Полезные статьи

Виктимологическая характеристика преступлений

Насильственная преступность

Криминологическая характеристика насильственных преступлений

В группу насильственных преступлений входит значительная часть посягательств, в которых физическое и психическое насилие над личностью играет роль способа достижения преступной цели. Ядро насильственной преступности составляют умышленные убийства, умышленное причинение тяжкого вреда, изнасилования и хулиганские действия. Традиционно корыстно-насильственные преступления рассматриваются отдельно с учетом их специфических криминологических черт и признаков, ибо основным их объектом являются отношения собственности.

В целом тяжкая насильственная преступность занимает в структуре преступности незначительное место. Так, удельный вес этих преступлений в структуре преступности в 2010–2011 гг. занимал 5,0–6,0%. Эта доля достаточно устойчива на протяжении многих лет. В частности, она никогда не превышала 8,0% (2004 г.). В последние годы в общем количестве всех зарегистрированных преступлений удельный вес убийств и покушений на их совершение составил примерно 0,5–0,7%, причинения тяжкого вреда здоровью — 1,5–1,7%, изнасилований вместе с покушениями на их совершение — 0,2–0,4%, хулиганства — 0,3–0,4%. Эти данные послужили основанием для руководителей правоохранительных органов говорить о снижении уровня преступности в стране, в том числе преступности насильственного характера. Однако реальные тенденции развития преступности в РФ не позволяют специалистамкриминологам разделить их оптимистические выводы и оценки.

К блоку насильственной преступности можно отнести похищение человека с применением насилия, которое получило достаточно серьезное распространение и имеет общие криминологические особенности с типичными насильственными преступлениями против жизни и здоровья. Особый интерес для криминологов представляют заказные

Особенная часть криминологии убийства и террористические акты, которые имеют негативную тенденцию и поэтому требуют самостоятельного исследования. Эти преступления вызывают значительный общественный резонанс. Однако их количество незначительно, раскрываемость слабая, сведения об их расследовании отсутствуют, в связи с чем они не могут определять криминологическую характеристику насильственной преступности в целом. Тем не менее нельзя не отметить, что террористические акты направлены на устрашение населения, разжигание межнациональных конфликтов, лишение жизни многочисленных ни в чем не виновных российских и иностранных граждан. В этом плане достаточно сослаться на террористические акты в аэропорту «Домодедово» и на путях следования поезда «Невский экспресс».

Особую тревогу должна вызывать неэффективность борьбы государственных органов с «рейдерскими» захватами успешно работающих предприятий, земельных наделов и жилых помещений, ибо они сопровождаются многочисленными убийствами соответственно руководителей и владельцев, в том числе одиноких пенсионеров. Успешная борьба с «рейдерством», как и на других направлениях, будет достигнута лишь тогда, когда государство ликвидирует взаимовыгодную связь криминала с коррумпированными чиновниками на всех уровнях, заменит «ручное» управление страной государственным и обеспечит надлежащий государственный контроль над всеми сферами ее жизнедеятельности.

Современное состояние тяжкой насильственной преступности характеризуется следующими чертами.

Динамике развития насильственной преступности присуща непоследовательность. В течение 1970-х гг. она последовательно возрастала, затем наступила определенная стабилизация, а потом — ее снижение до конца 1980-х гг. В дальнейшем проявилась явная тенденция к увеличению количества рассматриваемых преступлений.

Определяющими показателями насильственной преступности по-прежнему остаются ее ситуационный характер и значительная распространенность в бытовой сфере и сфере отдыха (досуга). По данным исследований, 85–90% насильственных преступлений совершаются на почве бытовых или досуговых мотивов. При этом умышленные убийства превалируют в сфере быта, в том числе в семье, а умышленные телесные повреждения, изнасилования и хулиганство — в сфере досуга.

В структуре насильственной преступности медленно, но последовательно растет доля предумышленных преступлений, для которых характерны планирование преступного акта и его подготовка. С заранее обдуманным умыслом в настоящее время совершаются около 20–25% умышленных тяжких телесных повреждений, 25–30% (а по некоторым данным — 50%) умышленных убийств, более 60% изнасилований.

Насильственная преступность в наиболее тяжких ее проявлениях приобрела организованные формы. В стране появляются преступные группы, ориентированные на достижение преступных целей, в том числе экономического характера, с помощью насилия. При этом они действуют под прикрытием частных детективных, охранных и иных предприятий. Ежегодно правоохранительные органы выявляют несколько сотен случаев «заказных» убийств (убийств по найму), что говорит о признаках криминального профессионализма. Такие убийства характерны для Москвы и южных регионов России.

При совершении тяжких насильственных преступлений широко используются огнестрельное оружие, в том числе иностранного производства, гранатометы, взрывные вещества и взрывные устройства. Такое положение не является неожиданным, если иметь в виду, что ежегодная утрата огнестрельного оружия российской армией составляет тысячи единиц.

В настоящее время серьезно изменилась мотивационная основа совершения тяжких насильственных преступлений. Хотя определяющими мотивами насильственных преступлений остаются хулиганские побуждения, месть и ревность, следует отметить, что постоянно увеличивается доля убийств, совершаемых из корыстных побуждений в связи с колоссальным имущественным расслоением общества. Криминальное насилие проникло и в экономическую сферу. Им не пренебрегают пользоваться предприниматели в решении имущественных вопросов. Борьба за передел собственности в сфере экономики породила такое специфическое явление, как «рейдерство», объединившее в общем умысле совершение разных преступлений: мошенничество с уставными документами и ценными бумагами, вымогательство с применением насилия, фальсификацию решения общего собрания акционеров в целях незаконного захвата управления в юридическом лице, самоуправство и некоторые другие. Таким образом, все очевиднее в последнее время проявляется процесс сращивания экономической и насильственной преступности.

Важным признаком насильственных преступлений была и остается особая жестокость. По некоторым данным, российские организованные преступные группы, действующие на территории иностранных государств, превосходят по своей жестокости традиционные мафиозные группы других национальностей (итальянцев, румын, югославов и т. д.).

Ухудшаются социально-психические характеристики насильственных преступников. Прежде всего, отмечается рост случаев криминального насилия, субъектами которого являются представители социальных слоев, которым ранее оно не было свойственно: военнослужащиеофицеры, студенты, аспиранты и научные работники. Так, по данным С. Фридинского, в армии «мордобоем» занимаются офицеры — недавние выпускники военных училищ.

