Полезные статьи

Акциза сколько налог

Акцизы на топливо в России

Акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо представляют собой вид налогов, взимаемых с предпринимателей и организаций. Их отчисление осуществляется при выполнении определенных хозяйственных операций, включая перемещение продукции через границу таможенного контроля РФ. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет акциз на топливо. В статье будут описаны особенности обложения, порядок взимания, а также установления ставок.

Общая характеристика акциза

Этот налог по принадлежности к уровню управления и власти является федеральным. Платеж считается налогом общего (нецелевого) назначения. Это означает, что средства используются без привязки к каким-то конкретным мероприятиям. По способу изъятия акцизный платеж, как и НДС, считается косвенным. Способ обложения относит налог к неокладным, то есть обязанность по исчислению и выплате возлагается на плательщика. Еще одним отличительным признаком акциза выступает критерий, определяющий полноту прав использования налоговых поступлений. По этому показателю он относится к категории регулирующих обязательных отчислений. Это обуславливается тем, что его зачисление предусматривается в законодательстве как в региональные бюджеты, так и в федеральный. Список подакцизной продукции достаточно узок. В него, кроме топлива, входят:

  1. Табачные изделия.
  2. Автомобили.
  3. Алкогольная, спиртосодержащая продукция, спирт.
  4. Моторные масла.
  5. Пиво.
  6. Механизм выплаты

    Акцизы на бензин и дизельное топливо исчисляются и взимаются по определенному порядку. Механизм расчета и выплаты предполагает установление суммы налога в процессе совершения операции с соответствующей продукцией и включение ее в стоимость товара. Это значит, что каждому экономическому субъекту, участвующему в обороте подакцизных изделий, надлежит рассчитать платеж и при реализации передать эту обязанность последующему контрагенту. Такая схема действует до конечного потребителя. Он, в свою очередь, несет бремя налогообложения. Введение акциза на топливо обеспечивает регулирование потребления ГСМ.

    Плательщики

    В качестве субъектов, обязанных отчислять акцизы на топливо, выступают индивидуальные предприниматели, организации, а также лица, перемещающие ГСМ через таможенный контроль РФ. Ст. 179 НК устанавливает, что необходимость совершения платежа возникает с момента осуществления хозяйственной операции. В этой связи, акцизы на топливо обязаны выплачивать все субъекты, их совершающие. К ним, в том числе, относят и иностранных лиц. В качестве плательщиков налога по факту совершения хозяйственных операций выступают также и обособленные подразделения предприятий.

    В процессе совершения операций с некоторыми видами товаров возникновение обязанности по уплате налога сопровождается рядом особенностей. В частности, при обложении действий с прямогонным бензином плательщиками считаются только непосредственные его производители. Аналогичные правила действуют в отношении выпуска нефтехимической продукции из него. Кроме этого, особенности возникновения статуса плательщика предусмотрены для предприятий, которые осуществляют деятельность по договору простого товарищества. При этом допускается уплачивать акциз на топливо как совместно, так и отдельным субъектом, на которого эта обязанность возлагается остальными участниками. Это лицо обязано не позже следующего дня после осуществления первой хозяйственной операции уведомить налоговый орган о выполнении им обязанности плательщика по условиям договора товарищества. Вместе с этим ему необходимо встать на учет в качестве субъекта, ведущего дела объединения. Это осуществляется независимо от факта его регистрации как субъекта, осуществляющего собственную деятельность. При своевременном и полном отчислении акциза лицом, выполняющим платежные обязательства в рамках соответствующего договора, обязанность по уплате этого налога остальными участниками будет считаться исполненной.

    Объект обложения

    В качестве него ст. 182 НК устанавливает определенный перечень операций, которые совершаются с подакцизной продукцией. К ним, в частности, относят:

  7. Реализацию на территории РФ произведенных плательщиками подакцизных товаров.
  8. Получение и оприходование товаров, отдельных видов изделий, на давальческой основе в том числе.
  9. Перемещение продукции через таможенный контроль РФ.
  10. В качестве реализации, согласно ст. 182 НК, выступает передача права собственности на товар одним субъектом другому на безвозмездной или возмездной основе, а также применение его в качестве натуральной оплаты.

