Полезные статьи

Введение налога на недвижимость

Введение налога на недвижимость

Россия уверенно приблизилась к введению налога, который ещё с 1990х годов вызывал огромное количество споров и слухов. Налог на недвижимость заменяет два существовавших ранее: налог на землю и имущество. Налог, который совсем недавно платили граждане нашей страны в соответствии с законом «О налогах на имущество физических лиц», был невелик — несколько сотен рублей. За основу расчетов бралась стоимость, которая определялась Бюро технической инвентаризации (БТИ), а она отличалась от реальной рыночной в десятки и сотни раз. Налог на недвижимость рассчитывается исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости, а не опираясь на оценки БТИ. До введения налога на недвижимость в России складывалась такая ситуация, что платили мало все: собственники как дорогих хором, так и скромных жилищ. Налог на недвижимость был принят для изменения данной ситуации.

Любая налоговая система базируется на принципе справедливости и эффективности. Известно, что в основе принципа социальной справедливости лежит идея необходимости равномерного распределения налогового бремени между гражданами-налогоплательщиками. Если лица находятся в сравнительно одинаковых обстоятельствах и обладают одной и той же платёжёспособностью, они должны облагаться одинаковым налогом, а также должна исключаться возможность двойного налогообложения. В данном случае речь идёт о горизонтальной справедливости. Однако в реальной жизни люди находятся в неодинаковых условиях и имеют разную платёжёспособность. В этом случае уровень налогообложения устанавливается в соответствии со степенью платёжёспособности граждан. Опираясь на идею равномерного распределения налогового бремени между налогоплательщиками, можно сделать вывод, что введение налога на недвижимость вполне справедливо. Самое главное, чтобы в сложившейся ситуации не пострадали незащищённые слои населения, чтобы обязательно учитывались ситуации, когда, к примеру, человек получает большую квартиру по наследству, а также, чтобы налоговая ставка дифференцировалась в зависимости от годового дохода собственника и количества прописанных в квартире или доме людей. По мнению многих экспертов, введение налога на недвижимость — вполне рациональный шаг властей, поскольку подобная практика существует в большинстве цивилизованных государств. Хотелось бы согласиться с ними, ведь налог на недвижимость, действительно, во всем мире является мощным рычагом инфраструктурного развития муниципалитетов. В нашей стране регионы и муниципалитеты лишены заинтересованности в росте благосостояния населения и развития предпринимательской деятельности, а сложившаяся ситуация является следствием того, что у регионов и муниципалитетов «отобраны» практически все значимые налоги, оставлено максимум 20% от всех доходов консолидированного бюджета. Именно эту проблему и должен решить налог на недвижимость.

По мнению экспертов, введение налога на недвижимость не ударит по карману как минимум 90% граждан — платить больше станут те, кому принадлежит крупная недвижимость и это кажется вполне справедливым. Однако, это только на первый взгляд.

Какие же проблемы на протяжении стольких лет препятствуют решению поставленной задачи? Законопроект о введении налога на недвижимость еще в 2004 году был принят Госдумой в первом чтении. Но при слежении за последующим развитием событий можно увидеть, что дальнейшее принятие и обсуждение документа было заблокировано. И основным камнем преткновения стало отсутствие механизма массовой оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. А всё дело в том, что разработкой методики никто не занимался. Вместо этого преобладали абстрактные программные наработки, чреватые для налогоплательщиков серьезными неприятностями. И что мы видим в конце концов? Реформа была отложена, а позже о ней просто забыли.

На сегодняшний день ситуация с мертвой точки не сдвинулась, однако здесь всё гораздо серьёзнее, ведь муниципальные органы власти в 12 регионах страны смогут ввести налог на недвижимость сразу после принятия и вступления в силу соответствующей главы Налогового кодекса. К ним относятся: Калужская, Тверская, Калининградская области, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Нижегородская, Самарская области, Красноярский край, Иркутская и Кемеровская области. На федеральном уровне эта глава может быть принята уже в следующем 2013 году. По словам специалистов, одним из факторов, который на протяжении длительного времени сдерживал продвижение налоговой реформы, это отсутствие оцифрованных карт. Однако налог введён, хотя в настоящее время, Росреестром сделаны только карты по земле. А что касается единых объектов — то есть как по земле, так и по расположенному на ней объекту недвижимости — таких карт нет.

