Полезные статьи

Закон о мерах административного пресечения

Меры административного пресечения

  • Понятие административного права
  • Предмет административного права
  • Управленческие отношения
  • Методы административного права
  • Система административного права
  • Источники административного права
  • Функции административного права
  • Административное право как наука
  • Административная правовая политика
  • Нормы административного права
  • Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры, так же как и административно-предупредительные, достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны:

    • с требованием прекратить противоправное деяние;
    • административным задержанием лица, совершившего административное правонарушение;
    • принудительным лечением лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
    • временным отстранением от работы инфекционных больных;
    • запрещением эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требованиям;
    • запрещением или ограничением ремонтно-строительных и других работ, если не соблюдаются необходимые требования по обеспечению общественной безопасности;
    • непосредственным физическим воздействием;
    • применением специальных средств (резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, водометов и т. п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; применением и использованием оружия и др.

    Например, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставлено право применять следующие меры административного пресечения:

  • требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
  • производить оцепление (блокирование) участков местности при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;
  • запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
  • отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения;
  • отстранять от управления транспортными средствами лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;
  • ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности;
  • давать обязательные для исполнения предписания гражданам и должностным лицам об устранении нарушений установленных правил содержания мест хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов;
  • запрещать деятельность объектов обращения огнестрельного оружия в случаях нарушений там установленных правил содержания, хранения и использования оружия, а также боеприпасов к нему и взрывчатых материалов;
  • аннулировать разрешения на создание негосударственных детективных служб при выявлении нарушений установленных правил их деятельности и др.
  • Из рассмотренных в гл. 16 полномочий государственных санитарных врачей при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора многие обусловлены необходимостью применения в тех или иных случаях мер административного пресечения. Их осуществление допустимо в соответствии с положениями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа предусмотренных этим Законом мер в качестве мер административного пресечения могут:

  • давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
  • запрещать реализацию не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • приостанавливать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности соблюдения этих правил — прекращать работы по строительству и введению в эксплуатацию различных объектов;
  • приостанавливать или запрещать в случаях нарушений санитарных правил работу предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков;
  • эксплуатацию помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;
  • запрещать в случаях нарушений санитарных правил производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;
  • запрещать ввоз на территорию РФ продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам;
  • запрещать ввоз на территорию РФ не зарегистрированных в установленном порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, товаров и грузов и др.
  • В условиях чрезвычайного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» уполномоченные на то органы исполнительной власти могут осуществлять следующие меры административного пресечения:

  • приостанавливать деятельность политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
  • выдворять в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы;
  • вводить карантин, проводить санитарно-противоэпидемические, ветеринарные и другие мероприятия;
  • отстранять от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей;
  • отстранять от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими некоторых мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».
  • Можно привести еще множество примеров применения должностными лицами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, надзорных органов, других органов исполнительной власти различных мер административного пресечения в случаях совершения предприятиями, учреждениями, другими организациями, гражданами правонарушений в сфере государственного управления.

    www.grandars.ru

    Меры административного пресечения: цель, виды

    Меры пресечения в административном праве – это один из ключевых инструментов, позволяющих на государственном уровне принуждать в рамках закона. Применение подобных мер – это самый эффективный метод прекращения противоправных поступков со стороны некоторых лиц. Суть идеи в том, что поведение, нарушающее права окружающих, принудительно останавливается усилиями лиц, по должности имеющих на это права и привилегии. Таким образом можно остановить не только отдельно взятых лиц, но и наложить ограничения на предприятия, организации, которые пытаются идти поперек закона.

    Общая информация

    Меры административного предупреждения, пресечения имеют ряд признаков, допускающих подразделение этой группы правоохранительной деятельности на несколько классов. Также нужно помнить, что имеются ограничения, оговоренные в законах страны.

    Меры административно-процессуального пресечения реализовываются только в том случае, когда имеется нарушающая права, законы, правила ситуация, опасная для окружающих. Когда установленный законами порядок, отношения в обществе, оберегаемые действующими правовыми нормативами, находятся под угрозой, появляется смысл в мерах пресечения.

    Что, как и когда

    Проще говоря, к мерам административного пресечения относится такое поведение должностных лиц, которое позволяет прекратить деяния, совершаемые в настоящий момент времени, тем самым устраняя опасность для сторонних лиц. Эти меры могут регулировать положение в настоящий момент, а значит, они применяются участниками ситуации самостоятельно.

    Меры административно-правового пресечения необходимы, чтобы при возникшем конфликте вернуть ситуацию в нормальное русло в предельно короткий временной промежуток. Считается, что это реакция мгновенная, этакая правоохранительная «первая помощь». В общем смысле понятие мер административного пресечения за сим исчерпано.

    Цели и ситуация

    Цель мер административного пресечения официально заключается в том, чтобы предельно быстро устранить имеющееся нарушение законов и общественного порядка. Если возникла ситуация, нарушающая чьи-либо права, посредством применения таких мер она разрешается с минимальным ущербом для всех участников (насколько это оказалось возможным в стрессовых условиях). При возникновении ситуации, несущей в себе угрозу для общества, именно специальные меры административного пресечения позволяют восстановить равновесие и устранить причину, тем самым делая функционирование общества снова нормальным.

