Полезные статьи

Закон о полиции составление протокола

Закон о полиции составление протокола

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
krpro@krasinter.ru

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

О полномочиях органов полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях по Закону края «Об административных правонарушениях»

В связи с поступающими обращениями о проблемах при реализации сотрудниками полиции и административными комиссиями муниципальных образований края полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях по Закону края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» (далее – Закон края) разъясняю следующее.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 247-ФЗ внесены изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части уточнения полномочий должностных лиц органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законами субъектов Российской Федерации.

Установлено, что протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Таким образом, в соответствии с КоАП РФ сотрудники полиции должны составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом края, в случае передачи им соответствующих полномочий соглашением.

Такое соглашение в Красноярском крае отсутствует. О необходимости его заключения, с учетом наличия в Законе края норм о составлении протоколов сотрудниками полиции, прокуратурой края в июле 2014 года проинформирован председатель Правительства края. Работа по заключению соглашения, по данным Правительства края, в настоящее время ведется совместно с ГУ МВД России по Красноярскому краю.

В целях приведения Закона края в соответствие с федеральным законодательством 23.10.2014 депутатами Законодательного Собрания края внесен соответствующий законопроект.

При этом согласно статье 15.2 Закона края протоколы о предусмотренных им административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 14 настоящего Закона, в пределах компетенции соответствующего органа.

При этом к компетенции административных комиссий статьей 14.2 Закона края отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1.1, 1.2, 1.4 (в случаях, когда в соответствии с пунктом 1 статьи 1.4 субъектами правонарушений не являются родители (лица, их заменяющие)), 1.6, 2.1, 2.2, 5.1, 7.1, пунктом 1 статьи 8.3, статьями 9.1, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4, 12.5, 12.6.

Таким образом, административные комиссии муниципальных образований края уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях по статьям Закона края, предусматривающим ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой окружающих, приставание к гражданам, нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов и др.

www.krasproc.ru

Если вас задержала полиция (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Если вас задержала полиция

I. Обращение и проверка документов

Если к вам обратился сотрудник полиции

— он должен представиться, назвав свою должность, звание и фамилию;

— по вашему требованию предъявить служебное удостоверение;

— сообщить причину и цель обращения;

— разъяснить причину и основания ограничения ваших прав и свобод.

Когда сотрудник полиции вправе проверить ваш паспорт (иные документы)

— при подозрении вас в совершении преступления;

— если имеются сведения, что вы находитесь в розыске;

— если имеется повод к возбуждению в отношении вас дела об административном правонарушении;

— при наличии оснований для задержания.

В каких случаях сотрудник полиции вправе требовать от вас покинуть определенное место

— если данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения, и на этом месте необходимо произвести следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;

— если это необходимо для защиты жизни, здоровья и имущества граждан;

— если возникло скопление граждан, создающее угрозу жизни и здоровью.

Когда вас могут задержать

— если вас подозревают в совершении преступления;

— если в отношении вас избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

— если вы уклоняетесь от исполнения наказания;

— если находитесь в розыске;

— если в отношении вас ведется административное производство;

— если вы нарушили правила комендантского часа;

— если вы незаконно проникли или пытались проникнуть на охраняемые объекты;

— если вы предприняли попытку самоубийства;

— если у вас имеются признаки выраженного психического расстройства и своими действиями вы создаете опасность для себя и окружающих;

— если вы являетесь иностранным гражданином и в отношении вас поступило требование о выдаче иностранному государству.

— сотрудник полиции должен назвать свою должность, звание, фамилию, предъявить по вашему требованию служебное удостоверение и сообщить причину и цель обращения;

— сотрудник полиции обязан разъяснить вам основания и мотивы задержания, а также ваши права и обязанности, в том числе он должен разъяснить ваши права на юридическую помощь, услуги переводчика, уведомление близких родственников или близких лиц, отказ от дачи объяснений;

— сотрудник полиции должен составить протокол о задержании;

— сотрудник полиции уведомляет в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, по вашей просьбе о месте вашего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы, а также защитника;

— если вы являетесь несовершеннолетним, сотрудник полиции должен незамедлительно уведомить ваших родителей или иных законных представителей.

