Полезные статьи

Задачи конституционных судов

Конституционный Суд РФ – это орган судебной власти, предназначенный для правовой охраны Конституции России. По своему значению Конституционный Суд РФ относится к высшим органам судебной власти. Но, в отличие от Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционных судов. Какими-либо полномочиями по отношению к конституционным (уголовным) судам субъектов РФ он не обладает.

Задачами, стоящими перед Конституционным Судом РФ , являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между высшими государственными органами субъектов РФ; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае, осуществляемая по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

bzbook.ru

Задачи конституционных судов

§ 1. Конституционный Суд РФ, его задачи

Конституционный Суд РФ — это орган судеб­ной власти, предназначенный для правовой охра­ны Конституции России. По своему значению Конституционный Суд РФ относится к высшим органам судебной власти. Но в отличие от Верхов­ного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционных судов. Какими-либо полномо­чиями по отношению к конституционным (уго­ловным) судам субъектов РФ он не обладает.

Конституционный Суд РФ осуществляет су­дебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятель­ности Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ (ст. 125, 128) и Федеральным конституционным законом РФ «О Конституци­онном Суде Российской Федерации».

Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ, являются защита основ конститу­ционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешение дел о соответствии Конститу­ции РФ федеральных законов, нормативных ак­тов Президента РФ, Совета Федерации, Государ­ственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; догово­ров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами го­сударственной власти; между высшими государственными органами субъек­тов РФ; между органами государственной власти РФ и органами государст­венной власти субъектов РФ;

3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае, осуществляемая по жалобам на наруше­ние конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;

5) дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении ино­го тяжкого преступления.

Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения обладает правом законодательной инициативы.

Для того, чтобы Конституционный Суд РФ не превратился в орудие “политических игр”, в законе четко определено, что он решает только вопросы права. Конституционный Суд при осуществлении конституционного судо­производства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, сроком на 12 лет, причем назначение судьи на второй срок не допускается. Судьи Конституци­онного Суда РФ независимы, несменяемы и обладают равными правами при осуществлении конституционного судопроизводства. Полномочия же самого Конституционного Суда РФ определенным сроком не ограничены.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя 9 и 10 судей. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным бо­лее 3 лет подряд. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не мо­гут входить в состав одной и той же палаты.

Большинство дел рассматриваются на заседаниях палат. Кроме того, Конституционный Суд РФ рассматривает дела и на пленарных заседаниях, в ко­торых принимают участие все судьи Конституционного Суда РФ. На пле­нарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда РФ. Только на пленарном заседании Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ, дает толкование Конститу­ции РФ, принимает послания Конституционного Суда РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой. На пленар­ных заседаниях решаются и организационные вопросы: выборы Председателя, его заместителя, формирование составов палат, устанавливается очеред­ность рассмотрения дел в пленарном заседании и распределение дел между палатами. На пленарном заседании принимается решение о приостановле­нии или прекращении полномочий судьи.

Организация работы в Конституционном Суде РФ возлагается на Пред­седателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судью-секретаря.

Председатель Конституционного Суда РФ руководит подготовкой пле­нарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председатель­ствует на них, вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарном заседании и заседании палат, осу­ществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ в отно­шениях с государственными, общественными организациями, выступает по поручению Конституционного Суда РФ от его имени.

Заместитель Председателя осуществляет по его уполномочию отдельные функции, предоставленные Председателю Конституционного Суда РФ за­коном, а в тех случаях, когда Председатель не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняет его обязанности.

Судья-секретарь Конституционного Суда РФ осуществляет непосредственное руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, организует подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении, организует информационное обеспечение судей Конститу­ционного Суда РФ.

Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с принципами независимости, коллегиальности, гласности, устности и непре­рывности, равноправия и состязательности сторон, национального языка судопроизводства.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при принятии решений только Конституцией РФ и Законом “О Конституцион­ном Суде РФ”. Судьи выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, социальных групп. Решения принимаются в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по во­просам, принятым к изучению или рассматриваемым Конституционным Су­дом РФ. Вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ влечет предусмотренную законом ответственность.

Рассмотрение дел и вопросов, принятие по ним решений осуществляется только коллегиально. Конституционный Суд РФ правомочен принимать ре­шения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а при заседании палаты — при наличии не менее трех четвертей ее состава.

