Полезные статьи

Законы о туризме в германии

Наши статьи

Туризм в рамках закона и морали:
чего нельзя делать в Германии

Собираясь на отдых в Германию, недостаточно оформить визу, собрать чемодан и составить экскурсионный маршрут. Чтобы не быть осужденным немецким обществом, и тем более, немецким правосудием, следует внимательно изучить правила поведения в этой стране. Ведь то, что готова себе позволить «широкая русская душа» на отдыхе, может выходить за рамки общепринятых норм в Германии.

Таможенные правила

Поездка в Германию начинается с пересечения границы. Чтобы пройти процедуру быстро и без лишних неприятностей, стоит знать, что можно, а чего нельзя ввозить в Германию.

Туристы из стран, не являющихся членами Евросоюза, старше 17 лет могут ввозить на территорию государства не более 200 сигарет, одного литра крепкого алкоголя, двух литров алкоголя с крепостью менее 22%. Ограничения также действуют на чай (не более 100 г), и на кофе (не более 500 г). Запрещено въезжать в страну с духами объемом от 50 мл, и туалетной водой объемом от 250 мл.

Кроме того, стоимость ввозимых косметических средств не должна превышать 430 евро для взрослого человека и 150 евро для ребенка до 15 лет. Декларации также не подлежит золото весом до 500 г.

В Германию запрещен ввоз мясомолочных продуктов и шоколада. Исключением может быть только детское питание и продукты для людей с определенными хроническими заболеваниями весом до 2 кг.

Также действует запрет на ввоз в страну наркотиков и наркосодержащих лекарств, порнографии, фейерверков, боеприпасов, огнестрельного и холодного оружия, редких и исчезающих видов растений, птиц и животных.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят

Находясь на территории другой страны, не следует забывать, что вы – гость. Поэтому вы должны соблюдать традиции, которые здесь формировались столетиями.

Одним из первых неписаных правил в Германии является пунктуальность. Все, что касается установленного расписания (поезда, экскурсии, консультации), происходит точно в назначенное время, и опаздывать в таких случаях недопустимо. Но прийти на вечеринку на час позже считается вполне приемлемым.

Немцы любят рано вставать и рано ложиться. Уважайте привычки граждан этой страны и не шумите после 22.00. Громко себя вести не стоит и по воскресеньям. Для немцев этот день предназначен для тишины и отдыха.

Будьте аккуратны с жестами и интонацией. Вы можете нарваться на неприятности, произнеся утвердительный ответ «Да-да!» с интонацией русского «Ну-ну!». Не имея такого богатого словарного запаса ругательных слов, как у русских, немцы таким выражением отправляют собеседника куда подальше. Непристойное значение имеет жест «ОК» (кольцо из указательного и большого пальцев). Кроме того, вы можете очень оскорбить немца, покрутив пальцем у виска.

Девушкам, которые собираются в Германию, следует выложить из чемодана сапоги-ботфорты. Если конечно вам все равно, что вас могут спутать с женщиной легкого поведения. Такую обувь здесь носят только они, а также иностранки, которые этого не знают. Еще один совет для женщин: проводя вечер с немцем, помните, что приглашение на чашечку кофе является ничем иным, как предложением к интиму.

На свидании с немкой вам также не обойтись без знания культурных особенностей страны. В выборе цветов вам следует быть очень внимательным, ведь, к примеру, лилии и гвоздики здесь считаются траурными цветами. Если вы надеетесь на продолжение близкого общения, лучше остановиться на классике – розах, или же поинтересоваться у самой девушки, какие цветы она предпочитает. Приглашая даму в кафе, не удивляйтесь, если она захочет заплатить за себя сама. В Германии это вполне нормально, а вот желание ее угостить дама может счесть посягательством на ее независимость.

Цена нарушений или за что вас могут оштрафовать в Германии

На территории Германии вы можете попасть в ситуацию намного хуже, чем оскорбление чувств собеседника. За некоторые проступки вам грозит немалый штраф.

Первое, что должен запомнить каждый турист в Германии – на улицах нельзя сорить. Идеальный порядок и чистота городов достигается не благодаря уборке, а за счет того, что там не сорят. Еще бы, ведь за окурок, выброшенный мимо урны, из кошелька придется достать 20 евро, а за жвачку – на 15 евро больше. Штраф за выброс крупного мусора в неположенном месте может достигать 600 евро.

Особое место в списке беспрекословного выполнения занимают правила дорожного движения. За превышение скорости на 20 км/ч предусмотрен штраф в размере 35 евро. Если же вы едете на 50 км/ч быстрее допустимой нормы, будьте готовы отдать 200 евро. Припарковав машину в неположенном месте, вы рискуете заплатить от 10 до 40 евро. Если вас уличат в использовании мобильного телефона без гарнитуры за рулем, придется заплатить 60 евро.