Существует ещё одна не менее серьёзная проблема. Кадастровая стоимость земли оценивается с 2001 года. Однако для целей налогообложения она стала использоваться только с 2006 года, когда была введена соответствующая глава Налогового кодекса. К этому времени был создан кадастр земельных участков, и их кадастровая оценка проведена в полном объеме. Однако кадастр объектов капстроительства начал формироваться намного позже. И таких камней преткновения огромное количество. Налог на недвижимость введён, но его реализация на практике будет очень сложной. А любая налоговая система базируется на принципе эффективности, которая выражается отношением налоговых поступлений к налоговым затратам. Она тем выше, чем больше налоговые поступления по отношению к налоговым затратам. Последние включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета в связи с неоправданно высокими налогами (с необоснованно высоким налоговым бременем), которые подрывают стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности и толкают к широкой практике уклонения от уплаты налогов, укрытия доходов от налогов и поиску «налоговой гавани», «налоговой крыши». Нельзя сказать, что введение налога на недвижимость является эффективным. Вряд ли налоговые поступления покроют налоговые затраты на реализацию проекта. Из этого можно сделать вывод, что введение налога на недвижимость породит коррупцию. Например, если при оценивании объекта будут обнаружены какие-либо изменения в планировке квартиры, в случае, если владельцами домовладения был сделан капитальный ремонт, будут либо применены жёсткие санкции по отношению к владельцу имущества, либо же предложен «другой способ решения данной проблемы». Быть может, введение налога на недвижимость-это ещё один относительно честный способ вымогательства денег у граждан? А ведь налогоплательщики уже заплатили подоходный налог , на накопленные средства гражданами были приобретены земельный участок, стройматериалы, необходимые для строительства недвижимости. И после всего этого государство снова облагает граждан налогом? А может быть государство преследует другую цель? Освободить в городской черте земли, принадлежащие частным домовладельцам и дачникам, под строительство коммерческих зданий и элитных многоэтажек. Ведь просто так владельцы частных домов и дач не отдадут свои земельные участки. А если же при данном налоге коммерческая стоимость земельных участков поднимется и владельцы дач сами через год их продадут, жильцы частных домовладений согласятся переехать в квартиры. В общем, жить в частном доме в городе станет не выгодно, как и владеть дачей в пригороде города.

Но какие же проблемы на протяжении стольких лет препятствуют введению данного налога? Законопроект о введении налога на недвижимость еще в 2004 году был принят Госдумой в первом чтении. Но при слежении за дальнейшим развитием событий можно увидеть, что дальнейшее принятие и обсуждение документа было заблокировано. И основным камнем преткновения стало отсутствие механизма массовой оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. А всё дело в том, что разработкой методики никто не занимался. Вместо этого преобладали абстрактные программные наработки, чреватые для налогоплательщиков серьезными неприятностями. И что мы видим в конце концов? Реформа была отложена, а позже о ней просто забыли.

На сегодняшний день ситуация с мертвой точки не сдвинулась, однако здесь всё гораздо серьёзнее, ведь мы говорим уже о точном введении налога на недвижимость в 12 регионах страны, а в 2013 году на федеральном уровне. По словам специалистов, одним из факторов, сдерживающих продвижение налоговой реформы, является отсутствие оцифрованных карт. В настоящее время, Росреестром сделаны только карты по земле, однако по единым объектам — то есть как по земле, так и по расположенному на ней объекту недвижимости — таких карт нет.

