Полезные статьи

Воздушные суда трансаэро

Воздушные суда трансаэро

Руководство ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» представляет план работ по возобновлению деятельности компании. В этом документе предложен единственно возможный вариант возврата денежных средств кредиторам. В 2009-2013 гг. ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» осуществляла стратегию агрессивного роста, что позволило в 2013 г. занять 2-е место в РФ по пассажирообороту с общим парком более 100 преимущественно широкофюзеляжных воздушных судов. Оборотной стороной реализации этой стратегии стал крайне высокий уровень закредитованности ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», низкий уровень налёта по отдельным типам ВС, неоднородный по составу и старый флот воздушных судов разных назначений, перегруженность собственными техническими и сервисными подразделениями. Ухудшение рыночной конъюнктуры для авиационной отрасли РФ в 2014 и 2015 годах (включая резкое сокращение располагаемых доходов населения, перераспределение спроса в пользу внутреннего рынка, значительное увеличение долговой нагрузки вследствие девальвации рубля), привело к невозможности обслуживания ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» своих финансовых обязательств. У ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» был отозван сертификат эксплуатанта, и в отношении Компании в октябре 2015 года была введена процедура внешнего наблюдения. На сегодняшний день ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» потеряла большую часть парка ВС и провела процедуру вынужденного увольнения сотрудников, от 10,6 тыс. человек в компании сохранилось около 200 специалистов. В то же время, в распоряжении Компании остаются некоторые активы (воздушные суда в собственности, техническая база и технические средства, ИТ-решения), а также значительный коллектив пилотов, бортпроводников, технического и управленческого персонала, сохранивший лояльность к Авиакомпании и готовый выйти на работу в любой момент. На фоне этого новое руководство ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» во главе с Генеральным директором А.К. Бурдиным проанализировало варианты действий, которые позволили бы осуществить возврат денежных средств кредиторам через перезапуск авиакомпании на основе активов ОАО «АК «ТРАНСАЭРО». Для этого, с осени 2015 года, рабочей группой под руководством А.К. Бурдина, совместно с консультационной компанией McKinsey & Company, была проведена значительная работа по анализу рынка авиационных перевозок в России, целью которой было понимание рыночных перспектив создания новой авиакомпании и подготовка детального бизнес-плана запуска такой авиакомпании. В настоящий момент все документы готовы. Отметим, что уход ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» с рынка авиаперевозок осенью 2015 года, вопреки различным предсказаниям, не оптимизировал рынок, а проделал в нем большую дыру, которая привела к конкурентному дисбалансу, ухудшению сервиса и росту цен по многим направлениям. В частности, выросло количество маршрутов с доминирующим одним игроком, что прямо указывает на нездоровую конкурентную ситуацию. Из-за заметно снизившейся конкуренции по значительному количеству направлений рост цен на билеты составил 20-35% в долларах США. Кроме того, основное падение пассажиропотока в стране (до 6%) пришлось на Санкт-Петербург и крупные города России за счет принудительного перевода трафика из этих городов в Московский авиаузел. В результате из Пулково ряд популярных направлений обслуживается лишь иностранным перевозчиком, российские перевозчики, несмотря на наличие возможности, не летают. При этом рынок авиаперевозок России имеет хороший потенциал роста. В частности, региональные города характеризуются особенно низким показателем мобильности населения. Например, по ряду городов (Казань, Челябинск, Волгоград, Нижний Новгород) он в 2-4 раза ниже, чем в более «мобильных» городах (Новосибирск, Екатеринбург, Москва). Происходит это из-за отсутствия привлекательных ценовых предложений и удобного расписания со стороны существующих перевозчиков. С точки зрения ВВП на душу населения пассажиропоток в России в 8 раз меньше, чем он должен был быть по сравнению со странами Европы и в 3 раза меньше, по сравнению со странами Азии. На рынке авиаперевозок в РФ есть место для новых игроков и существуют свободные рыночные ниши. С учетом указанной информации, на первом этапе, новая авиакомпания, созданная на базе «Трансаэро», планирует не входить в высококонкурентный и перегруженный Московский авиаузел, избегая лобовой конкуренции с крупнейшими авиакомпаниями, а создать компанию двойного базирования: Северного (Санкт-Петербург) и Южного (Сочи, Краснодар, Симферополь) направлений, стараясь занять оголенные рыночные ниши, которые остались после ухода «Трансаэро», а также быстрорастущий и сегментированный туристический рынок Юга России.

