Полезные статьи

Гк рф штрафы неустойки

Оглавление:

Государственному бюджетному образовательному учреждению выставлена неустойка по договору за просрочку платежа. Неустойка учреждением не оспаривается, оплачивается за счет средств от приносящей доход деятельности. По какому коду видов расходов, по какой статье КОСГУ необходимо отразить начисление и уплату неустойки? Какие бухгалтерские проводки необходимо применять?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Уплата неустойки по договору за просрочку платежа подлежит отражению по коду видов расходов 853 «Уплата иных платежей» и статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Для учета расчетов с поставщиком по сумме неустойки за просрочку платежа применяется счет 302 91 «Расчеты по прочим расходам». Если поставщик является получателем бюджетных средств и неустойка по условиям договора подлежит перечислению в соответствующий бюджет, то для расчетов с бюджетом по неустойке может применяться счет 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Обоснование вывода:
При отнесении расходов на определенные коды видов расходов и статьи (подстатьи) КОСГУ бюджетные учреждения руководствуются положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н).
В соответствии с п. 3 раздела V Указаний N 65н различные экономические санкции, предъявляемые учреждениям (штрафы, пени, неустойки), за исключением штрафов за несвоевременное погашение бюджетных кредитов, подлежат отражению по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Коды видов расходов, применяемые бюджетными (автономными) учреждениями, а также соответствующие данным кодам статьи (подстатьи) КОСГУ, доведены в Информации Минфина России от 31.05.2016 в виде Сопоставительной таблицы.
В соответствии с Сопоставительной таблицей совместно со статьей 290 КОСГУ применяются отдельные элементы видов расходов групп 100, 200, 300, 400, подгруппы 850, а также элемент видов расходов 831.
Уплата неустойки не связана с расходами на выплату персоналу, социальным обеспечением и иными выплатами в пользу физических лиц, осуществлением капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Уплата неустойки также не повлечет взамен поставку на данную сумму товаров, оказание услуг, выполнение работ поставщиком. Соответственно, при осуществлении расходов по уплате неустойки не применяются элементы видов расходов групп 100, 200, 300, 400.
Элемент видов расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений. » применяется, в частности, при исполнении судебных решений и мировых соглашений по уплате пеней и штрафов по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. При этом следует учитывать, что мировое соглашение также утверждается арбитражным судом (ч. 1 ст. 141 АПК РФ). То есть в случае добровольной оплаты неустойки учреждением код вида расходов 831 не применяется.
Расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 «Иные бюджетные ассигнования», отражаются по коду видов расходов 853 «Уплата иных платежей». К ним, в частности, относятся штрафы (в том числе административные), пени (в том числе за несвоевременную уплату налогов и сборов), а также другие аналогичные расходы.
Таким образом, уплата неустойки по договору за просрочку платежа подлежит отражению по коду видов расходов 853 и статье 290 КОСГУ.
При выборе счета отражения расчетов по уплате неустойки необходимо исходить из определения субъекта, которому данная неустойка будет перечислена. В ситуации, когда поставщиком является получатель бюджетных средств, договором может быть предусмотрено перечисление сумм неустойки в доход соответствующего бюджета. В других же ситуациях суммы неустойки перечисляются непосредственно поставщику.
Соответственно, в данной ситуации применимы следующие счета расчетов в зависимости от типа поставщика и условий договора (согласно положениям п.п. 254, 256, 259, 263 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н):
— счет 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет», если сумма неустойки по условиям договора (контракта) перечисляется в бюджет (поставщик является получателем бюджетных средств);
— счет 302 91 «Расчеты по прочим расходам», если сумма неустойки перечисляется непосредственно поставщику, обязательство по уплате неустойки поставщику вытекает из условий контракта (договора).
Начисление неустойки не связано с формированием стоимости нефинансовых активов либо формированием затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг. То есть начисление неустойки обосновано может быть сразу отнесено на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Учитывая изложенное, а также положения п.п. 128, 129 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, указанная ситуация подлежит отражению в учете следующим образом (в предположении, что поставщиком не является получатель бюджетных средств и денежные средства перечисляются непосредственно поставщику):
1) Дебет 00000000000000853 2 401 20 290 Кредит 00000000000000853 2 302 91 730
— произведено начисление неустойки по договору за просрочку платежа;
2) Дебет 00000000000000853 2 302 91 830 Кредит 00000000000000610 2 201 11 610, одновременно отражается увеличение забалансового счета 18, открытого к счету 201 11 (КОСГУ 290, КВР 853)
— отражено перечисление суммы неустойки поставщику.
В ситуации, когда неустойка перечисляется непосредственно в бюджет, корреспонденции выглядят аналогичным образом. Вместо счета 302 91 применяется счет 303 05.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

