Полезные статьи

Бухучет налоги и право

Как ведется бухучет в ЖСК? Проводки, налоги, тарифы и смета в бухгалтерском учете

Различные виды жилищно-строительных кооперативов сегодня становятся всё более популярными.

Бухгалтерский учет в ЖСК имеет свои особенности и нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 755-97-04 . Это быстро и бесплатно !

Кем ведётся и как правильно вести?

Любой ЖСК относится к некоммерческим, негосударственным организациям, как и ТСЖ. Они создаются для того, чтобы совместно эксплуатировать имущество в кондоминиуме, управлять им. Такие организации не могут преследовать цели извлечь прибыль из своей деятельности. Об этом сказано в ГК РФ, пункте 1 статьи 50.

Если доверять бухгалтерский учет ЖСК настоящим профессионалам, такая задача становится достаточно простой.

ГК РФ Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Определение организационно-правовой формы – первый шаг на пути к тому, чтобы решить этот вопрос. Например, для группы потребительских кооперативов разработаны свои собственные правила.

Учётную политику выбирает бухгалтер ЖСК в зависимости от того, как организация платит налоги, какую систему для этого использует. Чаще всего отдают предпочтение упрощённому варианту. Благодаря этому спецрежиму тарифы на страховые взносы уменьшаются. Например, только в ПФР платятся взносы за работников, по тарифу они равны 20 процентам.

Какими бывают доходы и расходы ЖКХ?

Затратная смета ЖСК определяется расходами, запланированными на текущий год. Основная часть данной статьи формируется из:

  • проведения капитального ремонта, наличием общего имущества;
  • ремонтных и содержательных затрат;
  • средств, на которые фактически проводится ремонт в многоквартирном доме.
  • Что на счёт доходной части?

    Средства ТСЖ так же состоят из несколько пунктов, согласно тексту Гражданского Кодекса РФ.

  • Поступления разного характера.
  • Пособия и поступления, на основе которых многоквартирные дома эксплуатируются, ремонтируются капитально, по которым предоставляются отдельные виды услуг, других льгот.
  • Разряд доходов, которые приносит хозяйственная деятельность. Они потом применяются для дальнейшей работы организации.
  • Членские обязательные платежи и другие виды взносов.
  • Для каждого из видов доходов и расходов предусмотрены свои обозначения в отчётах. Например, есть такие группы:

  • доходы целевых бюджетных фондов обозначаются как 400000;
  • вид перечислений без дополнительных трат: 3000000;
  • раздел доходов, налогами не облагаемых: 2000000;
  • налоговые доходы: 1000000.
  • Далее идут сочетания из нулей, единиц по конкретным разновидностям.

    1. Налог по прибыли для учёта физических лиц из-за рубежа 101010.
    2. Прибыль, которую получают организации и предприятия: 1010101.
    3. Налог на прибыль организаций и предприятий по конкретной статье: 1010100.
    4. Прибыль и прирост капитала: 1010000.
    5. Доходы, облагаемые налогом: 1000000.

    Что облагается налогом, а что – нет?

    Следует выяснить, какие налоги платит ЖСК. При упрощённой системе налогообложения есть поступления, которые не облагаются налогами:

  • денежные средства, полученные организацией в роли комиссионера, агента, других поверенных;
  • бюджетный капитал, выделяемый для долевого финансирования, чтобы провести капитальный ремонт;
  • средства собственников, которые выделяются на финансирование капитального ремонта;
  • взносы членов на содержание самой организации, ведения уставной деятельности.
  • В качестве адресата, который получает целевые поступления, руководство организации должно вести учёт раздельно для определённых целей.

    Что такое тарифы ЖСК, на что они устанавливаются?

    Установка тарифов проводится на основе одного документа – перечня и периодичности по работам, услугам, связанным с содержанием и ремонтом общего имущества. Тарифы ЖСК нужны для формирования стоимости только работ в данной сфере деятельности. Ни в каких других сферах.

    Технико-экономические сведения о многоквартирном доме помогают рассчитать затраты по каждому конкретному объекту.