Для любителей переходить дорогу там, где хочется, а не там, где положено, предусмотрено наказание в размере 5 евро. И не думайте, что вам все это может сойти с рук. В большинстве случаев вас заметят полицейские, либо о вашем нарушении сообщат бдительные горожане.

Для езды по автобану также существуют свои ограничения. Выезд на скоростную дорогу запрещен велосипедистам, а водителям нельзя останавливать там машину. Также по автобану запрещено идти пешком. Штраф за создание угрозы безопасности на дороге таким образом может доходить до 100 евро.

Германия и по сей день чувствует свою вину за Вторую Мировую войну. Поэтому все, что касается этой темы, строго контролируется законом. К примеру, в стране запрещено вывешивать портреты Адольфа Гитлера, рисовать свастику и вскидывать руку в фашистском приветствии. Однажды известную телеведущую уволили за то, что она в эфире сказала, что при Гитлере были построены хорошие автобаны.

Кроме всего вышеперечисленного, в Германии предусмотрено наказание за:

  • курение в лесах, общественных местах и некоторых парках;
  • оплеуху;
  • применение газовых баллончиков и травматических пистолетов;
  • рыбалку без удостоверения рыболова;
  • разжигание костров в лесу;
  • мытье машины под окнами соседа;
  • автомобильный сигнал медленному водителю или красивым девушкам;
  • вывешивание белья выше балконного ограждения;
  • умышленное наступание на улиток и лягушек на улице;
  • езду без шлема на мотоцикле;
  • использование символики байкерского клуба Hells Angels.

Соблюдение всех этих норм сделает ваш отдых в Германии беззаботным и полным ярких впечатлений. Ну а если вы – любитель экстрима и нарушения правил, прихватите с собой приличную сумму денег на штрафы.

deutsch-online.ru

Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме

4. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В МИРЕ

В международном туризме как виде деятельности участвуют три основные стороны:

1) туристы — потребители турпродукта, большая часть кото­рого предоставляется в другом государстве;
2) турфирмы — производители и продавцы турпродукта (в дан­ном случае имеются в виду все виды организаций, учреждений и предприятий, связанных с оказанием услуг туристам);
3) государственные органы, осуществляющие соответствующие распорядительные, административные и иные функции (паспорт­ные, визовые, пограничные, таможенные, валютного контроля, санитарно-эпидемиологического надзора, лицензионные, серти­фикационные, контроля за режимом въезда и пребывания иност­ранцев, квотированному посещению отдельных территорий и т.д.).

В процессе взаимоотношений эти стороны образуют своего рбда «треугольник» (рис. 4.1).


Рис. 4.1. Туристский треугольник

В любом государстве взаимоотношения сторон «треугольни­ка», а именно «турист — турфирма», «турист — государство», «тур­фирма — государство», регулируются соответствующим законо­дательством. В зависимости от степени цивилизованности госу­дарства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и пол­ным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый эле­мент взаимоотношений указанных сторон.

При взаимодействии «туристов» и «турфирм» наиболее важ­но документальное оформление соглашения между ними, следо­вательно, требуется письменный договор, в котором зафиксиро­ваны все взаимные права и обязанности.

Для урегулирования отношений по стороне «туристы» — «го­сударство» необходимо развернутое законодательство о загран­паспорте, паспортном и визовом режимах, таможенных, валют­ных, медико-санитарных нормах, правилах перемещения культур­ных и исторических ценностей, а также некоторых образцов флоры и фауны, порядке выезда из страны и въезда обратно, правовом положении иностранных граждан и прочее.

В дополнение к этому необходимы правовые нормы о защи­те прав потребителя, лицензировании международной турист­ской деятельности, сертификации туристского продукта, стра­ховании в турпоездке, регулировании туристской рекламы и мно­гое другое.

В оптимальном варианте нужен закон о развитии туризма, в котором были бы обозначены основополагающие правовые нор­мы по всему спектру взаимоотношений участвующих сторон.

В большинстве европейских и других стран мира пошли имен­но по такому пути.

Несмотря на стремление ЕС привести туристское законода­тельство к единому знаменателю, в каждой стране имеются соб­ственные подходы к регулированию туризма с упором на ту или иную сторону «треугольника». Во многих странах основные уси­лия направлены на регулирование стороны «турфирма — государ­ство». Осуществляется это прежде всего в форме лицензирования туристской деятельности, т.е. определенного государственного разрешения, которое дается юридическим (их официальным пред­ставителям) и физическим лицам только в том случае, если:

— они могут подтвердить свой профессиональный уровень, до­статочный для занятия туристской деятельностью;
— на них не распространяется действие норм уголовного или гражданского законодательства страны, определяющих ог­раничения на возможность занятия этим видом деятельнос­ти;
— они могут реально предоставить своим клиентам достаточ­ные финансовые, банковские, материальные или иные га­рантии для полной оплаты всех своих возможных издержек, могущих внезапно возникнуть в процессе туристской дея­тельности;
— они имеют страховой полис с достаточным покрытием, что­бы нести финансовую ответственность по обязательствам, вытекающим из своей профессиональной деятельности, и т.д.