19 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Статья 330. Понятие неустойки

1. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

2. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Комментарий к статье 330 Гражданского Кодекса РФ

1. Универсальное значение неустойки состоит в том, что она способна обеспечить исполнение любого, в том числе неденежного, обязательства. С ее помощью возможно обеспечение как регулятивного (например, обязательства страхователя уплатить страховую премию), так и охранительного обязательства (например, обязательства страховщика произвести страховую выплату).

К неустойке прибегают и для обеспечения исполнения обязанностей, которые не подпадают под понятие обязательства. Судебной практике известны случаи взыскания установленной договором неустойки за нарушение обязанности заемщика предоставить банку бухгалтерскую отчетность, обязанности поставщика передать покупателю товарную накладную, обязанности абонента соблюдать режим потребления электроэнергии и т.д. Поскольку перечисленные обязанности не опосредуют перемещение имущества или иных результатов труда, они не являются обязательственными в смысле ст. 307 ГК, в силу чего предписания о неустойке применяются в этих случаях по аналогии (п. 1 ст. 6 ГК).

2. Неустойку уплачивает должник по обеспечиваемому обязательству. Если оно обеспечено еще и другими способами (например, залогом имущества третьего лица или поручительством), то неустойка может уплачиваться за счет имущества третьих лиц (например, залогодателя или поручителя) с последующим возмещением их потерь должником (ст. 337, п. 2 ст. 363, п. 1 ст. 399 ГК).

Неустойка уплачивается кредитору по обеспечиваемому обязательству. По условиям договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК) неустойка за нарушение обязательства перед третьим лицом может быть уплачена стороне этого договора, а не третьему лицу.

3. Право требовать уплаты неустойки (притязание на неустойку) возникает при неисполнении или ненадлежащем исполнении обеспеченного неустойкой обязательства. В силу п. 2 комментируемой статьи уплата неустойки исключается, если должник не несет ответственности за нарушение обязательства (ст. 401 ГК).

4. В зависимости от способа начисления неустойки различают штраф и пеню. Штраф начисляется однократно, а пеня — за определенный период времени (за час, день, месяц и т.д.). Типичным основанием начисления пени выступает просрочка исполнения основного обязательства. Штрафы устанавливаются на случай иных нарушений (например, за неподачу перевозчиком вагонов — абз. 10 ст. 94 УЖТ). И штраф, и пеня могут исчисляться в твердой (например, штраф в размере 5000 руб.) или пропорциональной сумме (например, пеня в размере 0,1% суммы просроченной задолженности). Наименование неустойки в законе или договоре иногда не совпадает с ее видовой принадлежностью (например, в ст. 101 УЖТ неустойка за задержку универсального железнодорожного контейнера именуется штрафом, хотя в действительности она является пеней, так как ее начисление производится за каждый час задержки).

Помимо штрафа и пени, различают следующие виды неустойки: 1) в зависимости от основания установления — договорную и законную неустойку (см. коммент. к ст. ст. 331 и 332 ГК); 2) в зависимости от соотношения уплачиваемой неустойки и взыскиваемых убытков — зачетную, штрафную, исключительную и альтернативную неустойку (см. коммент. к ст. 394 ГК); 3) в зависимости от вида неисправности должника — неустойку за неисполнение обязательства и неустойку за его ненадлежащее исполнение (см. коммент. к ст. 396 ГК).

5. Обеспечительное действие неустойки заключается в том, что необходимость ее уплаты побуждает должника к надлежащему исполнению обязательства. После того как обязательство нарушено, неустойка утрачивает свой обеспечительный характер.