«К 2018 г. парк Авиакомпании может состоять из 30 самолетов: 15 самолетов B737-800, 10 самолетов B737-MAX и 5 самолетов SSJ100 для обслуживания региональных ниш. Численность персонала Новой Авиакомпании будет оптимизирована. Планируется, что бывший персонал ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» составит основу штатного расписания. К 2018 году летный персонал компании будет насчитывать 237 пилотов и 455 бортпроводников, — говорит Генеральный директор ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» А.К. Бурдин. – Предполагаемые инвестиции в новую авиакомпанию могут составить до 75 млн. долл. до конца 2018 г. включительно. Выход на безубыточность ожидается к концу 2018 г. К 2020 г. объем выручки может составить 36 млрд. руб. Исходя из мировой практики, при достижении указанных выше операционных и финансовых показателей рыночная стоимость такой авиакомпании может составлять 1-1,2 млрд. долларов США».

Суть предложения кредиторам состоит в следующем. В большинстве успешных выходов из банкротства международных авиакомпаний за последние 10 лет (Delta Airlines, Nortwest Airlines, JAL, Alitalia и Air Berlin) применялась схема выделение «хороших» и «плохих» активов. «Хорошая» авиакомпания концентрирует в себе бизнес-ядро, способное приносить прибыль — самолеты на новых условиях лизинга, персонал с новыми трудовыми договорами, ИТ-системы и другие активы, необходимые для дальнейшей деятельности. Дальнейшие действия с «хорошей» авиакомпанией — продажа частным инвесторам, покупка или слияние с другой авиакомпанией, интеграция ее деятельности. Также есть и «плохая» авиакомпания — на ее балансе остается основной долг и нежелательный парк старых воздушных судов. Дальнейшие действия: ликвидация. Замещение активов является одной из предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» мер по восстановлению платежеспособности должника, представляющей собой создание на базе его имущества одного или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности, то есть акционерному обществу. Принятие решения о проведении замещения активов должника возможно либо на стадии конкурсного производства, либо должно быть включено в план внешнего управления. Результатом проведения замещения активов является обмен должником своих активов на акции вновь созданного акционерного общества. Таким образом, кредиторы получат доли пропорционально долгу, но уже в новой работающей компании. Указанное решение принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании (при соблюдении условия о кворуме — ст. 12 Закона о несостоятельности), за принятие решения о замещении активов должны проголосовать все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника (ст. 115 Закона о несостоятельности). Процедура замещения активов также предполагает снятие резервирования для банков, избравших такой путь возврата денежных средств, что является дополнительным плюсом для кредиторов. Перемещённые и не подлежащие использованию в работе новой авиакомпании активы (например, запасные части на неиспользуемые в новой авиакомпании типы воздушных судов) реализуются, а полученные от реализации средства инвестируются в развитие новой авиакомпании. Также возможно привлечение в новую авиакомпанию новых заинтересованных акционеров (в том числе из числа кредиторов, пожелавших увеличить свою долю). Кроме того, новая авиакомпания получает «чистый баланс» и, в случае выполнения поставленных целей согласно бизнес плана, может претендовать на получение долгового финансирования. Данная схема, безусловно, не гарантирует полного возврата денежных средств кредиторам и сопряжена с рядом рисков. Однако, по мнению руководства «Трансаэро» и, исходя из мировой практики банкротств авиакомпаний, она является единственной возможностью возврата всех или значительной части средств кредиторов. В настоящий момент кредиторы могут получить не более 3-5 копеек на каждый вложенный рубль предоставленных кредитов. Предложение руководства ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» дает возможность получить как минимум в десять раз больше от указанной минимальной величины. Кроме того, очень важно не забывать и другие, нефинансовые последствия реализации данной схемы. Год назад прекратила существование вторая по величине авиакомпания в России. Была уволена большая часть высококвалифицированного летного, технического и управленческого персонала. В ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» существуют уникальные управленческие наработки, процедуры, системы и решения, которые все еще можно спасти и успешно применить в работе новой авиакомпании. Нельзя забывать и об интересах лизингодателей, многие из которых так и не смогли эффективно распорядиться возвращенным им флотом «Трансаэро». Для них новая авиакомпания станет возможностью вновь зарабатывать на эксплуатации самолетов. Российские авиапроизводители, чья продукция также включена в бизнес-план новой авиакомпании, также выиграют в случае успешного перезапуска. Государственный бюджет получит больше налогов, а ценообразование на рынке, за счет увеличения конкуренции, будет более сбалансированным. Руководство ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» уверено, что только реализация предложенного плана поможет спасти средства кредиторов, а также нормализовать конкурентную ситуацию на рынке авиаперевозок, от чего, в конечном итоге, выиграют пассажиры в настоящий момент страдающие от монопольного ценообразования.

