Полезные статьи

Законов в рф примеры

Виды законов в Российской Федерации

Закон — нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:
• федеральные законы;
• законы субъектов федерации.

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:
• федеральные законы;
• федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).

Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего.числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе — не ограничены, Советом Федерации — 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ — 14 дней. Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) — преодоление вето Совета Федерации — и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным если и государственная Дума, и Совет федерации вновь примут данный Законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа — то есть сооветственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон течение 7 дней.

4. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:
• о военном положении;
• о чрезвычайном положении;
• о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
• о изменении статуса субъекта РФ;
• о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
• о референдуме;
• о судебной системе;
• о судах основного звена;
• о Конституционном Суде РФ;
• о Верховном Суде РФ;
• о Высшем арбитражном суде РФ;
• о Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации. Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.

5. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов РФ.

psyera.ru

«На благо народа». Какие реформы не принесли пользы, а навредили России

Чиновники непродуманными и поспешными решениями экспериментируют на людях.

На прошлой неделе в Российском футбольном союзе (РФС) создали рабочую группу по анализу перехода на систему «осень — весна». Мол, болельщики уже не один год мучаются на холодных трибунах, футболисты играют чуть ли не в сугробах. Когда 3 года назад переходили на эту систему, никому и в голову не пришло, что именно так случится?! Теперь вот решили отыграть всё назад? Примерно по такой схеме в последнее время в нашей стране ставятся и другие эксперименты на людях.

Деньгами не измерить

Когда футбольная реформа только намечалась, это объяснили необходимостью синхронизировать наши трансферные окна с европейскими. В итоге классных игроков наши клубы купить могут, а удержать — нет. Не готовы звёзды играть в лужах! Да и только самые неистовые фанаты в марте приходят на стадион. «Ни одного ощутимого плюса от перехода я не вижу. Никаких современных крытых тёплых стадионов, как обещали. А июнь-июль? Выпало лучшее для футбола в России время», — уверен Илья Казаков, футбольный комментатор.

«Ошибочка вышла» — сказать так можно про очень многие инициативы. Вообще в нашей стране государственные решения отменяют так же легко, как принимают. Взять хотя бы многострадальное зимнее время. Разговоры о его возвращении идут давно, в Госдуме уже даже сочинили на эту тему законопроект, а просыпаемся мы всё равно в темноте. Медики бьют тревогу: у населения из-за «заморозки» летнего времени происходят сбои в организме и психике. Никакими деньгами эти убытки от «временного» закона не подсчитать.

Введение и отмена «непроработанных» норм стоят стране миллионы, а нам — кучу нервов. Но есть ещё и те нормы, которые отменять пока никто не спешит, что обходится ещё дороже.

Обескровить медицину

​Чего только стоит реформа здравоохранения! В некоторых городах дошло до протестов, потому что сельские, поселковые и даже районные больницы и роддома закрываются, а местным жителям предлагают искать медпомощь за сотни километров. «Не дело, когда горожане по 3-4 месяца ждут приёма у пульмонолога, эндокринолога и других узких специалистов. Мало хорошего и на селе, где бабушка раньше делала уколы в медпункте родной деревни, а теперь ей для этого нужно ехать за 50 км, — подвёл итог реформы Юрий Мищеряков, мэр Оренбурга. — Может, всё вернуть на свои места, передать здравоохранение в муниципалитеты?!»

А вот ещё пример «здравомыслия» — федеральный закон о донорстве крови, который начал действовать в январе 2013 г. Фактически он отменил денежные компенсации для доноров и заменил их диетическим питанием. Тогда врачи убеждали чиновников, что это решение в буквальном смысле обескровит медицину. Выплаты были возвращены, только их финансовое бремя легло на плечи региональных бюджетов. «Эсеры» в Госдуме попытались исправить эту ситуацию на законодательном уровне, но увы. «Минздрав весной 2013 г. выпустил приказ, в котором сказал, что если донор обращается с письменным заявлением, то денежную компенсацию выдать можно. Таким образом, мы, как Госдума, установили запрет, предоставив делать исключения Минздраву, а Минздрав использовал эти исключения для того, чтобы снять этот запрет», — поясняет на пальцах абсурдность происходящего Александр Тарнавский, депутат ГД.

