Полезные статьи

Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 445-1

Оглавление:

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I
«О предприятиях и предпринимательской деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 1995 г., кроме статей 34 и 35

См. Постановление ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-I «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

Дом Советов РСФСР,

25 декабря 1990 года

Определяются общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности, устанавливаются организационно-правовые формы предприятий и особенности их деятельности, регламентируются права и ответственность субъектов предпринимательства, определяются меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства.

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 1991 г.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР от 27 декабря 1990 г., N 30, ст. 418

Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 июля 2002 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Закон РФ от 20 июля 1993 г. N 5462-I

Закон РФ от 1 июля 1993 г. N 5304-I

Закон РФ от 24 июня 1992 г. N 3119-I

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 25.12.90 N 445-I «О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1990, N 30, ст. 418;
  • «Закон», 1992, N 2

Статья 16. Права предпринимателя

Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право:

— начинать и вести предпринимательскую деятельность путем учреждения, приобретения или преобразования предприятия, а также заключения договора с собственником имущества предприятия;

— привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;

— самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РСФСР и договорами;

— осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

— осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;

— нанимать и увольнять работников от имени предприятия или самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия;

— распоряжаться прибылью предприятия в соответствии с законодательством РСФСР, договорами и уставом предприятия;

— пользоваться услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования;

— образовывать союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей;

— оспаривать в суде (арбитраже) в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

zakonbase.ru

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Досье

25 лет назад, 25 декабря 1990 года, председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 лет назад, 25 декабря 1990 года, председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

История предпринимательства в современной России

С конца 1920-х годов и до начала перестройки в 1986 году в Советском Союзе предпринимательская деятельность относилась к незаконным или нежелательным видам деятельности и часто подлежала административному или уголовному наказанию.

19 ноября 1986 году Верховный Совет СССР принял закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», призванный поставить под контроль государственных органов развивавшийся в стране «подпольный» частный бизнес. Данный закон разрешал вести предпринимательскую деятельность в области кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также других видах деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Наемный труд по- прежнему был запрещен.

Дальнейший этапом легализации частного бизнеса было принятие 26 марта 1988 года закона «О кооперации в СССР», который стал законодательной базой для развития малого предпринимательства в стране.

Окончательно частная предпринимательская деятельность в России с использованием наемного труда была узаконена 25 декабря 1990 года законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», подписанным председателем Верховного Совета РСФСР Борисом Ельциным. Документом были определены правовые, экономические и социальные основы создания предприятий, их организационно-правовые формы, права и ответственность субъектов предпринимательства, а также меры госзащиты, поддержки и регулирования предпринимательства в России.

Поправки в закон вносились вплоть до 1993 года, большинство его статей утратили силу после введения в действие в 1994 года первой части Гражданского кодекса РФ. Окончательно он был отменен федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», который подписал 21 марта 2002 года президент РФ Владимир Путин.

Предпринимательство сегодня

В настоящее время предпринимательство в РФ регулируется Гражданским кодексом, нормами трудового, финансового права, другими областями законодательства.

В России действуют 2,1 млн предприятий малого бизнеса (по данным на конец 2014 года), в которых работают 11,7 млн человек. Число средних предприятий — 13,7 тыс. (по данным на 2013 год), в них работают 1,6 млн человек. В индивидуальной предпринимательской деятельности заняты 5,4 млн человек (по данным на конец 2013 года). На долю среднего и малого бизнеса приходится около 25% от общего оборота всех российских компаний (по данным на 2013 год). Основная часть этих фирм занимается оптовой и розничной торговлей.

В июне 2012 году была учреждена должность Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, ее занимает Борис Титов.

tass.ru

О предприятиях и предпринимательской деятельности закон

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I

«О предприятиях и предпринимательской деятельности»

24 июня 1992 г., 1, 20 июля, 24 декабря 1993 г., 30 ноября 1994 г.