    Хорошо, если этот документ будет подробным – тогда и расчёт позволит получить как можно больше информации. Так специалисты получат больше свободы при дальнейшем расчёте тарифов.

    Рекомендации от правительства предусматривают практическое применение каждого из этих вариантов. Кроме того, значение имеют следующие данные:

  • Ставки по налогам и сборам, определяемые текущим законодательством.
  • Стоимость топлива и коммунальных ресурсов, строительных работ.
  • Оплата ЖСК труда на основании тарифной сетки.
  • Расходы по труду рабочих, имеющих первый разряд.
  • Как составляется смета?

    По содержанию документа универсальных требований не существует. Поступления и затраты – две основные части. Расходы можно добавлять вне зависимости от их разновидности. Но есть обязательные детали, которые должны присутствовать внутри любых смет. Это части с:

  • прочими сведениями;
  • отчислениями для фонда по капитальному ремонту;
  • затратами по оплате услуг связей, коммунальных платежей;
  • ремонтными сметами по домовладению, расходами по содержанию;
  • информацией по администрации и управлению процессами.
  • Суммы налогов с физических лиц – часть этих затрат. В частности, регистрируемое имущество, оформленное на них. Дорогостоящие виды оборудования лучше оформлять в общеделовую собственность. Есть другие виды налогов, но лица с юридическим статусом к ним отношения не имеют. Непредвиденные расходы тоже следует предусматривать в смете, хотя бы в небольшом объёме.

    Бухучет в ЖСК: проводки

    Они могут выглядеть следующим образом:

    О бухгалтерах

    Многим кажется, что работать бухгалтером в таких организациях просто, но это лишь иллюзия. Многоквартирные дома – не самостоятельные объекты для жилищных прав. Они входят в долевую собственность. Потому ни одна организация не может ставить их себе на баланс.

    Бухгалтера в организациях нужны для того, чтобы детально рассчитывать и учитывать задолженности по каждому плательщику. Это касается непредвиденных расходов, членских и иных взносов. Учёту подлежат субсидии и льготы.

    Бухгалтера должны учитывать, что для ЖСК действует упрощённая система налогообложения с пониженными тарифами по многим пунктам. Часто сотрудники путаются в этом вопросе, из-за чего создаётся множество сложных ситуаций.

    В бухгалтерских книгах отражаются доходы, связанные с предпринимательской деятельностью:

  • Проценты по депозитным счетам.
  • Проценты от радиоузла, связанные с платежами по радио.
  • Пени за просрочку платежей.
  • Доход от сдачи помещений в аренду.
  • В таком случае бухгалтера отмечают все поступления от членов как выручку от указанного вида деятельности. Сумма единого налога рассчитывается с учётом всех поступлений, которые подлежат учёту.

    Для налоговой службы важно доказать, что любые поступления от членов носят целевой характер. Из-за чего они не подлежат налогообложению на упрощённой системе. Но в бухгалтерских книгах они отображения не находят. Почему?

    Всё зависит от решений самого бухгалтера по поводу того, использовать пониженные тарифы или нет. Это лишь одна из сложных ситуаций, с которой можно столкнуться на практике. Кроме того, такому сотруднику важно понимать, как называются те или иные виды расходов, доходов.

    Необходимо правильно составлять тарифные сетки, не допуская ошибок. И следить за каждым членом, как уже говорилось выше.

    И в каждом случае существует своя форма отчётности. И не всегда есть выбор, вести её в электронном, или бумажном виде. Выбирая систему налогообложения, бухгалтер ЖСК руководствуется только своей логикой.

    Он заранее всё просчитывает и ищет решение, которое было бы выгодно для всех. Письма Минфина помогают рассчитать налоговую базу.

    Как видно, деятельность бухгалтера в ЖСК не так проста. Это кажется только на первый взгляд. Лишь иногда электронные сервисы становятся незаменимыми помощниками, чаще всего работа выполняется вручную.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 755-97-04 (Москва)
    +7 (812) 565-33-84 (Санкт-Петербург)

    101urist.com

    Бухучет и налоги в Украине

    Бухучет на предприятии, статистическая отчетность.