    Признание объекта

    Акциз на топливо в России действует в отношении некоторых операций по передаче выпущенных на ее территории ГСМ:

  11. Из давальческого сырья — его собственнику или иным лицам.
  12. В структуре организации — для последующего изготовления неподакцизных товаров.
  13. Для собственных нужд.
  14. На переработку на давальческой основе.
  15. Акциз на топливо в России уплачивается при передаче его на территории страны организацией своему участнику при его выбытии/выходе из объединения, товариществом — члену при выделе его имущественной доли или разделе имущества. Объект обложения возникает и в случае реализации субъектами бесхозяйных, конфискованных либо подлежащих обращению в муниципальную/государственную собственность соответствующих товаров.

    Важный момент

    В качестве еще одной особенности возникновения объекта обложения при изготовлении продукции выступает то, что по пункту третьему ст. 182 НК, для исчисления налога к производству приравнивают любой вид смешения изделий в местах их хранения и реализации, в результате чего появляется подакцизная продукция. Данное правило не действует в отношении организаций общепита. При смешении образуется товар, в отношении которого устанавливается повышенная акцизная ставка в сравнении с той, которая определена для сырья.

    Оприходование

    Группу операций, связанных с получением продукции, относят к особой категории. Обязанность уплатить акцизы на топливо возникает при оприходовании конкретного его типа. Под этой операцией следует понимать принятие его к учету в виде готовой продукции, выпущенной из собственного сырья и с использованием своих материалов. Кроме этого, в качестве обязательного условия для факта возникновения указанной обязанности выступает наличие свидетельства. Оно выдается предприятию на добровольной основе.

    Особенности получения свидетельства

    Этот документ выдается предпринимателям и организациям, осуществляющим выпуск:

    1. Прямогонного бензина, из давальческого сырья/материалов в том числе.
    2. Нефтехимической продукции, если для ее производства используется указанное выше горючее.

    Для получения свидетельства на выпуск прямогонного бензина у предприятия должны быть соответствующие производственные мощности. Они могут принадлежать заявителю на праве пользования, собственности, владения или иных законных основаниях. Для получения свидетельства на переработку бензина необходимо, чтобы у заявителя был договор об оказании услуг по обработке давальческого сырья, в результате которой производится указанное горючее. На основании этого соглашения документ выдается в том случае, если предприятие выступает в качестве собственника перерабатываемого бензина, а контракт заключен с производителем нефтехимической продукции.

    Нормативные документы

    В гл. 21 НК правительством были внесены поправки, в соответствии с которыми:

  16. Утверждены ставки налогов на горючее на 2016-2017 гг. в размерах, установленных на 2014 г. Повышение акциза на топливо ожидается в 2018 году. Индексация составит 5% к показателям 2017-го г.
  17. Акцизы на автомобильное топливо устанавливается в размере 10.5 т. р./т. Это должно дестимулировать изготовление горючего ниже 5-го класса.
  18. Исключены некоторые виды продукции из ст. 181. Это, в частности, коснулось судового и печного топлива. Данное исключение предусматривается с одновременным признанием в качестве объектов обложения всех средних дистиллятов, к которым, в числе прочего, относится указанная продукция.
  19. Ставка налога на средние дистилляты устанавливается в размере, который равен коэффициенту, по которому рассчитывается акциз на дизельное топливо.
  20. В качестве плательщиков признаются предприятия, которые получили от налоговых органов свидетельства о регистрации компании, совершающей операции со средним дистиллятом. Владельцам водного транспорта, применяющим указанную продукцию для бункеровки, устанавливается вычет. Он равен ставке, по которой рассчитывается акциз на судовое топливо с коэффициентом.
  21. Средними дистиллятами признаются жидкие смеси углеводородов с фракционным составом в температурном диапазоне 215-360 град. Данные поправки закрывают все возможности на переименование дизельной фракции. Таким образом, избежать налогового бремени в настоящее время не удастся. С 2016-го устанавливается акциз на судовое маловязкое топливо. При этом предприятия, занятые в соответствующей сфере, особенно не пострадают. Среди поправок предусмотрен налоговый вычет с коэфф. 2.