Информация об изменениях:

См. Постановление ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-I «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

Положения Закона распространяются на всех субъектов предпринимательской деятельности и все предприятия, независимо от формы собственности и сферы деятельности, за исключением юридических лиц, граждан и их объединений, занимающимся деятельностью, не преследующей цели получения прибыли.

Предприятием осуществляется деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства, им может осуществляться один или несколько видов деятельности. Предприятием могут осуществляться любые виды деятельности, предусмотренные его уставом, не запрещенные законодательством.

Настоящий Закон утрачивает силу кроме статей 34 и 35 с 1 января 1995 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности

Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288;

Преамбула утратила силу. — Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ.

Главы I — V. Утратили силу. — Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ.

Глава VI. Общие условия учреждения и прекращения деятельности предприятия

1. Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно — правовой формы, осуществляется районным, городским, районным в городе Советом народных депутатов по месту учреждения предприятия.

Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РСФСР для включения в Государственный реестр.

Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

— решение о создании предприятия или договор учредителей;

— свидетельство об уплате государственной пошлины.

4. Решение о регистрации или отказе в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате государственной пошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Статья 35. Отказ в регистрации предприятия

Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в трехдневный срок в письменной форме учредителю предприятия.

2. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в арбитражный суд.

Предприниматель может взыскать через арбитражный суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

Статьи 36 — 38. Утратили силу. — Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ.

Верховного Совета РСФСР

Дом Советов РСФСР 25 декабря 1990 года N 445-1

Законы о деятельности предпринимателей в РФ

Каждая сфера в государстве регулируется некими правилами. Не обходит этот факт и бизнес. Каждому начинающему такую деятельность, желательно изучить закон о предпринимательской деятельности в 2018 году. Он регулирует правовые отношения, между коммерсантом , государством и всеми участниками рынка. Рассмотрим подробнее, что он значит.

В правовом поле, он имеет цель развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Он включает в себя довольно много пунктов. В основном, все они направлены на регулирование и пояснение. Сделано это для того, чтобы каждый, кто занимается подобной деятельностью знал свои права и обязанности. Также, на данный момент присутствуют пункты о стимулировании со стороны власти.

Основные моменты, содержащиеся в законопроекте:

  • предмет регулирования настоящего Федерального закона;
  • единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
  • даёт основные понятия, которые используются в настоящем Федеральном законе;
  • определение категорий субъектов малого и среднего бизнеса;
  • федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Что он регламентирует

Закон № 209-ФЗ имеет цель регламентации всех аспектов. Начиная с категорий субъектов коммерции, заканчивая особенностями управления и развития. Особое внимание, отведено требованиям, которые должны соблюдаться. Задача проверяющих органов, в вою очередь, обеспечить соблюдение всех статей указа. Рассмотрим подробнее.

Что относиться к этому:

  • обязанности;
  • права;
  • работа с государством;
  • налогообложение;
  • работа с иностранными лицами, а также с временной регистрацией;
  • формы;
  • объединение;
  • отношения с между сотрудниками и работодателем.

    Другие законопроекты

    Кроме приведенных, существует множество указов, вмещающих в себя разнообразные статьи. Целью этого, является регулирование коммерческих вопросов во всех сферах. Начиная от регистрации, заканчивая наймом сотрудников и правилами продажи. Рассмотрим основные из них.

    Правовые регулирующие нормы:

  • о развитии предпринимательства;
  • Гражданский кодекс;
  • Налоговый кодекс;
  • Конституция РФ;
  • о защите конкуренции;
  • о естественных монополиях;
  • о недрах;
  • о поставках продукции для федеральных нужд;
  • постановление о связи.

    Так, как это довольно широкая сфера во всех областях жизни, то и упоминание о ней почти везде. Все законы, касающиеся нормативно-правовых отношений, имеют пункты, касающиеся предпринимательства. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности устанавливает четкие сроки регистрации или отказа для начала своего дела.

    Бизнес разделен на несколько мнений по поводу того, помогает ли государственное регулирование или вредит. Данное мнение скорее зависит от сферы и честности человека. Для некоторых компаний, не составляет труда, придерживаться всех статей. Также, есть те, кто действительно оплачивает абсолютно все налоги. Но есть и другие, рассмотрим подробнее, этот вопрос.

