Полезные статьи

Закон об охране труда окружающей среды

ст 20 Закона о профсоюзах РФ

1. Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

2. Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.

3. В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

4. При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством.

5. Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

trudinspection.ru

Глава 33. Охрана труда. Общие положения

Статья 209. Основные понятия

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда — документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

(часть десятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

www.superjob.ru

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

Закон об окружающей среде

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Его общая характеристика и место в системе источников экологического права. Законодательство об окружающей среде.[ . ]

Закон «Об охране окружающей природной среды» служит основным документом для деятельности органов государственного экологического контроля. В соответствии с данным законом осуществляется государственный контроль за охраной лесов, земель, атмосферного воздуха, водоемов и водотоков, подземных вод, животного мира.[ . ]

Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.[ . ]

Законы, появившиеся в 1993-1996 гг.: (“Основы законодательства об охране труда”, федеральные законы “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О пожарной безопасности”, “Об экологической экспертизе” и др.), регулировали отношения в области безопасности на предприятиях, аварии на которых могли произойти с малой вероятностью и практически не представляли опасности для населения и окружающей среды. Для потенциально опасных объектов, где уменьшение риска требует специальных правовых механизмов, нужно было разработать новые законодательные акты, какими явились законы “Об использовании атомной энергии”, “О безопасности гидротехнических сооружений”, “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.[ . ]

Закон об охране природной окружающей среды России дает основания для создания цельной системы природоохранного законодательства. В сочетании с другими законами, принятыми за последние годы: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), «Основами законодательства об охране труда» (1993 г.), «О недрах» (1993 г.), это создает основы природоохранного законодательства.[ . ]

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002) требует строгого соблюдения нормативов предельно допустимой концентрации в природной среде микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ. Этим же законом запрещается применение и разведение биологических объектов, не свойственных природе соответствующего региона, а также полученных искусственным путем, без разработки мер предотвращения их неконтролируемого размножения. В организационном плане требуются срочные меры по организации в России вирусологической службы.[ . ]

Об охране окружающей среды. Федеральный закон № 7-ФЗ Российской Федерации.[ . ]

Законом РФ об охране окружающей среды (2002 г.) предусмотрены меры по предупреждению и устранению вредных физических воздействий, включая и электромагнитные поля.[ . ]

Законом «Об охране окружающей природной среды» определены функции специально уполномоченных государственных (федеральных) органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, республик и автономных образований в составе Российской Федерации, краев, областей и органов местного управления.[ . ]

Закон «Об охране окружающей природной среды» /28/ закрепил принцип «платности использования ресурсов». Целью введения платного природопользования является рациональное и комплексное использование природных ресурсов, улучшение охраны окружающей среды, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов, формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.[ . ]

Об отходах производства н потребления: Федеральный закон Российской Федерации от 22.05.1998 // Правовые вопр. охраны окружающей среды: Э.И. 1999. — №10. — С. 10-12.[ . ]

В Законе РФ об окружающей среде используется термин катастрофической экологической обстановки в регионе, под которым понимают высшую степень экологического неблагополучия в каком-либо регионе страны. Регион, в котором сложилась катастрофическая экологическая ситуация, в соответствии с указанным Законом носит название зоны экологического бедствия. Зоны экологического бедствия — это участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. В зоне экологического бедствия окружающая природная среда претерпевает глубокие необратимые изменения, наблюдается существенное ухудшение здоровья населения, увеличивается общая и детская смертность.[ . ]

Вопросы охраны окружающей среды регулируются в законодательном порядке. Общество принимает законодательные, административные и организационные меры, направленные на защиту окружающей среды. В стране действует Закон об охране атмосферного воздуха, согласно которому при создании новых и реконструировании действующих производств необходимо обеспечивать соблюдение нормативов вредных воздействий на атмосферный воздух. При этом должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ, а также выполнение других требований по охране атмосферного воздуха. Совокупность выбросов предприятий не должна приводить к превышению нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.[ . ]

В вузах на естественных и гуманитарных факультетах читаются различные экологические дисциплины, ведется подготовка студентов по специальности «геоэкология». В школах в учебные планы включены курсы экологической направленности («Основы экологии», «Экология России», «Экология города» и др.). Все это и послужило основной причиной написания данного экологического словаря-справочника.[ . ]