Кроме того, насильственная преступность все больше приобретает черты «женского лица». Медленно, но постоянно растет число преступлений, совершаемых женщинами. В настоящее время в различные периоды насильственная преступность женщин достигает 10–12% от общего ее числа.

В криминальное насилие все больше вовлекается молодежь. Например, на долю лиц до 21 года приходится до 60–65% всех изнасилований.

Среди насильственных преступников возрастает доля лиц, имеющих различные психические отклонения (сексуальные отклонения, психопатия, дебильность, органические поражения центральной нервной системы и т. п.). Также растет доля рецидивистов. В среднем доля ранее судимых лиц составляет около 30%, в то время как ранее судимыми лицами совершаются до 51% убийств, до 55% причинений тяжкого вреда здоровью, до 52% хулиганских действий. При этом наблюдается также рост специального, многократного и пенитенциарного рецидива преступлений. Другой неприятной тенденцией развития состояния преступности является совершение насильственных преступлений несовершеннолетними, уже имеющими судимость.

Большинство тяжких насильственных преступлений совершается в мегаполисах, областных и крупных по численности населения городах. В сельской местности тяжкие насильственные преступления совершаются значительно реже. В какой-то мере исключением из данного правила являются сельские районы юга России.

Значительная часть тяжких и особо тяжких насильственных преступлений совершается по месту жительства или работы граждан (преступников или их жертв). Так, доля убийств и причинения тяжкого вреда здоровью в этих местах достигает 65–75%. Оставшуюся часть в основном составляют так называемые уличные преступления, совершаемые на улицах, дорогах, во дворах многоквартирных домов, в скверах, парках и т. д.

Большинство тяжких насильственных преступлений совершается с 18 до 24 часов (75–80%).

Латентность всех тяжких насильственных преступлений в России существенно увеличилась и продолжает увеличиваться. Рост латентности происходит за счет увеличения числа без вести пропавших лиц, особенно малолетних; совершения преступлений в маргинальной среде (среди алкоголиков, наркоманов, лиц, без определенного места жительства и занятий) и в регионах с национально-этническими конфликтами. По мнению специалистов, в стране совершается как минимум в 3 раза больше преступлений, чем их зарегистрировано официальной статистикой. Так, по официальным данным, в 2010 г. было зарегистрировано 23 903 997 заявлений и сообщений о происшествиях. По результатам их рассмотрения и разрешения было возбуждено лишь 2 183 199 уголовных дел, что составляет всего 9,1% от всех поданных заявлений о происшествиях. Причины этого явления хорошо известны специалистам. По справедливому мнению С. Фридинского — главного военного прокурора России, С. Литвиненко — прокурора Санкт-Петербурга, основной причиной малого числа возбужденных уголовных дел является стремление практических работников приукрасить положение дел в контроле над преступностью путем: а) нарушения надлежащих правил регистрации деяний с признаками преступлений; б) квалификации тяжких и особо тяжких преступлений в качестве преступлений небольшой или средней тяжести; в) отобрания от жертв преступлений заявлений об отсутствии претензий к органам внутренних дел и обязательстве не обращаться с жалобами в суд и органы прокуратуры и т. д. Так, в Санкт-Петербурге в 2011 г. 13,5% деяний были зарегистрированы в качестве преступлений от общего числа поставленных на учет преступлений лишь после проведения прокурорских проверок.

Происходящие изменения насильственных преступлений можно показать, например, на современном хулиганстве. Сегодня отмечается более молодой возраст хулиганов, распространенность хулиганства в местах проведения массовых общественных мероприятий, экстремистская мотивация заметной доли хулиганства, а также рост числа групповых хулиганских проявлений. Ярким подтверждением данных выводов служат события на Манежной площади в Москве.

Социологические исследования показывают специфику современных изнасилований и других насильственных половых преступлений. К ним можно отнести: а) преобладание психических форм насилия над физическими, за исключением деяний сексуальных маньяков; б) более высокую долю преступлений, завершающихся на стадии покушения, в сравнении с иными тяжкими насильственными преступлениями; в) высокую латентность этого вида преступлений. Именно последняя из отмеченных особенностей преступлений сексуального характера заставила законодателя ужесточить уголовную ответственность за такие преступления в отношении несовершеннолетних (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ). В ст. 131, 132, 134 и 135 УК РФ был включен особо квалифицирующий признак «совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних», предусматривающий возможность назначения пожизненного лишения свободы. Также педофилию внесли в перечень оснований для применения принудительных мер медицинского характера. Эти меры в случае их неотвратимой реализации смогут изменить негативную тенденцию этого вида преступлений.

Особенности личности насильственного преступника

Совершение тяжких насильственных преступлений характерно для мужчин. Их доля в среднем составляет 88–92%.

Возрастная структура насильственных преступников зависит от характера и содержания посягательства. Так, не менее 65% убийств и причинения тяжкого вреда здоровью и хулиганства, до 80% изнасилований совершаются лицами в возрасте от 21 года до 40 лет. Лица моложе и старше указанных параметров пока не претендуют на лидерство.

Образовательный уровень насильственных преступников уступает уровню образования не только населения в целом, но и всего контингента лиц, совершающих преступления. В последнее время среди них стали появляться лица, которые не имеют даже начального школьного образования. Это явно негативная тенденция.

По социальному положению более 50% насильственных преступников являются рабочими, причем низкой квалификации. Среди них постоянно увеличивается доля лиц, не занимающихся социально полезной деятельностью при наличии к тому реальных возможностей. В настоящее время эта доля по разным социологическим данным достигла уже 15–18%.

В состоянии алкогольного или наркотического опьянения совершаются 80% убийств и причинения тяжкого вреда здоровью, 75% изнасилований, 70% хулиганских действий. Преступления в состоянии алкогольного опьянения, как правило, совершают лица в собственном, узком кругу в процессе распития спиртных напитков при выяснении характера и содержания отношений между собой. Значительную общественную опасность представляют лица, находящиеся в состоянии наркотического опьянения или наркотической «ломки». Для того чтобы добыть средства на «дозу», они нападают не только на родителей, иных родственников или приятелей, но и на незнакомых им людей.