    Многое в каждом отдельно взятом варианте зависит от индивидуальных особенностей ситуации. В ряде случаев меры административного наказания и меры административного пресечения имеют дополнительные цели. Сотрудники правоохранительных органов могут принимать меры, направленные на предотвращение опасной ситуации или таковой, которая вызовет нарушение прав граждан. Выделяют и такие меры, которые направлены на устранение последствий уже случившегося. В некоторых случаях речь идет о привлечении к ответственности.

    Упрощенный пример

    Физическая сила – это один из видов мер административного пресечения. Применение ее допустимо только в тех ситуациях, которые прямо указаны в действующих на территории страны законах. Это может быть требование досмотра личных вещей некоторого гражданина. Физическую силу можно использовать, если некоторое лицо требуется доставить куда-либо. Прибегать к такой мере можно только в ситуации, когда возникающие между участниками ситуации отношения провоцируют на это и делают невозможными более дипломатичные способы.

    Когда можно?

    Допускается применение мер административного пресечения только в таком случае, когда есть некоторый гражданин, действующий вразрез с законами страны. Прибегать к мерам можно без предварительного изучения того, какова вина человека. Более того, сам факт наличия вины не проверяется перед применением мер административного пресечения, это не считается обязательным. Так гласит закон.

    Нужно помнить, что меры используются, если поведение очевидно нарушает закон. Не играет роли, по какой причине человек совершает подобные поступки. Выявление причин, побудивших на подобное поведение, возьмет на себя следствие в ходе привлечения к ответственности. А вот меры административного пресечения нужны, чтобы здесь и сейчас остановить преступника. Они принудительны, и объектом мер будет не личность, но поведение.

    По закону меры административного пресечения доступны сотрудникам органов правоохраны. Как правило, это оперативная работа, напрямую пресекающая деятельность того, кто нарушает законы.

    Воздействие не всегда бывает грубой физической силой. Практикуется также психическое влияние на нарушающего права окружающих. В результате применения мер административного пресечения человек по факту уже просто не может действовать как раньше, вразрез с законами. Вместо этого ему устанавливают обязанности, которые и приходится исполнять.

    Все по закону

    Применяются меры административного пресечения только как элемент отношений, свойственных управленческой государственной сфере. В качестве основной цели они преследуют прекращение нарушения прав. А для этого сперва нужно точно выявить, что в конкретной ситуации это самое нарушение имеет место.

    С точки зрения признанных экспертов, специфика описываемых правоохранительных мероприятий такова, что требует быстрой реакции лиц в соответствующей должности. Необходимо, чтобы эти люди умели принимать решения самостоятельно. Только в этом случае можно оперативно применять полученную информацию и данные властями страны полномочия. При этом меры административного пресечения применяются без специального документирования ситуации. Не нужно заранее делать протокол, акты, постановления. Если возникла надобность, меры административного пресечения просто используют в рамках происходящего конфликта.

    Как сильно влияем?

    По жёсткости меры административного пресечения отличаются довольно-таки сильно. То, насколько серьезный подход следует практиковать в складывающейся ситуации, решают, исходя из характера преступных действий. Как известно, нарушитель может противодействовать защитникам закона. Ориентируясь на то, насколько активно он это делает, сотрудники охраны порядка выбирают меры административного пресечения.

    Лицо, совершающее противоправный поступок, может в ходе конфликтной ситуации получить урон. Восстановить его в будущем не всегда представляется возможным. В частности, можно получить огнестрельную травму. Конечно, определенное восстановление зачастую допустимо, но не в полной мере.

    Нормативы: кто подчиняется?

    Отличительная особенность нормативов, которым подчинены меры административного пресечения, в том, что применяются они вовсе не к лицам, нарушающим общественный правопорядок. В законе прописаны такие нормативы, которым обязаны подчиняться охранники порядка и спокойствия общества. Распространяются некоторые позиции только на должностных лиц, другие – на органы.

    Подобный подход позволил ограничить возможность «подмять под себя» простой народ. Обладая силой, властные структуры призваны охранять и защищать простых граждан, а не властвовать над ними и творить то, что им пожелается. Именно для охраны такого порядка и были разработаны нормативы, вписанные в действующие законы страны.

    Определение: общее представление

    Меры административного пресечения должны основываться на нормативах права: процессуального, административного. Это методика воздействия на психику, физически на лицо, совершающее противоправный проступок. Доступны меры только тем, кто по должности уполномочен охранять порядок в обществе. Применяются меры напрямую, прекращая неправомерную деятельность.

    В зависимости от того, каким образом влияют на правонарушителя, меры делят на:

    Подразделение производится по следующей логике: все меры относятся по умолчанию к категории обычных и не декларируются, а специальные вынесены в отдельный список.

    Специальные меры

    К таковым следует относить такие меры административного пресечения, которые предполагают применение к участникам конфликтной ситуации физической силы. В качестве инструментов участники могут использовать палки из резины, а также заключать особенно агрессивных лиц в наручники. Можно использовать некоторые другие методики, средства, позволяющие принудить прекратить противоправную деятельность. Может дойти и до использования огнестрельного оружия.

    Специальные меры от обычных в первую очередь отличны тем, что применение допускается лишь при невозможности прибегнуть к более мягким методикам разрешения конфликтной ситуации. Допускаются специальные меры тогда, когда нарушающие порядок в обществе граждане ведут себя особенно опасно, а прочие методики сохранения ситуации под контролем не показывают эффективности и результативности.