Приглашаем представителей СМИ обращаться за более подробной информацией в пресс-службу ОАО «АК «ТРАНСАЭРО».

www.transaero.ru

Пассажиры «Трансаэро» летали на «африканских» самолетах

Практику замены деталей на лайнерах авиакомпании-банкрота эксперты называют «каннибализацией».

19:56, 13.04.2016 // Росбалт, Бизнес

Группа «Аэрофлот» возьмет в лизинг лишь 25 из 34 самолетов, которыми ранее летали пассажиры «Трансаэро». Причиной отказа сразу от девяти воздушных судов стало их неудовлетворительное техническое состояние, сообщает издание «Лента.ру».

Если учесть, что суммарно «Трансаэро» эксплуатировала 104 борта, получается, что, проинспектировав только 34 лучших лайнера, «Аэрофлот» выявил непригодность к полетам почти 10% от всего авиапарка обанкротившегося перевозчика, отмечает издание. Остается лишь предполагать, сколько при должной проверке найдется неисправностей в остальных самолетах этой компании?

«Инженерно-технические специалисты провели детальную проверку технического состояния этих самолетов и пришли к выводу, что 9 воздушных судов не пригодны к эксплуатации. Проблемы в основном заключаются в двигателях. «Трансаэро» снимала запчасти с одних самолетов и ставила на другие. В первую очередь речь идет о замене двигателей. В итоге часто запчасть, принадлежащая одному лизингодателю, оказывалась на самолете, принадлежащем другому», — сообщил источник агентству ТАСС.

О том, что авиакомпания «Трансаэро» экономила на техобслуживании лизинговых самолетов и, сокращая издержки, в последний год просто переставляла запчасти с самолета на самолет, стало известно еще осенью прошлого года. Это принесло ряд проблем банкам, сдававшим перевозчику самолеты в лизинг.

«Подобная «каннибализация», в основном, характерна лишь для развивающихся стран или, как в случае с «Трансаэро», если бизнес замешан на кумовстве, — говорит профессор Никита Кричевский, главный научный сотрудник Института экономики РАН и член Общественного совета «Аэрофлота». — …Если речь пойдет о реализации таких самолетов — это уровень Африки, вот в Африку их можно и отправить, может, кто и купит. А скорее всего, эти самолеты окажутся на авиакладбище, а лизингодатели, опять же — государственные структуры, будут вынуждены понести убытки. Вот такая веселая у нас была авиакомпания. Мы об этом говорили много лет, но административный ресурс и элемент кумовства был настолько серьезен и велик, что власти предпочитали не обращать внимания на эту ситуацию».

Вполне закономерно сильно подержанные лизинговые авиалайнеры «Трансаэро» не вызвали интереса ни у одного частного российского авиаперевозчика. Парой грузовых Ту-204 Cargo заинтересовалась лишь «Почта России», которая планирует использовать их для доставки посылок из Китая.

«Это редкая удача, уникальный случай, когда самолеты, собранные буквально на «авиаколенке», не дали сбой, — продолжает Никита Кричевский. — Хотя летные происшествия с самолетами «Трансаэро» случались не раз, и тому есть масса свидетелей среди пассажиров, но это не попадало в прессу, потому что компания умела работать со СМИ… Но пассажирам очень повезло, что они летали на таких самолетах, играя в «русскую рулетку», и ничего не случилось».

Теперь «Аэрофлоту» приходится внимательно отбирать самолеты из парка «Трансаэро». Напомним, что ранее глава крупнейшей авиакомпании страны Виталий Савельев на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил о трудоустройстве более 2 тысяч бывших сотрудников «Трансаэро».