Показатели рецидива по тяжким и особо тяжким насильственным преступлениям превышают уровень рецидива, характерный для преступности в целом. На долю ранее судимых лиц приходится более 30% убийств, причинения тяжкого вреда здоровью и изнасилований, около 25% хулиганских действий. Среди них неоднократно судимым является каждый второй рецидивист. Иногда количество судимостей у этих лиц приближается к десяти.

С увеличением числа судимостей уменьшается доля виновных в совершении однородных преступлений. Например, около 20% насильственных преступников, имеющих судимость, ранее привлекались к ответственности за совершение имущественных посягательств. Среди рецидивистов, совершающих изнасилования или хулиганство, существенную долю занимают лица, осужденные впервые в несовершеннолетнем и раннем молодежном возрасте. Социологические исследования выявили закономерность, заключающуюся в том, что с увеличением числа судимостей преступники переходят к совершению все более опасных преступлений, в том числе насильственного характера.

В группе совершаются около 15% убийств, 10% причинения тяжкого вреда здоровью, 50% изнасилований и более 30% хулиганских действий. Группы в основном состоят из двух-трех человек. Большой удельный вес групповых изнасилований и хулиганств совершается лицами в молодом возрасте (до 25 лет).

Примерно 50% насильственных преступников не состоят в брачных отношениях, у 10% лиц семейно-брачные отношения давно нарушены. Почти 70% из них проживали в отдельной квартире или отдельном доме, а остальные — в общежитии, коммунальной или так называемой съемной квартире.

Основными мотивами насильственных преступлений являются месть, ревность, хулиганские и корыстные побуждения, сексуальные побуждения.

Криминологическую картину насильственной преступности дополняет ее виктимологическая характеристика. В 13% таких преступлений вред причиняется в связи с преступными действиями жертвы (насильственными нападениями, хулиганством, кражами, мошенничеством), в 21% — с нарушением ею иных правовых норм (гражданских, административных), в 25% — с нарушением норм нравственности. По делам об изнасилованиях более 50% женщин провоцируют насилие аморальным, развязным или провоцирующим на интимные отношения поведением.

Исследования показывают, что более 70% жертв убийств и причинения тяжкого вреда здоровью, 20% жертв изнасилования, около 50% жертв хулиганства являлись членами семьи, родственниками или приятелями (подругами) преступников. Таким образом, тяжкая насильственная преступность в целом не утратила семейно-бытового характера, и тенденции ее развития следует оценивать резко отрицательно.

Современные факторы насильственной преступности

Причинами насильственных преступлений в общем виде являются противоречия в различных сферах жизнедеятельности, негативная социальнопсихологическая направленность личности, крупные недостатки в деятельности правоохранительных органов. Социально-психологическая направленность личности формируется через существующие либо постоянно демонстрируемые образцы антиобщественного поведения.

Условия существования индивидуума проявляются опосредствованно путем формирования у лица чувства социальной ущербности и неудовлетворенности своим социальным статусом.

Недостатки в деятельности правоохранительных органов также являются факторами, способствующими совершению насильственных преступлений. В частности, речь идет: а) о сокрытии фактов преступлений от регистрации; б) о непринятии законных мер по сообщениям о преступлениях; в) об отсутствии борьбы с преступлениями небольшой тяжести (истязаниями, угрозами убийством, причинением легкого вреда здоровью и т. п.), которые становятся питательной средой для совершения тяжких насильственных преступлений; г) о низком профессиональном уровне и нравственном состоянии работников правоохранительных и судебных органов.

О нравственном состоянии сотрудников милиции, прошедших переаттестацию, свидетельствуют факты жестокой расправы над подозреваемыми в служебном помещении, имевшие место в последнее время во многих регионах России, например в Санкт-Петербурге и Казани в 2012 г.

Меры предупреждения насильственных преступлений

Общие социальные меры должны играть важную роль в нейтрализации факторов, детерминирующих совершение насильственных преступлений. Особую значимость приобретают: 1) государственная поддержка социально незащищенных слоев населения (пенсионеров, матерейодиночек, лиц с ограниченными возможностями и т. д.); 2) разработка и реализация эффективной молодежной политики, в том числе в плане удовлетворения прав, интересов и потребностей молодежи в сферах общего и профессионального образования, культуры, быта, досуга и труда; 3) сокращение неквалифицированного ручного труда; 4) укрепление и развитие служб занятости населения; 5) создание стройной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; 6) решение жилищной проблемы; 7) развитие дифференцированных форм проведения досуга и т. д. Государству необходимо безотлагательно начать серьезную борьбу с бедностью. Известно, что в РФ децильный коэффициент (разрыв в доходах 10% бедных и 10% богатых граждан) составляет в среднем 15, а по отдельным регионам, например в Москве, — 41 раз. Между тем давно установлено, что бедное население, решающее задачи выживания, не может создавать эффективное и богатое государство.

В предупреждении насильственных преступлений главную роль играют правоохранительные органы, на которые государством возложена функция специального предупреждения преступлений. Среди них центральное и определяющее место занимают органы внутренних дел в лице сотрудников полиции.

Рост уличной преступности обусловливает необходимость проведения этими органами: 1) постоянного анализа состояния преступности в общественных местах; 2) своевременного изменения маршрутов патрулирования; 3) постоянного контроля за соблюдением графика патрулирования; 4) мер по обеспечению патрульных постов различной современной техникой; 5) привлечения к охране общественного порядка органов местного самоуправления и общественности.

Значительную роль в предупреждении насильственной преступности по месту жительства должны играть участковые оперуполномоченные полиции. Они обязаны знать оперативную обстановку на своем участке, владеть информацией о неблагополучных семьях и квартирах, противоборствующих группировках, в том числе и несовершеннолетних лиц, об участниках затянувшихся бытовых и досуговых конфликтов, о гражданах, склонных к совершению насильственных посягательств вообще и тяжких в частности, о местах концентрации антиобщественного элемента, возможных и типичных местах совершения насильственных преступлений. Эта информация должна накапливаться в паспорте на административный участок.

Подразделения лицензионно-разрешительной работы обязаны воспрепятствовать допуску к огнестрельному оружию, боеприпасам и взрывчатым веществам лиц, страдающих психическими расстройствами, ранее судимых лиц.

