Полезные статьи

Единый сельскохозяйственный налог консультант

Комментарии и мнения

В письме ФНС России от 18.05.18 № СД-4-3/9487@ чиновники напоминают, что с 1 января 2019 года налогоплательщики ЕСХН станут исчислять и уплачивать НДС в общем порядке. Для этого Федеральным законом от 27.11.17 № 335-ФЗ из п. 3 ст. 346.1 НК РФ были изъяты положения, освобождающие компании и предпринимателей, уплачивающие ЕСХН, от уплаты НДС.

Однако данная категория налогоплательщиков будет вправе воспользоваться освобождением от уплаты НДС. Получить право на освобождение от уплаты НДС, указанное в ст. 145 НК РФ, можно, представив соответствующее письменное уведомление в свою налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Предусмотрены два варианта. Первый — «для начинающих». Если налогоплательщик переходит на ЕСХН и желает получить право на освобождение от НДС в одном и том же календарном году. Второй — «для опытных». Если за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров, работ, услуг по тем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕСХН, без учёта НДС не превысит в совокупности за 2018 год — 100 000 000 руб.; 2019 год — 90 000 000 руб.; 2020 год — 80 000 000 руб.; 2021 год — 70 000 000 руб.; 2022 год и последующие годы — 60 000 000 руб.

Как видите, система «заточена» на то, что не платить НДС смогут только уж совсем мелкие предприятия. Да и то, им приготовили «сюрприз»: с 01.01.19 исключён пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, который разрешает включать в налоговые расходы при применении ЕСХН суммы НДС по приобретённым и оплаченным налогоплательщиком товарам, работам, услугам, расходы на приобретение или оплату которых подлежат включению в состав расходов в соответствии со ст. 346.45 НК РФ. Получается, что, используя освобождение от НДС, входной НДС нельзя будет ни принять к вычету, ни включить в расходы.

Кроме того, если в течение налогового периода (календарного года) у компании или предпринимателя, применяющих ЕСХН, и использующих право на освобождение от уплаты НДС, сумма дохода, полученного от реализации товаров, работ, услуг, по которым применяется ЕСХН, без учёта НДС, превысит указанный выше размер, то такие налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, или производилась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Компании и предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) ужесточается: сокращается число налогов, от уплаты которых освобождается налогоплательщик, уплачивающий единый сельскохозяйственный налог. В п. 3 ст. 346.1 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики ЕСХН — как компании, так и индивидуальные предприниматели — освобождены соответственно от налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц, (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности). С 1 января 2018 года такое освобождение сохраняется, но только в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Напомним, что с 1 января 2019 года налогоплательщики ЕСХН будут исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном главой 21 НК РФ. Правда они смогут воспользоваться на основании ст. 145 НК РФ правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. (Более подробно об этом читайте в статье «НДС: tax free, раздельный учёт и другие новации»)

Налоговые агенты

С 1 января 2018 года в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 НК РФ добавлено, что налогоплательщики, применяющие УСН — как компании, так и предприниматели — обязаны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС, предусмотренные в ст. 161 НК РФ. Хотя и до внесения поправок п. 5 ст. 346.11 НК РФ предусматривает, что применение УСН не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Коммунальные платежи

В п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ с 1 января 2018 года добавлено, что при определении объекта налогообложения при УСН не нужно включать доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнёрствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников или пользователей недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями. Этот вопрос долго был «яблоком раздора» — см., например, письмо Минфина России от 04.08.17 № 03-03-06/3/50062 — но теперь, по счастью, разрешён в законодательном порядке.

Подтверждение очевидного

На наш взгляд, ничего серьёзного в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ не произошло. Напомним, что до внесения последних поправок предусматривалось, что сумма налога по УСН может быть уменьшена на величину страховых взносов на обязательное социальное страхование, пенсионное страхование и медицинское страхование, а также на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счёт собственных средств компании или предпринимателя, и платежей по договорам добровольного личного страхования в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности. При этом сумму налога нельзя уменьшить более чем на 50 процентов.

Однако предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Исходя из этих положений все заинтересованные стороны сошлись во мнении, что на указанных предпринимателей ограничение в 50 процентов не распространяется.

