Полезные статьи

Вавилонский царь хаммурапи и его законы рассказ

Урок истории по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». 5-й класс

Цель: cоздать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Образовательные.

  1. Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.
  2. Показать особенности законов – их социальную направленность.
  3. На примере действия законов отработать понятия “государство”, “закон”.
  4. Развивающие.

    1. Отрабатывать навыки самостоятельной работы.
    2. Развивать коммуникативные и творческие способности
    3. Воспитательные.

      1. Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.

      Формы организации обучения:

    4. фронтальные;
    5. Оборудование.

    6. Карточки-задания для индивидуальной проверки домашнего задания.
    7. Карточки для составления таблицы на доске.
    8. Презентация к уроку ноутбук, проектор, проекторная доска.
    9. 1 этап. Организационный.

      Учитель: Здравствуйте ребята.

      Итак друзья, внимания,
      Ведь прозвенел звонок.
      Садитесь поудобнее,
      Начнём скорей урок.

      Учитель: Ребята, для того, чтобы мы с вами были готовы изучить новую тему, нам нужно повторить о чём говорили с вами на прошлом уроке. У меня такой вопрос:

      — Где расположено Двуречье и почему она так называется? Покажите на карте и опишите это место словами.

      — Чем занимались люди в Двуречье, какое было у них основное занятие

      — Кто знает как называется особый вид письма в Двуречье?

      — А кто мне скажет, были ли в этой стране государства? Если были, когда они возникли?

      — Почему вы говорите, что они являются государством, а не городом или страной. (Государства имеют свои признаки)

      — А какие это признаки? (Государство имеет свое название, свою территорию, своего правителя, свое войско)

      Учитель: И вот сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним важным признаком государства — законом, и тем государством, который впервые дал нам свод записанных законов. Итак, ребята, тема нашего урока “Вавилонский царь Хаммурапи и его законы”. (Запись в тетрадях)

      Учитель: Ребята, мы с вами сегодня на уроке познакомимся с древним Вавилоном, как первым государством, в котором действовал закон. Познакомимся с понятием закон и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи. Работать мы с вами будем по такому плану. (Слайд)

      1. Законы царя Хаммурапи.
      2. А вот и задание на урок: Справедливы ли законы царя Хаммурапи? Свой ответ обоснуйте.

        Учитель: Ребята, давайте сядем поудобнее, сосредоточимся и продолжаем наш урок. Итак, мы уже знаем о том, что в Междуречье было много городов. Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. И победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилона был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.(запись в тетрадях).

        Около 1750 года до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал Вавилонское царство, охватившее почти всё Двуречье-от Персидского залива до Ассирии (показ на карте).Ребята для того чтобы вы смогли каждый перед собой увидеть место расположение Вавилонского царства, откройте пожалуйста в атласах страницу 8 и найдите царство. Назовите самые крупные города Вавилонии.

        Учитель: Вот мы с вами говорили о Вавилонском царстве. Узнали, что им правил Хаммурапи с 1792 по 1750 г. до н. э. А каким он был правителем? Об этом мы узнаем из сообщения которую приготовила Адиля. (Сообщение)

        Учитель: Ребята, каким предстал перед вами царь Хаммурапи из рассказа Адели? (Ответы детей)

        — Правильно, он был могущественным … И самым важным его качеством является его мудрость. Он был мудрым законодателем. А как вы понимаете слово законодатель? (Ответы детей)

        — Как вы понимаете слово закон? (Ответы детей)

        — Действительно, закон – это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. По правилам живёт любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила. Государство принуждает человека выполнять эти правила. Давайте мы с вами напишем это определение в словарях. (Словарная работа)

        — Ребята, а как же спустя много лет учёные смогли узнать о законах Хаммурапи? (Ответы детей)

        — Примерно сто лет назад французские археологи при раскопках в Вавилоне нашли большой столб из твердого черного камня. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог Солнца — Шамаш. А кто помнит, как называли бога Солнца в Египте? (Амон-Ра) Перед Шамашем стоит царь Хаммурапи. Бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл — знак власти над людьми. Шамаш — небесный судья, он вершит суд в небесах, а Хаммурапи — земной бог, он вершит суд на земле.Вся остальная поверхность столба с двух сторон был покрыт клинописным текстом. И когда учёные расшифровали его, они увидели свод законов царя Хаммурапи.