Особую роль приобретает виктимологическая профилактика, которой по-прежнему уделяется мало внимания. Эта работа должна осуществляться по трем направлениям. Во-первых, граждан следует информировать в плане недопущения возникновения криминальных ситуаций. Во-вторых, им следует разъяснять типичные случаи попадания в криминальные ситуации и давать рекомендации, направленные на избежание встреч с преступниками. В-третьих, население должно знать, какое поведение в криминальной ситуации обеспечивает возможность выхода из нее с минимальными физическими и материальными потерями.

be5.biz

Предупреждение преступлений органами вутренних дел

«РосФитинг» предлагает продукцию по ГОСТ 12821-01

Основные направления предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

Как уже отмечалось, составной частью государственной работы, связанной с предупреждением незаконного оборота наркотиков, является целенаправленная деятельность служб и подразделений органов внутренних дел путем проведения мероприятий, направленных на выявление, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, связанных с наркотиками, злоупотреблению ими; обеспечение оперативно-профилактического наблюдения за лицами, склонными к совершению таких правонарушений; осуществление контроля над процессом законного производства, хранения, транспортировки, реализации и использования наркотиков.

Общая профилактика органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, заключается в выявлении специфических криминогенных обстоятельств, способствующих вовлечению населения в немедицинский прием наркотических средств, и проведении мероприятий по прекращению или уменьшению влияния этих детерминант, по сокращению незаконного оборота наркотиков в целом.

Задача такой деятельности — формирование у населения устойчивого общественного мнения о неприятии наркотических средств и психотропных веществ, а выявление причин и условий, способствующих развитию спроса па наркотики и совершению связанных с их приемом преступлений, достигается специальным изучением, кропотливой аналитической работой, позволяющей выделить типичные криминологические детерминанты.

Такая деятельность правоохранительных и иных государственных органов и негосударственных структур обеспечивает информационную базу для последующих общепрофилактических мероприятий экономического, социального, воспитательного, правового, психолого-педагогического и собственно предупредительного характера.

Методами проведения органами внутренних дел общей профилактики преступлений и административных правонарушений являются:

  • всесторонний и глубокий анализ оперативной обстановки на обслуживаемой территории, объекте, в отрасли, по линиям работы; изучение тенденций и особенностей преступности (состояния, уровня, структуры и динамики), группировки ее по видам, месту, способу и времени совершения, похищенным предметам и объектам противоправного посягательства, а также по характеристикам лиц, их совершивших;
  • выявление в деятельности учреждений, предприятий, организаций причин и условий, способствующих правонарушениям; подготовка информации в заинтересованные органы, сообщений на предприятия, в учреждения и организации по вопросам борьбы с правонарушителями;
  • систематическое обследование расположенных на обследуемой территории объектов, мест концентрации значительного числа граждан, обращая особое внимание на те из них, где наиболее часто совершаются правонарушения. Эти два направления связаны с проведением комплексных и целевых операций, рейдов;
  • правовое разъяснение и воспитание.
  • Наряду с этим органы внутренних дел в пределах установленной компетенции самостоятельно и во взаимных контактах принимают непосредственное участие в реализации следующих мер:

  • выявляют, предупреждают и пресекают деятельность международных центров наркобизнеса, осуществляющих операции по незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ на территорию России, а также деятельность российских преступных сообществ, занимающихся незаконным оборотом наркотиков на территорию РФ, в том числе поддерживающих связи с подобными зарубежными организациями;
  • устанавливают и отслеживают канаты контрабанды наркотических средств, ликвидируют их;
  • выясняют связи российских преступных сообществ с наркоцентрами, действующими в странах ближнего и дальнего зарубежья, с представителями органов государственной власти и управления РФ;
  • пресекают попытки «отмывания» денег, полученных в результате незаконного оборота наркотиков;
  • принимают участие в разработке и реализации государственной программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также оказывают содействие и практическую помощь в реализации международных программ по борьбе с наркобизнесом;
  • проводят активные мероприятия против преступников из иностранных государств на каналах незаконного оборота наркотиков;
  • обеспечивают собственную безопасность подразделений, решающих задачи борьбы с незаконным оборотом наркотиков, путем противодействия попыткам проникновения в оперативный и кадровый аппарат правоохранительных структур.
  • Механизм организации работы органов внутренних дел по общему предупреждению преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, заключается в: представлении информации в органы государственной власти, различные ведомства, общественные организации; обследованиях, проверках, рейдах и других массовых мероприятиях по устранению негативных явлений в сфере экономики, культуры и быта; правовоспитательной работе; в совместном участии с другими структурами правоохранительных органов, научных и культурно-воспитательных учреждений; применении правовых форм воздействия на лиц, попустительствующих преступлениям, устранении причин и условий, способствующих преступлениям; правовоспитательном воздействии средств массовой информации и в первую очередь специальных передач телевидения «Человек и закон», «Криминальная хроника», «Телохранитель» и др.

    В соответствии с требованиями Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 годы» на территории Российской Федерации в 54 регионах разработана и реализуется республиканская (областная) целевая программа, которая утверждена постановлениями правительств республик и областей.

    В рамках указанных программ сотрудники органов внутренних дел, как и другие представители правоохранительных органов, участвуют в работе республиканских (областных) комиссий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Постоянно вносятся предложения в органы законодательной и исполнительной власти по устранению причин и условий, способствующих наркомании и токсикомании в среде несовершеннолетних, в том числе о расширении сети медико-психологических и реабилитационных центров анонимного тестирования несовершеннолетних на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ и оказания им наркологической помощи.

    Кроме того, с целью комплексного использования сил и средств, участвующих в противодействии распространению наркотиков и наркомании, обеспечиваются преемственность в работе и надлежащее взаимодействие всех субъектов антинаркотической деятельности, осуществляются доработка и внедрение межведомственных планов, которые развивают мероприятия федеральной, региональных и муниципальных программ.

    Сотрудниками органов внутренних дел совместно с подразделениями ФСКН России в 2008 г. разработаны и реализованы планы работы по противодействию незаконному обороту наркотиков в проблемных регионах. Проводятся регулярные совещания с участием представителей ФСБ России, УИН Минюста России, Пограничной службы, ФСКН России, ФТС России. На данных совещаниях рассматриваются вопросы обмена имеющейся оперативной информацией и организации взаимодействия при проведении комплекса совместных мероприятий в отношении организованных групп и преступных сообществ, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков.

