Полезные статьи

Законы и иные нормативные акты как правовые источники правоохранительной деятельности

Законы и иные нормативные акты как правовые источники правоохранительной деятельности

ъБЛПОПДБФЕМШУФЧП П РТБЧППИТБОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОБИ — ЬФП УПЧПЛХРОПУФШ ЪБЛПОПЧ Й ЙОЩИ РТБЧПЧЩИ БЛФПЧ тж Й УХВЯЕЛФПЧ тж, Б ФБЛЦЕ НЕЦДХОБТПДОЩЕ ДПЗПЧПТЩ, УПДЕТЦБЭЙЕ ОПТНЩ П РТБЧППИТБОЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ.

оПТНБФЙЧОЩЕ БЛФЩ ТБЪМЙЮБАФУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ АТЙДЙЮЕУЛПК УЙМЩ Й ЙИ УПДЕТЦБОЙС.

чУЕ ОПТНБФЙЧОЩЕ БЛФЩ РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ ЪБЛПОЩ, ЛПФПТЩЕ РТЙОЙНБАФУС ЪБЛПОПДБФЕМШОЩНЙ ПТЗБОБНЙ ЧМБУФЙ тж Й ЕЕ УХВЯЕЛФБНЙ, Й РПДЪБЛПООЩЕ БЛФЩ, ЛПФПТЩЕ ЙЪДБАФУС ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ ОБ ПУОПЧЕ Й Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЪБЛПОБНЙ.

рП АТЙДЙЮЕУЛПНХ ЪОБЮЕОЙА ОПТНБФЙЧОЩЕ БЛФЩ РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ:

— лПОУФЙФХГЙС тж — ЬФП ОПТНБФЙЧОЩК БЛФ ЧЩУЫЕК АТЙДЙЮЕУЛПК УЙМЩ. чУЕ ЙОЩЕ ОПТНБФЙЧОП-РТБЧПЧЩЕ БЛФЩ ДПМЦОЩ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ лПОУФЙФХГЙЙ Й Ч УМХЮБЕ ОЕУППФЧЕФУФЧЙС ОПТНБФЙЧОЩК БЛФ УЮЙФБЕФУС ОЕДЕКУФЧЙФЕМШОЩН. лПОУФЙФХГЙС УМХЦЙФ ВБЪПК ЧУЕЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ;

— жЕДЕТБМШОЩЕ ЛПОУФЙФХГЙПООЩЕ ЪБЛПОЩ — РТЙОЙНБАФУС РП ЧПРТПУБН, ХЛБЪБООЩН Ч лПОУФЙФХГЙЙ, ХУФБОПЧМЕОБ УРЕГЙБМШОБС РТПГЕДХТБ ЙИ РТЙОСФЙС;

— жЕДЕТБМШОЩЕ ЪБЛПОЩ, РТЙОЙНБЕНЩЕ РП ЧПРТПУБН ПТЗБОЙЪБГЙК Й ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС РТБЧППИТБОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОПЧ — ТБУЛТЩЧБАФ Й ДЕФБМЙЪЙТХАФ РПМПЦЕОЙС, ЙЪМПЦЕООЩЕ Ч лПОУФЙФХГЙЙ;

— лПОУФЙФХГЙЙ, ХУФБЧЩ Й ЪБЛПОЩ УХВЯЕЛФПЧ тж;

— хЛБЪЩ Й ТБУРПТСЦЕОЙС рТЕЪЙДЕОФБ тж РП ЧПРТПУБН ПТЗБОЙЪБГЙЙ Й ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС РТБЧППИТБОЙФЕМШОЩИ ПТЗБОПЧ, ЧИПДСЭЙИ Ч УЙУФЕНХ ЙУРПМОЙФЕМШОПК ЧМБУФЙ (нчд, жув, жуор);

— рПУФБОПЧМЕОЙС Й ТБУРПТСЦЕОЙС рТБЧЙФЕМШУФЧБ тж — ПОЙ ДПМЦОЩ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ ОЕ ФПМШЛП лПОУФЙФХГЙЙ тж Й ЖЕДЕТБМШОЩН ЪБЛПОБН, ОП Й ХЛБЪБН рТЕЪЙДЕОФБ тж;

