Полезные статьи

Возврат налога из бюджета проводки

Оглавление:

Основы бухгалтерского учета страховых взносов и проводки по ним

Для учета начисленных страховых взносов в бух. учете применяется специальный счет — 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитика по нему ведется по типу страховых взносов, а также по каждому из сотрудников.

Счет 69 корреспондирует с другими счетами, как по дебету, так и по кредиту. Рассмотрим подробнее порядок и правила составления типовой корреспонденции по страховым взносам.

Основы бухгалтерского учета СВ

Страховые взносы в любые внебюджетные фонды отражаются на специальном счете бух. учета — сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет активно-пассивный, то есть на нем может одновременно учитываться имущество предприятия и источники его формирования. К счету могут открываться соответствующие субсчета, характеризующие тип страховых взносов, в том числе связанные с пенсионным, медицинским или социальным страхованием.

Учет страховых взносов при УСН рассмотрен в видео ниже:

По кредиту счета отображается задолженность хозяйствующего субъекта по перечислениям страховых взносов, а по дебету показываются суммы, которые компания перечисляет в бюджет государства.

  • При этом обычно на счете формируется кредитовое сальдо, которое показывает, какую сумму страховых взносов организация обязана перечислить.
  • Также бывает и дебетовое сальдо, когда предприятие перечислила излишнюю сумму взносов либо государственные органы имеют задолженность перед компанией.
  • Суммы страх. взносов, учитываемые на счете 69, формируются расчетным путем как процентное отношение к базе для расчета. В данном случае базой расчета является заработная плата и иные вознаграждения сотрудников, которые им выплачивает компания-работодатель. Каждый из видов взносов имеет определенные особенности расчета и процентную ставку, а также лимит используемой для расчета базы.

    До 2017 года контролем расчета страховых взносов занимались непосредственно внебюджетные фонды, а начиная с 1 января 2017 года, эти полномочия были переданы в ведение налоговых органов. Теперь перечисление взносов, а также отчетность по ним необходимо отправлять в ИФНС по месту регистрации компании. Однако это никоим образом не влияет на бухгалтерский учет и проводки, которые составляются в организации, а, следовательно, корреспонденции и правила расчета взносов остаются теми же самыми.

    Новая карточка учета страховых взносов

    Процентные ставки

    При расчете страховых взносов учитываются следующие процентные ставки:

  • на пенсионное страхование — в пределах лимита 22%, сверх лимита 10%;
  • на медицинское страхование — 5,1%;
  • на социальное страхование — в пределах лимита 2,9%, сверх лимита 0%;
  • на страхование от несчастных случаев — от 0,2 до 8,5%; на инвалидов от суммы рассчитанных страховых взносов берется только 60%.
  • Как сформировать карточку учета страховых взносов в 1С:ЗУП, смотрите в видео ниже:

    Налоговый учет

    Что касается налогового учета страховых взносов, то он заключается в учитывании начисленных страх. взносов в составе затрат на оплату труда. Иными словами, эти взносы, как и сама оплата труда, принимаются к учету в налоговом учете, и, соответственно уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это касается организаций, использующих любую систему налогообложения, и при этом плательщиками могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, если у них есть наемный персонал.

    Типовые проводки по страховым взносам

    При осуществлении операций по страховым взносам формируется следующая корреспонденция по кредиту сч. 69:

  • Д 08 К 69 — страх. взносы вычислены по сотрудникам, занятым в строительстве или при приобретении объектов основных средств;
  • Д 20 К 69 — страх. взносы рассчитаны по персоналу, занятому в основном производстве;
  • Д 23 К 69 — страх. взносы исчислены по сотрудникам, занятым во вспомогательных производствах;
  • Д 25 К 69 — страх. взносы рассчитаны по работникам, связанным с общепроизводственными хозяйствами;
  • Д 26 К 69 — страх. взносы определены по персоналу, относящемуся к общехозяйственным подразделениям;
  • Д 28 К 69 — страх. взносы рассчитаны по сотрудникам, занятым на операциях по исправлению бракованной продукции;
  • Д 29 К 69 — страх. взносы исчислены по персоналу, занятому в обслуживающих хозяйствах;
  • Д 44 К 69 — страх. взносы вычислены по персоналу, связанному с реализацией продукции потребителю;
  • Д 70 К 69 — из зарплаты вычтена стоимость путевки, полученной от ФСС;
  • Д 51 К 69 — на расчетный счет поступили страховые взносы, излишне уплаченные ранее и возвращенные их бюджета;
  • Д 99 К 69 — отражены суммы пени или штрафов по страховым взносам.
  • При осуществлении каких-либо операций по страховым взносам формируются следующие проводки по дебету сч. 69:

