Полезные статьи

Законы о рекламе в рф

Федеральный закон «О рекламе»

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ
«О рекламе»

С изменениями и дополнениями от:

18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г., 7 мая, 27 сентября, 17, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля, 28 сентября 2010 г., 5 апреля, 3 июня, 1, 11, 18, 21 июля, 21 ноября 2011 г., 20, 28 июля 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 21 октября, 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4, 28 июня, 21 июля, 4 ноября, 29, 31 декабря 2014 г., 3 февраля, 8 марта 2015 г., 3 июля, 5 декабря 2016 г., 28 марта, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 3 апреля, 3 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года

О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами настоящего Федерального закона см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Федеральный закон «О рекламе» изложен в новой редакции, позволяющей последовательно раскрыть общие требования, предъявляемые к рекламе, определить особенности способов распространения рекламы, выделить требования, предъявляемые к рекламе отдельных товаров, аспекты саморегулирования рекламы, а также государственного контроля соблюдения рекламного законодательства.

В перечень понятий, используемых в рекламном законодательстве, введены понятия «объект рекламирования», «товар», «социальная реклама», «антимонопольный орган».

В целях ограничения распространения завуалированной рекламы товаров, запрещенных или ограниченных к рекламированию, специальные требования и ограничения в отношении рекламы отдельных товаров распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей и продавцов.

К недобросовестной рекламе дополнительно отнесена реклама, направленная на продвижение товара, в отношении рекламы которого установлены специальные требования или ограничения, если она осуществляется под видом рекламы другого товара.

Федеральный закон содержит запрет на использование в рекламе ссылки на одобрение объекта рекламирования государственными или муниципальными органами, либо их должностными лицами.

Впервые установлены требования к рекламе товаров при дистанционных способах их продажи, а также рекламы с использованием стимулирующих мероприятий.

Изменен порядок прерывания и совмещения радио- и телепрограмм с рекламой, а также требования, предъявляемые к объему рекламы на телевидении и радио. Общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой, наложения рекламы на кадр телепрограммы не может превышать 15 % времени вещания в течение часа. При этом перерывы на рекламу не могут превышать 4 минуты. Предыдущая редакция Федерального закона устанавливала ограничение, согласно которому реклама не должна превышать более 20 % эфирного времени (за исключением специализированных телепередач).

Уточнены требования, предъявляемые к рекламе оружия, вооружения и военной техники, финансовых услуг и ценных бумаг, алкогольных напитков, пива, табака и табачных изделий. Значительно расширен круг требований, предъявляемых к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. В частности, такая реклама, адресованная неограниченному кругу потребителей, не должна содержать образов медицинских работников, дающих рекомендации к применению, создавать впечатления ненужности обращения к врачу.

Дифференцирована ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2006 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2006 г., за исключением части 3 статьи 14, части 2 статьи 20 и пункта 4 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона

Часть 2 статьи 20 и пункт 4 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2007 г.

Часть 3 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 15 марта 2006 г. N 51, в «Парламентской газете» от 17 марта 2006 г. N 37, от 23 марта 2006 г. N 41, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 12 ст. 1232

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 44-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. N 413-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 5-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 460-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении двухсот дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 264-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 235-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 190-ФЗ

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 ноября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 119-ФЗ)

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 202-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 115-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 354-ФЗ

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 320-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 228-ФЗ

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 179-ФЗ

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 70-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ

Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2007 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 18-ФЗ

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Законы о рекламе в рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Закон о рекламе № 38-ФЗ
  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» вступил в силу с 1 июля 2006 года, за исключением отдельных его положений, вступающих в силу, согласно статье 39 закона, в иные сроки.

    Ниже представлен текст документа:

    Закон «О рекламе» в последней редакции с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 03.04.2018 N 61-ФЗ), вступающими в силу 03.06.2018 года (ред. 50).