Но важен не сам «бумаготворческий» акт выдачи лицензии (независимо от степени жесткости или мягкости получения этого разрешения), а развитость и эффективность работы того государ­ственного механизма, который отслеживает выполнение всех ли­цензионных и прочих условий туристской деятельности, а в слу­чае рекламаций или и иных проблем — принимает необходимые меры для наведения должного порядка. Попробуйте в другой стра­не работать без лицензии — уже вечером будет реакция государ­ства, причем она «появится, как правило, звеня наручниками и стуча полицейскими сапогами». Без такого механизма любые раз­говоры о лицензировании будут вестись вечно и впустую.

В ряде стран термин «лицензирование» законодательно факти­чески не закреплен, а вместе с тем государственные требования к тур­фирмам по их финансовой и иной ответственности перед клиента­ми, профессиональной подготовке руководителей и сотрудников, страхованию фирм и самих туристов очень даже строгие. Основные усилия там делаются на регулирование «треугольника» по стороне «турист — турфирма» и направлены на максимально полную защиту прав туристов-потребителей и постоянное повышение ответствен­ности турфирм за качество турпродукта и других услуг. При таких подходах особое значение имеет общая информированность турис­та о всех условиях предстоящей поездки, наличие стандартов и чет­ких правил оформления и совершения тура, осведомленность турис­та о порядке возможных действий с его стороны по последующему отстаиванию своих прав и законных интересов. Для этого во многих странах разрабатываются подробные инструкции. Например, в Гер­мании министерством юстиции утверждены «памятки» для турис­тов, типа «Ваши права путешествуют вместе с вами» и «Полный перечень прав туриста во время путешествия». И, кроме того, де­тально расписаны пояснения по порядку решения всех спорных воп­росов, возникающих в процессе туристского обслуживания. В слу­чаях получения некачественного турпродукта или неудовлетвори­тельного исполнения отдельных услуг, недовольному туристу по суду возмещается существенная часть стоимости тура. Подробно величи­на возвращаемой стоимости (в процентах) указана в так называе­мой «Франкфуртской таблице по снижению цен за поездки», кото­рая неоднократно публиковалась в российской туристской прессе.

Но введение подобных норм требует развитости туристского рынка, наличия совершенного законодательства, в первую очередь подробных стандартов сферы туризма и иных четко расписанных правил туристского обслуживания, которых в РФ до сих пор нет.

4.1. ТУРИСТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

По данным ВТО, законодательные акты по регулированию туризма приняты в более чем в 100 странах мира. Они направле­ны на определение государственных задач в сфере развития ту­ризма и средств их достижения, упорядочение туристских фор­мальностей и уменьшение рисков при путешествиях, интенсифи­кацию развития туристской индустрии, регулирование отношений между производителями и потребителями туристских услуг, а так­же на другие цели и задачи, решение которых невозможно без принятия отдельного закона о туризме.

ФРАНЦИЯ. Законом о туризме № 92-645 определены усло­вия, позволяющие заниматься продажей туров, установлен круг физических и юридических лиц, подпадающих под действие дан­ного закона, названы услуги, относящиеся к туристским, сформу­лированы условия, при которых возможно осуществление турис­тской деятельности для турагентств, общественных организаций и ассоциаций, местных туристских органов, а также отдельных категорий лиц. Фактически речь идет о возможности получения разрешения (в виде лицензии, сертификата и иного официально­го согласия) на занятие туристской деятельностью в том виде, в каком это определено Законом.

В специальном разделе Закона фиксируются отношения меж­ду производителем и потребителем туристского продукта, пере­числены основные права и обязанности продавца и покупателя, которые должны содержаться в контракте (договоре). Законом также регламентированы меры ответственности продавца тур-продукта за качество входящих в него услуг, а также случаи, ис­ключающие такую ответственность, санкции к нарушителям и механизм контроля со стороны государственных органов за дея­тельностью физических и юридических лиц, подпадающих под регламентацию данного Закона.

БЕЛЬГИЯ. Туристская деятельность регулируется Законом «О деятельности турагентств и лиц туристских профессий» от 16 февраля 1994 г. Он содержит основные используемые опреде­ления, требования к рекламе турпродукта, условия заключения контракта на поездку, содержание контракта, ответственность сто­рон, механизм решения споров и санкции за нарушение Закона.