    Почти все подобные акты стран СНГ, довольно похожи. Например, закон Украины также начинается с описания субъектов и объектов. В большинстве своем, некоторые пункты меняются время о времени, но основная составляющая прежняя. Главная задача этих актов, обезопасить рынок и государство. Ведь к сожалению, иногда свое дело, люди ведут с нарушением всех возможных правил.

    Видео «Государственная поддержка бизнеса»

    Из этого видео вы узнаете, с какими вопросами имеет право обратится гражданин в государственные органы.

    Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности (стр. 1 из 11)

    РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ

    основании Федерального закона РФ от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ

    основы создания предприятий в условиях многообразия форм

    предприятий, действующих на территории РСФСР, и особенности их

    деятельности, регламентирует права и ответственность субъектов

    поддержки и регулирования предпринимательства в РСФСР.

    Положения настоящего Закона действуют на всей территории РСФСР

    предприятиям, независимо от формы собственности и сферы

    республик и иностранных государств, если иное не предусмотрено

    соответствующими международными договорами и законодательными актами

    РСФСР и входящих в ее состав республик. Закон не применяется по

    занимающимся деятельностью, не преследующей цели получения прибыли.

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Предпринимательство

    1. Предпринимательская деятельность (предпринимательство)

    и их объединений, направленную на получение прибыли.

    на свой риск и под имущественную ответственность в пределах,

    определяемых организационно-правовой формой предприятия.

    Статья 2. Субъекты предпринимательства

    1. Субъектами предпринимательской деятельности в РСФСР могут

    установленном законом порядке в своей дееспособности;

    пределах правомочий, установленных законодательством РСФСР;

    2. Статус предпринимателя приобретается посредством

    государственной регистрации предприятия в порядке, установленном

    настоящим Законом и другими законодательными актами в РСФСР.

    Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации

    привлечения наемного труда,может регистрироваться как индивидуальная

    отношений с собственником, предпринимательская деятельность может

    его имуществом на праве хозяйственного ведения с установлением

    2. Отношения субъекта, управляющего предприятием, и

    собственника имущества регламентируются договором (контрактом),

    деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и

    материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения

    Собственник имущества предприятия не имеет права вмешиваться в

    деятельность предприятия после заключения договора с управляющим за

    1. Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект,

    2. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность,

    распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью,

    3. Отношения предприятия с другими предприятиями,

    организациями, учреждениями, Советами народных депутатов, органами

    регламентируются законодательством РСФСР и входящих в ее состав

    Статья 5. Собственники предприятий

    собственности общественных организаций.

    2. В РСФСР могут создаваться и действовать предприятия,

    основанные на собственности Союза ССР, РСФСР, входящих в ее состав

    республик, автономных областей, автономных округов, местных Советов

    и органов местного самоуправления, общественных организаций,других

    союзных республик, иностранных государств, международных

    организаций, юридических лиц и граждан РСФСР, других союзных

    республик и иностранных государств.

    3. В РСФСР могут создаваться и действовать предприятия смешанной

    формы собственности, основанные на объединении имущества,

    находящегося в частной, муниципальной и государственной

    собственности, а также в собственности общественных организаций,

    иностранных государств, юридических лиц и граждан.

    Глава 2. Организационно-правовые формы предприятий

    Статья 6. Государственное предприятие

    1. Государственное предприятие учреждается органами управления

    РСФСР, входящих в ее состав республик, автономных областей,

    автономных округов, краев и областей, уполномоченными управлять

    2. Имущество государственного предприятия или вклад государства

    в предприятие смешанной формы собственности образуется за счет

    бюджетных ассигнований и (или) вкладов других государственных

    предприятий, полученных доходов, других законных источников и

    находится в собственности РСФСР или входящей в ее состав республики,

    автономной области, автономного округа, края, области.

    предприятию в лице трудового коллектива.

