Полезные статьи

Закон о преференциях российскому по

Приказ Минэкономразвития № 155: применение в 2018 году

Статьи по теме

Как действует приказ Минэкономразвития 155 от 25.03.2014, какие преференции в закупках он дает, в каких случаях нужно применять обязательно, а в каких нет. Приведем практические примеры применения приказа 155.

Приказ 155 Минэкономразвития от 25.03.2014

Если заказчик закупает товары из перечня Минэкономразвития России, он должен поддержать поставщиков, которые предлагают товар из государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Перечень таких товаров утвержден приказом от 25 марта 2014 г. № 155.

Это касается следующих товаров:

  • овощи – картофель, морковь, томаты, огурцы;
  • фрукты – виноград, яблоки;
  • мясо – говядина, свинина;
  • посуда из фарфора;
  • медицинские приборы;
  • оборудование для производства в промышленных масштабах.
  • Преференции по национальному режиму

    Национальный режим призван дать преимущества российскому производителю, а также поставщикам из стран Евразийского экономического союза — Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Последние могут участвовать в госзакупках наравне с российскими предприятиями. Этот механизм применяют, чтобы повысить конкурентоспособность товаров отечественного производителя и государств, с которыми сложились прочные торговые связи.

    Рассмотрим особенности применения национального режима. Согласно приказу 155, производители из ряда стран получают преференции в размере 15% от цены контракта. Именно на этот показатель снижается предложенная ими стоимость контракта. Это позволяет сделать цену на их товары наиболее выгодной на фоне других участников.

    Собираемся участвовать в аукционе на поставку запчастей и расходников для компьютеров. В извещении и документации заказчик указал, что применяет условия допуска по приказу № 155. Но большая часть товаров из техзадания у нас китайского производства. Вопрос вот в чем: выходит, что нам бессмысленно предлагать в заявке часть товаров российского производства? Ведь все равно цену понизят на 15 процентов, если кто-то из конкурентов предложит российские запчасти?

    Приведем пример практического применения 155 приказа по 44-ФЗ.
    Закупаются товары, которые есть в списке, — фарфоровая посуда. Это товар российского производства. При этом цена контракта, предложенная участником, составляет 100 тысяч рублей. Когда применяется 15% коэффициент, цена при рассмотрении заявки автоматически снижается до 85 тысяч рублей. Однако в случае, если участник победит, контракт с ним будет заключен по предложенной цене в 100 тысяч.

    Если возникает ситуация, при которой даже с учетом коэффициента у двух участников в заявках содержатся одинаковые ценовые предложения, то побеждает тот, у которого есть право на преимущества.

    В случае с аукционами порядок другой. Победителя определяют обычным способом – это тот, кто предложил наименьшую цену. Если им окажется иностранный производитель, не имеющий прав на преимущества, то цену контракта снизят на 15%, если это российский поставщик или предприятие из страны ЕАЭС, то стоимость останется без изменений.

    Применение 155 приказа по 44-ФЗ

    Заказчику необходимо осуществить ряд действий, чтобы возникла возможность практического применения приказа 155. Ему следует:

    ❶ Выставить требование об указании в заявке страны происхождения товаров;

    ❷ Обозначить необходимость указывать в заявке стоимость единицы за товар;

    ❸ Включить в конкурсную документацию пункт о том, что за данные о стране происхождения товаров ответственность несет предоставивший их участник;

    ❹ В контракте указать страну производства товаров и данные документа-подтверждения – им является декларация участника закупки.

    Материалы по теме:

    Когда не нужно применять приказ 155

    Не применяйте преференции, если:

  • в рамках одной процедуры (лота) закупаете товар, часть которого входит, а другая часть не входит в перечень Приказа № 155;
  • закупку признали несостоявшейся согласно частям 1, 7 статьи 55, частям 1, 3 статьи 79, части 18 статьи 83, частям 1–3.1 статьи 71, части 8 статьи 89, статье 92 Закона № 44-ФЗ;
  • никто из участников не предложил товары из государств ЕАЭС;
  • участник предлагает товары из государств ЕАЭС и иностранные товары. При этом стоимость товаров из государств ЕАЭС составляет:
    • менее половины стоимости всех товаров – если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений;
    • более половины стоимости всех товаров – если проводится аукцион.

    В данном случае при исполнении контракта нельзя заменять страну происхождения товара, кроме как на государство ЕАЭС (письмо Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № Д28и-3626).

