Полезные статьи

Виды и ставки налогов в россии

Оглавление:

Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды)

Баланс бухгалтерский — важнейший документ бухгалтерской отчетности организации. Рассмотрим, что он собой представляет и по каким правилам следует его заполнять.

Бухгалтерский баланс — что это такое?

Баланс бухгалтерский — это табличный вариант отражения финансовых показателей организации на определенную дату. В самом широко распространенном в РФ виде баланс бухгалтерский состоит из двух равных по сумме частей, в одной из которых показано то, что имеет организация, в денежном выражении (актив баланса), а в другой — за счет каких источников это приобретено (пассив баланса). В основе данного равенства лежит отражение имущества и обязательств способом двойной записи на счетах бухучета.

Баланс бухгалтерский, составленный на определенную дату, позволяет оценивать текущее финансовое состояние организации, а сопоставление данных бухгалтерского баланса, составленного на разные даты, — проследить изменение ее финансового состояния во времени. Бухгалтерский баланс является одним из основных документов, служащих источником данных для проведения экономического анализа деятельности предприятия.

Возникли сложности с балансом? На нашем форуме можно проконсультироваться по любому вопросу. Например, тут можно посмотреть, нужна ли пояснительная записка к бухгалтерской отчетности небольшого предприятия: https://forum.nalog-nalog.ru/obyazatelnaya-periodicheskaya-otchetnost/poyasnitel-naya-zapiska-k-buhgalterskomu-balansu-2018-obrazec/poyasnitel-naya-zapiska-k-buhgalterskomu-balansu-2018-obrazec

Классификация бухгалтерских балансов

Видов бухгалтерского баланса очень много. Их разнообразие определяется самыми разными причинами: характером данных, на основе которых формируется баланс, временем его составления, назначением, способом отражения данных и рядом других факторов.

По способу отражения данных бухгалтерский баланс может быть:

  • статическим (сальдовым) — составленным на определенную дату;
  • динамическим (оборотным) — составленным по оборотам за определенный период.
  • По отношению к моменту составления различают балансы:

  • вступительный — на начало деятельности;
  • текущий — составляемый на отчетную дату;
  • ликвидационный — при ликвидации организации;
  • санируемый — при оздоровлении организации, приближающейся к банкротству;
  • разделительный — при разделении организации на несколько фирм;
  • объединительный — при объединении организаций в одну.
  • По объему данных по организациям, отражаемых в балансе, выделяют балансы:

  • единичный — по одной организации;
  • сводный — по сумме данных нескольких организаций;
  • консолидированный — по нескольким взаимосвязанным организациям, внутренние обороты между которыми при составлении отчетности исключают.
  • По назначению бухгалтерский баланс может быть:

  • пробным (предварительным);
  • окончательным;
  • прогнозным;
  • отчетным.
  • В зависимости от характера исходных данных бывает баланс:

  • инвентарный (составленный по результатам инвентаризации);
  • книжный (составленный только по учетным данным);
  • генеральный (составленный по учетным данным, учитывающим результаты проведенной инвентаризации).
  • По способу отражения данных:

  • брутто — с включением данных регулирующих статей (амортизация, резервы, наценка);
  • нетто — с исключением данных регулирующих статей.
  • Бухгалтерские балансы могут различаться в зависимости от организационно-правовой формы компании (балансы государственных, общественных, совместных, частных организаций) и от вида ее деятельности (основная, вспомогательная).

    По периодичности балансы делят на месячные, квартальные, годовые. Они могут иметь как полную, так и сокращенную форму.

    Таблица бухгалтерского баланса может быть 2 видов:

  • горизонтального — когда валюта баланса определяется как сумма его активов, а сумма активов равна сумме капитала и обязательств;
  • вертикального — когда валюта баланса равна величине чистых активов организации (т.е. величине капитала), а чистые активы, в свою очередь, равны активам предприятия за вычетом его обязательств.
  • Для внутренних целей организация сама вправе выбирать периодичность, способы и методы составления баланса. Отчетность, представляемая в ИФНС, должна иметь определенную форму с сопоставимыми данными на даты, указанные в балансе.

    О том, как составить бухгалтерский баланс малому предприятию, читайте в статье «Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)».

    Структура бухгалтерского баланса предприятия

    Используемая для официальной отчетности в РФ форма бухгалтерского баланса представляет собой таблицу, разделенную на две части: актив и пассив баланса. Итоговые суммы актива и пассива баланса должны быть равны.

    Актив баланса — это отражение того имущества и обязательств, которые находятся под контролем предприятия, используются в его финансово-хозяйственной деятельности и могут принести ему выгоду в будущем. Актив делят на 2 раздела:

    • внеоборотные активы (в данном разделе отражено имущество, используемое организацией в течение длительного времени, стоимость которого, как правило, учитывают в финансовом результате по частям);
    • оборотные активы, данные по наличию которых находятся в постоянной динамике, учет их стоимости в финансовом результате, как правило, осуществляется разово.
    • Пассив баланса характеризует источники тех средств, за счет которых сформирован актив баланса. Он состоит из трех разделов:

    • капитал и резервы, где отражаются собственные средства организации (ее чистые активы);
    • долгосрочные обязательства, которые характеризуют задолженность предприятия, существующую в течение длительного времени;
    • краткосрочные обязательства, показывающие активно меняющуюся часть задолженности организации.
    • О том, какие проводки используют, отражая в бухучете собственный капитал, читайте в статье «Порядок учета собственного капитала организации (нюансы)».

      Содержание разделов бухгалтерского баланса

      Выделение разделов в структуре бухгалтерского баланса обусловлено главным образом временным фактором.

      Так, актив баланса разделен на 2 раздела в зависимости от времени использования активов в деятельности организации:

    • внеоборотные активы используют более 12 месяцев;
    • оборотные активы содержат данные по показателям, которые в течение ближайших 12 месяцев будут в существенной степени изменены.
    • При выделении разделов в пассиве баланса, помимо временного фактора, играет роль принадлежность средств, за счет которых формируется актив баланса (собственный капитал или привлеченные средства). С учетом этих 2 факторов пассив сформирован из 3 разделов:

    • капитал и резервы, где собственные средства организации разделены на практически постоянную часть (уставный капитал) и переменную, зависящую как от принятой учетной политики (переоценка, резервный капитал), так и от ежемесячно меняющегося финансового результата деятельности;
    • долгосрочные обязательства — кредиторская задолженность, которая будет существовать в течение более 12 месяцев после даты составления отчетности;
    • краткосрочные обязательства — кредиторская задолженность, значительные изменения в которой произойдут в течение ближайших 12 месяцев.
    • Об отражении в балансе переоценки подробнее читайте в материале «Переоценка внеоборотных активов в балансе — это. ».

      Понятие и значение статей бухгалтерского баланса

      Разделы баланса детализируются путем их разбивки на статьи. Рекомендованную для представления в ИФНС детализацию по статьям содержат бланки бухгалтерского баланса, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в редакции от 06.04.2015) в 2 вариантах:

    • полном (приложение 1);
    • сокращенном (приложение 5).
    • Сокращенная (упрощенная) форма бухгалтерского баланса допускает объединение его статей с целью получения укрупненных показателей и упрощения отчетности. Однако ее применение доступно только лицам, имеющим право на ведение упрощенного бухучета (СМП, НКО, участникам проекта «Сколково»).

      Разбивка разделов на статьи обусловлена необходимостью выделять основные виды имущества и обязательств, которые формируют соответствующие разделы бухгалтерского баланса.