​Экспериментами над нашим здоровьем чиновники не ограничиваются. Споры о ЕГЭ уже набили оскомину, но недавно президент подарил противникам этой системы надежду: вернул школьные сочинения в выпускные экзамены. Правда, не вместо, а вместе с ЕГЭ. «Ситуация меняется, и те люди, которые совсем недавно говорили о том, что ЕГЭ — это высшее достижение образовательной политики, теперь предлагают его совершенствовать», — обнадёжил Олег Смолин, первый зампред Комитета ГД по образованию.

Депутат считает, что ещё одна проблема в том, что старше­классники перестали учить предметы, по которым они не будут сдавать ЕГЭ. «В результате мы получаем ситуацию, когда 32% населения России считают, что Солнце — это спутник Земли, — сказал О. Смолин. — Когда введём с 2020 г. новый образовательный стандарт для старшей школы, который позволит вообще не изучать физику, химию, биологию, таких людей станет намного больше. Пока не поздно, надо исправлять этот стандарт».

Люди или койки?

Чтобы врачи шли работать на село, им дают подъёмные в 1 млн руб. И в то же время в глубинке закрывают больницы! Как такое может быть?

— В нашей поселковой больнице прошлой осенью закрыли стационар на 25 коек, — рассказывает врач из городского округа Шахунья Н­ижегородской области Сергей Д. — Он никогда не пустовал! Теперь на 5 тысяч жителей, в том числе на 539 детей, есть только семь коек дневного стационара при поселковой поликлинике. Конкурс на место — как в МГУ! Местные жители молятся, чтобы последние док­тора в областной центр работать не уехали. А врачи не знают, как жить: меньше коек — значит, меньше зарплата.

Прессуют нас нещадно. Мой коллега был уволен только за то, что спросил местных начальников: «Зачем же вы сначала купили новые рентген-аппараты и УЗИ, обновили систему обработки инвентаря, а затем позакрывали целые отделения больниц?»

Наш населённый пункт вытянут на 6 км, поселкового транспорта нет. И вот представьте себе, как люди в мороз (а иногда у нас и до -30° доходит) идут утром в больницу, а вечером обратно? Как долго больной выдержит такое «лечение»? И это вы называете оптимизацией и модернизацией? А я считаю, что сокращение, а точнее, уничтожение поселковых и районных больниц в глубинке — это преступление против собственного народа.

Миллионы на алкоголиков

Ещё один пример «экспертной непроработанности» — запрет на ночную торговлю алкоголем. Сейчас по закону предприятиям розничной торговли запрещено продавать алкоголь с 23 до 8 часов. Дальше регионы устанавливают свои рамки, кто во что горазд. Например, в Питере Заксобрание меняло время ночного сухого закона трижды за четыре месяца! А в Омске вообще стали поговаривать об его отмене из-за палёной водки. Местное Минэкономики подсчитало, что продавцы нелегального алкоголя заработали за 10 месяцев 2013 г. 1,7 млрд руб., бюджет недо­получил 25 млн руб. налогов, а количество умерших от отравления алкоголем возросло на 8,3%. Вот вам и борьба с алкоголизмом. Впрочем, эта борьба по-прежнему требует жертв — как минимум финансовых. На днях в МВД предложили разрешить полицейским тестировать на алкогольное опьянение не только водителей, но и всех, кто совершил какое-либо административное нарушение. Эксперты уже подсчитали, что для этого потребуется более 11,4 тыс. приборов стоимостью более 572 млн руб.

Вообще можно бесконечно перечислять «экспериментальные» законы, которые отравляют нашу жизнь. Работа идёт, принтер печатает законы, а депутаты, надувая щёки, их сначала принимают, а потом отменяют. И ведь за подготовку этих законов чиновники и депутаты исправно получают немаленькую зарплату. Может, они поднатужатся и сочинят ещё один закон — о запрете принимать непродуманные государственные решения и о материальной ответственности для бракоделов от законодательства?

www.aif.ru

Много законов — это правовой нигилизм и «минус» для экономики и судов

В России постоянно умножается количество новых законодательных актов. Большинство из них вносят поправки в уже существующие и действующие законы и кодексы. Так законодатель изменяет правовое поле, тем самым часто затрудняя действие субъектов правоотношений.

Чем объяснить такое активное законотворчество? Вероятно, мы считаем, что мало законов в какой-либо области — это показатель плохой системы, что любые правовые лакуны и коллизии можно разрешить только путем создания новых законов. Может быть, такой подход является следствием узкопозитивисткого сознания, унаследованного с советского времени. Словом, зарегулированность — это лучше, чем неурегулированность. Но так ли это?