Существует ещё одна не мене серьёзная проблема. Кадастровая стоимость земли оценивается с 2001 года. Однако для целей налогообложения она стала использоваться только с 2006 года, когда была введена соответствующая глава Налогового кодекса. К этому времени был создан кадастр земельных участков, и кадастровая оценка земельных участков проведена в полном объеме. Однако кадастр объектов капстроительства начал формироваться намного позже. И таких камней преткновения огромное количество. Налог на недвижимость введён, но его реализация на практике будет очень сложной. Любая налоговая система базируется на принципе эффективности, которая выражается отношением налоговых поступлений к налоговым затратам. Она тем выше, чем больше налоговые поступления по отношению к налоговым затратам. Последние включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета в связи с неоправданно высокими налогами (с необоснованно высоким налоговым бременем), которые подрывают стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности и толкают к широкой практике уклонения от уплаты налогов, укрытия доходов от налогов и поиску «налоговой гавани», «налоговой крыши». Нельзя сказать, что введение налога на недвижимость является эффективным. Вряд ли налоговые поступления покроют налоговые затраты на реализацию проекта. Из этого можно сделать вывод, что введение налога породит коррупцию. Например, если при оценивании объекта будут обнаружены какие-либо изменения в планировке квартиры, в случае, если владельцами домовладения был сделан капитальный ремонт, будут либо применены жёсткие санкции по отношению к владельцу имущества, либо же предложен «другой способ решения данной проблемы». Быть может, введение налога на недвижимость-это ещё один относительно честный способ вымогательства денег у граждан? А ведь налогоплательщики уже заплатили подоходный налог , на накопленные средства гражданами были приобретены земельный участок, стройматериалы, необходимые для строительства недвижимости. И после всего этого государство снова облагает граждан налогом? А может быть государство преследует другую цель? Освободить в городской черте земли, принадлежащие частным домовладельцам и дачникам, под строительство коммерческих зданий и элитных многоэтажек. Ведь просто так владельцы частных домов и дач не отдадут свои земельные участки. А если же при данном налоге коммерческая стоимость земельных участков поднимется и владельцы дач сами через год их продадут, жильцы частных домовладений согласятся переехать в квартиры. В общем, жить в частном доме в городе станет не выгодно, как и владеть дачей в пригороде города.

Налог на недвижимость призван решить проблему дефицита местных бюджетов, из которого финансируются такие функциональные виды расходов как организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного назначения, освещение улиц, парков отдыха и огромное количество других расходов. В планируемом «Едином налоге на недвижимость» предполагается установить универсальный вычет в 55 кв.м. для жилья и 6 соток для земли. Граждане, владеющие недвижимостью и землями, площадь которых превышает эти цифры, обязаны будут уплачивать налог.

Налогу быть, на это есть политическая воля, как есть, по-видимому, и желание решать связанные с ним проблемы. Задача граждан нашей страны — сделать так, чтобы введение нового налога не стало ещё одним относительно честным способом вымогательства денежных средств.

www.rae.ru

Перспективы введения налога на недвижимость в РФ

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

Факультет мировой экономики и финансов

Кафедра теории финансов, кредита и налогообложения

Перспективы введения налога на недвижимость в РФ

Ст. преодаватель Салосина Л.Г.

1.2 Сущность налога на недвижимость

2. Анализ перспектив введения налога на недвижимость

2.1 Предпосылки введения налога

2.2 Причины введения налога

2.3 Проблемы, связанные с введением налога

3. Перспективы введения налога на недвижимость

3.1 Итоги налогового эксперимента в Великом Новгороде и Твери в 1997 — 2005 гг.

3.2 Налог на недвижимость в перспективе на 2010-2011 гг

Недвижимость и ее основа — земля всегда являлись одним из основных источников доходов муниципальных бюджетов стран с рыночной экономикой. Сегодня в сфере рынка недвижимости развитых стран создается до 25% ВВП. Чтобы достичь в России результатов, близких к показателям развитых государств, надо повысить капитализацию недвижимости. Инструмент такого повышения — налоговое и земельное законодательство.

В современной системе налогов Российской Федерации предусмотрены три налога, связанных с недвижимостью (земельный, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц). Несмотря на правовую обособленность каждого, с экономической точки зрения требуется их комплексное рассмотрение и анализ. Однако реализация комплексного подхода в оценке действующей практики налогообложения недвижимости в России осложняется разделением налогов еще и по уровням власти: региональный (налог на имущество организаций) и муниципальный (налог на имущество физических лиц и земельный налог). Кроме того, это создает дополнительные трудности при разработке единого налога на недвижимость, усложняет возможности применения зарубежного опыта, проведение сопоставимого анализа. 1

В настоящее время развитие налоговых отношений характеризуется наличием целого ряда проектов, направленных на создание оптимальной системы региональных налогов. В связи с этим анализ развития и современного состояния теории и практики налогообложения имущества, и прежде всего недвижимости, как его составляющей, представляет собой одно из приоритетных направлений работы.

Подобное обстоятельство выступает в качестве основания для активной широкомасштабной деятельности государства по поиску новой, более эффективной и прогрессивной формы обложения недвижимости.

Цель работы непосредственно заключается в анализе перспектив введения налога на недвижимость.

В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие налога на недвижимость;

2) Проанализировать его сущность;

3) Рассмотреть предпосылки введения налога;

4) Определить проблемы, связанные с введением данного налога;

5) Проанализировать причины введения налога;

6) Проанализировать итоги эксперимента в Великов Новгороде и Твери.