    13 марта 2006 года

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    Принят
    Государственной Думой
    22 февраля 2006 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    3 марта 2006 года

    Глава 1. Общие положения

    Глава 2. Особенности отдельных способов распространения рекламы

    Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров

    Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы

    Глава 5. Государственный надзор в сфере рекламы
    и ответственность за нарушение законодательства
    Российской Федерации о рекламе

    Глава 6. Заключительные положения

    Президент
    Российской Федерации
    В.ПУТИН

    Москва, Кремль
    13 марта 2006 года
    N 38-ФЗ

    logos-pravo.ru

    Законодательство о рекламе

    В процессе своей деятельности практически каждая коммерческая организация прибегает к рекламе своих услуг и товаров. В связи с этим возникает необходимость верного применения законодательства о рекламе.

    Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе», который был разработан Государственным антимонопольным комитетом и введен в действие с 25 июля 1995 г. Названный орган ныне упразднен, его функции осуществляет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Помимо Закона о рекламе деятельность по рекламе регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях. Целями законодательного регулирования отношений в области рекламы являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, а также рекламы, которая может нанести вред общественным интересам, принципам гуманности и морали и развитию рыночных отношений. В сферу регулирования законом входит не только коммерческая, но политическая и идеологическая реклама.

    Прежде чем перейти к освещению непосредственно норм законодательства о рекламе, рассмотрим основные понятия, применяемые в законодательстве о рекламе.

    Реклама, с точки зрения законодательства, представляет собой распространяемую в любой форме, с помощью любых средств информацию о юридическом или физическом лице, о товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, к работам, товарам или услугам, предлагаемым этим лицом, а также к идеям и начинаниям, и способствовать реализации товаров, работ, услуг, идей и начинаний.

    Ненадлежащей рекламой, в соответствии с законодательством, называется недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная реклама, а также любая иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством.

    К недобросовестной относится безнравственная реклама, подрывающая доверие к тем юридическим и физическим лицам, которые не пользуются рекламируемыми товарами; содержащая в себе некорректные сравнения, т.е. неприличные, умаляющие, порочащие деловую репутацию конкурентов; вводящая в заблуждение потребителей относительно свойств товаров.

    Недостоверной называют рекламу, в которой содержится искаженная информация о свойствах, характеристиках, качестве товара. Например, продавцы телевизоров «Сони» указывают гарантийный срок эксплуатации телевизоров — один год, в то время как производитель устанавливает гарантийный срок — два года.

    Недостоверной является реклама, в которой содержится искаженная информация относительно наличия товара на рынке, стоимости товара, дополнительных условий оплаты, условий доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара, размеров фактического спроса на товар, информации о рекламодателе.

    Неэтичной, в соответствии с законодательством, признается реклама, не соответствующая общепринятым нормам поведения и морали, в частности реклама, в которой содержится текстовая, зрительная, звуковая информация, нарушающая общепринятые нормы этики и морали, содержащая оскорбительные слова, сравнения и образы, порочащая произведения искусства, составляющие национальное и мировое культурное достояние, какое-либо физическое или юридическое лицо, деятельность, профессию или товар. Любое физическое или юридическое лицо, которому стало известно о распространении рекламы, порочащей его честь, достоинство или деловую репутацию, имеет право потребовать от рекламодателя опровержения этой рекламы тем же способом, каким эта реклама осуществлялась, либо обратиться в суд за судебной защитой своих прав, если рекламодатель не выполняет этих требований добровольно.

    Заведомо ложной реклама признается в тех случаях, когда рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителей рекламы. Если под влиянием заведомо ложной рекламы совершается сделка, то эта сделка может быть признана судом недействительной как совершенная под влиянием обмана. Заведомо ложная реклама является преступлением, предусмотренным ст. 182 УК РФ. Санкции УК РФ за заведомо ложную рекламу предусматривают штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательные работы на срок от 80 до 240 часов, либо арест на срок от двух до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет, в зависимости от тяжести последствий, причиненных заведомо ложной рекламой. Уголовное наказание за заведомо ложную рекламу применяется в тех случаях, когда такая реклама вызвала для потребителя рекламы значительный материальный ущерб. Во всех остальных случаях за заведомо ложную рекламу предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц — в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.

