Полезные статьи

Законы общественного сознания

Законы общественного сознания

Как видно из вышеизложенного, человеческое общество – сложная и развивающаяся система. На его функционирование и развитие влияет множество факторов. Какие из них являются определяющими? Субъективные – из сферы сознания, из сферы духовной жизни (идеи, взгляды) или объективные – из сферы материальной стороны жизни общества. Другими словами, «общественное бытие» или «общественное сознание» определяют исторический процесс.

Общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, те отношения, которые складываются в обществе в процессе общественного производства. Это экономическая, материальная сторона жизни общества.

Общественное сознание – это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В этом понятии мы отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом, или для определенной социальной группы. Оно, как духовная сторона исторического процесса, выполняет две основные функции. Во-первых – отражает общественное бытие, по отношению к которому является вторичным. Во-вторых – оказывает активное обратное воздействие на общественное бытие.

Общественное сознание имеет определённую структуру, под которой понимается расчленённость сознания на составные элементы. Оно имеет два основных уровня: обыденный и теоретический (научный).

Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Как правило, оно отражает не сущность процессов и явлений, а их внешнее проявление. Складывается стихийно в процессе повседневной жизни, чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оценку действительности, то есть чувства и настроения людей, на основе которых вырабатываются соответствующие социальные установки и ценностные ориентиры.

Теоретическое сознание выступает как специально разработанное учение, теория. Оно не «скользит» по поверхности явлений действительности, а отражает их суть. Оно не бывает «нейтральным», а отражает позиции определённых слоёв общества, то есть выступает в виде идеологии.

Идеология – это целостная система идей и взглядов, отражающая материальные и духовные условия жизни людей, а также цели, направленные на укрепление или изменение существующих в обществе отношений. Её особенность – лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания.

Другой сферой общественного сознания является общественная психология, которая представляет собой систему чувств, эмоций, убеждений, в которых отражаются материальные и духовные условия бытия людей. Определяющими в становлении общественной психологии выступают состояние экономики, культуры, образования, традиции, уровень жизни.

К основным формам общественного сознания относятся:

политическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества. Ключевая ценность – власть. Политическое сознание включает в себя политическую идеологию и психологию. Первое находит свое теоретическое выражение в Конституции, в программных заявлениях, лозунгах партий. Второе включает в себя чувства, настроения той или иной социальной группы, или общества в целом;

правовое сознание – это система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах. Это разнообразные чувства и понимание свободы, справедливости и несправедливости, прав и обязанностей в государстве. Ключевая ценность – закон;

нравственное сознание включает в себя чувства, идеалы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным благом, а также знание норм, правил поведения в обществе, обычаев и традиций, оценку поведения людей в общественном мнении.

Обыденное нравственное сознание или нравственность включает в себя

чувства и понимание долга, добра и зла, чести, достоинства, совести и

счастья. Нравственная идеология или этика выступает как теоретическое

выражение нравственных интересов, как учение о нравственностии нормах

поведения в обществе, то есть морали.

Ключевая ценность нравственности – добро, а морали – долг;

эстетическое сознание это особые чувства, вкусы, интересы, представления,

идеалы и теории. Обыденный уровень включает в себя эстетические чувства,

обыденное понимание красоты. Теоретический уровень или эстетика – это

теории, которые в своих категориях объясняют ценность явлений

действительности. Ключевая ценность – красота;

религиозное сознание – это социальные чувства, идеалы, интересы, взгляды, связанные с признанием потустороннего, сверхестественного мира.

В его основе лежит вера в сверхестественные силы и поклонение им.

Обыденный уровень – религия. Каждая из них включает в себя три элемента:

— мифологический, то есть веру в реальное существование сверхестественных

— эмоциональный, то есть религиозные чувства;

— нормативный, то есть требования по соблюдению религиозных обрядов.

Теоретический уровень – теология, то есть учение о Боге. Ключевая ценность

С конца XIX века в общественном сознании всё больше и больше утверждаются общечеловеческие ценности – уважение к человеческой жизни и достоинству, к иному образу жизни и мысли, добродетельное отношение к людям и природе.

filosofedu.ru

GreatPhilosophy

Закономерности развития общественного сознания.

Общественное сознание (ОС)

– сложная совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие, реальный процесс жизни людей. Основные закономерности развития общественного сознания по К. Марксу.

1. ОС зависит от общественного бытия и определяется материальным условиями жизни общества. Эта зависимость прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. Гносеологический аспект означает, что общественное сознание – духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразных соц. чувствах, настроениях, интересах, взглядах, теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей.