ИТАЛИЯ. В 1983 г. был принят основной закон по совершен­ствованию и развитию сферы туризма и гостиничной индустрии. Законом определены органы управления туризмом на региональ­ном уровне и порядок их функционирования, даны определение туристского предприятия и условия его регистрации, а также оп­ределение и классификация гостиничного хозяйства, изложены условия, на которых транспортным и туристским бюро, обще­ственным ассоциациям разрешается заниматься туристской дея­тельностью, регулируется деятельность профессионалов в турис­тской сфере, определены меры поддержки туристской отрасли со стороны государства и прочее.

ИСПАНИЯ. Туристская деятельность на общенациональном уровне определяется Законом № 48/1963 «О компетенции в обла­сти туризма» и Декретом «О деятельности частных туристских предприятий» от 14 января 1965 г. Помимо общенационального, каждая из 17 автономий имеет собственное законодательство по туризму, основные положения которого соответствуют вышеука­занному Закону. Испанское законодательство по туризму регу­лирует отношения между туристом и продавцом турпродукта, ус­ловия, на которых физическим и юридическим лицам разрешает­ся заниматься туристской деятельностью, порядок оказания туристских услуг, меры контроля со стороны государства и санк­ции к нарушителям. В апреле 1996 г. Парламент Испании утвер­дил Закон «О комбинированных путешествиях», которым были четко определены права и обязанности как потребителя, так и туристского агентства. Под комбинированным путешествием по­нимается поездка, включающая турпродукт, содержащий, по меньшей мере, два из трех нижеследующих элемента: транспорт, раз­мещение на ночлег и любые другие туристские услуги. В Законе дано четкое распределение ответственности внутри туристской сферы и разъяснение различных аспектов турпродукта и комби­нированных путешествий. Указано на необходимость наличия следующих данных в информационных каталогах: конечная цель и продолжительность путешествия, средства транспорта, вид ноч­лега, стоимость путешествия, дополнительные предложения, ус­ловия и положения на случай отказа от путешествия. Если изло­женные в каталоге детали предполагаемого путешествия не соот­ветствуют реальности, то турист, совершивший поездку, вправе предъявить иск. Введя данный закон, Испания привела националь­ное законодательство в соответствии с Директивой ЕС 1990 г. о туристских услугах (туристском продукте).

США. Первый Национальный закон США «О международ­ном туризме» был принят в 1961 г. Им предусматривалось созда­ние Администрации по путешествиям и туризму (АПТ) в рамках Федерального министерства торговли США. Далее в 1981 г. был принят Закон «О Национальной политике в сфере туризма», а 30 мая 1992 г. — Закон «О политике в сфере туризма и развитии экспорта», согласно которому перед АПТ были поставлены сле­дующие основные задачи: координация государственной полити­ки в области туризма в интересах США, исследование конъюнк­туры туристского рынка, ведение статистики туризма, руковод­ство программой развития туризма, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам.

Помимо Национального органа, регулирующего туризм на федеральном уровне, в США в каждом из штатов имеется соот­ветствующая служба, ответственная за развитие туризма. Как пра­вило, это Агентство по торговле, коммерции и туризму, перед которым поставлены задачи планомерного роста и всесторонне­го развития въездного и внутреннего туризма, проведение реклам­но-информационных программ по их пропаганде, осуществление исследовательских акций по анализу состояния и перспективам развития туризма. Аналогичная картина в графствах и городах, где при местных органах власти имеются специальные Бюро по туризму, главной функцией которых является привлечение тури­стов. В Бюро входят представители городских властей, транспор­тных компаний, отелей, ресторанов, развлекательных и прочих учреждений. Бюджеты Бюро формируются из средств, собираемых графством или городом в виде налога, взимаемого с жиль­цов гостиниц за проживание (от 8 до 18%), а также за счет членс­ких взносов и доходов от рекламы.

АПТ была призвана работать в тесном контакте с Консульта­тивным советом по вопросам туризма, куда входят 15 представи­телей основных отраслей промышленности США, а также Наци­ональным Советом по пропаганде путешествий и туризма, кото­рый ответствен за издание каждый год доклада с обязывающим названием: «Туризм работает на Америку». В этих докладах чет­ко прослеживается мысль, что въездной и внутренний туризм яв­ляются важнейшими секторами национальной экономики. Кста­ти, в США туристская индустрия является вторым крупнейшим «работодателем» после системы здравоохранения.

В 1995 г. в целях привлечения внимания к сфере туризма и рас­смотрения возникающих в ней проблем в Белом Доме была про­ведена Национальная конференция по развитию туризма. Поми­мо всех прочих были рассмотрены вопросы перевода АПТ на са­мофинансирование, поскольку сфера туризма по доходам стала занимать в США третье место (после производства автомобилей и продуктов питания). По завершении Олимпиады в Атланте в августе 1996 г. государственное финансирование АПТ существен­но сократилось, вступила в действие система частичного государ­ственного спонсирования и значительно большего участия в этом частных фирм и предприятий. В 1996 г. Конгресс США принял еще один закон по развитию туризма и с января 1997 г. стала фун­кционировать предусмотренная в нем новая Федеральная турист­ская структура — Национальная Организация Туризма (НОТ). В Законе конкретно указано, что если в ближайшее будущее НОТ не повысит долю США в мировом туристском рынке и не увели­чит количество иностранных туристов, то она будет распущена.