    3. Государственное предприятие отвечает по своим обязательствам

    Государство и его органы не несут ответственности по

    обязательствам государственного предприятия. Предприятие не отвечает

    по обязательствам государства и его органов.

    4. Государственное предприятие является юридическим лицом,

    имеет собственное наименование с указанием организационно -правовой

    Статья 7. Муниципальное предприятие

    1. Муниципальное предприятие учреждается местными Советами

    народных депутатов или органами местного самоуправления.

    2. Имущество муниципального предприятия или вклад местного

    Совета (органа местного самоуправления) в предприятие смешанной

    формы собственности образуется за счет ассигнований из средств

    соответствующего местного бюджета и (или) вкладов других

    муниципальных предприятий, полученных доходов, других законных

    источников и находится в собственности района,города, входящих в них

    административно-территориальных образований, органов местного

    Указанное имущество может передаваться в хозяйственное ведение

    предприятию в лице его трудового коллектива.

    3. Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам

    Местные Советы народных депутатов и местные органы

    самоуправления не несут ответственности по обязательствам

    муниципального предприятия. Муниципальное предприятие не отвечает по

    обязательствам местных органов управления.

    4. Муниципальное предприятие является юридическим лицом, имеет

    собственное наименование с указанием организационно-правовой формы

    Статья 8. Индивидуальное (семейное) частное предприятие

    1. Индивидуальным предприятием является

    предприятие,принадлежащее гражданину на праве собственности или

    членам его семьи на праве общей долевой собственности, если иное не

    предусмотрено договором между ними.

    2. Имущество индивидуального предприятия формируется из

    имущества гражданина (семьи), полученных доходов и других законных

    источников. Индивидуальное предприятие может быть образовано в

    результате приобретения гражданином (семьей) государственного или

    3. Собственник индивидуального предприятия несет

    ответственность по обязательствам предприятия в

    пределах,определяемых уставом предприятия.

    4. Индивидуальное предприятие имеет собственное наименование с

    указанием организационно-правовой формы предприятия и фамилии

    собственника его имущества.

    Статья 9. Полное товарищество

    1. Полное товарищество представляет собой объединение

    нескольких граждан и(или) юридических лиц для совместной

    хозяйственной деятельности на основании договора между ними.

    Все участники полного товарищества несут неограниченную

    солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим

    2. Имущество полного товарищества формируется за счет вкладов

    Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 (ред. от 30.11.1994) «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

    РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    (в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1,

    от 01.07.1993 N 5304-1, от 20.07.1993 N 5462-1;

    Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ)

    Преамбула утратила силу. — Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ.

    Главы I — V. Утратили силу. — Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ.

    Глава VI. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ

    Статья 33. Утратила силу. — Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ.

    Статья 34. Государственная регистрация предприятия

    2. За регистрацию предприятия взимается государственная пошлина в размере, устанавливаемом законодательством РСФСР, и направляется в местный бюджет.

    3. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:

    5. При внесении изменений или дополнений в учредительные документы предприятия и при изменении организационно — правовой формы предприятия учредитель обязан в недельный срок сообщить соответствующие сведения Совету, зарегистрировавшему предприятие.

    1. Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного настоящим Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РСФСР.

    2. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в арбитражный суд. Предприниматель может взыскать через арбитражный суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

    (в ред. Закона РФ от 24.06.1992 N 3119-1)

    Москва, Дом Советов РСФСР

    Судебная практика и законодательство — Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 (ред. от 30.11.1994) «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

    1. Настоящие Правила по киновидеообслуживанию населения (далее именуются — Правила) разработаны на основе Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Основ законодательства Российской Федерации о культуре, определяют порядок киновидеообслуживания населения Российской Федерации и регулируют отношения между предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами-предпринимателями, оказывающими услуги по киновидеообслуживанию (далее — киновидеозрелищные предприятия), и потребителями данных услуг — зрителями.

