Полезные статьи

Временное переселение или временное убежище

Оглавление:

Как и где получить свидетельство о временном убежище?

Поделится в соц. сетях:

Предоставление временного убежища на территории РФ со стороны Правительства РФ является формой защиты мигрантов от преследований по политическим, расовым и другим признакам на территории иностранного государства, откуда они прибывают. Для получения временного убежища иностранцу должны присвоить определенный статус и выдать подтверждающий данный статус документ. О специфике предоставления временного убежища в России читайте в настоящей статье.

Суть предоставления временного убежища на территории РФ

Потребность в получении временного убежища на территории РФ иностранные граждане испытывают в случае, если на территории их родного государства происходят какие-то политически значимые действия (военные, государственные перевороты и т.д.), вследствие которых:

  • Иностранного гражданина начинают ущемлять из-за его расовой принадлежности;
  • Иностранный гражданин начинает преследоваться за свою политическую точку зрения;
  • На иностранного гражданина оказывают давление за то, на каком языке он говорит;
  • Окружающая обстановка создает угрозу для жизни иностранного гражданина и членов его семьи, вследствие которой они не могут более оставаться жить на территории данного государства;
  • Вследствие потенциально возросшей угрозы собственной жизни и жизни членов своей семьи иностранные граждане начинают искать временное убежище на территории другого государства, в частности, на территории РФ.

    Как принято называть иностранных граждан, которые ищут временное убежище? Как правило, их называют «политическими беженцами» или «политическими мигрантами».

    Временное убежище также часто называют «политическим убежищем», так как мигранты вынуждены его использовать из политических соображений.

    Какое гражданство должен иметь иностранный гражданин, который хочет найти временное убежище на территории РФ?

  • Гражданство иностранного государства, из которого он прибыл;
  • Вообще не иметь гражданство какого-либо государства;
  • Кто имеет право на получение временного убежища?

    Правительство Российской Федерации закрепило список граждан, имеющих гражданство другого государства или не имеющих гражданства вообще, которые могут рассчитывать на предоставление временного убежища на территории РФ. К таким гражданам относятся:

  • Иностранцы, не имеющие оснований считаться «политическими беженцами», но имеющие право оставаться на территории РФ, не опасаясь подвергнуться процедуре административного выдворения или депортации по причине высокой вероятности быть убитыми на территории родного государства, из-за происходящих там военно-политических действий;
  • Этот пункт касается как иностранных граждан с гражданством другой страны, так и без него вообще.

  • Иностранцы, имеющие основания и возможность в получении статуса «политического беженца», однако, отказываются его принимать и просят предоставления временного убежища в России;
  • Отдельную категорию образуют беженцы, прибывающие с территории бывшей СССР, Украины. При оформлении статуса «политического беженца» и предоставлении временного убежища бывшие жители Украины могут воспользоваться некими льготами и получить убежище на территории РФ в ускоренном порядке, с предоставлением минимального пакета документов.

    Куда обращаться?

    Чтобы получить временное убежище на территории РФ, иностранный гражданин должен лично обратиться в региональное отделение Федеральной миграционной службы.

    При этом он должен предоставить заполненное заявление и необходимый перечень документов.

    Какие документы нужно подавать в Федеральную миграционную службу для получения временного убежища на территории РФ, читайте в следующем разделе.

    Перечень документов для получения временного убежища

    При подаче документов в Федеральную миграционную службу для получения временного убежища на территории РФ, иностранный гражданин должен (исключительно в личном порядке) предоставить:

  • Заполненное заявление на предоставление временного убежища на территории РФ;
  • Документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • Если информация в паспорте представлена на иностранном языке, то к оригиналу документа, удостоверяющего личность нужно приложить копию с переводом паспортных данных на русский язык. Кроме того, данный перевод должен быть нотариально заверен.

    • (При наличии) свидетельство о заключении брака;
    • (При наличии детей) свидетельство о рождении ребенка;
    • Перечень документов для получения временного убежища

      Иностранные родители должны предоставить и другие имеющиеся на ребенка документы. Так, если ребенку уже исполнилось четырнадцать лет, в ФМС нужно предоставить паспорт ребенка.

      Если у ребенка и у одного из его родителей отличаются фамилии, то в ФМС нужно предоставить документ, подтверждающий родственную связь ребенка и родителя.

    • Другие документы, которые позволяют гражданину прибыть в Россию и получить статус «беженца» и временное убежище на территории РФ;
    • После подачи документов работник миграционной службы самостоятельно сделает ксерокопии всех оригинальных документов, сверит паспортные фотографии и лицо, которое подает документы.

      После идентификации личность и создания всех необходимых копий, оригиналы всех предоставленных документов иностранному гражданину возвращаются.

      Уплачивать государственную пошлину, по Закону, при подаче документов на временное убежище на территории РФ, не требуется. Требования сотрудников ФМС по её уплате следует считать незаконными.

      Образец заявления

      Помимо перечня необходимых документов, при обращении в ФМС по причине предоставления временного убежища на территории РФ, необходимо заполнить специальное заявление.

      Образец бланка заявления можно получить в отделении Федеральной миграционной службы по месту обращения или скачать ниже и заполнить его заранее.

      Образец заявления

      Заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ имеет следующую структуру:

    • В правом верхнем углу прописывается «Приложение №1 к Приказу ФМС России от 25.03.2011 № 81;
    • Далее, посередине, прописывается название документа «Заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации»;
    • В левой части заявления указываются реквизиты ФМС: дата, наименование территориального органа ФМС России, должность, фамилия и подпись должностного лица, который принимает заявление от иностранного гражданина;
    • В правой части указывается полное наименование территориального органа ФМС России;
    • Основную часть иностранный гражданин заполняет от первого лица, с указанием своей фамилии имени, отчества (при наличии), даты и места рождения. В этой части прописывается просьба предоставить временное убежище на территории Российской Федерации;
    • Далее указывается гражданская принадлежность определенному иностранному государству или, если у иностранца вообще нет гражданства, страну прежнего проживания;
    • Если иностранный гражданин, помимо себя, просит о предоставлении временного убежища на территории РФ членам своей семьи, то в заявлении прописывается «Со мной прибыли…» и перечисляются все несовершеннолетние члены семьи (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, степень родства с заявителем);

    • В завершающей части заявления иностранный гражданин прописывает, что он и члены его семьи ознакомились с правами и обязанностями, установленными Федеральным Законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 “О беженцах”;
    • Кроме того, в заявлении нужно указать, заполнялось ли заявление с переводчиком/без него. Если оно заполнялось с переводчиком, то нужно прописать фамилию, имя, отчество специалиста по переводам.