    Полиция: стражи закона имеют права

    Наиболее часто в ситуациях, когда нужно прибегать к обычным и специальным мерам, оказываются сотрудники полиции. Такие должностные лица в силу опасного и трудного характера работы часто сталкиваются с необходимостью очень быстро проанализировать ситуацию и понять, можно ли обойтись мягкими средствами или нужно прибегать к самым агрессивным.

    Из законов нашей страны следует, что сотрудники полиции могут потребовать от лиц, совершающих противоправные действия, прекратить такое поведение. Кроме того, в их правах потребовать остановиться у тех, кто мешает работать муниципальным, государственным органам. Сотрудники полиции могут запретить водителям управлять транспортом, эксплуатировать машины и агрегаты, которыми те дополнены (прицепы и прочее), если это создает опасность на дороге. Если машина заявлена в розыск, сотрудник полиции вправе задержать ее.

    Что еще вправе сделать полицейский?

    По закону представитель органов охраны правопорядка может задержать пьяного человека и направить его в медицинскую организацию. Аналогичную меру можно применить к тому, кто в токсическом, наркотическом дурмане и не может своими силами ориентироваться на местности, двигаться.

    В некоторых случаях полицейский вправе изъять оружие и боевые припасы. Все такие ситуации описаны в законе под номером 150 от 1996 года. Также он может ограничить работу того или иного объекта, принять меры, позволяющие добиться безопасности. Полномочия и возможности, а также ограничения мер административного пресечения в этой ситуации прописаны в федеральных законах нашей страны.

    Специальные меры имеют некоторые важные особенности. Благодаря им правоведы группируют методики воздействия на правонарушителей. Учитывают, что к таким вариантам развития ситуации прибегают лишь тогда, когда есть очевидная необходимость в «жёстком» подходе, то есть преодолении противодействия. Таковое бывает не только физическим. Задача лица, исполняющего обязанности охранника правового порядка, в том, чтобы пресечь деятельность и устранить посягательства на безопасность как общества, так и личности.

    Как правило, меры административного пресечения вызывают противодействие со стороны инициатора конфликта. Кроме того, сами по себе меры – это ответное действие на ситуацию, спровоцированную правонарушителем. Необходимость прибегать к такому варианту развития ситуации обычно обусловлена не характером правонарушения, а нежеланием нарушителя прекратить свою деятельность и подчиниться закону, олицетворяет которого представитель правоохранительных органов (обычно полицейский). Так как правонарушитель не просто посягает на установленные законодательством права личности, но и на саму власть и порядок правления, это делает его поведение еще более агрессивным.

    Применяем правильно

    Специальные меры обычно применяются, когда есть посягательство на преступление. В юридической науке обычно говорят о действительном, наличном посягновении. При этом нарушитель установленного правопорядка противодействует представителям власти и охраны законов.

    По своему характеру специальные меры – это принуждение физическое, из-за которого правонарушитель прекращает противоправную деятельность. Как правило, прибегают к мускульной силе полицейских, а также используют различные специальные и неспециальные методики и средства, включая оружие и технику, которой располагают органы охраны правопорядка.

    Законы и специальные меры

    В законодательстве нашей страны дано довольно полное освещение всех возможных специальных мер административного пресечения, доступных для органов охраны правопорядка. Изучая нормативные акты, можно выделить использование:

  • физического воздействия;
  • средств принуждения;
  • оружия.
  • К специальным средствам можно отнести разнообразные виды оружия в виде палок, устройств, воздействующих на разные органы чувств человека, включая электрошок. Средства бывают газовыми и порошковыми. Наконец, полиция вправе использовать дополнительные средства, помогающие обездвижить участников конфликтной ситуации.

    Прибегая к физическому воздействию, оружию или спецсредствам, следует помнить об обязанностях охранителей порядка, прописанных в законах государства:

  • соблюдать нормативы порядка использования средств;
  • при совершении поступков, приводящих к нанесению вреда окружающим (особенно в ситуации, когда нужно предотвратить преступление), важно следовать уголовным законам страны.
  • Последнее предполагает учет норм об обороне, необходимости предотвращения по возможности вреда при задержании. В некоторых условиях нанесение вреда возможно, но только если ситуация это провоцирует.

    Полиции – особенное внимание

    Некоторое время назад был принят федеральный закон, именно ему должны подчиняться все действия полицейских в нашей стране. Из нормативного акта следует, что деятельность сотрудников правоохранительной структуры должна прекратиться, если цели достигнуты либо стало ясным, что достигнуть цель не представляется в текущих условиях возможным. Нельзя добиваться своего, ограничивая свободы, права обычных граждан.

    Полицейские могут применять меры принуждения, если в конкретной ситуации это кажется необходимым исходя из обязанностей, возложенных на них, а также реализуя свои права. Но все это возможно лишь в ситуациях, прямо описанных в пятой части шестой статьи федерального закона, посвященного работе полиции в России.

    businessman.ru

    Меры административного пресечения и механизм их реализации полицией в целях обеспечения прав и свобод граждан. Статьи по предмету Административное право

    МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИЦИЕЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

    И.А. АДМИРАЛОВА, К.А. КАРЕЕВА-ПОПЕЛКОВСКАЯ

    В системе государственного управления Российской Федерации для обеспечения законности и правопорядка используются различные правовые и организационные средства, которые по-разному воздействуют на участников соответствующих отношений. Выбор методов регулирования деятельности участников публично-правовых отношений зависит от их места и роли в организации управления, целей и задач, которые перед ними стоят, а также от правомерности или противоправности их поведения. Традиционно в управленческих отношениях используются методы убеждения и принуждения. Каждый из этих методов применяется исходя из складывающейся обстановки, а также той цели, которую ставит перед собой соответствующий правоприменитель. В полицейской деятельности используются методы управления, которые характерны как для деятельности полиции, так и для обеспечения правопорядка .
    ———————————
    См.: Кареева-Попелковская К.А., Костенников М.В., Куракин А.В. Административное пресечение в деятельности полиции. Домодедово, 2013. С. 5.