«Как «Аэрофлот» и собирался сделать, мы открыли 6060 вакансий в самом «Аэрофлоте» и в авиакомпании «Россия» для персонала «Трансаэро». К нам уже перешли на работу и работают более 2 тыс. человек — это бывшие сотрудники авиакомпании «Трансаэро», — сказал тогда Савельев. По его словам, перевозчик также заключил лизинговое соглашение со «Сбербанк-лизингом», «ВТБ-лизингом» и «ВЭБ-лизингом» на получение самолетов «Трансаэро» в парк «Аэрофлота».

Кстати, в прессе сообщается, что некоторые пассажиры уже начали высказывать возмущение тем обстоятельством, что предназначенные в лизинг группе «Аэрофлот» самолеты слишком старые и им уже более 15 лет. Хотя на этих же судах еще менее года назад они спокойно летали, не задумываясь об их возрасте. «Создается впечатление, что критически настроенные граждане прозрели внезапно, будто по отданной кем-то невидимым команде», — отмечают журналисты «Ленты.ру». Чтобы успокоить сомневающихся, стоит отметить, что инженеры «Аэрофлота» тщательно проверяют все самолеты и отсеивают те, которые могли бы вызывать сомнения в безопасности эксплуатации.

Самолеты «Трансаэро» действительно уже не новые, отмечают эксперты, и, взяв их, «Аэрофлот», кроме всего прочего, еще и спас отечественных лизингодателей. Очевидно, что они не смогли бы реализовать эти воздушные суда ни в России, ни за рубежом. С другой стороны, без этих самолетов сотрудников «Трансаэро» уже не удалось бы трудоустроить.

«Сегодня уже риска нет, авиакомпания «Трансаэро» не летает. У «Аэрофлота» все строго, четко, и такие самолеты он не возьмет до тех пор, пока они не будут приведены в состояние летной годности, – уверен главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров. — То есть все соответствующие комплектующие должны быть установлены, с нормальными документами. Если этого сделано не будет, «Аэрофлот» не сможет их взять. Причем, зная жесткость и принципиальность «Аэрофлота» в отношении требований обеспечения безопасности полетов, – не возьмет ни под каким давлением».

По словам Гусарова, «Аэрофлот», по большому счету, проявляет добрую волю и поддерживает, в том числе, и банковскую систему, которая когда-то профинансировала приобретение авиалайнеров. Согласившись взять себе лайнеры, группа «Аэрофлот» просто спасает отечественных лизингодателей, констатирует «Лента.ру». Очевидно, что данные воздушные суда вряд ли удалось бы пристроить в России или за рубежом. А без этого и сотрудникам «Трансаэро» не удалось бы так успешно трудоустроиться.

«Надо понимать, что «Аэрофлот» берет только самолеты, которые принадлежат нашим российским лизингодателям — «Сбербанк-лизингу», «ВТБ-лизингу», — это те самолеты, которые не могут вернуться на запад, западным лизингодателям и останутся в стране, — поясняет Роман Гусаров. — В принципе, они неплохо вписываются в бизнес-стратегию «России», но чтобы привести их в нормальное состояние, нужно вложить какие-то деньги. И на это уйдет какое-то время. Пока проведен только аудит, выявлены эти проблемы».

Никита Кричевский также не сомневается в надежности взятых «Аэрофлотом» в лизинг 25 воздушных судов.

«У «Аэрофлота» крайне серьезный подход к обеспечению технической исправности своих машин, — подчеркивает он. — У них невозможно что-то подделать на бумажке, что-то ластиком подправить, – это абсолютно исключено, потому что у «Аэрофлота» вся эта информация оцифрована и все неполадки и недостатки передаются буквально с борта самолета на землю в соответствующий компьютер, который все это фиксирует. Все это работает в ежедневном режиме, и руководство компании это видит. В эту систему нельзя влезть и что-то там подправить, подделать».

m.rosbalt.ru

«Аэрофлот» заключил лизинговое соглашение со «Сбербанк Лизингом», «ВТБ-Лизингом» и «ВЭБ-Лизингом» на получение 34 самолетов «Трансаэро». Об этом сообщил гендиректор компании Виталий Савельев на встрече с президентом Владимиром Путиным.