ФИНЛЯНДИЯ. «Закон о субъектах, имеющих право на про­дажу туров» и «Закон о турах и занятии туристской деятельнос­тью» № 1080/94. Во многом принятие данного Закона было обус­ловлено вступлением Финляндии в ЕС и необходимостью приве­дения финских законов в соответствии с требованиями ЕС. Законы регулируют отношения клиента и турфирмы по вопросам прода­жи тура и порядок урегулирования спорных моментов. В марте 1995 г. принято Постановление правительственных структур Фин­ляндии «О занятии туристской деятельностью», в котором дета­лизированы основные сведения, требуемые при регистрации на занятие туристской деятельностью: помимо обычных вопросов, следует указать, в том числе, является ли фирма посредником ино­странной туристской компании.

Законодатели перечисленных стран исходили из той естествен­ной посылки, что облегчение туристской поездки, упрощение ту­ристских формальностей и свободное перемещение туристов и повышение их безопасности требует единых дефиниций сферы туризма и унифицированной нормативно-правовой базы, кото­рая достаточно легко регулировала бы взаимоотношения различ­ных субъектов международного туристского рынка, независимо от направляющей и посещаемой страны, или целой цепочки стран по всему маршруту следования туриста.

Как уже отмечалось выше, в объединяющейся Европе еще в июне 1990 г. была принята Директива ЕС по содержанию туристских ус­луг и турпродукта в целом («пэкидж-туры»). Для защиты прав по­требителей в Директиве ЕС приведены к единому содержанию тек­сты контрактов между турфирмой и туристом-потребителем ого­ворены условия, взаимные права, обязанности и гарантии.

РОССИЯ. 24 ноября 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ, в котором в части, касающейся рассматриваемой темы, говорится, что «государственное регулирование туристской дея­тельности осуществляется путем защиты прав и интересов турис­тов, обеспечения их безопасности, установления правил въезда в РФ, выезда из РФ и пребывания в РФ с учетом интересов разви­тия туризма, налогового и таможенного регулирования».

В Российской Федерации, как в любой другой стране мира, вопросами государственного управления в сфере туризма и меж­отраслевой координации, включая подготовку предложений по упрощению туристских формальностей, призвана заниматься Национальная туристская администрация (НТА). С июля 2000 г. -это Департамент туризма Министерства экономического разви­тия и торговли Российской Федерации.

4.2. ЭТАПЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ (НТА) РОССИИ

1929 г. Решением Правительства СССР в рамках Наркома­та внешней торговли было создано Государственное акционерное общество по иностранному туризму (ГАО «Интурист»). Его уставный капитал составлял 5 млн руб., разделенных на 200 акций, стоимостью по 25 тыс. руб. каждая (Наркомат внешней торговли получил 40%, Морской торговый флот — 40, остальные организа­ции — по 20%). Правление ГАО «Интурист» состояло из 5 чел. В Совет по туризму при ГАО входили 11 чел. (представители Нар­комата внешней торговли, Наркомата путей сообщения, Аэрофло­та, Наркомата культуры, Наркомата торговли, Гостаможни).

1933 г. ГАО «Интурист» преобразовано во Всесоюзное акци­онерное общество «Интурист». С момента образования и до на­чала второй мировой войны «Интурист» развернул строительство туристских объектов и успел принять чуть более 10 тыс. иност­ранных туристов.

1964 г. Создается Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР, в которое в качестве структурной еди­ницы вошло ВАО «Интурист».

1969 г. Создается Главное управление по иностранному ту­ризму, ВАО «Интурист» в нем стало коммерческим управлением.

1983 г. Главное управление по иностранному туризму пре­образовано в Государственный комитет по иностранному туриз­му СССР (Госкоминтурист СССР).

1989 г. Госкоминтурист СССР был упразднен при очеред­ной реорганизации Правительства.

1991 г. Образован Совет по иностранному туризму при Ка­бинете Министров СССР, который так и не успел приступить к своим обязанностям из-за событий августовского путча.

27марта 1992 г. создается Министерство культуры и туриз­ма Российской Федерации.

30 сентября 1992 г. образован Комитет Российской Федера­ции по туризму (Роскомтуризм), приступивший к работе в конце февраля 1993 г. после назначения его Председателя.

10 января 1994 г. образован Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму (КМФТ России).

30 мая 1994 г. КМФТ России преобразован в Комитет Россий­ской Федерации по физической культуре и туризму (КФТ России).