В Латвии приняты такие законы, как Закон о землепользовании и землеустройстве (1991 г.); Закон об охране среды (1991 г.). В Литве действуют, например, Закон об охране окружающей среды, 1992 г.; Закон об управлении уездом, 1994 г.; Закон о местном самоуправлении, 1994 г.; Закон о Правительстве Литовской Республики, 1994 г.; Закон о земельной реформе, 1991 г.; Закон о недрах земли, 1995 г.; Закон об охране и использовании животного мира, 1981 г.; Закон о лесах; Закон об охраняемых территориях; Закон о земле; Закон о планировании территорий, 1995 г. В Эстонии также приняты Закон о праве пользования природными ресурсами, 1994 г.; Закон о возмещении ущерба, причиненного загрязнением, 1993 г.; Закон об экологическом надзоре, 1997 г.[ . ]

Головным экологическим законом России является Закон «Об охране окружающей природной среды», вступивший в действие 3 марта 1992 г. В его 15 разделах отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Федерации.[ . ]

В целях реализации норм и положений Закона «Об охране окружающей природной среды» Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов разрабатывается Российская Государственная программа «Отходы». Основная цель этой программы состоит в обеспечении одного из условий экологически безопасного развития страны: стабилизации, а в дальнейшем сокращении загрязнения окружающей среды отходами и экономии природных ресурсов за счет максимально возможного вторичного вовлечения отходов в хозяйст венный оборот.[ . ]

Атмосферный воздух — это, по существу, среда, которая окружает человека. Все положения закона в полной мере относятся к воздуху, что исключает потребность в специальном законе о воздухе. Правовые основы охраны атмосферного воздуха, направленные на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и достаточную информацию о ее состоянии, установлены Законом «Об охране атмосферного воздуха»(1999).[ . ]

Формирование современного законодательства об охране окружающей среды экономически развитые государства начинали преимущественно с принятия комплексных законов. Это — Основной закон о борьбе с загрязнением окружающей среды (Япония, 1967 г.; в 1993 г. был принят Основной закон об окружающей среде); Закон об охране окружающей среды (Швеция, 1969 г.); Закон о национальной политике в области окружающей среды (США, 1970г.); Закон об охране природы (Франция, 1976г.); Закон об охране природы и ландшафтном планировании (ФРГ, 1976 г.) и др.[ . ]

Э. Геккель называл экологию наукой об экономии, т. е. экономике природы. Экономика (от греч. ойкос — дом, жилище, номос — закон) — это наука о законах управления хозяйством. Для того чтобы в условиях производства обеспечить требуемое человеку качество окружающей среды, соблюсти нормативы загрязнения в местах проживания людей, вести контроль содержания загрязняющих веществ, необходима система инженерных и организационных мероприятий. Но такая система требует затрат, практически не меньших, чем затраты на основное производство продукции. Однако требования экономики, направленные в первую очередь на достижение рентабельности предприятия, ограничивают возможности вложений в охрану природы, от которых быстрой отдачи нет. А отказ от таких вложений ведет к ухудшению качества среды со всеми отрицательными последствиями. Предприятие обычно имеет выбор: обеспечить качество среды можно путем установки очистных сооружений перед выбросом и сбросом вредных веществ или изменения технологий, оборудования, проведения политики ресурсосбережения, а иногда и отказа от особо опасных производств. Выбору оптимального для данного предприятия варианта и служит экономика. Можно сформулировать общее правило: качество окружающей среды в любом государстве адекватно состоянию его экономики.[ . ]

Как и в Российской Федерации, законодательство об окружающей среде в государствах — бывших республиках СССР находится в стадии формирования. В этих государствах приняты новые конституции и некоторые новые законы в сфере взаимодействия общества и природы.[ . ]

Существование подобного договора предусмотрено ст. 18 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды». Комплексное природопользование является одним из принципов охраны окружающей среды (ст. 3 Закона), а заключение такого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования.[ . ]

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.[ . ]

Концепция экологической ответственности, закрепленная в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 75-80), раскрывает сущность и нормы проявления этой категории эколого-правовых отношений. Ответственность в юриспруденции всегда рассматривается как обязанность выполнения правовой нормы, а при ее неисполнении или ненадлежащем исполнении — как обязанность отвечать за неблагоприятные последствия.[ . ]

В настоящее время и по масштабам накопления и по степени негативного воздействия на окружающую среду экологической проблемой века становятся опасные отходы. Поэтому их сбор, удаление, детоксикация, переработка и утилизация — одна из главнейших задач инженерной защиты окружающей природной среды. Важнейшей проблемой является защита среды обитания и от обычных, т. е. нетоксичных отходов. На урбанизированных территориях размещение отходов уже сейчас выходит на первое место по своей значимости среди экологических проблем. Решение этого вопроса регламентируется Законом Российской Федерации об охране окружающей природной среды и находит отражение в Федеральной целевой комплексной программе «Экологическая безопасность России (1993—1995)».[ . ]