    Обсуждение поправок

    В 2014 году на заседании комитета Госдумы за основу было принято предложение о повышении ставок акцизов на дизтопливо и бензин 4 и 5 классов. Эксперты опасались в то время, что при утверждении поправок стоимость горючего вырастет на 3 р. Предложение о повышении внес Евгений Москвичев. На дизтопливо 4 кл. он предлагал повысить ставку до 3450 р./т. в 2015-м, до 4150 р./т. — в 2016-м, до 3950 р./т. — в 2017-м. Эти же цифры предполагались для горючего 5 кл. Что касается автомобильного бензина, то предлагалось сохранить его на 2015-й год на уровне 7300 р./т., в 2016 г. предусматривалось повышение с 6200 до 7530, в 2017 — с 4.5 т. р./т. до 5830 р./т. Было запланировано, что все средства будут направлены в дорожные фонды регионов. Вместе с этим, Сергей Шаталов высказывался о необходимости провести доработки поправок. До начала обсуждения предполагалось повышение акцизов только на дизтопливо и бензин 5 кл. Такое увеличение по прогнозам должно было дать дорожным фондам регионов дополнительные 60 млрд. р. в 2015-м, а в последующие годы — более 90 млрд р.

    В Налоговом кодексе определены единые ставки обложения подакцизных товаров. Они разделены на две категории: комбинированные и твердые. Последние устанавливаются в абсолютном показателе на единицу базы обложения. По такому принципу, в частности, определяются акцизы на топливо. Комбинированные ставки предполагают сочетание твердого и части стоимостного показателей. В Кодексе предусматривается дифференциация тарифов по видам и подвидам продукции. В частности, с 2011-го г. установлены различные ставки в зависимости от класса бензина и дизтоплива. При расчетах действует принцип снижения тарифов для более качественной продукции. Кроме этого предусматривается индексация твердых тарифов с учетом прогнозируемых потребительских цен.

    Она устанавливается по ст. 187 НК отдельно для каждого вида подакцизной продукции. В зависимости от ставки, налоговая база определяется:

    1. Как объем переданных (реализованных) товаров в натуральной форме. Это положение применяется к продукции, для которой используются специфические (твердые) ставки.
    2. Как стоимость переданных (реализованных) товаров. Она исчисляется в соответствии с ценами, которые установлены по ст. 40 НК, без акциза, НДС в отношении продукции, для которой установлены адвалорные ставки.
    3. Как стоимость, рассчитанная в соответствии со средними реализационными ценами, которые действовали в прошлом отчетном периоде. В случае их отсутствия используется рыночный показатель без акциза, НДС — в отношении товаров, для которых предусмотрены процентные ставки налога.
    4. Как объем реализованной (переданной) продукции в натуральном выражении для расчета акциза при использовании твердого тарифа и как расчетная стоимость, исчисляемая по максимальным розничным ценам для определения акциза при применении процентной ставки. Такая модель используется в отношении товаров, для которых предусматриваются комбинированные тарифы.
    5. В Налоговом кодексе присутствуют требования, касающиеся ведения раздельной регистрации операций с подакцизными видами продукции. Так, ст. 190 устанавливается, что налогоплательщику вменяется в обязанность организация дифференцированного учета по действиям с товарами, для которых предусматриваются разные ставки налога. Если хозяйствующий субъект не ведет раздельной фиксации операций, сумма акцизов определяется по используемому предприятием налоговому тарифу от единой базы, установленной для всех действий, попадающих под рассматриваемый налог.

      fb.ru

      Акциза сколько налог

      Промо-экземпляр журнала «Российский бухгалтер» — журнала для.

      Счет на промо-подписку на электронную версию журнала «Кадровый.

      Счет на промо-подписку на электронную версию журнала «Российский.