    Полиция, как самый универсальный правоохранительный орган, реализует комплекс стимулирующих методов, а также целую систему методов принуждения, которые при наличии воли государства заставляют физических и юридических лиц соблюдать установленные законом запреты и ограничения. Таким образом, государственное принуждение занимает центральное место в деятельности полиции. Именно посредством принуждения в большинстве случаев осуществляется противодействие преступлениям и административным правонарушениям. Однако государственное принуждение весьма неоднородно, в частности, оно дифференцируется на ряд групп. Основное место в системе государственного принуждения, которое реализуется полицией, занимают меры административного пресечения.
    Необходимо отметить, что административное принуждение реализуется большинством служб и подразделений полиции. В этой связи в настоящее время, как никогда, актуальна проблема совершенствования правового регулирования реализации мер административного пресечения, а также создание эффективного механизма их применения в полицейской деятельности, особенно касающейся защиты прав и свобод граждан.
    Меры административного пресечения, реализуемые в деятельности полиции, носят разнообразный характер. Эти меры подкрепляют правоохранительный потенциал различных мер административного принуждения, дают возможность выявлять преступления и административные правонарушения, а также обеспечивают применение административных наказаний.
    Большое значение применению мер административного пресечения в комплексе добавляет и тот факт, что в настоящее время имеется достаточно много правовых и организационных проблем, связанных с осуществлением сотрудниками полиции административных задержаний, применения физической силы, специальных средств, а также огнестрельного оружия.
    Рассматривая административное принуждение, как составную часть системы государственного принуждения, можно сказать, что органы полиции в целях реализации возложенных на них задач и функций используют комплекс средств воздействия, которые называются методами управления. Как уже отмечалось, универсальными методами управления традиционно являются убеждение и принуждение. Под убеждением в деятельности полиции понимается совокупность средств воспитательного, разъяснительного, а также поощрительного характера. Принуждение, напротив, представляет собой совокупность мер негативного воздействия, которые вынуждают субъект соответствующих правоотношений изменить свое поведение и подчиниться законным требованиям представителя власти, в частности, законным требованиям сотрудника полиции.
    Таким образом, меры административного принуждения применяются полицией в целях предупреждения антиобщественных деяний и создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей, прекращения соответствующего правонарушения, а также создания условий для применения наказания. Раскрывая содержание административного принуждения, можно сделать вывод о том, что оно является составным элементом системы государственного принуждения и находится в тесной взаимосвязи с иными видами принудительного воздействия. Особенностью административного принуждения в деятельности полиции по защите прав граждан является то, что с его (принуждения) помощью обеспечивается соблюдение норм различной отраслевой принадлежности. Однако, несмотря на взаимосвязь административного принуждения с иными видами государственного принуждения, меры административного принуждения являются самостоятельным элементом в его системе.
    Такой вывод основывается на том, что административное принуждение носит профилактический характер, меры административного принуждения применяются сотрудниками полиции достаточно оперативно, кроме того, основанием применения рассматриваемых мер служат, как правило, правонарушения, которые не представляют большой общественной опасности. Субъектами применения административного принуждения являются весьма широкий круг сотрудников полиции, выступающих от имени и по поручению соответствующего органа внутренних дел. Нормативную базу административного принуждения в деятельности полиции определяют самые разнообразные нормативные правовые акты. Так, порядок применения мер административного принуждения в сфере внутренних дел регламентируется: Приказом МВД РФ от 4 августа 2008 г. N 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения» , Приказом МВД РФ от 23 декабря 2011 г. N 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» , Приказом МВД России от 30 апреля 2012 г. N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» , Приказом МВД России от 5 мая 2012 г. N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» и др.
    ———————————
    Российская газета. 2008. 22 августа.
    Российская газета. 2012. 29 февраля.
    Российская газета. 2012. 11 июля.
    Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 36.