3 августа 1994 г. КФТ России преобразован в Госкомитет по физической культуре и туризму (ГКФТ России).

25 мая 1999 г. создано Российское агентство по физической культуре и туризму.

6 июня 1999 г. создано Министерство по физической культу­ре, спорту и туризму Российской Федерации.

5 июля 2000 г. постановлением Правительства РФ ведение вопросами государственного управления и межотраслевой коор­динации в сфере туризма передано в Министерство экономичес­кого развития и торговли Российской Федерации, где создан Де­партамент туризма.

Таким образом, за прошедшие десять лет произведено десять преобразований Федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие туризма в РФ.

Государственное регулирование туризма: зарубежный опыт

За последние годы туристический бизнес начал свое стремительное развитие во всех странах мира. Знакомясь с опытом различных зарубежных стран можно увидеть, что успех развития туристического бизнеса во многом зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, и как государственные институты поддерживают эту отрасль. Для того чтобы получать доходы от туристского бизнеса любое цивилизованное государство должно вкладывать значительные средства для исследования своих территорий с целью оценки туристического потенциала. Государственные программы должны способствовать развитию туристского бизнеса, развитию туристских центров, созданию и развитию необходимой инфраструктуры, а также рекламы и информационного обеспечения.

Практика показывает, что частный сектор никогда не сможет вложить крупные инвестиции для развития курортных туристских предприятий, а также основных элементов туристской инфраструктуры, ему не под силу выполнять функции Национальной Туристской Администрации. В странах с развитым туристским бизнесом есть такие организации, которые подчинены, как правило, министерствам, которые занимаются разработками национальных программ развития туризма. Носят такие организации различные названия, так в Великобритании это ВТА (British Nourist Authority), в Италии – ENIT, в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Норвегии – NOTRA. Такие организации имеют свои представительства по туризму в других странах. Эти организации разрабатывают программы, которые будут привлекать туристские потоки и обеспечивают туристскую информацию.

Специфика туристского бизнеса связана с широким спектром взаимоотношений. В эти отношения вступают лица, которые участвуют в процессах организации путешествий и отдыха. Существующие отношения настолько разнообразны, что порождают определенную сложность правового регулирования.

В любом отдельном государстве взаимоотношения сторон «турфирма – государство», «турист – государство», «турист – турфирма», регулируются соответствующим законодательством. Такое законодательство должно в полной мере охватывать каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.

На сегодняшний день сложилось несколько подходов к организационному процессу государственного регулирования туризмом. Так во многих странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование полностью отсутствует, а субъекты рынка сами осуществляют оперативное регулирование. В тех странах, где существует государственное регулирование рынка туристических услуг, применяются две модели – существуют специальные органы государственной власти, или же регулирование выполняют многопрофильные органы.

Теперь давайте рассмотрим, как действуют государственные институты на примере нескольких стран.

1. В Австрии туристская отрасль курируется Министерством экономики. Рекламу туристских возможностей государства осуществляет Австрийский национальный туристский офис, который имеет свои представительства в 26 странах мира.

2. В Великобритании сферой туризма руководит Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому напрямую подчиняется орган, который отвечает за туризм — British Nourist Authority (ВТА). Эта организация занимается привлечением потоков иностранных туристов в Великобританию, а также занимается развитием внутреннего туризма. Кроме того, эта организация проводит консультации с правительством и другими государственными учреждениями, занятых в сфере туризма. Для этого по инициативе администрации проводятся рекламные компании за пределами страны через сеть своих офисов и представителей. Также для этих целей используется пресса, радио, телевидение. Администрация занимается организацией международных конференций, предоставляет консалтинговые и маркетинговые услуги по вопросам международного туризма и занимается издательством различных информационно-справочных материалов. По своей организационно-правовой форме ВТА является и частнопредпринимательским институтом, который наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках предоставляет также ряд платных маркетинговых и консалтинговых услуг, занимается организацией семинаров и выставок, осуществляет ряд проектов с привлечением иностранного капитала, издает и занимается реализацией путеводителей, видеофильмов и других рекламно-информационных продуктов. Возглавляет ВТА совет директоров, который состоит из пяти членов и президента. В штате этой организации насчитывается около 300 работников, из которых приблизительно треть работает непосредственно в Лондоне, а остальные работают в 26 представительствах за рубежом. Порядка 68% необходимых денежных средств ВТА получает из государственного бюджета.

3. В Германии организацией туристского бизнеса занимается Национальный туристский комитет Министерства экономики, который отвечает за продвижение туристского продукта в Германии и увеличение туристских потоков в страну. Представительства данного комитета работают в 27 странах мира.