    Скрытой рекламой признается реклама, которая оказывает скрытое воздействие на восприятие потребителем рекламы, без осознания потребителем воздействия рекламы. Таким видом рекламы является, например, влияние на подсознание человека путем использования специальных видеовставок со скрытым 25-м кадром. В обычную видеопленку, которая содержит 24 кадра в секунду, вставляется 25-й кадр, который не воспринимается глазом зрителя, однако воспринимается подсознательно. Любые виды ненадлежащей рекламы запрещены.

    Контррекламой называют опровержение ненадлежащей рекламы, которая распространяется в целях ликвидации вызванных рекламой последствий.

    Рекламодатель — юридическое либо физическое лицо, которое является источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы.

    Рекламопроизводителем является юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

    Рекламораспространителем называют юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и распространение рекламной информации путем предоставления и использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.

    Потребителями рекламы называют юридические и физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.

    Требования к рекламе

    В Законе о рекламе установлены общие и специальные требования к рекламе. Согласно ст. 5 Закона реклама должна быть распознаваемой без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама. Это означает, что в момент представления реклама должна быть узнаваемой теми лицами, которым она представляется именно как реклама, т.е. должно быть очевидно, что лицам предлагается ознакомиться, воспользоваться либо приобрести какие-либо товары, услуги, работы, идеи, начинания. В частности, при размещении на волнах радио и телеканалах, а также в печати реклама должна сопровождаться предварительным сообщением о том, что эта информация носит рекламный характер, например, сопровождаться пометкой «на правах рекламы». Следующее требование к рекламе — о языке, на котором она осуществляется. Реклама на территории Российской Федерации должна осуществляться на русском языке, а если она осуществляется на территории субъектов Федерации, где общение ведется на иных кроме русского языках, то по усмотрению рекламодателя дополнительно к русскому реклама может осуществляться на другом языке. Однако требование об осуществлении рекламы на русском языке является обязательным. Иначе говоря, если в рекламе применяется иной язык, то реклама осуществляется на двух языках.

    При нарушении требования о размещении рекламы на русском языке реклама является ненадлежащей, и в этом случае она либо не размещается, либо применяются предусмотренные законом санкции за ненадлежащую рекламу. Не допускается реклама в тех случаях, когда осуществляемая рекламодателем деятельность требует специального разрешения (лицензии), а соответствующая лицензия не получена. При осуществлении рекламы лицензируемого вида деятельности в рекламе должны быть указаны номер лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию. Реклама лицензируемых видов деятельности без указания номера лицензии и органа, выдавшего лицензию, также запрещена. Запрещается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации. Если рекламируются товары или услуги, которые подлежат обязательной сертификации, то в рекламе должно быть указано, что товар подлежит обязательной сертификации. Отсутствие такой пометки также делает рекламу ненадлежащей. Запрещается реклама, которая побуждает граждан к насилию, агрессии, возбуждению паники, а также такая, которая побуждает граждан к действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц и угрожающим безопасности окружающих. Пункт 7 ст. 5 Закона о рекламе специально оговаривает, что запрещается реклама, которая побуждает к совершению действий, нарушающих природоохранное законодательство.