— составляется с момента доставления при административном задержании; а в случае задержания по подозрению в совершении преступления — в течение 3 часов с момента доставления в орган дознания или к следователю;

— должен содержать основания и мотивы задержания, указание на место, время и дату составления;

— вы вправе изложить в протоколе все обстоятельства, которые считаете нужными, в том числе если вам грубили, применяли физическую силу, угрожали, отнимали ваши вещи. По желанию вы можете указать, что при задержании имели опрятный вид, на вашей одежде отсутствовали какие-либо повреждения или загрязнения, а также что в момент задержания у вас отсутствовали телесные повреждения;

— вы имеете право внимательно ознакомиться с протоколом задержания и убедиться, что все строки в нем заполнены и пустого места не осталось (пустые строки должны быть перечеркнуты, чтобы исключить факт внесения какой-либо информации без вашего ведома), дата и время составления протокола соответствуют фактическим;

— по факту ознакомления с протоколом задержания вы можете его подписать. Если вы не согласны с содержащейся в нем информацией, вы можете сделать пометку «не согласен с протоколом» или «при составлении протокола допущены нарушения» и т. п. При этом вы можете отказаться подписывать протокол задержания. В этом случае в нем должна быть сделана соответствующая запись;

— вам должна быть вручена копия протокола.

На какой срок вас могут задержать

— максимальный срок административного задержания:

— 3 часа с момента доставления в помещение органов внутренних дел или с момента вытрезвления в случае, если при задержании вы находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

если вы совершили правонарушение, посягающее на режим государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ; во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ; повлекшее нарушение таможенных правил — при наличии необходимости для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;

если в отношении вас ведется дело об административном правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста.

— срок задержания по подозрению в совершении преступления:

— не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы передвижения (до вынесения судебного решения);

— до 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок;

— общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток) . По истечению 120 часов вас должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.

Ваши права при задержании

— вы имеете право на один телефонный разговор в целях уведомления ваших близких родственников или близких лиц о задержании и месте нахождения не позднее 3 часов с момента задержания, за исключением случаев, если вы осуществили побег из-под стражи или психиатрического лечебного учреждения; находитесь в розыске; уклоняетесь от отбывания наказания. Если вы задержаны в связи с уголовным преследованием, то телефонный разговор можно вести только на русском языке;

— вы имеете право на молчание, в том числе право не давать показания против себя и своих родных;

— вы имеете право на защиту (в том числе судебную) и соблюдение презумпции невиновности;

— вы имеете право на получение помощи адвоката с момента задержания и на отказ от дачи объяснений и показаний без присутствия адвоката. Если вам назначат адвоката, вы вправе проверить его удостоверение и записать для себя его личные данные;

— вы имеете право на предъявление заявлений, жалоб, ходатайств, в том числе на обжалование действий или бездействия сотрудников полиции в вышестоящем органе или у вышестоящего должностного лица, в органах прокуратуры или в суде;

— вы имеете право на услуги переводчика;

— вы имеете право на ознакомление со всеми составленными документами и осуществление записи в них со своими возражениями;

— если в процессе задержания по отношению к вам была применена физическая сила (например, нанесены побои), и вы считаете, что тем самым был причинен вред вашему здоровью, можете потребовать вызвать в помещение органов внутренних дел врача скорой помощи. Если вы покинули помещение ОВД, вы также вправе незамедлительно обратиться к специалисту с целью осмотра и фиксации полученных вами повреждений (это может быть как врач скорой помощи, так и врач любого травмпункта).