    б) документа, подтверждающего факт государственной регистрации ликвидации юридического лица, выданного регистрирующим органом, осуществлявшим государственную регистрацию юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (Ведомости Совета народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 30, ст. 418) (документ применяется только в отношении юридических лиц, ликвидированных и исключенных из соответствующего реестра до 1 июля 2002 года, и при наличии уведомления налогового органа об отсутствии сведений о них в Едином государственном реестре юридических лиц);

    а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица либо документ, подтверждающий факт государственной регистрации ликвидации юридического лица, выданный регистрирующим органом, осуществлявшим государственную регистрацию юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (Ведомости Совета народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 30, ст. 418; 1992, N 34, ст. 1966; 1993, N 32, ст. 1231, ст. 1256; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3302), если решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается в отношении задолженности, числящейся за юридическим лицом, ликвидированным и исключенным из соответствующего реестра до 1 июля 2002 года (данный документ принимается в качестве основания для признания задолженности безнадежной к взысканию при отсутствии сведений о юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц);

    3.4. Учетная политика согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности выбирается руководителем (собственником) предприятия, предпринимателем, исходя из установленных правил, методик и соблюдения коммерческой тайны в соответствии с Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности.

    а) Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации завершить до 1 августа 1994 г. разработку нормативных документов, регулирующих порядок применения предприятиями векселей единого образца при оформлении обязательств за поставленные товары и оказанные услуги. При этом предусмотреть, что использование векселей может осуществляться только юридическими лицами, образованными и действующими в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;

    Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г.

    Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.

    Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г.

    Установить, что предприятия и организации определяют размер средств, направляемых на потребление, самостоятельно в пределах заработанных средств в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

    Рекомендовать Президиуму Верховного Совета РСФСР отменить действие пункта 6 постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1043-1.

    юридические лица, не являющиеся покупателями в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, либо имеющие установленные законодательством Российской Федерации ограничения на максимальный размер приобретаемого, находящегося в собственности или управлении пакета акций (пая, доли) иного предприятия, либо имеющие организационно — правовую форму, не соответствующую Закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;

    В соответствии со статьями 34 и 35 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также в целях упорядочения и ускорения процесса государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности постановляю:

    в целях развития инициативы и предприимчивости, повышения заинтересованности коллективов кооперативных предприятий и организаций в расширении торговой, заготовительной и производственной деятельности для улучшения обеспечения пайщиков и всего обслуживаемого населения товарами и услугами активнее вести работу по реформированию системы потребительской кооперации в соответствии с Законами Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», всемерно содействовать созданию в потребительской кооперации акционерных обществ, товариществ и иных структур, позволяющих обеспечить высокий уровень хозяйствования в рыночных условиях.

    Вопросы — Юриспруденция, право, государство

    Другие вопросы по предмету Юриспруденция, право, государство

    1. Пожалуйста введите слова с картинки:

    О предприятиях и предпринимательской

    (с изменениями на 24 декабря 1993 г.,

    по состоянию на 1 апреля 1994 г.)

    Утратил силу с 1 января 1995 года, кроме статей 34 и 35, на

    Закон определяет общие правовые, экономические и социальные

    собственности, устанавливает организационно-правовые формы

    предпринимательства, определяет меры государственной защиты,

    по отношению ко всем субъектам предпринимательской деятельности и

    деятельности, включая юридических лиц и граждан других союзных

    отношению к юридическим лицам, гражданам и их объединениям,

    представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан

    2. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами

    — граждане РСФСР и других союзных республик, не ограниченные в

    — граждане иностранных государств и лица без гражданства в

    — объединения граждан — коллективные предприниматели

    3. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без

    трудовая деятельность. Предпринимательская деятельность,

    осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как

    Статья 3. Формы предпринимательской деятельности

    1. Исходя из характера предпринимательской деятельности и

    осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим

    пределов такого ведения собственником имущества.

    определяющим взаимные обязательства сторон, ограничения прав

    использования имущества и осуществление отдельных видов

    исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия

    и законодательством РСФСР.