Одной из новаций формируемого российского законодательства является то, что, как правило, в тексте закона даются используемые в нем определения основных понятий. И это исключает возможность (или необходимость) субъективного их толкования. Однако не во всех законах об окружающей среде и не все понятия определены законодателем.[ . ]

Экологическая экспертиза — оценка воздействия комплекса промышленно-хозяйственных и других объектов на окружающую среду, природные ресурсы и здоровье населения. В 1995 г. был принят Федеральный закон «Об экологической экспертизе» в России, в ст. 1 сказано, что «экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий». Основными принципами экологической экспертизы являются: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения, комплексность оценки воздействующих факторов, достоверность и полнота информации, научная обоснованность, гласность и участие общественных организаций и т. д.[ . ]

Экология является интегративной областью знаний и призвана содействовать воспитанию ответственного отношения к окружающей среде на основе знаний об ее организации, единстве живой и неживой природы. Отдельный человек и человечество в целом включены в глобальные биосферные процессы. Без должного знания и понимания экологических понятий, принципов, законов немыслима культура современного общества, возможность устойчивого развития цивилизации.[ . ]

М.: ВИНИТИ, 1994. М.: Республика, 1992.[ . ]

Полное устранение сброса сточных вод оказалось хотя и самым дорогим, но единственным решением, которое удовлетворило требованиям закона об окружающей среде шт. Флорида и позволило получить разрешение на эксплуатацию ТЭС Deerhaven [13.4].[ . ]

Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации, и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Закон об окружающей природной среде (ст. 25, 27 и др.) устанавливает юридическую обязанность их исполнения, что и придает таким нормам юридический характер. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.[ . ]

Создается единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Челябинская область определена экспериментальной базовой территорией по созданию региональных систем ЕГСЭМ России. Начали действовать Центр радиационного мониторинга при Челябинском Гидромете и автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО) ПО «Маяк». Принят ряд законов и правовых актов по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Это закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и закон «Об окружающей среде».[ . ]

Целью задачи в данной нетрадиционной постановке является создание модели стратегической оценки эксплуатации нефтяных месторождений с учетом экологических последствий на базе разработанных нормативов, отражающих связь производственной и природоохранной деятельности. Такая постановка задачи вытекает непосредственно из принятых в последние годы природоохранных документов, таких как “Закон о недрах «, “Закон о природопользовании”, “Закон об охране окружающей среды” и т.д./32/. На рис. 12 представлена схема законодательной и эколого-экономической связи решения задачи.[ . ]

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе «Об охране окружающей природной среды», Федеральном законе «Об экологической экспертизе», иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.[ . ]

Особую роль при приватизации, санации и ликвидации предприятий играло загрязнение земли и фунтовых вод, а также старые отложения, вызванные работой прежних промышленных и ремесленных производств. Такое зафязнение земли и фунтовых вод, а также старые отложения обычно называются экологическими последствиями прошлого, которые, естественно, препятствовали приватизации. В решении проблемы должно было помочь принятие в 1990 г. Закона ФРГ «Об окружающей среде».[ . ]

Юридическая ответственность (за нарушение экологического законодательства) — применение юридическими органами принудительных мер различного характера к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам, нарушающим экологическое или иное законодательство. Исходным механизмом юридической ответственности является факт правонарушения экологических требований, выраженных в нормах права. Так, по данным отдела судебной статистики и аналитических обобщений Министерства юстиции РФ, в 1995 г. число осужденных за уголовные экологические преступления составило 5 111 человек, т. е. увеличилось на 37% по сравнению с предыдущим годом. Нарушение природоохранительного законодательства относится к категории общественно опасных и распространенных противоправных деяний. Почти на одну треть возросло (по сравнению с 1994 г.) поступле-ние исков в суды общей юрисдикции РФ о возмещении ущерба за нарушения природоохранительного законодательства. В настоящее время в сфере охраны окружающей природной среды действует целый ряд законодательных актов, ведущее место среди которых принадлежит закону «Об охране окружающей природной среды в Российской Федерации» (1991). Подробнее об юридических санкциях за нарушение природоохранительного законодательства РФ можно ознакомиться в Государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1995 г.» (Зеленый мир. 1996. № 27 ).[ . ]

ru-ecology.info

Закон об охране труда окружающей среды

Организация охраны труда, унаследованная Российской Федерацией от предыдущих времен, представляет собой иерархическую структуру, которая функционировала под строгим административным контролем при плановом распределении ресурсов. Недавние перемены в экономике страны и социальной системе в связи с переходом к рыночной экономике вызвали как ревизию существующего трудового законодательства, так и реорганизацию всей системы охраны труда, в особенности обеспечения службами гигиены труда всех трудящихся.