    Справочная и аналитическая информация:

    организация бухучета / організація бухобліку ,
    счета бухучета (план счетов бухучета) / план рахунків ,
    учетная политика предприятия / облікова політика ,
    финансовая отчетность / фінансова звітність ,
    бухгалтерские проводки, / бухгалтерські проводки ,
    все стандарты бухучета ,
    нормативные акты по бухучету ,
    о требованиях к бухгалтеру и организации бухгалтерской службы,
    об ответственности бухгалтеров,
    о передаче дел пpи смене бухгалтера.

    Бухучет oтдельных операций и их оформление:

    Налоги. Справочная и аналитическая информация о налогах (на двух языках):

    Налог на прибыль / Податок на прибуток ,
    НДС / ПДВ ,
    Единый социальный взнос / Єдиний соціальний внесок .
    НДФЛ / ПДФО .
    Военный сбор / Військовий збір ,
    Единый налог / Єдиний податок ,
    Экологический налог / Екологічний податок ,
    Налог на недвижимость / Податок на нерухоме майно .
    Плата за землю / Податок на землю .

    Отдельные темы раскрыты в сборниках:

    Налоговая накладная / Податкова накладна ,
    Книга учета доходов / Книга обліку доходів ,
    Декларация по единому налогу / Декларація платника єдиного податку ,
    Декларация о доходах / Декларація про доходи ,
    Декларация по НДС / Декларація з ПДВ ,
    Отчет по ЕСВ / Звіт з ЄСВ .
    Форма 1-ДФ / Звіт 1-ДФ ,
    Декларация по налогу на прибыль / Декларація з податку на прибуток ,
    Электронное администрирование НДС / Електронне адміністрування ПДВ ,
    Электронная отчетность / Електронна звітність .

    Отношения с персоналом : кадры, зарплата, труд, гарантии, компенсации. Справочная и аналитическая информация.

    Расчет отпускных / Розрахунок відпускних ,
    Индексация зарплаты / Індексація зарплати ,
    Табель учета рабочего времени / Табель обліку робочого часу ,
    Компенсация за неиспользованный отпуск / Компенсація за невикористану відпустку ,
    Суммированный учет рабочего времени / Підсумований облік робочого часу ,
    Штатное расписание / Штатний розпис ,
    Больничные / Лікарняні ,
    Зарплата в командировке / Зарплата у відрядженні .
    Пособие по беременности и родам / Допомога по вагітності та пологах .
    Отпуск по уходу за ребенком / Відпустка по догляду за дитиною .
    Дополнительный отпуск на детей / Додаткова відпустка на дітей .
    Отпуск по беременности и родам / Відпустка по вагітності та пологах .

    Часто задаваемые вопросы [ — на двух языках]

    www.buhoblik.org.ua

    ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АПТЕЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

    Аптечное предприятие (аптека) является одновременно и предприятием розничной торговли, и предприятием, оказывающим услуги населению (например, услуги проката изделий медицинского назначения), и производственным предприятием (производственная аптека, изготавливающая лекарства по рецептам врачей).

    И.Л. Титова
    Аудитор юридической компании «Юнико-94»

    Приведем основные нормативные документы, определяющие специфику учета и налогообложения аптек:

  • Федеральный закон от 22.06.1998 г. No 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 29.12.2004 г.);
  • Федеральный закон от 08.08.2001 г. No 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 21.03.2005 г.) – фармацевтическая деятельность лицензируется;
  • Постановление Правительства РФ от 01.07.2002 г. No 489 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. от 04.02.2003 г.);
  • Постановление Правительства РФ от 09.11.2001 г. No 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» — на некоторые лекарства установлена фиксированная розничная надбавка;
  • Приказ Минздрава РФ от 04.03.2003 г. No 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003» (в ред. от 29.08.2004 г.).
  • Рассмотрим некоторые особенности налогообложения в аптеках.