Что сделали законодатели? С 27.11.17 они прописали этот вывод прямо в тексте п. 3.1, а понятие «фиксированный размер» заменили на размер, определённый в соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ.

Пополнение расходов

С 1 января 2018 года состав налоговых расходов, признаваемых в уменьшение доходов при применении УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ), пополнится подп. 38. В соответствии с новой нормой обязательные отчисления (взносы) застройщиков в компенсационный фонд, формируемый в соответствии с Федеральным законом от 29.07.17 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков…» будут признаваться расходами налогоплательщика, применяющими УСН и выбравшими объект налогообложения «доходы минус расходы».

Налогоплательщики ЕНВД — компании и предприниматели — с 1 января 2018 года согласно изменениям в п. 4 ст. 346.26 НК РФ должны платить НДС в качестве налоговых агентов по ст. 161 НК РФ, так и по ст. 174.1 НК РФ «Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации».

Решение одной проблемы?

Всё началось с Федерального закона от 02.06.16 № 178-ФЗ. С 1 января 2017 года из пп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ, определяющего порядок уменьшения суммы единого налога, были исключены слова «при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам». Некоторые специалисты восприняли это как долгожданное разрешение на вычет страховых взносов в фиксированном размере из суммы налога теми предпринимателями, которые имеют наёмных работников.

А некоторые специалисты с этим не согласились. Почему? Потому что после указанных изменений смысл спорного абзаца зазвучал так. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством РФ.

В приведённом абзаце перечисляются возможные вычеты, а вот удалённые слова «при выплате. », если руководствоваться правилами русского языка, скорее относились к моменту вычета, что и тогда выглядело не вполне обоснованно.

А вот п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ тогда не претерпел изменений! Там осталось написано, что указанные в п. 2 ст. 346.32 НК РФ страховые платежи (взносы) и пособия уменьшают сумму единого налога, исчисленную за налоговый период, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена на сумму указанных в настоящем пункте, (то есть п. 2.1), расходов более чем на 50 процентов.

Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

При этом очевидно, что п. 2 ст. 346.32 НК РФ и п. 2.1 ст. 346.21 НК РФ могут применяться только во взаимосвязи.

Однако, совершенно неожиданно, в приказе ФНС России от 19.10.16 № ММВ-7-3/574@ чиновники изменили налоговую декларацию по ЕНВД именно исходя из первой точки зрения!

А вот теперь посмотрим, что изменилось с 27 ноября 2017 года. В п. 2.1 ст. 346.21 НК РФ теперь указано, что «при этом налогоплательщики (за исключением налогоплательщиков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) вправе уменьшить сумму единого налога на сумму указанных в пункте 2 настоящей статьи расходов не более чем на 50 процентов». Теперь ссылка в приведенной норме идёт не на п. 2.1, а на п. 2, где перечислены все возможные вычеты из суммы единого налога.

Можно ли это трактовать как прямое разрешение предпринимателям, имеющим наёмных работников, уменьшать сумму единого налога на сумму страховых взносов, начисленных «за себя». Думается, да, учитывая, что налоговики, похоже, в этом и раньше не сомневались.

Вычет на приобретение ККТ

Можно без преувеличения сказать, что почти весь текущий год чиновники обнадёживали предпринимателей — налогоплательщиков ЕНВД и ПСН, что вот — вот примут закон, в соответствии с которым появится возможность получения ими налогового вычета на расходы по приобретению ККТ, включённой в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов налоговикам через оператора фискальных данных. (См., например, письмо Минфина России от 28.09.17 № 03-01-15/63145).

И вот оно — да! Есть! С 1 января 2018 года ст. 346.32 НК РФ дополнена пунктом 2.2.

Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели вправе уменьшить сумму единого налога, исчисленную с учётом п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ, на сумму расходов по приобретению ККТ, включённой в реестр ККТ, для использования при расчётах в ходе предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр ККТ при условии регистрации указанной ККТ в налоговых органах с 01.02.17 до 01.07.19.

Предпринимателям, занятым в розничной торговле и общественном питании, повезло меньше. Если они занимаются этими видами деятельности (пп. 6 — 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) и имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры на дату регистрации ККТ, в отношении которой производится уменьшение суммы налога, то такие предприниматели вправе уменьшить сумму ЕНВД на расходы по приобретению ККТ, при условии регистрации соответствующей техники с 01.02.17 до 01.07.18.