    • В самом конце заявления нужно проставить личную подпись и дату составления заявления;
    • А также подпись переводчика, если иностранный гражданин прибегнул к его помощи.

      Нюансы подачи документов на предоставление убежища

      • Все документы вместе с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ должны подавать в ФМС лично иностранным гражданином, который хочет получить убежище;
      • Если иностранный гражданин не говорит по-русски, в ФМС должны предоставить специалиста по переводам;
      • Сам иностранец искать переводчика не обязан.

      • Подать документы и заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ в режиме «Онлайн» нельзя;
      • Требовать убежища могут иностранцы, не вставшие на миграционный учет на территории РФ;
      • После подачи документов работником миграционный службы проводится опрос и собеседование с мигрантом, с целью выяснения деталей и мотивов прибытия на территорию РФ и действительной необходимости получения временного убежища;
      • После подачи документов, проведения собеседования и опроса, иностранный гражданин получает временный документ, подтверждающий законное право мигранта пребывать на территории РФ до получения свидетельства о предоставлении временного убежища на территории России;
      • Срок вынесения решения о предоставлении временного убежища — девяноста дней;
      • В случае удовлетворения заявленной в заявлении просьбы гражданин получает свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России;
      • Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России

        Данный документ является аналогом документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, который получил временное убежище на территории РФ и статус «политического беженца». Выдача свидетельства имеет следующие особенности:

      • Работники Федеральной миграционной службы должны произвести выдачу в течение двадцати четырех часов с момента удовлетворения ходатайства иностранного гражданина о предоставлении временного убежища;
      • Срок действия свидетельства — не более двенадцати месяцев;
      • При предоставлении свидетельства иностранный гражданин должен предоставить в ФМС четыре личные фотографии формата 3,5 на 4,5 (черно-белые или цветные);
      • Снимки должны быть четкими, сделанными незадолго до выдачи свидетельства.

      • Документ выдается лично заявителю «на руки»;
      • После получения свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации иностранный гражданин должен, в обязательном порядке, встать на учет;
      • По истечению срока действия свидетельства, иностранный гражданин может повторно обратиться в Федеральную миграционную службу с требованием о продлении срока действия данного документа;
      • Обратиться с такой просьбой иностранец должен не позднее, чем за тридцать дней до момента истечения срока действия предыдущего свидетельства.

        Какие права получает беженец?

        Получение свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ дает его обладателю следующие права:

        • Возможность законно пребывать на территории РФ;
        • Официальное трудоустройство;
        • Участие в Государственной программе переселения и, как следствие, получение возможности оформить российское гражданство в упрощенном порядке;
        • Опыт работы юристом — с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация — миграционное и гражданское право.

          grajdanstvo-ru.ru

          Гражданство РФ для украинцев: как получить российское гражданство?

          Гражданство РФ для украинцев 2017-2018. Как получить гражданство РФ беженцу

          Граждане Украины могут стать гражданами России как в общем, так и в упрощенном порядке (закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ).

          Чтобы украинец стал россиянином в общем порядке, необходимо:

        • Непрерывно проживать в России в течение 5 лет, имея при этом вид на жительство. Указанный период может составлять не 5 лет, а 1 год – для тех людей, которые:
          — имеют определенные достижения в научных, технических или культурных областях;
          — представляют для России интерес как профессионалы;
          — выступают с прошением о политическом убежище;
          — являются беженцами.
        • Для соблюдения последнего условия гражданину Украины необходимо официально получить статус беженца, обратившись в ФМС РФ по месту своего пребывания. Не позднее 3 месяцев после принятия обращения ему будет выдано свидетельство, удостоверяющее личность и подтверждающее нахождение в России. Далее необходимо пройти личную беседу в ФМС РФ, медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию. После присвоения статуса беженца заявителю будет выдано соответствующее удостоверение.

          Не соблюдать вообще это условие может украинец, который служит в российской армии по контракту не менее 3 лет.

        • Обязаться соблюдать законы РФ.
        • Иметь официально подтвержденный источник дохода.
        • Отказаться от украинского гражданства.
        • Свободно разговаривать на русском языке.
        • Последнее условие для украинцев обычно не представляет трудностей. Однако следует знать, что владение языком необходимо будет подтвердить документально (п. 10 Указа Президента РФ от 14.11.2002 № 1325).

          Подойдет любой из нижеперечисленных документов:

        • Подтверждающий наличие образования не ниже основного общего или присвоение квалификации (до 01.09.1991 в СССР, после данного срока – в РФ).
        • Подтверждающий прохождение тестирования по русскому языку.
        • Подтверждающий наличие образования и выданный в стране, где одним из государственных языков является русский.
        • Не подтверждать знание русского языка могут мужчины после 65 лет, женщины после 60 лет, недееспособные и инвалиды 1 группы.

          Не соблюдать все вышеперечисленные требования может человек, имеющий в России особые заслуги.

          Срок, в течение которого рассматривается заявление о принятии в гражданство в общем порядке, составляет не более 1 года после его подачи вместе с необходимыми документами.