— чЕДПНУФЧЕООЩЕ БЛФЩ — ОПТНБФЙЧОЩЕ БЛФЩ НЙОЙУФЕТУФЧ Й ЧЕДПНУФЧ, ЙЪДБЧБЕНЩЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ ТХЛПЧПДЙФЕМСНЙ НЙОЙУФЕТУФЧ Й ЧЕДПНУФЧ, ЧЩРПМОСАЭЙИ РТБЧППИТБОЙФЕМШОХА ЖХОЛГЙА (нЙОЙУФЕТУФЧП АУФЙГЙЙ тж, нчд тж). ьФЙ БЛФЩ НПЗХФ ОБЪЩЧБФШУС ЙОУФТХЛГЙЕК, РТЙЛБЪПН, ТБУРПТСЦЕОЙЕН Й Ф.Р;

— пВЭЕРТЙЪОБООЩЕ ОПТНЩ НЕЦДХОБТПДОПЗП РТБЧБ Й НЕЦДХОБТПДОЩЕ ДПЗПЧПТЩ, ЛБУБАЭЙЕУС РТБЧППИТБОЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ЪБЛМАЮЕООЩЕ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У лПОУФЙФХГЙЕК тж Й ЖЕДЕТБМШОЩНЙ ЪБЛПОБНЙ ПФ ЙНЕОЙ тж Й ПДПВТЕОЙС Ч ХУФБОПЧМЕООПН РПТСДЛЕ РТЙПВТЕФБАФ ПВСЪБФЕМШОХА УЙМХ ОБ ЧУЕК ФЕТТЙФПТЙЙ тПУУЙЙ;

— бЛФЩ ЧЩУЫЙИ УХДЕВОЩИ ПТЗБОПЧ, ОЕ СЧМСАЭЙЕУС ЙУФПЮОЙЛБНЙ РТБЧБ, ОП ЙНЕАЭЙЕ ВПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ДМС ПУХЭЕУФЧМЕОЙС РТБЧППИТБОЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ: РПУФБОПЧМЕОЙС рМЕОХНБ чЕТИПЧОПЗП УХДБ тж, РПУФБОПЧМЕОЙС рМЕОХНБ чЩУЫЕЗП БТВЙФТБЦОПЗП УХДБ тж — ТБЪЯСУОЕОЙС РП ЧПРТПУБН УХДЕВОПК РТБЛФЙЛЙ, ПВСЪБФЕМШОЩЕ ДМС ЧУЕИ ОЙЦЕУФПСЭЙИ УХДПЧ ПВЭЕК АТЙУДЙЛГЙЙ ЙМЙ БТВЙФТБЦОЩИ. рПУФБОПЧМЕОЙС рМЕОХНБ чЕТИПЧОПЗП УХДБ ууут НПЗХФ ВЩФШ ДЕКУФЧХАЭЙНЙ Ч УМХЮБЕ ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙС ЙИ ДЕКУФЧХАЭЕНХ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧХ. рП ДБООПНХ ЧПРТПУХ НПЗХФ ВЩФШ ТБЪЯСУОЕОЙС рМЕОХНБ чЕТИПЧОПЗП УХДБ тж ЙМЙ рМЕОХНБ чЩУЫЕЗП БТВЙФТБЦОПЗП уХДБ тж. лТПНЕ ЬФПЗП, ЧЩУЫЙЕ УХДЕВОЩЕ ПТЗБОЩ РТЙОЙНБАФ БЛФЩ ПТЗБОЙЪБГЙПООПЗП ИБТБЛФЕТБ (рПМПЦЕОЙЕ П ОБХЮОП-ЛПОУХМШФБГЙПООПН УПЧЕФЕ, ХФЧЕТЦДЕООПЕ РПУФБОПЧМЕОЙЕН рМЕОХНБ чЕТИПЧОПЗП УХДБ тж);

— рПУФБОПЧМЕОЙЕ лПОУФЙФХГЙПООПЗП УХДБ тж РП ЧПРТПУБН УППФЧЕФУФЧЙС лПОУФЙФХГЙЙ тж ЛПОЛТЕФОЩИ ОПТНБФЙЧОП-РТБЧПЧЩИ БЛФПЧ П РТБЧППИТБОЙФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ.