    Рассматриваемые меры принуждения, в отличие от уголовных и дисциплинарных мер принуждения, применяются как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам административного права, функционирующим в сфере охраны общественного порядка.
    Вполне понятно, что административное принуждение — это метод регулирования общественных отношений в сфере внутренних дел. Однако рассматриваемый вид принуждения является наиболее масштабной частью государственного принуждения, которое реализуется сотрудниками полиции. Содержательной частью административного принуждения, как уже отмечалось, являются меры административного пресечения. Эти меры также носят разнообразный характер, подкрепляют собой меры предупреждения, меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также иные меры принуждения. Исходя из этого, меры административного пресечения реализуются субъектами, осуществляющими контрольно-надзорную, юрисдикционную, а также разрешительную деятельность в сфере внутренних дел.
    Уже говорилось о том, что меры административного пресечения, которые реализуются сотрудниками полиции, закрепляются значительным количеством законодательных актов, а также и иных нормативных правовых актов. В обязательном порядке нормативно определяются основания и процессуальный порядок реализации мер административного пресечения в сфере внутренних дел. Нужно сказать, что меры административного пресечения дают возможность сотрудникам полиции задержать правонарушителя, осуществить сбор доказательств, обеспечить правопорядок в различных сферах государственного управления. Кроме того, отметим, что меры административного пресечения дифференцированно воздействуют на личность правонарушителя.
    Исходя из этого, меры административного пресечения подразделяются на меры психологического, организационного, технического, процессуального, а также специального характера. В настоящее время необходимо совершенствовать практически каждую из выделенных групп мер административного пресечения. В частности, необходимо четко определять основания и формы реализации мер административного пресечения, минимизировать границы необоснованного усмотрения в вопросах применения специальных мер административного пресечения, а также мер процессуального характера. Это обусловлено тем, что указанные меры весьма существенно затрагивают права и свободы граждан. Как верно отмечал в свое время В.А. Иванов, административное задержание допускается только в тех случаях, когда нет возможности разобрать конфликт и принять меры на месте правонарушения .
    ———————————
    См.: Иванов В.А. Административно-правовые гарантии неприкосновенности личности. М., 1971. С. 10.

    Говоря о таких мерах административного пресечения, как применение физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения, было бы целесообразно определить перечень административных правонарушений, которые будут являться основанием для применения этих мер. Процессуальные меры пресечения административных правонарушении также нуждаются в оптимизации. В настоящее время назрела объективная необходимость объединения в одну меру пресечения таких процессуальных мер, как доставление и административное задержание. Обусловлено это тем, что данные меры логически взаимосвязаны и, по сути, оформляются одним процессуальным документом — протоколом об административном задержании.
    Таким образом, в проекте нового протокола об административном задержании необходимо создать графу, в которой следует указывать информацию о том, применялись ли в отношении задержанного лица физическая сила, специальные средства или служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения. Для эффективного применения мер административного пресечения в сфере внутренних дел сотрудников полиции необходимо обеспечить методическими рекомендациями по их реализации.
    Вышеназванный тезис обусловлен целым рядом обстоятельств. Так, анализ практики применения Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации, утвержденной Приказом МВД России от 23 декабря 2011 г. N 1298, выявил ряд проблемных вопросов, в том числе и связанных с существенными затратами времени на доставление сотрудниками указанной категории лиц в медицинские учреждения, оформление необходимых документов.
    Передача медицинским работникам указанных лиц при доставлении сотрудниками полиции в учреждения здравоохранения занимает, как правило, от 30 минут до 2-х часов. Имеют место случаи отказа медицинских работников в оформлении и выдаче соответствующих документов, предусмотренных названной Инструкцией, а также факты отказов в госпитализации лиц без определенного места жительства, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
    Недостаточное количество организаций, оказывающих медицинскую помощь лицам, находящимся в состоянии опьянения, нехватка количества койко-мест, отсутствие профильных токсикологических отделений, осуществляющих прием лиц указанной категории, существенно затрудняют принятие необходимых мер в рассматриваемой сфере. Определение медицинских организаций, в которые могут доставляться лица, находящиеся в состоянии опьянения, относится к полномочиям территориальных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения. Решению указанных проблем способствовало бы принятие на уровне субъектов Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих формирование единых подходов к созданию организаций, оказывающих медицинскую помощь лицам, находящимся в состоянии опьянения, финансированию, возмещению расходов, связанных с их деятельностью, а также установлению порядка взаимодействия работников медицинских учреждений и сотрудников полиции.
    Вполне очевидно, что регулирование применения мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции является эффективным инструментом противодействия самым различным правонарушениям. Административно-правовое регулирование дает возможность сформировать механизм, который будет противодействовать противоправным посягательствам — без этого невозможно нормальное функционирование системы публичного управления, а также обеспечение прав и свобод личности в сфере внутренних дел.
    Механизм административно-правового регулирования применения мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции является способом организации и осуществления правоохранительной деятельности в сфере внутренних дел, а также содействует достижению эффективного социального результата. Меры административного пресечения в деятельности полиции, направленные на обеспечение прав граждан, реализуются через соответствующий правоохранительный механизм. Как отмечает В.Д. Ардашкин, «. правоохранительный механизм — это система институционально-правовых средств (норм, индивидуальных актов, правоотношений и т.д.), на основе и в рамках которых обеспечивается принудительное поддержание правопорядка» .
    ———————————
    См.: Ардашкин В.Д. К теории правоохранительного механизма // Правоведение. 1988. N 1. С. 11.