        Учитель: Ребята, у Хаммурапи свой закон, а у нас свой закон-это быть здоровым и не болеть, поэтому давайте мы с вами остановимся на физминутку.

        Учитель: Отдохнули, успокоились и опять возвращаемся к законам Хаммурапи. А какими были эти законы? Суровыми или мягкими? Справедливыми или несправедливыми? Для ответа на этот вопрос вам предстоит поработать в группах Представьте себя юристами. I – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Трудовое население страны и законы”, II – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Преступление и наказание по законам Хаммурапи”, III – группа юристов будет изучать свод законов по теме: “Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми”.

        Каждая группа, изучив эти законы, должна будет ответить на ряд вопросов, которые записаны ваших карточках. (Работа в группах)

        Учитель: Итак вопрос первой группе юристов:

        а) Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам и почему вы пришли к такому выводу? (Ответы детей)

        б) Чьи интересы защищали законы? (Ртветы детей)

        в) Почему царь был заинтересован в благополучии населения страны. (Ответы детей)

        Учитель: А сейчас вопрос второй группе юристов:

        а) За какие преступления наказывали в Вавилонии? (Ответы детей)

        б) Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? (Ответы детей)

        в) Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?

        Учитель: А сейчас вопрос третьей группе юристов:

        а) Как относились в Вавилонии к рабам.

        б) Можете доказать, что законы Хаммурапи защищали права детей.

        Учитель: А сейчас вопрос всему классу:

        а) Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона?

        б) Какие из этих законов мы можем считать справедливыми и могли бы использовать в наши дни, а какие несправедливыми? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам заполнить колонки таблицы, которую вы видите на доске. У меня на столе карточки с выдержками, и вам я предлагаю прикрепить эти выдержки в одной из колонок.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Хаммурапи и его законы

        Правителю Вавилона, царю Хаммурапи, мудрому государственному деятелю и крупному военачальнику, удалось подчинить все города-государства Месопо­тамии. За 42 года царствования он превратил Вавилон в столицу огромной, могу­щественной державы. Но главная его заслуга — создание первого в истории чело­вечества сборника законов, которые определяли отношения между слоями населения. Законы были вы­сечены на базальтовом столбе. Законы состояли из 282 статей, где прописывались наказания за различные уголовные преступления.

        Тексты законов сохранились до нашего времени. Из них мы можем узнать о политической системе, экономическом укладе Вавилонии, об отношениях между классами, состоянии торговли и т. п. Мы знаем, что государство при Хаммурапи стремилось сохра­нить и укрепить имущественное положение крестьян, земледельцев. Для них устанавливали льготы. Если крестьянин попадал в рабство за долги, то законы тре­бовали его освобождения от рабства через три года. За военную службу крестьяне получали землю от имени царя. В этом заключалась дальновидная политика Хаммурапи, т. к. крестьяне-земледельцы и ремеслен­ники были главной опорой государственной власти: они служили в войске, платили основную часть налогов и производили продукты питания.

        Из текста законов видно, что общество в Вавилонии находилось на ранней стадии развития государства, имея многочисленные признаки патриархального уклада. Об этом свидетельствует наличие очень упро­щённого (наивного) способа установления справедли­вости — «талиона». В соответствии с «талионом» пре­ступник, нанёсший ущерб, должен был понести точно такой же ущерб («око за око, зуб за зуб»).

        Талион (с латин. «талио») — причинение виновному такого же ущерба, который нанесен им.

        Законы Хаммурапи гласили:

          за покушение на жизнь или собственность человека — наказание, которое было тем более жестоким, чем потерпевший был богаче;

        worldofschool.ru

        Вавилонский царь хаммурапи и его законы рассказ

        Полезные ссылки

        gn n

        n n n nn n n n n с

        Урок истории «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» (5 класс)

        Урок истории по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». 5-й класс

        Учитель: Трусова Е.В.

