Полезные статьи

Акт выездной проверки по жалобе

Составлен акт налоговой проверки: возражения, решение, апелляция, требование об уплате налогов, принудительное взыскание

О том, что проверка закончена, вас уведомят соответствующей справкой. Кстати, со дня ее составления налоговики должны покинуть территорию налогоплательщика. Справка носит информационный характер, в ней фиксируются:

— сроки ее проведения.

Акт по результатам выездной налоговой проверки оформляется в течение двух месяцев с момента ее окончания (ст. 100 НК РФ) и содержит:

— подробные выводы проверяющих;

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, а также проверяемое лицо.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Акт может быть вручен налогоплательщику под роспись или отправлен заказным письмом; в этом случае он считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Примечание. Со дня получения акта начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений, и фиксация этого срока крайне важна.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представлять возражения по акту в целом или в отношении отдельных его положений.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Надо указать, с какими именно положениями акта вы не согласны. Эта позиция должна быть обоснована ссылками на нормы законодательства, судебной практикой, причем приоритет отдается решениям ВАС РФ и решениям судов по соответствующим судебным округам.

Тот факт, что возражения не были написаны, еще не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки. Это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде. Однако, подавая возражения, следует учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). И тогда решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

Выносится решение

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются:

— обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

— доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

— решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;

— указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Подаем апелляцию

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (ст. 101.2 НК РФ).

Примечание. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Выставление требования об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Примечание. Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Требование должно содержать сведения:

— о сумме задолженности по налогу;

— размере пеней, начисленных на момент направления требования;

— сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

— сроке исполнения требования;

— мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Уплата налогов, штрафов и пеней

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней со дня получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на дату получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

Принудительное взыскание

При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление подается в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

www.pnalog.ru

Новый регламент расследования несчастных случаев на производстве

«Кадровик. ру», 2012, N 10

НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

20 декабря 2011 г. вступил в действие Регламент, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 N 1065н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве» (далее — Регламент). Он упорядочил и конкретизировал обязанности должностных лиц при проведении контроля, ограничил продолжительность проведения проверок по соблюдению порядка учета несчастных случаев на производстве и их расследования (не более 20 рабочих дней), уточнил состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур и установил порядок внесудебного обжалования действий должностных лиц. Работнику кадровой службы будет полезно знать, когда, что и как имеет право проверять инспектор Роструда, какими правами и обязанностями обладает организация и что можно сделать, если права нарушаются.

Государственная функция по осуществлению надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве возложена непосредственно на Роструд и его территориальные органы — государственные инспекции труда. Перечень ГИТ, почтовые адреса, телефоны и адреса электронной почты можно найти в Приложении N 1 к Регламенту. В необходимых случаях к проведению мероприятий по контролю Роструд может привлекать экспертов и экспертные организации, аккредитованные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 689. Этот порядок регламентирован ст. ст. 2 и 7 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ).

Продолжительность каждой проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства плановая выездная проверка не должна длиться более 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год — для микропредприятия. Срок проведения каждой проверки в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается по каждому филиалу (представительству) юридического лица.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, период плановой выездной проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Проведение плановых проверок

В соответствии с требованиями ч. 8 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проверок является истечение 3 лет со дня:

— государственной регистрации данного юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— окончания проведения последней плановой проверки данного юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— начала фактического осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, в том числе в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о ее начале в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два раза и более каждые 3 года с периодичностью, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

Ежегодный план проведения плановых проверок не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых мероприятий, размещается на официальном сайте территориального органа Роструда в сети Интернет. Адрес сайта — www. rostrud. info.

Отказаться от проведения проверки можно по следующим причинам:

— ликвидация или реорганизация в установленном законодательством порядке юридического лица, прекращение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей проверке;

— наступление обстоятельств непреодолимой силы.

О проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляется территориальным органом Роструда, проводящим инспекционные мероприятия, в срок не позднее 3 рабочих дней до начала данного мероприятия. Для этого в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляют копию распоряжения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) о начале проведения плановой проверки. Распоряжение оформляется в соответствии с типовой формой распоряжения, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются имеющиеся в территориальном органе Роструда документы, содержащие сведения о соблюдении работодателем установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Для проведения документарной проверки уполномоченное лицо может затребовать у организации:

— персональные сведения о руководителях и главных (ведущих) специалистах, в том числе по охране труда, проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя (должности, фамилии, имена и отчества, размер заработной платы);

— сведения о проводимых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (на его территории) работах, выполняемых на основе заключенных гражданско-правовых договоров, с указанием реквизитов подрядных организаций;

— сведения о результатах проверок данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, ранее проведенных уполномоченными органами федерального государственного надзора по вопросам, связанным с целью проводимой проверки;

— данные о состоянии производственного травматизма у данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в том числе в результате групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым или смертельным исходом, происшедших в течение 3 лет, предшествовавших проверке, с указанием структурных подразделений;

— копии журналов регистрации несчастных случаев на производстве, происшедших в течение 3 лет, предшествовавших проверке;

— персональные сведения о количестве работников, уволенных работодателем в течение 3 лет, предшествовавших проверке, вследствие их смерти либо установления стойкой утраты трудоспособности (инвалидности), с указанием структурных подразделений, в которых они работали;

— копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах;

— изданные работодателем приказы (распоряжения) по результатам расследования несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах;

— сведения о результатах выполнения мероприятий по устранению причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, выработанных и предложенных в ходе расследования несчастных случаев на производстве, происшедших в текущем и предыдущем годах.

Указанные документы должны быть представлены в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя (уполномоченного должностного лица) юридического лица или индивидуального предпринимателя, в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса.

Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия либо несоответствие представленных сведений данным, имеющимся в территориальном органе Роструда, информация об этом направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводится проверка, с требованием представить в течение 10 рабочих дней дополнительные материалы и необходимые пояснения в письменном виде.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов будут установлены признаки нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, уполномоченное должностное лицо Роструда вправе провести выездную проверку юридического лица или индивидуального предпринимателя.

По результатам плановой проверки уполномоченным работником территориального органа Роструда, проводящим проверку, оформляется акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по типовой форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.

К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (или иному уполномоченному им лицу) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия полномочных представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле территориального органа Роструда.

Если выявлены нарушения обязательных требований, уполномоченные работники выдают работодателю предписание об устранении обнаруженных нарушений с указанием сроков их устранения.

Если в ходе проверки установлено, что деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, его филиала, представительства, структурного подразделения, эксплуатация принадлежащих ему зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств непосредственно угрожают жизни и (или) здоровью граждан или такой вред причинен, уполномоченные работники территориального органа Роструда обязаны незамедлительно принять в установленном законодательством порядке меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения. К таким мерам относится применение в исключительных случаях временного запрета деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг на срок, не превышающий 5 суток, до рассмотрения дела судом в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проведение внеплановых проверок

Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:

— истечение срока исполнения работодателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

— издание руководителем Роструда или его территориального органа распоряжения о проведении внеплановой проверки в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

— поступление в Роструд или его территориальный орган заявлений, обращений и иных документов, содержащих сведения о фактах:

возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате нарушения работодателями установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве, включая сведения, содержащиеся в представленных работодателями в установленном порядке сообщениях о последствиях несчастного случая на производстве;

причинения вреда жизни и здоровью граждан при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности, обстоятельства которых не были расследованы в установленном порядке, в том числе содержащихся в извещениях о пострадавших от несчастного случая на производстве, обратившихся или доставленных в медицинскую организацию, поступивших из медицинских учреждений.

Внеплановые проверки также могут носить документарный и выездной характер.

