Полезные статьи

Жилищная субсидия схема

Жилищная субсидия схема

Организационно-экономическая модель предоставления жилищных субсидий и жилищных компенсаций

Институциональные преобразования в 90-х годах XX в. привели к тому, что в России фактически сформировалась своеобразная, характерная для переходного периода, «квазирыночная» хозяйственная система, что в полной мере относится и к жилищно-коммунальной сфере. В новой системе координат жилищный рынок представляет собой совокупность двух взаимосвязанных сегментов — рынка жилья и рынка жилищных услуг, параллельно начинает функционировать рынок коммунальных услуг, причем эти рынки взаимодействуют между собой и с другими рынками. На этих рынках государственное участие остается весьма существенным, основной поток жилищных и коммунальных услуг генерируют государственные и муниципальные предприятия, поэтому можно говорить о «квазирынке» как конкуренции рыночного типа, возникающей в государственном и муниципальном секторе экономики. Поскольку формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере сопровождалось высокими темпами роста расходов населения на оплату жилищных и коммунальных услуг, программа реформирования в качестве важнейшей своей составляющей содержала систему социальной защиты в виде адресных жилищных субсидий, т.е. частичного возмещения за счет бюджетных средств расходов низкодоходных семей на квартплату. Переход от дотирования жилищно-коммунальных предприятий к субсидированию потребителей оценивается однозначно положительно. Суть схемы такова: государство выплачивает прямую субсидию семьям с низким доходом, покрывая тем самым некоторую часть квартирной платы. Размер субсидии определяется с учетом дохода семьи, исходя из максимальной доли дохода, больше которой семья не должна платить за квартиру. При построении модели предполагается, что фактическая квартплата меньше некоторой средней рыночной цены квартиры стандартного на данном сегменте размера и качества. В результате введения жилищных субсидий растет как общая, так и вертикальная эффективность: прямые жилищные субсидии получают те, кто в них действительно нуждается. Обеспеченные семьи не имеют доступа к субсидиям в силу дифференциации потенциальных участников программ субсидирования по критерию достаточности дохода для полного покрытия затрат на предоставление жилищных услуг. Муниципальное жилье есть во многих странах, и тот факт, что на рынке работают частные компании, не отменяет государственной поддержки социально незащищенных слоев населения, и нигде в мире муниципальное жилье не оплачивается жильцами на 100%, доля оплаты составляет 40-60%. Например, в Швеции предоставляются два вида жилищных пособий: для пенсионеров и для семей с низкими доходами. Размер пособия зависит от уровня доходов семьи, размера квартплаты и числа детей. Жилищные пособия получают 30% пенсионеров, 20% семей с одним ребенком, 20% — с двумя детьми, свыше 50% — с тремя и более детьми. Размер пособия может составлять от 15 до 80% размера квартплаты. Пример Швеции и других стран, где успешно действуют программы субсидирования потребителей, показывает, что при выборе получателей государственной помощи можно руководствоваться двумя критериями: низкий доход семьи (жилищные субсидии) либо отнесение получателей к одной из социально незащищенных групп населения (жилищные компенсации). Именно такой подход следует применять и в России. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в большинстве зарубежных стран (именно эта позиция поддерживается Всемирным Банком) субсидии рассматриваются как инструмент борьбы с бедностью, но не средство достижения целей коммунальной реформы, как это сложилось в России.

В настоящее время в нашей стране жилищные субсидии предоставляются гражданам, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле этих расходов в совокупном доходе семьи. В Москве она колеблется от 0 до 10%: при среднедушевом доходе семьи менее 800 руб./мес. квартирная плата полностью покрывается субсидией, при доходе более 2500 руб./мес. право на получение субсидии наступает в том случае, если эта доля превышает 10%. Все расчеты проводятся на основании региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Формула расчета размера жилищной субсидии сходна с формулами, применявшимися в американской программе жилищных ваучеров и в ряде стран Восточной Европы. Аналогичная формула используется в Эстонии и Венгрии, а также в Казахстане. На первых этапах реформы сумма субсидии перечислялась на лицевые счета граждан в безналичной форме, и с этих счетов денежные средства перечислялись предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги. В настоящее время регионы переходят на новую модель: субсидия перечисляется на персонифицированный социальный счет получателя и выплачивается ему в денежной форме, при этом участники программы несут ответственность за своевременную оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме. Дальнейшее развитие системы социальной поддержки населения в ходе жилищно-коммунальной реформы требует рассмотрения вопроса о реструктуризации системы предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В этой связи, как уже было сказано выше, следует разграничить понятия «жилищная субсидия» и «жилищная компенсация»: субсидии получают семьи с низкими доходами, компенсации — особые категории граждан, имеющих право на льготы (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и др.).