      Рекомендованная Минфином России форма полного бухгалтерского баланса предполагает следующую разбивку разделов по статьям:

    • внеоборотные активы:
      • нематериальные активы;
      • результаты исследований и разработок;
      • нематериальные поисковые активы;
      • материальные поисковые активы;
      • основные средства;
      • доходные вложения в материальные ценности;
      • финансовые вложения;
      • отложенные налоговые активы;
      • прочие внеоборотные активы;
      • оборотные активы:
        • запасы;
        • НДС по приобретенным ценностям;
        • дебиторская задолженность;
        • финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов);
        • денежные средства и денежные эквиваленты;
        • прочие оборотные активы;
        • капитал и резервы:
          • уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей);
          • собственные акции, выкупленные у акционеров;
          • переоценка внеоборотных активов;
          • добавочный капитал (без переоценки);
          • резервный капитал;
          • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
          • О том, по какой строке отражается валовая прибыль в балансе, узнайте здесь.

          • долгосрочные обязательства:
            • отложенные налоговые обязательства;
            • оценочные обязательства;
            • прочие обязательства;
            • краткосрочные обязательства:
              • заемные средства;
              • кредиторская задолженность;
              • доходы будущих периодов;
              • прочие обязательства.
              • При составлении баланса организация может использовать рекомендованную Минфином России детализацию по статьям. При этом у нее есть право применять собственную разработку этой разбивки, если она считает, что это приведет к большей достоверности отчетности. Кроме того, при отсутствии данных для заполнения соответствующих статей фирма вправе исключить такие статьи из составляемого ею бухгалтерского баланса.

                Состав статей бухгалтерского баланса

                Статьи бухгалтерского баланса заполняются на основании данных об остатках на счетах бухучета по состоянию на отчетную дату. При заполнении отчета для представления в ИФНС нужно руководствоваться рядом правил, установленных для составления такой отчетности (ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 года № 43н):

              • Исходные учетные данные должны быть достоверны, полны, нейтральны и сформированы в соответствии с правилами действующих ПБУ. При их отражении необходимо соблюдать принципы существенности и сопоставимости с итогами предшествующих периодов.
              • В текущем отчете данные предыдущих периодов должны соответствовать цифрам окончательной отчетности за эти периоды.
              • Для годового баланса наличие имущества и обязательств нужно подтвердить результатами их инвентаризации.
              • Дебетовые и кредитовые остатки в балансе не сворачивают.
              • ОС и НМА показывают по остаточной стоимости.
              • Активы отражают по их учетной стоимости (за вычетом созданных резервов и наценки).
              • Баланс бухгалтерский заполняется, как правило, в тысячах рублей без десятичных знаков. Организации с большими оборотами могут составлять его в миллионах рублей.

                Ниже приведена информация о том, на основании остатков по каким счетам заполняются вышеуказанные статьи баланса применительно к действующей редакции плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н:

              • По статье «Нематериальные активы» указывается остаточная стоимость НМА, соответствующая разнице остатков по счетам бухучета 04 и 05. При этом для счета 04 не учитываются данные, попадающие в строку «Результаты исследований и разработок», а для счета 05 — цифры, относящиеся к нематериальным поисковым активам.
              • Статья «Результаты исследований и разработок» заполняется при наличии данных о затратах на НИОКР на счете 04.
              • Данные по статьям «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы» важны только для тех организаций, которые осуществляют освоение природных ресурсов, если у них на счете 08 есть информация для заполнения строк по этим статьям. К материальным поисковым активам относят материально-вещественные объекты, а к нематериальным — все остальные. Оба вида активов подлежат амортизации, учитываемой соответственно на счетах 02 и 05.
              • Для статьи «Основные средства» суммируются данные по остаточной стоимости ОС (разница остатков по счетам бухучета 01 и 02, при этом по счету 02 не учитываются данные, относящиеся к материальным поисковым активам и доходным вложениям в матценности) и затратам на капвложения (счет 08, за исключением цифр, попавших в строки статей «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы»).
              • Данные по статье «Доходные вложения в матценности» берутся как разница между остатками по счетам 03 и 02 в отношении одних и тех же объектов.
              • Статью «Финансовые вложения» во внеоборотных активах заполняют при наличии сумм со сроком погашения более 12 месяцев на счетах 55 (депозиты), 58 (финансовые вложения), 73 (займы работникам). Сальдо по счету 58 уменьшается на сумму созданного резерва (счет 59), относящегося к долгосрочным вложениям.
              • По статье «Отложенные налоговые активы» организации, применяющие ПБУ 18/02, указывают остаток по счету 09.
              • Когда используют строку статьи «Прочие внеоборотные активы» — это в балансе отражают активы, либо не попавшие в вышеперечисленные строки, либо те, которые организация считает нужным выделить.
              • Цифра по статье «Запасы» формируется как сумма остатков по счетам 10, 11 (за вычетом резерва, учтенного на счете 14), 15, 16, 20, 21, 23, 28, 29, 41 (за вычетом счета 42, если учет товаров ведется с наценкой), 43, 44, 45, 46, 97.
              • По статье «НДС по приобретенным ценностям» отражается сальдо по счету 19.
              • Для получения данных, указываемых по статье «Дебиторская задолженность», суммируются дебетовые остатки по счетам 60, 62 (оба счета за вычетом резервов, сформированных на счете 63), 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73 (за вычетом данных, учтенных по статье «Финансовые вложения»), 75, 76.
              • По статье «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» в оборотных активах показываются данные по счетам 55 (депозиты), 58 (финансовые вложения), 73 (займы работникам) со сроками погашения менее 12 месяцев. При этом цифры по счету 58 уменьшаются на суммы созданного резерва (счет 59) по краткосрочным вложениям.
              • Данные для статьи «Денежные средства и денежные эквиваленты» получаются сложением остатков по счетам 50, 51, 52, 55 (за исключением депозитов), 57.
              • В строку статьи «Прочие оборотные активы» попадают активы, либо по каким-то причинам не отраженные в вышеперечисленных строках, либо те, которые организация считает нужным выделить. Например, это может быть безнадежная задолженность контрагента или стоимость похищенного имущества, в отношении которого еще не закончены следственные действия. Отражение подобных данных по этой строке с соответствующим уменьшением цифр по тем статьям, в которых они могли бы отражаться, если бы не было решения организации об их выделении, потребует примечаний как к статье «Прочие оборотные активы», так и ко второй статье, которой коснется такая операция.
              • Данные для статьи «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» берутся как сальдо по счету 80.
              • Цифры статьи «Собственные акции, выкупленные у акционеров» соответствуют остаткам по счету 81.
              • Для статьи «Переоценка внеоборотных активов» используются данные об остатках на счете 83, относящиеся к ОС и НМА.
              • Данные по статье «Добавочный капитал (без переоценки)» формируют как остатки на счете 83 за вычетом данных по переоценке ОС и НМА.
              • По статье «Резервный капитал» показывается сальдо по счету 82.
              • Значение, отражаемое по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», в годовом бухгалтерском балансе представляет собой сальдо по счету 84. Для промежуточной отчетности (до реформации баланса, осуществляемой в конце года) эта цифра складывается из двух остатков: по счету 84 (финансовый результат предшествующих лет) и 99 (финансовый результат текущего периода отчетного года). Статья «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — единственная статья бухгалтерского баланса, которая может иметь отрицательное значение. При этом важно, чтобы у организации, имеющей убыток, итог раздела «Капитал и резервы» (чистые активы) не оказался меньше величины уставного капитала. Если это обстоятельство будет иметь место в течение двух финансовых лет подряд, то организация либо должна уменьшить свой уставный капитал до соответствующей цифры (а это не всегда возможно, т. к. уставный капитал не может быть меньше минимального значения, установленного действующим законодательством), либо она подлежит ликвидации.
              • Статья «Заемные средства» в разделе «Долгосрочные обязательства» заполняется при наличии задолженности по кредитам и займам, срок погашения которой превышает 12 месяцев (сальдо по счету 67). При этом проценты по долгосрочным заемным средствам должны быть учтены в составе краткосрочной кредиторской задолженности.
              • По статье «Отложенные налоговые обязательства», организации, применяющие ПБУ 18/02, указывают остаток по счету 77.
              • Значение по статье «Оценочные обязательства» в разделе «Долгосрочные обязательства» соответствует сальдо по счету 96 (резервы предстоящих расходов) в части тех резервов, срок использования которых превышает 12 месяцев.
              • По статье «Прочие обязательства» в разделе «Долгосрочные обязательства» показываются обязательства со сроком погашения более 12 месяцев, не попавшие в иные строки долгосрочных обязательств.
              • Статья «Заемные средства» в разделе «Краткосрочные обязательства» заполняется при наличии задолженности по кредитам и займам, срок погашения которой менее 12 месяцев (сальдо по счету 66). При этом сюда попадают проценты по долгосрочным заемным средствам, учитываемые на счете 67, и задолженность по долгосрочным кредитам и займам, учтенная на счете 67, если до ее погашения осталось менее 12 месяцев.
              • Данные для статьи «Кредиторская задолженность» формируются как сумма кредитовых остатков по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76.
              • Для статьи «Доходы будущих периодов» значение берется как сумма остатков по счетам 86 (целевое финансирование) и 98 (доходы будущих периодов).
              • Значение по статье «Оценочные обязательства» в разделе «Краткосрочные обязательства» соответствует сальдо по счету 96 (резервы предстоящих расходов) в части тех резервов, срок использования которых составляет менее 12 месяцев.
              • По статье «Прочие обязательства» в разделе «Краткосрочные обязательства» показываются обязательства со сроком погашения менее 12 месяцев, не попавшие в иные строки краткосрочных обязательств.
              • Об одном из наиболее часто создаваемых краткосрочных резервов читайте в материале «Создание резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете».