дМС РТБЧЙМШОПЗП РТЙНЕОЕОЙС ОПТНБФЙЧОПЗП БЛФБ ПВСЪБФЕМШОП, ЮФПВЩ ПТЗБОЩ Й ДПМЦОПУФОЩЕ МЙГБ ЙНЕМЙ ЧПЪНПЦОПУФШ ТХЛПЧПДУФЧПЧБФШУС ФПЮОЩН, ОЕ ХУФБТЕЧЫЙН, ОЕЙУЛБЦЕООЩН ФЕЛУФПН УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП БЛФБ.

cde.osu.ru

Законодательство о правоохранительных органах

1 . Законодательство о правоохранительных органах — это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов.
2. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на:

• Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;
• федеральные законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;
• указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);
• постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;
• акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции РФ. Министерство внутренних дел РФ и г. п.). Указанные акты могут иметь различные названия: инструкции, приказы, распоряжения и т. п.;
‘ общепризнанные нормы международного права и международные договоры РФ, касающиеся правоохранительной деятельности и имеющие большую юридическую силу, чем федеральные законы, и применяющиеся преимущественно перед последними.

Не являются источниками права, однако имеют большое значение для осуществления правоохранительной деятельности:

• разъяснения по вопросам судебной практики, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ в форме постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Указанные постановления обязательны для всех нижестоящих судов (постановления Пленума Верховного Суда РФ — для судов общей юрисдикции и военных судов, а постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ — для арбитражных судов). Применяются также и постановления Пленума Верховного Суда СССР, если они не противоречат действующему законодательству и по затрагиваемым ими вопросам не даны иные разъяснения Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ принимают также и акты организационного характера (например, Положение о Научно-консультационном совете, утвержденное постановлением Пленума Верховного Суда РФ);
• постановления Конституционного Суда РФ. касающиеся вопросов соответствия Конституции РФ определенных нормативно-правовых актов о правоохранительной деятельности.

3. Классификация нормативно-правовых актов о правоохранительных органах в зависимости от их содержания:

• акты общего характера: Конституция РФ, Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 (в ред. от 25.07.2002) и т. п. Указанные акты имеют значение для организации и функционирования всех правоохранительных органов, определения принципов правоохранительной деятельности. Так, Конституция РФ определяет основные (конституционные) права и свободы личности (гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»), многие из которых имеют прямое отношение к правоохранительной деятельности (право на жизнь и личную неприкосновенность, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. п.). Кроме того, гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть» определяет основные принципы организации, функционирования и комплектования судебных органов. Важное значение имеют и другие положения Конституции РФ;
акты о правосудии ч судебной власти: Федеральные конституционные законы «О судебной системе РФ» от 31.12.96 (в ред. от 15.12.2001) и «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.94 (в ред. от 15.12.2001), Закон Российской Федерации «О статусе судей» от 26.06.92 (в ред. от 15.12.2001) и т. п. Указанные акты определяют общие принципы осуществления правосудия, вопросы организации и функционирования судебной власти, принципы и порядок осуществления конституционного контроля, вопросы статуса судей и пр.;
акты об организационном обеспечении деятельности судов, органах, осуществляющих эту деятельность, их организации и функционировании: уже упоминавшиеся Законы «О судебной системе РФ», «О Конституционном Суде РФ», Федеральные законы «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 08.01.98, «О судебных приставах» от 21.07.97 (в ред. от 07.11.2000), «О третейских судах» от 24.07.2002, «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 и т. п. Указанные акты направлены на обеспечение нормальных условий функционирования судебной системы;
акты о прокуратуре и прокурорском надзоре: Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.92 (в ред. от 25.07.2002), Положение о военной прокуратуре, принятое Верховным Советом СССР 04.08.81, и т. п. Указанные акты определяют организацию, порядок формирования и полномочия органов прокуратуры, принципы, порядок осуществления прокурорского надзора, средства-прокурорского реагирования, статус прокурорских работников и другие вопросы прокурорского надзора и прокуратуры;
акты о выявлении и расследовании преступлений: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 (в ред. от 25.07.2002), Закон Российской Федерации «О милиции» от 18.04.91 (в ред. от 25.07.2002), Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» от 03.04.95 (в ред. от 25.07.2002) и мн. др. Эта группа нормативных актов определяет вопросы организации и деятельности большого круга органов по выявлению и расследованию преступлений (милиции, ФСБ, следователей прокуратуры, налоговой полиции и т. п.), их полномочия и обязанности в сфере выявления и расследования преступлений, процедуру расследования преступлений;
акты об организации юридической помощи: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые Верховным Советом РФ 11.02.93 (в ред. от 30.12.2001), Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ и др. Эти акты регулируют вопросы организации и деятельности различных органов, оказывающих юридическую помощь (адвокатура, нотариат), определяют полномочия, права и обязанности указанных органов.

opokar.peterlife.ru

1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ КУРСА

Под законодательными источниками курса понимается Конституция РФ и иные правовые акты, в которых содержатся нормы различных отраслей права, регулирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности.