Количество изменений, внесенных в кодексы РФ, неприятно впечатляет

За одно десятилетие было введено три редакции АПК РФ (1992, 1995, 2002 гг.). За последние восемь лет в последнюю редакцию АПК 2002 года были внесены 130 поправок с помощью 13 федеральных законов.

ГПК РФ с 2002 г ода до настоящего времени 27 раз редактировался.

В УПК РФ, который пришел на смену советскому УПК лишь в 2002 году, новыми 60 федеральными законами были внесены более 600 поправок.

УК РФ, который был принят в 1996 году, 80 раз подвергался корректировкам, общее их количество достигает 1200 и даже чуть больше.

В Кодекс об административных нарушений (КоАП) 130 раз вносились изменения. Иногда в день одновременно два ФЗ вносили поправки в Кодекс.

Менялось не только законодательство, но и арбитражная система в целом, а также основы уголовного процесса

Изменения арбитражной системы выражались в том, чтобы были введены арбитражные апелляционные суды, приняты главы 27.1 (дела о присуждении компенсации за нарушения разумного срока), 28.1 (корпоративные иски) и 28.2 (групповые иски).

Коррективы в области уголовного процесса внесла гл.40.1 УПК РФ. Она ввела досудебное соглашение о сотрудничестве.

Естественно, эти факторы в совокупности с постоянными изменениями законодательства, негативно влияют как на устойчивость гражданского оборота, так и на саму судебную систему.

Госдума принимает сотни новых законов в год. Помогает ли это реформировать судебную систему?

По данным сайта Госдумы, за 2009 год в России начали действовать 385 федеральных законов и 9 ФКЗ.

В январе 2010 года Госдума одобрила 12 законопроектов, из которых в этом же месяце Президентом было подписано всего 2 федеральных закона и 1 ФКЗ. По данным ИПП «Гарант», в феврале было принято 16 федеральных законов, в марте — 22 федеральных закона и 1 ФКЗ, в апреле — 31, в мае — 43.

Получается, что за первые 5 месяцев 2010 года в России появились 116 новых ФЗ и ФКЗ и это, не считая Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Письма ЦБ РФ, Решения Министерств и многочисленные законы, которые принимаются на уровне субъектов РФ.

Если обратиться к истории, то мы заметим интересную тенденцию: пик законодательной активности пришелся на время действия четвертого Созыва Государственной Думы (2004-2007 гг.). За три года она приняла 1076 законодательных актов, из которых 25 ФКЗ.

Депутаты третьего Созыва (2000-2003) были менее активны и приняли 756 ФЗ и 18 ФКЗ, в схожем темпе работали депутаты второго Созыва (1996-1999), принявшие 736 ФЗ и 5 ФКЗ. За период функционирования четвертого созыва Государственной Думы (2004-2007) 75 раз подвергался изменению Кодекс об административных нарушениях (КоАП), БК изменялся 23 раза. За эти три года только во вторую часть НК РФ 96 раз вносились изменения.

Подобное хаотичное изменение налогового законодательства негативно сказывается на субъектах предпринимательской деятельности и на притоке инвестиций из-за границы.

Не удивительно, что реформирование судебной системы в России проходило в разнонаправленном векторе.

Три этапа судебной реформы. Как концепция выхолащивалась и свелась к вопросам о финансах и статусе судей

Первый этап — 1991-1993 годы. В начале появилась Концепция судебной реформы. В 1990-1991 годах над ней работали ученые, адвокаты, судьи, депутаты (Б.А. Золотухин, С.Е. Вицин, И..Михайловская, Т.Г. Морщакова, И.Л. Петрухин, В.М. Савитский, С.А.Пашин). Важно, что реформа не была инициирована «сверху».

Правда, позднее был создан Совет по судебной реформе при Президенте РФ во главе с С.Е. Вициным. Началась разработка проекта нового УПК (совместно с Институтом государства и права РАН и НИИ Прокуратуры РФ), чуть позже была создана рабочая группа при Министерстве Юстиции РФ по подготовке проекта ГПК РФ во главе с С.Б. Рамазином. Но вскоре, ситуация изменилась.

После выборов в Госдуму в 1993 году сменилось руководство по законодательству. Постепенно инициатива перешла к руководству высших судов и судейского сообщества. Но теперь после принятия Закона о статусе судей, их требования сосредоточились в основном на вопросах финансирования и полного выхода судов из-под опеки Министерства Юстиции.