«Это 34 машины, в том числе дальнемагистральные. Сейчас они проходят техническое обслуживание, и мы надеемся первую машину увидеть в марте 2016 года», — говорит Савельев.

Большая часть судов уйдет в авиакомпанию «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»). По словам Савельева, это позволит с летнего расписания увеличить от 10 до 30% емкости на направлениях Дальнего Востока.

У «Трансаэро» в финансовом лизинге находились 64 воздушных судна от «ВЭБ-Лизинга», «ВТБ-Лизинга» и «Сбербанк Лизинга», писал 30 октября 2015 года «Коммерсантъ». В последний год авиакомпания «Трансаэро», чтобы избежать расходов на техническую профилактику, снимала запчасти с одних самолетов и ставила на другие. С этим столкнулись банки, сдававшие самолеты в лизинг «Трансаэро».

29 октября 2015 года «Аэрофлот» подписал соглашение с компанией «Сбербанк Лизинг» о поставке не менее 14 самолетов, которые ранее были заказаны для «Трансаэро». Об этом говорилось в сообщении «Аэрофлота» — по соглашению «Сбербанк Лизинг» передавал воздушные суда в операционный лизинг «Аэрофлоту» и его дочерним компаниям.

По данным Росавиации, десять Boeing 737–800 поступят в эксплуатацию «Аэрофлота» в 2016 году. Перевозчик также получит четыре самолета Boeing 747.

В то же время велись переговоры о лизинге самолетов, находящихся в собственности «ВТБ-Лизинга» и «ВЭБ-Лизинга».
18 ноября 2015 года стало известно, что ВТБ передаст «Аэрофлоту» десять самолетов «Трансаэро», еще 11 воздушных судов будут проданы. Об этом в кулуарах саммита лидеров АТЭС в Маниле заявил глава ВТБ Андрей Костин, передавал ТАСС.

По данным на 31 декабря 2014 года, авиапарк «Трансаэро» состоял из 104 авиалайнеров — 47 Boeing 737, 20 Boeing 747, 18 Boeing 767, 14 Boeing 777, двух Ту-214 и двух грузовых Ту-204С. При этом в собственности компании находились только девять самолетов (пять Boeing 737, три Boeing 767 и один Boeing 777), остальные же были ею получены на условиях финансовой или операционной аренды.

www.rbc.ru

10 широкофюзеляжных самолетов «Трансаэро» не подлежат восстановлению

Генеральный директор группы компаний «Аэрофлот» Виталий Савельев сообщил журналистам информационного агентства ТАСС, что 10 самолетов из авиапарка обанкротившейся компании «Трансаэро» не подлежат восстановлению, и не будут приняты на баланс ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии».

1 декабря 2015 года в презентации для инвесторов было объявлено, что новая объединенная авиакомпания «Россия» (дочернее предприятие группы «Аэрофлот») получит 24 широкофюзеляжных самолета, ранее эксплуатируемых компанией «Трансаэро». Все воздушные суда принадлежат компаниям «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг», и после прохождения сервисного обслуживания будут переданы новому пользователю. По оценкам экспертов речь шла о 14 Boeing 747, 5 Boeing 767 и 5 Boeing 777.

Однако, вскоре выяснилось, что воздушные суда «Трансаэро», возвращенные лизингодателям, находятся в плохом техническом состоянии. Для восстановления летной годности этих машин требуется большая работа, немалые средства и время.

Самолеты, находящиеся в более или менее исправном состоянии, постепенно вводились в эксплуатацию и передавались «России». При этом сроки нередко срывались, что приводило к отмене рейсов.

В конце концов, в ситуацию пришлось вмешаться лично Президенту России Владимиру Путину. Было подготовлено поручение:

Правительству Российской Федерации совместно с публичными акционерными обществами «Аэрофлот – российские авиалинии», «Сбербанк России», «Банк ВТБ», акционерным обществом «Авиакомпания «Россия» и государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в рамках ранее заключенных соглашений обеспечить ввод в эксплуатацию дальнемагистральных воздушных судов в целях улучшения транспортной доступности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Срок – 1 декабря 2016 года.

Эксперты авиаотрасли предположили, что обычные механизмы изыскания денег и мобилизации ресурсов для восстановления широкофюзеляжных лайнеров уже не работали, а вышеназванные банки отказывались нести затраты.