                Прочие внеоборотные активы — это в балансе что такое?

                «Прочие внеоборотные активы» — в балансе это, как уже было сказано, внеоборотные активы, которые не нашли своего отражения по другим строкам раздела 1 «Внеоборотные активы».

                К прочим внеоборотным активам организации могут относиться, например:

              • вложения во внеоборотные активы организации, учитываемые на соответствующих субсчетах счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», в частности, затраты организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве объектов НМА или ОС, а также затраты, связанные с выполнением незавершенных НИОКР, если организация не отражает данные показатели;
              • оборудование к установке (оборудование, требующее монтажа), а также относящиеся к нему транспортно-заготовительные расходы, отражаемые по счетам 15 и 16;
              • разовый паушальный платеж, при условии, что период списания этих расходов превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительность операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
              • суммы перечисленных авансов и предварительной оплаты работ, услуг, связанных со строительством объектов основных средств.
              • О правилах учета вложений во внеоборотные активы читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».

                Текущие пассивы в балансе — это строка 1500 баланса

                Нередко бухгалтеры, заполняя таблицы, характеризующие финансовое состояние организации, сталкиваются со сложностями, когда требуется указать текущие пассивы, ведь это понятие отсутствует в нормативных документах по бухгалтерскому учету и налогообложению.

                Чтобы определить, где в балансе отражаются текущие пассивы, обратимся к значению данного термина. Финансовый словарь определяет текущие пассивы как кредиторскую задолженность, подлежащую погашению в течение ближайших 12 месяцев. Иными словами, текущие пассивы являются синонимом краткосрочных обязательств. Краткосрочные обязательства отражаются в разделе V пассива бухгалтерского баланса. Таким образом, текущие пассивы в балансе — это строка 1500 «Итого по разделу V», которая определяется как сумма строк 1510, 1520, 1540, 1550, 1530 пассива бухгалтерского баланса.

                О том, когда сдается бухгалтерский баланс (сроки, нюансы), узнайте здесь.

                Бухгалтерский баланс – основная составляющая бухгалтерской отчетности, сводка финансовых показателей организации на определенную дату. Он составляется в определенной форме и по определенным правилам. Сдается в налоговую, Росстат, а также представляется другим заинтересованным пользователям.

                Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

                nalog-nalog.ru

                Список кодов доходов в справке 2-НДФЛ (2012, 4800 и др.)

                Отправить на почту

                Код дохода 4800 и 2012 в справке 2-НДФЛ позволяет обозначить сумму иных доходов налогоплательщика и его отпускных выплат. Список кодов доходов (2012, 4800 и др.) — обязательный справочный материал на столе каждого бухгалтера. Разберем подробно значения наиболее востребованных и спорных кодов, необходимых для заполнения справки.

                Раздел «Код дохода» в справке 2-НДФЛ

                Для чего нужны коды доходов в справке 2-НДФЛ? Столбец «Код дохода» обязателен для заполнения. Классификация доходов достаточно подробна, они маркируются четырехзначными числами от 1010 до 4800. Очень часто применение списка кодов вызывает сложности, потому что не всегда сразу можно понять, куда отнести тот или иной вид дохода. Например, каким кодом обозначить премии к праздникам, дням рождения, юбилеям? Ранее они отражались под общим кодом 4800 «Иные доходы», но в 2016 и 2017 годах перечень доходов обновлен.

                За ошибку в выборе кода никаких санкций не предусмотрено. Однако правильный код очень важен, потому что указание неверного кода повлияет на порядок выплаты налога. Коды доходов можно посмотреть в приложении № 1 к приказу ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@, который применяется с 29.11.2015.

                Приказом ФНС России от 22.11.2016 № ММВ-7-11/633@ в перечень кодов доходов были внесены дополнения и изменения. В частности, был исключен код 2791, которым обозначались доходы, полученные в натуральной форме от сельхозпроизводителей; изменилось содержание кода 3010. Если ранее этим кодом обозначались доходы от выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), то с 26.12.2016 под кодом 3010 обозначаются доходы в виде выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе.

                Отчитываясь о доходах сотрудников за 2017 год, нужно учитывать новые коды, утвержденные приказом ФНС от 24.10.2017 № ММВ-7-11/820@:

                Компенсация за неиспользованный отпуск

                Увольнительные пособия и компенсации

                Штрафы и неустойки, выплачиваемые физлицам по решению судебных органов

                Списание безнадежных долгов с баланса

                Проценты по облигациям, выпущенным российскими компаниями после 01.01.2017

                Кроме того, перечень кодов вычетов дополнился кодом 619 для отражения вычетов в величине положительного финансового итога, полученного по операциям, которые учитываются на индивидуальном инвестиционном счете.

                Код документа в 2-НДФЛ

                Код документа (имеется в виду документ, удостоверяющий личность сотрудника), строка для которого присутствует в п. 2 справки 2-НДФЛ, заполняется согласно справочнику этих кодов, приведенному в приказе ФНС РФ от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@. Всего таких кодов 14, самый распространенный – «21» – означает российский паспорт.

                Код 2-НДФЛ 2000 и код дохода 4800

                Один из наиболее распространенных видов дохода сотрудника — вознаграждение за труд; оно обозначается кодом 2000. До вступления в силу приказа ФНС от 22.11.2016 № ММВ-7-11/633@ возникали вопросы о применении этого кода в случае выплаты премий. Решался этот вопрос следующим образом: нужно было посмотреть, за что именно начислена премия, и уже в зависимости от этого выбирать код. Если сотрудник получил премиальные за трудовые достижения, то данный доход маркировался кодом 2000, если же премия выдавалась ему в честь какого-либо события (свадьба, юбилей, рождение ребенка и т. п.), то этот доход следовало отнести к категории иных и обозначить кодом 4800.