4. В Израиле работает Министерство туризма. В 2007 году бюджет этой организации составлял 150 млн. долларов США. Эти средства использовались для финансирования различных мероприятий, которые связаны с презентационной, информационной, выставочной деятельностью по всем странам мира. Также часть этих средства направлялась на проведение различных конференций, организацию консалтингового обслуживания, издание рекламных материалов и буклетов.

5. В Индонезии функционирует специальное ведомство по делам туризма, которое имеет широкие полномочия в области защиты прав туристов. Так в стране действует туристская полиция, которая осуществляет надзор и контроль над всеми предприятиями туристского бизнеса. Кроме того, она принимает непосредственное участие в разрешении конфликтных ситуаций, участниками которых становятся заграничные туристы.

6. В Италии в 1983 году был принят закон по совершенствованию и развитию сферы туризма и гостиничной индустрии. Закон определяет основные органы управления туристским бизнесом на региональном уровне и порядок их функционирования. Дается четкое определение туристского предприятия и условия его регистрации. Также в законе определены классификация гостиничного хозяйства, изложено ряд условий, согласно которым туристским бюро, транспортным и общественным ассоциациям разрешается заниматься туристским бизнесом. Кроме того, закон регулирует деятельность профессионалов в туристской сфере, определяет меры по поддержке туристского бизнеса со стороны государства. Департамент по туристической деятельности входит в состав Министерства производственной деятельности. Департамент занимается координацией деятельности региональных туристских администраций, разрабатывает нормативно-отраслевые документы национального характера, исследует и обрабатывает статистические данные. В международной деятельности департамент занимается созданием межправительственных соглашений и взаимоотношений с другими международными туристскими организациями. Полномочия местных администраций имеют широкий характер. Они отвечают за все вопросы лицензирования туристской деятельности на своей территории, проводят классификацию отелей, имеют право рекламировать и продвигать свою туристскую продукцию как внутри страны, так и за рубежом. Но, тем не менее, главную роль в представлении Италии на международном туристском рынке отводится Национальному управлению по туризму (ENIT). Главной функцией этой организации является организация рекламно-информационной работы, проведение маркетинговых исследований, координация действий зарубежных и местных туристических организаций. ENIT подчиняется Департаменту по туризму, а его деятельность полностью финансируется из государственного бюджета.

7. В Испании вся туристская деятельность на общенациональном уровне определена Законом «О компетенции в области туризма» и Декретом «О деятельности частных туристских предприятий» от 14 января 1965 года. Кроме общенационального закона, каждая из семнадцати автономий имеет свое собственное законодательство по туристской деятельности, основные положения которого соответствуют вышеуказанному закону. Статьи по туризму регулируют отношения между продавцом турпродукта и туристом, а также ряд условий, на которых юридическим и физическим лицам разрешается заниматься туристским бизнесом, порядок предоставления туристам своих услуг, а также предусмотрены меры контроля со стороны государства и порядок применения санкций к нарушителям. В апреле 1996 года Парламентом Испании утверждается Закон «О комбинированных путешествиях». В этом законе четко определялись права и обязанности, как туристской организации, так и самого потребителя туристских услуг. Под комбинированным путешествием понимается поездка, которая включает турпродукт, содержащий, по крайней мере, два из трех основных элементов – размещения на ночлег, транспорт и другие любые туристские услуги. Этот закон дает четкое распределение ответственности внутри туристской сферы деятельности и дает разъяснения различных аспектов туристского продукта и комбинированных путешествий. Всеми вопросами туристской деятельности в Испании занимается Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу, который непосредственно подчиняется Министерству экономики. Помимо Государственного секретариата Министерству экономики также подчиняются следующие организации: – Центральная дирекция по туризму, которая занимается административными вопросами и выработкой общих направлений государственной политики в сфере туристского бизнеса. – Гостиничная сеть «Paradores», в состав которого входят 83 отеля, которые представляют историческую ценность. – Два выставочно-конгрессных центра, которые находятся в Мадриде и Малаге, а также Испанский институт туризма «Turespaca». Полномочия Министерства экономики довольно ограничены. Такие важные вопросы как сертификация услуг, лицензирование, разработка стратегии туристской индустрии, принадлежат местным властям. С целью координации деятельности этих организаций в Испании создан Совет по развитию туризма, в состав которого входят представители государственной власти всех уровней, а также представители частного бизнеса. В большинстве случаев решения Совета носят только рекомендательный характер. Испанский институт туризма «Turespaca» занимается привлечением иностранных туристов. Также Институт занимается продвижением испанских курортов и рекламной деятельностью за рубежом. Деятельность Института полностью финансируется из государственного бюджета.