    1. Д 69 К 70 — начислены выплаты сотрудникам за счет средств ФСС;
    2. Д 69 К 51 — с расчетного счета перечислены рассчитанные суммы страховых взносов;
    3. Д 69 К 50 — из кассы выданы путевки сотрудникам за счет средств ФСС.
    4. Отражение в 1С

      Перед тем как проводить страховые взносы в программе 1С, следует ее правильно настроить, для чего необходимо в справочнике указать актуальные ставки по взносам. Они устанавливаются во вкладке «Зарплата и кадры», если программа совмещенная, либо отдельно во вкладке по взносам, если программа учета зарплаты отдельная. Также необходимо указать предельные значения баз для расчета страх. взносов, чтобы их расчет производился корректно.

      Начисление страховых взносов производится непосредственно в момент начисления заработной платы или же сразу после этого. Во втором случае необходимо создать документ «Начисление страховых взносов». При формировании этого документа корреспонденция по начислению взносов формируется автоматически. Также корреспонденция по оплате взносов будет формироваться и при перечислении с расчетного счета, когда бухгалтерскую выписку будут вносить в программу.

      По каждому документу можно раскрыть проводки и посмотреть, правильно ли в программе начислились взносы. При перепроведении заработной платы необходимо также заново пересчитать и страховые взносы, чтобы они начислились правильно.

      Для просмотра регистров по сч. 69 необходимо зайти во вкладку «Зарплата и кадры» и выбрать «Отчеты по зарплате», а затем «Анализ взносов в фонды». Здесь можно проанализировать конкретно по видам страховых взносов и по каждому сотруднику, как именно начислились взносы в конкретном периоде. Кроме того, по каждому из сотрудников штата можно сформировать и распечатать карточки персонифицированного учета, в которых содержится подробная информация по всем начислениям страховых взносов за год.

      Начисление и учет СВ ИП — тема видео ниже:

      uriston.com

      9 Августа 2016 Начисление, поступление и возврат субсидии на госзадание: отражаем в учете

      Л. Ларцева / редактор журнала «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение»

      С 2016 года доходы в виде субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, отражаются по новому коду доходов. Кроме того, введена обязанность возвращать остатки субсидий в бюджет в случае невыполнения государственного (муниципального) задания. На основании данных новшеств изменился порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с начислением и поступлением указанных субсидий, а также добавлена корреспонденция счетов по их возврату в бюджет. О новых требованиях расскажем в статье.

      Начисление и поступление субсидии

      Cогласно Указаниям № 65н [1] с 2016 года (в том числе при формировании остатков на 01.01.2016) доходы в виде субсидий, предоставленных учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Напомним, ранее использовалась статья 180 «Прочие доходы» КОСГУ. Исходя из этого, с учетом того, что в зависимости от применяемого кода КОСГУ используется тот или иной аналитический счет бухгалтерского учета, с 2016 года для отражения начисления и поступления субсидий на госзадание применяются следующие новые аналитические счета:

      Счет 4 205 30 000 (4 205 31 000) «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

      Счет 4 205 80 000 (4 205 81 000) «Прочие доходы»

      Счет 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

      Счет 0 401 10 180 «Прочие доходы»

      В соответствии с новыми счетами необходимо скорректировать остатки субсидий, образовавшиеся на 01.01.2016. В случае наличия дебетовых остатков по субсидиям на госзадание, числящихся на начало года на старом счете 4 205 80 000 (4 205 81 000), их следует перенести на новый счет 4 205 30 000 (4 205 31 000) (Письмо Минфина РФ от 22.04.2016 № 02‑07‑05/23571). Перевод остатков осуществляется порядке, приведенном в Письме Минфина РФ от 14.03.2016 № 02‑07‑07/14989.

      С учетом применения новых счетов скорректированы проводки в инструкциях № 174н [2] , 183н [3] , устанавливающих порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных и автономных учреждениях. При этом изменена лишь корреспонденция счетов, используемая для отражения поступления субсидий на госзадание (соответствующие изменения внесены приказами от 31.12.2015 № 227н, 228н). Бухгалтерские записи по начислению указанных субсидий пока отражены в инструкциях еще со старыми счетами. Однако законодатели планируют исправить это в ближайшее время путем внесения дополнительных изменений в названные инструкции (соответствующий проект приказа размещен на сайте Минфина и проходит процедуру общественного обсуждения (далее – Проект)).