      Типовая межотраслевая форма № ЭСМ-7

      Типовая межотраслевая форма № ЭСМ-6

      Типовая межотраслевая форма № ЭСМ-5

      Адрес редакции: 127015, г. Москва, ул. Б. Новодмитровская, д. 14, стр. 2

      Контактный телефон: (495) 648-61-85

      «Российский бухгалтер» — портал для бухгалтеров, налоговых специалистов, кадровиков, юристов, предпринимателей. Авторитетные эксперты постоянно публикуют актуальные материалы по темам: бухгалтерский учет, налогообложение, НДС, НДФЛ, страховые взносы, кадровое делопроизвоство, начисление отпускных и больничных, компенсации за неиспользованный отпуск, тарифная сетка, прием и увольнение работников, регистрация юридических лиц и их ликвидация, упрощенка (УСН), вмененка (ЕНВД), заработная плата и сотням других.

      Детально рассматриваются вопросы налоговой отчетности, как для организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения, так и для применяющих специальные режимы налогообложения.

      На портале можно скачать многочисленные документы: кодексы и законы РФ, письма и приказы минфина, письма и приказы минэкономразвития, постановления Правительства РФ, касающиеся предпринимательской деятельности, бухгалтерского учета и налогообложения.

      «Российский бухгалтер» является зарегистрированным печатным СМИ, регистрационный номер ПИ № ФС77-39817 от «07» мая 2010 г., выдан Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

      rosbuh.ru

      Здравствуйте! Возникла проблема, бьюсь уже вторую неделю:(

      Наша организация начала заниматься оптовой торговлей ГСМ, собственных мощностей для хранения не имеем, заключен договор хранения нефтепродуктов, для собственных нужд не используем, перепродаем. Никаких свидетельств не имеем( я так понимаю, тут это по поводу акцизов как то завязано).

      Интересуют следующие вопросы, простите, если кому то они покажутся непрофессиональными, если что, поправьте:

      1. Начисление НДС, акцизов при покупке-продаже нефтепродуктов. Особенности налогообложения.

      2. Бухгалтерский учет покупки, хранения, продажи. (Если не сложно, можно в двух словах, расписывать не надо, не совсем я еще дурак:yes: )

      3.Документы,необходимые при поступлении топлива и списании.

      Если есть какие то нюансы, напишите, буду очень вам благодарна, а так, пока нет ни опыта ни знаний, соответственно и вопросы не очень получаются.

      Я буду Вам всем ОЧЕНЬ благодарна, если вы мне поможете, поверьте, не одну неделю сидела, искала, и все-таки пришлось написать..Если не будет ни у кого времени, киньте ссылки, где можно хоть что то прочесть, понимаю ж, что все люди серьезные и занятые.

      Может это Вам поможет.

      «Главбух». Приложение «Учет в торговле», 2005, N 3

      НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТОРГОВЛИ ГСМ

      Торговля горюче-смазочными материалами имеет ряд особенностей. Это лицензирование, исчисление и уплата акцизов, а также некоторые нюансы бухгалтерского учета, связанные со спецификой товара.

      Нужна ли лицензия?

      Нужна ли организации, реализующей ГСМ, лицензия на осуществление этого вида деятельности?
      Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Реализации горюче-смазочных материалов в этом перечне нет.
      Однако там упомянуто хранение нефти, газа и продуктов их переработки.
      Значит, организации, которая хранит ГСМ в собственных емкостях, придется получать лицензию на этот вид деятельности. Положение о таком лицензировании утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637. Лицензии выдает Федеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401).

      В перечень подакцизных нефтепродуктов входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также прямогонный бензин (ст. 181 Налогового кодекса РФ).
      Определение объекта налогообложения акцизом зависит от того, имеет ли организация свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (см. таблицу).