          Получение гражданства РФ для украинцев в упрощенном порядке

          Для того чтобы получить гражданство РФ для украинцев, имеющих вид на жительство, в упрощенном порядке (не соблюдая условия о 5-летнем сроке проживания), необходимо:

        • Иметь родителя (достаточно кого-то одного) – гражданина РФ, проживающего в России.
        • Быть рожденным в РСФСР, и в прошлом быть гражданином СССР.
        • Быть женатым/замужем за российским гражданином более 3 лет.
        • Быть нетрудоспособным и иметь детей-россиян старше 18 лет.
        • Иметь ребенка-россиянина, который остался без попечения другого родителя-россиянина.
        • Получить государственное профессиональное образование в России и работать в России более 3 лет.
        • Быть ИП более 3 лет с выручкой больше 10 млн руб.
        • Быть участником российского юридического лица (имея долю более 10% уставного капитала) с видами деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2014 № 994 при размере уставного капитала и чистых активов не меньше 100 млн руб. каждый, либо компанией должно быть уплачено налогов более 6 млн руб./год в течение 3 лет с момента участия.
        • Работать в России по профессии, которая включена в перечень профессий иностранцев, которые вправе претендовать на получение гражданства в упрощенном порядке.
        • Быть признанным специальной комиссией носителем русского языка, т. е. свободно им владеть и ежедневно использовать в обычной жизни при условии, если родственники по прямой восходящей линии живут или жили в России.
        • Как украинцу получить российское гражданство в упрощенном порядке (не соблюдая условие о 5-летнем сроке проживания без вида на жительство)? Для этого необходимо:

        • Иметь официальное место жительства в РФ на 01.07.2002 (будучи нетрудоспособным или не иметь гражданства).
        • Быть ветераном ВОВ и жить в России (при этом не нужно соблюдать также условия, предусмотренные подп. «в», «г», «д» ст. 13 закона «О гражданстве РФ», касающиеся источника доходов, отказа от имеющегося гражданства и владения русским языком).
        • Быть ребенком или недееспособным лицом в соответствии с п. 6 закона «О гражданстве РФ».
        • Быть вместе с членами своей семьи (мужем, женой, детьми, родителями, братьями, сестрами, племянниками, бабушками, дедушками, внуками) участниками гос. программы по содействию добровольному переселению в РФ соотечественников и проживать за рубежом или быть зарегистрированными в выбранном субъекте России (после получения разрешения на временное пребывание). При этом не нужно соблюдать также условия, предусмотренные подп. «в» и «д» ст. 13 закона «О гражданстве РФ».
        • Срок рассмотрения заявления о принятии в гражданство в упрощенном порядке составляет не более 6 месяцев с даты подачи такого заявления и необходимых документов. В отношении участников гос. программы такой срок составляет не более 3 месяцев.

          nsovetnik.ru

          Миграционный форум Санкт-Петербурга

          Получение гражданства РФ

          Оформление гражданства в СПб

          Вопросами рассмотрения заявлений о приеме в российское гражданство занимается Федеральная миграционная служба России. Приобретение гражданства является не простой комплексной процедурой, как правило, предполагающей предварительное получение РВП и вида на жительство. Так в соответствии со ст.13 Закона о гражданстве, в гражданство могут быть приняты лица, проживающие в РФ не менее 5 лет со дня получения вида на жительство. При этом закон и международные соглашения, предусматривающие упрощенный порядок получения гражданства. В ускоренном порядке гражданство РФ могут получить граждане Белоруссии, граждане, состоящие в браке с российским гражданином, инвесторы, лица, имеющие в РФ ребенка, или нетрудоспособных родителей, носители русского языка, участники программы переселения соотечественников. Указанным категориям граждан не всегда требуется получения РВП или вида на жительство.

          Более подробная статья об основаниях и порядке получения гражданства РФ доступна по этой ссылке.

          Также существует специальный порядок признания гражданами РФ лиц, ранее состоявших в гражданстве СССР, прибывших в РФ на постоянное место жительства до 2002 года и не оформивших гражданство.

          Одним из самых популярных и распространенных оснований получения гражданства в Санкт-Петербурге – это получение статуса носителя русского языка, а также Переселение в Ленинградскую области, рассмотрим их более подробно.

          Носители русского языка

          Статус носителя языка открывает его обладателю возможность оформить российское гражданство в сжатые сроки, при этом не требуется получать РВП. Важно лишь соответствовать условиям получения статуса, а именно иметь вид на жительство, а при его отсутствии, доказательства проживания близких родственников на территории СССР, РСФСР, но в пределах государственной границы России.

          Процедура оформления гражданства носителями языка представляет из себя следующее:

        • Обращение в комиссию по признанию иностранных граждан носителями русского языка с заявлением о признании носителем
        • Прохождение собеседования
        • Получение уведомления о возможности приема в российское гражданство
        • Подача заявления об отказе от имеющегося гражданства
        • Обращение в УФМС с заявлением о выдаче вида на жительство
        • Получение вида не жительство
        • Оформление гражданства
        • В среднем реализация данной схемы получения гражданства может занять около 1 года. Читайте подробнее о порядке получения статуса носителя русского языка.

          Программа переселения в Ленинградскую область

          Программа переселения в Ленинградскую область начала действовать с конца 2015 года и уже получила популярность среди граждан, приехавших в РФ на постоянное место жительство. Сразу стоит отметить, что в Программе переселения смогут принять участие граждане, прибывшие из стран СНГ, трудоспособного возраста, имеющие квалификацию для дальнейшего трудоустройства на территории региона вселения. Заявление с полными комплектом документов на участие в программе могут подать на территории РФ лишь граждане, получившие РВП или вид на жительство, статус беженца или свидетельство о временном убежище. Остальные граждане вправе заявиться в Программу через консульские учреждения в своей стране. Срок рассмотрения заявки на участие в Программе составляет в среднем от 2 месяцев, после чего соискателю выдается свидетельство об участии в Госпрограмме. Данное свидетельство предоставляет иностранному гражданину право получить РВП или вид на жительство, после чего перед гражданином открывается возможность оформить российское гражданство. Разумеется, несмотря на кажущуюся простату, данный способ получения гражданства наряду с явными преимуществами имеет и ряд недостатков, например, соискателю статуса переселенца потребуется оформить регистрацию и найти работу на территории Ленинградской области.