В расходы по приобретению ККТ будут включаться затраты:

  • на покупку ККТ;
  • на покупку фискального накопителя;
  • Уменьшение суммы ЕНВД будет производиться при исчислении единого налога за налоговые периоды 2018 и 2019 годов, но не ранее налогового периода, в котором предпринимателем зарегистрирована соответствующая ККТ.

    Уменьшение суммы ЕНВД для предпринимателей в сферах розничной торговли и общественного питания будет производиться при исчислении ЕНВД за налоговые периоды 2018 года, но не ранее налогового периода, в котором предпринимателем зарегистрирована соответствующая ККТ.

    Расходы по приобретению ККТ не учитываются при исчислении ЕНВД, если они уже были учтены при исчислении налогов, уплачиваемых в связи с применением иных режимов налогообложения.

    Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, как и предприниматели, уплачивающие ЕНВД, тоже получили возможность учесть свои затраты на приобретение ККТ. С 1 января 2018 года это предусмотрено в новом п. 1.1 ст. 346.51 НК РФ.

    Налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога на сумму расходов по приобретению ККТ, включённой в реестр ККТ, для использования в расчётах в ходе предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ПСН, в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр ККТ при условии регистрации указанной техники в налоговых органах с 01.02.17 до 01.07.19.

    Предприниматели, занятые в сферах розничной торговли или общественного питания (пп. 45 — 48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ) и имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры на дату регистрации ККТ, в отношении которой производится уменьшение суммы налога, вправе уменьшить сумму налога на сумму расходов на приобретение ККТ, при условии регистрации соответствующей техники с 01.02.17 до 01.07.18.

    В расходы по приобретению ККТ для рассматриваемых целей будут включаться затраты:

  • на покупку ККТ;
  • на покупку необходимого программного обеспечения;
  • на выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке ККТ и прочих), в том числе затраты на приведение ККТ в соответствие с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 22.05.03 № 54-ФЗ.
  • Пока всё аналогично ситуации с плательщиками ЕНВД. А вот далее идёт особенности, связанные с уплатой налога в виде патента.

    Уменьшение суммы налога в общем случае производится за налоговые периоды, которые начинаются в 2018 и 2019 годах и завершаются после регистрации предпринимателем соответствующей ККТ.

    Уменьшение суммы налога в сфере розничной торговли и общественного питания производится за налоговые периоды, которые начинаются в 2018 году и завершаются после регистрации предпринимателем соответствующей ККТ.

    Если налогоплательщик получил в соответствующих периодах несколько патентов и при исчислении налога по одному из них расходы по приобретению ККТ с учётом ограничения по сумме превысили сумму этого налога, то он вправе уменьшить сумму налога, исчисленную по другому патенту, на сумму указанного превышения.

    Налогоплательщик должен направить Уведомление об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на сумму расходов по приобретению ККТ в письменной или электронной форме с использованием усиленной квалифицированной ЭЦП по ТКС в налоговую инспекцию, в котором он состоит на учёте в качестве налогоплательщика и в который уплачена (или должна быть уплачена) сумма налога, подлежащая уменьшению. Форма, формат и порядок представления указанного уведомления должны быть утверждены ФНС России.

    В случае, если сумма налога, подлежащая уменьшению, уплачена до такого уменьшения, то зачёт или возврат суммы излишне уплаченного налога производится в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Заявление о зачёте или возврате суммы излишне уплаченного налога подаётся налогоплательщиком по месту его постановки на учёт в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, применяющего ПСН, в которую было представлено уведомление об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН. (Или по месту жительства или пребывания — в случае снятия с учёта в качестве налогоплательщика ПСН).

    В случае, если налоговики, на основании имеющейся у них информации установят, что сведения, указанные в уведомлении об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, являются недостоверными или не соответствуют установленным требованиям, то налоговая инспекция уведомит об отказе в уменьшении суммы налога на расходы по приобретению ККТ, в отношении которой установлены указанные недостоверность или несоответствие, в срок не позднее 20 дней со дня получения данного уведомления. В таком случае налогоплательщик должен уплатить налог в установленный срок без соответствующего уменьшения.

