Полезные статьи

Дачи по законам природы

Оглавление:

16 Мая 2016 Взыскиваем с водителя штраф

эксперт журнала «Отдел кадров коммерческой организации»

В деятельности практически каждой организации участвуют водители: они развозят грузы, доставляют корреспонденцию и людей. Однако если организация имеет свои транспортные средства, может получиться, что ей придет административный штраф за совершенное водителем нарушение правил дорожного движения. Как быть в такой ситуации? Кто должен платить – работник или работодатель? Может ли работник отказаться платить штраф? Как взыскать с водителя сумму штрафа? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответы, прочитав статью.

Немного о правилах дорожного движения и ответственности за их нарушение

Нарушение правил дорожного движения может быть зафиксировано как сотрудником ГИБДД, так и камерой видеонаблюдения. Если правонарушение зафиксировано инспектором ГИБДД, он может на месте (в соответствии с нормами КоАП РФ) выписать водителю штраф. Если же нарушение правил зафиксировано специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи, постановление о привлечении к ответственности в виде штрафа направляется владельцу транспортного средства (ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ) – в нашем случае работодателю.

Отдельно хочется сказать о фиксации правонарушения видеокамерами. За административные правонарушения в области дорожного движения установлен особый порядок привлечения к административной ответственности при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-, видеозаписи. Согласно ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ в таких случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства. В соответствии с ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ в указанных случаях назначается административный штраф, исчисленный в наименьшем размере в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части КоАП РФ. Если применяемой нормой установлено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством или административный арест, то назначается штраф в максимальном размере, установленном для граждан.

Если правонарушение было зафиксировано сотрудниками ГИБДД с применением указанных выше технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, то согласно ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ должностное лицо выносит постановление по делу об административном правонарушении либо составляет протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства. Полученные материалы фото- и видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении приобщаются к нему в качестве доказательств совершения нарушения. В этом случае нормы, установленные ст. 2.6.1, ч. 3.1 ст. 4.1, ч. 3 ст. 28.6 и ч. 6 ст. 29.10 КоАП РФ, не применяются.

Вопрос: Если за рулем сидел работник, ответственность несет компания как владелец автомобиля?

Ответ: Не всегда. Согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будут подтверждены содержащиеся в ней сведения о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Напомним, что в силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а в этом случае вина компании отсутствует.

Таким образом, работодателю необходимо обзавестись доказательствами нахождения автомобиля во владении другого лица. Таковыми, в частности, могут быть:

– доверенность на право управления транспортным средством другим лицом;

– полис ОСАГО, в котором имеется запись о допуске другого лица к управлению автомобилем;

– договор аренды или лизинга транспортного средства;

– показание лица, непосредственно управлявшего автомобилем в момент фиксации правонарушения;

Как видим, перечень доказательств открыт, но в любом случае их будут оценивать и исследовать, то есть они не имеют заранее установленной силы (ч. 2 п. 1.3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Например, ООО «Самарские автомобили-Н» было подвергнуто административному наказанию в виде штрафа по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ. Правонарушение зафиксировала камера, однако в момент его совершения автомобилем управлял К., не являющийся работником ООО «Самарские автомобили-Н». Организация обжаловала в суде постановление о привлечении к ответственности. В подтверждение жалобы суду были представлены доверенность, выданная К. ООО «Самарские автомобили-Н» на право управления указанным автомобилем для проведения пробной поездки; путевой лист, подписанный К., из которого следует, что 09.10.2014 в период времени с 16.33 до 16.58 водителем автомобиля являлся К.; условия предоставления автомобилей для тест-драйва, содержащие подпись К. об ознакомлении с ними, а также о получении разовой доверенности и путевого листа, согласно которым клиент самостоятельно выполняет кратковременную пробную поездку на автомобиле. Суд вынес решение в пользу организации, так как представленные доказательства исключали ее вину в совершении правонарушения (Постановление ВС РФ от 07.12.2015 № 46‑АД15-31).

Оплата штрафа

Довольно часто ситуация со штрафом, присланным работодателю за совершение на его автомобиле нарушения правил дорожного движения, разрешается очень просто: руководство передает постановление о привлечении к административной ответственности работнику, непосредственно управлявшему автомобилем в обозначенные дату и время (это легко установить по путевому листу), и тот платит штраф.

Однако не всегда все заканчивается так благополучно: иногда работодатель оплачивает штрафы. И здесь возникает вопрос: сможет ли компания взыскать сумму штрафа с работника? Да, а почему нет. Как? Давайте разбираться.

Положения нормативных актов о взыскании ущерба с работника

Главой 39 ТК РФ предусмотрена возможность взыскания с сотрудников ущерба, причиненного работодателю. В частности, согласно положениям ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат). Внимание, вопрос: относятся ли суммы штрафа к такому ущербу? Ответ на этот вопрос дал Роструд еще в 2006 году. Так, в Письме от 19.10.2006 № 1746‑6‑1 ведомство отнесло суммы уплаченного штрафа к прямому действительному ущербу. К такому же выводу пришли и в Минфине. В его Письме от 22.08.2014 № 03‑04‑06/42105 сказано: в соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ деньги признаются движимым имуществом, следовательно, из‑за действий работника работодателю причинен ущерб в виде затрат по оплате штрафа, приведших к уменьшению движимого имущества организации.

Суды не так однозначно относятся к административным штрафам, взыскиваемым работодателями со своих работников. Например, Определением Челябинского областного суда от 27.08.2012 по делу № 11‑6228/2012 были удовлетворены требования о возмещении материального ущерба работодателю, выразившегося в уплате работодателем штрафа за появление работника на территории заказчика в состоянии алкогольного опьянения. А вот Апелляционным определением ВС Чувашской Республики от 27.08.2014 по делу № 33‑3315/2014 требования о возмещении ущерба оставлены без удовлетворения, поскольку выплата работодателем административных штрафов не относится к случаям, предусмотренным законодательством в качестве основания привлечения работника к материальной ответственности. Кроме этого, суд указал, что административный штраф представляет собой меру материальной ответственности для юридических и физических лиц, применяемую за совершенные ими правонарушения. Следовательно, административный штраф, наложенный на работодателя, не может быть переложен полностью или частично на другое лицо.

Проанализировав практику рассмотрения споров о взыскании административных штрафов с работников, можно сделать вывод, что в каждом случае суд устанавливает причины проступка, в результате которого работодатель привлечен к административной ответственности, вину работника и иные обстоятельства, которые могут повлиять на принятие решения.

В связи с неоднозначностью позиции по рассматриваемому вопросу рекомендуется по возможности не доводить дело до суда, а договориться с работником о добровольном возмещении причиненного им работодателю ущерба, подписав соответствующее соглашение. Такая возможность предоставлена сторонам положениями ч. 4 ст. 248 ТК РФ.

Вопрос: Как быть работодателю, если на одном автомобиле трудится несколько водителей?

Ответ: Действительно, в транспортных организациях автомобили часто закрепляются приказом за конкретными водителями. Если такой приказ имеется, доказать, что автомобилем управлял конкретный работник, несложно. А вот если приказ отсутствует и водители работают на одном автомобиле, например, посменно, работодателю придется дополнительно потрудиться для установления всех обстоятельств и взыскать штраф именно с того, кто управлял автомобилем в момент нарушения правил дорожного движения. Могут учитываться свидетельские показания, подтверждающие совершение правонарушения тем или иным работником, путевые листы. Поэтому отсутствие приказа о закреплении автомобиля за работником доказать причинение им ущерба не помешает.

Используем институт материальной ответственности

Как мы выяснили, вопрос о взыскании с работника административного штрафа, уплаченного за него работодателем, решается неоднозначно. Полагаем, что все‑таки можно взыскать с водителя сумму штрафа. Однако прежде, чем это делать, убедитесь в наличии оснований для привлечения к материальной ответственности и строго соблюдайте установленную законодательством процедуру привлечения к ней.