      ————————-T—————————————¬
      ¦ Налогоплательщики ¦ Объект налогообложения (операция) ¦
      +————————+—————————————+
      ¦Не имеющие свидетельства¦Принятие на учет организацией ¦
      ¦ ¦нефтепродуктов, самостоятельно ¦
      ¦ ¦произведенных ¦
      ¦ ¦из собственного сырья и материалов, ¦
      ¦ ¦получение нефтепродуктов ¦
      ¦ ¦в собственность в счет оплаты услуг ¦
      ¦ ¦по производству нефтепродуктов ¦
      ¦ ¦из давальческого сырья и материалов ¦
      +————————+—————————————+
      ¦Имеющие свидетельство ¦Получение нефтепродуктов: ¦
      ¦ ¦- приобретение в собственность; ¦
      ¦ ¦- принятие на учет нефтепродуктов, ¦
      ¦ ¦полученных в счет оплаты услуг ¦
      ¦ ¦по их производству из давальческого ¦
      ¦ ¦сырья и материалов; ¦
      ¦ ¦- принятие к учету подакцизных ¦
      ¦ ¦нефтепродуктов, самостоятельно ¦
      ¦ ¦изготовленных из собственного сырья и ¦
      ¦ ¦материалов; ¦
      ¦ ¦- получение собственником сырья и ¦
      ¦ ¦материалов нефтепродуктов, ¦
      ¦ ¦произведенных из этого сырья и ¦
      ¦ ¦материалов, на основе договора ¦
      ¦ ¦переработки ¦
      +————————+—————————————+
      ¦Все ¦Передача нефтепродуктов, ¦
      ¦ ¦произведенных из давальческого сырья ¦
      ¦ ¦и материалов, собственнику этого сырья¦
      ¦ ¦и материалов, не имеющему ¦
      ¦ ¦свидетельства ¦
      L————————+—————————————

      Налоговый кодекс приравнивает к производству подакцизных товаров их розлив, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар (п. 3 ст. 182 Налогового кодекса РФ).
      Например, АЗС получает с завода бензин Аи-80 и закупает присадки для повышения октанового числа. Путем смешения получается бензин Аи-92. Тогда считается, что АЗС произвела этот бензин и должна платить акциз с его реализации.

      Получать ли свидетельство?

      Свидетельства выдают на следующие операции с нефтепродуктами (отдельно на каждый вид деятельности):
      — производство;
      — оптовую реализацию;
      — оптово-розничную реализацию;
      — розничную реализацию.

      Примечание. Свидетельство о регистрации
      Это документ, который служит основанием для принятия к вычету сумм акциза (кроме свидетельства на розничную торговлю) в соответствии со ст. ст. 200, 201 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщик, не имеющий свидетельства, не сможет принять к вычету начисленные при получении нефтепродуктов акцизы.

      Свидетельство на розничную реализацию выдают лицам, которые отпускают нефтепродукты через топливораздаточные колонки. Остальные способы продажи топлива относят к оптовой торговле.
      Получение свидетельства — дело добровольное. Но предприятиям следует помнить, что лицо, имеющее свидетельство, признается плательщиком акцизов, а это дает возможность приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз. Если же свидетельства нет, то нефтепродукты придется покупать по ценам, в состав которых входит сумма акциза. Это связано с тем, что поставщики топлива могут принять к вычету ранее начисленные акцизы, только если у покупателя есть свидетельство. А значит, они предпочитают отпускать бензин тем автозаправкам, которые получили этот документ.
      Для оптовиков основное преимущество, которое дает свидетельство, состоит в том, что при его наличии они могут предъявлять к вычету ранее начисленные суммы акцизов.
      Свидетельство автозаправка может получить, только если у нее есть в собственности мощности для хранения и реализации нефтепродуктов (п. 4 ст. 179.1 Налогового кодекса РФ). Например, топливораздаточные колонки, измерители уровня топлива и масла (уровнемеры), подземные резервуары и т.д. При этом не имеют значения ни емкость, ни местонахождение этих объектов. Важно лишь право собственности на них. Поэтому АЗС, арендующие мощности для реализации, получить свидетельство не могут.
      Для получения свидетельства в налоговую инспекцию подают заявление в двух экземплярах. В нем указывают, на какой срок требуется свидетельство. Этот срок не может быть более одного года.
      Кроме того, в налоговую инспекцию придется представить заверенные копии документов, подтверждающих право собственности предприятия на мощности (емкости) для хранения и реализации ГСМ.
      Ко всему этому прилагают сведения о том, сколько бензина, дизельного топлива и моторного масла организация продает в розницу и оптом.