Как вести себя при задержании

— вне зависимости от того, согласны вы с действиями сотрудников полиции или нет, ведите себя спокойно, не грубите и не оскорбляйте сотрудников полиции;

— не оказывайте физического сопротивления и не угрожайте сотрудникам полиции;

— не пытайтесь скрыться от сотрудников полиции;

— запишите ФИО сотрудника полиции, номер его удостоверения, должность и прочую служебную информацию;

— не подписывайте документы, без собственноручной пометки «не согласен с. «, если не согласны с содержанием, и не подтверждайте информацию о действиях, которые вы не совершали;

— при оставлении вас одного в каком-либо помещении органов внутренних дел не трогайте руками предметы или свертки, которые не являются вашими собственными вещами.

Условия проведения личного досмотра, досмотра вещей

— проводятся в целях обнаружения орудий совершения преступления либо предметов административного правонарушения;

— осуществляются без нарушения конструктивной целостности досматриваемых вещей;

— проводятся в присутствии понятых, но в исключительных случаях и без понятых — при наличии оснований полагать, что при вас находятся оружие или предметы, используемые в качестве оружия;

— личный досмотр производится лицом одного пола с вами в присутствии двух понятых того же пола;

— составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании;

— копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей вручается вам по вашей просьбе;

— если вы задержаны по подозрению в совершении преступления, то обыск проводится лицом одного с вами пола и в присутствии понятых того же пола, а результаты личного обыска заносятся в протокол задержания.

III. Применение физической силы

В каких случаях сотрудник полиции может применить физическую силу

— для пресечения преступлений и административных правонарушений;

— для доставления и задержания;

— для преодоления противодействия его законным требованиям.

Действия сотрудника полиции при применении физической силы

— обязан сообщить перед применением, что является сотрудником полиции, предупредить о своем намерении и предоставить возможность и время для выполнения его законных требований;

— может не предупреждать о применении физической силы, если промедление создает угрозу для жизни и здоровья граждан или самого сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия;

— при применении физической силы действует с учетом обстановки, характера и степени опасности ваших действий, характера и силы оказываемого вами сопротивления, и стремится к минимизации ущерба;

— если в результате применения физической силы вам были причинены повреждения, сотрудник полиции уведомляет об этом ваших близких родственников или близких лиц в возможно короткий срок, но не более 24 часов.

IV. Жалоба на действия (бездействие) сотрудников полиции

Подача жалобы на действия (бездействие) сотрудников полиции

— если вы считаете, что действия (бездействие) сотрудников полиции нарушили ваши права, противоречили законодательству или причинили вам вред, вы можете подать жалобу на неправомерные действия сотрудников полиции;

— в устной форме жалоба может быть подана в Главное управление собственной безопасности МВД РФ по телефону (495) 667-07-30 либо по телефону 102. При обращении попросите сразу же зафиксировать ваш звонок. Во время телефонного разговора вам необходимо будет сообщить свои личные данные, оставить контактные телефоны и подробно сообщить о действиях (бездействии) сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными;

— вы можете подать жалобу в письменном виде. При этом возможно обратиться с жалобой в Управления собственной безопасности органов внутренних дел и в прокуратуру;

— жалоба может быть написана от руки или напечатана на компьютере;

— обязательно укажите в жалобе место, время и обстоятельства произошедшего, опишите действия сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными. Приведите сведения о нарушивших ваши права сотрудниках полиции. Если вы не знаете их контактных данных, можете описать внешние признаки (это может быть полезным при установлении личности сотрудника полиции, нарушившего ваши права, в том числе это может быть использовано при проведении ряда следственных действий — к примеру, при предъявлении лиц для опознания). Также вы можете указать номера патрульных машин, которые вас доставляли с места задержания в отделение. В тексте жалобы потребуйте признать действия сотрудников полиции неправомерными и привлечь их к ответственности. Ваши личные данные должны быть указаны максимально подробно: фамилия, имя и отчество, адрес фактического проживания, контактные телефоны, паспортные данные, дата подачи заявления, личная подпись, иначе ваша жалоба не будет принята;

— если вы подаете жалобу в органы УСБ, то в дежурной части вам должны выдать номерной талон-уведомление, свидетельствующий о принятии вашего заявления. Если вы подаете жалобу в прокуратуру, то вы также должны получить на руки документ о принятии жалобы к рассмотрению;

— также обратиться за защитой нарушенных прав можно в судебном порядке.

base.garant.ru

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Комментарий к ст. 14 Закона о Полиции

1. Право каждого на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ч. 1 ст. 22 Конституции РФ. В этой же статье Закона закреплен запрет задержания лица на срок более 48 часов без судебного решения.