                С 26 декабря 2016 года для обозначения премий было введено 2 новых кода в 2-НДФЛ (приказ ФНС от 22.11.2016 № ММВ-7-11/633@, письмо ФНС от 24.04.2017 № БС-4-11/7794@):

              • 2002 — для премий, выплачиваемых за производственные результаты и иные подобные показатели, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами (выплачиваемые не за счет средств прибыли организации, не за счет средств специального назначения или целевых поступлений);
              • 2003 — для вознаграждений, выплачиваемых за счет средств прибыли организации, средств специального назначения или целевых поступлений.
              • Что относится к коду дохода 4800? Код дохода 4800- расшифровка иных видов доходов будет представлена ниже, применяется для любых других доходов, которые не имеют кодового обозначения, например:

              • суточные, полученные сверх норматива, установленного локальным нормативным актом организации;
              • компенсация, начисленная работнику за использование его личного имущества для целей организации и др.
              • Код дохода 4800, что означает иные доходы в справке 2-НДФЛ, также используется для обозначения стипендии или вознаграждения ученику за выполненную им работу. Выплаты по ученическому договору нередко вызывают вопросы, ведь в ст. 217 НК РФ, в которой перечислены доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, упоминаются и стипендии. Подчеркнем, что в этой статье идет речь исключительно о тех стипендиях, которые выплачиваются за счет бюджета в государственных образовательных учреждениях. Если же стипендию платит предприятие, то она облагается налогом.

                О том, как вернуть подоходный налог, уплаченный с сумм, потраченных на обучение, читайте в статье «Порядок возврата подоходного налога (НДФЛ) за обучение».

                Что означает код 2760 в 2-НДФЛ?

                Код 2760 используется для обозначения материальной помощи работникам, в том числе тем, которые ушли на пенсию по возрасту или инвалидности. Под материальной помощью могут иметься в виду суммы, полученные сотрудником в связи с различными событиями: смерть члена семьи, материальные трудности, возникшие в результате стихийного бедствия или пожара, и т.п.

                Этот код дохода в справке 2-НДФЛ вызывает вопросы, потому что с определенной суммы матпомощи (до 4000 руб. в год) НДФЛ не взимается. Следует ли такие суммы указывать в справке 2-НДФЛ, и если да, то под каким кодом? Для них применяется код 2760, а также код вычета 503.

                Важно отличать ту материальную помощь, которая «встроена» в систему оплаты труда и зависит от выполнения работником своих трудовых функций. Такая помощь учитывается в расходах на оплату труда и не является материальной помощью по смыслу п. 23 ст. 270 НК РФ (см. письмо ФНС России от 26.06.2012 № ЕД-4-3/10421@).

                Код дохода 2300 в справке 2-НДФЛ

                Код НДФЛ 2300 указывается в справках применительно к пособиям по временной нетрудоспособности. Ведь согласно п. 1 ст. 217 НК РФ такие пособия облагаются налогом на доходы. А значит, должны попадать в справку 2-НДФЛ.

                Подробнее о том, как именно удерживать НДФЛ с сумм, проходящих по больничным листам, см. в статье «Облагается ли больничный лист (больничный) НДФЛ?».

                Код 2400 в 2-НДФЛ

                Куда отнести доходы, полученные от сдачи в аренду автомобиля? При аренде автомобильного и любых других видов транспорта (включая также трубопроводы, ЛЭП, любые линии связи, в том числе компьютерные) доход будет идти под кодом 2400. Допустимо в этом случае использовать и код 4800 («Иные доходы»). Но ФНС, как правило, проверяет состав иных доходов, и в этом случае могут возникнуть лишние вопросы.

                Код региона для 2-НДФЛ

                Код региона (подразумевается субъект России, в котором сотрудник зарегистрирован по месту жительства), строка для которого предусмотрена в п. 2 справки 2-НДФЛ, указывается согласно списку этих кодов, утвержденному приказом ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@.

                Код страны для 2-НДФЛ

                Код страны (страны гражданства сотрудника), строка для указания которого присутствует в п. 2 справки 2-НДФЛ, берется из ОКСМ (Общероссийского классификатора стран мира). Классификатор содержит 3 вида кодов: буквенный «Альфа-2», буквенный «Альфа-3» и цифровой.

                Код России для 2-НДФЛ

                В большинстве случаев в качестве кода страны в справке 2-НДФЛ нужно указывать код России. Согласно ОКСМ буквенный «Альфа-2» код для Российской Федерации— RU, буквенный «Альфа-3» код — RUS, цифровой код— 643. Именно это число следует указать в справке.

                Все доходы и вычеты налогоплательщика в справке 2-НДФЛ шифруются специальными кодами. Эти коды периодически обновляются. С января 2018 года вступают в силу 5 новых кодов для отражения доходов и 1 — для вычетов.

                Следите за обновлениями в нашей рубрике «Справка 2-НДФЛ» и узнавайте об изменениях законодательства первыми.

                Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

                Документы и термины применяемые в международных автомобильных перевозках грузов.

                Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованны и обюракрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Мы делаем международные перевозки 15 лет, знаем очень много, ниже мы привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List.

                Что такое Carnet TIR или Книжка МДП в международных перевозках автомобильным транспортом

                TIR (он же CarnetTIR, ТИР-карнет, просто ТИР и Книжка МДП) — один из основных документов в международных автомобильных перевозках грузов. Разработан, чтобы максимально ускорить и облегчить процедуру международной автомобильной перевозки за счет сокращения таможенной волокиты на границе. ТИР действует на территории стран, подписавших соответствующую конвенцию. В России с недавних пор применяется ограниченно.

                В идеале товар, перевозимый по процедуре МДП (TIR), следует через границы и таможни без лишних задержек. Водитель просто предъявляет магическую книжечку TIR, таможенник вырывает из нее нужный листочек – и всё. Для таможни наличие ТИРа — гарантия, что товар перевозится с соблюдением всех норм, предъявляемых к международным автоперевозкам, и что таможенная пошлина обязательно будет уплачена.
                Перед таможней ручается расположенный в Женеве Международный Союз Автомобильного Транспорта (МСАТ или IRU). В России его представляет Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП). Среди прочего, МСАТ/АСМАП гарантируют таможне уплату таможенных сборов до 60 тысяч евро.
                ПРИМЕЧАНИЕ: CarnetTIR — это документ транспортной компании и применяется TIR только в международных автомобильных перевозках грузов. В РФ ТИРы продаются только через АСМАП, туда же по окончании перевозки сдаются погашенные ТИРы. Каким условиям нужно удовлетворять, чтобы получить ТИР, можно узнать в АСМАП. Все книжки-ТИР именные, с уникальным номером. Тешить себя надеждой, что кто-то добрый сможет одолжить вам ТИР на одну перевозочку в обход АСМАПа, смысла не имеет.

                На практике все гораздо сложнее, чем на словах и в конвенциях. ТИР очень удобен, спору нет, но это не панацея. Для дорогостоящих грузов, сумма таможенных сборов по которым превышает 60 тысяч евро, он, очевидно, не подходит. Однако с некоторых пор в России даже недорогие грузы везти по ТИРу стало проблематично. Особенно при импорте.
                В 2013 году ФТС РФ, постановила что ТИР не является достаточным обеспечением уплаты таможенных сборов. Процесс международной перевозки груза стал весьма запутанным, а расходы перевозчика существенно возросли. Помимо ТИРа теперь требуется дополнительное обеспечение – гарантийное поручительство, гарантийный сертификат, банковская гарантия, свидетельство таможенного перевозчика или же таможенное сопровождение.

                Больнее всего решение ФТС РФ ударило по сборным грузам. В ТИРе возможно указать до трех таможен назначения. Но на деле по ТИРу можно доехать только до первой российской таможни назначения. Там ТИР принудительно закроют, и дальше груз поедет по другой таможенной процедуре.
                Таким образом, в области российского импорта ТИР оказался урезан до перевозок недорогих цельных грузов с одной таможней назначения. Тем не менее он остается востребован. В Европе, как и раньше, он действует без ограничений и избавляет от многих проблем. ТИР – собственно европейские изобретение и европейцы его защищают.