Уже возникшее притязание на неустойку представляет для кредитора самостоятельную имущественную ценность. Изменение или прекращение основного требования само по себе не влечет изменения или прекращения притязания на неустойку (см.: Грачев В.В. Притязание на неустойку // Очерки по торговому праву. Ярославль, 2006. Вып. 13. С. 36). Это притязание согласно абз. 1 п. 1 ст. 382 ГК может быть уступлено другому лицу (во исполнение возмездной или безвозмездной каузальной сделки), в том числе изолированно от основного требования. Вопреки противоположному взгляду Президиума ВАС, изложенному в п. 15 письма ВАС N 120, возможна также изолированная уступка основного требования с сохранением за цедентом притязания на начисленную неустойку. Ввиду того что притязание на неустойку обладает самостоятельной имущественной ценностью, оно в случае уступки основного требования не переходит автоматически к цессионарию, а остается в имуществе цедента (см.: Крашенинников Е.А. Основные вопросы уступки требования // Очерки по торговому праву. Ярославль, 1999. Вып. 6. С. 19, 25 — 26).

6. Пункт 3 ст. 396 ГК устанавливает, что неустойка может быть установлена в качестве отступного (ст. 409 ГК). Однако это предписание является ошибочным (см.: Крашенинников Е.А. К проблематике представления вместо исполнения // Очерки по торговому праву. Ярославль, 2002. Вып. 9. С. 39). Соглашение о неустойке представляет собой обязательственный договор, поскольку оно направлено на установление обязательства по уплате неустойки (см. коммент. к ст. 331 ГК), тогда как соглашение о предоставлении отступного, как это верно отмечено в п. 1 письма ВАС N 102, не порождает никаких обязательств.

7. Арбитражные суды придерживаются взгляда, что при расчете неустойки за просрочку оплаты товаров (работ, услуг) величиной, от которой рассчитывается процент неустойки, является сумма задолженности без включения в нее косвенных налогов, а именно НДС и акциза (см., например, Постановление ФАС ЦО от 19 июня 2006 г. N А62-9913-05; Постановление ФАС ПО от 20 мая 2008 г. N А57-14981/07-36). Этот взгляд обосновывается тем, что обязанности по уплате НДС и акциза в составе цены являются элементами публичных правоотношений, вследствие чего гражданское законодательство к ним неприменимо. Представляется, однако, что обязанность оплатить стоимость товаров (работ, услуг) по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК), включающей НДС и акциз, является гражданско-правовой. Иначе пришлось бы заключить, что кредитор имеет против должника два разных требования: гражданско-правовое об уплате цены без включения косвенных налогов и налогово-правовое об уплате НДС и акциза. Но предписания Кодекса о сроке, месте и субъектах исполнения, уступке требования, залоге, прощении долга, зачете и т.д. применяются к обязательству в целом, а не к какой-то его части, не включающей в себя сумму косвенных налогов. Поэтому указанный выше взгляд арбитражных судов следует признать не соответствующим законодательству.

8. Будучи способом обеспечения исполнения обязательства (п. 1 ст. 329 ГК), неустойка в то же время представляет собой меру гражданско-правовой ответственности (п. 2 ст. 330 ГК). О соотношении обязанности к уплате неустойки и обязанности к возмещению убытков говорится в ст. 394 ГК. Соотношение между неустойкой за просрочку денежного обязательства и процентами за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК) определено в абз. 2 п. 6 Постановления ВС и ВАС N 13/14 следующим образом: кредитор может по своему выбору предъявить требование об уплате либо неустойки, либо процентов, если иное прямо не предусмотрено законом или договором.

9. Особенности начисления и уплаты неустойки несостоятельным должником определяются Законом о банкротстве. Так, согласно абз. 3 п. 1 ст. 126 этого Закона с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) по всем видам задолженности должника. В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве при введении моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) за нарушение денежных обязательств должника, за исключением обязательств, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени).

www.gk-rf.ru

Неустойка по государственному контракту

Заключая государственный (муниципальный) контракт, стороны берут на себя определенные обязательства, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств. Согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ мерой ответственности за нарушение условий контракта является уплата неустойки (штрафа, пени). Что такое неустойка? Как обосновать законность ее взыскания? Каков порядок ее расчета? Как отражаются суммы неустойки в учете казенного учреждения? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Понятие неустойки и правовые основания ее взыскания

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, которое, в свою очередь, основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса и состоит из Федерального закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения в области закупок (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 44-ФЗ).