        Цель: Сформирования у учащихся представление о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

        Задачи.

        Образовательные.

        Развивающие.

      3. Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.
      4. Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.
      5. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.
      6. Воспитательные.

      7. Давать нравственную оценку принципов построения законов Хамураппи и отдельно взятых законов.
      8. Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.
      9. Формы организации обучения:

      10. групповые;
      11. лабораторная работа.
      12. Оборудование.

      13. Свод законов для работы в группах.
      14. Ход урока

        I. Организационный.

        Учитель: Здравствуйте ребята.

        А начнём мы с вами урок с отчёта дежурных.(Отчёт дежурных)

        Учитель: Ребята, для того, чтобы мы с вами были готовы изучить новую тему, нам нужно повторить, о чём говорили с вами на прошлом уроке.

        Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

        Все ребята получают листки с заданием – тестом, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:

        Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
        В Древнем Междуречье было особое письмо – …
        Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
        Государство возникло более … лет до н.э.
        В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

        У.: Смогли ли вы полностью выполнить задание?

        Д.: Нет.

        У.: Какое предложение осталось незаполненным?

        Д.: В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

        У.: Почему не смогли заполнить?

        Д.: Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.

        II. Постановка цели урока (целеполагание)

        У.: И что нам делать?

        Д.: Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

        У.: А как мы это узнаем?

        Учитель: Ребята, мы с вами сегодня на уроке познакомимся с древним Вавилоном, как первым государством, в котором действовал закон. Познакомимся с понятием закон и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи. Работать мы с вами будем по такому плану. (Слайд)

      15. Образование Вавилонского царства.
      16. Личность в истории-Хаммурапи.

      Учитель: Итак, мы уже знаем о том, что в Междуречье было много городов. Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. И победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилона был Хаммурапи.

      Около 1750 года до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал Вавилонское царство, охватившее почти всё Двуречье-от Персидского залива до Ассирии (показ на карте).Ребята, для того, чтобы вы смогли каждый перед собой увидеть месторасположение Вавилонского царства, откройте, пожалуйста ,в атласах страницу 8 и найдите царство. Назовите самые крупные города Вавилонии.

      Учитель: Вот мы с вами говорили о Вавилонском царстве. Узнали, что им правил Хаммурапи . А каким он был правителем? Об этом мы узнаем из сообщения, которое приготовила Арина. (Сообщение)

      Учитель: Ребята, каким предстал перед вами царь Хаммурапи из рассказа Арины? (Ответы детей)

      Правильно, он был могущественным. И самым важным его качеством является его мудрость. Он был мудрым законодателем. А как вы понимаете слово законодатель? (Ответы детей)

      Как вы понимаете слово закон? (Ответы детей)

      Действительно, закон – это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. По правилам живёт любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила. Государство принуждает человека выполнять эти правила. — Ребята, а как же спустя много лет учёные смогли узнать о законах Хаммурапи? (Ответы детей) Сообщение Маши.

      Учитель: Ребята, у Хаммурапи свой закон, а у нас свой закон-это быть здоровым и не болеть, поэтому давайте мы с вами остановимся на физминутку.

      Учитель: Отдохнули, успокоились и опять возвращаемся к законам Хаммурапи. А какими были эти законы? Суровыми или мягкими? Справедливыми или несправедливыми? Для ответа на этот вопрос вам предстоит поработать в группах Представьте себя юристами.

      У.: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми.

      И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

      III(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

      1-я гр. – документ 1:

      «(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
      (п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
      (п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»

      Вопросы к документу 1:

      1. Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?
      2. Какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?
      3. 2-я гр. – документ 2:

        «(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
        (п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…
        (п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»

        Вопросы к документу 2:

      4. Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.
      5. Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?
      6. Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?
      7. 3-я гр. – документ 3:

        «(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
        (п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
        (п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»

        Вопросы к документу 3:

      8. Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?
      9. Какими путями можно было попасть в рабство?
      10. Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?
      11. Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.