                При перевозке без ТИРа вероятность попасть на досмотр в той же самой Польше, на выходе из ЕС, куда больше, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому многие перевозчики все также открывают ТИР Европе, едут до первой российской таможни назначения, а там оформляют новое обеспечение, как правило гарантийное поручительство. Благо брокеров много.

                Альтернативы использования книжки МДП в международных перевозках автомобильным транспортом?

                Международные автомобильные перевозки по книжке МДП не единственный возможный вариант выполнить доставку груза:

              • предоставление гарантии от получателя, что означает уплату таможенных платежей до перевозки;
              • поручительство со стороны страховой компании;
              • самый простой и наименее затратный вариант – это нанять таможенного перевозчика, который сам позаботится о гарантиях перед ФТС;
              • Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)

                Международная товарно-транспортная накладная, или CMR (англ.: consignment note, нем.: Frachtbrief; фр.: lettre de voiture) — это один из важнейших, если не самый важный документ в международных перевозках. CMR служит фактическим доказательством международной автомобильной грузовой перевозки, осуществляющейся по Конвенции КДПГ, и содержит в себе практически всю без исключения информацию по перевозке.

                Собственно, само наименование «CMR» — аббревиатура с французского названия конвенции «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route». В русском варианте «Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов» (Конвенция КДПГ). Конвенция была принята в 1956 году в Женеве и вступила в действие в 1958-м.

                Заграницей международная товарно-транспортная накладная CMR именуется по-разному: International consignment note (англисйский), Frachtbief (немецкий), Vrachtbrief (голландский), Fragtbrevet (датский), CMR-Fraktsedel (шведский), Lettre de voiture international (французский), Carta de porte internacional (испаснкий), Lettera di vettura internazionale (итальянский). Но даже если вы просто произнесете магическую аббревиатуру «CMR», вас поймут без лишних уточнений.

                В 1978 году в КДПГ были включены важные изменения, касающиеся страхования и процедуры возмещения ущерба при потере груза. В частности, было установлено, что размер подлежащей возмещению суммы не может превышать 8,33 единицы Специальных Прав Заимствования (СПЗ/SDR). Подробнее о CMR-страховании …
                Конвенция КДПГ применяется к любому возмездному договору о перевозке грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

                Очевидно, что практически ни одна международная автомобильная перевозка не обходится без накладной CMR. Она используется настолько часто, что многие склонны рассматривать её как простую, порой досадную, формальность. Сказанное относится, увы, и к отправителю, и к перевозчику и даже к таможне.

                Зачастую упускается из виду, что конвенция КДПГ содержит не отвлеченные принципы и туманные разглагольствования, чем грешат многие конвенции, но, напротив, досконально, в самых мельчайших аспектах определяет права и ответственность сторон, участвующих в международной автомобильной перевозке, включая сюда урегулирование возможного ущерба.

                Согласно статье № 4 КДПГ, CMR — это фактически и есть договор на международную перевозку груза: «Договор перевозки устанавливается накладной». Одновременно, согласно статье 9, после того как на CMR поставлены подписи отправителя и перевозчика или их штампы, «накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора».

                Как часто вам встречались договора между компаниями, написанные кое-как, лишь бы поскорее отвязаться? Между тем, криво заполненных, содержащих ошибки CMR пруд-пруди и о возможных проблемах, пока гром не грянет, никто не думает. Зачастую большое внимание при международной перевозке уделяется двусторонним договорам, где вычитывается каждый параграф.

                При этом забывают, что в любом случае и при любом разбирательстве, особенно при международном, предпочтение всегда отдается Конвенции КДПГ. Статья 41: «…признается не имеющим силы всякое условие в договоре, которым прямо или косвенно допускается отступление от постановлений настоящей Конвенции». В государстве, подписавшем Конвенцию КДПГ, ее положения превалируют над национальным транспортным законодательством.

                Чтобы лишний раз подчеркнуть главенство КДПГ по отношению к другим транспортным правилам и нормам, почти на каждом утвержденном бланке CMR указана соответствующая клауза: «Данная перевозка, несмотря ни на какие прочие договоры, осуществляется в соответствии с условиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов КДПГ».

                Иными словами, прежде чем начать возить, совсем не лишним будет действительно вдумчиво ознакомиться с декларацией КДПГ, чтобы уяснить свои права, обязанности, возможные риски и способы урегулирования различного рода проблем, то и дело возникающих в процессе перевозки. После этого можно переходить непосредственно к заполнению CMR, благо это наука не из легких.

                CMR составляется не менее чем в трех экземплярах: один отправителю, второй перевозчику, третий получателю. Иногда бланки бывают разного цвета: розовый – отправителю, зеленый – перевозчику и желтый получателю. При этом ничто не препятствует в случае необходимости сделать дополнительные экземпляры, к примеру, если одну из CMR захочет оставить у себя таможня (она это регулярно хочет и с упорством делает).

                Нужно помнить, что в международных перевозках грузов из всех транспортных и товаросопроводительных документов CMR самый информативный. В CMR собраны все главные данные из инвойсов, упаковочных листов, экспортных и транзитных декораций, Книжки МДП, различных сертификатов и свидетельств. Критически важно, чтобы сведения в CMR не только совпадали со сведениями в исходных документах, но «бились» между собой.

                В принципе в международных грузоперевозках, заполнить CMR, может кто угодно: отправитель, перевозчик или сторонний экспедитор. При этом, однако, стоит помнить, что собственно документом, а именно: доказательством договора перевозки между отправителем и перевозчиком, — заполненный бланк CMR становится только после того, как на него поставлены печати или подписи отправителя и перевозчика.
                Обычно это 22 (отправитель) и 23 (перевозчик) графы соответственно. Только после заполнения этих граф к CMR может по праву применяться 9 статья конвенции КДПГ: «Накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза транспортером».
                Ответственность, за полноту и достоверность указанных в CMR данных несет, прежде всего, тот, кто поставил печать в 22 графу. Со своей стороны, перевозчик хотя и косвенно, тоже ответственен за правильность данных. Согласно 8 статье КДПГ, при принятии груза он «обязан проверить точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров».
                Получатель изначально не является стороной договора о международной перевозке груза по CMR, хотя при этом выступает прямым выгодоприобретателем. Более того, согласно статье 12 КДПГ, отправитель имеет право распоряжаться грузом и изменять место доставки и получателя, если при составлении CMR не было сделано соответствующей оговорки.
                Тем не менее, получатель имеет право по прибытии груза на место потребовать передачи оригинала CMR. Взамен, в соответствии со статьей 13 пункт 2, теперь уже он, а не отправитель оплачивает фрахт. Кроме того, получатель должен подтвердить получение груза. Для этого, он ставит свою печать и подпись в 24 графе.
                Поскольку большинство международных грузовых перевозок происходит по схеме, когда за перевозку платит российский заказчик, в CMR должно в итоге стоять именно три печати: отправитель, перевозчик и получатель. Для перевозчика печать получателя в этом случае особенно важна, поскольку служит доказательством доставки груза и документально зафиксированным обязательством получателя оплатить фрахт.
                Стоит отметить, что важно не только правильно заполнять CMR, но и уметь читать этот документ. В накладной помимо изначально указанных сведений в ходе перевозки появляется множество печатей и отметок: вписываются номера контейнеров, пломб и транзитных деклараций, указываются сроки доставки груза на таможню, время прибытия, дата выгрузки и многое другое. Уметь разобраться, что к чему, — сильно поможет в случае конфликтных ситуаций, когда нужно обосновать свою позицию или привести документально закрепленные доказательства.