          Документы на гражданство

          Учитывая огромное количество оснований получения гражданства, не существует универсального перечня документов, которые необходимо предоставить в УФМС. В каждом случае необходимо достаточно ответственно подойти к вопросу сбора и подачи документов на гражданство.

          В большинстве же случае, для получения гражданства, при наличии законных оснований, гражданин вправе подавать в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области заявление о принятии в гражданство и предоставить следующий список документов:

          1. Фотографии
          2. Миграционную карту
          3. Паспорт с переводом
          4. РВП или вид на жительство
          5. Свидетельство о рождении
          6. Документ об отказе от имеющегося гражданства
          7. Сведения о наличии законного источника средств к существованию
          8. Иные документы, подтверждающие основания для оформления гражданства в упрощенном порядке
          9. Госпошлину

          РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ НА ГРАЖДАНСТВО

          Государственная пошлина за оформление гражданства РФ составляет 3500 рублей и уплачивается по следующий реквизитам.

          Читайте также:

          ГРАФИК ПРИЕМА ДОКУМЕНТОВ НА ГРАЖДАНСТВО

          Для оформления гражданства в Санкт-Петербурге можно обратиться в УФМС по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12 (3 этаж) с понедельника по пятницу с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00 по следующим вопросам, касающимся получения российского гражданства:

        • Подача заявлений о приеме в гражданство по общим основаниям и в упрощенном порядке
        • Оформления приобретения гражданства в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 12-П
        • Определение наличия гражданства
        • Прием заявлений осуществляется в порядке электронной очереди
        • По отдельным вопросам (получения уведомления о возможности приема в гражданство, подача документов на носителя русского языка, на участие в Госпрограмме переселения) также можно обратиться в УФМС по Санкт-Петербургу по адресам: ул. Чайковского, д. 24 и ул. Захарьевская, д.10, а также по адресу: пр.Римского-Корсакова, д.39

          Для Вашего удобства публикуем ссылку на актуальное расписание работы Управления по вопросам миграции

          ufms.spb.ru

          Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (с изменениями и дополнениями)

          Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637
          «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»

          10 марта, 30 июня 2009 г., 12 января 2010 г., 14 сентября 2012 г., 11 июля 2013 г., 4 апреля, 1, 25 июля, 19 декабря 2014 г., 25 февраля, 27 сентября, 7 декабря 2016 г., 15 марта 2018 г.

          В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,

          1. Утвердить прилагаемые:

          а) Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

          б) утратил силу с 15 марта 2018 г. — Указ Президента РФ от 15 марта 2018 г. N 109

          2. Образовать Межведомственную комиссию по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

          4. Председателю Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в месячный срок представить в установленном порядке проект положения о Межведомственной комиссии и предложения по ее составу, предусмотрев включение в него представителей федеральных органов государственной власти, Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации.

          Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 5 изложен в новой редакции

          5. Определить координатором Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Министерство внутренних дел Российской Федерации, наделив его полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере.

          6. Правительству Российской Федерации:

          а) в месячный срок:

          утвердить типовую программу субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

          представить предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

          привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

          б) при составлении проектов федерального бюджета на 2007 год и последующие годы предусматривать в установленном порядке средства на реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

          См. Правила осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 270

          В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 666 Федеральная миграционная служба обеспечивает до 1 января 2015 г. осуществление выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы, которым выдано свидетельство участника Государственной программы до 1 января 2013 г., и членам их семей единовременно в соответствии с правилами и в размерах, которые действовали до 31 декабря 2012 г.

          См. Правила выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей компенсации за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. N 715, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

          См. Правила выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 8, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

          7. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации до 1 января 2007 г. представить в Правительство Российской Федерации на согласование проекты программ соответствующих субъектов Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, за исключением высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Тамбовской, Тверской и Тюменской областей, которым проекты указанных программ представить до 1 сентября 2006 г.

          8. Федеральным органам исполнительной власти:

          а) обеспечить в пределах своей компетенции реализацию Государственной программы, утвержденной пунктом 1 настоящего Указа;

          б) осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении плана, утвержденного пунктом 1 настоящего Указа.

          9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

          Президент Российской Федерации

          22 июня 2006 года

          Указом Президента РФ от 14 сентября 2012 г. N 1289 Государственная программа изложена в новой редакции, вступающей в силу с 31 декабря 2012 г.

          Государственная программа
          по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
          (утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637)

          С изменениями и дополнениями от:

          30 июня 2009 г., 12 января 2010 г., 14 сентября 2012 г., 4 апреля, 1, 25 июля, 19 декабря 2014 г., 25 февраля, 27 сентября, 7 декабря 2016 г., 15 марта 2018 г.

          См. План мероприятий по реализации настоящей Государственной программы на 2017 — 2019 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1636-р

          См. План мероприятий по реализации настоящей Государственной программы на 2013-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 674-р

          См. План мероприятий по информационному обеспечению Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 г.г., утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 июня 2010 г. N 456

          I. Общие положения

          1. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Государственная программа), направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.

          2. Государственной программой дополняется система мер, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России.

          3. Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — соотечественники), является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.

          4. В Государственной программе обеспечивается комплексный подход к решению вопросов оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию и межотраслевой координации, получения возможности осознанного выбора соотечественниками мест своего будущего проживания, работы, обучения с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, объемов государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу в зависимости от выбранной территории вселения.

          5. Основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию являются:

          а) добровольность участия соотечественников в Государственной программе;

          б) финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных Государственной программой, сочетание безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы (переселенцев);

          в) обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей;

          г) приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса;

          д) адресность государственных гарантий и социальной поддержки, обусловленность их предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками субъектов Российской Федерации, разрабатывающих региональные программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников;

          е) взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов;

          ж) доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения.