2. Основания и порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления предусмотрены ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.

3. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, — это мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер и состоящая в помещении в изолятор временного содержания лица, подозреваемого в совершении преступления, сроком до 48 часов в целях проверки его причастности к совершению преступления и (или) решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

4. Задержание осуществляется в целях выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.

5. Основные условия задержания:

1) задержание возможно только после возбуждения уголовного дела;

2) лицо дозволяется задерживать по подозрению в совершении не любого преступления, а лишь такого, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

6. В ч. 2 ст. 91 УПК РФ упоминается также о специальных условиях задержания. Они изложены применительно к одной строго определенной группе оснований задержания. Данная группа оснований именуется «иными данными, дающими основание подозревать лицо в совершении преступления». Речь идет о таких условиях, как:

а) лицо пыталось скрыться

б) либо не имеет постоянного места жительства,

в) не установлена его личность,

г) руководитель следственного органа или с согласия руководителя следственного органа следователь, а равно дознаватель с согласия прокурора направили в суд ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

7. Срок, на который лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, составляет 48 часов. При наличии оснований, предусмотренных п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, судья, рассматривающий ходатайство о заключении лица под стражу, вправе продлить срок задержания, но не более чем на 72 часа.

8. Срок задержания исчисляется с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

9. Фактические основания задержания неодинаковы по своему значению. Их два вида. При наличии любого из первой группы оснований можно производить задержание. Наличие же основания второй группы может иметь следствием законное задержание лишь при одновременном констатировании одного из четырех специфических условий.

10. К первой группе оснований относятся следующие:

1) лицо застигнуто при совершении преступления;

2) лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления;

3) потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление;

4) на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

11. О второй группе оснований законодатель сказал так. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:

а) это лицо пыталось скрыться или

б) не имеет постоянного места жительства, либо

в) не установлена его личность, либо

г) если руководителем следственного органа или с согласия руководителя следственного органа следователем, а также дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

12. Основание «лицо застигнуто при совершении преступления» обычно не вызывает трудности в уяснении. Однако перед тем, как констатировать его наличие, следует проверить, уверены ли вы, что имело место действительно преступление, а не какое-либо иное, похожее на преступление, но все же непреступное деяние.

13. Понятие «при совершении преступления» указывает на то, что сотрудник полиции или любой гражданин сам наблюдал совершение лицом преступления (нанесение человеку удара ножом, вытаскивание из сумки кошелька и т.п.). Когда очевидцем явился сотрудник полиции, он (сам) производит задержание по п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК. Если же очевидцем преступления было какое-либо иное лицо, налицо сразу два основания — п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ: лицо застигнуто при совершении преступления и очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.

14. При характеристике основания, именуемого «лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления», так же как и в первом случае, следует быть уверенным, что совершено общественно опасное деяние.

15. Лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления — это значит, оно не пропадало из поля зрения его преследователей. Пример. На глазах у сотрудников дорожной службы полиции совершается дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом. Преступник с места происшествия скрывается. Но он не успевает скрыться из их поля зрения. И сколько бы ни продолжалась погоня, задержание лица, совершившего преступление, в такой ситуации (не выпавшего из поля зрения преследователей) будет непосредственно после совершения преступления.

16. Следующее основание — «потерпевшие и очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление». По данному основанию можно производить задержание в связи с показаниями потерпевшего, только когда потерпевший был сам очевидцем совершения преступления. Показания потерпевших, не видевших человека, который совершал преступление (т.е. неочевидцев), не могут быть основанием задержания, предусмотренным п. 2 ст. 91 УПК РФ.