Заседания Конституционного Суда РФ проводятся открыто. Закрытое судебное заседание проводится, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общест­венной нравственности. Решения Конституционного Суда РФ всегда про­возглашаются публично.

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел заслушиваются объяснения сторон, показа­ния экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы. Заседания проводятся непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству.

Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаива­нию своей позиции на основе состязательности.

Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Всем лицам, не владеющим русским языком, предоставляется право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Во многих странах конституции, а также законы устанавливают особые требования … В ряде стран это делает тот орган, который формирует конституционный суд (совет), или один из таких органов.

Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции … Арбитражный суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации .

В основе его деятельности лежит Конституция РФ и Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ. Конституционный Суд РФ независим в организационном, финансовом и.

Статья 125. 1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. … 2. Конституция 1918 г. — первый основной закон российской республики .

Согласно ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона.

Повод обращения в Конституционный Суд – обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы в порядке … Конституция российской федерации. Черты свойства.

Статья 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде определяют полномочия Конституционного Суда. 1. Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституция РФ — Основной Закон российского общества и государства . Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля .

Верховный суд может объявить неконституционным любой закон, противоречащий Конституции Индии. Чаще всего это касается законодательных актов, нарушающих конституционные права и свободы.

www.bibliotekar.ru

7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ

В соответствии со ст. 1 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются следующие.

1. Независимость. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.

В своей деятельности судьи Конституционного Суда РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

2. Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

3. Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ ведется устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда РФ могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

5. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

6. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

7. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда РФ.

7.2. Компетенция Конституционного Суда РФ

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства судьи Конституционного Суда РФ должны воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

7.3. Состав и структура Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ сроком на три года.

Согласно Закону о Конституционном Суде Председатель Конституционного Суда РФ осуществляет следующие полномочия:

– руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;

– вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

– представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;

– осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ;

– осуществляет другие предоставленные ему полномочия. Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.

Судья – секретарь Конституционного Суда РФ исполняет следующие обязанности:

– осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ;

– организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;

– доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;

– организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;

– осуществляет другие предоставленные ему полномочия. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если: 1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией и федеральным конституционным законом;

2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12) смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

www.uhlib.ru

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ федерации

Задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Одним из основных правовых институтов, обеспечивающих разделение и равновесие властей в правовом государстве, является конституционный контроль, осуществляемый в парламентских либо в судебных процедурах. Причем в зависимости от особенностей построения судебной системы и внутригосударственных политико-правовых традиций судебный конституционный контроль может осуществляться как специально создаваемыми для этого судебными органами (ФРГ, Испания, Польша и др.), так и высшими звеньями системы общих судов (США, Канада, Япония и др.).

В Российской Федерации создание Конституционного Суда как самостоятельного и специализированного органа судебного конституционного контроля было предусмотрено Законом РФ от 12.12.1990, внесшим соответствующее дополнение в Конституцию РСФСР, а уже 12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». 30 октября 1991 г. пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР сформировал первый правомочный состав Конституционного Суда в количестве 13 (из 15, как это предусматривалось ст. 165 Конституции РСФСР, ч. 1 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РСФСР) судей.

Конституционный Суд РФ стал не только, в известном смысле, правопреемником ККН СССР, продолжив деятельность по обеспечению конституционного правопорядка в стране, но и придал этой деятельности новые формы и большую эффективность.

Основными отличиями Конституционного Суда РФ от ККН СССР являлось то, что а) Конституционный Суд стал составной частью судебной, а не парламентской системы;

б) решения Конституционного Суда вступали в силу немедленно после их провозглашения и не могли быть пересмотрены, в том числе и самим Конституционным Судом, тогда как решения ККН СССР могли быть отклонены Съездом народных депутатов СССР; в) признание Конституционным Судом нормативного правового акта не соответствующим Конституции влекло утрату им силы, а решения ККН СССР лишь приостанавливали действие признанных неконституционными актов, за исключением тех из них, которые были признаны нарушающими основные права и свободы человека; г) Конституционный Суд не вправе инициировать рассмотрение дел ККН же СССР был вправе рассматривать большинство вопросов, отнесенных к его компетенции, и по собственной инициативе; д) производство в Конституционном Суде велось в соответствии с принципами и правилами судебного разбирательства, тогда как процедура разрешения вопросов ККН СССР была весьма далекой от судебной.