    К противодействию вовлечению в потребление наркотиков граждан могут привлекаться общественные и религиозные организации, средства массовой информации. В частности, совместно с региональным представительством Управления ООН по наркотикам и преступности в России и Белоруссии сотрудниками органов внутренних дел проведен ряд антинаркотических акций «Подумай о себе, выбери здоровье».

    Во взаимодействии с Неправительственным советом национальной безопасности России приняло участие в организации и проведение акций «Москва, Подмосковье и Владимирская область против наркотиков», в рамках которых в школах и других учебных заведениях было проведено более 60 «Открытых уроков против наркотиков».

    В Тамбовской области к проведению оперативно-профилактической операции «Мак» была приурочена акция «Журналисты против наркотиков». Активно в решении задачи противостояния бездуховности и наркомании участвуют не только многотиражные издания области, но и районные газеты.

    В Калужской области в средствах массовой информации организованы свыше 50 публикаций на антинаркотическую тему, проведено около 340 выступлений в учебных заведениях.

    В Республике Карелия значительное внимание сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних уделяют профилактической работе в образовательных учреждениях. Например, только в течение первого полугодия 2007 г. в школах ими было проведено 620 выступлений на правовую тематику, в том числе посвященных воспитанию отрицательного отношения к потреблению наркотических и психотропных веществ.

    На территории Читинской области в апреле 2007 г. с целью предотвращения преступлений и правонарушений несовершеннолетних, правового и нравственного воспитания подростков и молодежи, разъяснительной работы с несовершеннолетними о вреде потребления наркотических средств, психотропных веществ и алкогольных напитков, ответственности за участие в их незаконном обороте в учебных заведениях состоялся традиционный месячник правовых знаний, в ходе которого в 600 школах проведено более 4600 лекций и бесед, которыми охвачено более 85 тыс. несовершеннолетних и 12 тыс. родителей.

    Сотрудники УВД по Читинской области приняли активное участие в расширенном заседании областного социально-психологического совета по вопросу «Анализ мониторинга наркоситуации в образовательных учреждениях Читинской области» и 2-й межрегиональной научно-практической конференции «Роль государства и общества в усилении борьбы с пьянством, алкоголизмом и наркоманией».

    Во взаимодействии заинтересованных учреждений и ведомств в целях профилактики наркомании, активизации профилактической работы с детьми в летний период, предупреждения и выявления фактов употребления наркотиков в детских оздоровительных лагерях, популяризации здорового образа жизни и формирования негативного отношения подростков к наркотикам в летний период проведена единая антинаркотическая акция «Летний лагерь — территория здоровья».

    Органами внутренних дел совместно с представителями Русской Православной церкви организуются и проводятся встречи по проблемам влияния духовной сферы на противодействие злоупотреблению наркотиками в молодежной среде и уровень подростковой наркопреступности.

    УВД по Оренбургской области совместно с УФСКН, областными министерствами образования, здравоохранения и Комитетом по делам молодежи проведены следующие мероприятия:

    • молодежная антинаркотическая акция «Энергия полной жизни», организованная в клубах «DARK-SIDE» и «Забой» г. Оренбурга;
    • профилактический автопроезд по улицам г. Оренбурга «Будь здоров — живи здорово!»;
    • областная акция «Дыши легко!» (проведена совместно с Оренбургской региональной общественной организацией «Молодежь против наркотиков»);
    • профилактическая акция «Молодость! Спорт! Семья! Здоровье!» (проведена в муниципальных образованиях области).
    • В целях развития научной и методической базы по вопросам профилактики наркомании правоохранительными органами области совместно с Министерством здравоохранения Оренбургской области проведена областная олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни. В олимпиаде приняли участие около 50 конкурсных работ, предоставленных преподавателями и студентами различных вузов области, а также врачами областного наркологического диспансера.

      Следует отметить, что аналогичная работа органов внутренних дел по профилактике наркомании ведется в большинстве регионов России. Такой подход вместе с другими мероприятиями дает наглядный результат, выражающийся в снижении наркотизации населения ряда субъектов Российской Федерации и, как следствие, в сокращении количества смертельных случаев среди лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.

      Так, комплексное эффективное применение указанных мер привело к существенному снижению уровня смертности от передозировки наркотиков в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Иркутской, Калининградской, Орловской, Псковской и Читинской областях.

      Особенно следует отметить такой неблагополучный в плане наркоситуации субъект Российской Федерации, как Кемеровская область. В указанном регионе наибольшая доля наркорынка традиционно приходится на героин и опий, имеется многочисленная цыганская диаспора, представители которой занимаются мелкооптовым и розничным сбытом опиатов центральноазиатского происхождения. Тем не менее, в 2006 г. количество погибших, причиной смерти которых стало потребление наркотиков, по сравнению с 2005 г. сократилось на 64% (с 636 до 228).

      Очевидно, что общая профилактическая деятельность органов внутренних дел приобрела в последнее время определенные четкие формы и методы. Заслуживают внимания проверки соблюдения установленных правил хранения, учета, перевозки, расходования наркотических средств в лечебных учреждениях. В целях выявления источников и перекрытия каналов нелегального поступления наркотиков ежегодно проводится комплексная операция «Допинг» по проверке аптек, химфармпредприятий, складов, других мест производства, хранения и реализации лекарственных препаратов, содержащих наркотики. В ходе таких проверок удается установить наиболее типичные нарушения, выявить должностных лиц, не выполняющих или нарушающих свои обязанности, предусмотреть принятие к ним дисциплинарных, а в необходимых случаях — административных и уголовно-правовых мер.

      Операция «Допинг» направлена на перекрытие каналов поступления в незаконный оборот наркотикосодержащих лекарственных препаратов, прекурсоров, синтетических наркотиков, изготовленных кустарно или в подпольных лабораториях; на выявление фактов хищений наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации, совершенных лицами, имеющими к ним доступ по роду служебной деятельности, а также подделки медицинских рецептов и других документов на получение наркотических средств лицами, к этому не причастными. Для более эффективного проведения данной операции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принимаются соответствующие меры к оборудованию охранно-пожарной сигнализацией мест изготовления, хранения и реализации наркотиков, обеспечению охраны в период их транспортировки.

