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (список III);

— Список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (список IV).

mmdc.ru