Актуальность проблемы построения эффективной системы жилищных компенсации, наряду со своей очевидной социальной значимостью, подтверждается и статистическими показателями: численность получателей льгот в России остается существенной: в 2006 г. она превышает 39 млн. чел. Существенными являются и расходы бюджета на предоставление льгот — более 102 млрд. руб. в 2006 г. В Москве льготы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются более чем 50 категориям граждан. Наиболее многочисленной льготной категорией являются ветераны труда и лица, признанные инвалидами. В городе создана уникальная база данных, которая содержит информацию примерно о 4 млн. москвичей, пользующихся льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время с поставщиками жилищно-коммунальных услуг установлены договорные отношения (это более 3 тыс. организаций), и через Городской центр жилищных субсидий (ГЦЖС) им направляются средства на возмещение выпадающих доходов по предоставлению льгот, объем которых в 2006 году составил 11,8 млрд. рублей. Такая система действует с 1995 г. Вначале ПГЖС компенсировал только 7 льготных категорий, причем компенсация осуществлялась по схемам, разработанным отдельно для каждой льготной категории с различными сроками предоставления организациями отчетов и перечисления денежных средств. С 2002 г. компенсационные выплаты по всем существующим льготным категориям граждан в полном объеме проводятся через ГЦЖС, но компенсационные выплаты производятся не населению, а организациям, которые заключили договор на возмещение выпадающих доходов и представляют свои отчеты. Такой подход не соответствует целям реформы жилищно-коммунального комплекса, одна из главных задач которой — переориентация бюджетного финансирования с субсидирования производителей на субсидирование потребителей. Для дальнейшего продвижения реформы объективно необходимо уже сложившуюся и хорошо зарекомендовавшую себя систему субсидии дополнить системой компенсаций, в рамках которой денежную компенсацию будут получать не предприятия, а непосредственно льготные категории граждан. Первые шаги по реформе системы выплаты льгот и их монетизации предпринимались в регионах России с 2004 г., и в настоящее время перед органами власти стоит ряд актуальных методических и практических задач, решение которых будет направлено на усиление социальной защиты населения при переходе к рыночным методам хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере. К числу таких задач следует отнести:

апробацию способов предоставления мер социальной поддержки, заменяющих льготы;

определение оптимального соотношения размеров натуральных льгот и заменяющих их денежных выплат,

оценку социальных и экономических последствий реформы предоставления льгот,

совершенствование методик прогнозирования объемов средств, необходимых для денежных выплат, заменяющих льготы;

выработку подходов к совершенствованию методики расчета объема федеральных трансфертов в региональные бюджеты;

выработку оптимальных процедур перечисления средств федеральных трансфертов в региональные бюджеты;

выработку подходов к распределению компетенции органов власти всех уровней и организации их взаимодействия.

В ходе исследования выяснилось, что на региональном уровне в настоящее время используются три основные модели реформирования системы натуральных льгот при оплате жилых помещений и коммунальных услуг (таблица 1):

1) предоставление денежного эквивалента установленной скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

2) предоставление денежного эквивалента установленной скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая принимается равной размеру регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемого при расчете субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

3) предоставление денежных выплат одинакового размера.


Таблица 1 Распределение регионов в зависимости от модели реформирования системы льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

Во второй модели механизм реализации программы жилищных компенсаций строится на тех же принципах, что и система жилищных субсидий, и именно эта модель, с нашей точки зрения, будет преимущественной. Предлагаемая система жилищных компенсаций предусматривает предоставление в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ежемесячных денежных выплат в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг: ветеранам труда; реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий; педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа); многодетным семьям.