    В соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ (в ред. от 03.06.2005) для аптечных предприятий характерны следующие налоги и сборы:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • единый социальный налог;
    • налог на прибыль организаций;
    • налог на имущество;
    • транспортный налог;
    • налог на землю.
    • Аптека является налоговым агентом:

    • по налогу на доходы физических лиц своих работников;
    • по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ, если арендует федеральное или муниципальное имущество;
    • по налогу на прибыль при выплате дивидендов юридическим лицам.
    • С 2003 г. некоторые аптеки применяют специальные налоговые режимы:

    • упрощенную систему налогообложения (УСНО), если удовлетворяют критериям, приведенным в статье 346.12 НК РФ;
    • систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в субъектах РФ, где этот налог введен для розничной торговли, если площадь торгового зала по каждому объекту организации торговли не превышает 150 квадратных метров (статья 346.26 НК РФ).
    • НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

      Элементы налогообложения по налогу на добавленную стоимость (НДС) установлены главой 21 НК РФ.

      Аптечные организации за исключением организаций, имеющих право на освобождение от обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ или перешедших на УСНО или ЕНВД, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

      Объектом налогообложения для производственных аптек и аптек, работающих по договорам купли-продажи, являются операции по реализации товара — лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, разрешенных к реализации через аптечные сети.

      Для аптек, оказывающих услуги (услуги по комиссионной торговле, услуги проката изделий медицинского назначения) – операции по реализации услуг.

      Налоговая база определяется как:

    • стоимость реализованных товаров исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ с учетом акцизов (статья 154 НК РФ).
    • выручка от реализации услуг (комиссионное вознаграждение – для аптек, работающих по договору комиссии).
    • В целях налогообложения в налоговую базу по НДС включаются авансовые платежи в счет предстоящих поставок товара по расчетным ставкам — 10/110 и 18/118 (например, предоплата ЛПУ за товар) (статья 162 НК РФ).
    • Момент определения налоговой базы закрепляется в учетной политике предприятия (статья 167 НК РФ). В аптеках, как у предприятий розничной торговли, момент отгрузки совпадает с моментом оплаты, поэтому чаще всего в учетной политике аптечные предприятия утверждают для целей налогообложения НДС дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки товара (услуг).

      По ставке 10 % в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ облагается:

    • реализация лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;
    • реализация изделий медицинского назначения;
    • реализация продуктов детского и диетического питания, товаров для детей, таких как игрушки, подгузники.
    • Коды видов продукции, облагаемых по ставке 10 %, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

      Для продовольственных товаров и товаров для детей Правительство РФ коды утвердило Постановлением от 31.12.2004 г. No 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» (в ред. от 23.03.2005 г.). Для лекарств и изделий медицинского назначения при отсутствии соответствующего Постановления РФ МНС РФ в своем Письме от 28.01.2002 г. No ВГ-6-03/99 в целях применения налоговой ставки 10 % предлагает руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции, перечисленными в Письме Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 10.04.1996 г. No ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 «О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции», зарегистрированном в Минюсте РФ 07.05.1996 г. No 1081.

      Таким образом, пока Правительство РФ не определилось с кодами, ставка НДС 10 % применяется:

    • для лекарственных средств, зарегистрированных в установленном порядке, т. е. имеющих регистрационное свидетельство Минздрава РФ и помещенных в Государственный реестр лекарственных средств за исключением лечебно-профилактических, пищевых добавок, репеллентов;
    • для изделий медицинского назначения, включая изделия-полуфабрикаты, помещенные под кодовыми обозначениями 93 8000-93 9000 «Препараты биологические», «Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения».
    • Некоторые группы товаров и услуги, которые реализуются через аптечную сеть, освобождаются от налога в соответствии со статьей 149 НК РФ, это:

    • важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 г. No 19;
    • протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним;
    • технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 г. No 998 (в ред. от 10.05.2001 г.);
    • очки (за исключением солнцезащитных), линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных) по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 г. No 240;
    • услуги аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств.
    • В соответствии со статьей 156 НК РФ также не подлежат налогообложению услуги по реализации вышеперечисленных товаров (по договору комиссии).

      Операции по реализации перечисленных выше товаров и услуг не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ (пункт 6 статьи 149 НК РФ).

      У аптеки могут возникнуть проблемы с налоговыми органами при применении льготы по НДС по протезно-ортопедическим изделиям при отсутствии лицензии на оказание протезно-ортопедической помощи.