        Учитель: Да, ребята, вижу что теорию вы усвоили прочно,

        — Значит, вас на практике проверить можно?

        IV. Первичное закрепление.

        Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 64 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.

        При этом дети должны решить какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:

        s19003.edu35.ru

        ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ ХАММУРАПИ И ЕГО ЗАКОНЫ, 5 КЛАСС

        Транскрипт

        1 ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ ХАММУРАПИ И ЕГО ЗАКОНЫ, 5 КЛАСС МОЙ КОНСПЕКТ Л. Н. Назарова, МБОУ, «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа 1», пос. Новосергиевка, Оренбургская обл. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-исследование). Цель урока: создать педагогические условия, при которых ученик сможет достичь образовательных результатов. Презентацию см. на сайте Задачи урока: 1) личностные результаты: а) осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений; б) выявить способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; в) формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. 2) метапредметные результаты: регулятивные: формировать умение ставить цель и планировать пути достижения цели, самостоятельно контролировать своё время, управлять им и осуществлять контроль свои действий; коммуникативные: научить формулировать и аргументировать своё мнение и высказывать его полным ответом, развивать умение работать в группе для решения единой задачи; познавательные: развивать умения работы с учебной и дополнительной информацией, работы с текстом, умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях. 3) предметные результаты: а) ознакомить с жизнью и деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, его законами как памятником первому письменному законодательству; б) овладеть целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества на примере законов Хаммурапи; в) уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения деятельности Хаммурапи и роли его Законов в жизни Древнего Вавилона Основные понятия: закон, «царь четырёх стран света». Персоналии: Хаммурапи ( гг. до н. э.). Технологии обучения, используемые на уроке: кейс-технология. Учебно-методическое обеспечение: учебник Ф. А. Михайловский «Всеобщая история. История Древнего мира», рабочая тетрадь и мультимедийное приложение к учебнику Ф. А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира»; карты «Древние государства мира», «Древний Восток», «Вавилонское царство в XVIII в. н. э. Ассирийская держава в VIII VII вв. до н. э.»; схемы «Вавилон центр ремесла и торговли», «Виды преступлений, названные в законах Хаммурапи». Образовательные интернет ресурсы: Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша (рельеф верхней части столба Свода Законов) ИСТОРИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! 13

        2 Организационная структура урока Деятельность учащихся Этапы урока Деятельность учителя характеристика основных видов деятельности формируемые УУД I. Организационный момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место Быстрое включение в деловой ритм II. Актуализация опорных и знаний и их коррекция Проверить уровень полученных ранее знаний по теме «Страна двух рек» и провести их коррекцию Предлагает, вспомнив природные условия, предположить, что покупали и продавали купцы в Вавилоне. Организует работу со схемой (см. приложение 1) Называют природные условия Вавилона одной из цивилизаций Междуречья, выдвигают предположения о продаваемых и покупаемых товарах Регулятивные: осуществлять коррекцию, вносить необходимые дополнения и коррективы. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить, активно использовать речь для регуляции собственной деятельности III. Мотивационный этап (целеполагание) Ознакомить учащихся с темой урока Сообщает тему урока. Вы историки-исследователи. Предположите, что вам предстоит исследовать сегодня на уроке Слушают учителя. Формулируют учебные задач: познакомиться с личностью царя Хаммурапи и его законами как инструментом регулирования общественных отношений Регулятивные: принимать учебные задачи, сформулированные вместе с учителем Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками IV. Изучение нового материала Ознакомить с причинами возвышения Вавилона торговым, ремесленным и культурным центром В ходе рассказа о возвышении Вавилона в Междуречье организует работу с картой. Предлагает найти на карте Вавилон и определить его географическое положение. (презентация к уроку, слайд 2) Находят на карте Вавилон, описывают его местонахождение, делают вывод о связи географического положения Вавилона с причинами его возвышения. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию, аргументировать их Познакомить учащихся с личностью царя Хаммурапи Предлагает прослушать сообщение учащегося о вавилонском царе Хаммурапи (опережающее задание) и ответить на вопрос: Почему Хаммурапи называл себя «царем четырёх стран света»? Слушают сообщение о вавилонском царе Хаммурапи. Под руководством учителя отвечают на поставленный вопрос, используя текст учебника (п. 9, с. 55) Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета; находить ответы на поставленный вопрос во время работы с текстом учебника; развивать умение выделять главное и второстепенное в тексте 14 ИСТОРИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!