          II. Основные понятия

          6. В Государственной программе используются следующие основные понятия:

          а) соотечественник — лицо, определенное Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;

          б) участник Государственной программы — соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца;

          в) член семьи участника Государственной программы — лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся:

          дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);

          дети супруги (супруга) участника Государственной программы;

          родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);

          дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки. Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе;

          г) иностранный гражданин — термин, включающий в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан;

          Указом Президента РФ от 4 апреля 2014 г. N 201 подпункт «д» изложен в новой редакции

          д) региональная программа переселения — утверждаемая высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации государственная программа субъекта Российской Федерации либо подпрограмма государственной программы субъекта Российской Федерации, направленная на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы и членов их семей и осуществляемая при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы;

          е) проект переселения — подпрограмма региональной программы переселения. В проекте переселения указываются территории вселения, а также дополнительные гарантии и меры, направленные на обустройство и обеспечение жизнедеятельности участников Государственной программы и членов их семей, финансируемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, помимо предусмотренных в разделе IV Государственной программы;

          ж) территория вселения — территория субъекта Российской Федерации или ее часть, куда целенаправленно привлекаются участники Государственной программы в рамках реализации проектов переселения;

          з) территория приоритетного заселения — стратегически важная для Российской Федерации территория вселения. Порядок присвоения территориям Российской Федерации статуса «территория приоритетного заселения», а также их перечень определяются Правительством Российской Федерации;

          и) подъемные — пособие на обустройство участников Государственной программы — денежные выплаты, предоставляемые участнику Государственной программы и членам его семьи после переезда для обустройства. Порядок выплаты подъемных определяется Правительством Российской Федерации.

          III. Цели и задачи Государственной программы

          7. Целями Государственной программы являются:

          а) стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

          б) содействие социально-экономическому развитию регионов;

          в) решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.

          8. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

          а) создание политических, социально-экономических, организационных условий, включая обеспечение необходимого информационного сопровождения, способствующих переезду соотечественников в Российскую Федерацию на постоянное место жительства и скорейшему их включению в устойчивые позитивные социальные связи принимающего сообщества;

          б) нормативно-правовое регулирование процесса добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

          в) формирование механизмов организации добровольного переселения в Российскую Федерацию;

          г) осуществление мониторинга состава возможных участников Государственной программы, хода их переселения и обустройства на территории Российской Федерации, социального и медицинского обеспечения;

          д) разработка региональных программ переселения и проектов переселения;

          е) создание условий институтам гражданского общества для содействия в реализации Государственной программы;

          ж) обеспечение действенного государственного и общественного контроля за процессом переселения, соблюдением прав переселенцев, выполнением ими взятых на себя обязательств и выполнением обязательств Российской Федерации.

          IV. Реализация и финансирование Государственной программы

          Указом Президента РФ от 4 апреля 2014 г. N 201 пункт 9 изложен в новой редакции

          9. Государственная программа осуществляется в соответствии с планом мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждаемым Правительством Российской Федерации на 3-летний период и предусматривающим:

          а) правовое обеспечение Государственной программы;

          б) организационно-управленческие мероприятия по реализации Государственной программы;

          в) аналитическое и методическое обеспечение реализации Государственной программы;

          г) информационное обеспечение реализации Государственной программы;

          д) анализ и оценку результатов реализации Государственной программы в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации критериями оценки эффективности реализации Государственной программы;

          е) объем средств федерального бюджета, необходимых для обеспечения мероприятий по реализации Государственной программы;

          ж) целевые показатели реализации Государственной программы.

          10. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Государственной программы осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также финансового участия юридических и физических лиц.

          11. К финансовому обеспечению мероприятий в рамках региональных программ переселения в форме государственно-частного партнерства могут привлекаться юридические и физические лица.

          12. Формирование бюджетных обязательств в целях реализации Государственной программы осуществляется на основе разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

          V. Участие соотечественников в Государственной программе

          См. форму заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 16 февраля 2013 г. N 196-р

          13. Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.

          14. Участник Государственной программы и члены его семьи при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию имеют право:

          а) осуществлять трудовую деятельность в качестве наемного работника;

          Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 подпункт «б» изложен в новой редакции

          б) получать профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование;

          в) заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица и без создания новых рабочих мест;

          г) заниматься сельскохозяйственной деятельностью и агропромышленным производством;

          д) вести личное подсобное хозяйство;

          е) заниматься иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.

          Указом Президента РФ от 4 апреля 2014 г. N 201 в пункт 15 внесены изменения

          15. Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.

          Указом Президента РФ от 27 сентября 2016 г. N 502 пункт 16 изложен в новой редакции

          16. Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы.

          Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 17 внесены изменения

          17. Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

          Указом Президента РФ от 4 апреля 2014 г. N 201 в пункт 18 внесены изменения

          18. Участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца сроком на три года. По истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, — статус членов семьи участника Государственной программы.

          Государственная программа дополнена пунктом 18.1 с 15 марта 2018 г. — Указ Президента РФ от 15 марта 2018 г. N 109

          18.1. В случае расторжения брака между супругами, один из которых является участником Государственной программы, за лицами, указанными в свидетельстве участника Государственной программы, сохраняется статус членов семьи участника Государственной программы.

          19. Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право:

          а) на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

          б) на получение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а также на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации;

          Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 подпункт «в» изложен в новой редакции

          в) на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования;

          г) на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

          д) на предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения и оказание иных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании граждан;

          е) на получение услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          20. Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе:

          а) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей в соответствии с разделом VII Государственной программы;

          Указом Президента РФ от 4 апреля 2014 г. N 201 в подпункт «б» внесены изменения

          б) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, а также на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание;

          в) на получение за счет средств федерального бюджета подъемных;

          Указом Президента РФ от 25 февраля 2016 г. N 82 подпункт «г» изложен в новой редакции

          г) на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до дня приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев). Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Пособие не выплачивается членам семьи участника Государственной программы, не достигшим возраста 18 лет, а также участнику Государственной программы и членам его семьи, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на пенсионное обеспечение, либо представившим для получения пособия поддельные или подложные документы, либо сообщившим о себе заведомо ложные или недостоверные сведения.

          21. Участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, государственные гарантии и социальная поддержка, указанные в настоящем разделе, предоставляются в полном объеме.

          22. Участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, предоставляются указанные в настоящем разделе государственные гарантии и социальная поддержка, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.