Трудовое законодательство
Охрана труда в России рассматривается как комплексная система для гарантии безопасных и здоровых условий труда, которая включает юридические, социально-экономические, организационные, превентивные, технические меры, а также меры безопасности и гигиены труда.

Трудовое законодательство Российской Федерации включает ряд положений российской Конституции, кодекса законов о труде, основного закона по защите труда и ряда законопроектов, в число которых входят соответствующие юридические акты, нормативы и директивы, а также рекомендации, инструкции, государственные стандарты, а также различные другие стандарты , утвержденные соответствующими органами Российской Федерации и республик на территории России.

Статья 37 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый гражданин имеет право на труд в такой производственной среде, которая отвечает требованиям техники безопасности на производстве и гигиены труда, на вознаграждение за труд, который оплачивается без всякой дискриминации по ставке не ниже минимума, установленного федеральным правительством. Каждый гражданин должен быть защищен от безработицы.

Основной закон по охране труда, принятый в августе 1993 г., содержит условия, гарантирующие права рабочих на защиту их здоровья. Он также регулирует трудовые отношения между работодателями и рабочими во всех отраслях экономики, независимо от форм собственности.

В соответствии со статьей 4 этого закона рабочие имеют право на:

· безопасные и здоровые условия производства;
· рабочие места, защищенные от профессиональных рисков, которые могут вызвать несчастные случаи на производстве или профессиональные болезни, или понижение трудоспособности ;
· компенсацию за производственные травмы и болезни;
· информацию о наличии профессионального вреда и рисков здоровью и о мерах, принимаемых работодателем по контролю над ними;
· обеспечение персональными средствами защиты за счет работодателя.

Статья 9 основного закона по охране труда возлагает на менеджмент ответственность за гарантирование безопасных и здоровых производственных условий, в то время как статья 16 определяет экономические санкции за допущение небезопасных и нездоровых производственных условий, а также за ущерб здоровью рабочих, произошедший из-за производственных экспозиций, травм или болезней.

Глава 10 Кодекса законов о труде Российской Федерации касается техники безопасности и гигиены труда на производстве. Статья 139 определяет ответственность администрации за обеспечение безопасных и здоровых производственных условий путем внедрения новейших технологий и мер по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые будут гарантировать соответствующий контроль над опасными условиями труда.

Статья 143 Кодекса законов о труде требует от администрации обеспечить рабочие места безопасными станками и оборудованием и создать безопасные производственные условия в соответствии с техническими и гигиеническими стандартами, а также межиндустриальные и секторальные нормы в этой области с тем, чтобы это было создано и адаптировано в соответствии с существующим трудовым законодательством.

Межиндустриальные нормативы в области техники безопасности на производстве и гигиены труда охватывают все отрасли индустрии. Они состоят из юридических требований, относящихся ко всем предприятиям, независимо от типа их экономической деятельности (например, СН 245-71 Нормы проектирования промышленных предприятий). Межиндустриальные нормативы принимаются Советом министров Российской Федерации или другими соответствующими органами, если этого требует Совет министров. Нормативы секторов экономики в области техники безопасности на производстве и гигиены труда определяют требования для различных индустриальных процессов, типов работ и оборудования, специфических для данной отрасли (например, нормативы правил безопасности по работе с дуговой сваркой на строительстве или работы подъемных кранов в портовых доках). Они учитывают специфические характеристики данных отраслей экономики и утверждаются соответствующими министерствами, государственными комитетами, органами государственного надзора и другими соответствующими административные структурами.

Министерства также издают рекомендации по безопасности и здоровью, инструкции и технические стандарты для соответствующих областей экономической деятельности. Другие инструкции, например те, которые обязывают работодателей организовать внутризаводское обучение рабочих технике безопасности на производстве и гигиене труда, а также обязывающие рабочих следовать рекомендациям по безопасности при условии консультации с организациями, представляющими рабочих и работодателей.

Работодатели должны обеспечивать рабочих соответствующей производственной одеждой или униформой, индивидуальными и коллективными средствами защиты, как это оговорено в нормативах. Они также ответственны за организацию периодических обследований состояния здоровья у определенных категорий рабочих, например, работающих на тяжелых или вредных работах, транспортных рабочих и некоторых других. Наряду с обязанностями и ответственностью работодателей (когда собственностью владеет государство, администрация предприятия представляет работодателя) трудовое законодательство предусматривает ответственность рабочих за соблюдение требований техники безопасности и гигиены труда на производстве, оговоренных в соответствующих нормативных актах и инструкциях. Например, рабочие обязаны присутствовать на занятиях по технике безопасности на производстве и гигиене труда, правильно хранить и использовать индивидуальные средства защиты, уметь обращаться со средствами борьбы с пожаром, держать свое рабочее место и оборудование в чистоте.