      Не дожидаясь принятия очередных изменений, Минфин в целях оказания методической помощи бухгалтерам бюджетных и автономных учреждений выпустил Письмо от 01.04.2016 № 02‑06‑07/19436 с разъяснениями о порядке учета в 2016 году операций, связанных с начислением и поступлением субсидий на госзадание. В письме приводится следующая корреспонденция счетов:

      Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на основании соответствующих соглашений, заключенных с учредителем

      Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания*

      Начисление доходов текущего (отчетного) финансового года в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания*

      *
      Данные проводки отражаются при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта ее перечисления.

      Как видно из приведенной таблицы, Минфин предлагает два варианта начисления субсидий: либо путем отнесения на доходы будущих периодов с последующим списанием в доходы текущего года, либо сразу на текущий доход. При этом не уточняется, в какой ситуации необходимо применять той или иной вариант.

      По мнению автора, на доходы будущих периодов следует относить сумму субсидии 2016 года в том случае, если соглашение о ее предоставлении заключено в предшествующем году (то есть в 2015 году). Если же такое соглашение заключено (утверждено) в 2016 году, тогда субсидия начисляется в доходы текущего года.

      Кроме того, как отмечает Минфин, и в том и в другом случае начисление (признание) текущих доходов осуществляется на дату предоставления субсидии. Такие даты, как правило, указываются в графике предоставления субсидии, прилагаемом к соглашению. Напомним, что согласно п. 45 Положения № 640 [4] предоставление субсидии на госзадание федеральным бюджетным (автономным) учреждениям должно осуществляться не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:

      – 25 % годового размера субсидии в течение первого квартала;

      – 50 % (до 65 % – в части субсидий, предоставляемых на оказание государственных услуг (выполнение работ), процесс оказания (выполнения) которых требует неравномерного финансового обеспечения в течение финансового года) годового размера субсидии в течение первого полугодия));

      – 75 % годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

      С учетом обновленной корреспонденции счетов, приведенной в п. 72 Инструкции № 174н и п. 72, 77 Инструкции № 183н, операции по поступлению субсидий на госзадание отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

      Одновременно сумма поступившей субсидии учитывается на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» с аналитикой по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (п. 365 Инструкции № 157н [5] ). Стоит отметить, что Указаниями № 65н предусмотрена возможность введения дополнительной детализации операций по названной статье (в рамках третьего разряда кода). Учреждениям целесообразно ввести такую детализацию для разделения доходов в виде субсидии (например, код 134) и доходов от оказания платных услуг в рамках приносящей доход деятельности (например, код 132).

      Бюджетное учреждение культуры (театр) заключило с учредителем соглашение о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания на 2016 год (№ 45/78/41 от 29.12.2015). Годовой объем субсидии составляет 4 683 598 руб. Порядок предоставления субсидии осуществляется в соответствии с графиком, прилагаемым к соглашению (приведен ниже).

      По состоянию на 11 января 2016 года учреждение осуществило перевод остатков по начисленной субсидии со старого счета на новый.

      В I квартале 2016 года (12 января) субсидия поступила на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК, в сумме 1 000 378 руб. Аналитический учет доходов в виде субсидии на госзадание ведется по коду 134 КОСГУ.

      Приложение к Соглашению о предоставлении

      субсидии на выполнение государственного задания на 2016 год

      № 45/78/41 от 29.12.2015

      График предоставления субсидии на выполнение государственного задания на 2016 год

      Сроки предоставления субсидии

      Объем субсидии, руб.

      В бухгалтерском учете учреждения операции по начислению и поступлению субсидии отражены следующими бухгалтерскими записями:

      Начислены доходы будущих периодов на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидии

      Осуществлен перевод остатков по начисленной субсидии со старого счета на новый на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833)

      Поступила субсидия на лицевой счет

      Отражено поступление субсидии на забалансовом счете

      Забалансовый счет 17

      Начислена субсидия на дату ее предоставления согласно графику поступлений*

      *
      Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме № 02‑06‑07/19436, данная операция отражается независимо от того, поступила субсидия фактически на счет учреждения или нет.