В настоящее время организация и деятельность Конституционного Суда РФ определяются Конституцией и Законом о Конституционном Суде [1] .

С учетом особой значимости этого органа в российской правовой системе непосредственно Конституцией определены компетенция и полномочия Конституционного Суда РФ, а также установлен его состав из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Как следует из ст. 3 Закона о Конституционном Суде, целями деятельности Конституционного Суда являются: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ. По смыслу Закона, судебный конституционный контроль является исключительным средством достижения указанных целей, которое подлежит использованию только при условии, что иными способами, включая внесение изменений в законодательство или корректировку судебной и иной правоприменительной практики, эти цели не могут быть достигнуты.

Полномочия Конституционного Суда определены ст. 125 Конституции и ст. 3 Закона о Конституционном Суде и сводятся к следующему.

1. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных но вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Эти дела рассматриваются Конституционным Судом по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ в случаях, если оспариваемый нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти РФ или к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов.

Проверка нормативных актов и договоров может осуществляться по содержанию норм, по форме акта, по порядку его принятия, опубликования или введения в действие. Может быть проверено соблюдение: принципа разделения государственной власти; разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти установленной Конституцией, а также предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.

2. К ведению Конституционного Суда РФ относится также разрешение споров о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Эти споры рассматриваются Конституционным Судом по ходатайствам участвующих в них органов государственной власти либо Президента РФ в случае, если использовавшиеся им для разрешения спора согласительные процедуры не привели к принятию сторонами согласованного решения. Спор может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, если: оспариваемая компетенция определяется Конституцией; спор не касается вопроса о подведомственности или подсудности дел судам; спор нс был или не может быть разрешен иным способом; заявитель ранее обращался к соответствующему органу с письменным заявлением о нарушении им установленной Конституцией компетенции, но нарушение не было устранено.

3. В порядке конкретного (т.е. связанного с производством по гражданским, уголовным или иным делам, находящимся в производстве судов или других правоприменительных органов) контроля по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Данные категории дел могут рассматриваться Конституционным Судом по жалобам граждан и объединений граждан, чьи конституционные права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, иных органов и лиц, указанных в законе (Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Генерального прокурора РФ), а также по запросам судов, пришедших к выводу при рассмотрении дела в любой инстанции о несоответствии Конституции закона, подлежащего применению в этом деле.

4. Рассматривая дела о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, а также разрешая споры о компетенции, Конституционный Суд при этом неизбежно дает истолкование тех или иных положений Конституции, па которых он основывает свое решение. Такое толкование Конституции, носящее казуальный характер, имеет обязательное значение лишь для разрешения той ситуации, применительно к которой оно было дано, и аналогичных ей. Вместе с тем Конституционный Суд обладает специальным полномочием давать толкование Конституции общего характера по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ.

5. К числу закрепленных в Конституции полномочий Конституционного Суда РФ относится также подготовка по запросу Совета Федерации заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд может осуществлять и иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами, а также заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, при условии, что эти полномочия не противоречат его юридической природе и предназначению как судебного органа конституционного контроля. Однако до настоящего времени такого рода полномочия на Конституционный Суд РФ не возлагались.

Помимо перечисленных полномочий, относящихся к сфере конституционного судопроизводства, Конституционный Суд РФ наделен правами: выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, направлять послания Федеральному Собранию РФ, принимать по вопросам своей внутренней деятельности Регламент Конституционного Суда РФ и т.д.

При реализации своих полномочий Конституционный Суд решает исключительно вопросы права, не принимая к своему рассмотрению сугубо политические вопросы, а также воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Благодаря этому создаются условия как для ограждения Конституционного Суда от возможного втягивания в политическую борьбу, так и для отграничения его компетенции от компетенции других судов и иных правоприменительных органов.

  • [1] Изменения и дополнения Закона см.: Федеральные конституционные законы от 08.02.2001 № 1 -ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-фКЗ, от 07.06.2004 № З-ФКЗ, от 05.04.2005 № 2-ФКЗ, от 05.02.2007 № 2-ФКЗ. от 02.06.2009 № 2-ФКЗ, от 03.11.2010 № 7-ФКЗ.

studme.org

47. Задачи Конституционного Суда РФ

47. Задачи Конституционного Суда РФ

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ (ст. 125, 128) и Федеральным конституционным законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

law.wikireading.ru