    Статья 4. Предприятие

    созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для

    производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях

    удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

    оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других

    государственного и муниципального управления и гражданами

    1. В соответствии с Законом «О собственности в РСФСР», в

    Российской Федерации могут создаваться и действовать предприятия,

    находящиеся в частной,государственной, муниципальной собственности и

    § 1. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды

    Ученые-цивилисты (по понятным причинам) избегают ис­пользовать это понятие в своих научных исследованиях. Наука гражданского права оперирует такими категориями, как «субъек­ты гражданского права», «граждане», «юридическое лицо». Спор­ным до сих является вопрос о соотношении понятий «субъект гражданского права» и «субъект гражданского правоотношения». Равным образом нет единства взглядов среди ученых по поводу содержания категории «субъект права».

    Представители науки хозяйственного (предпринимательского) права предлагают различать понятия «субъекты предприниматель­ского права» и «субъекты предпринимательской деятельности». Субъекты предпринимательского права — носители прав и обязан­ностей в области осуществления и регулирования предприниматель­ской деятельности 2 . К ним относятся: индивидуальные предприни-

    ! Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418. Далее — Закон о предприятиях.

    матели; коммерческие организации; некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность; публичные образования (государство, субъекты Российской Федерации, муни­ципальные образования). Субъектами предпринимательского права выступают и государственные органы, осуществляющие функции руководства и регулирования предпринимательской деятельности.

    По мнению сторонников концепции предпринимательского права, особое место среди субъектов предпринимательского права занимают подразделения предприятий. Это внутренние подразде­ления (цех, отдел и др.), а также внешние (обособленные) — представительства и филиалы. Такой вывод базируется на утвер­ждении о том, что внутрифирменные (корпоративные) связи вхо­дят, наряду с горизонтальными и вертикальными отношениями, в состав предмета предпринимательского права. Данное мнение далеко не бесспорно.

    В числе субъектов предпринимательского права называются холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ) и другие ин­тегрированные структуры. Последние также не обладают статусом юридического лица.

    Те ученые, которые исповедуют идеи коммерческого права (В. Ф. Попондопуло, Б. И. Путинский, В. В. Ровный), основывают свои взгляды на цивилистическом учении о лицах. Так, В. Ф. По­пондопуло пишет: «. предприниматель — это лицо, осуществляю­щее предпринимательскую деятельность. Факт осуществления ли­цом предпринимательской деятельности является основанием для признания его субъектом гражданского права — предпринимателем и определяет необходимость предъявления к нему и его деятельно­сти особых требований со стороны законодателя» [96] . Круг предпри­нимателей строго ограничен: это физические и юридические лица (прежде всего коммерческие организации).

    На наш взгляд, субъекты предпринимательской деятельно­сти — это прежде всего индивидуальные предприниматели и ком­мерческие организации, основная цель которых — извлечение прибыли. Далее в их числе необходимо назвать и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК). В то же время отме­тим, что указанная классификация юридических лиц на коммер­ческие и некоммерческие организации с учетом такого критерия, как коммерческая направленность, вызывает на практике значи­тельные трудности. В реальной действительности порой невоз­можно отграничить основную цель деятельности от неосновной. Так, многие некоммерческие организации формально не пресле­дуют в качестве основной цели извлечение прибыли, но фактиче­ски стремятся и получают огромные доходы от осуществления предпринимательской деятельности.

    Субъектами предпринимательской деятельности являются кол­лективные образования, не обладающие статусом юридического лица. К ним относятся финансово-промышленные группы, хол­динги и др.

    Статус ФПГ (холдингов) весьма показателен: недопустимо сводить все коллективные образования к гражданско-правовой категории «юридическое лицо». Субъектами права, в том числе и гражданского, могут бьпь образования, не обладающие призна­ками юридического лица.

    С точки зрения гражданского законодательства (ст. 55 ГК) представительства и филиалы не являются юридическими лица­ми, а потому не могут выступать носителями соответствующих прав и обязанностей. От имени юридического лица действуют ру­ководители представительств и филиалов на основании его дове­ренности.