        3 Этапы урока Деятельность учителя Ознакомить с законами Хаммурапи и определить их значение Рассказ учителя об археологической находке каменного столба с текстом законов 9 (п. 2 стр. 57) (презентация, слайд 6). Предлагает ответить на вопросы из учебника. Задаёт вопрос: Какое новое слово вы встретили, работая с текстом учебника? Как вы понимаете это слово? Предлагает записать определение понятия закон в тетради (презентация, слайд 7) V. Динамическая пауза Учитель показывает ряд упражнений и проговаривает их выполнение VI. Практикум Развивать умение работы в группах с помощью кейстехнологии Учитель делит учащихся на три группы и раздаёт тексты с фрагментами свода законов Хаммурапи и вопросы для работы (приложение 2). Изучите статьи законов и ответьте на вопросы к ним. По окончании этой работы учащиеся должны ответить на вопрос: Справедливы ли законы царя Хаммурапи? IV. Проверка полученных результатов и их коррекция Закрепить знания, полученные на уроке Назовите причины возвышения Вавилона. Что такое закон? Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? Какие из этих законов мы можем считать справедливыми и могли бы использовать в наши дни, а какие несправедливыми? Корректируя ответы учащихся, делает выводы (презентация, слайд 8) и предлагает учащимся заполнить таблицу (приложение 3). Деятельность учащихся характеристика основных видов деятельности формируемые УУД Слушают рассказ учителя. Проводят поиск ответов, работая с тестом учебника 9 (п. 2 стр. 57). Примерные ответы учащихся: Новым словом было слово закон. Правила, при нарушении которых следует наказание. Учащиеся делают запись в тетради Познавательные: овладевать навыками смыслового чтения; осуществлять анализ; строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывать своё мнение Учащиеся выполняют упражнения Личностные: знать основы ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий Учащиеся делятся на группы и работают с предложенными фрагментами законов Хаммурапи, отвечают на вопросы к ним Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты, самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. Знакомятся с выводом по пройденному материалу. Заполняют предложенную таблицу Коммуникативные: высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других ИСТОРИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! 15

        4 Задаёт д. з. 9. Задание в рабочей тетради 9 Комментирует задание VI. Информация о домашнем задании Записывают д. з. в дневник Регулятивные: принимать учебную задачу Регулятивные: проявлять открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозировать способы саморегуляции и сотрудничества, оценивать свою активность и качество работы на уроке формируемые УУД Вавилонская улица (реконструкция) Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений, на листке условно отмечают свои ответы характеристика основных видов деятельности Дорога Процессий перед вступлением в основную часть Вавилона (реконструкция). Впереди ворота Иштар, по бокам стены замков. Вид с севера. Пергамский музей Предлагает проанализировать свою деятельность, работая с тестом: «А» ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный; «Б» ответил по просьбе учителя, ответ правильный; «В» ответил по своей инициативе, но ответ неправильный; «Г» ответил по своей инициативе, ответ правильный; «Д» не ответил V. Рефлексия Помочь учащимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке. Стены Вавилона после реконструкции Деятельность учителя Этапы урока Деятельность учащихся МОЙ КОНСПЕКТ 16 ИСТОРИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!