      Освобождение и вычеты

      Реализация нефтепродуктов на территории РФ не подлежит налогообложению акцизами. Значит, объектом налогообложения является не реализация нефтепродуктов, а их получение. Плательщиками акцизов становятся организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают подакцизные нефтепродукты. Исключение составляет ситуация, когда такую продукцию, произведенную из давальческого сырья, передают собственнику сырья, не имеющему свидетельства. В этом случае плательщиком акциза становится передающая сторона.

      Примечание. Если есть филиалы
      Учтите, что если организация имеет обособленные подразделения, то для получения свидетельства на каждое из них составляют справку о его мощностях и указывают местонахождение. А вот в инспекции в регионах, где находятся эти подразделения, никаких документов представлять не надо.

      Поскольку акциз при получении нефтепродуктов начисляют только лица, имеющие свидетельство, то и освобождение от уплаты акциза могут получить только они.
      Сумму акциза исчисляют как произведение налоговой базы и налоговой ставки:

      Налоговую базу определяют в соответствии со ст. ст. 187 — 191 Налогового кодекса РФ:

      ————————-T—————————————¬
      ¦ Налогоплательщики ¦ Налоговая база для исчисления ¦
      ¦ ¦ акциза ¦
      +————————+—————————————+
      ¦Не имеющие свидетельства¦Объем полученных (оприходованных) ¦
      ¦ ¦нефтепродуктов в натуральном выражении¦
      +————————+—————————————+
      ¦Имеющие свидетельство ¦Объем полученных (оприходованных) ¦
      ¦ ¦нефтепродуктов в натуральном ¦
      ¦ ¦выражении, а при передаче ¦
      ¦ ¦нефтепродуктов — объем переданных ¦
      ¦ ¦нефтепродуктов в натуральном выражении¦
      L————————+—————————————

      Начислив акциз по операциям, признаваемым объектом налогообложения, оптовик имеет право уменьшить его на величину налоговых вычетов.
      А вот если организация имеет свидетельство только на розничную реализацию, то при продаже ГСМ она не сможет принять к вычету акцизы, которые были уплачены при их покупке (п. 8 ст. 200 Налогового кодекса РФ). При продаже в розницу бензина, дизельного топлива или моторных масел возможно два варианта:
      — у АЗС есть свидетельство. Тогда она является плательщиком акцизов. При получении нефтепродуктов ей надо начислить и заплатить акциз. Но при продаже в розницу этих нефтепродуктов принять к вычету акциз нельзя;
      — у автозаправочной станции нет свидетельства. Тогда она не является плательщиком акцизов. Соответственно начислять акциз при получении топлива ей не надо.
      Организации, имеющие свидетельство только на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

      Для контроля над производством и реализацией (передачей) подакцизных нефтепродуктов по решению руководителя налогового органа у налогоплательщика, который получил в этом же налоговом органе свидетельство, может быть создан постоянно действующий налоговый пост. Это комплекс мер и мероприятий налогового контроля. Их проводят налоговые органы в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.
      Функции налоговых постов определены в ст. 197.1 Налогового кодекса РФ. Отметим, что при выполнении своих задач сотрудники налоговых органов не имеют права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации.

      Только розничная торговля

      В этой ситуации начислять акциз АЗС должна в тот момент, когда приходуется топливо. При этом автозаправка, которая имеет свидетельство только на розничную продажу нефтепродуктов, не может возместить из бюджета этот акциз. Поэтому сумму налога включают в первоначальную стоимость нефтепродуктов (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом учете акциз также включается в их стоимость (п. 4 ст. 198 Налогового кодекса РФ).