7) Определить перспективы налога на 20010-20011 гг.

Объектом работы выступает налог на недвижимость.

Предметом работы является исследование перспектив введения налога на недвижимость.

В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия российских авторов по налогу на недвижимость таких, А.А. Артемьев, Л.И. Гончаренко, Н.С. Воронцова, Е.В.Михина, Е.М. Перцева, Т.А. Рик , Е.Тишин и других. По ходу написания курсовой работы, были рассмотрены различные информационные источники: учебники, журнальные статьи, интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения и списка литературы. В первой главе характеризуется налог на недвижимость. Во второй главе проводится анализ предпосылок, причин и проблем введения данного налога. В третий главе рассматривается налоговый эксперимент в Великом Новгороде и Твери.

1. Теоретические основы налога на недвижимость

1.1 Понятие налога на недвижимость

В настоящее время существует три вида имущественных налогов, каждый из которых имеет свое регулирующее законодательство: налог на имущество юридических лиц, налог на имущество физических лиц и налог на землю.

Налог на землю и налог на имущество физических лиц, в том числе жилищный, относятся к местным налогам, хотя часть всех платежей за землю поступает в федеральный бюджет. Эти два налога, вместе взятые, обеспечивают местное налогообложение недвижимого имущества, в том числе жилых объектов, находящихся в собственности граждан.

Ни один из указанных налогов не взимается на основе рыночной стоимости; в настоящее время налоги на имущество и доходы от них незначительны из-за заниженной оценки имущества и низких налоговых ставок, а также продолжающейся инфляции. Получение существенных социально-экономических и финансовых выгод от внедрения системы налогообложения жилой недвижимости по ее стоимости для финансирования деятельности муниципальных служб местных органов самоуправления РФ связано с тщательным анализом компонентов, которые необходимо включить в административно-правовую основу реализации налогообложения домов и квартир по рыночной стоимости.

Базой для исчисления налога является так называемая инвентаризационная стоимость. Она рассчитывается по эмпирической формуле, среди значений которой имеется и такое, как восстановительная стоимость. При исчислении инвентаризационной стоимости учитываются износ, изменение цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Таким образом, стоимость квартиры, дома или дачи зависит от года постройки, объема помещения, стоимости строительных материалов и рабочей силы на дату оценки и года постройки. Инвентаризационная стоимость квартиры во вновь возведенном доме приравнивается к ее номинальной стоимости на дату принятия его в эксплуатацию.

Теоретически инвентаризационная стоимость квартиры может с годами падать, оставаться неизменной или расти — все зависит от уровня цен, зарплаты и инфляции. Однако реальное положение в нашей стране таково, что стоимость жилых объектов, несмотря на их износ, год от года растет.

Итак, налогообложения недвижимости как отдельного вида взимания налогов в России пока нет. В действующем федеральном законодательстве о налогах и сборах есть два понятия — земля и имущество. Земля относится к недвижимости. В состав же налогооблагаемого имущества входит как движимое, так и недвижимое имущество (здания, сооружения, дома, квартиры). Земля и имущество облагаются налогом на основании разных законов, имеют разные ставки, да и механизмы налогообложения земли и имущества различны. Законодательное оформление налогообложения жилой недвижимости должно сгладить эти различия, структурируя и гармонизируя налогообложение сходных по существу объектов.

В практике различают следующие типы налогов на жилищные объекты: периодические и непериодические.

Периодические налоги — это налоги, начисляемые периодически за определенный промежуток времени, обычно раз в год. При этом могут быть предусмотрены более частые налоговые выплаты, но сам налог начисляется ежегодно. Основной целью системы периодических налогов на жилье является создание потока налоговых поступлений. Периодическими налогами ежегодно облагаются владельцы и пользователи жилого фонда. Основой для налогообложения может служить стоимость или размеры объекта. Если основой является стоимость объекта, то за основу налогообложения берется стоимость всего объекта в целом, а не долевая часть владельца в этой недвижимости.

К непериодическим налогам на имущество относятся налоги на трансферты (продажу, наследование, дарение) и прирост стоимости. Налоги на трансферты включают государственные пошлины. Налоги на прирост включают налоги на увеличение капитала или стоимости земельной собственности 2 .

