Полезные статьи

Должностные полномочия понятие и виды

Делегирование полномочий

  • Менеджмент
  • Психология менеджмента
  • Модели менеджмента
  • Полномочия и их виды

    Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять управленческие решения.

    Полномочия представляются должности, а не лицу, её занимающему.

    Полномочия проявляются в виде двух общих типов:

    Линейные полномочия

    Передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, например, в тех пределах, которые установлены законом или уставом организации.

    Последовательная цепочка возникающих линейных полномочий создаёт иерархию уровней управления. Наиболее наглядный пример цепи команд — иерархия военной организации. При большой длине цепи команд наблюдается существенное замедление скорости обмена информацией.

    Существует два понятия, которые должны всегда учитываться: принцип единоначалия и необходимость ограничения нормы управляемости.

    Согласно принципу единоначалия работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.

    Норма управляемости — это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю.

    Штабные полномочия

    Данные полномочия помогают организации использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия для решения задач консультативного или обслуживающего характера.

    Основные виды штабных полномочий делятся на рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные.

    Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их обладатель при необходимости может давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узко-профессиональный вопрос.

    Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием совместных решений.

    Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты вместе с полученными выводами в соответствующие органы.

    Принцип делегирования полномочий

    В рамках управленческой структуры происходит рациональное распределение и перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами. Этот процесс, принципы которого были разработаны в 1920-х гг. П.М.Керженцевым, получил название «делегирование организационных полномочий и ответственности».

    Делегирование — представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.

    Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

    Обычно делегируются следующие виды работы:

    • рутинная работа;
    • специализированная деятельность;
    • частные и малозначимые вопросы;
    • подготовительная работа.
    • Однако существует комплекс управленческих задач, решение которых следует оставить за руководителем. Долг первого лица в фирме — принять на себя выполнение задач с высокой степенью риска, содержащих аспекты стратегической важности и носящих конфиденциальный характер и все необычные, выходящие за рамки сложившегося регламента и традиций операции.

      И не подлежат делегирование такие вопросы, как:

      • установление целей;
      • принятие решений;
      • выработка политики организации;
      • руководство сотрудниками и их мотивация;
      • задачи высокой степени риска;
      • необычные и исключительные дела;
      • задачи строго доверительного характера.
      • При делегировании полномочий руководитель делегирует (устанавливает) обязанности; определяет права и уровень ответственности при выполнении полномочий.

        Преимущества делегирования полномочий:

        • возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя;
        • сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия;
        • это лучший способ мотивации творческих и активных работников;
        • это лучший способ обучения;
        • это способ профессиональной карьеры.

        Эффективность делегирования полномочий очевидна, но не все управляющие спешат его применять по следующим причинам:

        • сомнение в компетентности других сотрудников, боязнь, что они сделают хуже;
        • боязнь потерять власть и занимаемую должность;
        • недоверие к подчиненным, низкая оценка их способностей;
        • амбициозность и завышенная самооценка;
        • боязнь, что его действия будут неверно истолкованы коллегами и начальством.
        • Рассмотрим более подробно важность практического применения делегирования в управлении предприятием.

          Практическое применение делегирования в управлении предприятием

          Делегирование полномочий происходит не только на официальной, но и большей частью на полуофициальной или даже неофициальной основе, и предполагает наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе и взаимного доверия между руководителями и исполнителями. Делегированию полномочий предшествует значительная подготовительная работа. Она состоит в том, чтобы определить: для чего, кому, каким образом делегировать полномочия? Какие выгоды для него, самих подчиненных и организации в целом при этом могут быть получены? Какие препятствия могут возникнуть?

          Главная практическая ценность принципа делегирования полномочий состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Одновременно этот метод является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности.

          Главная задача руководителя — не самому выполнять работу, а обеспечить организацию трудового процесса силами коллектива, взять на себя ответственность и применить власть для достижения поставленной цели.