    В то же время представительства и филиалы наделяются имуществом создавшего их юридического лица. Более того, иму­щество представительств и филиалов отражается на отдельном (обособленном) балансе. Возникает проблема вещно-правовой принадлежности имущества, закрепленного за представительст­вом и филиалом. Гражданский кодекс хранит на этот счет «обет молчания». Статья 216 дает не исчерпывающий перечень вещ­ных прав. В частности, в Кодексе перечислены (помимо вещных прав, связанных с владением земельными участками, права хо­зяйственного ведения и оперативного управления) и другие вещ­ные права, например право пользования жилым помещением членов семьи собственника.

    Другой вопрос: представительства и филиалы вправе иметь те­кущий, расчетный и другие счета в кредитных организациях. При этом руководитель представительства (филиала) осуществляет на основании выданной доверенности функции распоряжения де­нежными средствами.

    И, наконец, в силу п. 5 ст. 36 АПК «иск к юридическому ли­пу, вьпекающий из деятельности его обособленного подразделе­ния, предъявляется по месту нахождения обособленного подраз­деления». Однако в этих случаях стороной по делу является юри­дическое лицо, взыскание производится судом с него или в пользу него. Представительство и филиал, не обладая признака­ми юридического лица (ст. 48 ГК), не являются процессуальной стороной в суде.

    Прежнее налоговое законодательство рассматривало предста­вительства и филиалы в качестве плательщиков налогов на при­быль, т. е. субъектов налогового права. С принятием нового На­логового кодекса РФ (ст. 19) ситуация изменилась: филиалы и представительства российских организаций исполняют обязан­ности последних по уплате налогов и сборов по месту нахожде­ния филиалов (представительств).

    Правовое положение представительств и филиалов в контек­сте Налогового кодекса РФ создает дополнительные трудности в интерпретации и применении ст. 19 НК. С одной стороны, На­логовый кодекс устанавливает, что филиалы и иные обособлен­ные подразделения российских организаций выполняют в поряд­ке, предусмотренном Кодексом, обязанности этих организаций; с другой — Кодекс не содержит никаких правил относительно та­кого порядка [97] . Имеются и другие трудности практического харак­тера.

    Итак, филиалы и представительства являются субъектами предпринимательства. Однако мы не разделяем мнение о том, что внутренние структурные подразделения (цех, отдел) коммер­ческой организации можно также отнести к субъектам предпри­нимательской деятельности.

    Публичные образования, равно как органы государственной и местной власти, не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Данное утверждение иногда оспаривается в юри­дической литературе. Так, С. Э. Жилинский рассматривает пуб­личные образования в качестве субъектов гражданского права и субъектов предпринимательской деятельности [98] . По его мне­нию, существует три направления предпринимательской дея­тельности с участием публичных образований: а) участие в предпринимательстве через создаваемые коммерческие и не­коммерческие организации (например, унитарные предприятия); б) участие в делах приватизированного государственного и му­ниципального имущества; в) занятие предпринимательской дея­тельностью непосредственно самих органов государства и мест­ного самоуправления. В последнем случае приводится пример: в силу ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 12Э-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации государственного имущества в Российской Феде­рации» 1 орган по управлению государственным имуществом от имении Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных об­ществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. Мы не можем согласиться с таки­ми выводами.

    Здесь наблюдается смешение двух разных, но пересекающихся понятий — «субъекты гражданского права» и «субъекты предпри­нимательской деятельности». Публичные образования действи­тельно являются субъектами гражданского права (гл. 5 ГК). В со­ответствии сп. 2 ст. 124 ГК на публичные образования распро­страняются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, ес­ли иное не вытекает из закона или особенностей данных субъек­тов. При этом от имени публичных образований выступают соот­ветствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 125 ГК).