Устанавливать размер компенсаций предлагается в процентном отношении от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемого при определении прав граждан на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и расчете размеров таких субсидий, что позволяет предоставлять равную социальную поддержку гражданам, проживающим в приблизительно одинаковых условиях (например, в многоквартирных домах или в индивидуальных жилых домах). При этом представляется нецелесообразным связывать размеры компенсаций с размерами фактически начисленной платы за жилые помещения и коммунальные услуги, что позволит гражданам, проживающим в жилых помещениях, не оснащенных каким-то видом благоустройства получать более высокую компенсацию, рассчитанную с использованием регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного с учетом наличия этого вида благоустройства. При расчете размера компенсаций предусматривается использование региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса и утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, применяемыми при определении прав граждан на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Такая универсализация применения стандартов облегчает бюджетное планирование, позволяет соотносить размер социальной поддержки с бюджетными возможностями, не применять индексирование размеров компенсаций, поскольку размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, которые будут меняться в зависимости от экономических условий. Указанные региональные стандарты устанавливаются дифференцированно для каждого муниципального образования и применяются при расчете размера компенсации с учетом близости условий проживания гражданина, обратившегося с заявлением о предоставлении компенсации (уровень благоустройства дома, его конструктивные и технические параметры), к уровню благоустройства, конструктивным и техническим параметрам многоквартирного или жилого дома, используемых при расчете самих стандартов. Для эффективной реализации системы жилищных компенсаций должны быть разработаны четкие нормы, позволяющие однозначно относить граждан к числу лиц, имеющих право на льготы и, соответственно, на получение компенсации, и перечень документов, позволяющих определить их статус. Так же, как и для субсидий, предлагается установить заявительный принцип предоставления компенсаций и способы предоставления компенсаций в денежной форме по выбору граждан:

1) перечисление на счета в выбранных гражданами банках;
2) выплата (доставка) через организации связи;
3) выплата из кассы уполномоченного органа.

Предполагается, что заявления о предоставлении компенсаций будут подаваться гражданами по месту постоянного жительства в органы социальной защиты населения субъекта Российской Федерации. Однако в целях расширения возможности реализации в муниципальных образованиях местных социальных программ, а также для исключения существования на территории муниципальных образований параллельных структур целесообразно предусмотреть возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями субъекта Российской Федерации по предоставлению жилищных компенсаций. Тем самым учитывается, что в настоящее время без возложения на органы местного самоуправления этих полномочий у муниципалитетов остается крайне мало функций, связанных с организацией социальной защиты населения. Вместе с тем, муниципалитеты в любом случае должны осуществлять функции опеки и попечительства, определять статус малоимущей семьи для целей предоставления жилых помещений на основании договора социального найма. Целесообразно также предусмотреть право граждан получать компенсации не только по месту их постоянного жительства, но и по месту их пребывания на территории субъекта Российской Федерации. Перечень оснований прекращения предоставления компенсации должен очень жестко регулироваться региональным законодательством и быть закрытым. На региональном же уровне должна быть четко прописана компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению реализации программы жилищных компенсаций, а также бюджетные источники их предоставления. В дополнение к компенсациям, установленным на региональном уровне, органы местного самоуправления вправе за счет средств местных бюджетов устанавливать иные меры социальной поддержки. На основе проведенного анализа, помимо определения модели реформирования, выделим ряд ключевых, на наш взгляд, для построения эффективной системы жилищных компенсаций моментов, на которые необходимо обратить внимание при проектировании новой системы социальной защиты населения в ходе жилищно-коммунальной реформы:

1) выбор масштаба реализации новой модели: одновременно на всей территории субъекта РФ; поэтапно по муниципальным образованиям; поэтапно по льготным категориям граждан; постепенно по желанию граждан;

2) выбор категории льгот, монетизация которых предусмотрена моделью: федеральные и региональные льготы; сначала федеральные, а затем региональные льготы; только федеральные льготы; только региональные льготы для всех или отдельных категорий граждан;

3) выбор формы предоставления: компенсация (выплачивается после того, как произведен фактический платеж по оплате жилого помещения и коммунальных услуг); субсидия (предоставляется до момента фактической оплаты)- выплата, не привязанная к сроку оплаты жилого помещения и коммунальных услуг;

4) гарантия финансирования по срокам и объемам; увеличение административных расходов и расходов на субсидии;

5) наличие переходного периода: экспериментальные муниципальные образования; экспериментальные льготные категории.