                Как заполнять CMR

                Назначение и примеры как заполнять каждую графу ЦМР, какие и где должны быть печати и отметки: здесь очень подробно расписано назначение и тонкости настройки CMR

                T1 – Транзитная декларация или Северный паспорт

                Т1 это документ (бумажка) являющийся таможенной (финансовой) гарантией и применяется для товаров пересекающих территорию ЕС (Евросоюза) транзитом или для гарантии доставки товара от границы ЕС к таможенному складу или внутренней таможне или наоборот.
                Т1 — это финансовая гарантия выставленная таможенным агентом (тот кому таможня доверяет и который в случае чего. все оплатит) в пользу таможенных органов ЕС, обеспечивающая гарантию уплаты в бюджет ЕС всех таможенных пошлин и сборов. Например если товар, перемещаемый по территории ЕС по процедуре Т1 не будет доставлен от границы до таможенного поста, то агенту который выписал T1 (поручился) придется уплатить все таможенные сборы как если бы груз был растаможен для использования на территории ЕС.
                На практике Т1 пользуются как альтернативой системе гарантий Сarnet TIR (МДП).

                T1 применяется в следующих случаях:

              • товар приплыл морем в порт ЕС из другой страны не входящей в ЕС ( Америка, Япония. ) и далее автотранспортом из морского порта вывозится внутрь ЕС на таможенный пост для таможенной очистки или на таможенный склад для хранения или дальнейшей перегрузки;
              • товар приплыл в морской порт ЕС из страны не ЕС и затем автотранспортом из морского порта вывозится за границу ЕС, в этом случае Т1 выписывается до таможни на границе ЕС;
              • товар вывозится с таможенного склада например в Германии на таможенный склад например в Латвии;
              • товар ввозится из-за пределов ЕС через сухопутную границу внутрь ЕС на таможенный пост для очистки или на таможенный склад для хранения или перегрузки;
              • груз ввозится из-за пределов ЕС через сухопутную границу транзитом в морской порт или в Швейцарию, Норвегию, . страны не входящие еще в ЕС.;
              • Т1 создается на основании инвойса, упаковочного листа и доверенности от отправителя.

                Например при экспорте из России: Российский экспортер отправляет во Францию доски. Этот экспортер решил немного сэкономить и по России и Белоруссии товар (доски) перевозится без использования книжки МДП (Carnet TIR) по российской экспортной декларации и CMR. Груз доезжает до границы Европейского Союза — до Бреста, там на польской стороне польский агент выписывает ему T1 и далее до таможенного поста во франции груз едет по этому документу. Наверх.

                EX1 – Экспортная декларация

                Экспортная декларация — это документ который оформляется на груз произведенный или проданный из страны ЕЭС. В ЕС по документу EX-1 осуществляют контроль экспорта товаров.
                Оформить EX-1 могут либо сам продавец товара либо его агент, который имеет соответствующую лицензию. Для оформления ЕХ-1 у агента понадобиться доверенность отправителя на того, кто будет делать ЕХ-1 и инвойс.
                Декларация ЕХ-1 должна быть зарегистрирована на таможне отправления.
                EX-1 закрывается таможней на любой экспедиторской фирме в том месте, где груз покидает пределы ЕС. EX-1 всегда привязывается к отправителю и по пути следования груз может 100 раз быть перепродан. Неважно кто является конечным получателем груза, налоговую инспекцию ЕС волнует только факт вывоза груза.
                Таким образом понятно что EX1 — это документ, который подтверждает факт вывоза товара за пределы Европейского Союза заверенный таможенными органами.
                Раньше на бумажную EX1 таможня ставила печать, которая и подтверждала факт вывоза товара, после чего надо было обязательно вернуть отправителю эту проштампованную бумажку, теперь же применяются мудреные электронные средства, все EX1 и отметки хранится в электронной базе данных ЕС и ни чего ни кому посылать не надо.
                Важно понимать, что важен не сам факт наличия EX1, а важен факт отметки таможней EX1, подтверждающий вывоз товара за пределы ЕС. Именно отметка таможни EX1 дает право продавцу товара в ЕС на возврат/неуплату внутриевропейского НДС (VAT).

                Декларация ЕХ1 должна сопровождать грузы европейского происхождения, следующие со склада продавца из ЕС за пределы стран ЕЭС. Декларация ЕХ1 оформляется поставщиком или агентом поставщика или перевозчика (экспедитора), которые имеют на это соответствующие полномочия.
                Как всегда, все очень строго, но возможны варианты: в EX1 — могут быть указаны не только товары произведенные в EC. Возможно, даже Китайские. Аналогично и по Т1 могут перевозиться европейские грузы. Важно не происхождение товара, а его таможенный статус. например — таможенный статус импорта.

                Пример сложного использования таможенного статуса:
                Завозим компьютеры из Китая (режим импорт, пошлина = 0), растамаживаем на ЕС компанию, платим vat (ндс). Затамаживаем на экспорт от ЕС компании (режим экспорт, пошлина = 0), получаем европейскую экспортную декларацию EX1, возвращаем, ранее уплаченный в бюджет ЕС vat (ндс) и везем в Россию китайские компьютеры с полноценной европейской экспортной декларацией EX1. Но если вся эта движуха не нужна, не оправдана экономически, то на китайский товар просто выписывается T1.

                MRN: 14DE810194920472E0

                Российская таможня тоже знакома с EX-1, во многих приказах ФТС, экспортная декларация является одним из документов, подтверждающих таможенную стоимость. Хотя в ФТС знают что экспортная декларация EX-1 является внутренним документом страны экспортера, а не международным документом, поэтому требовать от покупателя предоставить экспортную декларацию не законно, но они требуют.
                В 2009 году в ЕС при переходе на электронное декларирование, уведомили российскую таможню о том чтобы они не требовали предоставлять бумажную копию электронной EX-1.
                Европейские продавцы без энтузиазма предоставляют российским импортерам EX1, считая его своим внутренним документом. Об этом можно позаботиться заранее и прописать обязательство по предоставлению EX-1 в контракте на поставку.
                Но имейте ввиду что прописав в контракте обязательство продавца предоставить EX-1, необходимо ее наличие к моменту подачи документов в таможню для оформления. Инспектор таможни будет требовать предоставить EX1 уже на основании вашего контракта.

                Инвойс – Invoice

                Упаковочный лист – Packing List

                Основным отличием от инвойса является отсутствие информации о цене каждой позиции и груза в целом. Но и запретить вам указывать эти данные ни кто не может. Нет определенной формы и каждая компания сама придумывает форму упаковочного листа.
                Упаковочный лист очень удобен перевозчику и всем кто имеет дело с погрузкой, разгрузкой, сортировкой и учетом груза, по нему считают количество мест и проверяют целостности груза. Наверх.

                Количество мест

                Certificate of Origin — Свидетельство о происхождении товара

                На что надо обратить внимание при заполнении сопроводительных Документов на груз. Что с чем должно совпадать?

                Должен ли в ЦМР быть указан номер ТИРа?