    Федеральный закон «О рекламе» содержит специальные требования к рекламе в радио- и телепрограммах. В частности, при осуществлении рекламы на телевидении и радио запрещено прерывать рекламой детские, религиозные и образовательные передачи, в том числе запрещается совмещать указанные передачи с рекламой, осуществляемой способом наложения (например, в виде бегущей строки). Прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом наложения художественные фильмы, а также радиопостановки разрешается только с согласия правообладателя. То же правило распространяется и на иные фильмы, длительность которых составляет не более 15 минут. Все остальные теле- и радиопередачи, если их длительность составляет более 15 минут, могут прерываться либо совмещаться с рекламой способом наложения, но при определенных условиях. Если передача прерывается рекламой, то не чаще, чем через каждые 15 минут. Количество прерываний передачи должно соответствовать количеству 15-минутных периодов, которые включает в себя эта передача, независимо от разрешения правообладателей.

    Если во время трансляции передачи используется реклама в виде наложений, то ее общая площадь не должна превышать 7% от общей площади кадра. Реклама в виде наложений чаще всего осуществляется способом бегущей строки. При этом громкость звука рекламы не должна быть выше громкости звука транслируемой передачи. Одинаковая по содержанию реклама не должна распространяться более двух раз общей продолжительностью не более двух минут на одной частоте вещания в течение часа эфирного времени радио- или телепрограммы. Согласно п. 4 ст. 11 Закона о рекламе в радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 20% объема эфирного времени. Надо заметить, что Закон о рекламе имеет некоторые неточности в связи с тем, что законодатель не уточнил единицу измерения эфирного времени. Поэтому ничто не мешает рекламораспространителю принять за единицу времени эфирные сутки для того, чтобы увеличить объем рекламы в дневное время за счет уменьшения ее объема в ночное время.

    В отношении рекламы в периодических печатных изданиях (средствах массовой информации) также установлены определенные требования. Под периодическими печатными изданиями в Законе подразумеваются газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год. Как указано в Законе, в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40% объема одного номера периодического издания.

    Из практики арбитражного суда

    Новосибирское антимонопольное управление при проверке деятельности ЗАО «Редакция газеты «Оптовый рынок Сибири» обнаружило, что N 37 и 42 газеты содержат рекламную информацию, общий объем которой составляет 65-66% от общего объема номеров, в связи с чем были применены штрафные санкции. Редакция газеты обратилась в Новосибирский арбитражный суд, который удовлетворил иск, мотивируя принятое решение тем, что информация в разделе газеты «Фирмы, товары и цены» носит аналитический, а не рекламный характер. Общий объем рекламы в одном номере газеты, по мнению суда, не превышал 40%. По протесту, поданному заместителем Генерального прокурора РФ на принятое Новосибирским арбитражным судом решение, Президиум ВАС РФ установил, что вся информация, публикуемая в газете, является рекламной. Разъяснение Президиума ВАС было дано следующее: «Раздел «Фирмы, товары и цены» является основным в журнале и содержит широкий набор товарных предложений с указанием цены и фирмы-производителя. Цены на аналогичные товары размещаются рядом, поэтому легко можно сравнить их друг с другом». Рекламный характер товарных предложений, публикуемых в разделе «Фирмы, товары и цены», распознается без специальных знаний и применения технических средств независимо от шрифта. В связи с этим Президиум ВАС РФ отменил решения предшествовавших ему арбитражных судов по этому делу и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Новосибирской области.

    Специальные требования в Законе содержатся к рекламе в кино- и видеообслуживании, справочном обслуживании. В соответствии с п. 1 ст. 13 в кино- и видеообслуживании запрещается прерывать рекламой демонстрацию фильма. Реклама в этих случаях должна проходить только в перерывах между сериями. Пункты 2 и 3 ст. 13 содержат требования к рекламе при справочном телефонном обслуживании и к рекламе при компьютерном обслуживании. Реклама при справочном телефонном обслуживании должна предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом. Реклама при компьютерном обслуживании осуществляется только с согласия абонента.