Налог на недвижимость по сути заменяет три налога — земельный, на имущество организаций и на имущество физических лиц. Следовательно, упрощается налоговое администрирование, снижаются затраты на него. К тому же финансовое ведомство готово упростить документооборот между налогоплательщиками и налоговыми органами и отказаться от декларации по налогу на недвижимость. Налогоплательщики будут уплачивать налог на основании налоговых уведомлений, рассылаемых налоговыми органами.

Рассмотрим природу налога на недвижимость. Налог на недвижимость устанавливается в налоговой системе РФ для совершенствования налоговых отношений, связанных с недвижимым имуществом, с основной задачей — ликвидировать существующий разрыв между уровнем и сложностью современных экономических отношений в России и уровнем развития действующей налоговой системы, в некоторых случаях основанной на потерявших актуальность методиках исчисления и организации взимания налогов.

Для налога на недвижимость характерна статика объекта налога, обусловленная правом, на основании которого объект налога принадлежит налогоплательщику. Исходя из этого, в целях налогообложения недвижимости первостепенное значение приобретает вид имущественного (вещного) права, появление которого у организации или физического лица автоматически придает им статус налогоплательщиков, вследствие чего у таких лиц возникает обязанность по уплате налога на недвижимость.

Налог на имущество, или его частный вариант — налог на недвижимость, в преобладающем числе случаев не зависит от происхождения доходов налогоплательщиков. Единственным случаем зависимости налога на недвижимость от вида дохода, а именно ренты, является налогообложение природных ресурсов.

Налог на недвижимость выполняет следующие функции:

Воспроизводственная функция является наиболее важной среди всех остальных функций. Первостепенное значение воспроизводственной функции объясняется ролью природных ресурсов в обеспечении жизнедеятельности человека. Средства, собранные при выполнении налогом на недвижимость воспроизводственной функции, аккумулируются в целевых бюджетных фондах, предназначенных для финансирования природовосстановительных и охранных мероприятий. В объект налога на недвижимость не случайно должны входить земельные участки, участки лесного и объекты водного фондов, поскольку взимание налога с этих природных ресурсов обеспечит возврат собранных средств в виде финансирования общественно необходимых работ по охране, восстановлению и приумножению объектов природы.

Охарактеризуем теперь консервационную функцию. В связи с возрастанием экстенсивных способов использования природных ресурсов в промышленном производстве, повлекших за собой резкое увеличение негативного воздействия на природную среду, постепенно пришло осознание важности разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий. Необходимость сохранения и даже консервации особо ценных видов природных ресурсов — плодородных сельскохозяйственных угодий, участков лесного фонда, пресной воды — обусловлена созданием перспектив для безопасного общественного развития.

works.doklad.ru

Новый налог на недвижимость: перспективы введения

Есть в современной России такие налоги, которые физическим лицам платить не жалко, по причине незначительности сумм. Это налог на имущество и земельный налог. Изменить ситуацию государство планирует уже давно. Два имущественных налога планируется объединить, повысив при этом налоговую нагрузку на население и юридических лиц.

Самые свежие новости, касающиеся нововведений, определены «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Среди прочих мероприятий, Министром финансов Кудриным утверждены те, что обеспечат введение местного налога на недвижимость. Планируется, что к концу 2012 года все подготовительные мероприятия будут завершены, и будет подготовлена ко второму чтению в Государственной думе соответствующая глава Налогового кодекса.

СМИ и интернет-сообщества активно обсуждают эту тему вот уже два года. Ежегодно дата введения налога на недвижимость переносится на следующий год. Почему? Сегодня мы вернемся назад и проследим ход дискуссий, сделаем выводы о вреде или пользе налогового нововведения, коснемся прогнозов на будущее со стороны Минфина и других, не менее авторитетных, источников.

Имущественные налоги сегодня

На сегодняшний день Российским налоговым законодательством предусмотрено три имущественных налога. Первый – налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ). Плательщиками налога являются организации, имеющие на балансе движимое и недвижимое имущество, учитываемое в составе основных средств. В качестве налоговой базы выступает среднегодовая стоимость основных средств, учитываемых по остаточной стоимости. Ставки устанавливаются законами субъектов РФ, но не могут превышать максимальной ставки в 2,2 %, установленной НК РФ. Получателями налога являются региональные бюджеты.

Второй действующий сегодня налог, базой для начисления которого является имущество налогоплательщика, – земельный (гл. 31 НК РФ). Его платят организации и физические лица, владельцы земельных участков. Налоговая база равна кадастровой стоимости участков, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается по ставкам не выше 0,3% в отношении сельскохозяйственных земель, земель, занятых жилыми строениями, а также дачных участков. В отношении остальных земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5%. Налог пополняет бюджет на местном уровне.