          Особо деликатный аспект принципа делегирования — организация контроля за действиями подчиненных. Постоянная опека только вредит. Отсутствие контроля может привести к срыву работ и анархии. Решение проблемы контроля — в четко налаженной обратной связи, в свободном обмене информацией между коллегами и, конечно, в достаточно высоком авторитете и управленческом мастерстве руководителя.

          Часто возникает проблема психологического выбора: выполнение какой задачи поручить исполнителю знакомой или принципиально новой. Чаще всего делегируется выполнение новой задачи, особенно если она кажется руководителю малопривлекательной, рутинной. Такое решение далеко не всегда верно. Проблема в том, что, передав решение задачи кому-либо, руководитель все равно несет ответственность за ее выполнение и контролировать, а тем более просто наблюдать (т.н. мониторингом) за ходом реализации знакомой проблемы значительно легче.

          Опытные администраторы часто поручают способному исполнителю немного более сложные задачи, чем он привык выполнять. В этом случае желательно подготовить задание в форме письменного распоряжения. Получив сложную задачу, исполнитель раскрывается более полно и получает искреннее удовлетворение от выполнения задания и оказанного ему доверия.

          Следует отметить, что принцип делегирования полномочий мало применяют лица, недавно получившие повышение в должности, т.к. им трудно отказаться от привычного стереотипа прошлой деятельности. Однако руководитель, сам сортирующий корреспонденцию и печатающий на машинке при скучающем секретаре, вызывает сожаление, но не сочувствие.

          Иногда принцип делегирования полномочий не дает ожидаемого эффекта: исполнитель не в полном объеме выполняет возложенные не него руководящие функции. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда необходимо принимать непопулярные в коллективе решения: наложение взысканий за нарушение трудовой дисциплины; лишение премий; разбирательство аморальных поступков работающих и т.д. Под различными предлогами исполнитель старается передать решение этих проблем своему руководителю, чтобы выглядеть в глазах коллектива с лучшей, как ему кажется, стороны. Среди других причин чаще всего называют неуверенность в правильности принимаемого ответственного решения, недостаточный опыт, принципиальное несогласие с мнением руководителя.

          При распределение управленческих полномочий в организации необходимо учитывать ряд важнейших обстоятельств:

          • Полномочия должны быть достаточными для достижения стоящих перед данным субъектом целей. Поэтому следует помнить, что цели всегда являются первичными и определяющими объем предоставленных полномочий.
          • Полномочия каждого субъекта должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать, чтобы обеспечить их взаимодействие и в конечном счете сбалансированность всей системы управления.
          • Полномочия в организации должны быть четкими, чтобы каждый сотрудник знал: от кого он их получает, кому передает, перед кем несет ответственность и кто должен отвечать перед ним.
          • Исполнители должны самостоятельно решать все проблемы в рамках своей компетенции и нести полную ответственность за свою деятельность и ее результаты.
          • www.grandars.ru

            ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

            — это служебные полномочия должностных лиц, которые связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми эти лица наделены в силу занимаемой должности (см. постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» // БВС СССР. 1990. ¦ 3). Уголовно наказуемы следующие деяния: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ). Злоупотребление должностными полномочиям и заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Интересы службы, служебный долг, вопреки которым должностное лицо использует свои служебные полномочия, определяются объемом обязанностей лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов и трудового договора с государственными или иными предприятиями и организациями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству. Злоупотребление должностными полномочиями преследуется уголовным законом лишь в случае наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинной связи между деянием и последствиями. Данные последствия могут выражаться в виде реального материального ущерба, в упущенной выгоде, а также в причинении иного вреда различным интересам (в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.). При решении вопроса о существенности нарушения прав и законных интересов следует руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.: необходимо учитывать число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда, степень отрицательного влияния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба и т. п. Преступление совершается с прямым или с косвенным умыслом. Мотивом выступает корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность может быть выражена в стремлении субъекта получить посредством злоупотребления должностными полномочиями какой-либо имущественной выгоды с незаконного безвозмездного изъятия государственных средств в свою собственность или собственность других лиц, например получить вне очереди квартиру для себя или своих родственников. Иная личная заинтересованность может быть выражена в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: угодить начальству, а также карьеризм, кумовство и т. д.