    Следующий вид коммерческой рекламы — наружная реклама. К наружной рекламе, в соответствии с законодательством о рекламе, относятся: плакаты, стенды, световые табло, иные технические средства стабильного территориального размещения. Плакат — броское изображение на большом листе с рекламным текстом. Стендом называют щит, на котором реклама выставляется для всеобщего обозрения. Табло — это щит или экран с появляющимся на нем световым текстом рекламы. В общем, наружную рекламу можно охарактеризовать как средство воздействия на человека, позволяющее настичь его не дома и не в конторе, а на улице или во время поездок. Основной функцией наружной рекламы является, как правило, подкрепление иных видов рекламы, размещаемой в средствах массовой информации. Добавим, что для осуществления наружной рекламы в виде щитов, вывесок, указателей и т.п. в отдельных случаях требуется согласование с государственными органами и органами местного самоуправления. Если наружная реклама размещается вдали от проезжей части и световых опор, то для ее размещения требуется согласование только в органах государственного архитектурного надзора. Если наружная реклама размещается вблизи проезжей части, то помимо согласования о размещении в органах государственного архитектурного надзора требуется согласование о размещении в органах ГИБДД (Государственной инспекции безопасности дорожного движения). В тех случаях, когда наружная реклама размещается на световых опорах (например, панель-кронштейн с указанием места нахождения организации) либо в непосредственной близи от световых опор, требуется согласование о размещении в органах архитектурного надзора и органах, осуществляющих обслуживание городских световых опор (горсвет и т.п.). Когда наружная реклама размещается на световых опорах вблизи от проезжей части, согласование на размещение необходимо произвести во всех трех инстанциях (архнадзор, ГИБДД, горсвет). Если наружная реклама осуществляется в виде плакатов и размещается на улицах, то согласования на ее размещение в указанных органах не требуется, однако такая реклама должна размещаться только в специально отведенных для этого местах.

    Законодательство содержит отдельные требования к рекламе на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Определенных требований к рекламе внутри салонов транспортных средств не имеется, поэтому на нее распространяются общие требования к рекламе. Что касается рекламы на внешней стороне транспортных средств, то Закон не содержит каких-либо требований к транспортным средствам, на которых может размещаться реклама, следовательно, с внешней стороны реклама может размещаться на любых видах транспортных средств. Такими транспортными средствами могут быть поезда, автомобили, автобусы, троллейбусы и иные. Реклама на транспортных средствах размещается рекламопроизводителями и рекламораспространителями в соответствии с гражданско-правовыми договорами с собственниками этих транспортных средств и лицами, обладающими вещными правами на них. Гражданско-правовой договор на размещение рекламы на транспортных средствах является единственным необходимым для осуществления подобной рекламы документом. Согласование с какими-либо государственными органами или органами местного самоуправления для рекламы на транспорте не требуется. Места размещения рекламы на транспортных средствах определяются в соответствии с Инструкцией МВД России, утвержденной приказом МВД России от 7 июля 1998 г. N 410. В соответствии с указанной Инструкцией реклама на транспортных средствах может размещаться: на крышах транспортных средств; на боковых поверхностях кузовов легковых автомобилей и автобусов- до линии окон; на боковых поверхностях кузовов (в том числе фургонов) грузовых (грузопассажирских) автомобилей (кроме автомобилей с наклонными белыми полосами на бортах), прицепов и полуприцепов к транспортным средствам; на топливных баках и крышках инструментальных ящиков мотоциклов. При этом реклама на транспорте должна размещаться на площади, составляющей не более 50% окрашенной поверхности кузовных деталей транспортных средств, на которых она нанесена. Необходимо добавить, что данный перечень не содержит требований к рекламе на поездах, самолетах, речных и морских судах, дирижаблях, космических кораблях, хотя Закон о рекламе не ограничивает подобные виды рекламы, и на практике они довольно часто встречаются.

    Рекламой на почтовых отправлениях Закон признает только такие виды почтовых отправлений, которые соответствуют положениям ст. 2 Закона, содержат в себе информацию о товарах, работах, услугах, идеях, начинаниях и распознаваемы без применения специальных технических средств именно как реклама. Например, рекламой считается размещение товарного знака отправителя на почтовом конверте. Реклама на почтовых отправлениях осуществляется с разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведение которого входят вопросы почтовой связи.