      Это обусловлено тем, что согласно пункту 7 Методических рекомендаций по применению Главы 21 НК РФ, утвержденных Приказом МНС от 20.12.2000 г. No БГ-3-03/447 (в ред. от 16.01.2004 г.), право на применение освобождения от налогообложения по НДС при реализации протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним возникает при наличии у налогоплательщиков лицензии, выданной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 г. No 309 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи» (в ред. от 01.02.2005 г.).

      Согласно этому Положению деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи включает в себя также реализацию протезов различных конструкций.

      Таким образом, по мнению налогового ведомства, для получения льготы по налогу на добавленную стоимость при осуществлении деятельности по реализации протезно-ортопедических изделий, необходимо наличие лицензии на оказание протезно-ортопедической помощи, выданной в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ (Росздравнадзор РФ). В противном случае налоговые органы могут отказать в применении льготы, доначислить налог с реализации протезно-ортопедических изделий по ставке 10 % (протезно-ортопедические изделия согласно «Общероссийскому классификатору продукции» ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. No 301, относятся к изделиям медицинского назначения).

      По нашему мнению, аптеки, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, в соответствии с пунктом 9 статьи 32 Федерального закона РФ от 22.06.1998 г. No 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 29.12.2004 г.) имеют право торговать изделиями медицинского назначения, каковыми являются протезно-ортопедические изделия, а, следовательно, имеют необходимую для такой торговли лицензию. Однако, налоговые органы, ссылаясь на обязательные для них вышеуказанные Методические рекомендации, могут не согласиться с таким толкованием подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, что вызовет необходимость судебного решения конфликта. Решение судебных инстанций по данному вопросу в отсутствие арбитражной практики прогнозируется плохо.

      Во избежание подобного конфликта с неоднозначным исходом рекомендуем либо получить лицензию на протезно-ортопедическую деятельность, либо не применять льготу по освобождению от НДС при реализации протезно-ортопедических изделий.

      Несколько слов об услугах по изготовлению лекарственных средств (НДС не облагаются), так называемых тарифах на изготовление лекарств. Согласно п. 1.4.3. Методических рекомендаций для практических и научных работников No 98/124 «О внутриведомственном первичном учете лекарственных средств и других медицинских товаров в организациях розничной фармацевтической (аптечной) сети всех организационно-правовых форм, расположенных на территории Российской Федерации» (утвержденных заместителем Министра здравоохранения РФ от 14.05.1998 г.), цена лекарственного средства внутриаптечного изготовления состоит из аптечной стоимости лекарственных ингредиентов, в т. ч. дистиллированной воды, если она включена в пропись рецепта, стоимости аптечной посуды, стоимости вспомогательных материалов (пробок, колпачков, этикеток и т.п.), а также тарифа за изготовление лекарства. Реализация такого лекарства внутриаптечного изготовления будет облагаться НДС по ставке 10%. На практике чаще всего невозможно выделить отдельно тариф на изготовление лекарства и применить льготу, т.к. в этом случае не удается обеспечить раздельного учета реализации товара, который облагается налогом по разным ставкам. В п. 6.17.1. Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 20.12.2000 г. No БГ-3-03/447 (в ред. от 17.09.2002 г.) разъясняется применение льготы на тарифы:

    • «При освобождении от налогообложения услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств следует иметь в виду, что у этих организаций должна быть лицензия, и они оказываются на основании договоров с юридическими лицами (в частности, с больницами) на изготовление (внутриаптечное изготовление) лекарственных средств из сырья заказчика (пункт 6.17.1 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 г. No ВГ-3-03/491)».
    • Операции по реализации всех остальных товаров в аптеках облагаются НДС по ставке 18 % (это парафармацевтика, медицинская техника, не вошедшая в Перечень жизненно важной и необходимой техники, репелленты, биологически-активные добавки, минеральные воды и другие товары, разрешенные к реализации через аптечную сеть).