8. Во Франции Закон о туризме определяет условия, которые дают возможность заниматься продажей туров. Также установлен круг юридических и физических лиц, которые подпадают под действие этого закона, приведен перечень услуг, которые принято считать туристскими. Кроме того, сформулировано ряд условий, которые дают возможность осуществлять туристскую деятельность для туристских агентств, различных общественных организаций, местных туристских органов и отдельных лиц. Здесь речь идет о возможности получения официального разрешения на занятие туристкой деятельностью в том виде, как это определяет Закон. В специальном разделе этого Закона зафиксированы все отношения между потребителем и производителем туристских услуг. Здесь же приводятся основные права и обязанности продавца услуг и покупателя, которые обязательно должны содержаться в контракте. Закон регламентирует меры ответственности продавца туристского продукта за качество услуг, которые он представляет. Кроме того, Закон предусматривает ответственность за нарушение Закона и санкции к нарушителям и механизм контроля со стороны государственных организаций за ведением деятельности юридическими и физическими лицами, которые подпадают под действие данного Закона. Вопросами регулирования туристской деятельности занимается Министерство транспорта и общественных работ. В его структуре находятся Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Эти органы занимаются вопросами управления и регулирования туристской отрасли, инвестирования и международных отношений сфере туристского бизнеса. Помимо этого еще функционирует ряд органов, которые принимают участие в управлении туристской деятельностью с правом совещательного голоса: — Совет по туризму при Министерстве транспорта и общественных работ. – Национальный комитет по процветанию Франции, который занимается вопросами экологии и озеленения городов. – Национальное агентство по отпускным поездкам. – Французское агентство туристского инжиниринга и Национальный наблюдательный совет по туризму, в компетенцию которого входят маркетинговые исследования и статистика в туристском бизнесе. Также на региональном уровне действуют представители центральной исполнительной власти, в круг обязанностей которых входит решать вопросы развития туристской сферы и которые подчиняются непосредственно префектам. Деятельность этих представителей главным образом направлена на координацию местных инициатив в туристской сфере. Пропагандой образа Франции как туристского центра на международном рынке занимается ассоциация «Maison de la France», которая была основана в 1987 году как результат соглашения о партнерстве между администрациями объектов экскурсионного показа, туристскими фирмами и местными администрациями. Деятельность этой организации частично финансируется из государственного бюджета, доля которого составляет 60%.

9. В Финляндии туристская деятельность регулируется Законами «О субъектах, имеющих право на продажу туров» и «О турах и занятии туристской деятельностью». Принятие этого закона было вызвано вступлением Финляндии в ЕС и необходимостью приведения законов Финляндии в соответствие с требованиями ЕС. Эти законы отрегулировали отношения между клиентом и туристской фирмой по вопросам продажи тура, а также порядок урегулирования возникших спорных моментов. В марте 1995 года принимается Постановление правительственных структур Финляндии «О занятии туристской деятельностью». В этом постановлении приведены основные сведения, которые требуются при регистрации на занятие туристской деятельностью. Помимо обычных вопросов, необходимо было указывать, является ли данная фирма посредником иностранной туристской фирмы.

10. В Соединенных Штатах Америки Первый Национальный закон США «О международном туризме» был принят в 1961 году. Этот закон предусматривал создание Администрации по путешествиям и туризму (АПТ), которая функционировала в составе Федерального министерства торговли США. Несколько позже, в 1981 году был принят Закон «О Национальной политике в сфере туризма». В мае месяце 1992 года принимается Закон «О политике в сфере туризма и развития экспорта», который поставил перед АПТ следующие задачи: координация государственной политики в области туризма в интересах США, ведение статистики туристической деятельности, исследование конъюнктуры туристского рынка, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам, руководство программой развития туризма. Кроме Национального органа, занимающегося регулированием туристской деятельности на федеральном уровне, в каждом из штатов США функционирует соответствующая служба, которая отвечает за развитие туристского бизнеса. В большинстве случаев это Агентство по торговле, коммерции и туризму, которое занимается решением задач планомерного роста и всестороннего развития туристского бизнеса. Также оно занимается организацией рекламно-информационных программ по пропаганде туризма и осуществляет исследовательские акции по анализу состояния и перспективам развития туристской отрасли. В 1996 году Конгресс США принимает еще один закон, который способствовал развитию туристского бизнеса. Начиная с 1997 года, начинает функционировать новая Федеральная туристская структура – Национальная Организация Туризма (НОТ). В этом Законе говорится, что если в ближайшее время НОТ не повысит долю Соединенных Штатов в мировом туристском рынке и не увеличит поток иностранных туристов, то она будет распущена.

11. В Швейцарии всеми вопросами туризма занимается Центральное ведомство по туризму (ЦВТ), которое является самым крупным национальным рекламным агентством.

В ЕС в июне 1990 года была принята Директива ЕС, которая регулировала все вопросы по содержанию туристских услуг и туристского продукта в целом. С целью защиты прав потребителей в этой директиве приведены к единому содержанию тексты контрактов между туристической фирмой и туристом, а также оговорены все условия, взаимные права, обязанности и гарантии.

tourlib.net