относительная самостоятельность от общественного бытия. Относительная самостоятельность ОС– эго способность отрываться от бытия общества и развиваться по свойственным ему специфическим законам в пределах конечной и общей зависимости общественного сознания от общественного бытия. Относительная самостоятельность ОС проявляется: — в преемственности духовного развития человечества, которые разрабатываются на основе достижения предшествующих эпох; — общественного сознания способно опережать общественное бытие (особо присуща науке и идеологии); — ОС может отставать от общественного бытия (пережитки прошлого которые особенно долго и упорно удерживаются в сфере общественной психологии); — в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воле; — во взаимодействии различных форм общественного сознания. Все виды ОС взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Т.о., указанные закономерности позволяют рассматривать ОС как целостный духовный феномен в его динамическом состоянии.

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем .

Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват .

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче .

www.greatphilosophy.ru

КРАТКО: Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития. Общественное бытие и общественное сознание, их соотношение

35. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития. Общественное бытие и общественное сознание, их соотношение

Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементы общественного сознания: обыденное сознание – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности; теоретическое – высшее обобщенное восприятие бытия; общественная психология; общественная идеология.

Обыденное и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключается целенаправленное планомерное формирование. Идеология является совокупностью теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп и формируется целенаправленно.

Общественное сознание зависит от общественного бытия. Однако эта зависимость не является абсолютной. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа. В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Общественное сознание не имеет своего надличностного мозга, а существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.

Содержание общественного сознания может существовать как в материальной, так и в идеальной формах.
>
>
КРАТКО ПО ФИЛОСОФИИ: проблемы, понятия, представители:

filosofii.ru

Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания

Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания.

Понятие общественного сознания.

Общественное сознание — это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность.

Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и кончая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.

Понятие общественного сознания выработано Марксом и Энгельсом в процессе материалистического объяснения истории и определяется ими в диалектической взаимосвязи с понятием общественного бытия. Парные категории «общественное бытие» и «общественное сознание» становятся научными понятиями и выполняют методологическую роль только тогда, когда рассматриваются в системе других категорий и законов, охватывающих существенные стороны и отношения общества как единого социального организма.

Развитие сознания происходит благодаря росту производительности и разделению труда, которое на определенной ступени становится разделением материальной и духовной деятельности. С этого момента общественное сознание приобретает относительную самостоятельность.

Анализируя общественное сознание в связи с другими сторонами и процессами общественной жизни, основоположники марксизма определяют его существенные черты:

1) общественное сознание есть отражение или осознание общественного бытия, охватывающее и природу и общество;

2) общественное сознание взаимодействует с общественным бытием, которое в этом взаимодействии выполняет определяющую роль.

Основные формы общественного сознания.

Формы общественного сознания — различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии.

В процессе познания сначала главным образом совершаются действия с познаваемыми предметами, в процессе совершения действий формируются чувства, представления, живое созерцание; мышление же характерно для наиболее развитой стадии познания. Конечно, в знании человека действия, чувства, мысли всегда находятся в единстве, но все же на разных стадиях, ступенях познания их соотносительная роль, соотносительное значение различны.

Соответственно и все формы общественного сознания существуют в их единстве. Однако в общем и целом, первая группа форм общественного сознания (мораль, политика, право) наиболее тесно, близко связана с общественным бытием. Более опосредствована, в общем и целом, связь с общественным бытием второй группы форм общественного сознания (эстетическое сознание, религиозное сознание), и еще более опосредствована связь с общественным бытием третьей формы общественного сознания (философии).

Все формы общественного сознания взаимодействуют между собой. Чем больше непосредственно та или иная форма общественного сознания связана с общественным бытием, тем непосредственнее в ней отражаются изменения общественного бытия. И наоборот, чем удалённее форма общественного сознания от общественного бытия, тем более опосредствованно в ней отражается общественное бытие.

Чем ближе форма общественного сознания к общественному бытию, тем меньше – при прочих равных условиях – отражение в ней общественного бытия опосредствуется отражением общественного бытия в формах, более удалённых от общественного бытия. И наоборот.

Уровни общественного сознания.

Общественное сознание имеет три уровня — психологический, обыденный (эмпирический) и духовный (теоретический, интеллектуальный, разумный). Каждый уровень общественного сознания характеризуется своими типичными субъектами, интересами, методами познания, формами знания, характером воспроизведения и развития общественного бытия. В уровнях общественного сознания тесно переплетены познавательная (отражение, воображение, оценка) и управленческая (проектирование, регуляция, корректировка) стороны.