Отсутствие сильных внешних центров, которые бы подталкивали реформу, сказалось на том, что главными вопросами для руководства судебной системы оставались вопросы о финансах и создании собственных управляющих структур. Параллельно стали вводиться законодательные ограничения статуса судей.

Второй этап (1994-1999 годы) проводился усилиями руководства судов. Главная цель состояла в отстаивании экономической независимости судебной власти путем создания Судебного Департамента при Верховном Суде и отделения от Министерства Юстиции России.

Третий этап (2001-2004 годы) реформ в России был инициирован В. Путиным. Он хотел усилить подотчетность судов путем введения дисциплинарного наказания для судей и упрощения процедуры снятия иммунитета от уголовного преследования, привлечения судей к уголовной ответственности.

За это время в законодательство, касающееся судебной системы, были внесены более 130 поправок.

Если в Конституцию часто вносятся поправки, значит ее не уважают и не чтят

Нестабильность законодательства это прямой результат правового нигилизма — чем меньше мы уважаем законы, тем чаще мы их корректируем.

Пример с самым главным законом России — с Конституцией — показателен. С момента всеобщего принятия Конституции на референдуме 12 декабря 1993 г., в нее было внесено 14 поправок, одна из которых лишила народ права избирать глав субъектов РФ, что противоречит духу федерального государства.

Для сравнения: Конституция США, которая была провозглашена Конституционным Конвентом 17 сентября 1987 г., имеет всего 27 поправок. При этом самые важные поправки — первые десять (Билль о правах) — были ратифицированы одновременно с самой Конституцией.

Уважение к источнику возникает тогда, когда в нем заложен принцип устойчивости и противостояние конъектуре и веянием времени. Иначе мы наблюдаем пренебрежение содержанием.

Много законов и изменений в них — тормоз для развития экономики и независимости суда

Избыточная нормативность и постоянные изменения законодательства препятствуют развитию экономической и политической конкуренции.

Повышается общая инертность сознания, так как в условиях патерналистского государства здоровая инициатива людей не находит себе места, что препятствует развитию гражданского общества. Также это влияет на свободу судейского усмотрения и независимость суда.

Автор: Денис Примаков, исследователь Института проблем правоприменения при Европейском Университете в Санкт-Петербурге

pravo.ru

Полный сборник законов Российской Федерации. Действующие редакции в 2011–2012 годах. С изменениями и дополнениями

Данное электронное издание от «Книжного мира» представляет собой полный сборник законов Российской Федерации (действующие редакции в 2011–2012 годах).

В электронное издание вошли законы РФ:

  • «О защите прав потребителей»
  • «О полиции»
  • «О милиции»
  • «О налогах на имущество физических лиц»
  • «О недрах»
  • «О плате за землю»
  • «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»
  • «О средствах массовой информации» (о СМИ)
  • «Об образовании»
  • «О банках и банковской деятельности»
  • «О бухгалтерском учете»
  • «О валютном регулировании и валютном контроле»
  • «О ветеранах»
  • «О воинской обязанности и военной службе»
  • «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
  • «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
  • «О гражданстве Российской Федерации»
  • «О жилищных накопительных кооперативах»
  • «О землеустройстве»
  • «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
  • «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  • «О некоммерческих организациях»
  • «О несостоятельности (банкротстве)»
  • «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
  • «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
  • «О прокуратуре Российской Федерации»
  • «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  • «О противодействии терроризму»
  • «О рекламе»
  • «О рынке ценных бумаг»
  • «О связи»
  • «О системе государственной службы Российской Федерации»
  • «О статусе военнослужащих»
  • «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
  • «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
  • «О техническом регулировании»
  • «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  • «Об акционерных обществах» (АО)
  • «Об альтернативной гражданской службе»
  • «Об аудиторской деятельности»
  • «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
  • «Об исполнительном производстве»
  • «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
  • «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ООО)
  • «Об общественных объединениях»
  • «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ)
  • «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО)
  • «Об оружии»
  • «Об охране окружающей среды»

А также Конституция Российской Федерации с постатейными комментариями.

Для широкого круга пользователей: директоров, юристов, судей, работников органов юстиции и правоохранительных органов, нотариусов, адвокатов, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.

www.nd.ru

5 законов, которые привели к бунтам

Цицерон сказал: «Несправедливые законы не создают право». Однако в каждом правиле есть исключения, и иногда нормативные акты не обеспечивают должное регулирование общества, а только создают дополнительные трудности. Примеры – в этом топе.