            Субъект преступления специальный — должностное лицо. За деяние предусматривается более строгое наказание, если оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления, либо повлекло тяжкие последствия. Злоупотребление должностными полномочиями следует отличать от сходного преступления — злоупотребления полномочиями служащим коммерческой или иной организации, предусмотренного ст. 201 УК РФ. О служащем коммерческой или иной организации см. «Должностное лицо». Предусмотренное ст. 201 УК РФ злоупотребление полномочиями представляет собой использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации аудитора и задачи его деятельности определяются его правами и обязанностями в соответствии со ст. 779-783 ГК РФ, Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., постановлением Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 6 мая 1994 г., которым введен Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности (см. САПП. 1993. ¦ 52. Ст. 5069; СЗ РФ. 1994. ¦ 4. Ст. 365). Превышение должностных полномочий заключается в совершении должностным, лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК РФ). Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выразиться в совершении должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте; которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (см. п. 11 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти и служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»//БВС СССР. 1990. ¦ 3). Превышение должностных полномочий может проявляться в виде как активных действий, так и в бездействии (например, невыполнение распоряжения начальника). Деяние уголовно наказуемо лишь в случае наступления последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также при наличии причинной связи между деянием и последствием. При решении вопроса о размере и значимости причиненного вреда исходят из конкретных обстоятельств совершенного деяния, значимости нарушенных общественных отношений (характера и размера причиненного ущерба, числа потерпевших и т. д.). Преступление .совершается с прямым или косвенным умыслом. Субъект преступления специальный — должностное лицо. Более строгое наказание следует за деяние, если оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, главой местного самоуправления либо с применением насилия или угрозой его применения, оружия или специальных средств, либо повлекло тяжкие последствия. Применением насилия считается нанесение потерпевшему истязаний, побоев, тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, физической боли, а также ограничение его свободы. Превышение должностных полномочий следует отличать от сходного преступления — превышения полномочий частными служащими. Например, ст. 203 УК РФ предусматривает ответственность за превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения. Субъект преступления — не должностное лицо, а частный детектив (гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность как основной вид занятости и осуществляющий ее без совмещения с занятием государственной службой или с выборной должностью в общественных организациях), а также охранник, получивший лицензию в порядке, установленном для частных детективов, для оказания услуг в сфере охраны. Определение частной детективной и охранной деятельности, порядок выдачи лицензий на занятие такой деятельностью определяется Законом РСФСР «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. (Ведомости РФ. 1992. ¦ 17. Ст. 888), а также подзаконными но неправомерно принимает на себя права и обязанности по осуществлению функций представителя власти или по выполнению организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в соответствующих органах или муниципальных учреждениях. Лицо, присвоившее такие полномочия, совершает определенные действия, повлекшие последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Необходимо установление причинной связи между деянием и последствиями. Существенность нарушения прав и законных интересов граждан или организаций определяют исходя из конкретных обстоятельств дела (характера и размера вреда, числа потерпевших и т. д.). Деяние совершается с прямым или косвенным умыслом. Субъект преступления — только государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, достигшие 16-летнего возраста и вменяемые.

            www.bibliotekar.ru

            AreaFinance

            Распределение должностей и должностных полномочий играет важную роль в организации работоспособной фирмы. Детальная проработка вопросов, связанных с должностями поможет избежать многих проблем, связанных с распределением полномочий и ответственностей.

            Должность и её разновидности.