    Быть субъектом предпринимательской деятельности — это оз­начает то, что государство, субъекты Федерации и муниципаль­ные образования должны заниматься предпринимательской дея­тельностью на профессиональной и постоянной основе в целях систематического получения прибыли от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Участие публичных образова­ний в экономической деятельности посредством создания ком­мерческих и некоммерческих организаций (равным образом уча­стие в делах приватизированного государственного и муниципаль­ного имущества) нельзя, на наш взгляд, оценивать как участие в предпринимательстве. Акционеры, участвуя в общем собрании общества и получая дивиденды по акциям, непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность. Статус акцио­нера, его права и обязанности определены в Законе об акционер­ных обществах.

    Сказанное в равной степени относится и к учредителям (уча­стникам) обществ с ограниченной ответственности (ООО). Участ­ник 0 0 0 и предприниматель — это не одно и то же.

    Вывод о невозможности публичных образований заниматься предпринимательской деятельностью вытекает из положений Конституции РФ. Так, в определении Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. № 145-0 «По запросу Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности части первой статьи 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» сформулирована следующая правовая позиция: «По смыслу Конституции Российской Федерации (статья 34, часть 1) одно и то же лицо не может совмещать властную дея­тельность в сфере государственного и муниципального управле­ния и предпринимательскую деятельность, направленную на сис­тематическое получение прибыли» 1 . В определении также отмеча­ется, что конституционные нормы предопределяют специальный характер правоспособности публично-правовых образований: Рос­сийская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со спе­циальной правоспособностью, которая в силу их публично-право- вой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права — граждан и юридических лиц. Поэтому они (публичные образования) не могут, по мнению Конституционного Суда РФ, выступать и в качестве доверительных управляющих, поскольку такая деятельность предполагает получение вознаграж­дения, представление отчетов учредителю доверительного управ­ления (ст. 1018 и 1023 ГК), что противоречит публично-правовой природе этих образований.

    О публично-правовой природе государства, субъектов Федера­ции и муниципальных образований говорится в определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1997 г. № 139-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федера­ции о проверке конституционности Федерального закона «О пе­реводном и простом векселе».

    Указанное конституционное положение получило развитие в текущем законодательстве. В частности, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (п. 3 ст. 15) запрещает совмещение функций федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Феде­рации, органов местного самоуправления с функциями хозяйст­вующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов 2 .

    Российское законодательство запрещает органам государствен­ной власти и органам местного самоуправления заниматься пред­принимательской деятельностью, т. е. быть субъектами предпри­нимательской деятельности. Более того, ряд федеральных законов о субъектах предпринимательской деятельности содержит запрет на участие государственных органов и органов местного само­управления в качестве учредителей общества, если иное не уста­новлено федеральными законами (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 27 июля 2006 г. № 155-ФЗ [99] ), п. 2 ст. 7 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограни­ченной ответственностью» (в ред. от 27 июля 2006 г. № 138-Ф3) [100] .

    Существует запрет на совмещение предпринимательства с функциями государственных служащих. Закон РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Россий­ской Федерации» (ст. 11) предусматривает, что государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельно­стью лично или через доверенных лиц [101] . Соответствующие право­вые запреты содержатся, например, в федеральных законах от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (ст. 18) (в ред. от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (ст. 20) (в ред. от 18 декабря 2006 г. № 232-Ф3) и др.

    И в заключение несколько слов о соотношении понятий «субъекты предпринимательской деятельности» и «хозяйствующие субъекты» [102] . На наш взгляд, это — не совпадающие понятия. Они со­относятся между собой точно так же, как соотносятся экономиче­ская (хозяйственная) и предпринимательская деятельность. Хозяй­ствующие субъекты не всегда приобретают статус предпринимате­лей. Например, некоммерческие организации, как правило, не занимаются предпринимательством, хотя осуществляют хозяйствен­ную деятельность. Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг фондовая биржа может создаваться в форме некоммерческого партнерства и не преследует цели полу­чения собственной прибыли. Биржевую деятельность нельзя отне­сти ни к благотворительной, ни к социально-культурной и т. д. Поэтому здесь следует использовать термин «хозяйственная дея­тельность».

    expressreshenie.ru