17. Не любой очевидец сможет опознать преступника. Иногда последний изменил внешность, или в месте совершения преступления было плохое освещение, или преступление было совершено так быстро и преступник так мало на нем присутствовал, что его примет почти не помнят. Однако не редкость случаи, когда очевидец запомнил приметы и опознает человека, но оснований сказать, что на лицо, совершившее преступление, он указал, все же нет. «Укажут» — это значит, не только очевидец уверен, что видел именно этого человека, но его аргументы убеждают в этом и сотрудника полиции. Недостаточно убежденности свидетеля. Необходимо, чтобы у производящего следственное действие должностного лица полиции не возникало сомнений, что опознающий видел именно опознаваемого.

18. Применительно к следующему основанию задержания — «когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления» — требует толкования понятие «явные следы». Явными следы необходимо признавать тогда, когда подозреваемый не в состоянии объяснить их происхождение иначе, как причастностью его к совершению преступления. Даже если опыт сотрудника полиции позволяет ему самому домыслить непреступное происхождение, к примеру, пятен бурого цвета, похожих на кровь, на одежде подозреваемого, но последний растерялся и не может объяснить, откуда они у него, еще до получения результатов судебно-медицинской экспертизы допустимо и правомерно задержать данное лицо по п. 3 ст. 91 УПК РФ.

19. Под иными данными можно было бы понимать протоколы допроса, осмотра места происшествия и иные доказательства. Хорошим примером таковых будут доказательства, которые свидетельствуют о фактах, по тем или иным причинам не подпадающих под признаки п. п. 1 — 3 ст. 91 УПК РФ. Речь идет о лице, застигнутом после совершения преступления, но выпавшем на некоторое время из поля зрения преследователей; о показаниях потерпевшего, не являющегося очевидцем, и т.п. Именно такого рода доказательства являются фактическим основанием задержания в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.

20. Должностное лицо полиции, принимающее решение о задержании в порядке ст. 92 УПК, обязано не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомить кого-либо из его близких родственников, а при отсутствии таковых — других родственников или предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому.

21. С согласия прокурора при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление о задержании совершеннолетнего подозреваемого может вообще не производиться.

22. Об административном задержании см.: комментарий к п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

23. Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащими, о которых идет речь в комментируемой статье, являются:

— офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

— сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Причем граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

24. Сотрудник полиции, производящий задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, обязан не только разъяснить задержанному его право на юридическую помощь — он должен допустить к участию в производстве по уголовному делу или делу об административном правонарушении защитника.

25. Однако следует помнить, что предоставленное Конституцией РФ лицу право на юридическую помощь не ограничивается лишь той формой, которая связана с участием в деле защитника. Задержанный по другому делу может быть потерпевшим, гражданским истцом и т.п. Произведенное задержание не должно умалять прав задержанного на юридическую помощь по другим делам.

26. Следует отметить, что защитника к участию в деле сотрудник полиции должен допустить с момента фактического задержания.

27. Допуск защитника с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, о котором идет речь в п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ, означает, что последнему возможность иметь защитника должна быть предоставлена сразу после доставления в полицию. Уже с этого момента, вне зависимости от того, составлен или нет протокол о задержании лица в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, подозреваемый вправе требовать приглашения защитника и свидания с ним наедине и конфиденциально.

28. Сотрудник полиции должен:

— представить защитнику для ознакомления протокол задержания, постановление о применении меры пресечения, протоколы следственных действий, произведенных с участием подзащитного подозреваемого, иные документы, которые предъявлялись либо должны были предъявляться задержанному (п. 6 ч. 1 ст. 53 УПК РФ);

— сообщить защитнику, в чем подозревается его подзащитный (п. 6 ч. 1 ст. 53, ч. 2 ст. 101, ч. 1 ст. 223.1 и др. УПК РФ);

— принять и в пределах своей компетенции разрешить заявленное защитником ходатайство или отвод (самоотвод) (п. 8 ч. 1 ст. 53, ст. ст. 119 — 122, ч. 1 ст. 159 и др. УПК РФ);

— принять и направить в компетентный орган (в суд или прокурору) жалобу защитника на осуществленные сотрудником полиции действия и (или) принятые решения (п. 8 ч. 1 ст. 53, ст. 123, ч. 2 ст. 125, ч. 4 ст. 159 УПК РФ);

— допустить защитника к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения специальных проверочных мероприятий, если он участвует в деле, связанном с подобного рода сведениями (ч. 1 ст. 21.1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»).