    Реализация мер административного пресечения сотрудниками полиции представляет собой правоприменительный процесс. Деятельность по их применению осуществляется в определенных стадиях, а также в рамках административно-охранительных отношений. Специфика этих правоотношений определяется особенностями юридических фактов, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение соответствующих правоотношений. Необходимо отметить, что особенностями юридических фактов, которые выполняют функции оснований для реализации мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции, являются их разнообразные правоотношения, а также чрезвычайные обстоятельства. Так, основаниями применения рассматриваемых мер принуждения могут быть административные правонарушения, преступления, а также чрезвычайные обстоятельства природного и техногенного характера.
    Основанием применения мер административного пресечения в деятельности полиции является оценка социальной обстановки, которая требует участия в ее разрешении сотрудников полиции. Подчеркнем, что оценка складывающейся обстановки носит правовой характер. Связано это с тем, что она опирается на нормы закона и иные нормативные правовые акты.
    В свою очередь, правомерность применения мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции связана с определенными обстоятельствами, которые в своей совокупности образуют угрозу правам и законным интересам личности. Поэтому динамика, обусловливающая дифференциацию применяемых в деятельности полиции мер административного пресечения, объективно связана с развитием правоохранительного и регулирующего потенциала соответствующих мер государственного принуждения.
    В настоящее время наше государство стремится создать эффективную правоохранительную систему, а также сформировать административно-правовой механизм, направленный на реализацию конституционных положений, касающихся обеспечения прав и законных интересов личности в сфере внутренних дел. Кроме того, государство системно формирует механизм, направленный на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
    Механизм реализации мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции включает правовые, организационные, технические, социально-психологические, а также процессуальные компоненты. Все названные составляющие логически взаимосвязаны, каждая из них выполняет свою роль в механизме реализации мер административного пресечения. Несмотря на это, центральное место в механизме реализации мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции принадлежит нормам права. Нормы административного права определяют среду реализации соответствующих мер государственного принуждения, определяют основания, условия и пределы реализации соответствующих мер принуждения. Нормы административного права определяют также статус субъектов применения соответствующих мер пресечения и процессуальный порядок, который должен при этом обязательно соблюдаться.
    Меры административного пресечения, реализуемые в правоохранительной деятельности полиции, разнообразны, порядок их применения закреплен различными законодательными актами, которые не всегда взаимосвязаны. Для придания более высокого статуса мерам административного пресечения, реализуемым в деятельности сотрудников полиции, было бы целесообразно в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. «О полиции» закрепить исчерпывающий перечень мер пресечения, которые применяются сотрудниками полиции. В соответствующую систему также целесообразно включить меры пресечения психологического, организационного, технического, процессуального и специального характера. В настоящее время объективно необходимо в Федеральном законе «О полиции» закрепить исчерпывающие процессуальные предписания, касающиеся применения всех без исключения мер административного пресечения.
    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

    Выполняя свои обязанности, сотрудники полиции достаточно часто вступают в административные правоотношения с физическими и юридическими лицами. Такие отношения возникают и при применении к упомянутым лицам мер административного пресечения. В этой связи вполне логичен вывод о том, что насколько детально будет урегулирована административная деятельность в сфере применения мер пресечения, настолько будет высок уровень законности и правопорядка в сфере внутренних дел — это также касается и защиты прав и свобод граждан. Особенность административных правоотношений в рассматриваемой сфере заключается в том, что полицейская деятельность является, по сути, основным объектом административно-правового регулирования. Правоотношения в сфере внутренних дел прямо и непосредственно выражают интересы и волю государства и общества. Выразителем соответствующих правоотношений может быть субъект, который действует от имени и по поручению государства, а также в случае, если соответствующий субъект является носителем определенных полномочий полицейского характера. Исходя из этого в административных отношениях, которые возникают по поводу применения мер административного пресечения, одной из сторон всегда будет официальный представитель публичной власти — сотрудник полиции.
    Административные правоотношения, связанные с реализацией мер пресечения, по своей сути являются организационными, а также принудительными отношениями. В ходе реализации этих отношений имеется прямая связь с осуществлением функций полиции, которые по своему содержанию направлены на обеспечение правопорядка в различных сферах государственного управления. В их рамках происходит обеспечение этого процесса соответствующими кадровыми, материально-техническими и другими составляющими, без которых механизм управления в сфере внутренних дел не может эффективно функционировать.
    Особенностью административных правоотношений, связанных с реализацией мер пресечения, является то обстоятельство, что эти отношения ограничивают права и свободы того лица, в отношении которого применяется соответствующая мера принуждения. Поэтому для возникновения соответствующего отношения необходимы веские основания. Следующей особенностью отношений, связанных с реализацией мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции, является то обстоятельство, что эти отношения распространяются на всю территорию страны. Кроме того, эти отношения носят весьма непродолжительный характер. Инициатором возникновения административных правоотношений, связанных с реализацией мер административного пресечения, в подавляющем большинстве случаев является сотрудник полиции, который несет службу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Осуществляя службу по охране общественного порядка, сотрудник полиции достаточно часто, исходя из своего субъективного усмотрения, будет вынужден самостоятельно оценивать оперативную обстановку или складывающуюся ситуацию, которые по своей сути являются основанием для применения мер административного пресечения. От того, насколько правильно осуществлена оценка ситуации, будет зависеть эффективность применения соответствующей меры пресечения, соблюдение требований законности, а также обеспечение прав и законных интересов граждан.
    Для соблюдения требований законности при применении мер административного пресечения представляется целесообразным разработать и нормативно закрепить типовую модель ситуации, при возникновении которой появляются основания для применения мер административного пресечения специального характера. Это помогло бы сотрудникам полиции более адекватно ориентироваться в нестандартных ситуациях, а также при осложнении оперативной обстановки, в частности при групповых нарушениях общественного порядка в местах массового скопления и пребывания людей.
    Акты применения мер административного пресечения полицией занимают важное место среди правоприменительных актов органов исполнительной власти, посредством которых осуществляется индивидуальное управленческое воздействие. Кроме того, акты применения мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции, как правило, имеют формальную внутреннюю структуру. Однако специфика отношений, складывающихся в полицейской деятельности, вызывает объективную необходимость принятия и устных правоприменительных актов, а также актов, которые готовятся в произвольной письменной форме. Как отмечал в свое время А.Д. Черкасов, «. одной из важных особенностей правоприменительных актов органов внутренних дел является то, что наряду с индивидуальными персонифицированными письменными юридическими актами многие из них совершаются в качестве особых юридически значимых действий без документального оформления» .
    ———————————
    См.: Черкасов А.Д. Акты применения права органами внутренних дел — разновидность управленческой деятельности государства // Актуальные проблемы теории и практики государственной деятельности. Воронеж, 1990. С. 93.