        5 РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Вавилон центр ремесла и торговли Привозноё сырье: камень, металлы (железо, медь, бронза, олово, свинец, серебро, золото); строевой лес (кедр, кипарис, дуб, бук и др.) Местное сырьё: глина, тростник, кожа, шерсть, лен, нефть Вавилон торговый и ремесленный центр Древнего Востока (Здесь можно было купить и продать любой товар, известный древнему миру) Вывозили в соседние страны: полированную мебель с инкрустациями из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней; косметику, парфюмерию; вино; изделия, украшенные стеклянной глазурью (бирюзовой, синей, желтой, белой, зеленой, коричневой, красной и др.); флаконы и другие изделия из стекла; поделки из синего стекловидного сплава, имитировавшего лазурит; шерстяные и льняные ткани; зерно Использовали в быту: сырую нефть для заправки светильников; асфальт и битум как растворы для кладки кирпича и средство для придания водонепроницаемости; циновки, ковры, корзины, сумки, сосуды из тростника и пальмовых волокон; обувь; кожаные предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы) и конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи); кожаные мехи для хранения жидкостей и бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых переправляли товар через реку; глиняную посуду ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КЕЙС «ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ ХАММУРАПИ И ЕГО ЗАКОНЫ» Работа с текстом законов Учащиеся делятся на три группы и получают тексты с фрагментами свода законов Хаммурапи и вопросы для работы. Они должны изучить предложенные статьи законов и ответить на вопросы к ним, а также выявить, справедливы ли законы царя Хаммурапи. Вопросы первой группе 1. Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам? 2. Какой труд поощряли законы? 3. Предположите, каким было отношение в Вавилонии к частной собственности. 4. Чьи интересы защищает закон? Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа? 5. Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны. ( 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей. ( 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля. ( 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвёртом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля. ( 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: «Поле я вновь обработаю», то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмёт зерно согласно своим обязательствам. ( 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить. ( 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил. ( 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой. ИСТОРИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! 17

        6 ( 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей. ( 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3. ( 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи. Вопросы второй группе 1. За какие преступления наказывали в Вавилонии? 2. Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? 3. Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора? 4. Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления? 5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему? ( 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит. ( 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело дело о жизни, то человек этот должен быть убит. ( 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение своё изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде. ( 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит. ( 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить. ( 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит. ( 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом всё своё пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить всё его пропавшее. ( 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам. ( 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришёл для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь. ( 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра. ( 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку. ( 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз. ( 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость. ( 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб. ( 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра. ( 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: «Неумышленно я ударил», и оплачивать лекаря. Вопросы третьей группе 1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Междуречье люди стремились хорошо выполнить свою работу? 2. Как относились в Междуречье к рабам? Какое вознаграждение полагалось вавилонянину за поимку раба? 3. Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей почитания своих родителей. 4. Предположите, каким было отношение в Вавилонии к частной собственности. 5. Кого защищали законы царя Хаммурапи? ( 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит. ( 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу, или же не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен. ( 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привёл его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра. ( 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину. 18 ИСТОРИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!

        7 ( 73) Если. жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет. ( 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит. ( 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: «Я отвергну своего сына», то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанёс отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства. ( 169) Если он нанёс своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства. ( 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приёмыш не может быть потребован обратно по иску. ( 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца. ( 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра. ( 218) Если лекарь сделал человеку тяжёлую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки. ( 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнён. ( 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя. ( 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств. ( 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадёжно и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно. ( 267) Если пастух был нерадив и на скотном дворе появились чесотка, то пастух, который причинил ущерб от чесотки на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их. Холм Бирс Нимруд, принимавшийся ранними исследователями за руины Вавилонской башни ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Виды преступлений, названные в законах Хаммурапи Государственные Должностные Религиозные Воинские Против семьи Против личности Против собственности Против царя, измена Взятка, изменение судебного режима Чародейство, святотатство, колдовство Дезертирство, отказ от воинской повинности и присвоение имущества воина Браки между родственниками, измена жены Ложное обвинение, умышленное и неумышленное убийство, оскорбление, лжесвидетельство Краж а, укрывательство и кража чужого раба, снятие с раба знака его рабства, повреждение или уничтожение чужого имущества, плохое качество работы ИСТОРИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! 19

        docplayer.ru