По сложившейся терминологии законодательные акты принято делить на законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты.

Законы можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп.

Конституция РФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ и других высших судов.

Федеральные конституционные законы, т. е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам.

Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы РФ и другие соответствующие кодифицированные акты.

Законодательные акты субъектов РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.

К этой группе актов в силу своих юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами.

Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормо-творческой деятельности главы государства и Правительства РФ и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе:

– указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории страны, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам;

– указы Президента, имеющие отношение к деятельности судебных органов;

– постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся во исполнение законов и указов Президента РФ;

– ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов;

– постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ.

Все законы, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальные источники опубликования законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, постановлений и определений Конституционного Суда РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета».

Ведомственные акты публикуются в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств»; разъяснения высших судебных инстанций – в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; международные правовые акты – в «Бюллетене международных договоров».

www.nnre.ru

Законы и иные нормативные акты о судебной власти и правоохранительных органах

Законы представляют собой основу формирования судебной и правоохранительной систем России. К ним относятся федеральные конституционные и федеральные законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Вопросам организации судебной власти и построения судебной системы посвящены: Федеральные конституционные законы от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральные законы от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и др.

Организацию и деятельность нотариата и адвокатуры регламентируют Основы законодательства Российской

Федерации о нотариате от 11 февраля 1994 г. № 4462-1 [1] и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Φ3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Особое место в системе нормативных актов занимают кодифицированные нормативные акты: АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, в которых содержатся положения об организации суда и правоохранительных органов. Это, в частности, нормы, закрепляющие принципы правосудия, подведомственность и подсудность споров и дел, компетенцию судов различных инстанций. Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит нормы, посвященные органам дознания и предварительного следствия и их компетенции.

Некоторые вопросы организации судебной власти и правоохранительных органов разрешаются законами субъектов РФ. В частности, все субъекты РФ приняли законы о мировых судьях, многие регионы имеют законы о порядке согласования при назначении на должность прокурора субъекта РФ.

Подзаконные нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ и законам РФ (ст. 90 и 115 Конституции РФ). К их числу можно отнести: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ; 3) ведомственные нормативные акты.

Указами Президента РФ регулируется значительный круг отношений, возникающих в связи с организацией и деятельностью правоохранительных органов (например, Указы Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного Комитета Российской Федерации» и от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»).

Постановлениями Правительства РФ, осуществляющего руководство подчиненными органами исполнительной власти, также решаются отдельные вопросы организации и деятельности государственных органов.

Отдельную группу актов органов исполнительной власти составляют ведомственные нормативные акты, которые издаются Генеральным прокурором РФ, руководителями федеральных министерств и служб в форме приказов, распоряжений, инструкций, правил, положений. Если эти акты касаются прав и интересов граждан, они приобретают силу только после регистрации их в Минюсте России и открытого опубликования в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Такие нормативные акты публикуются также в ведомственных журналах (например, «Законность» – орган Генеральной прокуратуры РФ, «Российская юстиция» – орган Минюста России и Верховного Суда РФ и др.).

К источникам, на которых базируется данный курс, можно отнести акты (постановления, заключения, определения) Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, решения Всероссийского съезда судей и постановления Совета судей РФ. Их тексты публикуются в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» или «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», журнале «Российская юстиция».

Особую группу в системе нормативной базы курса составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Для России важнейшими из них являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. и ратифицированная Россией 30 марта 1998 г., Всеобщая Декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.

  • [1] В ближайшее время планируется принятие Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности».

studme.org

2. Нормативно-правовые источники курса

Нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы конституционного, административного, процессуального и других отраслей права, регулирующие построение суда, прокуратуры, адвокатуры и иных правоохранительных органов и организаций являются основными источниками правового регулирования деятельности правоохранительных органов.

Все нормативно-правовые акты, содержащие обязательные правила поведения, взаимосвязаны между собой в порядке подчиненности и образуют определенную иерархию, подразделяясь на законы и подзаконные акты, которые располагаются по значимости в зависимости от характера государственного органа, издающего тот или иной нормативный акт.