    В этой связи акты применения мер административного пресечения представляют собой весьма конкретное правовое явление. Кроме того, названные акты носят сложный характер, вытекающий из особенностей проявления их сущности. Специфика актов применения мер административного пресечения состоит в том, что они, в отличие от норм права, обязательны только для конкретных лиц. Правоприменительные акты воспринимаются как определенные обязанности, установленные для того лица, которому они адресованы. Акты применения мер административного пресечения в деятельности полиции должны приниматься своевременно. Обусловлено это тем, что своевременное применение мер административного пресечения является гарантией обеспечения правопорядка и безопасности граждан .
    ———————————
    См.: Кареева-Попелковская К.А., Костенников М.В., Куракин А.В. Административное пресечение в деятельности полиции. Домодедово, 2013. С. 5.

    Как показывает практика административной деятельности полиции, если меры пресечения принимаются в нужное время, то в этих случаях достаточно часто достигается необходимый правоохранительный результат. В случае затягивания вопроса, связанного с применением мер административного пресечения, обеспечить необходимый уровень правопорядка достаточно сложно. В частности, промедление с применением мер административного пресечения отрицательно влияет на эффективность производства по делу об административном правонарушении, затрудняет применение адекватной меры административного наказания, а также исполнение принятого по делу решения. Также необходимо особо подчеркнуть, что меры административного пресечения, реализуемые в деятельности сотрудников полиции, могут достигнуть необходимого правоохранительного результата только при соблюдении материальных и процессуальных оснований для своего применения. Этот вывод основывается на том, что меры административного пресечения, реализуемые сотрудниками полиции, как уже отмечалось, представляют собой средство обеспечения правопорядка. В конструкции названных средств содержатся необходимые запреты и ограничения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
    Рассматривая проблемы обеспечения законности при применении мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции, необходимо обратить внимание на основные требования, которые можно предъявить к рассматриваемой проблеме. Аксиомой является тот факт, что принцип законности при применении мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции представляет собой базу, на которой строятся и реализуются соответствующие меры государственного принуждения. Объективированное выражение этой концепции происходит в ходе определения и регулирования установленных процессуальных действий, с помощью которых осуществляется применение мер административного пресечения в сфере защиты прав и законных интересов граждан. Это требование направлено на недопущение неправомерных и нецелесообразных действий со стороны сотрудников полиции, которые применяют конкретную меру административного пресечения. Кроме того, такой подход связан с формированием административно-правового механизма, направленного на обеспечение правомерной реализации мер административно-процессуального пресечения. Обеспечение законности при применении мер административного пресечения является самостоятельным направлением деятельности по отношению к самому принципу законности, который реализуется в сфере внутренних дел, а также в ходе обеспечения прав и законных интересов граждан со стороны сотрудников полиции. Показателем уровня законности при применении мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции является соблюдение всех материальных и процессуальных требований к процессу реализации соответствующих мер принуждения. Уровень законности при применении мер административного пресечения напрямую связан с уровнем развития нормативной правовой базы и является материальной формой выражения принципа законности. Реализация требований законности при применении мер административного пресечения связана с развитостью правосознания сотрудников полиции.
    Требования законности реализуются в той форме, в которой они закреплены в законе. Кроме того, они логически вытекают из принципов и смысла норм административного права. Посредством установления требований законности создаются объективные условия для применения мер административного пресечения, определяются рамки для обоснованного административного усмотрения. Для сотрудников, которые применяют соответствующие меры административного пресечения, должны быть созданы реальные условия правомерности процесса их применения. Говоря о проблеме обеспечения законности при применении мер административного пресечения, нужно обратить внимание на тот факт, что деятельность по применению мер административного пресечения сотрудниками полиции связана с проблемой целесообразности, которая возникает в соответствующем правоприменительном процессе, осуществляемом в ходе административной деятельности полиции.
    Применение мер административного пресечения предполагает ситуацию, при которой возможен выбор одного или нескольких решений, предусмотренных нормой права. В этой связи можно сделать вывод о том, что между соблюдением требований законности и выбором наиболее целесообразных мер административного пресечения существует прямая логическая связь, также следует подчеркнуть, что между ними не должно быть конфликта.
    Анализируя вышеназванные феномены, в настоящее время можно говорить о единстве законности и целесообразности при применении мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции. Однако при этом необходимо учитывать, что условия для решения вопроса о целесообразности применения мер административного пресечения должны быть предусмотрены законом. Нужно особо отметить, что задача сотрудника полиции заключается в выборе меры административного пресечения, которая является наиболее оптимальной в сложившихся условиях. Целесообразность в ходе применения мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции обеспечивается выполнением таких условий, как недопустимость нарушения нормативного предписания, определяющего порядок применения соответствующей меры административного пресечения. Соблюдение требований адекватности воздействия при применении к физическому лицу соответствующей меры административного пресечения, желание достичь максимального эффекта при применении меры административного пресечения с наименьшими затратами достигается выполнением установленных процессуальных требований и соблюдением запретов и ограничений, связанных с применением специальных мер административного пресечения и др.
    Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что меры административного пресечения, реализуемые сотрудниками полиции, — это составная часть системы административного принуждения, включающая организационные, словесно-психологические, имущественные и организационные средства, которые реализуются при наличии отклоняющегося как от законно установленных, так и от общепринятых норм поведения физических и юридических лиц, возникновении обстоятельств техногенного, природного и иного характера. Эти меры направлены на предупреждение, пресечение, а также процессуальное оформление административных правонарушений, иных противоправных деяний или чрезвычайных происшествий.
    Исходя из интересов защиты прав граждан при реализации рассматриваемых мер административного принуждения, меры административного пресечения, реализуемые сотрудниками полиции, могут быть классифицированы исходя из степени их процессуальной и организационной самостоятельности, формы предписания, целей и метода воздействия, имущественных последствий, объекта воздействия, а также уровня нормативного правового регулирования.
    В свою очередь, механизм реализации мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции включает правовые и неправовые составляющие. В этой связи в Федеральном законе «О полиции» представляется целесообразным закрепить исчерпывающий перечень процессуальных предписаний, касающихся применения мер административного пресечения как процессуального, так и специального характера. Кроме того, в интересах обеспечения прав граждан необходимо законодательно закрепить обязанность сотрудника полиции предоставлять задержанному гражданину возможность реализовать его право на телефонный звонок своим родственникам или знакомым о факте его (гражданина) задержания и месте, где он находится. Для этого в ФЗ «О полиции» следует уточнить предписания, которые обязывают сотрудников полиции, которые осуществили задержание, предоставить задержанному возможность сообщить лично по телефону, телеграфу, электронной почте или с помощью других средств связи о факте и основаниях задержания, месте его нахождения и др. В бланке протокола о задержании предусмотреть графу, подтверждающую, что гражданин воспользовался предоставленным правом и сообщил о своем задержании соответствующим способом (если отказался воспользоваться, то по какой причине). В протоколе задержания задержанный гражданин должен расписаться в том, что ему было предоставлено право лично сообщить о своем задержании и месте нахождения родственникам или знакомым. Следует также четко определить, через какое время после задержания задержанному гражданину предоставляется возможность сообщить о том, что он задержан. В частности, такое право должно быть предоставлено задержанному гражданину сразу после составления протокола о задержании или одновременно с регистрацией его в книге задержанных граждан .
    ———————————
    См.: Кареева-Попелковская К.А., Костенников М.В., Куракин А.В. Административное пресечение в деятельности полиции. Домодедово, 2013. С. 5.