29. Аналогично уголовно-процессуальному задержанию решается вопрос о допуске защитника по делам об административных правонарушениях. Согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ в случае административного задержания гражданина в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

30. Родственника несовершеннолетнего задержанного сотрудник полиции обязан уведомить вне зависимости от поступившего от задержанного ходатайства и по делам об административных правонарушениях, и по уголовным делам.

31. О произведенном уголовно-процессуальном задержании военнослужащего уведомлению подлежит командование воинской части, о такого же рода задержании гражданина или подданного другого государства — посольство или консульство этого государства (ч. ч. 2 и 3 ст. 96 УПК РФ).

32. Уведомление родственников совершеннолетних задержанных о произведенном уголовно-процессуальном задержании в случае (и в порядке), предусмотренном ч. 4 ст. 96 УПК РФ, может не производиться. Речь идет о ситуациях, когда факт задержания в интересах предварительного расследования следует сохранить в тайне.

33. Процессуальное решение о необходимости сохранения в интересах предварительного расследования тайны задержания путем неотправления уведомления об имевшем место задержании оформляется постановлением. На данном постановлении прокурором ставится отметка о его согласии с принятым решением.

34. Помимо мер, направленных на устранение опасности чьей-либо жизни и здоровью, сотрудник полиции, который произвел задержание, обязан принять со своей стороны все необходимые меры по обеспечению сохранности имущества и жилища задержанного. О мерах, принятых в указанных целях, сотрудник полиции уведомляет задержанного (ст. 160 УПК РФ).

35. Задержанный по подозрению в совершении преступления подлежит не досмотру, а личному обыску в порядке ст. 93 УПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 92 УПК РФ, производство личного обыска подозреваемого — не только право, но и обязанность должностного лица полиции, производящего задержание в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.

36. Обычный порядок производства сотрудником полиции личного обыска задержанного лица, подозреваемого в совершении преступления, таков:

1) принимает решение о задержании лица в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ;

2) готовятся видео-, кино-, фотоаппаратура и другие технические средства, если в этом имеется необходимость;

3) должностное лицо полиции приступает к оформлению протокола задержания;

4) принимается решение о личном обыске лица, в отношении которого оформляется протокол задержания;

5) приглашаются понятые одного пола с обыскиваемым, а при необходимости — специалист и иные лица того же пола. Им разъясняются права, обязанности (если есть в этом необходимость, предупреждаются о неразглашении данных предварительного расследования), ответственность и порядок производства следственного действия;

6) до сведения лица, подозреваемого в совершении преступления, доводится решение о его личном обыске;

7) разрешается вопрос о возможности присутствия защитника при личном обыске;

8) обыскиваемому предлагается добровольно выдать подлежащие изъятию предметы (документы и т.п.);

9) в случае необходимости лицам, присутствующим в месте, где производится личный обыск, запрещается покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания личного обыска;

10) поиск на (в) теле человека, в находящейся на нем одежде и при нем ручной поклажи предметов (документов), которые могут иметь значение для дела (запрещены к обращению);

11) предъявление понятым, наблюдение, измерение, изъятие (если есть в том необходимость, изъятие может быть принудительным) предметов (документов), могущих иметь значение для дела, а также запрещенных к обращению;

12) фиксация в протоколе задержания отличительных признаков (свойств) каждого предмета (документа) и точного места его обнаружения;

13) в необходимых случаях осуществляется фотографирование, киносъемка, видеосъемка, составляются планы, схемы и т.п.;

14) в случае необходимости изъятые предметы (документы) упаковываются и опечатываются;

15) составляется опись изъятых или передаваемых на особое хранение предметов (документов) с указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости;

16) если при личном обыске имели место попытки уничтожить или спрятать предметы (документы) либо факты нарушения порядка со стороны обыскиваемого или других лиц, в протоколе указывается на это и на принятые меры;

17) принимаются меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе личного обыска обстоятельства частной жизни обыскиваемого, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц;

18) завершается протоколирование хода и результатов следственного действия;

19) копия протокола и описи вручается под расписку обыскиваемому.