В силу норм п. 2 ст. 764 ГК РФ и п. 5, 6 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ казенные учреждения при заключении государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг выступают в роли государственных (муниципальных) заказчиков.

Государственный (муниципальный) контракт — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ одним из обязательных условий является включение в контракт пункта об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом ответственность за нарушение обязательств по контракту выражается в уплате неустойки (п. 5, 6 Федерального закона N 44-ФЗ).

Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 329 ГК РФ). Положения о неустойке содержатся в § 2 гл. 23 ГК РФ. Так, согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Из определения следует, что неустойка может быть законной или договорной, то есть ее размеры и порядок исчисления могут устанавливаться определенным нормативным актом или по соглашению сторон.

Неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту, предусмотренная Федеральным законом N 44-ФЗ, уплачивается в виде штрафа или пени. При этом взимание штрафа осуществляется при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту, а пени — в случае просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства) по контракту (п. 5, 7, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

Указанные санкции являются законной неустойкой, поэтому кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрено это соглашением сторон или нет (п. 1 ст. 332 ГК РФ). Размер такой неустойки не может быть ниже установленного Федеральным законом N 44-ФЗ, но может быть увеличен соглашением сторон, если этого не запрещает закон (п. 2 ст. 332 ГК РФ). При этом следует учитывать положения ст. 333 ГК РФ, согласно которым суд вправе уменьшить неустойку, в том числе и законную, если она явно не соразмерна последствиям нарушения обязательства.

Обратите внимание! Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

Порядок расчета неустойки

Расчет штрафа. Согласно п. 5, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила N 1063).

Так, на основании п. 2-5 Правил N 1063 размер штрафа рассчитывается в процентном соотношении к цене контракта (см. таблицу).

Не более 3 млн. руб.

От 3 млн. до 50 млн. руб.

От 50 млн. до 100 млн. руб.

Свыше 100 млн. руб.

Размер штрафа, взыскиваемого с заказчика

Размер штрафа, взыскиваемого с поставщика (подрядчика, исполнителя)

Документальное подтверждение обязательства по уплате неустойки

Для возникновения обязательства по уплате неустойки необходимо зафиксировать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2474, указанный факт может быть определен сторонами или установлен судом.

Примечание. Сторонами контракта в письменной форме должно быть оформлено соглашение о неустойке. Соглашение, оформленное не в письменной форме, будет являться недействительным (ст. 331 ГК РФ).

Кроме того, финансисты в Письме от 04.09.2012 N 02-06-10/3525 рекомендуют выполнять требования по уплате неустойки, а также определять порядок исполнения денежного обязательства учреждения по контракту на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов), содержащего обязательные реквизиты, установленные для первичных учетных документов. При этом обязанность составления этих документов может быть предусмотрена сторонами при заключении контракта.

Бюджетный учет

Неустойка, подлежащая уплате государственным (муниципальным) заказчиком. Согласно положениям п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (далее — ЛБО) (п. 5 ст. 161, п. 2 ст. 72 БК РФ). Нарушение этих требований является основанием для признания судом контрактов недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Как было сказано ранее, при просрочке исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). В этом случае уплата неустойки (штрафа, пени) должна производиться за счет ЛБО, выделенных в установленном порядке казенному учреждению, по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ ).

Рассмотрим на примере порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с уплатой неустойки поставщику (подрядчику, исполнителю).

Пример 1

Казенное учреждение (государственный заказчик) нарушило сроки оплаты обязательств по контракту. Факт просрочки исполнения обязательств документально подтвержден, и заказчик обязан уплатить поставщику пени в сумме 1 400 руб. (цифры условные).

В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи*:

Приняты расходы по уплате неустойки (пени) поставщику по государственному контракту

Перечислена сумма неустойки (пени) с лицевого счета поставщику

* Операции по санкционированию расходов бюджета в таблице не приведены.