          23. Размер государственных гарантий и порядок их предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации.

          Указом Президента РФ от 25 февраля 2016 г. N 82 пункт 24 изложен в новой редакции

          24. Субъект Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и предусматривать в региональной программе переселения иные гарантии и меры, направленные на обустройство и обеспечение жизнедеятельности участников Государственной программы и членов их семей, в том числе на социальную поддержку, оказание медицинской помощи, образование, решение вопросов занятости, а также на поддержку в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств.

          Указом Президента РФ от 4 апреля 2014 г. N 201 в пункт 25 внесены изменения

          25. Свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи):

          а) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

          б) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

          Указом Президента РФ от 27 сентября 2016 г. N 502 подпункт «в» изложен в новой редакции

          в) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления об участии в Государственной программе, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

          г) представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения;

          д) осужден вступившим в законную силу приговором суда Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

          е) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

          ж) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

          з) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

          Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в подпункт «и» внесены изменения

          и) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев после постановки на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, в котором реализуется региональная программа переселения, по месту пребывания в субъекте Российской Федерации, выбранном для переселения участником Государственной программы.

          Указом Президента РФ от 4 апреля 2014 г. N 201 в пункт 26 внесены изменения

          26. Помимо указанных в пункте 25 Государственной программы случаев, свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случае принятия в установленном порядке решения:

          а) о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации;

          б) об административном выдворении иностранного гражданина из Российской Федерации;

          Указом Президента РФ от 25 июля 2014 г. N 531 пункт 26 дополнен подпунктом «в»

          в) о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

          27. Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется.

          Указом Президента РФ от 4 апреля 2014 г. N 201 в пункт 28 внесены изменения

          28. В случае аннулирования свидетельства участника Государственной программы соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи — статус членов семьи участника Государственной программы.

          Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 29 внесены изменения

          29. Аннулирование свидетельства участника Государственной программы, добровольный отказ от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы, а также выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией расходов, предусмотренных подпунктом «а» пункта 20 Государственной программы, а также расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

          30. Соотечественник вправе добровольно отказаться от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы.

          Государственная программа дополнена пунктом 30.1 с 15 марта 2018 г. — Указ Президента РФ от 15 марта 2018 г. N 109

          30.1. В случае добровольного отказа соотечественника от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы соотечественник имеет право участвовать в Государственной программе еще один раз при условии возмещения им понесенных государством затрат, связанных с получением государственных гарантий и социальной поддержки, которые предусмотрены пунктом 20 Государственной программы.

          VI. Организация работы с соотечественниками за рубежом

          См. Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденный приказом МВД России от 7 ноября 2017 г. N 842

          См. Положение о работе в представительстве Федеральной миграционной службы за рубежом с соотечественниками, желающими добровольно переселиться в РФ в рамках и на условиях Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденное приказом ФМС от 19 сентября 2008 г. N 237

          31. В целях создания благоприятных условий для осознанной реализации соотечественниками права на добровольное переселение в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы им должна быть предоставлена полная информация:

          а) о содержании Государственной программы, условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах участников Государственной программы;

          б) о мерах социальной поддержки, в том числе установленных для отдельных категорий граждан, медицинском обеспечении, жилищном обустройстве, размерах предоставляемых гарантий и компенсаций;

          в) о возможности ведения предпринимательской деятельности и о мерах ее государственной поддержки в Российской Федерации, о программах поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства, реализуемых в субъектах Российской Федерации;

          г) о территориях вселения, где для потенциальных участников Государственной программы в соответствии с их специальностью и квалификацией имеются наиболее благоприятные возможности приложения их труда;

          д) о возможностях трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей на территории вселения;

          Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 подпункт «е» изложен в новой редакции

          е) о возможностях получения (продолжения) общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования, а также профессионального обучения и дополнительного образования.

          Указом Президента РФ от 25 февраля 2016 г. N 82 в пункт 32 внесены изменения

          32. Для реализации пункта 31 Государственной программы ее координатором совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации формируется официальный информационный пакет о Государственной программе, комплекты информационных материалов о проектах переселения. Координатор Государственной программы размещает данную информацию в полном объеме на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

          33. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют оценку:

          а) уровня обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий;

          б) возможности трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей в субъектах Российской Федерации, включая занятия предпринимательской, сельскохозяйственной деятельностью или агропромышленным производством;

          в) возможности получения профессионального образования, дополнительного профессионального образования;

          г) возможности оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы и членов их семей.

          Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 34 внесены изменения

          34. Указанная в пункте 33 Государственной программы информация размещается в информационном ресурсе «Автоматизированная информационная система «Соотечественники» (www.aiss.gov.ru), поддержку и развитие которого осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Порядок, способы и сроки размещения информации в указанном информационном ресурсе и ее обновления определяются Правительством Российской Федерации.

          Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 35 внесены изменения

          35. Доведение до сведения соотечественников, проживающих за рубежом и являющихся потенциальными участниками Государственной программы, информации, содержащейся в официальном информационном пакете о Государственной программе, в том числе информации о региональных программах переселения, и данных, содержащихся в информационном ресурсе «Автоматизированная информационная система «Соотечественники», возлагается на представительства или представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации за рубежом, временные группы, создаваемые из числа специалистов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также на Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. В случае отсутствия в иностранных государствах указанных представительств, представителей или временных групп функции по информированию потенциальных участников Государственной программы возлагаются на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

          36. Сведения о Государственной программе обнародуются в российских и зарубежных печатных и электронных средствах массовой информации, направляются для распространения в российские центры науки и культуры в иностранных государствах, а также предоставляются в распоряжение заинтересованных российских неправительственных организаций и общественных объединений соотечественников за рубежом.

          Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 37 внесены изменения

          37. Функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведению иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами или представителями Министерства внутренних дел Российской Федерации за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, названными в пункте 35 Государственной программы.