    • При применении различных налоговых ставок налоговая база устанавливается раздельно по каждому виду товаров (работ, услуг) (статья 153 НК РФ). Используемые в аптеках складские компьютерные программы (например, «Аптека-2000», «М-Аптека» и др.) обеспечивают раздельный учет реализации и поступления товара.
    • При исчислении НДС, подлежащего внесению в бюджет, следует учитывать налоговые вычеты.
    • Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику в отношении товаров (работ, услуг) при соблюдении следующих 4-х условий:

    • Товар должен быть оприходован, услуги оказаны;
    • Товары (услуги) должны быть оплачены, причем в расчетных документах НДС должен быть выделен отдельной строкой;
    • Товары (услуги) приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ;
    • Необходимо наличие правильно оформленных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (услуг) с выделением в них суммы НДС.
    • Если приобретаемые товары или услуги используются для реализации товаров, не подлежащих налогообложению (например, предметов ортопедии), то суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (услуг), учитываются в стоимости таких товаров (услуг), в т. ч. основных средств и нематериальных активов (пункт 2 статьи 170 НК РФ).

      Так как аптеки реализуют товары (услуги) как облагаемые налогом, так и освобожденные от него, то в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (услуг), принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для реализации товаров (услуг), подлежащих налогообложению и освобожденных от него.

      Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (услуг), отгруженных за налоговый период.

      Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

      Если ежемесячно в течение квартала выручка от реализации товаров (услуг) без учета НДС не превышает один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал (статья 163 НК РФ).

      Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 174 НК РФ). При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию. Форма декларации утверждена Приказом Минфина РФ от 03.03.2005 г. No 31н.

      Если аптека не является плательщиком НДС (например, применяет специальные налоговые режимы), но является налоговым агентом по НДС по аренде государственного или муниципального имущества, то она представляет в налоговую инспекцию титульный лист и разд. 1.2 и 2.2 декларации по НДС (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 31.12.2004 г. No 21-14/85240, Письмо УФНС РФ по г. Москве от 15.11.2004 г. No 24-11/73835).

      Элементы налогообложения по акцизам установлены главой 22 НК РФ.

      Налогоплательщиками акцизов являются аптечные организации, производящие и реализующие подакцизные товары, т. е. производственные аптеки.

      Подакцизными товарами для аптек признаются (статья 181 НК РФ):

    • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
    • спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 %.
    • Здесь необходимо отметить, что специальной лицензии, связанной с оборотом спирта этилового, аптеке получать не нужно. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 г. No 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. от 02.11.2004 г.) действие закона не распространяется на деятельность аптечных предприятий, использующих этиловый спирт для производства препаратов, которые включены в Государственный реестр лекарственных средств, а также изготавливающих из него лекарства по рецептам врачей.

      Лекарственные средства и препараты, лечебно-профилактические средства, содержащие спирт, не признаются объектом налогообложения, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения либо изготовлены аптечными организациями и разлиты в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств.

      На сегодняшний день действует только Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.001-00 «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения» (утвержден приказом Минздрава России от 01.11.2001 г. No 388). Согласно пункту 1.3. данного документа, стандарт не распространяется на лекарственные средства, изготовленные в аптеках. Поэтому выходит, что сейчас аптеки могут не платить акциз с произведенных ими настоек, только если содержание этилового спирта в них не превышает 9 %.

      Объектом налогообложения по акцизам являются операции по реализации аптеками на территории РФ произведенной ими подакцизной продукции (статья 182 НК РФ).

      Это означает, что если аптека просто перепродает этиловый спирт в той же упаковке, в которой он был получен от поставщика (не меняя ни концентрации, ни объема), то платить акцизы не нужно.

      Также необходимо особо отметить, что и фармакопейные спирты облагать акцизами нужно. Дело в том, что и в фармакопейных статьях, и в Государственном реестре они считаются именно спиртами этиловыми, а не спиртосодержащими растворами. Аналогичный вывод содержится в письме МНС России от 03.09.2003 г. No 03-4-11/2581/43-АД824.

      Налоговые ставки определены в статье 193 НК РФ по каждому виду подакцизного товара. Для этилового спирта из всех видов сырья установлена ставка 19 руб. 50 коп. за 1 л безводного этилового спирта.