Таким образом, построение системы жилищных компенсаций, органично дополняющей действующую систему жилищных субсидии, должно обеспечить замену натуральных льгот отдельным категориям граждан денежными компенсациями. Это позволит исключить возложение региональными законами на организации жилищно-коммунального хозяйства обязательств, не обеспеченных источниками бюджетного финансирования. Результатом неполного возмещения организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление региональных льгот с учетом недофинансирования льгот, установленных федеральными законами, и субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме скидок является снижение качества услуг и работ по содержанию многоквартирных домов, повышение аварийности коммунальной инфраструктуры, плачевное финансовое состояние жилищных и коммунальных организаций, непривлекательность этого сектора экономики для организаций частной формы собственности. Монетизация льгот позволит также гражданам более активно реализовывать свое право выбора способа управления, участия в определении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что, в свою очередь, будет способствовать развитию конкуренции в сфере управления жильем, повышению качества жилищно-коммунального обслуживания.

www.subsident.ru

Как получить субсидию на улучшение жилищных условий

1. Кто может претендовать на получение субсидии из городского бюджета?

На Жилищная субсидия — это средства из городского бюджета, которые предоставляются очередникам для приобретения жилья на рынке недвижимости.

«>субсидию для приобретения или строительства жилья могут претендовать:

  • те, кто стоит на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий (то есть все, кто встал на жилищный учет до 1 марта 2005 года);
  • те, кто стоит на учете как нуждающиеся в содействии города в приобретении жилых помещений (то есть все, кто встал на учет после 1 марта 2005 года, но до 1 января 2017 года и не был признан Малоимущими гражданами признаются жители Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

    Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.

    «>малоимущим ) и успел подать заявление на улучшение жилищных условий с помощью субсидии из городского бюджета до Выбор способа улучшения жилищных условий после 9 января 2017 года для этой категории граждан в настоящее время не предусмотрен, так как законодательством не определены формы оказания содействия гражданам, состоящим на учете как нуждающиеся в содействии города в приобретении жилых помещений.

    «>9 января 2017 года .

    2. Как рассчитывается субсидия?

    Размер жилищной субсидии определяется следующим образом:

    Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра площади жилья в крупнопанельных домах типовых серий умножается на среднюю площадь жилого помещения, исходя из следующих нормативов:

  • 18 квадратных метров на одного человека;
  • 36 квадратных метров на одиноко проживающего в занимаемом жилом помещении человека или единственного человека, состоящего на учете;
  • 50 квадратных метров на 2 человек;
  • 70 квадратных метров на 3 человек;
  • 85 квадратных метров на 4 человек;
  • по 18 квадратных метров на 5 и более человек.
  • При этом, если у вас или членов вашей семьи есть право самостоятельного пользования жилым помещением или частью жилого помещения, его размер вычитается из нормы предоставления.

    Полученная в результате сумма называется нормативной стоимостью.

    Итоговая сумма субсидии вычисляется как доля от нормативной стоимости. Доля эта зависит от срока, в течение которого семья состояла на жилищном учете. Если с момента постановки на учет прошел 1 год, доля составляет 5%; 2 года — 12%, 3 года — 20%, 4 года — 30%, 5 лет — 40%, 6 лет — 51%, 7 лет — 60%, 8 лет — 64%, 9 лет — 67%, 10 лет и более — 70%.

    Исключение составляют многодетные семьи (семьи, имеющие 3 и более несовершеннолетних детей). Им предоставляется социальная выплата из московского бюджета в размере полной нормативной стоимости жилья.

    Вы можете приобрести жилье (дом, квартиру или комнату) как с использованием субсидии, так и с использованием субсидии и личных или заемных средств. Если стоимость жилья будет меньше размера жилищной субсидии, можно использовать только ту ее часть, которая соответствует стоимости жилья.