Третий – налог на имущество физических лиц. Он установлен ст. 15 НК РФ и Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Физическое лицо, имеющее в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение, является плательщиком налога. Базой является инвентаризационная стоимость объектов. Ставки дифференцированы и устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Максимальная ставка – 2%. Поступления от уплаты налога пополняют местную казну.

Один за всех?

Идея заменить все имущественные налоги одним, заодно изменив порядок расчета и ставки для увеличения налоговой нагрузки и пополнения бюджета, витает в умах законотворцев с 2004 года. Именно тогда в Думу был внесен законопроект, призванный узаконить изменения.

Проект ФЗ № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» принят в первом чтении и сейчас находится на рассмотрении. Обсуждение законопроекта зашло в тупик, поскольку эта инициатива разбилась о множество проблем, которые требовали немедленного решения.

Суть нововведения – замена двух налогов одним. Законопроект предусматривает, что для налогоплательщиков – физических лиц и организаций будет введен новый местный налог на недвижимость. Главное нововведение, которое отличает новый налог на имущество от всех старых имущественных налогов – это размер налоговой базы.

…главное нововведение, которое отличает новый налог на имущество от всех старых имущественных налогов – это размер налоговой базы…

Раньше имущественные налоги не были бюджетообразующими, потому что база для исчисления имела или кадастровую или инвентаризационную оценку, в десятки раз отличную от оценки рыночной.

Новый налог будет взиматься с оценочной стоимости объектов налогообложения. Оценку будет проводить некий государственный орган по методике, которая на сегодняшний день не разработана. Важно то, что оценка стоимости объектов недвижимости по новым правилам приводит к тому, что имущественный налог мы заплатим с рыночной стоимости имущества.

Например, сегодня я проживаю в квартире S = 65 м 2 . ТСЖ в доме нет, поэтому земля под многоквартирным домом не является моей собственностью. Сейчас я плачу налог на имущество физических лиц в сумме до 100 рублей в год. По новым правилам мне придется отдать по самым скромным подсчетам 1600,00 рублей за год. Рост налоговой нагрузки в 16 раз. Думаю, что чиновники упростят процедуру приобретения в собственность земли под многоквартирными домами, обязав собственников квартир стать собственниками надела земли. Ведь это позволит еще увеличить размер налога.

Планируется, что налог будет взиматься по ставкам от 0,1% до 1% от базы. Причем для строительства будут установлены нормативные сроки проектирования и строительства. На этот срок ставки налога на недвижимость в отношении земельных участков будут повышены. При нарушении нормативного срока строительства собственнику земли придется раскошелиться дополнительно.

Для налога установлен период – календарный год. Считать налог для всех категорий налогоплательщиков будут налоговые органы, налогоплательщику не требуется заполнять никаких деклараций. Его задача в течение 2 месяцев со дня получения уведомления уплатить исчисленную налоговиками сумму в бюджет. После этого можно еще 1 год «спать спокойно». На начало каждого налогового периода рыночная стоимость имущества будет пересчитываться, соответственно сумма налога не будет статичной.

Все против одного!

Первое думское чтение, как упоминалось выше, законопроект прошел. Почему же тогда ежегодно откладывается введение такого нужного для экономики России в целом и каждого ее гражданина в частности налога? Есть проблемы, и немалые. В первую очередь рассмотрим социальные:

1) увеличение налоговой нагрузки на собственников обычных квартир. Текущий доход налогоплательщика может не позволить ему платить непомерно много. Ведь имущество, составляющее налоговую базу, могло быть унаследовано или приобретено в собственность в порядке бесплатной приватизации. Фактическая неспособность человека уплачивать налог на недвижимость может привести к дополнительным социальным проблемам;ежегодная переоценка недвижимости требует дополнительных финансовых и временных затрат. Такая оценка предполагает ежегодный осмотр. Для проведения осмотра объекта недвижимости необходимо участие ее собственника. У налогоплательщика не всегда найдется время для приема уполномоченных лиц. Непонятно и то, кто за оценку заплатит;