Итак, на основании ст. 233 ТК РФ материальная ответственность сотрудника наступает, если ущерб причинен в результате виновного противоправного поведения. То есть для привлечения к ответственности необходимо соблюдение некоторых условий. Представим их в виде схемы.

Условия привлечения к материальной ответственности

www.pravcons.ru

Грибник России

Журнал «Грибник России» в соцсетях

Добро пожаловать в нашу группу на фейсбуке. Присоединяйтесь! Можно публиковать свои фототрофеи, обращаться за помощью в определении грибов

Грибной портал ГИФ сайта «Грибы Калужской области»

Это сайт, которому доверяют тысячи российских пользователей. Добро пожаловать!

Подписка на журнал «ГРИБНИК РОССИИ»

Условия редакционной подписки на архивные номера можно посмотреть тут

Земляничные поляны, маслята и белые: за выходные уральцы насобирали в лесах много грибов и ягод

Тёплое и влажное уральское лето в этом сезоне особенно порадовало любителей ходить за грибами и ягодами. Наши форумчане хвастаются добычей, показывают фотографии и делятся информацией, где и что собирать.

Судя по их опыту, грибы в конце прошлой недели пошли довольно активно, но не везде: в некоторых лесах сухо, несмотря на дожди. А вот земляника есть везде, кому не лень собирать — настоящий рай. Опытные грибники советуют держаться каменского и челябинского направлений, в лесах вдоль этих трактов можно отыскать маслята, красноголовики, моховики. Кое-кому повезло раздобыть лисичек, груздей и даже белых грибов. А вот традиционно богатое в грибном плане серовское направление разочаровало уральцев.

«Съездили сегодня утром на два часа в лес. Много земляники, и белые пошли», — пишет пользователь Пчёлка. Впрочем, где именно нашлись белые, не выдаёт.

«Некрасово и Большие Брусяны — грибов с полведёрка, земляники и клубники много», — отчитывается Das Flugzeug namens ich.

«Сегодня за час примерно на 40 сотках соснового молодняка набрала литров пять маслят, два красноголовика и один моховик, — докладывает подробности NovaSV. — Если бы не черви, то набрала бы точно два десятилитровых ведра. Что ж за засада-то с червями — мелкие вылезли, а уже червивые. Только на большой сотейник и хватило. Сысертский район. Теперь ждем на тех же площадях рыжиков».

«За Верхним Тагилом ходил вчера: на горах ничего, кроме земляники, нет, — разочаровывается пользователь посох. — Грибов ведро — лисичек — в кромке сырого места, где, видимо, подземная вода близко, — и пять красноголовиков. Ходил вокруг Аяти, в сторону Первоуральска — ни одного гриба, сушь, как будто полгода дождей не было. Но земляника есть».

Настоящая рок-н-ролльная поляна: мечта!

«Сагра — торфяник — нет грибов», — пишет пользователь please wait, подтверждая информацию о бесперспективности северного направления.

«По серовскому по грибам пусто и печально. По землянике куда веселее», — ещё одно подтверждение от alexandere1.

«Нынче ягодно-маслёнковый год получился, — отмечает Yokyo. — Обабки, красноголовики встречаются, но очень редко. Но маслят больше всего! Позавчера у соседей в овраге срезали, вчера думаем, надо сходить посмотреть, не наросли ли? Точно! Наросли! За сутки 20–40 мм. Земляники море! Черника зреет ещё».

«По Каменскому тракту увидите сосновые посадки, ныряйте туда. Без маслят не останетесь!» — советует новичкам Sirallex.

«Урожай с Каменского тракта, — комментирует свои фотографии пользователь Lyolik-vv. — Были там во вторник, грибов было много. В четверг снова приехали (маме ведь тоже грибов надо), было уже гораздо меньше».

А вот кому масляток? Урожай с каменского направления

На этой неделе синоптики пообещали жару без дождей, так что шансов, что напарит новых грибов, немного. Но если собираетесь на тихую охоту и сомневаетесь в своих знаниях, пройдите наш тест на съедобное — несъедобное.

А вот черника как раз должна поспеть. Только не забывайте про защиту от клещей: по данным Екатеринбургского центра медицинской профилактики, к середине прошлой неделе зарегистрировали уже 10 443 покусанных екатеринбуржца, в том числе 1533 ребенка.

Текст: Анастасия РОВНУШКИНА
Фото: пользователи E1.RU alexandere1, Пчёлка!, Lyolik-vv

Ученые выявили дальневосточные грибы, которые помогут в лечении рака

© Fotolia / Spectral-Design 3D изображение раковой клетки

ВЛАДИВОСТОК, 23 июл – РИА Новости. Ученые России и Швейцарии выявили четыре вида дальневосточных грибов, которые могут использоваться в создании низкотоксичных лекарств от рака, сообщает в понедельник Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).

«Группа ученых ДВФУ, Университета Лозанны (Швейцария) и Дальневосточного отделения РАН назвала типы раковых заболеваний, которые с высокой вероятностью можно вылечить с помощью соединений из дальневосточных грибов. В статье, опубликованной в журнале Oncotarget, потенциальными мишенями определены: саркома, лейкемия, рак прямой и толстой кишки, рак желудка, рак печени, карцинома толстой кишки и другие», — говорится в сообщении.

Под исследование попали четыре вида грибов, которые широко используются в азиатской и дальневосточной народной медицине: Fomitopsis pinicola, Hericium erinaceus, Inonotus obliquus и Trametes versicolor. Эти грибы способны эффективно воздействовать на злокачественные опухолевые ткани, отмечают ученые.

Сейчас в Школе биомедицины ДВФУ специалисты устанавливают противораковую активность в экстрактах грибов. Результатом должно стать появление нового поколения низкотоксичных лекарств, прицельно воздействующих на разные виды опухолей.

По словам соруководителя и автора статьи, директора центра геномной и регенеративной медицины Школы биомедицины ДВФУ Александра Каганского, несмотря на научный интерес к грибам, около 90% видов никогда не изучались на предмет их противомикробной и противоопухолевой активности. Ученые уверены, что существует множество других видов грибов, которые содержат химические соединения, способные побеждать рак.

В Брянске нашли уникальные грибы родом из Северной Америки

Сегодня, 22 июля, в редакцию обратилась жительница Брянска, которая рассказала об удивительных грибах с белой ножной и красной шляпкой, которые выросли на её участке. Они оказались редкими для нашей области. Их — название Мутинус Равенеля.

Второе наименование, более понятное, но мало приятное — «сморчок вонючий». Так их прозвали за ярко выраженный запах падали, привлекающий мух, которые разносят его споры на своих лапках.

В России Мутинус Равенеля известе только в Ленинградской области и Хабаровском крае. В Ленинградской области встречается в смешанном лесу на почве.

В Хабаровском крае найден в дендрарии. В своё время был занесен в Красную книгу РСФСР.

Люберчане могут узнать, почему грибы из леса едят только русские

ИнфоЛюберцы – 22 июл. Существуют разные версии, почему грибы из леса едят только русские, сообщает городской сайт ИнфоЛюберцы со ссылкой на сайт Кириллица.

«Для употребления грибов из леса в пищу на Руси сошлись несколько благоприятных для этого обстоятельств. Но вначале заметим, что

грибы издавна употребляются в пищу во всем мире В то же время в Европе и Азии на кухню попадают только один-два сорта: трюфели и шампиньоны во Франции, грузди в Италии, шитаки в Китае. Кстати во многих скандинавских странах эти дары природы считаются непригодными для поедания в любом виде. У нас же – одних грибных названий целая энциклопедия. Почему?», — говорится в сообщении

С одной стороны, Среднерусская равнина — действительно грибной рай. В силу

климатических, природных условий число только съедобных видов измеряется десятками.

С другой стороны, у нас все-таки более жесткий, чем в Европе, климат. И, как следствие этого, бедный на овощи и фрукты рацион. Многие растения просто не успевают дать плоды за короткое лето. Да и с основным источником белка – мясом – не все просто. Массовое животноводство в старину у нас не практиковалось. Да и где, собственно? Кругом леса, это же не степь. Вы скажете, охота? Ну да, конечно. Только рассказы о том, как на Руси зайцев ловили чуть ли не руками, датируются XV-XVI веками. А потом, и с охотой напряженно – в барские угодья пускали не всех. Так, что грибы – огромное подспорье в скудном крестьянском рационе.