    Для определения размера субсидии вы также можете воспользоваться калькулятором размера субсидий на mos.ru.

    3. На что можно потратить субсидию?

    Субсидия может быть потрачена:

  • на приобретение отдельной квартиры или жилого дома высокой степени технической готовности (более 70%) по договору долевого участия в строительстве;
  • на приобретение отдельной квартиры (жилого дома) на рынке недвижимости;
  • на покупку освобожденной комнаты в коммунальной квартире в дополнение к своей. Условие — в результате выкупа на каждого из членов семьи должно приходиться не менее 18 квадратных метров жилья. При этом комната, даже если она находится в муниципальной собственности, продается по рыночной стоимости.
  • Субсидия не может быть потрачена на жилье:

  • не отвечающее стандартам благоустройства в Москве;
  • находящееся под арестом, обремененное чьими-либо правами на проживание в нем;
  • на которое у продавца отсутствуют необходимые документы для государственной регистрации договора и перехода права собственности;
  • площадь которого, в том числе с учетом площади занимаемого помещения, меньше нормы предоставления (18 квадратных метров на одного человека).
  • 4. Каким требованиям должно отвечать жилье?

    Вы можете купить жилье в любом регионе России (не обязательно в Москве).

    Общий размер приобретаемой вами жилплощади не должен быть меньше нормы предоставления — 18 квадратных метров на каждого человека, указанного в учетном деле.

    При этом, если в семье есть больной, страдающий тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в квартире (или доме) должна быть отдельная изолированная комната.

    Также важно помнить, что заселение разнополых членов семьи (за исключением супругов) в одну комнату допускается только с их письменного согласия.

    5. Как получить субсидию?

    1. Подайте заявление и документы на внесениеизменений в учетное дело. В заявлении вам нужно выбрать способ (форму) обеспечения жилыми помещениями — приобретение жилья с использованием субсидии из городского бюджета. Подписать его должны все Заявители — это все, кто указан в вашем учетном деле.

    «>заявители и Члены семьи — это супруги и несовершеннолетние дети всех заявителей.

    «>члены их семьи .

  • При необходимости представьте документы дляперерегистрации. Эта процедура проводится не реже чем раз в пять лет. Также ее обязательно проводят не менее чем за год до принятия решения о приобретении в собственность жилых помещений с помощью города и непосредственно перед принятием такого решения. Это нужно, чтобы удостовериться, что у вас сохранились основания состоять на жилищном учете. Обычно процедура проводится без участия очередников. Но в случае необходимости вас могут попросить представить недостающие документы.
  • Получите свидетельство о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений. Как только подойдет ваша Номер в очереди жилищного учета присваивается только тем, кто признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (приняты на учет до 1 марта 2005 года), и тем, кто признан нуждающимся в жилых помещениях (малоимущие граждане, принятые на учет после 1 марта 2005 года). Жители Москвы, признанные нуждающимися в содействии в приобретении жилых помещений, состоят на жилищном учете без присвоения номера.

    Вы можете узнать свое место в очереди, направив запрос через службу одного окна Департамента городского имущества Москвы. Ответ вам предоставят в письменном виде в течение 30 дней.

    Информацию об очередности также можно получить онлайн, на mos.ru. Для этого вам нужно указать фамилию, имя и отчество, номер учетного дела, год, округ и район постановки на учет.

    Если в семье есть больной, страдающий тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, семья может претендовать на улучшение жилищных условий вне очереди.

    «>очередь на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, при сохранении оснований, позволяющих вам претендовать на улучшение жилищных условий, Департамент городского имущества выпустит соответствующее распоряжение. Вас об этом оповестят по почте или по телефону. Затем на личном приеме в назначенном Департаментом месте, вам выдадут свидетельство о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, в котором будет указана сумма, которой вы можете располагать. В свидетельстве будут указаны ФИО одного из заявителей. Остальные состоящие на учете будут считаться членами семьи заявителя. Срок действия свидетельства — 6 месяцев со дня вынесения решения о предоставлении субсидии. Если вы не воспользуетесь субсидией в этот срок, субсидия будет возвращена в бюджет города, а вы останетесь на жилищном учете с сохранением года постановки на учет.