    Особенности отдельных видов рекламы товаров, работ и услуг

    Особенности рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий, рекламы медикаментов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, рекламы всех видов оружия, вооружения и военной техники регламентируются в ст.16 Закона о рекламе.

    На рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий налагаются ограничения, предусмотренные п. 1 ст. 16 Закона. Ограничения по рекламе алкогольных напитков и курения уже давно используются в мировом законодательстве. Например, в США запрет на телевизионную рекламу крепких спиртных напитков (водка, коньяк, джин, виски и т.п.) существует с 1960 г. Ограничения по рекламе алкогольных напитков, табака и табачных изделий в российском законодательстве состоят в том, что, во-первых, реклама указанных видов товаров не должна содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков, не должна создавать у потребителя рекламы впечатления, что курение или употребление алкоголя имеет значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха, для улучшения физического или психического состояния. Во-вторых, реклама алкогольных и спиртных напитков не должна дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, не должна содержать информацию о положительных терапевтических свойствах алкоголя, табака и табачных изделий. В-третьих, реклама алкогольных напитков и табачных изделий не должна быть обращена непосредственно к несовершеннолетним, а также в такой рекламе не должны использоваться образы физических лиц до 35 лет, не должны использоваться высказывания или участие в рекламе тех лиц, которые пользуются популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года. В-четвертых, запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий в любых изданиях для несовершеннолетних. В-пятых, запрещается распространение рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов. В-шестых, запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов. В-седьмых, запрещается распространение рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.

    Помимо этого реклама табака и табачных изделий должна сопровождаться предупреждением о вреде курения. В Законе специально оговаривается, что предупреждение о вреде курения в радио- и телепрограммах должно продолжаться не менее трех секунд, а при рекламе в иных средствах массовой информации предупреждение о вреде курения должно занимать не менее 5% рекламной площади.

    Особые требования содержатся в законодательстве к рекламе медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники. В частности, запрещается реклама медикаментов, медицинских препаратов, изделий медицинского назначения, если у производителя отсутствует соответствующее разрешение на их производство и реализацию. Запрещается реклама методов лечения, профилактики, диагностики, если отсутствует соответствующее разрешение на оказание такого рода услуг. Лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, а также те изделия медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, рекламируются только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

    Законодательство о рекламе запрещает рекламу всех видов оружия, вооружения и военной техники. Исключения в виде разрешения на рекламу делаются только для тех видов боевого служебного оружия, вооружения и военной техники, которые внесены в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которых осуществляются по лицензиям, а также для разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного. Но и на эти виды вооружения реклама осуществляется с ограничениями, а именно — запрещается реклама разрешенного гражданского оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, если указанная реклама прямо или косвенно раскрывает технологию производства, способы боевого и специального применения оружия, вооружения и военной техники. Кроме этого, разрешенная реклама вооружения должна осуществляться только в периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, либо в печатных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия.

    Свои особенности имеет реклама финансовых, страховых, инвестиционных услуг. Необходимо иметь в виду, что реклама финансовых, страховых, инвестиционных услуг, а также иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами, не должна содержать:

    количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам;

    информацию о гарантированных размерах дивидендов по простым именным акциям;

    информацию о ценных бумагах до регистрации проспектов их эмиссий. Данное положение дополняет ст. 5 Федерального закона «О защите прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», в соответствии с которой реклама ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, запрещена;

    информацию о любого рода гарантиях, обещаниях или предположениях о будущей эффективности деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг. Примером нарушения в части предоставления обещаний о будущей эффективности деятельности является описанная в печати реклама открытого акционерного общества «Первый российско-американский фонд взаимных вложений «Большой» (см.: Российская газета. 1996. 18 мая; Известия. 1996. 5 июня.). Рекламодатель заявлял, что «доходность по акциям. в среднем составляет от 100%». Указанное заявление — не что иное как обещание и предположение о будущей эффективности деятельности фирмы, что может рассматриваться как нарушение положения п. 5 ст. 17 Федерального закона «О рекламе»;