Ежедневная инспекция выполнения стандартов в области техники безопасности на производстве и гигиены труда является обязанностью бюро по технике безопасности на производстве и гигиене труда, которое является неотъемлемой частью предприятия и имеет независимый статус. Его главные функции включают оценку вредных условий труда, производственных рисков, выработку рекомендаций по безопасности и мер контроля, предупреждение несчастных случаев на производстве, анализ причин несчастных случаев, сотрудничество с другими подразделениями предприятия по предупреждению производственных несчастных случаев и травматизма, контроль над станками и оборудованием и внедрение программ безопасности. Бюро имеет право остановить работу отдельного станка или процесса работы, если это может угрожать жизни или здоровью рабочего.

Небольшие предприятия, как правило, не в состоянии организовать бюро по технике безопасности и гигиене труда (см. «Службы гигиены труда на малых предприятиях»). Статья 8 Основного закона о защите труда дает им право консультироваться с внешними специалистами в этой области и нанимать их на контрактной основе.

Для того чтобы создать нормативы, защищающие рабочих в Российской Федерации более эффективно, существует система разработки государственных стандартов в области безопасности труда на производстве и гигиены труда (ГОСТ). Государственные стандарты имеют силу закона, а соответствующие государственные структуры следят за их обеспечением. В целом, в настоящее время имеется более 2000 нормативных актов, директив, инструкций, гигиенических норм и государственных стандартов в области техники безопасности на производстве и гигиены труда, большинство из которых разработаны различными министерствами, государственными комитетами и другими властными структурами бывшего СССР. Эти правила и нормативы все еще в силе, хотя 700 из них были созданы до 1981 г. и предназначались для применения только в течение пяти лет. Большинство из них требуют пересмотра и модификации в свете новой экономической ситуации.

С целью реорганизации системы защиты труда в России декретом Президента от 4 мая 1994 г. создан Федеральный инспекторат по труду (Рострудинспекция) в рамках Министерства труда, наделенный правом внедрять трудовое законодательство по всей территории Российской Федерации. Тем самым установлена система государственного контроля и надзора в области охраны труда. (До этого введение в законную силу трудового законодательства было возложено на инспекторов профсоюзов). Региональные инспектораты со своей структурной сетью, которые будут созданы во всех регионах Российской Федерации, завершат организационную структуру федерального инспектората по труду.

Законодательство в области здравоохранения
Законодательство Российской Федерации в области здравоохранения является инструментом для реализации государственной политики в области здравоохранения и эпидемиологического благополучия. Федеральная служба гигиены и эпидемиологии осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством о здравоохранении и играет важную роль в деле поддержания безопасности и здоровья на производстве и гражданского здравоохранения в целом.

Законодательство по здравоохранению включает Закон по гигиеническому и эпидемическому благополучию, принятый 13 апреля 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации, а также соответствующие директивы и нормативы, принятые представительными компетентными органами в силу этого Закона.

Статья 1 Закона определяет термин гигиеническое и эпидемическое благополучие как «состояние общественного здоровья и окружающей среды, при котором отсутствуют воздействие опасностей и факторов окружающей среды на здоровье населения и существуют благоприятные условия для созидательной деятельности».

Законодательство по здравоохранению устанавливает гигиенические стандарты для предприятий, новых типов машин и оборудования и новых технологических процессов и материалов. Оно также предусматривает обязательность соблюдения существующих норм и стандартов.

Государственный гигиенический надзор имеет две формы:

· превентивный гигиенический надзор включает соблюдение гигиенических стандартов при проектировании , строительстве и реконструкции предприятий, введении новых технологий, при производстве машин и оборудования, а также мониторинг окружающей среды на предприятии;
· обычный гигиенический надзор, включающий регулярное обследование производственной среды предприятий, использующих гигиенические методы мониторинга экспозиций, сбор образцов и анализ, а также контроль за применением гигиенических стандартов в работе машин и оборудования и содержания предприятия в целом.

Статья 9 Закона требует от предприятий придерживаться законодательства по здравоохранению путем соблюдения установленных гигиенических стандартов и путем осуществления контроля условий труда на производстве. Она требует предотвращать загрязнение окружающей среды, создавать и внедрять программы безопасности и здоровья, которые имеют целью улучшение производственной среды и предупреждение несчастных случаев на производстве и травматизма.