Такая проверка проводится на основании распоряжения руководителя Роструда или его территориального органа (их заместителей), оформленного по установленной форме. Внеплановая выездная проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, по типовой форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должен быть уведомлен любым доступным способом не менее чем за 24 часа до ее начала. Если в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни и здоровью граждан при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности, обстоятельства которого не были расследованы в установленном порядке, либо имеется угроза, что указанные обстоятельства могут возникнуть в результате допускаемых правонарушений, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

При проведении выездной проверки уполномоченный работник Роструда должен предъявить служебное удостоверение и распоряжение о назначении данного мероприятия. Если перед этим не проводилась документарная проверка, то полномочные представители юридического лица или индивидуального предпринимателя должны подготовить необходимые документы, содержащие:

— выписки из уставных и организационно-распорядительных документов, содержащие сведения о направлениях производственной деятельности, структуре и общей численности работников проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— персональные сведения о руководителях и главных (ведущих) специалистах, в том числе по охране труда, проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя (должности, фамилии, имена и отчества, размер средней заработной платы);

— сведения о результатах проверок данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, ранее проведенных уполномоченными органами федерального государственного надзора по вопросам, связанным с целью проводимой проверки (при наличии);

— данные о состоянии производственного травматизма у юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в том числе в результате групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым или смертельным исходом, происшедших в течение 3 лет, предшествовавших проверке, с указанием структурных подразделений (при наличии);

— копии журналов регистрации несчастных случаев на производстве, происшедших в течение 3 лет, предшествовавших проверке (при наличии);

— персональные сведения о количестве работников, уволенных работодателем в течение 3 лет, предшествовавших проверке, вследствие их смерти либо установления стойкой утраты трудоспособности (инвалидности), с указанием структурных подразделений, в которых они работали (при наличии);

— материалы расследования несчастных случаев на производстве, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах (при наличии);

— изданные работодателем приказы (распоряжения) по результатам расследования несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах (при наличии);

— сведения о результатах выполнения мероприятий по устранению причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, выработанных и предложенных в ходе расследования несчастных случаев на производстве, происшедших в текущем и предыдущем годах, и последствиях несчастного случая на производстве (при наличии);

— сведения о решении прокуратуры о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела по факту несчастного случая на производстве (при наличии).

Проведя анализ представленных документов, уполномоченный работник проверяет, насколько тщательно работодатель исполняет обязательные требования при расследовании и оформлении несчастных случаев на производстве, включая достоверность их учета. Это позволяет понять, не скрываются ли несчастные случаи на производстве. Проводятся следующие действия:

— проверка журнала регистрации несчастных случаев на производстве и наличия материалов расследования, зарегистрированных в журнале несчастных случаев в течение 3 лет, предшествовавших проверке;

— проверка надлежащего оформления каждого из известных уполномоченному работнику Роструда или его территориального органа, проводящему проверку, конкретных фактов травматического повреждения здоровья работников юридического лица или индивидуального предпринимателя (при их наличии), сведения о которых ранее были получены (предварительно или непосредственно в ходе проверки) в соответствующих лечебно-профилактических медицинских учреждениях (здравпунктах организации, травмпунктах или иных лечебно-профилактических учреждениях, обслуживающих большинство работников данного проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя), включая оформление в установленном порядке несчастных случаев на производстве, в результате которых лечебно-профилактическим медицинским учреждением было рекомендовано перевести пострадавшего на другую работу (без оформления листка временной нетрудоспособности);

— выборочный анализ содержания зарегистрированных работодателем актов о несчастных случаях на производстве, происшедших с работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах, в целях выявления их соответствия установленным обязательным требованиям к их оформлению;

— выборочный анализ листков временной нетрудоспособности, выданных работникам данного юридического лица или индивидуального предпринимателя в связи со случаями травматического повреждения здоровья (по соответствующим шифрам диагноза) в текущем и предыдущем годах, в целях последующего проведения проверки имеющихся у юридического лица или индивидуального предпринимателя подтверждающих документов и материалов расследования (актов расследования, письменных объяснений пострадавших, их непосредственных руководителей, очевидцев происшествия и т. д.) и достоверности изложенных в них сведений;

— выборочная проверка достоверности расследования несчастных случаев с работниками организации, квалифицированных как несчастные случаи по пути на работу (с работы), в целях установления возможных фактов ошибочной квалификации этих случаев.