      Налоговый период составляет один календарный месяц.

      Уплата акциза осуществляется исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем (статья 204 НК РФ).

      Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

      Декларация по акцизам заполняется по формам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 03.03.2005 г. No 32н.

      НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

      Элементы налогообложения по налогу на прибыль установлены главой 25 НК РФ.

      Аптечные организации, не применяющие специальные налоговые режимы (УСНО и ЕНВД), являются плательщиками налога на прибыль.

      Если аптека, применяющая специальный налоговый режим, выплачивает дивиденды организациям, применяющим обычный режим налогообложения, то она обязана удержать налог на прибыль по ставке 9 % (до 1 января 2005 г. – 6 %). Налог перечисляется в течение 10 дней со дня выплаты дохода (пункт 4 статьи 287 НК РФ) (письмо Минфина РФ от 22.07.2004 г. No 03-03-05/1/85). Организации представляют в налоговую инспекцию титульный лист налоговой декларации по налогу на прибыль и лист 03.

      Из особенностей по налогу на прибыль для аптечных организаций следует отметить порядок распределения расходов для непроизводственных и производственных аптек.

      Для непроизводственной аптеки, как предприятия розничной торговли, порядок определения расходов определяется статьей 320 НК РФ. К прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров — в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

      Для производственной аптеки к прямым расходам относятся:

    • затраты на приобретение сырья и материалов, используемых при изготовлении лекарств (ингредиенты, стеклянная тара, этикетки, бумажные капсулы и т. д.);
    • расходы на оплату труда и ЕСН производственного персонала;
    • амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве лекарств (лабораторное оборудование, холодильники и т.д.).
    • Все другие расходы признаются косвенными.

      Косвенные расходы на производство и реализацию, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода.

      Сумма прямых расходов относится на уменьшение доходов от производства и реализации частично. Исключаются суммы прямых расходов, распределенных на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.

      В соответствии со статьей 313 НК РФ аптеки должны вести налоговый учет, представляющий собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов.

      Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

      К налоговой базе, определяемой аптечными предприятиями, применяется ставка – 24 % (статья 284 НК РФ).

      Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетными периодами – квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (статья 285 НК РФ).

      Налогоплательщики и налоговые агенты представляют в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

      Форма декларации утверждена приказом МНС РФ от 11.11.2003 г. No БГ-3-02/614 (в ред. от 03.06.2004 г.).

      НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

      Элементы налогообложения по налогу на доходы физических лиц установлены главой 23 НК РФ.

      Плательщиками налога являются физические лица — налоговые резиденты РФ, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от источников, расположенных на территории РФ (ст. 207 НК РФ).

      По этому налогу отметим, что аптека как налоговый агент начисляет и уплачивает в бюджет налог, которым облагаются доходы, полученные работниками. Под доходами понимается сумма всех доходов.

      Нередко аптеки оплачивают обучение своих сотрудников в высших учебных заведениях, проезд, выплачивают дополнительные пособия своим пенсионерам — все эти выплаты будут облагаться налогом на доходы.

      Если работнику аптечная организация предоставляет беспроцентный заем, то возникает доход в виде материальной выгоды. Налоговая база исчисляется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на дату получения этих средств над суммой процентов, исчисленных по условиям договора займа (ст. 212 НК РФ). Ставка налога по таким доходам – 35 %.

      Обязанность налогового агента аптеки определять налоговую базу при получении работником дохода в виде материальной выгоды за пользование заемными средствами, а также исчислять, удерживать и перечислять в бюджет сумму исчисленного и удержанного налога, Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. Однако работник в соответствии со статьями 26, 29 НК РФ вправе уполномочить организацию, выдавшую заемные средства, участвовать в отношениях по уплате НДФЛ с указанной материальной выгоды в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.

      Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация обязана исчислять НДФЛ с суммы материальной выгоды, только если работник представит письменное заявление об этом. Удержать НДФЛ организация может при очередной выплате заработной платы, при этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 % суммы выплаты (пункт 4 статьи226 НК РФ).