1 Чайный закон (1773)

Чайный закон был одним из законов Чарльза Тауншенда, который ввел пошлины на различные товары, ввозимые в Северную Америку. К 1767 году сохранился только один акциз – акциз на чай. А в 1768 году ситуация усугубилась еще и тем, что парламент Англии дал монопольное право Британской Ост-Индской компании на импорт чая, с которой не взимался налог.

Так, 16 декабря 1773 случилось Бостонское чаепитие. Организация «Сыны свободы» затопила весь груз чая Ост-Индской компании, который находился на их кораблях. Всего в «чаепитие» участвовало около 130 возмущенных жителей Бостона, которые, в конечном счете, уничтожили 342 ящика – примерно 227 тысяч килограмм отборного чая.

Это событие имело огромное значение для развития Американской революции и истории Америки и Бостона в целом. Именно поэтому Бостон часто называют «Колыбелью свободы».

2 Указ о работниках (1349)

Причиной одного из самых крупных крестьянских восстаний – Восстания Уота Тайлера (1381 год) – был комплекс проблем внутренней и внешней политики: рост налогов, острая экономическая ситуация после бубновой чумы, непопулярная и затянувшаяся война с Францией. Правительство не нашло лучше средства, как ввести новые законы: указ о работниках, принятый в 1349 году, и положение о работниках 1351 года.

Эти акты устанавливали норму зарплаты: она была такая же, как до чумы. Если работник отказывался работать по такой цене, то он мог разорвать договор, но это приписывалось к преступлению, за которое он должен был заплатить штраф. А в 1361 году и вовсе за это преступление стали сажать в тюрьму, клеймить и отправлять на принудительные работы.

Этот указ вызвал локальные бунты в некоторых частях Англии, а затем стал одной из предпосылок к Восстанию Уота Тайлера.

3 План Фуше (1966)

В 1966 году министр образования Франции Фуше предложил реформу образования. Она подразумевала введение конкурсных испытаний при поступлении, новые обязательные дисциплины на гуманитарных факультетах и особых условий выплаты стипендий, более жестких. Кроме этого, он решил сократить набор на переполненные отделения, например, на факультет социологии в университете Нантера в 1968 году было принято в несколько раз больше студентов, чем было предусмотрено.

Именно эта реформа стала одной из причин Майских событий 1968 года. Тогда радикальные студенческие выступления вылились в массовые демонстрации, беспорядки и всеобщую забастовку. В итоге это привело к отставке президента Шарля де Голля и к большим изменениям во французском обществе.

4 Указ Императрицы Екатерины II (1792)

Указ Екатерины II о принудительном переселении казаков на Кубань вызвал Есауловский бунт. Мятеж назван по станице Есауловской, ставшая центром восстания. После заключения Ясского мира с Турцией в 1792 году России отошли обширные земли на Кубани. Было решено переселить туда казаков, которые и так оканчивали там службу. Казаков, с нетерпением ждущих возвращения домой, распоряжение Екатерины навсегда остаться на Кавказе возмутило. Вполне логично, что началось восстание.

Во главе с Никитой Иванычем Белогороховым они решают уйти на Дон. В итоге с линии ушло около 784 казаков. Белогорохов был схвачен, однако станицы Есауловская, Кобылянская и другие, которых тоже затронуло переселение, продолжали бунтовать. Для подавления восстания были выделены 12 полков регулярной армии. Эти события нашли отражение в казачьем фольклоре: Есауловскому бунту посвящено много казачьих песен.

5 Налог на соль (1646)

В 1646 году Борис Морозов, фактический руководитель государства при дворе Алексея Тишайшего, для того, чтобы снять экономическое и социальное напряжение, решил частично заменить прямые налоги косвенными. Кроме этого, он решил обложить дополнительной пошлиной товары, постоянно используемые в быту, в том числе соль, которая подорожала с пяти копеек до двух гривен. Это спровоцировало в 1648 году Соляной бунт.

Борис Морозов был фигурой крайне непопулярной: его правительство характеризуется развитием коррупции, самоуправства; все ждали изменений во внутренней политике. Значение Соляного бунта имело для истории России большое значение. Дворяне, воспользовавшись смутой, потребовали у Царя упорядочить судебную систему и сделать новое Соборное уложение. Так, царь Алексей Михайлович начал самостоятельно решать важные политические вопросы.

m.diletant.media