            Должность – это штатная единица организации, первичный элемент в структуре управления ею, характеризующаяся совокупностью прав, обязанностей и ответственности работника, выполняемыми ими трудовыми функциями, границами компетентности, правовым положением. Персональное юридическое закрепление должности делает её носителя должностным лицом. Последнее имеет право совершать в пределах компетенции властные действия, влекущие правовые последствия. Поскольку большинство таких действий оформляется в виде документов, возможность распоряжаться людскими, материальными и информационными ресурсами выражается в праве подписи должностным лицом соответствующих документов.

            Функции должности должны соответствовать средним способностям и возможностям человека, быть разнообразными, нужными, чётко сформулированными, органически сочетаться с функциями других работников, позволять работнику планировать свои действия, давать возможность самовыражения. Желательно иметь критерии и количественные показатели реализации каждой функции, причем определённые с одинаковой точностью.

            В результате облегчается подбор, оценка, целевая подготовка, переподготовка и специализация персонала; упрощается определение норм его численности, границ ответственности; планирование работ и распределение задач, внедрение современных форм в делопроизводство; ускоряется прохождение информации; быстрее обнаруживаются нарушения и ошибки; повышается трудовая дисциплина и самостоятельность людей, ослабляются тенденции к перестраховке; улучшается мотивация, обеспечивается более справедливое вознаграждение.

            Виды должностных полномочий.

            Каждая должность является носителем определённых полномочий, т.е. совокупности официально предоставленных прав и обязанностей, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Выделяется несколько видов должностных полномочий: распорядительные, рекомендательные, координационные, контрольно-отчётные, согласительные.

            Суть распорядительных полномочий состоит в том, что их обладатель имеет право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Обычно такими полномочиями обладают главные специалисты (главный бухгалтер, главный экономист и проч.) и руководители соответствующих служб.

            Обладатели рекомендательных полномочий при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узкий вопрос. Рекомендательными полномочиями обладают различного рода специалисты, референты, консультанты и проч.

            Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей и направлять её результаты вместе с собственными выводами в соответствующие инстанции.

            Координационные полномочия реализуются в процессе выработки и принятия совместных решений. Лица, которые ими наделяются, имеют право от имени высшего руководства согласовывать деятельность отдельных субъектов управленческой структуры.

            Согласительные полномочия состоят в том, что их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетентности свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий.

            Распределение должностных полномочий.

            При распределении управленческих полномочий учитывается ряд важных обстоятельств:

            1) полномочия должны быть достаточными для достижения стоящих перед данным субъектом целей;

            2) полномочия каждого субъекта должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходиться сотрудничать, чтобы обеспечить их взаимодополнение и сбалансировать системы управления, а, следовательно, и ее эффективное функционирование;

            3) линии полномочий в организации должны быть четкими, чтобы каждый сотрудник точно знал, перед кем отвечает и кто должен отвечать перед ним;

            4) за исключением особо оговоренных случаев разделение полномочий, они полностью передаются исполнителю только одним руководителем,

            5) исполнители обязаны все проблемы, не выходящие за рамки их полномочий, решать самостоятельно, не переадресовывая руководителю, и нести перед ним полную ответственность за свою деятельность и ее результаты.

            www.areafinance.ru

            Должность и должностные полномочия

            Департамент образования города Москвы

            Государственное образовательное учреждение

            среднего профессионального образования

            Колледж гостиничного хозяйства

            на тему: Должность и должностные полномочия (на примере службы housekeeping)

            по дисциплине: «Менеджмент»

            специальность:101101 Гостиничный сервис

            Студентка: Сатымова А.Ю.

            дата сдачи работы «01»декабря2010г.

            Москва 2010 год.

            Должностные полномочия (сущность и виды)

            Должностные полномочия, понятия и виды……. 5-7

            Ответственность руководителя и ее виды………..8-9

            2.3 Делегирование полномочий………………………..10-14

            2.4 Эффективное распределение полномочий в организации……………………………………………. 15-19

            3. Анализ должностных полномочий сотрудников службы housekeeping на примере гостиницы «Президент»

            3.1 Характеристика объекта исследования………….20-25

            3.2 Анализ должностных полномочий горничной и супервайзера службы housekeeping…………………..25-30

            Список использованной литературы………………..32

            Данная работа посвящена изучению темы: Должность и должностные полномочия (на примере службы housekeeping).