И наконец, третье, – это, конечно, пост. В православии количество постных дней четко не определено, год на год не приходится. Но, как правило, их больше, чем дней, когда мясо разрешено. И в этих условиях, грибы, наряду с рыбой (употребление которой тоже не в каждый постный день разрешено) — настоящее спасение. Все-таки, содержание белков в них – до 5% (это чуть меньше, чем в хлебе), а в сушеных – до 27% (на треть больше, чем в мясе). Учитывая, что грибы можно есть всегда, они назывались не просто постным блюдом, а «великопостным».

В Калужской области открылся грибной сезон

Всю неделю льют дожди. Для кого-то ливень – это неприятный сюрприз, а для грибника – долгожданное явление. Пересохшие леса ожили, и вот вдоль дорог и на городских рынках появились калужане с ведерками полными грибов.

Этим летом специалисты прогнозируют высокую урожайность грибов, больше, чем в прошлом году. Грибники уже собирают лисички, подберезовики и белые. Однако, больше всего грибов можно будет собрать в конце лета.

Мы тоже решили набрать лисичек, чтобы пожарить с картошечкой. Накануне, проезжая через Тихонову Пустынь и село Муратовка, отметили стоящих на обочине грибников, торгующих своим «рыжим урожаем». Небольшой дождь не напугал любителей «тихой охоты», и их машины встречались то тут, то там припаркованные вдоль дороги.

Наш выбор пал на Ферзиковский район, славящийся своими грибными местами. Ехали заведомо ненадолго, но оптимистично прихватили два 10-литровых ведра. Оптимизм наш не оправдался на все 100%, но все же ушли мы не с пустыми руками.

Грибы собирали в лесном массиве, не доезжая до деревни Бебелево. Среди елок и берез нам постоянно встречались «конкуренты» – грибной лес заполонили калужане. Сильно вглубь леса зайти не успевали, поэтому ограничились 7 литрами лисичек. Думаем, если бы остались подольше, да зашли подальше, то не только на «жарешку», но и на заморозку бы набрали.

Лес мокрый, под ногами хлюпало. На пути попадались сыроежки, подберезовики (к сожалению, червивые), но белых нам не удалось повстречать.

А вот что пишут калужане на «грибных» форумах:

-Прокатился и я в пятницу под Малоярославец. Выехал правда поздновато, а потому в лес вошел только в 11 утра. Грибников не увидел, правда и грибного слоя к сожалению, нет. Лисички растут понемногу, но все больше по 1-2 штуки. Там, где хоть какие-то семейки, они еще совсем крохи. Срезов немного, видимо попались только разведчики. За три часа настриг немного “на пожарить”. Попался один дубовик кондиционный и несколько уже поживших свой век. Еще встретились, остатки белого, одна скрипица, одна сыроежка и яйцо веселки.

-В лесу сыро. Лисичка есть. Белый 1 штука. Весь червивый, даже маленький. Появились сыроежки, валки, мухоморы.

-Малоярославец 13.00-16.00 лило как из ведра. После проигрыша Хорватов пошел на опушку к дороге где все ходят. За пять минут белый с кулак чистый, пяток подберезовиков и лисички. Все собирал в шапку. Итог жареха. Завтра пойду с утра. Всем грибов. Похоже лес проснулся.

В этом году грибники советуют посетить следующие места:

  • окрестности деревни Верховье Жуковского района;
  • около села Льва Толстого;
  • в районе деревни Большие Козлы;
  • окрестности села Рожки и села Жерело (Малоярославецкий район);
  • местность рядом с поселком Ферзиково (в районе села Перерушева);
  • окрестности Голубых озер;
  • платформа Сляднево;
  • в районе села Тарутино Жуковского района.
  • Выбирайтесь в лес, там вас уже ждут лесные “жители” в разноцветных шляпках. И как сказал любитель «тихой охоты», – “всем грибов”.

    «Рука Москвы» вывела женщин из богородских лесов

    Ночью найдены четверо грибников

    Две пары женщин заблудились в лесу в Богородском районе. Были подняты все возможные силы. Одних искали нижегородские поисковики, другими занялись московские. Все найдены. Живы.

    На поиски выдвинулись две группы «Рысь» и «Волонтер». В 2:59 поисковик Артур написал:

    — Браво, коллеги! Пишу с места поисково-спасательных работ. Работа на отклик показала 100% результат! Благодарю за слаженные действия двух групп. Спасибо, ребята, вы молодцы!

    Координатор Наталья рассказала корреспонденту NN.ru, что к поискам подключилась и полиция. Но их техническая оснащенность оставляет желать лучшего. На казенных машинах они смогли проехать по асфальту и бетону и… остановились. Заметим, что полиция находится на гособеспечении, а волонтеры обходятся личными средствами.

    Но, оказывается, в эту же ночь в тех же лесах блуждали еще две пожилые женщины. Об этом написал в соцсетях сын одной из них Игорь Преображенский.

    — Вчера утром моя матушка 78 лет, бодрая и опытная грибница, ушла с приятельницей в хорошо знакомые богородские леса.

    Спустя пять часов они поняли, что заблудились и не могут сориентироваться даже по солнцу — небо в сплошных облаках. Деревенский сосед попытался поискать их на тракторе, но безуспешно. Ещё через час стало понятно, что сами женщины не выйдут.

    — Я нахожусь в городе. Первым делом звоню в «Билайн», чтобы оператор, который может легко определить геолокацию абонента, помог сориентироваться заблудившимся женщинам. Но оператор, отказывается, поясняя, что такие вопросы решает только полиция, — пишет Игорь.

    Знакомые нижегородские поисковики помочь оперативно не смогли — их группа была на другом конце области. Но дали полезные советы: не названивать потерявшимся — быстро сядет батарея телефона. Второй совет — обратиться в федеральную волонтерскую поисковую службу «Лиза Алерт» и в богородскую полицию. И, действительно, волонтер, находясь в Москве, сумел скоординировать действия всех участников поиска — родни и деревенских знатоков местности.

    — Каким-то образом «Лиза Алерт» по подробному описанию местности матерью определяет их локацию. Заметьте, без какой-либо помощи сотового оператора! — рассказал Игорь. — И дальше пошагово (из Москвы!), советуясь с богородскими полицейскими, ведёт женщин мимо невзрачных ориентиров в виде просек, болота, каких-то пеньков. Параллельно направляя мою Катю и её отца на машине в район той лесной деревеньки, куда должны выйти женщины. Через девять часов блуждания в лесу, который моя мама знала как десять своих пальцев, перед самой темнотой женщины выходят на берег лесной речки, где их встречает Катин отец, перебравшийся через реку вброд.

    «Волонтер» сообщает, что, кроме этих двух женщин и Татьяны Мониной с матерью, вчера в Богородском районе найден живым 69-летний Леонид Крюков, в Арзамасском районе — 68-летний Игорь Ковенков. Продолжаются поиски в Городецком районе 77-летнего Геннадия Назарова, который ушел в лес за грибами 19 июля.

    Несколько выводов из этой истории, который сделал Игорь Преображенский:

  • Если бы не малопонятная мне лично монополия спецслужб на определение геолокации человека по мобильнику, оператор сотовой связи мог бы помочь своему абоненту выйти из леса намного быстрее.
  • Мобильный телефон — важнейшее изобретение человечества, спасающее жизни. Отправляясь в лес, зарядите батарею до полной.
  • Полиция и волонтерские службы, включая федеральную, работают профессионально и вовлеченно.
  • Лес — великая сила. Никогда нельзя думать, что знаешь его, даже если ходишь в знакомые места больше тридцати лет.
  • Семья — ещё одна Великая сила. Когда необходимо, мобилизуются все.
    • Берегите близких, себя и уважайте Лес.
    • gribnik-rossii.ru

      Уважаемые посетители! В музейном парке проводится валка леса, в связи с чем доступ к нему частично ограничен. Приносим извинения за доставленные неудобства!