          Указом Президента РФ от 27 сентября 2016 г. N 502 пункт 38 изложен в новой редакции

          38. В отношении соотечественников, названных в пункте 16 Государственной программы, функции по учету, углубленному разъяснению Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, приему заявлений об участии в Государственной программе, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, в случае обращения указанных соотечественников в такие территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

          39. Участнику Государственной программы и членам его семьи оформляются необходимые документы для переезда в Российскую Федерацию, в том числе свидетельство участника Государственной программы установленного образца.

          VII. Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию

          См. Правила выплаты компенсации транспортных расходов участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 марта 2007 г. N 150

          Указом Президента РФ от 25 июля 2014 г. N 531 в пункт 40 внесены изменения

          40. В целях содействия добровольному переселению соотечественников при переезде участника Государственной программы и членов его семьи в Российскую Федерацию на постоянное место жительства Российская Федерация компенсирует расходы участника Государственной программы и членов его семьи на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание, переезд и провоз личного имущества от места постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан), регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) либо регистрации по месту жительства переселенцев на территории вселения.

          41. В случае если участник Государственной программы получил свидетельство участника Государственной программы на территории Российской Федерации, компенсации подлежат его расходы на провоз личного имущества и при необходимости проезд от места постоянного проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации.

          Указом Президента РФ от 25 июля 2014 г. N 531 в пункт 42 внесены изменения

          42. Членам семьи участника Государственной программы, получившего свидетельство участника Государственной программы на территории Российской Федерации, компенсируются расходы на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание, переезд и провоз личного имущества, включая транспортные средства, от места их постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан), регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) либо регистрации по месту жительства переселенцев на территории вселения.

          43. Компенсация расходов осуществляется при условии использования участниками Государственной программы регулярных маршрутов грузовых и пассажирских перевозок.

          44. Участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

          45. Порядок и условия компенсации расходов на переезд и провоз личного имущества определяются Правительством Российской Федерации.

          46. Документом, подтверждающим право переселенца на ввоз личного имущества через государственную границу Российской Федерации на указанных условиях, является свидетельство участника Государственной программы. Его копия прилагается к товарно-транспортной документации на груз и предъявляется перевозчиком при ввозе груза на территорию Российской Федерации.

          VIII. Организация работы на территории Российской Федерации

          47. Субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей.

          Государственная программа дополнена пунктом 47.1 с 15 марта 2018 г. — Указ Президента РФ от 15 марта 2018 г. N 109

          47.1. Региональные программы переселения Московской области, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга разрабатываются при наличии потребности экономики указанных субъектов Российской Федерации в переселенцах и возможности по их приему и обустройству в этих субъектах Российской Федерации.

          48. Утратил силу с 15 марта 2018 г. — Указ Президента РФ от 15 марта 2018 г. N 109

          Информация об изменениях:

          49. Региональные программы переселения согласовываются Правительством Российской Федерации при условии, что их реализация не приведет к нарушению трудовых и иных законных прав граждан, проживающих в соответствующем субъекте Российской Федерации.

          Пункт 50 изменен с 15 марта 2018 г. — Указ Президента РФ от 15 марта 2018 г. N 109

          50. Порядок согласования региональных программ переселения и изменений, вносимых в них, определяется Правительством Российской Федерации.

          Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 51 изложен в новой редакции

          51. Методическое обеспечение разработки региональных программ переселения осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

          Указом Президента РФ от 25 февраля 2016 г. N 82 пункт 52 изложен в новой редакции

          52. Региональная программа переселения должна содержать:

          а) наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию программы;

          б) методы и формы контроля за реализацией программы;

          в) порядок взаимодействия уполномоченного органа и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующих в реализации программы, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

          г) порядок приобретения (получения) участниками Государственной программы земельных участков;

          д) перечень нормативных правовых актов, принимаемых субъектом Российской Федерации в целях реализации программы;

          е) мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе:

          по предоставлению информационных, консультационных, юридических и других услуг участникам Государственной программы и членам их семей;

          по содействию в трудоустройстве и занятости участников Государственной программы и членов их семей;

          по оказанию поддержки участникам Государственной программы и членам их семей в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств;

          по содействию в жилищном обустройстве участников Государственной программы и членов их семей, включая выделение переселенцам жилых помещений для временного размещения, обеспечение жилыми помещениями для временного размещения или компенсацию найма жилья на срок не менее шести месяцев либо осуществление иных мероприятий;

          по социальному обеспечению участников Государственной программы и членов их семей и оказанию им медицинской помощи;

          по информированию потенциальных участников Государственной программы.

          Указом Президента РФ от 25 февраля 2016 г. N 82 пункт 53 изложен в новой редакции

          53. При подготовке проекта региональной программы переселения в обязательном порядке рассматриваются вопросы:

          а) создания центров временного размещения. В случае если создание таких центров признано целесообразным, в программе обосновывается целесообразность их создания, определяется порядок создания этих центров (включая возможность использования и переоборудования существующих помещений) и их финансирования;

          б) использования в отношении участников Государственной программы и членов их семей предусмотренного законодательством Российской Федерации механизма целевого приема на обучение за счет бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов по образовательным программам высшего образования с учетом специальностей и направлений подготовки, наиболее востребованных отраслями экономики субъекта Российской Федерации. В случае если использование механизма целевого приема на обучение признано целесообразным, в программе обосновывается целесообразность использования названного механизма и указываются необходимые меры по его реализации.

          54. Для софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ переселения за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставляется государственная поддержка в виде субсидий из федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели. Правила предоставления субсидий утверждаются Правительством Российской Федерации.

          Указом Президента РФ от 4 апреля 2014 г. N 201 в пункт 55 внесены изменения

          55. В случае отсутствия потребности экономики субъекта Российской Федерации в переселенцах и отсутствия у субъекта Российской Федерации возможности по их приему и обустройству, а также при наличии рисков реализации региональной программы переселения Правительство Российской Федерации вправе принять решение об отсрочке разработки этим субъектом Российской Федерации проекта региональной программы переселения на основании мотивированного обращения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Такая отсрочка предоставляется на срок до двух лет. По истечении указанного срока Правительство Российской Федерации вправе принять решение о продлении отсрочки разработки этим субъектом Российской Федерации проекта региональной программы переселения на основании мотивированного обращения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

          56. Организация работы на территориях вселения осуществляется:

          а) территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики в соответствующих сферах деятельности;

          б) уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в рамках региональных программ переселения.