            Актуальна эта тема, потому что распределение должностей и должностных полномочий играет очень важную роль. Детальная проработка вопросов, связанных с должностями поможет избежать многих проблем, связанных с распределением полномочий и ответственностей.
            Функции должности должны соответствовать средним способностям и возможностям человека, быть разнообразными, нужными, чётко сформулированными, органически сочетаться с функциями других работников, позволять работнику планировать свои действия, давать возможность самовыражения.

            Желательно иметь критерии и количественные показатели реализации каждой функции, причем определённые с одинаковой точностью.

            Так же эта тема важна еще, потому что в наше время очень часто встречаются работники, которые злоупотребляют должностными полномочиями. Во избежание этого нужно уметь правильно подобрать кадры и контролировать их работу.

            Цель данной курсовой работы является:

            — изучение штатного состава работников гостиницы и их должностных полномочий на примере службы housekeeping.

            Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

            Ознакомиться с сущностью и видами должностных полномочий;

            Выявить способы эффективной передачи полномочий;

            Ознакомиться с основным штатным составом персонала службы housekeeping;

            — Проанализировать должностные полномочия сотрудников службы housekeeping на примере гостиницы «Президент».

            2.1 Должностные полномочия, сущность и виды.

            Каждая должность является носителем определенных полномочий, т.е. совокупности официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Полномочия возлагаются на руководителей и других сотрудников, отвечающих за самостоятельный участок работы. Выделяется несколько видов должностных полномочий: распорядительные, рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные. Рассмотрим их более подробно.

            Суть распорядительных полномочий состоит в том, что их обладатели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Эти полномочия могут быть линейными и функциональными.

            Линейные полномочия предполагают наличие прямой должностной связи между руководителями и исполнителями, в рамках которой первые могут предписывать вторым что, когда и где те должны делать, или, наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели. Обычно в круг линейных полномочий входят вопросы оперативного управления деятельностью основных подразделений, организации труда персонала, создания условий, необходимых для выполнения людьми своих обязанностей, приема и увольнения сотрудников, их оценки, поощрения и наказания, поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

            Функциональные полномочия осуществляются в условиях косвенных связей. Они сводятся к принятию соответствующими руководителями обязательных для исполнения решений, регулирующих деятельность работников, непосредственно подчиняющихся другим (линейным) руководителям. Эти решения обычно предписывают методы работы, иными словами, то, как действовать.

            Для сохранения единства управления, или единоначалия, которое обеспечивается подчинением исполнителей только одному (линейному) руководителю, содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются.

            Обладатели рекомендательных полномочий при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узкий вопрос. Но в отличие от предыдущего случая эти советы не являются обязательными для исполнения и не носят инициативного характера.

            Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять его результаты вместе с собственными выводами в соответствующие инстанции.

            Координационные полномочия реализуются в процессе выработки и принятия совместных решений. Лица, которые ими наделяются, имеют право от имени высшего руководства согласовывать деятельность отдельных субъектов управленческой структуры и направлять ее в русло, соответствующее целям организации.

            Наконец, согласительные полномочия состоят в том, что их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий.

            2.2 Ответственность руководителя и ее виды.

            Управленческие полномочия неотделимы от ответственности, т.е. необходимости отдавать отчет за принятые решения, активные действия и их последствия. Различают два вида ответственности: общую и функциональную.

            Общая ответственность имеет своим объектом создание условий, необходимых для осуществления той или иной деятельности. Например, руководитель организует подбор кадров, отдает распоряжения и т.п. Функциональная ответственность связана с выполнением конкретной работы и является уделом исполнителя.

            Выделяют несколько степеней ответственности.