2) несправедливость налогообложения. На территории одного и того же региона могут быть объекты недвижимости со сходными параметрами, но разной рыночной стоимостью. В результате налоговая нагрузка на представителей одного социального слоя будет различной. Социально-политические причины могут привести к перекладыванию налоговой нагрузки с неблагополучных слоев населения на средний класс и предприятия. Это облегчит жизнь одних за счет других. Государство же не прогадает;трудности администрирования. Налог на недвижимость трудно ввести в действие, но еще труднее его будет собирать. Чтобы его правильно исчислить, необходимо собрать, обработать и периодически актуализировать огромные массивы информации;трудности оценки недвижимости и определения актуальной налоговой ставки. Как оценивать имущество, на сегодняшний день не знает никто. Планируется производить оценку рыночной стоимости объектов недвижимости на основе применения методов массовой оценки. По каким критериям будет отбираться массив, насколько процедура и результат оценки будут понятны налогоплательщику, об этом законопроект умалчивает. Помимо отсутствия адекватного нормативного обеспечения, касающегося проведения оценки стоимости недвижимости, нет специалистов должной квалификации, которые оценку будут производить;отсутствует государственный кадастр недвижимости. В настоящее время в России не реализована задача по формированию кадастра, а вопрос регистрации прав на единые объекты недвижимости законодательно не урегулирован. Мероприятия по формированию государственного кадастра и результатов государственной кадастровой оценки недвижимости, по мнению «Роснедвижимости», могут быть завершены не ранее 2012 года;не определен получатель налогового платежа. До сих пор остается не ясно, к какому уровню налогообложения целесообразно отнести налог на недвижимость и в бюджет какого уровня должен зачисляться этот налог. Скорее всего, налог действительно будет уплачиваться в бюджеты субъектов РФ, поскольку именно они, в большинстве своем, являются дотационными;увеличение налогового бремени для населения приведет к потерям в строительной отрасли. Для некоторых граждан приобретение недвижимости является долгосрочным инвестированием средств. В результате введения налога на недвижимость такие капиталовложения перестают быть выгодными. Строители потеряют и клиентов, и прибыли.

Победит сильнейший

Трудности преодолимы, как считают авторы законодательной инициативы. И продолжают работу по реформированию системы налогообложения и введению нового налога на недвижимость. Среди плюсов называют следующие:

1) введение налога на недвижимость сократит число имущественных налогов, упростит процедуру их исчисления, улучшит администрирование и сократит расходы на него;

2) его введение позволит наполнить местные бюджеты и сделает прозрачнее расходование средств от налоговых поступлений;

3) налоговое бремя среди населения будет распределено равномерно. Новый налог на недвижимость не будет противоречить основным принципам действующего налогового законодательства о равенстве всех налогоплательщиков и прозрачности налоговой базы;

4) увеличение налоговой нагрузки сократит спрос на недвижимость за счет отказа обеспеченных людей инвестировать деньги в эту отрасль. Это приведет к снижению цен на жилье;

5) организации смогут на законном основании вывести из-под налогообложения активную часть основных средств.

Удивляет аргумент инициативной группы, высказанный в пользу нового налога: «Большинство стран в мире такой налог платят». С этим трудно поспорить — во многих странах владельцы имущества являются плательщиками налога, связанного с приобретением права собственности на это имущество. Но налогоплательщики большинства стран, уплачивая налоги, получают от государства социальные преференции в виде строительства новых больниц, детских садов, школ и прочих учреждений. Наполняемость бюджета и прозрачность трат местных чиновников может стать главным средством мотивации платить налоги, в том числе и в случае, если налоговая нагрузка растет.

В заключение законотворцам хотелось бы пожелать решить все технические, правовые и организационные проблемы, связанные с внедрением новаций в налоговую систему РФ. Всех вышеперечисленных проблем, связанных с введением нового налога на недвижимость можно избежать. Введения этого налога уже не один год требует президент России. Вот и в середине 2010 года в бюджетном послании президента сказано, что подготовка введения налога на недвижимость, расчет которого будет осуществляться исходя из рыночной стоимости имущества, должна быть ускорена.

Думается, что перспективы у налога на недвижимость хороши не для всех участников бюджетных отношений. Государство сможет пополнить бюджет, и это положительная сторона нового налога. Для плательщиков же налога его размер может стать непомерно большим. Либо за всех заплатит средний класс, для которого эти траты будут «налогом на роскошь» в завуалированной форме. К чему это приведет, покажет жизнь.

Сверчкова Дина Юрьевна, юрист юридической компании «Налоговик»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

www.buhgalteria.ru