      Уважаемые посетители! Обращаем Ваше внимание, что в летний период по понедельникам работает только музейный парк, по вторникам открыты также Поленовская дача и Студия-мастерская.

      Уважаемые посетители! Теперь Вы можете оплатить посещение Музея-заповедника также и по безналичному расчёту через Сбербанк-онлайн . Подробнее читайте здесь.

      Внимание! В Музее-заповеднике нет банкоматов, отделений банков, а также пунктов обмена валюты. Позаботьтесь о наличных средствах заранее.

      Внимание! Осторожно, мошенники! Лица, не являющиеся сотрудниками Музея-заповедника, рекламируют занятия (мастер-классы) на территории музея, по ценам, многократно превышающим стоимость детских программ в музее. Будьте бдительны, встречая подобные объявления в интернете!

      Информация по действующим на сегодня выставкам — в разделе ВЫСТАВКИ.

      В ОДИН ПРЕКРАСНЫЙ ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ УСАДЬБЫ

      У многих есть желание заглянуть в прошлое. А как было бы удивительно ещё и побывать в том мире, где другой быт, другие традиции и своя мода. Мы предлагаем всем окунуться в атмосферу ХIХ века на ежегодном усадебном празднике «Венец лета», который пройдёт 19 августа 2018 года в Музее-заповеднике «Абрамцево».

      Мы порадуемся лету, солнцу, дружбе, творчеству. Погрузимся в один день из жизни усадьбы Аксаковых и Мамонтовых. Попробуем примерить на себя костюмы, привычки и обычаи ХIХ века.

      Традиционно в этот день на территории Музея-заповедника соберутся творческие люди – художники, скульпторы, рукодельницы, мастера, демонстрирующие народные промыслы.

      Гости смогут увидеть, как силами художников создаётся художественный объект. Поиграть в крокет, испить чаю с аксаковским вареньем и отведать аксаковской ухи. Насладиться красотой живого керамического обжига в традициях абрамцевской гончарной мастерской. В год чемпионата мира мы попробуем провести свой усадебный чемпионат по футболу. И подумать, как бы это могло быть в усадебном формате.

      Ну, и конечно же, приглашаем не только насладиться красивейшей природой, но и запечатлеть её. В традициях Абрамцевского художественного кружка поучаствовать в пленэре и передвижной усадебной выставке.

      Посетители, любуясь красотами Абрамцева, смогут примерить на себя образ девочки с персиками и других героев картин абрамцевских художников.

      Милости просим! Давайте проведём этот день вместе!

      ВОЛОНТЕРЫ ПОСАДИЛИ ЦВЕТЫ В АБРАМЦЕВЕ

      Волонтёры из Ассоциации производителей посадочного материала украсили и облагородили несколько цветочных клумб в Музее-заповеднике «Абрамцево». Теперь гости музея смогут полюбоваться новыми видами декоративных цветов в нашем парке: их ожидает яркое великолепие цветущих астр, колокольчиков, гейхер, сортового дельфиниума, разноцветных люпинов и зелень тысячелистников.

      ЮНЫЙ БОГАТЫРЬ ИЗ РОДА МАМОНТОВЫХ

      19 июля — день памяти Андрея Саввича Мамонтова (1869—1891), сына владельца усадьбы «Абрамцево» С. И. Мамонтова. Даже тем, кто никогда не слышал имени Андрея Мамонтова, его лицо хорошо знакомо — по образу Алёши Поповича, самого молодого из трёх богатырей, с картины В. М. Васнецова «Богатыри», для которой он послужил моделью. Его брат Всеволод Саввич писал: «Помню, как мы завидовали Андрею, на которого походил Алёша Попович на картине».

      Андрей Мамонтов прожил недолго, и 22-летним уже ушёл из жизни от болезни почек, но он успел оставить свой след в искусстве. Не только тем, что его запечатлели знаменитые мастера Абрамцевского (Мамонтовского) кружка, такие, как Врубель, Коровин и Васнецов. Но и собственным художественным вкладом. У юноши рано проявились способности к рисованию, и он по приглашению Виктора Васнецова участвовал в росписи киевского Владимирского собора. Андрей готовился стать архитектором. Он стоял у истоков абрамцевских столярно-резчицкой и гончарной мастерских. Михаил Врубель, потрясённый смертью юного художника, писал своей сестре: «Я, несмотря на то, что чуть не вдвое старше его, чувствую, что получил от него духовное наследство».

      Картина Васнецова создавалась почти два десятилетия, и была завершена уже после смерти Андрея в 1898 году. Но на ней он всегда останется в цвете своих лет, красоты и молодости.

      После смерти Андрея в 1891 году на его могиле в Абрамцеве была построена часовня, сохранившаяся до наших дней. Часовня стала первым законченным произведением нового национально-романтического стиля, родившегося в Абрамцеве — русского модерна.

      В будущем году Музей-заповедник «Абрамцево» планирует провести выставку, посвящённую А. С. Мамонтову.

      КО ДНЮ ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ ПОЛЕНОВА

      18 июля — день памяти художника В.Д. Поленова (1844—1927). Василий Дмитриевич — один из самых «абрамцевских» авторов, в чьём творчестве ярко отразилась идея Абрамцевского (Мамонтовского) кружка о поиске «отрадного» в искусстве.

      Из воспоминаний Всеволода Мамонтова: «Василий Дмитриевич Поленов был одним из самых близких старинных друзей моего отца вплоть до самой смерти последнего. Объединяла их одинаково бескорыстная любовь к искусству во всех видах его проявления.

      С вдохновенным увлечением отдался Поленов затеянной моими родителями постройке церковки в Абрамцеве. Без его энергии и пыла едва ли было бы осуществлено это дело. Церковь эта цела и теперь. Сам Василий Дмитриевич под свежим впечатлением только что им посещённой Палестины написал для Царских врат церковки икону Благовещения, несколько мелких образов для иконостаса и майоликовую икону Нерукотворного Спаса, помещённую снаружи, над входной дверью. В последний раз посчастливилось мне видеть Василия Дмитриевича в 1924 году, в день его восьмидесятилетнего юбилея. Проживал он тогда в бывшем своём, предоставленном ему советской властью в пожизненное пользование имении Бёхово на Оке, недалеко от города Тарусы. Приехал я в Бёхово на лошади за тридцать километров. Всю дорогу меня тревожили мысли, в каком состоянии здоровья, бодрости и ясности головы найду я Василия Дмитриевича. Встретившая меня у подъезда Наталья Васильевна решила ввести меня к мужу неожиданно, не предупредив его, кто приехал. Ей хотелось видеть, узнает ли меня сам Василий Дмитриевич, не видавший меня более десяти лет. Какова же была наша общая радость, когда он безо всякого замешательства сразу узнал и назвал меня.»

      ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ АЛЕКСАНДРА БЕРЕЗИНА

      Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево»

      Время проведения: с 17 июля по 19 августа 2018 года

      В отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» 17 июля 2018 года начала свою работу выставка произведений художника Александра Софроновича Березина, жизнь и творчество которого навсегда тесно связаны с Абрамцевом. А. С. Березин, живописец и график, работает в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета.

      Александр Софронович родился 27 мая 1935 года в г. Харьков. В годы Великой Отечественной войны ему пришлось перенести все ужасы оккупации. На фронте погиб отец, умерла мама, и маленький Александр после войны попал в детский дом. В марте 1948 года родная тётя забрала Александра из детдома и привезла к себе в Абрамцево. Она работала медсестрой в абрамцевском военном госпитале, а после войны — в доме отдыха.