      Пример 1. В июне 2005 г. АЗС ООО «Заправщик» получила бензин Аи-92 в количестве 6 тонн. У автозаправочной станции есть свидетельство на розничную торговлю нефтепродуктами. Покупная цена бензина — 15 000 руб. за тонну. Всего поступило бензина на сумму:
      6 т х 15 000 руб/т = 90 000 руб.,
      в том числе НДС:
      90 000 руб. : 118% х 18% = 13 728,81 руб.
      Ставка акциза для бензина с октановым числом больше 80 составляет 3629 руб. за тонну. Поэтому акциз, который нужно начислить, составил:
      6 т х 3629 руб/т = 21 774 руб.
      Отпускная цена бензина установлена в размере 16,5 руб. за 1 литр.
      Количество бензина, приобретаемого в тоннах, надо пересчитывать в литры для продажи. В товаросопроводительных документах, как правило, указана плотность приобретенного топлива в соответствии с ГОСТом либо ТУ производителя.
      При плотности 0,826 г/куб. см в 6 тоннах (6000 кг) содержится:
      6000 кг : 0,826 г/куб. см = 7263,92 л.
      Общая продажная стоимость топлива составила:
      7263,92 л х 16,5 руб/л = 119 854,68 руб.
      Бухгалтер АЗС сделал в учете такие записи:
      Дебет 41 Кредит 60
      — 76 271,19 руб. (90 000 — 13 728,81) — оприходован бензин;
      Дебет 19 Кредит 60
      — 13 728,81 руб. — учтен НДС по оприходованному бензину;
      Дебет 41 Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»
      — 21 774 руб. — начислен акциз по оприходованному бензину;
      Дебет 60 Кредит 51
      — 90 000 руб. — оплачен бензин поставщику;
      Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
      — 13 728,81 руб. — поставлена в зачет сумма НДС по оприходованному топливу;
      Дебет 50 Кредит 90 субсчет «Выручка»
      — 119 854,68 руб. — получена выручка от продажи бензина в розницу;
      Дебет 90 субсчет «НДС» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
      — 18 282,92 руб. (119 854,68 руб. : 118% х 18%) — начислен НДС с реализации;
      Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41
      — 98 045,19 руб. (76 271,19 + 21 774) — списана себестоимость проданного топлива с учетом акциза;
      Дебет 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99
      — 3526,57 руб. (119 854,68 — 18 282,92 — 98 045,19) — выявлен финансовый результат от реализации.

      Если же АЗС имеет свидетельство на оптовую или оптово-розничную торговлю ГСМ, то операции с акцизами оформляют иначе, ведь начисленный налог можно принять к вычету.

      Пример 2. Используем условия примера 1, но немного изменим их. Пусть у АЗС ООО «Заправщик» есть свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов. АЗС перепродала поступивший бензин по безналичному расчету ЗАО «Автотопливо», у которого тоже имеется свидетельство, за 110 000 руб. (в том числе НДС — 16 779,66 руб.).
      В учете бухгалтер отразил это так:
      Дебет 41 Кредит 60
      — 76 271,19 руб. — оприходован бензин;
      Дебет 19 Кредит 60
      — 13 728,81 руб. — учтен НДС по оприходованному бензину;
      Дебет 60 Кредит 51
      — 90 000 руб. — оплачен бензин поставщику;
      Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
      — 13 728,81 руб. — поставлена в зачет сумма НДС по оприходованному топливу;
      Дебет 19 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»
      — 21 774 руб. — начислен акциз по оприходованному бензину;
      Дебет 62 Кредит 90 субсчет «Выручка»
      — 110 000 руб. — получена выручка от продажи бензина оптом;
      Дебет 90 субсчет «НДС» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
      — 16 779,66 руб. — начислен НДС с реализации;
      Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41
      — 76 271,19 руб. — списана себестоимость проданного топлива;
      Дебет 51 Кредит 62
      — 110 000 руб. — поступила оплата от покупателя.
      ООО «Заправщик» представило в налоговые органы договор купли-продажи с ЗАО «Автотопливо» и реестр счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции покупателя. После этого ООО получило право зачесть из бюджета акциз:
      Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы»
      — 21 774 руб. — принят к вычету акциз.

      Специальные режимы налогообложения

      При «вмененке» к розничной торговле не относится (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ) реализация подакцизных товаров, в частности:
      — автомобильного бензина;
      — дизельного топлива;
      — моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
      — прямогонного бензина.
      Следовательно, розничная торговля ГСМ не подпадает под действие ЕНВД.
      А вот на «упрощенку» предприятия, торгующие ГСМ, перейти могут. Дело в том, что закрытый перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих права применять УСН, приведен в п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В нем упомянуты только производители подакцизных товаров, а не продавцы.

      А.С.Базарова
      Консультант по налогам
      ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
      Подписано в печать
      16.06.2005

      forum.klerk.ru