  • Откройте индивидуальный блокированный целевой счет. После того как вы получите свидетельство о предоставлении субсидии, члену семьи, на имя которого будет выдано свидетельство о предоставлении субсидии, необходимо будет открыть индивидуальный блокированный целевой счет в банке-партнере (какие банки являются партнерами, вам сообщат на личном приеме во время вручения свидетельства о предоставлении субсидии). На этот счет будет перечислена субсидия. Снять средства со счета самостоятельно невозможно. После перечисления денежных средств семья снимается с жилищного учета.
  • Выберите жилье и заключите договор. Вам необходимо будет самостоятельно найти жилье. О своем выборе вам нужно будет заявить в Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования (улица Кожевническая, дом 1, строение 1), где вам сообщат, какие документы необходимы для проверки соответствия подобранного вами жилья жилому помещению, которое можно приобрести с использованием субсидии. Если с документами все будет в порядке, вы сможете заключить договор купли-продажи жилого помещения или договор долевого участия в строительстве. Документ также необходимо будет предоставить в центр.
  • Подайте заявление и Документы, которые вам необходимо представить:

    • общегражданские паспорта заявителя (члена семьи, на имя которого выдана субсидия) и членов его семьи, указанных в распоряжении Департамента о предоставлении субсидии, (оригинал — при обращении заявителя, копия — при обращении уполномоченного представителя);
    • справка о замене паспорта с указанием причины замены за период с 1 января 1991 года — для тех, кто менял паспорт после того, как было выдано распоряжение Департамента о предоставлении субсидии (документ можно не предъявлять, если он есть в распоряжении центра «Мои документы»);
    • свидетельства о рождении детей до 14 лет (Оригинал — при обращении законного представителя, копия — при обращении доверенного лица. В некоторых случаях сведения документа могут быть получены в ходе межведомственного взаимодействия);
    • документ, подтверждающий открытие в кредитной организации именного блокированного целевого счета (ИБЦС), для перечисления средств субсидии. Представляется не позднее чем за 1 месяц до окончания срока действия свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений;
    • единый жилищный документ, а при его отсутствии — копия финансового лицевого счета нанимателя жилого помещения или выписка из домовой книги (в некоторых случаях сведения документа могут быть получены в ходе межведомственного взаимодействия);
    • документ, удостоверяющий личность представителя или доверенного лица, и документ, подтверждающий его полномочия, — если подавать документы и подписывать заявление будет законный представитель или доверенное лицо.
    • Также могут понадобиться (обычно Департамент запрашивает сведения этих документов в ходе межведомственного взаимодействия. Но при их отсутствии в базовом регистре вас могут попросить их принести):

    • справка о замене паспорта с указанием причины замены за период с 1 января 1991 года — если функция по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России осуществляется центрами госуслуг «Мои документы»).
    • единый жилищный документ (копия финансового лицевого счета нанимателя жилого помещения или выписка из домовой книги) — если функция по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функция по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в России в отношении жилого помещения, в котором проживает заявитель и члены семьи заявителя, осуществляется центрами «Мои документы» (за исключением случаев проживания заявителя и членов семьи заявителя в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы);
    • выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества;
    • сведения о наличии/отсутствии у заявителя и/или членов его семьи прав на улучшение жилищных условий на льготных основаниях с учетом установленных мер социальной поддержки либо льгот в соответствии с законодательством.
    • свидетельство о рождении (в случае если свидетельство о рождении оформлено и выдано органом ЗАГС на территории Москвы после 31 марта 2012 года при регистрации рождения или повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта о рождении за период с 1 января 1990 года.
    • Требовать от вас больше, чем указано в этом списке, в ведомстве не имеют права.

      «>документы на перечисление субсидии на ваш индивидуальный блокированный целевой счетв центр госуслуг «Мои документы». После предоставления вами договора Департамент городского имущества перечислит субсидию с вашего индивидуального блокированного целевого счета на счет застройщика. Вам останется лишь прийти в банк и забрать документ, подтверждающий проведение операции.

    • Оформите право собственности. Все состоящие на учете в одном учетном деле члены семьи должны иметь равные доли.
    • www.mos.ru