37. Требование присутствия при личном обыске только лиц одного пола с обыскиваемым — это обязательное условие рассматриваемого следственного действия. Между тем это не единственное обязательное условие. Обязательными условиями производства любого личного обыска являются следующие правила:

1) должно быть точно установлено, что при личном обыске не будут нарушены те права и (или) законные интересы как участвующих в следственном действии, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;

2) не будут унижены честь и (или) достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих;

3) не будут поставлены под угрозу здоровье и (или) жизнь обыскиваемого, а также других граждан.

38. Согласно ч. 1 ст. 92 УПК РФ протокол задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, должен быть составлен после доставления. О понятии «доставление» см. комментарий к п. 13 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

39. Следует стремиться к осуществлению доставления как можно в более короткий срок. С того момента, как лицо, подозреваемое в совершении преступления, впервые под контролем сотрудников правоохранительных органов или же в связи с осуществленным в отношении его принуждением переступило порог служебного помещения, где расположен орган, уполномоченный принимать решение о задержании, до окончательного заполнения всех граф протокола задержания и его подписания не должно пройти времени более 3 часов.

40. Права лицу, подозреваемому в совершении преступления, разъясняются еще до завершения составления протокола. Поэтому правоприменителю следует иметь в виду, что отраженное в протоколе задержания время разъяснения прав, предусмотренных ст. 46 УПК РФ, должно быть более ранним, чем время составления протокола задержания.

41. В протоколе задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, должно быть отражено место задержания. В данном случае речь идет о месте фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а не о месте составления протокола задержания. Исходя из структуры рассматриваемого процессуального документа в нем обычно отведена специальная графа для фиксации места фактического задержания лица, а указание на место составления протокола могло бы ограничиться лишь наименованием населенного пункта, где он составлен. Однако в протоколе задержания необходимо отражать не только наименование населенного пункта, где составлен протокол, но и точный адрес кабинета (учреждения), где произведен личный обыск лица, подозреваемого в совершении преступления, а значит, обычно и составлен протокол задержания.

42. Как следует из ч. 2 ст. 92 УПК РФ, протокол задержания подписывается также лицом, подозреваемым в совершении преступления. Если последнее откажется подписать протокол задержания, должностное лицо полиции согласно ст. 167 УПК РФ вносит в указанный документ соответствующую запись, которая удостоверяется подписью сотрудника полиции, а также подписями защитника (если он при этом присутствует) и понятых. Причем лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое рекомендуется заносить в данный протокол.

43. Если лицо, подозреваемое в совершении преступления, в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола задержания производится в присутствии защитника (законного представителя, представителя) и (или) понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

44. Исходя из ч. 3 ст. 92 УПК РФ о произведенном задержании сотрудник полиции обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Передача надзирающему прокурору письменного установленной формы сообщения о задержании не право, а обязанность сотрудника полиции (дознавателя и др.), которым было принято решение о применении названной меры процессуального принуждения. Исключений из этого правила нет.

45. О понятии «общественный порядок» см. комментарий к ст. 1 настоящего Федерального закона.

46. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

47. О понятиях «подозреваемый» и «обвиняемый» см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

48. О понятии «иностранный гражданин» см. комментарий к п. 33 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

49. О понятии «транспортное средство» см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

50. О понятии «несовершеннолетний» см. комментарий к ст. 23 настоящего Федерального закона.

51. См. также содержание и комментарий к ст. 5, п. п. 3, 9, 12 — 14, 33, 35 ч. 1 ст. 12, п. п. 2, 8, 13 — 15, 19, 25, 37 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

www.zakonrf.info