            Низкая степень ответственности — это ответственность только за порученное дело при условии, что работа не связана с возможностью аварий, простоев, поломок, брака, нарушающего ход дальнейших процессов, приемом и выдачей материальных ценностей, их расходованием. Здесь имеет место только основная функциональная ответственность и отсутствует дополнительная.

            Средняя степень ответственности предполагает ответственность руководителей за денежные средства, безопасность подчиненных, материальные ценности, с которыми они работают; ответственность исполнителей за работу в опасных условиях, за материальные ценности и важные документы. Таким образом, в данном случае речь идет о дополнительной общей и функциональной ответственности.

            Высшая степень ответственности — это ответственность руководителя организации (подразделения) за все аспекты деятельности и за подчиненных, т.е. общая дополнительная ответственность.

            Полномочия и ответственность должны соответствовать друг другу, иначе могут возникнуть неблагоприятные последствия для организации и ее персонала. Так, если полномочия превышают ответственность, открывается свобода для административного произвола, поскольку многие действия руководителей могут остаться безнаказанными. Обратная же ситуация приводит к параличу активной деятельности из-за боязни негативных последствий для себя.

            Делегирование полномочий — этопроцесс передачи части функцийруководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целейорганизации.

            Сегодня руководитель, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, часто передает решение менее значимых проблем, необходимые для этого права и ответственность подчиненным, обладающим знаниями, опытом, заинтересованностью принять участие в управлении. При этом власть не распыляется, а тиражируется и сосредоточивается на нужном уровне, в результате чего происходит рациональное перераспределение прав, обязанностей и ответственности между отдельными лицами и коллективами «во временное пользование». Оно предполагает наличие благоприятного морально-психологического климата и взаимного доверия между руководителями и исполнителями.

            Процесс делегирования начинается с классификации стоящих проблем, составления перечня полномочий, которые могут быть реально делегированы, выгод и риска, связанных с этим, характера, способностей и моральных качеств подчиненных.

            Для решения вопроса о делегировании зарубежные специалисты в области управления рекомендуют использовать так называемую матрицу Эйзенхауэра, которая в значительной степени облегчает руководителю ориентировку в ситуации:

            С точки зрения необходимости контроля делегируемые проблемы можно разделить на: требующие текущего контроля за их результатами; требующие обычного контроля или самоконтроля с периодическим информированием руководителя; требующие специального контроля в отношении отдельных моментов; требующие полного контроля и не допускающие отклонений от предписываемых действий. В предпоследнем случае полномочия делегируются выборочно, а в последнем вообще не делегируются.

            Обычно делегируются следующие виды полномочий:

            — решать частичные, узкоспециальные проблемы, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя;

            — осуществлять подготовительную работу (обобщение материала, формулировка первичных выводов, написание различных проектов), носящую в большинстве случаев рутинный характер, но, тем не менее, дающую возможность продемонстрировать свои способности;

            — присутствовать на различных мероприятиях информационного характера, выступать с сообщениями, делиться опытом.

            При этом черновая и малоинтересная работа чередуется с увлекательной, побуждающей исполнителей совершенствовать свои знания, навыки, соревноваться друг с другом, добиваться первенства. Игнорирование этих обстоятельств, постоянное вмешательство в работу исполнителей, подавление их самостоятельности и т.п. приводят к ухудшению морально-психологического климата и подрывают саму идею делегирования.

            В то же время, ни при каких обстоятельствах, не делегируется: решение проблем, связанных с выработкой общей политики организации или подразделения; особо важных и срочных, предполагающих действия в условиях критических ситуаций или повышенного риска; общее руководство; рассмотрение конфиденциальных задач, вопросов, связанных с поощрением и наказанием сотрудников.

            Процесс делегирования полномочий тщательно планируется исходя из целей организации, обычно отдельно по каждой задаче. При необходимости разрабатываются графики работы и контроля за ней, создаются инструкции, определяющие границы ответственности подчиненных. Последние заблаговременно знакомятся с этими документами и вносят в них необходимые предложения и поправки.

            works.doklad.ru