Психологический, обыденный, духовный уровень сознания свойственен и индивиду, и социальной группе, и народу, и человечеству. Говоря об общественной психологии, общественном обыденном сознании, общественном духовном сознании, мы имеем в виду именно общественное сознание, т.е. сознание данного общества, которое складывается из индивидуальных, классовых, национальных сознаний, каждое из которых включает в себя психологический, обыденный, духовный уровень.

Общественная психология — это совокупность чувств, чувственных представлений, настроений, привычек, присущих социальным общностям, классам, людям, из которых состоит народ данного общества. Общественная психология формируется под влиянием общественного бытия и общественного воспитания.

Общественное обыденное сознание (обыденное сознание общества) складывается под влиянием общественной психологии и духовного сознания. Обыденное сознание общества представляет собой совокупность взглядов (суждений), умозаключений, понятий, соответствующих им способов мышления, обмена мнениями, присущих данному обществу людей. В обыденном сознании общества можно выделить обыденное сознание групп, классов, страт, правящей элиты и т.п., которые вместе образуют обыденное сознание народа (общества).

Духовное сознание образует высший уровень сознания общества, субъектом которого является преимущественно интеллигенция. Оно представляет собой процесс духовного производства (производства духовных ценностей), осуществляемый в рамках общественного разделения труда духовными работниками. Духовный уровень распадается на четыре ветви — художественную (эстетическую), научную, мировоззренческую, идеологическую, воспитательную.

works.doklad.ru

Сущность и законы развития общественного сознания

Общественное сознание – совокупность индивидуальных сознаний (сознания индивидов, его носителей). В общественном сознании есть: всеобщее, родовое (свойственное духовному процессу жизни всей массы индивидов) и индивидуальное.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. Материалистическое понимание истории исходит из признания первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

Общие законы определяющей роли общественного бытия:

1) зависимость общественного сознания от общественного бытия

т.к. общественное сознание отражает общественное бытие, оно зависит от него. Зависимость общественного сознания от общественного бытия двойственна: зависит от труда как такового (непосредственная связь) и от производственных отношений (опосредованная связь).

Качественная сторона зависимости: содержательное сходство или соответствие.

Количественная – степень сходства\соответствия.

Важнейшая закономерность общественного сознания – непрерывный рост человеческого содержания.

2) относительная самостоятельность общественного сознания

как производное, вторичное общественное сознание обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Но при этом оно также обладает собственными закономерностями, присущими его собственной природе и выраженными в ряде тенденций:

1. отставание в конечном счете от общественного бытия

3. неравномерность развития уровней и форм сознания

относительная самостоятельность общественного сознания проявляется также в неравномерности развития форм общественного сознания: экономического, экологического, политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, научного, философского.

3) активное влияние общественного сознания на материальные процессы

будучи свободным от общественного бытия, общественное сознание не является пассивным, а оказывает активное влияние на материальные, в том числе экономические, процессы – и при определенных условиях может играть решающую роль.

Коренное различие между 2 противоположными взглядами на историю – активность сознания рассматривается ими либо как первичная, либо как вторичная. С позиций марксизма наибольшей активностью обладает социальное бытие, материальный труд.

Наибольшая активность сознания вообще, общественного в частности – способность опережать наличное бытие, предвосхищать будущее. Главное – обнаружение зачатков, ростков нового, того, что в данный момент не играет решающей роли. В этой способности предвосхищать будущее сознание реализует свою относительную самостоятельность, ибо оно лишь обнаруживает элементы, ростки будущего. То есть опережает только реализованную уже часть бытия.

Э.Фромм «переоткрыл» законы развития общественного сознания: социальный характер формируется экономическими условиями (по анализу Лютера, Кальвина. Гитлера). Этот характер – совокупность черт, свойственных той или иной социальной группе. В каждую историческую эпоху взаимодействуют экономический, психологический и идеологический факторы. Экономический – определяет психологическую структуру социальных групп, классов, их мысли, чувства, действия. Социальная группа регирует на экономические тенденции психологически. Но взаимосвязь 3 факторов не исключает их определенной самостоятельности. Экономический фактор, как ведущий, обладает наибольшей самостоятельность. Но психология и идеология, будучи зависимыми от экономики – оказывают на неё активное воздействие.

Дата добавления: 2015-06-15 ; просмотров: 312 . Нарушение авторских прав

studopedia.info