      В ст. 217 НК РФ приведен перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Это, в частности, государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

      Спецодежда, выданная работникам в соответствии с законодательством, является собственностью аптеки, остается в организации при увольнении работника и налогом на доходы физических лиц не облагается.

      При определении налоговой базы налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты. Из всех налоговых вычетов аптека как налоговый агент может применить:

    • Стандартные налоговые вычеты (в соответствии со ст. 218 НК РФ).
    • Стандартный налоговый вычет предоставляется ежегодно по личному заявлению работника предприятия при предоставлении копий соответствующих документов, подтверждающих право налогоплательщика на стандартный налоговый вычет.

    • Имущественный налоговый вычет (в соответствии со статьей 220 НК РФ).
    • Чтобы получить имущественный вычет на предприятии (в аптеке) сотруднику необходимо написать заявление на имущественный вычет и предоставить в бухгалтерию аптеки специальную форму, полученную в налоговом органе по месту жительства, которая подтверждает право на получение имущественного вычета.

      Имущественный вычет предоставляется в сумме, израсходованной работником на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.

      Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год (статья 216 НК РФ).

      Согласно пункту 7 статьи 226 НК РФ НДФЛ уплачивается по месту учета налогового агента (аптеки) в налоговом органе за резидентов по ставке 13 %, за нерезидентов по ставке 30 %.

      Налог на доходы физических лиц перечисляется не позднее:

    • дня, следующего за днем фактического получения дохода, если доход выплачивается в денежной форме;
    • дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы, если доход выплачивается в натуральной форме или в виде материальной выгоды;
    • дня фактического получения наличных денежных средств в банке на выплату дохода или дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов на счета налогоплательщика, если выплачиваемый доход налоговые агенты получают или перечисляют со своих банковских счетов.
    • Здесь необходимо помнить, что при межрасчетных выплатах работникам это:

    • выплаты по больничному листу;
    • отпускные;
    • дополнительные премии к юбилейным датам и другие выплаты.
    • Исчисленный налог перечисляется налоговым агентом — аптекой не позднее дня фактической выплаты дохода.

      Если выплата заработной платы осуществляется два раза в месяц в соответствии со ст. 136 ТК РФ, то с сумм аванса, выплачиваемого в середине месяца, исчисление и перечисление налога не требуется. В своем письме — ответе на частный вопрос — Минфин РФ придерживается такой же точки зрения (Письмо Минфина РФ от 06.03.2001 г. No 04-04-06/84).

      ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

      Элементы налогообложения по единому социальному налогу установлены главой 24 НК РФ.

      Налогоплательщиками являются аптечные организации, производящие выплаты физическим лицам, за исключением аптек, применяющих специальные налоговые режимы.

      Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу своих работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (статья 236 НК РФ).

      Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу своих работников, в денежной или натуральной форме.

      Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года.

      Если в аптеках работают инвалиды I, II и III группы, аптеке предоставляются льготы в виде освобождения от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом (статья 239 НК РФ).

      В статье 238 приведен перечень выплат, не подлежащих налогообложению.

      Аптечных организациям необходимо обратить внимание на пункт 3 статьи 236 — если выплаты в пользу работников не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, то они не являются объектом налогообложения ЕСН.

      Статьей 270 НК РФ предусмотрено, что в составе расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, отражаются затраты:

    • на любые виды вознаграждений, представляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, предоставляемых на основании трудовых договоров;
    • премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;
    • материальную помощь всех видов.

    К расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, можно отнести премии к юбилейным датам, премии за участие в конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях.

    Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетным периодом по ЕСН признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

    Ставки налога устанавливаются в зависимости от величины дохода на каждого работника. В статье 241 НК РФ приведена регрессивная шкала ставок.

    Уплата авансовых платежей производится ежемесячно, но не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

    Сумма налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах тарифов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 г. No 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в ред. от 28.12.2004 г.). Сумма вычета не может превышать сумму ЕСН, подлежащую уплате в федеральный бюджет, которая исчислена за тот же период.

    Форма налоговой декларации по ЕСН утверждена Приказом Минфина РФ от 10.02.2005 г. No 21н. Декларация представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    mosapteki.ru