      При проведении таких проверок сотрудникам органов внутренних дел необходимо выяснять: как хранятся бланки рецептов на наркотические средства, соблюдаются ли требования медицинскими сестрами, врачами, обслуживающими учебные заведения, работающими в поликлиниках, амбулаториях и больницах, по выдаче лекарств, вызывающих наркотическую зависимость. Путем индивидуального общения с медицинскими работниками сотрудники уголовного розыска, сотрудники но делам несовершеннолетних, участковые инспекторы милиции должны устанавливать подростков, проявляющих повышенный интерес к лекарствам, обладающим наркотическими свойствами, так как работники этих учреждений могут вступать в преступные сделки с наркоманами, похищать, например, ампулы морфина и промедола, порошок омнопона. В некоторых регионах почти треть выявленных наркоманов доставали наркотики и их составные компоненты в больницах и аптеках.

      В предупредительной работе органов внутренних дел ежегодно организуется и проводится оперативно-профилактическая операция «Подросток — Игла» во взаимодействии с органами управления образованием, образовательными учреждениями и ФСКН России.

      Во время проведения рейдов по местам скопления подростков и молодежи, в ходе обследования жилого сектора, подвалов, лестничных тупиков устанавливаются факты приготовления, хранения и сбыта наркотиков, удается установить притоны для употребления наркотиков, лиц, предоставляющих жилые помещения для сбора подростков, страдающих наркотической зависимостью. При установлении противоправной деятельности лиц, занимающихся выращиванием наркотикосодержащих растений, скупкой и перепродажей наркотического сырья, вовлекающих несовершеннолетних в изготовление или потребление наркотиков, принимаются меры к устранению причин и условий, способствующих распространению наркотических средств 1 Например, в 2006 г. в проведении операции приняло участие более 78 тыс. сотрудников милиции, около 12 тыс. представителей органов образования и здравоохранения. В ходе проведенных мероприятий в органы внутренних дел доставлено более 29 тыс. несовершеннолетних. К административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, привлечено более 8 тыс. подростков, к уголовной ответственности за наркопреступления — 77 несовершеннолетних. В наркологических медицинских учреждениях обследовано более 5 тыс. подростков, из которых 289 признаны нуждающимися в лечении. За совершение преступлений, предусмотренных ст. 150 и 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ либо в преступную деятельность), уголовному преследованию в 2007 г. подверглись 160 лиц. .

      МВД России совместно с сотрудниками УФСКН России, ФТС России, УФСБ России в соответствии с совместными приказами также проводятся такие межведомственные оперативно-профилактические мероприятия, как «Мак», «Канал», «Синтез», «Прекурсор». Так, например, комплексная профилактическая операция «Мак» («Конопля») проводится в период созревания наркотикосодержащих растений и наиболее интенсивного периода их заготовки. К участию в операции привлекаются все службы и подразделения органов внутренних дел, которые выявляют незаконные посевы наркотикосодержащих растений, уничтожают их, блокируют доступ заготовителей, выявляют сбытчиков и перевозчиков и др.

      Мероприятия по перекрытию каналов (в том числе международных) поступления наркотиков в Россию осуществляются в рамках операции под названием «Канал». Данная операция реализуется совместно с органами Федеральной службы безопасности, пограничной и таможенной службами России 2 В плане пресечения контрабанды наркотиков существенно возрастает роль таможен центрального подчинения, в г. Москве, например, Внуковской, Домодедовской и Шереметьевской. Особо пристального внимания заслуживает Шереметьевская таможня, где обычно задерживается наркотиков в 2 раза больше, чем в Домодедовской, и в 7.6 раза больше, чем во Внуковской. В то же время пограничный и таможенный досмотр багажа авиапассажиров и грузов, особенно чартерных, в системе пограничного и таможенного контроля является еще недостаточно эффективным. Трудности в его быстром, всеобъемлющем и надежном обеспечении в значительной степени объясняются недостаточным оборудованием существующих пунктов пропуска, их ограниченными возможностями и отсутствием современной аппаратуры, способной обнаруживать наркотические вещества в потоках багажа и грузов, без их вскрытия. .

      В рамках осуществления взаимодействия МВД России и ФСКН России по выявлению и пресечению наркопреступлений в настоящее время реализуется комплекс совместных мероприятий по профилактике и пресечению преступлений, связанных с незаконным перемещением наркотиков через Государственную границу Российской Федерации 3 В 2003 г. правоохранительными органами пресечено 793 факта наркоконтрабанды, в 2004 г. — 956 таких преступлений, в 2005 г. — 1167, в 2006 г. — 1392, а только за январь — сентябрь 2007 г. — 967. .

      На протяжении ряда лет мировым правоохранительным сообществом отмечается тенденция использования наркогруппировками каналов почтовой связи для организации контрабандных поставок наркотиков. По данным Интерпола, в мире ежегодно из почтовых отправлений изымается свыше тонны наркотических средств и психотропных веществ. МВД во взаимодействии с ФТС и ФСБ России, а также зарубежными правоохранительными органами проводится целенаправленная работа по перекрытию каналов контрабанды наркотиков с сокрытием в почтовых отправлениях.

      За последние полтора года МВД России выступило инициатором проведения более 20 международных контролируемых поставок наркотиков, следующих по каналам международной почтовой связи.

      Важнейшим фактором, влияющим на состояние оперативной обстановки, связанной с контрабандой наркотиков, в предстоящий период, по мнению экспертов Министерства внутренних дел, будет борьба международных преступных групп за рынки сбыта на территории России:

    • международные криминальные структуры из Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии в поисках новых источников прибыли будут предпринимать активные попытки проникновения на территорию России, где перспективы формирования рынка наркотиков имеют более выгодные условия по сравнению с традиционно сложившимися европейскими рынками;
    • преступные группы, связанные с производством наркотиков в сопредельных странах, учитывая, что традиционные наркорынки, в первую очередь в странах Европы, уже сформированы и разделены, будут блокированы в территориальном пространстве бывшего СССР, где главным рынком потребления будет являться территория России.
    • Для наиболее эффективного взаимодействия правоохранительных органов необходимо определить основные направления совместной деятельности таможенных органов, органов ФСКН России, внутренних дел и органов пограничной службы, ФСБ России по предупреждению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, которыми являются: анализ, обобщение, систематизация информации о причинах преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ; выявление факторов, способствующих возникновению и развитию данной криминальной деятельности; подготовка и направление в адрес высших органной власти, а также субъектов Федерации информации о выявленных причинах, обусловливающих контрабанду, тенденции ее развития, а также предложения о наиболее эффективных путях борьбы с контрабандой.