      Возврат субсидии

      Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидии на госзадание могут быть израсходованы бюджетными (автономными) учреждениями в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, но только при условии выполнения госзадания (то есть при достижении показателей, установленных в госзадании, с учетом их возможного отклонения, в пределах которых такое задание считается выполненным) (п. 17 ст. 30 Федерального закона № 83‑ФЗ [6] , п. 3.15 ст. 2 Федерального закона № 174‑ФЗ [7] ).

      При невыполнении госзадания остатки субсидии подлежат возврату в бюджет в объеме, соответствующем не достигнутым показателям задания. Такая обязанность введена Федеральным законом от 03.11.2015 № 301‑ФЗ, начиная с субсидий на госзадание, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям в 2015 году.

      Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» федеральные бюджетные и автономные учреждения обязаны до 1 июля 2016 года обеспечить возврат остатков субсидий на госзадание 2015 года, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей.

      Расчет объема остатка, подлежащего возврату. При определении объема остатка субсидии, по мнению Минфина, необходимо учитывать нормы действовавшего в 2015 году Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, устанавливающие, что размер субсидии на выполнение государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания, затрат на выполнение работ, нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным или автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному или автономному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки. Такие разъяснения даны в Письме от 05.02.2016 № 02‑01‑09/5870. В нем же Минфин приводит следующие формулы для расчета объема остатка субсидии на госзадание, подлежащего возврату в бюджет:

      Rост – объем остатка субсидии на выполнение госзадания, предоставленной федеральному бюджетному (автономному) учреждению в 2015 году, образовавшийся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ);

      Ni услуга – затраты, связанные с невыполнением государственного задания по i-ой государственной услуге;

      Nw работа – затраты, связанные с невыполнением государственного задания по w-ой работе.

      Ni – нормативные затраты на оказание i-ой государственной услуги;

      Vi не вып – не выполненный объем государственного задания по i-ой государственной услуге.

      Vi гз – объем i-ой государственной услуги, установленный госзаданием;

      Vi откл – установленное органом-учредителем возможное отклонение от показателей, установленных в государственном задании по i-ой государственной услуге, в пределах которых госзадание считается выполненным (при установлении);

      Vi факт – фактическое значение объема i-ой государственной услуги за отчетный период в соответствии с отчетом о выполнении госзадания.

      Затраты, связанные с невыполнением государственного задания по w-ой работе (Vw не вып ), определяются аналогичным образом, исходя из затрат на выполнение w-ой работы пропорционально невыполненному объему w-ой работы с учетом возможного отклонения от показателей, установленных в госзадании по w-ой работе, в пределах которых госзадание считается выполненным (при установлении).

      Согласно государственному заданию, утвержденному для бюджетного учреждения культуры (республиканский музей) на 2015 год, общее число посещений в отчетном году должно составлять не менее 40 270 посетителей (показатель, характеризующий объем оказываемой государственной услуги «Предоставление доступа к музейным фондам»). Учредителем не предусмотрено отклонений от данного значения.

      Утвержденный объем нормативных затрат на оказание такой услуги составил 7 530 490 руб. (187 руб. – затраты на единицу услуги (на одного посетителя)).

      Согласно отчету о выполнении госзадания фактическое число посетителей составило 38 530 посетителей.

      Поскольку показатели, утвержденные в госзадании, музеем достигнуты не полностью, необходимо рассчитать объем субсидии, подлежащей возврату в бюджет.

      Используя приведенные формулы, определим объем остатка субсидии, подлежащий возврату в бюджет музеем в связи с недостижением показателей, установленных в госзадании. Он составит 325 380 руб. (187 руб./чел. x (40 270 чел. — 38 530 чел.)).

      Если фактический объем отдельных оказанных услуг выше, чем это пре­дусмотрено в госзадании, то сумма превышения не учитывается при расчете общего объема остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 № 02‑01‑09/20628).

      Бухгалтерский учет операций по возврату субсидии. Корреспонденция счетов по возврату в бюджет остатков субсидий на госзадание, образовавшихся в связи с недостижением показателей такого задания, приведена в Письме Минфина РФ № 02‑06‑07/19436. Также аналогичные проводки предусмотрены Проектом и с его принятием будут внесены в инструкции № 174н и 183н. Рассмотрим их.

      www.pravcons.ru

      Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)

      Отправить на почту

      Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета. Корректность проводок по бюджетному учету можно проверить, найдя подходящие хозяйственные операции в инструкции к плану счетов.

      Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

      Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

      П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).

      Приказ, утверждающий соответствующий план счетов

      Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н

      Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

      Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н

      Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

      Структура счета бюджетного учета

      Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.

      Номер разряда счета

      Классификационный признак поступлений и выбытий

      Группа объекта учета

      Вид объекта учета

      Вид поступлений, выбытий объекта учета

      1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.

      18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

      О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.

      Проводки в бюджетном учете в 2017–2018 годах

      Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н.

      В 2017 году бюджетный план счетов применяется с учетом поправок, внесенных в него приказами Минфина от 30.11.2015 № 184н и от 16.11.2016 № 209н. Основными из них являются перечисленные ниже:

    5. Добавлены некоторые новые корреспонденции счетов.
    6. Исключены счета в связи с выделением отдельного казначейского плана счетов.
    7. Изменен подход к учету готовой продукции (по плановой себестоимости вместо фактической).
    8. Внесены изменения в номера счетов раздела «Санкционирование расходов», теперь они не включают КОСГУ, которые больше не используются при планировании расходов бюджета.
    9. Уточнены правила указания цифровых значений в определенных разрядах для некоторых номеров счетов аналитического учета.
    10. Последние поправки в план счетов внесены приказом Минфина России от 31.10.2017 № 172. Суть их свелась к следующему:

    11. из плана исключены некоторые счета;
    12. внесены коррективы в названия ряда счетов;
    13. уточнены правила указания кодов в определенных разрядах некоторых счетов.
    14. Однако все эти новшества не повлияли на наиболее часто используемые корреспонденции. Такие типовые проводки мы рассмотрели в примере.

      Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

      Порядок восстановления НДС в 2017-2018 годах (проводки)

      Восстановление НДС организациями возможно в тех случаях, когда товар, при покупке которого в стоимость входил НДС, принятый к вычету, использовался в операциях, при которых начисление НДС не применяется. Подробнее о нюансах, связанных с восстановлением налога, вы узнаете из нашей специальной рубрики.

      Когда возникает необходимость в восстановлении НДС

      Если налогоплательщик совершает операции, с которых по тем или иным основаниям не уплачивается НДС, входной налог по использованным в них ценностям (или работам, услугам), ранее принятый к вычету, следует уплатить в бюджет (то есть восстановить). На это указывает п. 3 ст. 170 НК РФ.

      Существуют несколько оснований для проведения подобной операции, в частности:

    15. передача активов в качестве вкладов, в том числе в УК (или передача для увеличения целевого капитала некоммерческих структур);
    16. дальнейшая реализация товаров за пределами РФ;
    17. приобретение ТМЦ с целью осуществления деятельности, освобожденной от налогообложения;
    18. изменение системы налогообложения на не предполагающую начисление НДС после закупки товаров и их дальнейшая реализация без начисления налога.
    19. Более подробную информацию о возможных вариантах восстановления НДС вы найдете в статье «Ст. 170 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

      Еще один случай, когда возникает обязанность по восстановлению НДС, — экспорт. А точнее, ситуации, когда при реализации товара совершаются незапланированные экспортные операции. То есть когда изначально активы (работы, услуги) приобретались исключительно для внутренней реализации, а использовали их для операций экспорта. Как быть с входным налогом в таких случаях? Восстанавливать. Но нужно иметь в виду, что с 01.07.2016 восстановление НДС, ранее принятого к вычету, производится только в отношении товаров, работ, услуг, имущественных прав, которые используются для операций экспорта сырьевых товаров. Разъяснение Минфина РФ по этому вопросу приведено в материале «НДС по товарам, которые использованы для экспорта сырьевых товаров, восстанавливают».

      Какой порядок восстановления НДС по основным средствам при экспорте, узнайте здесь.

      Если реализация ОС произошла на территории РФ, обязанность по восстановлению НДС, ранее принятого к вычету, не возникает. Об этом можно узнать из статьи «Продажа ОС не требует восстановления НДС».

      Если ОС, ранее использованное в деятельности, облагаемой НДС, начинает использоваться в операциях, не облагаемых НДС, то принятый ранее к вычету НДС нужно восстановить пропорционально его остаточной стоимости. Подробности в материале «Часть ОС сдали в металлолом – нужно восстановить НДС-вычет».