                Особое внимание в TIR;:

              • в графе 5 — должен быть указаны номера CMR и Инвойса. Сверить наличие прописанных в CMR и ТИРе сопроводительных документов с наличием их у водителя.
              • наличие кодов ТНВЭД, совпадающих с кодами в CMR и Инвойсе
              • количество мест и вес должны совпадать с CMR, Инвойсом и с другими документами.
              • Особое внимание в CMR:

              • графа 1 и 2 — название и адреса отправителя и получателя грузов (сверка с инвойсом)
              • графа 3 и 4 — адреса загрузки и доставки
              • графа 5 — прилагаемые документы – сверять с имеющимися.
                Часто спрашивают: должен ли в ЦМР быть указан номер ТИРа?
                Ответ: В 5-й графе CMR номер книжкиTIR должен быть указан обязательно!
              • количество грузовых мест, их маркировка (если есть) и виды упаковок товаров, описание товара, код ТНВЭД, вес брутто касательно каждого кода ТНВЭД (графы 6,7,8,9,10,11, 12 CMR)
              • графа 13 — название таможни назначения, ТП, код, СВХ, номер и срок действия лицензии
              • графа 16 — наличие в цмр названия перевозчика с адресом и ИНН.
              • графа 22 — наличие штампа либо экспедиции, либо грузоотправителя с подписью.
              • Особое внимание в Инвойсе:

              • цена товара, валюта платежа
              • наличие кодов (совпадающих с ТИРом, CMR)
              • ясность прочтения: код ТН ВЭД – вес брутто – цена
              • печать
              • Дозвол – двухстороннее разрешение

                Дозвол, это жаргон перевозчиков от польского слова Zezwolenie. Это документ для перевозчика «Разрешение на въезд грузового автомобиля», который выдает Министерство Транспорта той страны, куда направляется автомобиль. Например польский дозвол выдает польское министерство транспорта, итальянский дозвол выдает итальянское министерство транспорта. Каждый такой документ имеет уникальный номер и гасится при прохождении границы, повторно использовать его невозможно (только если проскочить без отметок или вообще не заполняя дозвол, а это может повлечь штраф в несколько тысяч евро).

                Министерства транспорта разных стран торгуются и обмениваются (как туземцы) этими разрешениями, тут уже политика. Вопросы, какое количество разрешений и кому давать решаются на уровне Министерств Транспорта на 2-х или более сторонних встречах. Это стратегический вопрос для экономики государства и защите интересов местных транспортных компаний. Родные министерства наменяв себе дозволов других стран выдают (распределяют) их между своими перевозчикам. В России распределением дозволов занимается специальная комиссия Минтранса, а выдает АСМАП. Каждое разрешение стоит перевозчику порядка $10. Цена дозвола не отражает ценность этой бумажки для перевозчика.

                Существуют разновидности дозволов для разных целей.
                Бывают дозволы разрешающие выгрузку, погрузку и транзит в обоих направлениях в стране, выдавшей подобное разрешение. Большинство стран выдает подобные разрешения. Например, Польша, Германия, Нидерланды, Италия, Франция.
                Бывают дозволы, разрешающие только транзит, или только погрузку и выгрузку, как, например в Венгрии, Словении, Чехии.
                Есть очень веселые страны, в которых на каждое действие, такое как погрузка, выгрузка, транзит в одну сторону, нужен отдельный дозвол. Так в Австрии.

                Дозвол – трехстороннее разрешение или дозвол для третьих стран

                Министерство транспорта любой страны, выдавая разрешения-дозволы, хочет, чтобы на ее родном рынке международных перевозок работали только национальные перевозчики. Но готово мириться с паритетными перевозчиками той страны, откуда или куда идет груз. Так, если груз идет из Германии в Казахстан, то предполагается, что перевозку будут выполнять, либо немецкие, либо казахские транспортные компании. И немцы, и казахи защищают свой рынок автоперевозок от перевозчиков других (третьих) стран. Хотят отдать работу своим перевозчикам, чтоб те платили дома налоги и создавали рабочие места.
                Если перевозчику из России необходимо перевезти груз между этими двумя странами (из Германии в Казахстан), то по международным соглашениям перевозчик может двигаться по данному маршруту только в том случае, если у него есть специальное разрешение «третьих стран» на погрузку в Германии и въезд в Казахстан, либо перевозчик должен иметь разрешение ЕКМТ (универсальное разрешение, по которому можно перевозить между любыми странами, в том числе и третьими, но Казахстан не входит в страны ЕКМТ). Однако, подобное разрешение не всегда можно получить, так как такое разрешение выдаётся перевозчику на очень жёстких условиях (новый подвижной состав, соответствие экологическим нормам EURO5, отсутствие нарушений таможенного законодательства, международной разрешительной системы и т.д.), а главное, их количество очень жестко квотируется. Понятно почему, ведь каждая страна хочет поднимать своих перевозчиков и не отдавать работу и рабочие места иностранцам.
                С прибалтийскими странами очень много мути, так как странами то они уже по сути не являются (это все Евросоюз) своих грузов (произведенных в этих странах) очень мало, а местных перевозчиков которые хотят работать на Россиию и Казахстан там море. В этом вопросе очень много политики и разных спекуляций, но времена меняются и согласно новому порядку, грузы, прибывшие в литовские порты или загруженные на местных терминалах, перевозятся по двухсторонним разрешениям. Такие грузы могут отправляться в Россию без опасений, что на границе будет потребовано разрешение «третьих стран». В принципе, прибалтийским перевозчикам, доставляющим товары из Европы в Россию, нужно будет всего лишь перевезти груз в Литву, выгрузить его на терминале и перегрузить в другое транспортное средство и груз будет считаться почти литовским. Всё это должно быть отражено в документах на груз. Это при одинаковой цене – долго, муторно и просто неохота, потому что есть прямой путь, обычно заказчики на такое не соглашаются по причине перегруза, чреватой повреждениями и неразберихой с документами. Прибалтийские перевозчики ребята работящие — все равно изворачиваются и свой кусочек перевозок все равно откусывают.

                Вот в мае 2012 Беларусь ужесточила контроль транспорта из ЕС, который проезжает по территории Белоруссии в Россию, в том числе и литовских и латвийских перевозчиков. Это сделано по требованию России. Российская сторона потребовала от Белоруссии пресечь попадание на территорию Таможенного Союза товаров, перевозимых из третьих стран по двусторонним разрешениям, иначе Беларусь не получит необходимое количество разрешений на ввоз товаров в Россию. Россия, выдавая ограниченное количество трехсторонних разрешений, защищает свой рынок и не допускает конкуренции на этом рынке, продвигая своих перевозчиков.
                Работающих в Белоруссии, литовцу или, к примеру, поляку для перевозки товаров в Россию из третьей страны нужны разрешения из этой страны, а лимит разрешений ограничен. Поэтому товары перевозились по двухсторонним соглашениям: перевозчики переписывали CMR (основной документ на перевозку) и указывали, что грузились в своей стране. Это не вызывало претензий россиян до вступления в силу Таможенного союза, когда контроль с границы России перешел на внешнюю границу Белоруссии.
                Теперь именно белорусы должны контролировать наличие трехсторонних разрешений. Раньше этот контроль на белорусской границе был нежестким. Белорусы выдавали предписание, чтобы водители показывали разрешение в пунктах контроля на границе Белоруссии и России, но этого практически никто не делал. Теперь же, в России вводятся жесткие штрафы за подобные нарушения, вплоть до конфискации транспортного средства, чтобы защитить своих перевозчиков.

                Как рассчитывается стоимость конвоя?

                Конвой начали применять 2001 году в связи с большим процентом недоставки товаров. Недоставка — это когда товар границу пересекает, а в таможню не доставляется, соответственно наша Родина не получает таможенные платежи. Конвой на международных автомобильных перевозках согласован с Конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (ст.23 Конвенции МДП).
                Исключительными случаями принято считать:
                1. Превышение максимального размера гарантийной суммы по книжке МДП (ст.8 Конвенции). В разное время лимит имел разное значение. На сегодня страны-подписанты установили предел в 60’000 евро, еще пару лет назад он был 50’000 долл. Что это значит? Груз ставят в конвой, если сумма таможенных платежей подлежащих уплате при таможенном оформлении в стране транзита или назначения, превышает 60’000 евро (страховая сумма по ТИРу) по курсу на день открытия ВТТ. В случае если платежи превышают указанный лимит, таможня на границе вправе назначить таможенное сопровождение, поскольку обеспечение книжки МДП (ТИР) не покрывает полностью платежи, которые требуется обеспечить при ВТТ. Если не хотите платить за конвой, можно на сумму платежей внести обеспечение их уплаты, получить гарантийный сертификат и ехать не по ТИРу, а по транзитной декларации.