    Налогоплательщик вправе повторно представить уведомление с исправленными сведениями. Если несоответствие сведений связано с указанием в уведомлении суммы уменьшения в размере большем, чем 18 000 рублей, то налоговая инспекция отказывает в уменьшении суммы налога в соответствующей части.

    Расходы по приобретению ККТ не учитываются при исчислении налога, если были учтены при исчислении налогов, уплачиваемых в связи с применением иных режимов налогообложения.

    Кстати, законодатели учли, что пока появится форма упомянутого уведомления, ещё пройдёт время. Поэтому до утверждения формы уведомления налогоплательщик вправе уведомить налоговую инспекцию об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, в произвольной форме с обязательным указанием следующих сведений:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика;
  • ИНН;
  • номер и дата патента, в отношении которого производится уменьшение суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, сроки уплаты уменьшаемых платежей и суммы расходов по приобретению ККТ, на которые они уменьшаются;
  • модель и заводской номер ККТ, в отношении которой производится уменьшение суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН;
  • сумма понесённых расходов по приобретению соответствующей ККТ.
  • По собственному выбору

    С 1 января 2018 года в п. 3 ст. 346.46 НК РФ уточняется, что после того как предприниматель утратит право на применение ПСН, он может перейти как на общий режим налогообложения, так и на применение специального режима — УСН, ЕСХН или ЕНВД.

    webcache.googleusercontent.com

    Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2018 году

    Деятельность по изготовлению сельскохозяйственной продукции в России на сегодняшний день облагается двумя основными формами налогового исчисления: общей и специальной. Специальная форма налогообложения – он же единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН действует исключительно в рамках данной отрасли. В данной статье мы разберем главные особенности его использования: кто может использовать ЕСХН? Чем качественно отличается данная форма от общего способа уплаты налоговых сборов? Как соотносится сельскохозяйственный налог с другими режимами?

    Какие преимущества перехода на ЕСХН в 2018 году

    Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это популярная в 2018 году форма налогообложения, которая была разработана и внедрена в отрасль деятельности организаций и частных предприятий, производящих сельхозпродукцию и принадлежащих к сфере растение- и животноводства, сельского и лесного хозяйства. При этом, переходить на ЕСХН имеют возможность лишь те компании, чей совокупный доход от перечисленных выше отраслей деятельности составляет не меньше 70%.

    Главные преимущества сельхозналога, который заменяет основные налоги – единым платежом, заключаются в следующем:

    согласно Ст. 346 Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели не должны уплачивать НДФЛ, а также налог на имущество физлиц;

    юридические лица не платят налог на прибыль и на имущество компании;

    и юрлицам, и ИП не нужно уплачивать НДС (за исключением – экспортного);

    единый сельхозналог предполагает упрощенную систему бухгалтерского учета;

    переходить на ЕСХН можно абсолютно добровольно, точно так же, как и, при потребности, сменить форму налогообложения.

    Кто является плательщиком сельхозналога

    Использовать форму единого сельхозналога имеют право компании и частные предприниматели, получающие 70% дохода от деятельности в следующих отраслях (Ст.346 НК РФ):

    производства сельскохозяйственной продукции в области растение- и животноводства;

    сервиса компаний-товаропроизводителей в сфере растение- и животноводства: услуг, связанных со вспомогательной деятельностью: посева аграрных культур, ухода за садоводческими объектами, сбор урожая, организации фермерских работ и т. д.

    разведения и вылова рыбы и прочих водных биоресурсов.

    Важно! Предприятия, которые занимаются переработкой товаров сельскохозяйственного производства, а также их поставками, не могут быть плательщиками единого налога.

    При этом, согласно Ст. 346 Налогового кодекса РФ, плательщики ЕСХН могут также потерять право применять данную форму налогообложения, если в течение календарного года не будут соответствовать признакам сельхозпроизводителя. По законодательному регламенту, они могут снова быть переведены на общую систему налогообложения.

    Кто освобождается от налога

    Исходя из действия ЕСХН, от уплаты налога на прибыль, имущество, НДФЛ освобождаются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Вместе с тем, действие ЕСХН предусматривает своевременную уплату единого налога, а также других сборов, согласно законодательным нормам. И ИП, и организации на ЕСХН обязуются выполнять функции налоговых агентов.