После анализа указанных документов проводится выборочная проверка фактической реализации предусмотренных в них мероприятий, а также мероприятий, указанных в актах о расследовании несчастных случаев на производстве, ранее происшедших с работниками.

По результатам внеплановой проверки уполномоченный работник Роструда или его территориального органа, проводящий инспекционное мероприятие, оформляет соответствующий акт. Один экземпляр акта представляется под роспись руководителю организации (его представителю).

Если проверка выявила, что нарушался установленный порядок оформления несчастных случаев на производстве, устранение которых возможно без проведения дополнительного расследования, то по результатам инспекции уполномоченный работник Роструда или его территориального органа предъявляет работодателю требование о внесении в оформленный акт о несчастном случае на производстве необходимых изменений и дополнений. Данное предписание обязательно для исполнения. К упомянутым нарушениям относятся следующие:

— Акт о несчастном случае на производстве оформлен на бланке неустановленной формы.

— В отдельных пунктах акта о несчастном случае отсутствуют сведения, предусмотренные установленной формой данного документа.

В указанных случаях по требованию уполномоченного работника Роструда или его территориального органа, проводившего проверку, оформляется новый акт о несчастном случае на производстве. Прежний акт приказом работодателя признается утратившим силу, о чем работодатель (его представитель) либо должностное лицо, проводившее проверку, информируют пострадавшего или его полномочных представителей и заинтересованные органы, направляя им при необходимости переоформленный акт о несчастном случае на производстве или его копию.

Если в ходе проверки выявлены нарушения, устранение которых не представляется возможным без проведения дополнительного расследования, то проверяющий предъявляет работодателю предписание о проведении в установленном порядке дополнительного расследования несчастного случая либо проводит его расследование самостоятельно в порядке, установленном ст. 229.3 ТК РФ. К нарушениям установленного порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев на производстве, устранение которых невозможно без проведения дополнительного расследования, относятся следующие:

— Несчастный случай фактически не расследован в установленном порядке, либо работодателем неправомерно принято решение об отказе в проведении расследования.

— Расследование несчастного случая на производстве проведено комиссией, сформированной с нарушением требований ст. 229 ТК РФ.

— Инцидент неправомерно квалифицирован по результатам расследования как несчастный случай, не связанный с производством.

— Содержание акта о несчастном случае в части определения причин несчастного случая и лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда, не соответствует фактическим обстоятельствам несчастного случая и (или) материалам его расследования.

Подтверждениями факта происшествия несчастного случая являются полученные в ходе проверки:

— выписка из медицинской карты и (или) истории болезни пострадавшего, другие медицинские документы, выданные в установленном порядке медицинским учреждением, в которое был доставлен пострадавший после получения им повреждения здоровья;

— документы правоохранительных органов, проводивших проверку по факту повреждения здоровья пострадавшего;

— письменные объяснения очевидцев происшествия несчастного случая и других лиц, располагающих сведениями о факте повреждения здоровья пострадавшего;

— выписки из организационно-распорядительных документов работодателя, подтверждающие, что здоровью пострадавшего был нанесен ущерб при исполнении трудовых (профессиональных) обязанностей;

— иные документы, подтверждающие факт повреждения здоровья пострадавшего при исполнении им трудовых (профессиональных) обязанностей.

Уполномоченное лицо вносит информацию об осуществленной проверке в журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Обжалование результатов проверки

Обжаловать результаты проверки имеет право как работодатель, так и работник, обратившийся в территориальный орган Роструда с жалобой на нарушение его прав. Обжалование решений, действий (бездействия) уполномоченными работниками Роструда и его территориальных органов в досудебном порядке проводится путем непосредственного обращения соответственно к руководителю территориального органа Роструда, руководителю Роструда в порядке, установленном ст. 361 ТК РФ, либо в Минздравсоцразвития России. Жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации. В случае если по жалобе требуется проведение служебной проверки, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения заявители уведомляются письменно с указанием причин продления. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю.

hr-portal.ru