Глава 4 Закона определяет различную степень ответственности за несоблюдение российского законодательства по здравоохранению. Лица, ответственные за нарушение закона, могут быть привлечены к ответственности, как в гражданском, так и в уголовном суде (статья 27) Российской Федерации.

Глава 5 Закона предусматривает функции государственного гигиены и эпидемического надзора. Она включает:

· оценку и прогноз здравоохранения в аспекте окружающей среды для населения;
· идентификацию возникших инфекционных заболеваний, широко распространившихся неинфекционных заболеваний, случаи отравления и их причины;
· разработку обязательных мер для гарантии гигиенического и эпидемического благополучия населения;
· инспекцию соблюдения предприятиями законодательства по здравоохранению и стандартов по гигиене;
· введение санкций по отношению к организациям и отдельным лицам за несоблюдение законодательства по здравоохранению и стандартов по гигиене;
· сбор статистических данных по инфекционным заболеваниям, профессиональным болезням, широко распространившимся неинфекционным заболеваниям и отравлениям в результате воздействия вредных факторов окружающей среды.

В результате структурных изменений в характере найма на работу Закон впервые возложил обязанности за соблюдение законодательства по здравоохранению, гигиенических стандартов, гигиенического качества продуктов и предотвращению загрязнения окружающей среды не только на менеджмент и рабочих, но также на лиц, работающих не по найму, которые заняты полный рабочий день (статья 34).

В соответствии со статьей 32 Закона федеральная служба гигиены и эпидемиологии Российской Федерации наделена ответственностью за осуществление законодательства по здравоохранению. Дополнительно, Совет министров Российской Федерации утвердил директиву № 375, которая реорганизовала бывшие санитарно-эпидемиологические станции в государственные центры надзора гигиены и эпидемиологии (ГЦНГЭ), действующие на всех территориях Российской Федерации.

Новое законодательство по здравоохранению является важным этапом развития законодательной регламентации гигиенического и эпидемиологического благополучия населения, так же как и радикальное реструктурирование федеральной службы гигиены и эпидемиологии Российской Федерации, способствующее его внедрению. Недавно служба получила статус Федеральной Службы и включается теперь в федеральные органы государственного контроля. В результате был организован федеральный комитет Российской Федерации по гигиеническому и эпидемиологическому надзору для обеспечения этого надзора в полном объеме.

Федеральная гигиеническая и эпидемиологическая служба Российской Федерации состоит из следующих органов:

· Федерального комитета Российской Федерации по санитарно-эпидемиологическому надзору;
· Центров государственного гигиенического и эпидемиологического надзора (ЦГГЭН) на республиканском, региональном, муниципальном, районном и местном уровнях;
· линейного ЦГСЭН на речном, морском и воздушном транспорте;
· информационного и аналитического центра Российской Федерации;
· медицинских институтов и специализированных центров подготовки для образования и обучения штата специалистов ЦГСЭН;
· научно-исследовательских институтов, специализирующихся в области гигиены труда и эпидемиологии;
· специализированных медицинских учреждений по производству вакцин;
· дезинфекционных центров.

Как определено в директиве № 375, главные функции федеральной санитарно-эпидемиологической службы включают:

· внедрение законодательства по здравоохранению;
· разработку гигиенических норм и стандартов;
· разработку и совершенствование федеральных, республиканских, региональных и местных программ в области защиты и поддержания здоровья;
· обеспечение технической информацией соответствующих властных структур, предприятий, организаций работодателей и рабочих и других институтов, вовлеченных в деятельность в области техники безопасности на производстве и гигиены труда, включая информацию о состоянии гигиены и эпидемиологии в стране, статистику заболеваемости населения и разъяснение нормативных документов, относящихся к законодательству по здравоохранению;
· координацию деятельности предприятий, организаций, работодателей и рабочих, научных ассоциаций и других институтов и организаций, касающейся как разработки, так и внедрения стандартов по гигиене.

Специалисты ЦГСЭН имеют право посещать и инспектировать предприятия для того, чтобы проводить в жизнь законодательство по здравоохранению. Они расследуют случаи профессиональных заболеваний и определяют вредные потенциальные факторы окружающей среды и профессиональный вред, которые могут способствовать росту профессиональных заболеваний, травматизма и отравлений. Важно, чтобы в случае необходимости они сотрудничали с врачами по профессиональным болезням и средним медицинским персоналом в области услуг по гигиене труда.