      Организационные меры в деятельности по предупреждению незаконного оборота наркотиков должны быть направлены на то, чтобы осуществить оценку: масштабов потребления в России наркотиков без назначения врача; уровня латентности незаконного оборота наркотиков и связанной с наркоманией преступности; материальных потерь от распространения наркомании — медицинских затрат на лечение больных наркоманией (реабилитационные меры, содержание обслуживающего персонала и т.д.); а также затрат на процессуальную деятельность правоохранительных органов.

      Основными целями индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, являются принятие сотрудниками органов внутренних дел всех возможных мер, которые заставили бы профилактируемых лиц отказаться от немедицинского приема наркотиков, от совершения замышляемых, планируемых, подготавливаемых преступлений. Для достижения поставленных целей работник органов внутренних дел применяет весь арсенал имеющихся в его распоряжении сил, средств, приемов, использует гласный и негласный методы 4 Галахов С.С.. Драган Г.Н., Кондратюк Л.В. Роль органов внутренних дел в системе профилактики наркомании и предупрежден я правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (особенности работы с несовершеннолетними): Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2004. .

      В целом такая деятельность органов внутренних дел реализуется в следующих направлениях.

      1. Индивидуальная профилактика незаконного предложения. Осуществляется в отношении лиц, склонных к совершению незаконных действий с наркотиками.

      2. Индивидуальная профилактика по сокращению спроса на наркотики (злоупотребления наркотическими средствами). Осуществляется в отношении лиц, злоупотребляющих наркотиками, и групп риска путем проведения воспитательных, правовых, медицинских и прочих мероприятий, побуждающих их к отказу от употребления наркотиков, возвращению к здоровому образу жизни.

      3. Индивидуальная (ранняя) профилактика по выявлению лиц, злоупотребляющих наркотиками и входящих в группы повышенного риска. Осуществляется в процессе повседневной работы оперативно- служебной деятельности сотрудниками ОВД (профилактической, оперативно-розыскной, следственной, административной) и направлена в первую очередь на лиц, ранее судимых, социально неустроенных, с отягченной наследственностью, страдающих психическими заболеваниями, работающих в сети аптек и химфармпредприятий, несовершеннолетних из неблагополучных семей и др.

      4. Индивидуальная профилактика по содействию процессу лечения лиц, страдающих наркотической зависимостью. Осуществляется, как правило, совместно с медицинскими учреждениями.

      5. Индивидуальная профилактика по содействию процессу реабилитации лиц, склонных к употреблению наркотиков. В частности, оказание помощи в обеспечении полной изоляции лица от дальнейшего общения с привычным кругом граждан, неформальной группой потребителей наркотиков.

      6. Индивидуальная профилактика по устранению обстоятельств (детерминант), которые привели к употреблению наркотиков. Осуществляется путем установления жесткого контроля за поведением лица в семье, быту, месте работы, учебы, сфере досуга, с помощью психологов, родственников, положительных друзей, волонтеров.

      7. Индивидуальная профилактика как осуществление наблюдения за поведением и образом жизни лиц, злоупотребляющих наркотиками. Осуществляется сотрудниками органов внутренних дел постоянно с использованием как гласных, так и негласных методов сбора информации о наблюдаемом лице.

      В орбиту индивидуально-профилактического воздействия органов внутренних дел попадают следующие категории граждан:

    • освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом;
    • осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
    • освобожденные от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям;
    • допускающие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений;
    • хронические алкоголики и лица, больные наркоманией, а также допускающие употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
    • психически больные лица, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящие на учете в учреждениях здравоохранения;
    • несовершеннолетние правонарушителями, состоящие на учете в подразделениях по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
    • Для осуществления всех форм успешной индивидуальной профилактики сотрудники милиции ведут поиск лиц, склонных к совершению наркопреступлений и употребляющих наркопрепараты без назначения врача, среди лиц ранее судимых, маргинальных слоев населения, проституток, этнических диаспор (группировок), занимающихся торговлей на рынках, водителей автотранспорта, часто выезжающих в другие регионы, проводников на железнодорожном транспорте, медицинских работников, служащих химфармпредприятий и др.

      Непосредственное воздействие на таких лиц может быть как зашифрованным, так и прямым. Так, например, проверяемый посещается по месту жительства, работы, учебы, проведения досуга.

      В ходе бесед с ним выясняются его настроения, аланы, связи, доводится правовая информация, оказывается воздействие на него через родственников, друзей, коллег по работе, соседей и т.д. Методы убеждения и воспитания профилактируемых лиц должны сочетаться с методами медицинского, правового и социального воздействия.

      Способы такой работы различны, например:

    • регулярные встречи и беседы с различными группами населения специалистов, осуществляющих противодействие распространению наркотиков, борьбу с этим социальным злом, обеспечивающих лечение наркоманов;
    • специализированные теле- и радиопрограммы, рубрики, выступления в средствах массовой информации о вреде незаконного оборота и употребления наркотических средств;
    • распространение разнообразных предметов агитационного характера (буклетов, листовок и т.п.);
    • проведение направленной предупредительной работы с отдельными категориями граждан, находящимися в «зоне риска» (несовершеннолетними и молодежью, маргиналами и др.);
    • обеспечение согласованных усилий субъектов, на которых возложена обязанность противодействовать незаконному обороту наркотиков и бороться с наркопреступностью;
    • устранение источников и сырьевых возможностей для незаконного изготовления и распространения наркотических средств и их прекурсоров.
    • Уровень осведомленности сотрудников органов внутренних дел о правонарушителях во многом зависит от личного контакта и взаимодействия с администрацией предприятий, жилищных организаций, учебных заведений, культурно-зрелищных учреждений, активом общественности. Выявлению таких лиц способствует внутренняя информация (учеты, жалобы и заявления, материалы об административных правонарушениях и т.п.). Кроме того, эффективной формой выявления таких лиц, особенно в условиях городов, транспортных узлов, является проведение комплексных специализированных операций и рейдов, осуществления личного сыска, обмен информацией между органами внутренних дел.