      Проживая рядом с посёлком художников, А. Березин познакомился с известными советскими мастерами искусства — Павлом Радимовым, Игорем Грабарём, Дементием Шмариновым, Алексеем Орловым, которые произвели на него большое впечатление. Ему посчастливилось понаблюдать за работой скульптора Веры Мухиной. Источниками вдохновения для первых живописных работ А. Березина послужили волшебные пейзажи Абрамцева. Павел Александрович Радимов научил А. Березина бережно относиться к мотиву, к деталям, к состоянию и… к маленьким размерам этюдов с натуры. Он считал, что именно таковые дают возможность художнику более точно «схватить» лёгкое, мимолётное состояние природы. Вслед за Левитаном Радимов считал, что в больших этюдах — больше вранья, а задача творца — передать правильное и полное впечатление виденного, передать чувства, которые рождались при первом впечатлении во всей первоначальной свежести. Возможно, отсюда, из этих уроков А. Березиным была почерпнута та пленительная этюдность, которая станет основным принципом его творчества.

      1960-80-е годы были временем творческого взлёта художника, он стал одним из ведущих мастеров Подмосковья. Владимир Десятников так писал о творчестве художника: «Живопись Александра Березина имеет свои отличительные особенности. Человек он эмоциональный, темпераментный. Эти свои качества он с успехом реализует в живописи. Пишет он с напором, темпераментно. У него мощный мазок, палитра многокрасочная, яркая, но нигде в его работах живопись не превращается, как говорят художники, в «костер из красок». Все сгармонировано по цвету и тону. Композиции работ хорошо продуманы. Александр Березин — живописец, но с успехом работает и в графике».

      На выставке в отделе художественных ремёсел будут представлены работы из авторской коллекции. Если попытаться найти ключ к постижению сложной простоты искусства А. С. Березина, то прежде следует отметить, что в основе работ художника лежит глубокое поэтическое чувство. И становится понятно то основное, чем влекут к себе работы художника: глубокая сыновняя любовь к Родине, стремление мастера запечатлеть её вечную красоту с мудрой ясностью её древних городов, с величавой тишиной её природы. Многие работы Александра Софроновича, имея небольшие размеры, ценны по своему колориту и мастерски закончены, они перерастают рамки этюда и становятся самостоятельными картинами.

      Подробнее о выставке А. Березина читайте в разделе «ВЫСТАВКИ»

      ВЫСТАВКА ,, РАДИМОВ ПАВЕЛ Я, ХУДОЖНИК И ПОЭТ. ,,

      Время проведения: с 14 июля по 12 августа 2018 года

      14 июля 2018 года открылась выставка «Радимов Павел я, художник и поэт…», посвящённая творчеству одного из самых абрамцевских художников XX века Павла Александровича Радимова (1887–1967).

      Кто такой абрамцевский художник? И почему Радимов — самый, самый? Абрамцевский художник — синоним певца природы. Природа наделена духовной составляющей, в ней любовь Творца проявлена непосредственно. Художники в разное время оказывались в Абрамцеве, и чувствовали избранность места и духоносность природы. Радимов прожил в абрамцевском Посёлке художников более 30 лет. Однако дело, наверное, не только в долгожительстве, но в преданности, в тонкой отзывчивости, в раз найдённой «своей интонации», с которой художник рассказывал об Абрамцеве в стихах и живописных полотнах.

      И стихов, и полотен много (сотни, тысячи?). Выставка знакомит с толикой художественного наследия Радимова. Однако устроителям выставки было важно показать — через произведения, личные вещи, архив — масштаб личности художника. Он друг и ученик Н. Фешина, приятель С. Есенина и В. Маяковского. Когда в 1914 году его принимали в Товарищество передвижников, поручителями выступили И. Репин и В. Поленов. Волею судеб Радимов стал последним председателем Товарищества и первым — Ассоциации Художников Революционной России (АХРР). В 1934 году он участвовал в организации Дачно-садового кооператива «Ново-Абрамцево» недалеко от легендарной усадьбы. Он издавал сборники своих стихов, устраивал выставки, ездил по Стране Советов (Туркмения, Белоруссия, Татария, Узбекистан, Чувашия, Башкирия), участвовал в зарубежных выставках — в Венеции, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Мюнхене, Кёльне, Стокгольме. Что касается Абрамцева, то оно подарило Радимову редкое чувство умиротворения. «Не подражая многословью, // Сказал бы истину одну:// Люблю я лето Подмосковья, // Его простую тишину». Люди, знавшие Радимова, вспоминают, как он гостеприимно приглашал: «Приезжайте ко мне в Абрамцево, там я организовал народную выставку — музей».

      Выставка произведений Павла Александровича Радимова будет проходит 14 июля по 12 августа. Срок недолгий, поэтому нужно не опоздать посмотреть крепкую живопись художника, уникальные архивные документы, фильм о Радимове В. Полина. Напомним, последняя персональная выставка художника была открыта в Москве в 1962 году (приурочена к его 75-летию). Музей выражает большую признательность Катерине Радимовой, внучке художника, за сотрудничество и возможность увидеть ранее не демонстрировавшиеся полотна.

      Посмотреть телерепортажи можно здесь:

      КАЖДЫЙ ХУДОЖНИК — НЕМНОЖКО ВОЛШЕБНИК.

      Сколько разных красок нужно художнику, чтобы создать живописную картину? Вы удивитесь, если узнаете, что только три. А ученики детской «Летней школы» Музея-заповедника «Абрамцево» на занятии «Магия света, игра цвета» не только не удивятся, а смогут нарисовать картину с использованием только трёх цветов, потому что научились этому на прошедшем 15 июля 2018 года уроке. Ребятам показали магию преломления света и рассказали о стилях и техниках живописи. Самостоятельные художественные работы стали логичным завершением занятия в «Летней школе».

      ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА ,, САВВА МАМОНТОВ. НОВЫЙ ХОЗЯИН, НОВЫЕ ТРАДИЦИИ ,,

      Скорее всего, вы не сразу догадаетесь, о чём речь. А вот ребята, которые пришли в музей «Абрамцево» 14 июля 2018 года на субботнее занятие детской «Летней школы» сразу узнают, о чём эти строки. Потому что они не только познакомились с последними хозяевами усадьбы — семьёй Мамонтовых, но и смогли поиграть в «Абрамцевское лото», которому более 110 лет. А также попробовать себя в роли наездников, изображая картину И. Е. Репина «Кавалькада в Абрамцеве». Так весело проходят уроки в детской «Летней школе».

      БУДУЩИЕ РЕСТАВРАТОРЫ ПОБЫВАЛИ В АБРАМЦЕВЕ

      В дни летней практики студенты и педагоги отделения «Реставрация» Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 г. Москвы побывали в Музее-заповеднике «Абрамцево». Будущим художникам-реставраторам рассказали о работе их коллег в Музее-заповеднике, показали отреставрированные специалистами музея экспонаты. Сами учащиеся выступили с докладами о музее, посетили экскурсии, которые произвели на них яркое и неизгладимое впечатление.

      АНОНС! ДЕТСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ НА ИЮЛЬ 2018 ГОДА

        (Нажмите картинку, чтобы увеличить).

        ШКОЛА, В КОТОРУЮ ХОЧЕТСЯ ИДТИ!

        Непривычный ажиотаж можно наблюдать в последние дни в Абрамцевской усадьбе. Несмотря на каникулы, ребята с удовольствием приходят на занятия в абрамцевскую «Летнюю школу». И неудивительно, ведь здесь они могут попробовать себя в качестве художников в самых разных жанрах, используя разные техники и материалы. А то, что уголь – не только вид топлива, а замечательный материал для рисования, дети сами смогли убедиться на практике.

        НАЧАЛИСЬ ЗАНЯТИЯ ,, ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ,, В АБРАМЦЕВЕ

        1 июля 2018 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» начала свою работу детская «Летняя школа».

        Организовано две группы: младшая для детей 4-7 лет и старшая для возраста в 8-12 лет. В непринуждённой игровой форме ребята узнают об усадьбе и её талантливых хозяевах, а также обучаются различным техникам рисования. Знакомятся с понятиями «живопись», «скульптура», «натюрморт». Все занятия происходит в тёплой творческой обстановке в окружении старинных усадебных аллей и исторических объектов.