Неустойка, подлежащая уплате поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Исходя из положений ст. 125, 126 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами являются публично-правовые образования — РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. И в случае уплаты такому кредитору неустойки необходимо иметь в виду, что согласно положениям ст. 41 БК РФ средства, полученные от применения мер гражданско-правовой ответственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. Такие доходы зачисляются на счета органов Федерального казначейства для дальнейшего распределения в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ (ст. 40 БК РФ).

С учетом вышеуказанных норм, по мнению Минфина, изложенному в Письме от 26.12.2011 N 02-11-00/5959, условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено (на основании ст. 313 ГК РФ) возложение на государственного (муниципального) заказчика обязательства исполнителя по перечислению неустойки (штрафа, пени) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В названном случае казенное учреждение при оплате государственного (муниципального) контракта может выплатить исполнителю сумму, уменьшенную на сумму неустойки (штрафа, пени), при условии перечисления ее в установленном порядке в доход бюджета на основании платежного документа с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (штрафа, пени) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.

В частности, чиновники в Письме Минфина РФ N 02-03-007/47762, Федерального казначейства N 42-7.4-05/3.3-684 от 08.11.2013 «О порядке учета бюджетных обязательств» разъясняют, что неустойка (пени, штрафы) в доход федерального бюджета перечисляется согласно заявке на кассовый расход (код формы по КФД 0531801), и исполнитель, за которого осуществляется перечисление неустойки, указывается в поле «Назначение платежа».

Обратите внимание! Согласно п. 2, 3 ст. 160.1 БК РФ учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по государственному (муниципальному) контракту (на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки) осуществляют подведомственные главному администратору доходов администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов о наделении полномочиями.

При ведении учета бюджетных обязательств по государственным контрактам получателям средств федерального бюджета необходимо руководствоваться положениями Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета с учетом следующих особенностей:

— для внесения изменений в показатели учтенного Федеральным казначейством бюджетного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет заявку на внесение изменений в бюджетное обязательство (код формы по КФД 0531705) (далее — заявка на внесение изменений), в которой в разд. 2 «Реквизиты контрагента» указываются как реквизиты исполнителя, так и реквизиты соответствующего администратора доходов федерального бюджета;

— одновременно с заявкой на внесение изменений получатель средств федерального бюджета в качестве документа, являющегося основанием для внесения изменений в показатели бюджетного обязательства, представляет в Федеральное казначейство акт о приемке товаров, работ, услуг.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы в виде неустойки (штрафа, пени) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Руководствуясь рекомендациями, приведенными в Письме N 02-11-00/5959, рассмотрим на примере порядок отражения в учете неустойки, предъявленной поставщику.

Пример 2

Федеральное казенное учреждение, наделенное полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, заключило государственный контракт на поставку медикаментов на сумму 1 500 000 руб. Поставщик нарушил сроки поставки, и учреждение предъявило ему требование об уплате пени в сумме 50 000 руб. (цифры условные). Согласно условиям контракта на госзаказчика возложены обязательства по перечислению неустойки (пени) в доход федерального бюджета.

В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

love-credit.ru

Облагаются ли НДС штрафы за простой транспортных средств организации, оказывающей транспортные услуги?

Если организация примет решение не исчислять НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это, скорее всего, приведет к ­претензиям со стороны налоговых органов.

При этом имеющаяся арбитражная практика по данному вопросу складывается преимущественно в пользу налогоплательщиков.

Пункт 1 ст. 330 ГК РФ определяет, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Часть 4 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусматривает, что за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно, грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном в том числе договором ­перевозки груза.

В настоящее время по вопросу исчисления НДС с суммы штрафа, взимаемого за простой транспортных средств, имеются две позиции.

Финансовое ведомство (письма Минфина России от 01.04.2014 № 03-08-05/14440, от 09.10.2012 № 03-07-08/280, от 10.06.2011 № 03-07-11/164, от 28.04.2009 № 03-07-11/120) придерживается позиции, что суммы штрафа за простой транспортных средств включаются в налоговую базу по НДС.