Фонды ЦГСЭН напрямую пополняются из федерального бюджета Российской Федерации. Дополнительно ЦГСЭН может предоставлять специализированные услуги и консультации по контракту с предприятиями и любыми другими организациями , которые могут нуждаться в их экспертизе. Список специализированных услуг, предоставляемых ЦГСЭН, одобрен федеральным комитетом по гигиеническому и эпидемиологическому надзору.

Законодательство по здравоохранению проводится в жизнь путем применения соответствующих директив, нормативных актов , инструкций, норм и стандартов и правовых требований. Они включают:

· гигиенические нормы, стандарты по гигиене и требования, направленные на создание безопасных и здоровых производственных условий, защиту окружающей среды и поддержку государственного здравоохранения в целом;
· стандарты по гигиене, устанавливающие лимиты производственных экспозиций и максимально допустимые уровни потенциальных опасностей, встречающихся на рабочих местах и в окружающей среде;
· нормы гигиены, устанавливающие критерии для специфических факторов, которые могут неблагоприятно воздействовать на будущие поколения;
· единообразные гигиенические нормы, которые объединяют различные нормы и стандарты.

Охрана здоровья рабочих
Статья 41 Конституции Российской Федерации гласит, что любой гражданин имеет право на защиту здоровья и медицинскую помощь. Новые юридические акты предусматривают развитие систем муниципальной и частной медицинской помощи в дополнение к государственной системе здравоохранения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях оказывается пациентам бесплатно, затраты покрываются федеральными и местными бюджетными фондами, фондами страхования здоровья и другими источниками.

Закон о санитарном и эпидемическом благополучии населения включает следующие положения , направленные на защиту здоровья рабочих:

· рабочие на предприятиях будут проходить обследование здоровья перед приемом на работу и периодически;
· будут проводиться обследования состояния здоровья перед приемом на работу и периодически для всех рабочих, подвергающихся воздействию профессиональных специфических вредных факторов и опасных видов работы, включенных в список, одобренный Федеральным Комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации при консультации с представительными организациями работодателей и рабочих;
· предприятия будут принимать все необходимые меры для обеспечения обследования состояния здоровья рабочих.

Характерной чертой системы медицинской помощи в стране является введение в 1991 г. обязательного страхования здоровья с внесенными в него поправками 1993 года. Российский федеральный закон о страховании здоровья граждан включает новую модель страхования, при которой работодатели вносят страховую премию в размере 3,6% от их общего фонда заработной платы в местные администрации для удовлетворения нужд страхования здоровья. В 1996 г. около 40 миллионов рабочих были охвачены Федеральным фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Главной целью введения обязательного страхования рабочих было гарантированное финансирование медицинской помощи в пост -советской экономической системе, базирующейся на принципах страхования с использованием фондов, полученных от обязательных и добровольных взносов. Обязательное страхование здоровья создало два типа общественных взаимоотношений в системе страхования здоровья в Российской Федерации, которые не существовали прежде, а именно: привлечение страхователей, представленных местными властями, которые ответственны за охват страхованием здоровья государственных служащих и безработных; привлечение промышленных страхователей, представленных работодателями и предприятиями, которые ответственны за охват рабочих. В соответствии со статьей 23 государственного Акта санитарно-эпидемического благополучия населения, обследование здоровья рабочих включается в список услуг, охватываемых обязательным страхованием здоровья.

В соответствии с основным законом по защите здоровья граждан Российской Федерации, принятым Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г., основными принципами защиты здоровья являются следующие:

· соблюдение прав человека в области защиты здоровья, которые гарантируются правительством;
· приоритет профилактике в деле защиты здоровья;
· всеобщий доступ к социальной и медицинской помощи;
· социальная защита рабочих в случае нетрудоспособности;
· ответственность государства, соответствующих органов, предприятий, независимо от форм собственности, и администрации учреждений и организаций за защиту и поддержание здоровья рабочих.

Основной закон определяет взаимоотношения в плане защиты и поддержания здоровья между трудящимися и соответствующими государственными органами, государственными предприятиями, организациями частного сектора и государственными, муниципальными и частными медицинскими учреждениями в деле обеспечения трудящихся службами охраны здоровья.

На практике услуги по гигиене труда предоставляются рабочим государственными учреждениями медицинской помощи (госпиталями и поликлиниками), которые расположены недалеко от их местожительства, а также специализированными службами гигиены труда, расположенными в основном на больших предприятиях. Цель такого устройства — доставить службы квалифицированной медицинской помощи как можно ближе к рабочим и их рабочим местам.