        ВЫСТАВКА ИЗ АБРАМЦЕВА В УРЖУМСКОМ МУЗЕЕ

        Место проведения: Мемориальный музей С. М. Кирова, город Уржум (Кировская область), улица Кирова, 70

        Время проведения: с 29 июня 2018 года

        C 29 июня 2018 года в Мемориальном музее С. М. Кирова в Уржуме открыта выставка «»Художники в Абрамцеве». Фотоматериалы из Музея-заповедника «Абрамцево»».

        На выставке представлены более 15 большеформатных копий фотографий из фондов Музея-заповедника «Абрамцево». Выставка знакомит с обликом усадьбы «Абрамцево» конца XIX – начала XX века и её обитателями – семьёй владельца усадьбы Саввы Ивановича Мамонтова и кругом его друзей-художников, среди которых: В. Д. Поленов, братья В. М. и А. М. Васнецовы, И. Е. Репин, М. А. Врубель, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. С. Остроухов и другие.

        ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ В АБРАМЦЕВЕ

        8 июля 2018 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» состоялось празднование дня Петра и Февронии. На протяжении двух веков в усадьбе Абрамцево жили дружные, творческие семьи, которые были добрыми, гостеприимными хозяевами для всех своих талантливых гостей. Не талантливых здесь не было: «все пишут, играют, поют», — как писал художник М. В. Нестеров.

        И вот в день Петра и Февронии, который на общероссийском уровне отмечается как День семьи, любви и верности, гости Абрамцева смогли принять участие в настоящем семейном праздновании, в лучших традициях усадебного быта. Выступления талантливых семейных коллективов наполнили праздник творческой атмосферой, теплом и любовью.

        Праздничное богослужение в абрамцевском храме Спаса Нерукотворного провёл настоятель храма Ахтырской иконы Божьей Матери протоиерей Борис (Можаев).

        Затем на открытой веранде Главного усадебного дома состоялся концерт, на котором выступили вокальный дуэт «Голоса любви» (Наталья Романова и Екатерина Житарь), ансамбль КДЦ «Елизавета Мамонтова» «Кадриль» и семейная фолк-бард группа «СолнцелунА».

        Общий символ праздника — огромная ромашка — создавался совместной творческой фантазией всех желающих.

        Тем временем юные гости музея на площадке у Поленовской дачи могли поиграть в мини-футбол и другие подвижные игры.

        А ещё в этот день в музее прошли традиционные экскурсии и мастер-классы для детей из социально малозащищённых групп — воспитанников Сергиево-Посадского детского дома-интерната «Берёзка», Сергиево-Посадского центра социальной помощи семье и детям «Семья», центра помощи многодетным семьям «МногоМама», «Многодетные семьи Пушкино», Сергиево-Посадского Центра поддержки детей с инвалидностью «Время надежды».

        ТЕЛЕВИДЕНИЕ О РЕСТАВРАТОРАХ АБРАМЦЕВА

        Телекомпания ТВР-24 показала два репортажа о деятельности реставраторов Музея-заповедника «Абрамцево». (Автор передач – Оксана Мирошниченко, оператор – Кирилл Емельянов). «Отслоение или утрата красочного слоя, деформация холста, поверхностные загрязнения – эти диагнозы звучат почти как медицинские, но поставлены они в отделе реставрации Музея-заповедника «Абрамцево», – рассказывают авторы. – Здесь реставраторы подобно медикам возвращают к жизни работы мастеров кисти».

        ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ПРОСИМ ВАС О СОДЕЙСТВИИ!

        Исторические здания Мытищинского машиностроительного завода, одним из основателей которого был Савва Иванович Мамонтов — владелец усадьбы «Абрамцево», выдающийся железнодорожник и меценат, создатель Абрамцевского художественного кружка, объединившего крупнейших русских художников, СНОСЯТ. Одной из неоспоримых заслуг Саввы Ивановича перед российской железнодорожной промышленностью является создание им Мытищинского вагоностроительного завода, ныне известного как ОАО «Метровагонмаш». В 1895 году С. И. Мамонтов представил Министерству финансов России проект создания завода, 2 января 1896 года Комитет министров разрешил «учреждение означенной Компании», а её Устав был утверждён императором Николаем II. С. И. Мамонтов стал основателем предприятия, вложив в него весь свой предпринимательский талант, всю энергию и опыт промышленника, организатора производства.

        Архитектурный ансамбль Мытищинского вагоностроительного завода, построенный на рубеже ХIХ-ХХ веков, имеет большую историческую и культурную ценность. Большинство зданий ансамбля отличается высокой степенью сохранности и представляют собой редкий образец наиболее полно сохранившихся комплексов промышленной архитектуры в Подмосковье. Сохранилась также часть подлинных интерьеров и оборудования завода. Музей-заповедник «Абрамцево», со своей стороны, поддерживает ходатайство общественных организаций и граждан о включении данного объекта (Ансамбль Мытищинского вагоностроительного завода, конец ХIХ — середина ХХ века), обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

        Подписать петицию можно по ссылке .

        В АБРАМЦЕВЕ СОСТОЯЛАСЬ ЛЕКЦИЯ ,, РУССКИЙ ИЗРАЗЕЦ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ,,

        19 июня 2018 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» состоялась встреча с доктором исторических наук, специалистом в области керамики, сотрудником Московского государственного объединённого музея-заповедника Светланой Измайловной Барановой. Темой лекции стала «Русский изразец: история изучения».

        Участниками мероприятия были музейные работники, реставраторы и художники. Лекция с презентацией вызвала огромный интерес у собравшейся аудитории. В завершение состоялась презентация книги «Керамическая установка», которая посвящена Алексею Васильевичу Филиппову (1882–1956) — крупнейшему отечественному специалисту в области керамики, художнику и педагогу, технологу, реставратору, историку и собирателю русского изразца. Издание посвящено целому пласту русского искусства, исследованному до настоящего времени лишь фрагментарно: архитектурной керамике 1900–1950-х годов.

        Музей-заповедник «Абрамцево» выражает особую благодарность за сотрудничество Московскому государственному объединённому музею-заповеднику и Светлане Измайловне Барановой.

        АНОНС! ПРАЗДНИЧНЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ

        (Нажмите картинки, чтобы увеличить).

        Музей-заповедник «Абрамцево» ждёт Вас на праздничные программы для выпускников и молодожёнов.

        ЯРМАРКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ В АБРАМЦЕВЕ

        11 июня 2018 года, в рамках празднования Дня России, в Музее-заповеднике «Абрамцево» состоялась Ярмарка художественных ремёсел. В ней приняли участие десятки мастеров художественных ремёсел из Абрамцева, Хотькова, Сергиева Посада и Московской области.

        Юные и взрослые посетители ярмарки могли поиграть в старинные игры — городки, серсо, лапту, поучаствовать в мастер-классах по гончарному делу и расписыванию пряников, порыбачить на Поленовском пруду в «Аксаковской рыбалке».

        ВЫСТАВКА ,, ФАНТАСМАГОРИИ СЕРГЕЯ АЛИМОВА ,,

        Время проведения: с 9 июня по 8 июля 2018 года

        Место проведения: флигель «Поленовская дача» Музея-заповедника «Абрамцево»

        9 июня 2018 года в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка «Фантасмагории Сергея Алимова». Выставка юбилейная. В этом году одному из самых известных отечественных художников анимационного кино, графику, иллюстратору Сергею Александровичу Алимову исполнилось 80 лет.

        Выставка объединит графические листы, связанные с темой «Русская фантастическая повесть». Кроме книжных иллюстраций, на ней будут представлены работы к мультипликационным фильмам, а также театральные эскизы, в том числе эскизы кукол для спектаклей театра имени С. В. Образцова.

        Зритель увидит около 50 произведений разных лет, оценит своеобразие пластической манеры художника, его творческие этапы и многогранность опыта.

        Продлится выставка до 8 июля.