  • в рекламе указанных выше услуг запрещается умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора. Это норма законодательства зачастую не соблюдается банками в процессе осуществления рекламы своей деятельности. Например, если в рекламе банковских услуг сообщается процентная ставка по вкладам (а это одно из условий договора), то банк обязан сообщить в рекламе все условия договора, чего банки чаще всего не делают, оставляя в рекламе только условие о процентной ставке.
  • Отдельно надо сказать о социальной рекламе, понятие которой, данное в ст. 18 Закона о рекламе, не соответствует понятию рекламы, приведенному в ст. 2 Закона. Социальная реклама согласно ст. 18 представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. В отличие от понятия рекламы, приведенного в ст. 2 Закона, социальная реклама не призвана формировать или поддерживать интерес к определенному лицу, товару, услуге, интересу или начинанию. В социальной рекламе, в соответствии с требованиями законодательства, не должны упоминаться коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки товаров. Этим социальная реклама отличается от коммерческой. Социальная реклама применяется организациями обычно в качестве благотворительной деятельности, а также для утверждения престижа организации.

    Законодательство о рекламе в качестве рекламной деятельности рассматривает также и спонсорство. Речь идет о спонсорстве на условиях рекламы спонсора. Спонсор делает вклад в виде предоставления имущества либо оказания услуг или проведения работ в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре и его товарах, услугах или работах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, спонсор в этом случае признается рекламодателем, а спонсируемый — рекламораспространителем.

    Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламорапространителей

    В соответствии со ст. 21 Закона рекламные материалы, их копии, а также все вносимые в них последующие изменения обязаны хранить как рекламодатель, так и рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Срок хранения рекламных материалов составляет один год со дня последнего распространения рекламы. Ответственность за нарушения по хранению рекламных материалов наступает в соответствии со ст. 13.20 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В соответствии с этой статьей нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов влечет за собой административное предупреждение либо наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех МРОТ, на должностных лиц от трех до пяти МРОТ.

    Рекламораспространители и рекламопроизводители вправе требовать от рекламодателя подтверждения достоверности рекламной информации в части характеристик рекламируемого товара. Подобное требование является правом, а не обязанностью рекламораспространителя. Рекламодатель, напротив, обязан представить сведения о достоверности рекламной информации по требованию рекламораспространителя.

    Если в процессе осуществления рекламной деятельности возникает угроза нарушения законодательства Российской Федерации, то рекламопроизводитель обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований рекламодателя может привести к нарушению законодательства Российской Федерации. В тех случаях, когда рекламодатель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение реклампроизводителя, не изменяет свое требование к рекламе и не представляет документальное подтверждение достоверности рекламной информации, рекламопроизводитель вправе потребовать расторжения договора и полного возмещения всех убытков.

    Понятие «убытки», о котором идет речь также в абз. 2 ст. 21 Закона о рекламе, содержится в п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Ответственность рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей

    Рекламодатель, в соответствии с законодательством, несет ответственность за нарушение законодательства в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы. Ответственность рекламодателя не наступает в тех случаях, когда доказано, что нарушение в части содержания информации наступило по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

    Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.

    Рекламораспространители несут ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

    Ответственность за нарушение законодательства в области рекламы предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ. В соответствии с указанной статьей рекламодатели, рекламораспространители, рекламопроизводители за нарушение закона в области рекламы наказываются штрафом, который составляет для граждан 20-25 МРОТ, для должностных лиц — 40-50 МРОТ, для юридических лиц 400-500 МРОТ.

    А.Г. Степанов, юрист ООО «Юридический кабинет»,

    md-promotion.ru