Службы гигиены труда обычно создаются на больших предприятиях, имеющих более 4000 рабочих, а также в химической, нефтеперерабатывающей, угледобывающей, горнорудной промышленности и карьерах, на которых работает более 2000 рабочих. Для внутризаводских подразделений всех предприятий с численностью рабочих более 800 человек требуется штат, состоящий из врача по профессиональным болезням и медицинской сестры; для предприятий, где работает 300 — 800 рабочих, требуется только медицинская сестра; минимальное число рабочих для предприятий химической, нефтеперерабатывающей, рудодобывающей промышленности и карьеров составляет 200 человек. Эти внутризаводские подразделения являются частью государственной системы медицинской помощи.

Небольшие предприятия получают услуги по гигиене труда в госпиталях и поликлиниках государственной системы медицинской помощи, которые, как ожидается, должны иметь врача по профессиональным болезням для проведения обследования состояния здоровья рабочих.

Служба гигиены труда на очень больших предприятиях обычно включает госпиталь для стационарных услуг, поликлинику для амбулаторных услуг, а также услуг по гигиене труда, осуществляемых средним медицинским персоналом. Их услуги могут быть «закрытыми» (т.е. только для работников данного предприятия) или «открытыми» (т.е. они также предоставляют услуги членам семей рабочих и иногда лицам, проживающим поблизости от завода).

Заключение
Значительные изменения в российской экономической и социальной системе отражают переход к рыночной экономике, появление различных форм собственности, предоставление экономической независимости и упразднение государственного административного контроля. Все это вызвало очень большие изменения в обществе.

Система защиты труда в Российской Федерации, описанная выше, хотя и приобретает общие черты, все еще находится в стадии важной реорганизации в свете изменения реалий и должна эффективно реагировать на неотложные проблемы. Несмотря на то, что этот процесс идет полным ходом, он в то же время только начинается.

Обеспечение службами гигиены труда трудящихся масс требует специального внимания ввиду частичной разобщенности старой сети служб гигиены труда в результате известных экономических проблем, а также ввиду таких инноваций как появление частного сектора, введение обязательного страхования здоровья и интеграция частных медицинских подразделений в общенациональную систему медицинской помощи.

Несмотря на то, что наблюдается некоторый прогресс в отношении снижения количества несчастных случаев на предприятиях и случаев профзаболеваний и травм, их уровень остается неприемлемо высоким, что может иметь серьезные последствия в плане ухудшения здоровья рабочих и в результате повлиять на экономику в целом. Улучшение производственных условий и производственной среды, защита и поддержка здоровья рабочих соответственно диктуют необходимость пересмотра социальной политики в стране. Активное участие знающих профессионалов в области техники безопасности и гигиены труда в этом процессе является решающим фактором.

Некоторые необходимые предварительные условия улучшения системы защиты труда в России включают:

· создание экономических стимулов для улучшения производственных условий и производственной среды;
· формулирование логически последовательной национальной политики в области гигиены труда, техники безопасности на производстве и условий труда;
· пересмотр существующего трудового законодательства и создание надежного нормативного базиса для практики гигиены труда и техники безопасности;
· эффективное проведение в жизнь трудового законодательства;
· более широкое сотрудничество работодателей и рабочих в области техники безопасности на производстве и гигиены труда;
· уполномочить государственные контрольные органы закрывать предприятия с опасными и нездоровыми рабочими условиями, а также те предприятия, которые загрязняют окружающую среду;
· сосредоточить усилия на улучшении производственной среды , включая защиту общей окружающей среды;
· детальный анализ и прогноз возможных воздействий проектирования и строительства новых производств на здоровье рабочих и окружающую среду;
· необходимость большего выбора для рабочих в предоставлении служб гигиены труда и усиление профессиональной независимости специалистов в этой области;
· обеспечение доступа к «стандартному» набору услуг здравоохранения для всех рабочих;
· организация полных многопрофильных служб гигиены труда на больших предприятиях, которые в состоянии предоставить полный набор услуг, включая лечение и реабилитацию, для рабочих и их семей;
· улучшение качества медицинского оборудования служб гигиены труда и ЦГСЭН и повышение уровня профессионализма работников этих служб;
· организация и развитие медицинских центров для обеспечения услуг по гигиене труда для небольших предприятий;
· обеспечение рекомендуемыми видами обследования здоровья всех рабочих, включая сельскохозяйственных рабочих и рабочих неформального сектора, путем более эффективного использования различных медицинских учреждений ;
· улучшение качества образования и обучения специалистов в области гигиены труда;
· особое внимания образованию и обучению рабочих технике безопасности на производстве и гигиене труда.

base.safework.ru