    Иные льготы, которые возможны в режиме общей системе налогообложения – в ЕСХН не предусматриваются.

    Налоговые ставки и сроки уплаты

    Расчет единого сельскохозяйственного налога происходит с применением следующей формулы:

    ЕСХН= налоговая база*6%, где под «налоговой базой» следует понимать сумму доходов от деятельности с учетом вычета всех произведенных расходов, выраженных в денежном эквиваленте;

    6% – фиксированная налоговая ставка.

    Важно заметить и то, что предприниматели также могут уменьшать налоговую базу в том случае, если величина их расходов будет выше доходов. Налоговая база может быть уменьшена на сумму, равнозначную величине убытков, но не больше, чем на 30%.

    Когда нужно оплачивать сельхозналог?

    Сроки уплаты ЕСХН определяются, исходя из установленных границ налогового и отчетного периода. Налоговым периодом в данной системе считается календарный год, в то время, как отчетным – является полугодие, то есть в календарном году сельхозпредпринимателей их будет два.

    Согласно законодательству, и юридические лица, и частные предприниматели должны уплачивать аванс не позднее 25 дней по истечении отчетного периода. В календаре этот период ограничен рамками– с 1 по 25 июля.

    Сбор за получение доходов на протяжении целого года рассчитывается и оплачивается по итогу завершения налогового периода, то есть – в следующем году. Крайним сроком оплаты ЕСХН в 2018 году будет 2 апреля.

    Несвоевременно поданная отчетность чревата начислением штрафных санкций в размере от 5% до 30% суммы неуплаченного сбора, согласно декларации. Штраф начисляется за каждый месяц со дня просрочки подачи декларации.

    Согласно Ст. 122 Налогового кодекса РФ, несвоевременно уплаченный налог влечет финансовые санкции в размере от 20% до 40% от суммы долга.

    Как совмещается ЕСХН с другими налоговыми режимами

    С какими формами налогообложения возможно совмещение ЕСХН?

    Частные предприниматели вправе совмещать единый сельхозналог с патентной системой налогообложения (ПСН) а также с налогообложением вмененного дохода (ЕНВД). Для юридических лиц возможно совмещение исключительно с режимом последнего типа.

    Совмещать ЕСХН с какими-либо другими налоговыми режимами – невозможно. На общую систему налогообложения можно лишь уйти полностью.

    Важно помнить и то, что использование двух допустимых налоговых режимов на предприятии и в организации обязывает их вести налоговый учет отдельно по каждому из них.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7(499)653-60-72 доб 840 (Москва)

    +7(812)426-14-07 доб 419 (Санкт-Петербург)

    Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) 2017

    Содержание

    Основание и правовые основы

    Система налогообложения в виде ЕСХН — единого сельскохозяйственного налога — это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.

    Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.

    Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ — эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.

    «Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2014 N 34620)

    (ред. от 28.11.2015) «О сельскохозяйственной кооперации»

    Порядок перехода на ЕСХН

    Переход на единый сельхозналог — добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Именно в этот срок — до 31 декабря — нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление. В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

    Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

    Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

    Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.

    Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

    Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.

    Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

    Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.

    Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

    Налогоплательщики

    Налогоплательщики ЕСХН — это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

    Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

    1. Организации и индивидуальные предприниматели:
      • производящие сельскохозяйственную продукцию;
      • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
      • реализующие эту продукцию.

    Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

    Обязательное условие для перехода на ЕСХН — по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.

  • Сельскохозяйственные потребительские кооперативы — если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
  • Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия:
    • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
    • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
    • Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.
    • Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

      • средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
      • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.
      • Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

        Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

        • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
        • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
        • казенные, бюджетные и автономные учреждения.
        • К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

          • продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
          • продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.
          • Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

            (ред. от 30.11.2010) «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства»

            Освобождение от налогов

            Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

            • налога на прибыль организаций;
            • налога на имущество организаций;
            • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).
            • Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

              • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
              • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
              • Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

                Обращаем внимание!

                Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

                Объект налогообложения и налоговая база

                Объект налогообложения при ЕСХН — это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

                Налоговая база — это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

                Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

                Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

                Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

                Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

                Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

                Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.

                Обращаем внимание!

                С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

                (ред. от 31.12.2008) «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2007 N 8778)

                «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

                ppt.ru