Так или иначе, но в течение 2016 года семь Boeing 747-400 и пять Boeing 777-300, ранее принадлежащие «Трансаэро», поступили на баланс авиакомпании «Россия». Еще два самолета, по словам Виталия Савельева, восстановлены и их готовят к передаче.

Остальные требуют таких средств на восстановление, что лизингодатели не готовы их тратить. Нерентабельно.
— генеральный директор группы «Аэрофлот», Виталий Савельев

При этом глава «Аэрофлота» пояснил, что большинство из оставшихся 10 самолетов представлены моделью Boeing 747.

samolety.org

Лизинг во спасение

Накануне стало известно, что группа «Аэрофлот» не готова забрать себе в лизинг все предложенные ей самолеты обанкротившейся «Трансаэро». Проанализировав состояние лайнеров, эксперты пришли к выводу, что довольно большая их часть не отвечает требованиям безопасности.

В октябре прошлого года глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что самолеты из авиапарка ушедшей с рынка «Трансаэро» могут перейти во флот других российских авиакомпаний. Речь шла о тех воздушных судах, которые были взяты проблемным перевозчиком в лизинг. По данным «Коммерсанта», на тот момент у «Трансаэро» в финансовом лизинге находились 64 воздушных судна от «ВЭБ-Лизинга», «ВТБ-Лизинга» и «Сбербанк Лизинга».

«По парку «Трансаэро» есть уже намерения, около 30-35 воздушных судов авиакомпании «Трансаэро» намерен эксплуатировать «Аэрофлот». Некоторые другие авиакомпании, я не буду их называть конкретно, тоже готовы взять самолеты «Трансаэро», — говорил в октябре прошлого года Нерадько. Он подчеркнул, что «Аэрофлот» заинтересован в воздушных судах, возраст которых не превышает 4-5 лет.

Сам перевозчик номер один подтвердил эту информацию, заявив о готовности взять в операционный лизинг самолеты «Трансаэро» — их планировалось передать создающейся дочерней авиакомпании «Россия». В январе гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил, что группа готова принять на работу 6 тысяч сотрудников «Трансаэро» и взять под этот персонал у отечественных лизингодателей «ВТБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг» 34 самолета, которые ранее эксплуатировал покинувший рынок перевозчик. «Сейчас они проходят техническое обслуживание, и мы надеемся первую машину увидеть в марте 2016 года», — сообщил на встрече Савельев.

Вскрытие показало

Однако в конце марта газета «Ведомости» сообщила, что группа «Аэрофлот» не может получить 24 дальнемагистральных самолета компании-банкрота из-за того, что лизинговые компании не в состоянии оперативно привести суда в порядок. Особенно неясной ситуация была с 20 судами от «ВТБ-Лизинга» и «ВЭБ-Лизинга», отмечала газета. Они предоставляли «Трансаэро» самолеты в финансовый лизинг и не отслеживали их состояние — у них в штате для этого было всего по одному сотруднику.

Сама же «Трансаэро» переставляла двигатели и другие агрегаты с самолета на самолет, чтобы сэкономить на техническом обслуживании. Выяснилось, что по многим агрегатам нет документации и неизвестно, откуда они взялись и кто их раньше проверял. Самолеты не в состоянии летной годности, говорил «Ведомостям» менеджер лизинговой компании. 11 апреля «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ходом переговоров, сообщил: группа «Аэрофлот» возьмет для «России» только 25 из ранее заявленных 34 машин.

Для справки: по данным на 31 декабря 2014 года, авиапарк «Трансаэро» состоял из 104 авиалайнеров — 47 Boeing 737, 20 Boeing 747, 18 Boeing 767, 14 Boeing 777, двух Ту-214 и двух грузовых Ту-204С. При этом в собственности компании находились только девять самолетов (пять Boeing 737, три Boeing 767 и один Boeing 777), остальные же были получены на условиях финансовой или операционной аренды.

Инженерно-технические специалисты провели детальную проверку технического состояния этих самолетов и пришли к выводу, что 9 воздушных судов непригодны к эксплуатации. Оправдались самые худшие ожидания: выяснилось, что «Трансаэро» действительно снимала запчасти с одних самолетов и ставила на другие: в первую очередь, речь шла о замене двигателя — сердца воздушного судна.