        КОНЦЕРТ К ПУШКИНСКОЙ ГОДОВЩИНЕ В АБРАМЦЕВЕ

        5 июня 2018 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» состоялся музыкально-поэтический концерт «Сердоликовые блики», приуроченный к 219-й годовщине со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

        В программе принимали участие:

        Алексей Рыбаков (автор музыки, вокал, партия фортепиано),

        Александра Бирюкова (вокал, скрипка),

        Юрий Годованец – поэт, член Союза Российских писателей, историк искусства, культуролог.

        В концерте прозвучали песни Алексея Рыбакова, вошедшие в музыкальный диск «Соплетение словес», на стихи Юрия Годованца из поэтического триптиха «Немного слов», вышедшего из печати в 2016-2017 годах.

        АБРАМЦЕВО НА ГЛАВНОМ МУЗЕЙНОМ ФОРУМЕ РОССИИ

        С 31 мая по 3 июня 2018 года в Москве прошёл Юбилейный XX Международный фестиваль «Интермузей-2018». Из 500 заявок от музеев России, стран ближнего и дальнего зарубежья, в ходе конкурса были отобраны 173 победителя первого тура, которые прошли во второй этап фестиваля. В их числе оказался и наш музей. Он представил на фестивале два проекта: «Абрамцево — Крым» и «Мы идём в Абрамцево».

        «Интермузей-2018» дал возможность музеям-участникам продемонстрировать свои достижения, поделиться опытом, плодотворно пообщаться с коллегами и гостями фестиваля в ходе семинаров, мастер-классов и других мероприятий.

        МАТРЕШКИ И СОВЫ ИЗ АБРАМЦЕВА В ВЕНЕ

        Праздник, посвящённый Международному дню защиты детей, состоялся 1 июня в Российском центре науки и культуры (РЦНК) в г. Вена. В нём участвовали сотрудники Музея-заповедника «Абрамцево» Михаил Тарасовский и Екатерина Воронина.

        Участники мастер-класса изготавливали сувениры на память — свистульки из глины, магнитики-совушки и медальоны с изображением ливийской львицы. И сова, и львица являются символами Абрамцева, их изображения были созданы в XIX веке М. В. Врубелем и Е. Д. Поленовой, участниками Абрамцевского (Мамонтовского) художественного кружка.

        М. Тарасовский творчески переработал эти произведения, взяв их за основу для изготовления абрамцевских сувениров. Екатерина Воронина в своём мастер-классе представляла другую сувенирную продукцию, тоже тесно связанную с Абрамцевом. Это матрёшки, деревянные ложки и колокольчики. Прообраз матрёшки, по легенде, прибыл в Россию из далёкой Японии, в пору увлечения художников восточной культурой, что было характерно для конца ХIХ века. Промышленник и меценат Савва Мамонтов обратил внимание на это произведение, а позднее художник из мамонтовского окружения Сергей Малютин создал на его основе деревянную куклу Матрёну. Образец той самой Матрёны и был продемонстрирован на фестивале в Вене.

        Каждый участник получившееся произведение забирал с собой, тем самым внося в дом частицу русской культуры и земли абрамцевской.

        О мероприятии можно посмотреть на сайте РЦНК .

        ВЫШЕЛ В СВЕТ СОВРЕМЕННЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО АБРАМЦЕВУ

        Музеем-заповедником подготовлен к печати и поступил в продажу путеводитель «Абрамцево» (автор Е. Н. Митрофанова, фото С. И. Верхова). Это первый с конца 80-х годов путеводитель по музею, отражающий современные постоянные экспозиции. Брошюра иллюстрирована более чем 130 цветными фотографиями. Читатели путеводителя совершат маленькую экскурсию по истории и современности Абрамцева. Узнают историю знаменитых шедевров русской живописи, создававшихся в Абрамцеве: «Девочки с персиками» Серова, «Видения отроку Варфоломею» Нестерова, «Богатырей» Васнецова и других.

        Стоимость путеводителя — 150 рублей. Его можно приобрести в музейном магазине (флигель «Людская»).

        АБРАМЦЕВО-ИТАЛИЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОДОЛЖАЕТСЯ

        Недавняя выставка Музея-заповедника «Абрамцево» в Риме «От Гоголевской аллеи до Римской рощи», проходившая в рамках фестиваля российской культуры «Русские сезоны», подарила нашему музею новых друзей из Италии. На днях в Абрамцеве побывала Рита Джулиани (Rita Giuliani), доктор наук, профессор римского Университета Ла Сапиенца. Рита Джулиани — славист и специалист по русской литературе, автор исследований о Гоголе и Булгакове, организатор международных конференций о жизни и творчестве Н. В. Гоголя (2002, 2009), лауреат «Премии имени Н. В. Гоголя в Италии». В своих работах она, в частности, документально показала, насколько широк был круг общения и друзей Н. В. Гоголя в Италии.

        Гостья Абрамцева с большим интересом ознакомилась с экспозицией Главного усадебного дома, в том числе побывала в комнате мезонина, в которой останавливался Н. В. Гоголь, когда гостил у Аксаковых.

        ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗАГАДОЧНОМУ АБРАМЦЕВСКОМУ ЛЕСУ

        25 мая 2018 года в Музее-заповеднике «Абрамцево» прошла детская творческая программа «Путешествие по загадочному лесу». На ней ребята узнали, почему эта усадьба получила имя «Абрамцево», какие в ней есть постройки и как они называются. У 250-летнего Абрамцевского дуба юные гости музея встретили почти такого же старого Лешего, от которого получили разные волшебные задания. Выполняя их вместе с красавицей Василисой, путешествовали по парку, играли в игры, разгадывали загадки. Возле Избушки на курьих ножках их снова поджидал Леший. А в завершение программы её участники своими руками сделали поделки из шишек — сувениры на память!

        ПРОШЛА ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРОГРАММА ,, КВЕСТ ПО ПАРКУ ,,

        23 мая 2018 года ученики общеобразовательной школа №870 города Щёлково посетили Музей-заповедник «Абрамцево» и поучаствовали в интерактивной программе «Квест по парку». Прослушав сначала увлекательную экскурсию, по подсказкам, ребята прошли по музейному парку, находя разные объекты усадьбы и выполняя интересные задания. В этом путешествии они ещё раз побывали у Студии-мастерской, а затем и у Избушки на курьих ножках. Бывшая беседка для детей С. И. Мамонтова привела их к традиционной игре «Городки». Дальше, вспомнив картину М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», ребята поставили «живую картину». И в конце программы юные участники расписали магниты на память.

        ВЫСТАВКА ,, КАБИНЕТ И МИР ПИСАТЕЛЯ ,,

        Время проведения: с 24 мая по 17 июня 2018 года

        Место проведения: отдел художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» (по адресу: Хотьково, ул. Кооперативная, д. 23)

        24 мая 2018 года в залах отдела художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» начала работу выставка художественной фотографии «Кабинет и мир писателя» — второй межмузейный выставочный проект Ассоциации литературных музеев Союза музеев России. Куратором проекта выступил Государственный Музей-заповедник М. А. Шолохова.

        В доме писателя кабинет всегда занимал особое место. Он был творческой мастерской, где создавались литературные произведения, здесь автор проводил многие часы в размышлениях о судьбах своих героев, о прошлом, настоящем и будущем своей Родины, о правильности избранного им пути.

        Чаще всего обстановка кабинета была не случайной. Каждый писатель привносил сюда что-то из своего труда, из мира, в котором он жил и творил. По предметам в кабинете можно предположить, что в данный период занимало его хозяина, проследить интеллектуальные интересы.

        Неотъемлемой частью кабинета являлась библиотека, которая может дать представление о литературных предпочтениях, в какой-то мере понять особенности характера писателя, глубже раскрыть его личность. Писательский стол, занимающий, можно сказать, центральное место, расскажет о темпераменте, увлечениях, круге общения.