Указанная позиция основана на положениях подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, который устанавливает, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В свою очередь, судьи (см., например, постановления Арбитражного суд Поволжского округа от 10.12.2014 № Ф06-18058/13 по делу № А12-7799/2014, от 01.12.2014 № Ф06-17838/13 по делу № А12-7380/2014, ФАС Московского округа от 24.02.2014 № Ф05-17712/13 по делу № А40-82044/2013, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 № 11АП-13047/14, Двенадцатого арбитражного ­апелляционного суда от 20.08.2014 № 12АП-6871/14, от 20.08.2014 № 12АП-6797/14), исходя из положений ст. 329, 330 ГК РФ, ст. 154, 162 НК РФ, а также принимая во внимание правовую позицию Президиума ВАС РФ (постановление от 05.02.2008 № 11144/07), приходят к выводу, что суммы штрафа (неустойки), полученного от контрагента по договору за простой транспорта, не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), поэтому не подлежат налогообложению НДС. Данные суммы являются мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по ­договору.

Из обстоятельств приведенных выше дел следует, что в представленных суду для изучения документах было конкретизировано, что сумма, уплачиваемая за простой транспорта, является штрафом, который заказчик обязан уплатить исполнителю. При этом сумма штрафа была ­установлена условиями договора в твердом размере.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод: если из условий договора следует, что за простой транспорта с грузоотправителя (грузополучателя) взимается именно штраф, сумма которого установлена в твердом размере и не зависит от времени простоя, то в этом случае сумма штрафа в налоговую базу по НДС не включается. Дополнительным аргументом могут быть, например, претензионные письма организации-перевозчика (по вопросу документального оформления смотрите дополнительно письмо УФНС России по г. Москве от 18.03.2008 № 20-12/025119).

Если же плата клиента за простой квалифицирована в договоре как плата за сверхнормативное использование вагонов и указанная плата отражается в акте оказанных услуг, то в таком случае плата за простой транспорта может рассматриваться в качестве элемента ценообразования, увеличивающего стоимость оказываемых услуг, и, следовательно, включаться в налоговую базу по НДС.

Сказанное соответствует разъяснениям, данным в письме Минфина России от 04.03.2013 № 03-07-15/6333, в котором работники финансового ведомства отметили, что в отношении сумм неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств по договору следует руководствоваться постановлением Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11144/07. Вместе с тем если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на ­основании ст. 162 НК РФ.

Таким образом, имеющаяся на сегодняшний день обширная арбитражная практика по рассматриваемому вопросу свидетельствует о том, что если организация не исчислит НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это с большой долей вероятности приведет к спорам с налоговыми органами.

www.delo-press.ru

Постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 г. № 1042 “Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации . ”

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом;

изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 21, ст. 3022).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 48, ст. 6266).

3. Настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.

Правила
определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте:

размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;

размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;

размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно — штраф, пеня).

2. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 — 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее — цена контракта (этапа).

3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 — 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

7. За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

8. В случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

9. За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

10. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

11. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

12. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 августа 2017 г. № 1042

Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570

1. Абзац третий пункта 1 признать утратившим силу.

2. Подпункт «в» пункта 2 изложить в следующей редакции:

«в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063″.».

Обзор документа

Пересмотрены правила расчета в госконтракте штрафа за ненадлежащее исполнение контрагентами обязательств, а также пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения. Уточнено, что речь идет также о штрафах в случаях неисполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Как и раньше, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в т. ч. рассчитываемой как процент цены контракта (либо как процент его этапа, если предусмотрены этапы исполнения).

Для заказчиков штрафы установлены в виде фиксированной суммы в рублях (а не в виде процентов). Так, если цена контракта превышает 100 млн руб., то размер штрафа составит 100 тыс. руб. (раньше — 0,5% цены контракта).

Детализированы штрафы за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств в т. ч. по госконтрактам, цена которых превышает 100 млн руб.

Введены правила расчета штрафа по контракту, заключенному по итогам закупки, участниками которой являются субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО.

Кроме того, установлены правила расчета штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, не имеющих стоимостного выражения, а также обязательств по контракту, заключенному с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.

Закреплено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту не может превышать его цену.

www.garant.ru