Первую группу нормативных актов составляют законы — Конституция Российской Федерации и конституции республик в ее составе, а также уставы других субъектов Российской Федерации.

Законы обладают высшей юридической силой, что закреплено в Конституции, п. 2 ст. 4 которой гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Среди данной группы важнейшим универсальным правовым актом, относящимся ко всем правовым дисциплинам, является Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой. Все другие законы РФ должны ей соответствовать и не могут ей противоречить.

Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.

Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы вышей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата. Установление, содержащееся в ст. 2 Конституции РФ, находит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых в последние годы, в частности в УК РФ, нормы которого применяют большинство органов уголовной юстиции.

Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществления правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:

* обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

* неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

* при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе.

Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В этой же главе определены принципы организации и деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие, ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности. Так, ст. 23 и 25 Конституции РФ допускают ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц только на основании судебного решения. Поскольку уголовно-процессуальное законодательство подобных норм не содержит, суды рассматривают материалы о необходимости таких ограничений прав граждан на основании этих конституционных положений. То же самое касается применения ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против своего супруга и близких родственников. В связи с отсутствием соответствующей нормы в УПК РСФСР следователи, судьи обязаны при допросе разъяснять содержание ст. 51 Конституции РФ. Таким образом, некоторые положения Конституции РФ в настоящее время являются нормами прямого действия.

Следующую иерархическую ступень занимают федеральные конституционные законы, принятые в развитие конституционных положений.

Так, важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные начала ее деятельности являются, помимо Конституции РФ, Закон «О статусе судей в Российской Федерации», Закон «О судоустройстве РСФСР», Федеральный Закон «О судебной системе Российской Федерации». Два последних закона взаимодополняют друг друга, поскольку, хотя Закон о судебной системе был принят в 1996 году, а Закон о судоустройстве — в 1981 году, часть положений, закрепленных Законом о судоустройстве, не вошла в новый закон, не была им изменена и, следовательно, продолжает действовать в настоящее время.

Закон «О судебной системе РФ» закрепил понятие «судебная власть», раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе определена судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов.

Как уже указывалось, часть норм Закона «О судоустройстве РСФСР» продолжает действовать и в настоящее время. Это прежде всего относится к разделу 5 Закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определяются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру судов общей юрисдикции, организацию их работы.

Закон «О статусе судей в РФ» закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.

Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. В нем закреплен порядок образования Конституционного Суда РФ, его структура, особенности производства по отдельным категориям дел. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организационное обеспечение.

Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом «О прокуратуре Российской Федерации». Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, по существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры.

Организация органов безопасности определяется федеральными законами «О безопасности», который дает понятие безопасности, перечисляет объекты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность, «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «О внешней разведке», «О федеральных органах правительственной связи и информации», «О государственной охране». Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.

Задачи, компетенция, система и структура органов налоговой службы и налоговой полиции определяются законами «О государственной налоговой службе в РСФСР» и «О федеральных органах налоговой полиции». Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает понятие таможенного дела, систему таможенных органов, их структуру, полномочия.

Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируется рядом законов. В первую очередь это Закон «О милиции», определяющий ее задачи, подразделение на милицию общественной безопасности и криминальную, подразделения, входящие в каждую из них, права и обязанности работников милиции. Организация, задачи и компетенция других подразделений регламентируется законами «О пожарной безопасности», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и некоторыми другими. Другие касаются более узких сторон деятельности правоохранительных органов, например Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Еще одну группу законов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».

Еще более низшую ступень занимают указы Президента РФ, поскольку в ст. 90 Конституции РФ сказано, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Указами Президента РФ, например, утверждены положения о милиции общественной безопасности, о ФСБ, о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

К нормативной базе относятся также постановления Правительства Российской Федерации. Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Правительством РФ утверждено, к примеру, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.

Нормативный характер носят ведомственные акты — приказы, инструкции, издаваемые Генеральным прокурором РФ, министрами внутренних дел, юстиции и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона.

Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией. Общепризнанные нормы, принципы международного права, как правило, входят в законодательство Российской Федерации, но некоторые имеют и самостоятельное значение. К примеру, порядок оказания правовой помощи, сношения судов, органов расследования России с соответствующими учреждениями других государств.

www.bibliotekar.ru