          57. В соответствии с включенными в региональную программу переселения мероприятиями уполномоченный орган субъекта Российской Федерации организует работу по приему, размещению, обустройству участников Государственной программы и членов их семей, в том числе по жилищному обустройству, социальной поддержке, оказанию медицинской помощи, решению вопросов занятости и образования, содействию интеграции переселенцев, а также по мониторингу реализации региональной программы переселения, предупреждению и снижению рисков ее реализации.

          IX. Управление реализацией Государственной программы и контроль за ходом ее выполнения

          58. Организация управления реализацией Государственной программы осуществляется Межведомственной комиссией по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Межведомственная комиссия).

          Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 59 внесены изменения

          59. В целях обеспечения эффективной реализации Государственной программы оперативная координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, осуществляется координатором Государственной программы — Министерством внутренних дел Российской Федерации.

          60. Координатор Государственной программы несет ответственность за выполнение обязательств Российской Федерации, предусмотренных Государственной программой, осуществляет в рамках своей компетенции контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на ее реализацию, вносит в Межведомственную комиссию предложения по уточнению программных мероприятий и корректировке показателей и индикаторов Государственной программы с учетом хода реализации Государственной программы.

          61. Исполнителями Государственной программы по вопросам, отнесенным к их компетенции, являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

          62. В целях информационно-аналитического обеспечения управления реализацией Государственной программы координатор Государственной программы:

          а) осуществляет поддержку и наполнение единого централизованного информационного ресурса (банка данных), в котором отражается информация о каждом участнике Государственной программы и членах его семьи на каждой из стадий переселения (подача заявления, получение свидетельства участника Государственной программы, пересечение государственной границы Российской Федерации, прибытие на территорию вселения, получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства Российской Федерации), а также о выплаченных компенсациях;

          См. Положение о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 186

          б) формирует и распространяет официальный информационный пакет о Государственной программе, в том числе путем сопровождения и обновления соответствующего сайта в сети «Интернет»;

          в) организует и проводит в субъектах Российской Федерации мониторинг реализации Государственной программы.

          63. Координатор Государственной программы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно подготавливает доклад о ходе реализации Государственной программы в истекшем году.

          64. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации включают сведения о реализации Государственной программы в доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.

          65. Контроль за реализацией Государственной программы осуществляется Межведомственной комиссией и координатором Государственной программы.

          66. По приглашению председателя Межведомственной комиссии высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или его заместитель докладывает на заседаниях Межведомственной комиссии о ходе реализации региональных программ переселения.

          67. Целевое расходование средств федерального бюджета на реализацию Государственной программы обеспечивается путем осуществления государственного финансового контроля в рамках законодательства Российской Федерации, а также проведения независимых аудиторских проверок и осуществления общественного контроля.

          68. Контроль за реализацией региональных программ переселения и проектов переселения осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

          План
          мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
          (утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637)

          10 марта 2009 г., 12 января 2010 г.

          Подпункт «б» пункта 1 Указа, утвердивший настоящий План, утратил силу с 15 марта 2018 г. — Указ Президента РФ от 15 марта 2018 г. N 109

          Утверждены Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также план мероприятий по реализации данной программы.

          Для реализации программы создается специальная межведомственная комиссия под председательством помощника Президента РФ. Координатором программы является Федеральная миграционная служба.

          Программа направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов. С помощью разработки Программы дополняется система мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленных на стабилизацию численности населения РФ.

          Предполагается, что Программа будет реализовываться поэтапно в 2006 — 2012 годах. Первый этап (2006 г.): принятие нормативных правовых актов, необходимых для организации добровольного переселения, создание системы управления Программой, разработка и согласование проектов региональных программ переселения и их утверждение; разработка и осуществление мероприятий по информационной поддержке Программы на территории РФ и за ее пределами, постоянное осуществление мониторинга миграционного потенциала, анализ состава участников Программы, мотивов участия, а также при необходимости — корректировка условий участия в Программе. Второй этап (2007 — 2008 годы): добровольное переселение участников Программы и членов их семей в РФ в рамках региональных программ переселения; анализ результатов реализации региональных программ переселения; определение проектов региональных программ переселения для дальнейшей реализации Программы. Третий этап (2009 — 2012 годы): реализация региональных программ переселения и оценка их результативности, а также при необходимости — проведение дополнительных мероприятий.

          Участникам Программы предполагается предоставление ряда гарантий, в том числе компенсация за счет средств федерального бюджета: расходов на переезд к будущему месту проживания, расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории РФ; получение единовременного пособия на обустройство («подъемных»); ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством деятельности в период до приобретения гражданства РФ.

          Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также за счет финансового участия юридических и физических лиц.

          Указ вступает в силу со дня официального опубликования.

          Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»

          Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования

          Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 28 июня 2006 г. N 137, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 г. N 26 ст. 2820

          В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

          Указ Президента РФ от 15 марта 2018 г. N 109

          Изменения вступают в силу с 15 марта 2018 г.

          Указ Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656

          Указ Президента РФ от 27 сентября 2016 г. N 502

          Указ Президента РФ от 25 февраля 2016 г. N 82

          Указ Президента РФ от 19 декабря 2014 г. N 792

          Указ Президента РФ от 25 июля 2014 г. N 531

          Указ Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483

          Указ Президента РФ от 4 апреля 2014 г. N 201

          Указ Президента РФ от 11 июля 2013 г. N 621

          Указ Президента РФ от 14 сентября 2012 г. N 1289

          Изменения вступают в силу с 31 декабря 2012 г.

          Указ Президента РФ от 12 января 2010 г. N 60

          Указ Президента РФ от 30 июня 2009 г. N 716

          Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 262

          © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

          base.garant.ru