      Позицию Минфина по вопросу восстановления НДС по товарам, работам, услугам за периоды, когда налогоплательщик имел право не вести раздельный учет входного НДС, а в дальнейшем эти товары, работы, услуги стали использоваться в операциях, не подлежащих налогообложению или освобожденных от налогообложения НДС, смотрите в материале «Восстановление сумм НДС за периоды без раздельного учета».

      При наличии дебиторской задолженности, погашение которой не представляется возможным, возникает спорная ситуация. Если у продавца, который не может взыскать с покупателя оплату за отгруженный ему товар, нет причины восстанавливать НДС, принятый к вычету в момент приобретения материалов, то у покупателя дело может обстоять иначе.

      При условии, что организация приняла решение о списании дебиторской задолженности, признанной безнадежной, которая образовалась в случае предоплаты при отсутствии дальнейших поставок, налог с авансов стоит восстановить при списании данной задолженности. В противном случае могут возникнуть разногласия с проверяющими органами. Позиция контролеров по этому вопросу отражена в статье «Как учитывать суммы НДС при списании дебиторской задолженности?».

      О том, как действовать покупателям при образовании дебиторской задолженности за счет выплаченных авансовых платежей и когда проводить восстановление НДС, читайте в статье «Когда и как покупателю восстановить НДС с перечисленного аванса?».

      После отгрузки товара продавец должен восстановить НДС с аванса, ранее полученного от покупателя. Сделать это правильно поможет статья «Как продавцу получить вычет НДС с аванса от покупателя».

      Что касается действий по списанию собственного долга, при этом также существуют спорные моменты как для продавца, так и для покупателя. При каких обстоятельствах потребуется восстановить налог полностью, а когда это делать не обязательно? Какие последствия в том или ином случае возможны? Читайте нашу статью «НДС при списании кредиторской задолженности: проблемные ситуации». Нередки ситуации, когда принадлежащее экономическому субъекту имущество (ОС, материалы, товар) приходит в негодность. В связи с этим часто возникает вопрос: необходимо ли произвести восстановление НДС, который был ранее уплачен? Подробнее о действиях налогоплательщиков в подобных обстоятельствах читайте в материалах:

      Полученная скидка к цене товара у покупателя приводит к необходимости восстановления НДС. Подробнее читайте в материале «Скидка ”за объем” может потребовать восстановления НДС».

      С 01.07.2017 получатели субсидий на возмещение расходов, связанных с приобретением товаров, работ, услуг или с уплатой ввозного НДС, должны будут восстанавливать НДС независимо от уровня бюджета, из которого они получены. Прочитать об этом изменении законодательства вы можете в материале «С 1 июля 2017 скорректирован порядок восстановления НДС при получении бюджетных субсидий».

      Восстановление НДС при переходе на УСН

      Если в ходе работы субъект решит перейти с общей системы на иной режим налогообложения, исключающий необходимость начисления НДС, то ранее принятый к вычету налог придется восстановить. Это касается приобретенных, но еще не реализованных покупателям товаров, а также ОС и НМА.

      Основные этапы процедуры перехода перечислены в нашей статье «Порядок восстановления НДС при переходе на УСН (нюансы)»

      Переход организации с общей системы на иные (льготные) режимы налогообложения подразумевает восстановление НДС по приобретенным товарам (услугам и имущественным правам) в полном объеме. Если же рассматривать ОС и НМА, то восстановлению подлежит налог в размере, пропорциональном их остаточной стоимости. Более подробно вы можете прочитать в статье «НДС при переходе на УСН с ОСНО: учет и восстановление налога».

      Если переход на УСН осуществляется с общей системы налогообложения, которая совмещалась с вмененкой, то восстановление НДС, нужно производить только по тем товарам, которые не учитывались в деятельности, облагаемой вмененным налогом, и предназначены для использования в «упрощенной» деятельности. Подробнее читайте в нашем материале «Когда переход на УСН не потребует восстановления НДС».

      Проводки при восстановлении налога

      Действия с налогом, ранее использованным в качестве вычета при уплате в бюджет, отражаются в бухучете на счетах 19, 68, 91 и пр. Более подробно о проводках по восстановлению НДС читайте в нашей статье «Нюансы восстановления НДС и какие при этом используются проводки?».