                2. Если по какой-либо причине таможня сочтет перевозчика ненадежным. Или товар имеет группу, относящуюся к риску. Как все, что не регламентировано в открытую, сложно объяснимо. На практике данные случаи практически не встречаются. В основном всегда — только стоимость платежей.

                Приказ ГТК России № 206 от 18 мая 1994 года
                Приложение:
                Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.) п.2.5, 4.4
                Помните: при расчете платежей необходимо начислять НДС страны транзита или назначения (18%, 20% и т.д. — у кого какой).

                Письмо от 13 июня 2002 г. N 01-06/23242
                О ПРИМЕНЕНИИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ТОВАРОВ ПО ПРОЦЕДУРЕ МДП
                В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства при перевозке товаров по процедуре МДП разъясняю.

                1. В соответствии со статьей 4 Конвенции МДП, 1975 таможенные органы не могут требовать в отношении товаров и транспортных средств, перевозимых по процедуре МДП, применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей.
                2. В соответствии со статьей 23 Конвенции МДП, 1975 таможенные органы могут в исключительных случаях требовать сопровождения товаров и транспортных средств, перевозимых по процедуре МДП, за счет перевозчика. Сопровождение осуществляется в порядке, установленном Приказом ГТК России от 03.10.2000 N 897.
                3. В соответствии с комментарием к статье 23 Конвенции МДП, 1975 таможенные органы могут требовать сопровождения товаров и транспортных средств, перевозимых по процедуре МДП, за счет перевозчика, в том числе в случае, если сумма таможенных платежей за перевозимые товары превышает 50 тыс. долларов США. В этом случае, в соответствии со статьей 17 Конвенции МДП, 1975, таможенные органы не могут требовать предъявления дополнительных книжек МДП.

                Приказ ГТК РФ от 3 октября 2000 г. N 897 о таможенном сопровождении.
                Где прописано:
                Вот основания для конвоя перечисленные в приказе

              • когда перемещаются товары, подлежащие лицензированию, сертификации или контролю других государственных органов в иной форме, если не представлены соответствующие документы;
              • когда пограничный таможенный орган принял решение о производстве досмотра товаров на приграничных складах временного хранения;
              • когда имеются основания полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
              • в иных случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле и нормативными правовыми актами ГТК России.

              Очень МУТНО. как и все что выдавливает из себя наша родина.

              для тех кто любит читать на этом языке:

              Сопровождение распространяется при наличии TIR Carnet.

              Существует несколько видов сопровождения (конвоя) при перемещении грузов в режиме таможенного транзита (т.е. под таможенным контролем), отличающиеся как сопровождающими органами, так и видом транспорта:

            • таможенное сопровождение товаров (таможенным органом);
            • сопровождения военизированной охраной (департаментом охраны МВД, подразделения «Белтаможконвой» республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис», Белорусской железной дороги или др. структурой, имеющей соответствующие разрешения).
            • Перевозка товаров и документов на них может осуществляться под таможенным сопровождением.

              Cуть состоит в том, что таможенные органы сопровождают автомобильные транспортные средства, на которых размещены товары. Таможенное сопровождение может быть востребовано перевозчиком, если последним не представлено обеспечение исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов (если его предоставление является обязательным).
              Во время таможенного сопровождения сопровождающие товар должностные лица должны контролировать соблюдение перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита, принимать меры к недопущению ее нарушения, а также проверять состояние средств идентификации при остановках транспортных средств, перевозящих товары.
              За осуществление операций по сопровождению с перевозчика взимается таможенный сбор за таможенное сопровождение товаров. Его уплата производится в период после принятия таможней решения об осуществлении таможенного сопровождения, но до его фактического начала.
              Ставки сборов за таможенное сопровождение установлены приложением 3 Указа Президента РБ от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах»
              Ставка таможенных сборов за таможенное сопровождение различна в зависимости от того, чей транспорт используется для целей сопровождения – перевозчика либо таможни и времени сопровождения.
              Так, при таможенном сопровождении товаров, которое производится с использованием одной единицы транспорта таможенного органа, ставка сбора за таможенное сопровождение исчисляется в эквиваленте 20 евро за каждый полный и неполный час такого сопровождения, с использованием транспорта перевозчика – в эквиваленте 5 евро за каждый полный и неполный час сопровождения.
              Основной документ, регламентирующий порядок осуществления таможенного сопровождения – Постановление СовМина РБ от 13 июня 2007 г. № 788 «Об утверждении Положения о порядке осуществления таможенного сопровождения».

              Порядок сопровождения

              Порядок сопровождения Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь товаров, находящихся под таможенным контролем и перемещаемых автомобильным транспортом определён в соответствующей Инструкции, утвержденной совместным постановлением МВД РБ и ГТК РБ от 2 августа 2006 г. № 208/61.
              Тарифы на услуги по сопровождению (обязательному сопровождению) товаров и транспортных средств, в том числе находящихся под таможенным контролем, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным и железнодорожным транспортом (за исключением услуг по таможенному сопровождению) установлены постановлением СовМина от 4 июля 2006 г. № 829 «Об установлении тарифов на услуги по сопровождению (обязательному сопровождению) товаров и транспортных средств, в том числе находящихся под таможенным контролем, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным и железнодорожным транспортом (за исключением услуг по таможенному сопровождению)»
              Порядок взимания платы за услуги подразделений Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь по сопровождению (обязательному сопровождению) товаров и транспортных средств, в том числе находящихся под таможенным контролем, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным транспортом утвержден совместным постановлением МВД, Минфина и Минэкономики от 9 января 2008 г. № 6/1/8.
              Фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных видов товаров (это в основном алкогольная продукция) приведен в приложении к Постановлению СовМина РБ от 1 августа 2007 г. № 977 «О некоторых вопросах обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов».
              В соответствии сп. 2 постановления Совета министров Республики Беларусь от 1 августа 2007 года №977 при перемещении иностранных товаров по территории Республики Беларусь по таможенной процедуре таможенного транзита не требуется обеспечение исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, если эти товары перевозятся в сопровождении подразделения «Белтаможконвой» РУП «Белтаможсервис».
              Прейскурант по сопровождению http://declarant.by/branches/convoy/servicecenters (по внутриреспубликанским перевозкам) подразделения «Белтаможконвой» РУП «Белтаможсервис».

              Как рассчитать суммы для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке грузов по TIR?

              Что такое CEMT или ЕКМТ?

              ЕКМТ = CEMT – Conférence Européenne des Ministres des Transports / Европейская конференция министров Транспорта — это одно и тоже, только ЕКМТ – русское название, СЕМТ — английское. СЕМТ является многосторонним разрешением, выдаваемым перевочику, и позволяющий ему свободно работать и ездить среди стран-участниц этой конференции (практически вся Европа).

              СЕМТ — гораздо удобнее двухсторонних и трехсторонних дозволов, одна книжка на все страны и заполнять ее гораздо проще.

              Разрешения ЕКМТ — это многосторонние разрешение для осуществления НЕОГРАНИЧЕННОГО числа международных автомобильных грузовых перевозок транспортными компаниями, зарегистрированными в стране-участнице ЕКМТ.

              Использование данного разрешения возможно при выполнении транспортных операций между странами-участницами ЕКМТ и транзитом через территорию одной или нескольких стран-участниц ЕКМТ.
              CEMT разрешение должно быть у водителя при любой поездке, с грузом и при холостом пробеге. Заполнять CEMT необходимо перед началом поездки. Это разрешение выдается сроком на один календарный год.

              www.vdnk.ru