        В представленных на выставке фотокартинах автор — Карп Григорьевич Пашиньян, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза журналистов и Союза дизайнеров России, фотограф-консультант Музея-заповедника М. А. Шолохова, сделал попытку через интерьер кабинетов великих русских писателей и поэтов показать их жизнь, атмосферу, которая царила в доме и располагала к творчеству. Ещё одна задача — уловить связь творца с окружающим его миром, найти тончайшее соответствие между образами литературных творений и пейзажами мест, архитектурным обликом и внутренним убранством дома. Выставка «Кабинет и мир писателя» рассказывает о писателях, живших и творивших в разные эпохи — с XVIII по ХХ век — от Гавриила Романовича Державина до Михаила Александровича Шолохова. На первом этапе в проекте приняли участие 13 литературных музеев, представивших 20 писательских кабинетов. Планируется, что на втором этапе проекта к нему присоединятся ещё девять музеев.

        Первым межмузейным выставочным проектом Ассоциации литературных музеев стала выставка «С ружьём и лирой. Охота и русская литература», также объединившая русских писателей и поэтов трёх веков. Общей темой, связавшей русских классиков, стала тема охоты охоты. Выставка прошла с 23 августа по 3 декабря 2017 года в Государственном музее А. С. Пушкина на Пречистенке, в ней приняли участие 23 организации. С 15 декабря 2017 года по 14 марта 2018 года выставка была показана в Ростове-на-Дону, в «Шолохов-Центре».

        Новый проект — «Кабинет и мир писателя» — пройдёт в нескольких регионах России. Из Москвы выставка проедет по Подмосковью: побывает в Музее-заповеднике «Абрамцево», Музее-заповеднике А. С. Пушкина «Большие Вяземы». Далее выставка отправится в Санкт-Петербург, во Всероссийский музей А. С. Пушкина и литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, потом посетит Музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», и завершит путешествие в начале 2019 года в Нижнем Новгороде, в музее А. М. Горького.

        • Всероссийский музей А. С. Пушкина

        • Государственный историко-литературный Музей-заповедник А. С. Пушкина

        • Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»

        • Государственный Лермонтовский Музей-заповедник «Тарханы»

        • Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный Музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»

        • Государственный музей А. С. Пушкина

        • Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля

        • Государственный музей К. А. Федина

        • Государственный музей Л. Н. Толстого

        • Государственный Музей-заповедник М. А. Шолохова

        • Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

        • Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

        • Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского.

        В завершение вечера состоялся также концерт. Романсы композитора Веры Тиняковой, лауреата и дипломанта Всероссийского конкурса музыкальных сочинений имени П. Булахова, на стихи И. С. Тургенева и А. С. Пушкина исполнила Анастасия Дьячкова (сопрано) — лауреат конкурса романсов 2017 года, студентка III курса Государственной классической академии имени Маймонида (класс профессора народного артиста Российской Федерации В. А. Журавлёвой).

        ЮБИЛЕЙ ВИКТОРА ВАСНЕЦОВА В ВАНЬКОВЕ

        В подмосковной деревне Ваньково (Дмитровский район) прошли мероприятия, посвящённые 170-летнему юбилею со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова. Художник приобрёл эту усадьбу в Дмитровском уезде в 1901 году и прожил здесь несколько плодотворных в творческом отношении лет, часто навещал отсюда абрамцевский дом Мамонтовых. В свою очередь, у него в гостях бывали художники Абрамцевского (Мамонтовского) кружка, такие, как М. В. Нестеров, В. А. Серов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов. В Ванькове Васнецов работал над картинами «Иван-царевич на сером волке», «Битва русских с половцами» и другими.

        Усадебный дом Васнецова не сохранился до нашего времени. В 2008 году в Ванькове был открыт памятный знак художнику с его словами «Я всегда только Русью и жил. ». Нынешние мероприятия были организованы руководством совета сельского поселения Костинское, в состав которого ныне входит Ваньково. От Музея-заповедника «Абрамцево» главе сельсовета Т. В. Замотаевой были вручены в дар копия открытки 1900-х годов с изображением усадьбы и каталог произведений В. М. Васнецова.

        ,, ВЕЧЕР В МУЗЕЕ ,, В АБРАМЦЕВЕ

        В субботу, 19 мая 2018 года, в Музее-заповеднике «Абрамцево» прошла ежегодная художественная акция «Вечер в Музее». Погода, дождливая с утра, к началу художественной акции стала более приветливой и радушной. Гостей музея в этот день ожидали бесплатные авторские экскурсии по Главному усадебному дому и музейному парку, ярмарка мастеров народных ремёсел, серсо и другие подвижные игры на свежем воздухе, мастер-классы.

        В Поленовской даче выступал оркестр народных инструментов Детской школы искусств №17 города Москвы, учащиеся школы представили литературно-театральную музыкальную композицию «Приношение Тургеневу». Читали свои стихи молодые поэты из творческого объединения «Квадрат». А на поле перед Главным домом в это время выступал музыкальный ансамбль «Хотьковские затеи». У Поленовского пруда любителей рыбной ловли ждал захватывающий конкурс рыболовов «Аксаковская рыбалка». А в завершение вечера на веранде Главного дома были представлены «Живые картины».

      • ,, ОТ ГОГОЛЕВСКОЙ АЛЛЕИ ДО РИМСКОЙ РОЩИ ,,

        ВЫСТАВКА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА В КВАРТИРЕ ГОГОЛЯ В РИМЕ

        Время проведения: с 18 мая по 30 июня 2018 года

        Место проведения: квартира Н. В. Гоголя в Риме (Италия, Рим, Сикстинская улица, дом 126)

        Какому русскому человеку не известно Абрамцево — творческое по своей заданности и воплощённости место. Какой русский художник не мечтает о Риме, этом Вечном городе, сама атмосфера которого наполнена античностью и поэзией?

        В римской квартире Н. В. Гоголя на выставке Музея-заповедника «Абрамцево» сойдутся разные во времени имена и судьбы. Адрес: Рим, Сикстинская улица, дом 126. В гоголевские времена звалась она «Счастливой» — «виа Феличе». Прожил здесь Гоголь почти шесть лет (1837−1843), едва ли не счастливейших лет своей жизни, когда писалось лучшее из написанного им.

        Сикстинская улица в наше время стала шумной и нарядной. Однако гоголевский дом скромней соседних, изменился он, по-видимому, очень мало. Это ещё патриархальный папский Рим, тот Рим, где настоящее ничем не мешает прошлому, не отгораживает от него разноплеменных посетителей, не заставляет их глядеть на это прошлое, как на музейный экспонат.

        Так же и в Абрамцеве сохранена атмосфера подлинности и патриархальности. Здесь в старом доме у Аксаковых в августе 1849 года Гоголь читал рукопись второй части поэмы «Мёртвые души». Его часто видели прогуливающимся по парковой липовой аллее. Сейчас она зовётся Гоголевской и является ландшафтной реликвией места.

        Римская роща, её посадили художники Мамонтовского кружка в 1880-е годы в усадебном парке Абрамцева, в память о Риме. Именно в Риме встретил свою будущую жену Е. Г. Сапожникову С. И. Мамонтов. Здесь же Мамонтовы познакомились со скульптором М. М. Антокольским, художником В. Д. Поленовым, семьями А. В. Прахова и композитора В. И. Иванова. В течение нескольких месяцев эти молодые люди, собираясь вместе, осматривали виллы, галереи, архитектурные памятники, посещали натурную мастерскую, так называемую академию «Джиджи», устраивали музыкальные и литературные вечера. По выражению Мамонтова, сама атмосфера Италии была наполнена «каким-то творческим кислородом». «Римская семья» — так называли Мамонтовы компанию новых друзей и пригласили их в Абрамцево, свою подмосковную усадьбу.

        Два периода культурной истории Абрамцева отражены в зеркале Вечного города. Об этом — выставка Музея-заповедника «Абрамцево», где представлены рисунки И. Репина и М. Врубеля, гравюры А. Кравченко и В. Горяева, живопись В. Сурикова, В. Поленова, К. Коровина, письма Н. Гоголя.

        Эта выставка — дань памяти о «счастливой остановке» разных людей на «виа Феличе». С поклоном из Абрамцева.

        Репортаж ТАСС о выставке можно посмотреть здесь .

        www.abramtsevo.net