Если учесть, что суммарно у «Трансаэро» было 104 машины, получается, что уже сейчас, обследовав лишь 34 лучших лайнера, «Аэрофлот» выявил полетную непригодность почти 10 процентов от всего авиапарка компании-банкрота. Какова же судьба остальных 68 самолетов и сколько негодных к полету единиц найдут среди них?

Не случайно эти борта оказались не интересны ни одному российскому авиаперевозчику. В данный момент лишь «Почта России» рассматривает возможность взять в лизинг два грузовых самолета Ту-204 Cargo, ранее находившихся у «Трансаэро» — для доставки посылок из Китая.

«Непонятно — как вообще в бытность «Трансаэро» эти лайнеры допускали к полетам? Как на них перевозили пассажиров?», — сообщил «Ленте.ру» источник в авиационной отрасли. Так что часть невостребованных пассажирских лайнеров вернулась своим лизингодателям — иностранным компаниям. На помощь же российским лизинговым компаниям пришло государство, заставившее взять «Аэрофлот» очевидно ненужные ему самолеты. Тем самым их спасли от банкротства.

Спасти столпы рынка

«ВТБ-Лизинг», «Сбербанк-Лизинг» и «ВЭБ-лизинг» являются лидерами российского рынка лизинга, дочерними структурами крупнейших госбанков. Они же — крупнейшие кредиторы «Трансаэро» и списание долга грозило им серьезными финансовыми проблемами вплоть до банкротства. По сути, «Аэрофлоту», у которого на сегодняшний день один из самых молодых авиапарков в мире, эти самолеты вообще были не нужны. Согласившись взять себе лайнеры, группа «Аэрофлот» просто спасала отечественных лизингодателей: очевидно, что они не смогли бы пристроить данные воздушные суда ни в России, ни за рубежом. А без них и сотрудники «Трансаэро» не были бы трудоустроены.

Как предполагает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, решения по тому, какие самолеты «Трансаэро» забрать в свой парк, «Аэрофлот» принимает исходя из условий лизинга и взаимоотношений с лизингодателями. «При выборе самолетов для своего флота «Аэрофлоту» приходится учитывать и интересы крупнейших государственных лизинговых компаний. Вполне вероятно, что авиакомпании настоятельно рекомендовали поддержать российских собственников самолетов, то есть лизингодателей», — заявил он.

И дело не только в махинациях с запчастями — большая часть пассажирских самолетов «Трансаэро» была старше 10 лет, и немалая часть эксплуатировалась порядка 15 лет. «Главные заинтересованные лица в том, чтобы пристроить самолеты из авиапарка «Трансаэро», — это российские лизингодатели, — объяснял «Газете.Ru» независимый авиационный эксперт, сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. — Суда «Трансаэро» не интересны и не были интересны никому, кроме «Трансаэро», поэтому они кандидаты на хранение или распил на запчасти».

Переменчивое настроение

Пока престарелые самолеты носили на своих бортах цвета «Трансаэро», пассажиры спокойно летали на них, не придавая особого значения отваливающимся панелям и то и дело вспыхивающим двигателям. Но вот парадокс — стоило «России» и «Аэрофлоту» заинтересоваться их судьбой, как на страницы соцсетей хлынула волна критики состояния лайнеров. Причем, как можно предположить, из уст все тех же «профессиональных пассажиров» обанкротившегося перевозчика.

Внезапно стали вызывать раздражение и возраст, и техническое состояние самолетов, которые пока еще даже не включены в реестры новых операторов. Создается впечатление, что критически настроенные граждане прозрели внезапно, будто по отданной кем-то невидимым команде.

Впрочем, успокоить эти страсти не сложно. Группа «Аэрофлот» уже не первый год славится своим трепетным отношением к вопросам безопасности и дотошным соблюдением всех необходимых технических регламентов. Так что способные ненароком развалиться в небе самолеты в ее парке не окажутся в любом случае. Доказательством профессионализма наземных служб и экспертного коллектива «Аэрофлота» как раз и служит поразительно высокий процент выбраковки самолетов, о котором шла речь в начале статьи. Если техники не остановились перед тем, чтобы категорически отвергнуть почти четверть из предложенных им бортов, значит, их мнению можно доверять.

m.lenta.ru