      Отражение операций по восстановлению НДС с авансовых платежей сопровождается также записью бухгалтерских проводок. Полную информацию о них вы найдете в статье «Порядок восстановления НДС с авансов (проводки)».

      nalog-nalog.ru

      Проводки по НДС: основные операции с примерами

      Под налог на добавленную стоимость попадают все поступления от реализационной и внереализационной деятельности фирмы. С сумм полученных авансов также нужно перечислять налог в бюджет. НДС по итогам отчетного периода (им является квартал) можно уменьшить на суммы вычетов. В этой статье мы рассмотрим основные принципы учета налога и рассмотрим типовые проводки по НДС на примере.

      Начисление НДС с поступлений

    20. Продажа товаров, услуг, работ в России.
    21. Передача имущественных прав.
    22. Производство для собственного потребления.
    23. СМР для собственного потребления.
    24. Импортные операции.
    25. В любом случае местом реализации должна быть территория РФ. Это значит, что товары должны храниться или находиться на момент отгрузки в РФ, услуги, которые оказывает фирма, должны быть исполнены в РФ или территориях под ее юрисдикцией, пункты отправления – РФ и т.д.

      Чтобы найти налоговую базу по НДС определяется на момент дня передачи покупателю товаров (оказанию услуг и т.д.), либо, на момент поступления денежных средств по данной реализации. Если договором предусмотрены авансы, то рассчитывать базу нужно будет несколько раз. В этом случае нужно применить расчетные ставки налога.

      Ставки налога НДС:

      При операциях, облагаемых НДС нужно составлять счета-фактуры, либо УПД, Документы оформляются в двух экземплярах. У поставщика и покупателя они регистрируются в книге продаж и покупок. Посредники, выполняющие операции, облагаемые НДС, должны в обязательном порядке вести журнал учета счетов-фактур.

      Налог начисляется отдельно по каждой ставке, если фирма применяет несколько. Затем их складывают и получают общую сумму налога. Расчет НДС осуществляется путем заполнения декларации.

      НДС по реализации начисляется по дебету счета 90.3. По внереализационным поступлениям – 91.2. По кредиту корреспондируют со счетом 68.

    26. Дебет 90.3 Кредит 68 –НДС по реализации при отгрузке
    27. Дебет 90.3 Кредит 76 –НДС по реализации при оплате
    28. Дебет 91.2 Кредит 68 –НДС по внереализационным доходам отгруженным
    29. Дебет 91.2 Кредит 68 –НДС по внереализационным доходам оплаченным
    30. Учет входного НДС

      Организации и ИП имеют право сделать налог к уплате ниже, уменьшив его на входной НДС. Это значит, что при покупке, к примеру, товаров, которые используются в основной деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, НДС, который включен в стоимость поставщиком, уменьшает облагаемую базу. Также к вычетам относят суммы налогов, уплаченные ранее с предоплаты от покупателя,

      Чтобы получить вычет по НДС, приобретенные ТМЦ (услуги и т.д.) должны быть приняты к учету, иметь подтверждающие документы (счет-фактура) и быть использованы в деятельности, с основной системой налогообложения, которая подразумевает уплату НДС.

      Входной НДС отражается по дебету 19 и 68 счетов:

      • Дебет 19 Кредит 60 – отражение НДС при покупке
      • Дебет 68 НДС Кредит 19 – НДС к вычету.
      • Восстановление НДС

        Иногда ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить. Такое бывает в ситуациях, когда, к примеру, товары, приобретенные для перепродажи, реализуются в деятельности необлагаемой НДС. Также обязанность восстанавливать налог возникает при переходе на спец. режим, при получении субсидий из бюджета, использовании ставки 0% и т.д.

      • Дебет 19 Кредит 68 НДС – восстановление НДС по ТМЦ
      • Дебет 94 Кредит 68 НДС – восстановление НДС по товарам, материалам и ОС при отхождении от норм естественной убыли
      • Дебет 91.2 Кредит 68 НДС – восстановление НДС по проданным ОС
      • Пример проводок по НДС

        Организация продала оптовому покупателю товары на условиях 50% предоплаты на сумму 987 452 руб. (НДС 150 628 руб.). Перед этим товары были приобретены у поставщика на сумму 620 540 руб. (НДС 94 659 руб.).

        Позже, часть этих товаров на сумму 175 849 руб. (НДС 26 824 руб.) была реализована в розницу по деятельности, облагаемой ЕНВД. НДС восстановлен. Оставшаяся часть оплаты от оптового покупателя была перечислена через три недели.

        saldovka.com