      Потребность в информации, характеризующей правонарушителей, возникает в процессе профилактического воздействия на них. При этом проводятся сбор, систематизация и глубокое, всестороннее изучение индивидуальных особенностей личности правонарушителей и условий их жизнедеятельности. Изучение таких лиц ведется непрерывно, начиная с того времени, когда о них стало известно работникам милиции, и до прекращения профилактического воздействия. На первоначальном этапе изучение правонарушителей преследует цель дать объективную оценку их возможного поведения в будущем, т.е. имеет прогностическое значение. Соответственно, основное внимание в этот период следует уделять получению данных, характеризующих негативные нравственные свойства личности, неблагоприятную обстановку в семье, трудовом коллективе, в других сферах.

      В дальнейшем должны проводиться углубленное изучение личности правонарушителя, его поведения, условий жизнедеятельности в прошлом и настоящем, проверка, уточнение и дополнение ранее полученных сведений. Намеченная программа исправления правонарушителя должна стать действительно комплексной, основанной на максимальном учете позитивных и негативных свойств и психологических качеств личности, условий ее жизнедеятельности, положительных и отрицательных влияний, особенностей действия криминогенных факторов в сложившейся ситуации.

      Для этого работники милиции проводят беседы с правонарушителем, членами его семьи, родственниками, соседями, внештатными сотрудниками милиции и другими лицами, а также представителями общественности по месту жительства и работы, администрации предприятия, жилищных органов, знающих его. Изучению подвергаются приговор суда, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении по не реабилитируют им обстоятельствам, об административных и иных правонарушениях, а также другие документы в отношении данного правонарушения. В отношении судимых при необходимости запрашиваются сведения из мест лишения свободы, других учреждений и организаций, характеристики и справки с места работы и жительства.

      В пределах своей компетенции, на основаниях и в порядке, предусмотренных законом, сотрудники милиции непосредственно принимают административно-правовые меры принуждения, играющие определенную роль в предупреждении преступлений. Карающая функция этих мер сама по себе имеет определенное воспитательно-профилактическое значение. Принуждение должно сопровождаться обоснованием его справедливости, разъяснением того, что оно является естественным последствием содеянного.

      Таким образом, индивидуальная профилактическая работа продолжается до исправления профилактируемого, прекращения с его стороны нарушений общественного порядка, отказа от преступных намерений, что должно быть подтверждено объективными данными, положительно характеризующими его повеление. Основания и порядок снятия профилактируемого с соответствующих учетов регламентируются нормативными актами МВД России.

      Проведение профилактических мероприятий продолжается до полной уверенности в том, что лица, подготавливающие преступления, окончательно отказались от их совершения, что должно быть подтверждено совокупностью достоверно установленных данных. Если профилактируемые лица не отказываются от своих преступных намерений и продолжают подготовку к их реализации, а в содеянном содержится состав преступления, то в установленном законом порядке решается вопрос о привлечении таких лиц к уголовной ответственности.

      Последовательная государственная политика по формированию единой системы профилактики правонарушений уже проводится в течение трех последних лет. Данная тема была предметом обсуждения на Государственном Совете Российской Федерации, где были сформулированы основные приоритеты в укреплении правопорядка, профилактики преступлений. Проблема профилактики преступлений и административных правонарушений в целом, а также связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ сегодня решается властью совместно с органами внутренних дел, а не как ранее — милицией в одиночку.

      Подтверждением результатов такой работы явилось первое заседание Правительственной комиссии по профилактике правонарушений в июле 2008 г., которое проходило с участием руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации 5 Комиссия была создана постановлением Правительства РФ от 28 марта 200S г. №216. Указом Президента РФ ее председателем был назначен глава МВД России Р.Г. Нургалиев. . Созданная Комиссия стала организатором работы по апробации новых методов и современных технологий в обеспечении правопорядка, профилактике преступлений и правонарушений, а также координатором деятельности органов исполнительной власти на местах, хозяйствующих субъектов и общественных объединений в данной сфере.

      Кроме того, в МВД России образован оперативный штаб по координации деятельности в сфере профилактики, который работает ежемесячно. Министерство внутренних дел разработало проект целевой программы профилактики с объемом финансирования более 35 млрд. рублей. Сегодня в субъектах Российской Федерации, городах, районах и муниципальных поселениях сформированы и осуществляют работу межведомственные комиссии по профилактике правонарушений. Приняты и реализуются многоуровневые региональные программы профилактики, которые получили ресурсное сопровождение. Денежные средства направлены на реализацию мер по улучшению социального положения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их адаптации и трудоустройства, по противодействию алкоголизму и наркомании, детскому неблагополучию — на спортивную работу.

      В целом вопросы общей и индивидуальной профилактики злоупотребления наркотиками, их немедицинского потребления, правонарушений, связанных с ними, должны составлять единую стратегию проводимой антинаркотической политики государства в целом.

      Профилактическая деятельность органов внутренних дел осуществляется специальными средствами и методами и требует постоянного своевременного правового, организационного и тактического совершенствования специальной профилактики.

      Однако при оценке организации и результатов борьбы с организованной наркопреступностью, следует признать, что органы внутренних дел имели в работе некоторые недостатки 6 Указанные недостатки были отмечены при проверке выполнения МВД России федеральных законов и решений Президента РФ в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, проведенной Контрольным управлением Президента РФ в августе — ноябре 2007 г. , например: проблемы межведомственной координации подразделений МВД России и ФСКН России; проблемы координации ФСКН России, МВД России, ФСБ России, ФТС России и Генеральной прокуратуры РФ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков; не отвечающий современным требованиям уровень организации совместной работы следственных органов и оперативных подразделений при расследовании уголовных дел по наркопреступлениям, совершенным организованными преступными группами.

      Решение каждой из этих задач и ликвидация существующих недостатков требуют работы государственных органов России и органов внутренних дел по нескольким направлениям:

    • активизации оперативно-розыскных мероприятий подразделений по борьбе с организованной преступностью по выявлению организованных преступных групп, занимающихся целевым распространением наркотиков, в частности, в подростковой среде;
    • обеспечения мероприятий по перекрытию каналов распространения наркотиков в местах массового досуга подростков и молодежи;
    • систематического проведения оперативно-профилактических мероприятий в отношении лиц, ранее привлекавшихся к ответственности за вовлечение несовершеннолетних в незаконные действия с наркотиками, склонение к их потреблению;
    • активизации усилий по выявлению и ликвидации притонов для потребления наркотиков;
    • лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;
    • обеспечения контроля за производством и распределением наркотиков;
    • обеспечения решения вопросов международного сотрудничества в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    isfic.info