    Для создания эффективных механизмов пресечения административных правонарушений сотрудникам полиции представляется весьма целесообразным предоставить право на беспрепятственный вход (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории физических и юридических лиц. В этой связи в Федеральном законе «О полиции», а также в КоАП России следует определить виды административных правонарушений, для пресечения которых сотрудники полиции имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу и специальные средства. В настоящее время также было бы целесообразно унифицировать основания для применения физической силы и специальных средств сотрудниками полиции для пресечения как преступлений, так и административных правонарушений.
    Для обеспечения законности при применении мер административного пресечения в деятельности сотрудников полиции необходимо добиться такой законодательной регламентации применения мер административного пресечения, которые будут направлены на минимизирование границ необоснованного усмотрения, возникающего при применении рассматриваемых мер принуждения. Этого можно добиться лишь посредством, как уже отмечалось, четких нормативных предписаний, в которых, в свою очередь, целесообразно закрепить типовые ситуации, при наличии которых могут быть применены меры административного пресечения технического, организационного и специального характера.

    Библиография

    1. Иванов В.А. Административно-правовые гарантии неприкосновенности личности. М., 1971.
    2. Кареева-Попелковская К.А., Костенников М.В., Куракин А.В. Административное пресечение в деятельности полиции. Домодедово, 2013.
    3. Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы административного права. М., 2013.
    4. Черкасов А.Д. Акты применения права органами внутренних дел — разновидность управленческой деятельности государства // Актуальные проблемы теории и практики государственной деятельности. Воронеж, 1990.
    5. Соломатина Е.А. Правовое регулирование деятельности полиции в зарубежных странах // NB: Российское полицейское право. 2013. N 3. С. 104 — 118. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.3.8916. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_8916.html.
    6. Киричек Е.В. Дискуссионные аспекты понимания организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Право и политика. 2013. N 13. С. 1891 — 1902. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.13.10359.
    7. Куракин А.В. Компетенция полиции в сфере реализации законодательства об административных правонарушениях // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. N 4. С. 28 — 48. DOI: 10.7256/2306-9945.2013.4.8841. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8841.html.
    8. Редкоус В.М., Кулишов Д.Н. Административно-правовое положение граждан Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности: теоретические подходы к выработке понятия и определению структуры // Административное и муниципальное право. 2013. N 10. С. 931 — 943. DOI: 10.7256/1999-2807.2013.10.9651.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

    www.justicemaker.ru