    Приказ 155 от 25.03.2014 с изменениями на 2018 г

    Закон 44-ФЗ дает преференции отечественному производителю, а также поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза. Преимущества для них прописаны в постановлении 155 о преференциях на товары российского производства. Этот документ был принят в 2014 году и устанавливает 15% коэффициент снижения цены.

    Это значит, что, к примеру, предложенные ими в заявках или окончательных предложениях на запросе котировок или предложений цены снижаются на 15%, что делает их наиболее выгодными на фоне других участников. При этом контракт заключается по изначальной цене, без учета коэффициента. Такие правила действуют для ограниченного перечня товаров.

    В случае если закупаемый товар для обеспечения государственных и муниципальных нужд подпадает в перечень товаров (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 (ОК 034-2014)), указанный в прилагаемой таблице к Приказу № 155, то заказчик обязан установить преференции в отношении цены контракта.

    Excel для специалистов по закупкам
    Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего! Работает без передачи данных в Интернет.
    Скачайте бесплатно на свой компьютер!

    Примеры применения приказа 155 от от 25.03 2014

    Приведем несколько практических примеров:

    Пример 1. На участие в аукционе подано 3 заявки, из которых первых две содержат предложение о поставке 100 товаров из Китая, а третья – 97% процентов товаров из Китая и 3% из Казахстана. Приказ МЭР 155 от 2014 года подлежит применению к любому из участников аукциона, ставшему победителем, т.к. одна из заявок содержала продукцию, произведенную в Казахстане – члене ЕАЭС.

    Пример 2. Для участия в электронном аукционе подано 3 заявки, из которых две предлагают 100% продукции, произведенной в Китае, а одна – 100% белорусской продукции. Последняя не была допущена к аукциону при рассмотрении первых частей заявок. В данном случае положения рассматриваемого нами нормативного акта не применяются.

    Пример 3. На аукцион подано 3 заявки, из которых две содержат предложения о поставке 100% китайской продукции, а одна — 100% российской продукции. К участию в конкурентной процедуре допущены все, однако, участник, подавший последнюю заявку, не сделал ни одного снижения начальной цены госконтракта. В связи с тем, что третья заявка не приняла участие в аукционе, учитываются только первые две и цена, предложенная победителем, не подлежит уменьшению на 15 процентов.

    Пример 4. Из 3-х поданных заявок, две предлагают поставить 100-процентную продукцию из Китая, одна – 100-процентную из Армении. Последняя заявка была отклонена при рассмотрении 2-х частей заявки. В этой связи должны учитываться только две первые заявки, соответствующие требованиям аукционной документации и положения рассматриваемого нормативного акта не должны применяться.

    Пример 5. Для участия в электронном аукционе подано 3 заявки, из которых две предлагают 100% товаров, изготовленных в Китае, а одна – 100% белорусских товаров. Победил участник, подавший первую заявку. В процессе оформления госконтракта заказчик выяснил, что заявка с белорусской продукцией содержала неверные сведения о стране-производителе. В соответствии с частью 9 ст. 31 Закона № 44 фз участник ее предоставивший должен быть отстранен от участия в электронном аукционе, а госконтракт с победителем подписывается без снижения цены на 15 процентов.

    Пример 6. На участие в конкурсе поступило две заявки.

    Заявка № 1 – товар иностранного происхождения, цена – 105 000 руб.
    Заявка № 2 – товар из России, цена – 120 000 руб.

    Комиссия оценила цену контракта, которую предложил второй участник, с учетом понижающего коэффициента (15%), а именно:

    • заявка № 1 – цена контракта – 105 000 руб.;
    • заявка № 2 – цена контракта – 102 000 руб. (120 000 руб. – 15%).
    • Победителем признали участника № 2. При этом контракт заключили по цене, которую победитель предложил в заявке, – 120 000 руб.

      Предположим, комиссия учла преференции, и оказалось, что несколько участников конкурса готовы исполнить контракт на одинаковых условиях. Тогда заказчик заключает контракт с участником, который имеет право на преференции, то есть предлагает товар из государства ЕАЭС. Такое же правило работает для участников запроса котировок и запроса предложений.

      Отражайте информацию о том, что применяете преференции к участникам закупки, в бумажном протоколе рассмотрения и оценки заявок. А именно отразите в протоколе две цены. Первая – предложение участника закупки, вторая – цена, которую вы определили в соответствии с пунктами 4, 5 Приказа № 155. Данный протокол прикладывайте к результатам определения поставщика, когда формируете в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок.

      Перечень товаров из приказа № 155 с изменениями 2018 года

      Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

      www.pro-goszakaz.ru